Вознесение: тайна воплотилась до конца — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Вознесение: тайна воплотилась до конца

2022-10-11 28
Вознесение: тайна воплотилась до конца 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Предвестия о Вознесении, рассмотренные нами в предыдущей катехизической беседе, проливают свет на истину, кратко выраженную в древнейших Символах Веры: «восшел на небеса». Как мы уже говорили, речь идет о тайне, которая является предметом веры. Она дополняет тайну Воплощения и становится окончательным завершением мессианского служения Сына Божия, сошедшего на землю ради нашего искупления.

В то же время Вознесение является фактом, который мы можем познавать, анализируя детали биографии Иисуса и те исторические данные, которые содержатся в Четвероевангелии.

2. Обратимся к текстам евангелиста Луки. Сначала к тем стихам, которыми заканчивается Евангелие: «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк 24, 50-51). Иисус был «вознесен на небо», что указывает и на собственное движение всей Его фигуры, и одновременно на силу, «отрывающую» Его от земли. При этом Иисус благословляет апостолов, что указывает на спасительный смысл Его ухода: этим уходом подтверждается и завершается всякое духовное благо, связанное со служением Искупителя.

Читая этот текст евангелиста Луки отдельно от других, можно было бы предположить, что Иисус вознесся на небо в день Воскресения, когда явился апостолам (ср.: мя становится еще более глубокой. Однако тайна не противоречит Его присутствию во времени и пространстве, а наоборот, облагораживает и возводит в ранг высших ценностей все, что Он совершает, говорит, чего касается, что устанавливает и велит, одним словом - Церковь. Поэтому мы повторяем еще раз: Верую, но не отрываясь от реальности, о которой говорит нам евангелист Лука.

Понятно, что когда Христос вознесся на небо, то прекратилось это сосуществование, это скрещение вечного «ныне» и земного времени, и осталось время Церкви странствующей на протяжении истории. Присутствие же Христа становится невидимым и вневременным, как и присутствие Святого Духа, действующего в сердцах.

4. Согласно Деяниям Апостолов, Иисус «вознесся» (Деян 1, 2) на Елеонской горе, ибо оттуда вернулись апостолы в Иерусалим после Вознесения Господа. Но прежде чем это произошло, Иисус давал им разные поручения, например «повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца» (Деян 1, 4). Обещанное Отцом - это сошествие Святого Духа: «будете крещены Духом Святым» (Деян 1, 5); «но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями» (Деян 1, 8). И именно тогда, «сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (Деян 1, 9).

Таким образом, Елеонская гора, которая уже была местом духовной агонии Иисуса в Гефсимании, является также местом последнего контакта Воскресшего с небольшой группой учеников в момент Вознесения. Это произошло после очередного обетования о сошествии Святого Духа, Который Своим действием преобразит эту маленькую группу в Церковь и поставит ее на путях истории. Таким образом, Вознесение - событие, завершающее жизнь и земное служение Христа, а Пятидесятница станет первым днем жизни и истории «Тела Его, которое есть Церковь» (ср.: Кол 1, 24). Таков основной смысл Вознесения, независимо от обстоятельств, в которых оно совершилось, и от библейской символики, в свете которой оно может быть рассмотрено.

5. Согласно повествованию Луки, Иисус «поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их». Здесь важны два элемента: «поднялся» (возвышение-вознесение) и «облако взяло Его» (тайна).

«Поднялся» - выражение, определяющее чувственное и духовное восприятие апостолов, - указывает на поступательное движение, на переход с земли на небо, прежде всего на знамение иного «перехода» - Христос переходит в состояние прославления в Боге. Первое значение Вознесения именно таково: откровение о том, что Воскресший восшел на небо, в сокровенное единение с Богом, о чем свидетельствует «облако» - библейское знамение Божественного присутствия. Христос исчезает из поля зрения Своих учеников, входя в трансцендентный «мир» невидимого Бога.

6. Эта последняя деталь также подтверждает значение тайны Вознесения Христа. Сын, Который «исшел от Отца и пришел в мир, опять оставляет мир и идет к Отцу» (ср.: Ин 16, 28). В этом «возвращении» к Отцу находит свое выражение истина о Вознесении «одесную Отца» - мессианская истина, предсказанная еще в Ветхом Завете. Поэтому, когда евангелист Марк пишет о Вознесении: «Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мк 16, 19), он ссылается на «слова Господа» в Псалме 110 [109]: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс 110 [109], 1). «Сидеть одесную Отца» - значит соучаствовать в Его Царской власти и в Божественном достоинстве.

Сам Христос сказал: «И вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных», как мы читаем об этом в Евангелии от Марка (14, 62) или в Евангелии от Луки (22, 69): «Отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией». Таким видит Христа в момент своей смерти и первый иерусалимский мученик диакон Стефан: «Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян 7, 56). Таким образом, это понятие укоренилось и распространилось среди первых христианских общин как определение той царственности, которой достиг Иисус через Вознесение.

7. Апостол Павел в Послании к Римлянам выразил ту же истину, говоря, что «Христос Иисус умер [за нас], но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим 8, 34). В Послании к Колоссянам апостол пишет: «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога» (Кол 3, 1; ср.: Еф 1, 20). В Послании к Евреям выражена та же истина: «Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах» (Евр 8, 1; 1, 3) и далее: «претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр 12, 2; ср.: 10, 12).

Апостол Петр провозглашает, что Иисус, «восшед на небо, пребывает одесную Бога и [Ему] покорились Ангелы и власти и силы» (ср.: 1 Петр 3, 22).

8. Проповедуя в день Пятидесятницы, этот же апостол сказал о Христе: «Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите» (Деян 2, 33; ср.: 5, 31). Здесь в истину о Вознесении и о царственности Христа входит новый элемент, связанный со Святым Духом.

Задумаемся над этим. В Апостольском Символе Веры истина о Вознесении соединена с той истиной, которая говорит о восшествии Мессии в Царство Отца: «восшел на небеса и сидит одесную Бога Отца Всемогущего». В то же время это начало царствования Мессии - мессианского Царства. В нем воплотились пророческие видения из Книги пророка Даниила о Сыне Человеческом: «Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан 7, 14).

Слова Петра, сказанные в день Пятидесятницы, свидетельствуют о том, что в глазах апостолов, в свете Нового Завета, это восшествие Христа и сидение одесную Отца прежде всего соединяются с сошествием Святого Духа. Кроме того, они свидетельствуют об убежденности апостолов в том, что только в момент вознесения Иисус «принял от Отца Святого Духа», чтобы ниспослать Его, согласно обетованию.

9. Эти слова свидетельствуют и о том, что вместе с сошествием Святого Духа в сознании апостолов окончательно сформировалось видение того Царства, о котором Христос возвещал с самого начала и о котором говорил апостолам и после Воскресения (ср.: Деян 1, 3). Но даже тогда слушатели еще спрашивали Его о восстановлении Израильского Царства (ср.: Деян 1, 6), руководствуясь земным пониманием мессианского служения. И только получив «силу» Духа Истины, они «стали свидетелями» Христа и того мессианского Царства, которое окончательно зародилось, когда прославленный Христос воссел одесную Отца. В деле Божественного домостроительства Спасения возникает, таким образом, тесная связь между Вознесением Христа и сошествием Святого Духа на апостолов. С этого момента они становятся свидетелями Царства, которое воистину не прейдет. С этой точки зрения всю полноту значения обретают слова, услышанные апостолами после Вознесения Христа: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян 1, 11). Это предсказание о той окончательной полноте, которая совершится, когда силой Духа Христова воплотится весь Божественный замысел.

12. 04. 1989

ПЛОДЫ ВОЗНЕСЕНИЯ

1. Торжественно звучат весомые слова апостола Петра, сказанные в Иерусалиме в день Пятидесятницы: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите (...). Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деян 2, 32-33. 36). Приведенные слова апостол обратил к жителям этого города и паломникам, прибывшим на праздник из разных стран. Эти слова говорят о восшествии Христа, Распятого и Воскресшего, о пребывании Его «одесную Бога». Восшествие, иначе Вознесение, означает соучастие Христа-Человека в силе и владычестве Самого Бога. Соучастие в силе и владычестве Триединого Бога проявляется в «ниспослании» Утешителя, Духа Истины, Который «берет» (ср.: Ин 16, 14) из Христового Искупления и приводит к покаянию человеческие сердца. «Услышав это, они умилились сердцем» (Деян 2, 37). Известно, что вскоре после этого обратились тысячи людей.

2. Через все пасхальные события, на которые ссылается апостол Петр в день Пятидесятницы. Христос окончательно явил Себя Мессией, посланным Отцом, и Господом. Осознание того, что Он «Господь», приходит к апостолам еще во время предпасхального служения Христа. Поэтому во время Тайной Вечери Иисус сказал: «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то» (Ин 13, 13). Точно так же, подтверждая факт, общепринятый в христианских общинах, говорят о Христе во многих местах своих писаний евангелисты, особенно Лука, согласно которому, уже ангел, благовествующий пастухам о рождении Иисуса, говорит: «Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк 2, 11). В дальнейшем это слово будет повторяться многократно (ср.: Лк 7, 13; 10, 1. 41; 11, 39; 12, 42; 13, 15; 17, 6; 22, 61). Пасхальные же события окончательно укрепили это представление. Поэтому, как нам кажется, в свете этих событий следует воспринимать слово «Господь» и по отношению к предыдущему служению Мессии. Но прежде всего следует определить суть и значение, которые имеет это слово ныне - в контексте возвышения и прославления Воскресшего Христа, то есть в контексте Его Вознесения.

3. В Посланиях апостола Павла одним из наиболее часто повторяемых утверждений является такое: Христос - Господь. В известном фрагменте из Первого Послания к Коринфянам апостол Павел пишет: «Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1 Кор 8, 6; ср.: 16, 22; Рим 10, 9; Кол 2, 6). В Послании к Филиппийцам говорится о Христе: приняв уничижение вплоть до смерти, Он все-таки - Господь, ибо Он был вознесен, «дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедовал, что ГОСПОДЬ Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп 2, 10-11). В то же время апостол подчеркивает: «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор 12, 3). Итак, несомненно, «только Духом Святым» апостол Фома обращается к Иисусу, Который явился ему после Воскресения: «Господь мой и Бог мой!» (Ин 20, 28). И диакон Стефан, когда его побивали камнями, взывает: «Господи Иисусе! приими дух мой. (...) Господи! не вмени им греха сего» (Деян 59-60).

И наконец, Откровение Иоанна Богослова завершает цикл истории святых и истории спасения призывом Невесты и Духа: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр 22, 20).

Это тайна «животворящего деяния Духа Святого, Который постоянно наполняет сердца светом, дабы мы могли познать Христа; дабы мы включили Его жизнь в нашу жизнь; и силой, дабы мы возвещали, что Он и только Он - "Господь"».

4. Иисус Христос - Господь, ибо беспредельно Его владычество «на небесах и на земле». Это царская власть, которая «превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, (...) и все покорил [Бог] под ноги Его» (Еф 1, 21-22). В то же время это власть Первосвященника, о чем подробно говорится в Послании к Евреям, со ссылкой на Псалом (110 [109], 4): «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Евр 5, 6). Такое вечное священство Христа связано с властью освящать: «и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр 5, 9). «Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр 7, 25). «Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас», - читаем мы в Послании к Римлянам (8, 34). «А если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника», - заверяет нас в своем Послании апостол Иоанн (1 Ин 2, 1).

5. Будучи Господом, Христос - Глава Церкви, которая является Его Телом. Это главная мысль грандиозного космического и сотериологического предвидения истории, в котором апостол Павел, в первых главах Посланий к Ефесянам и Колоссянам, излагает суть предвечного Божественного замысла: «И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф 1, 22-23). «Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота» (Кол 1, 19); «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол 2, 9).

В Деяниях Апостолов сказано, что Христос «приобрел» Церковь «Кровию Своею» (Деян 20, 28; ср.: 1 Кор 6, 20). Когда, уходя к Отцу, Христос говорил ученикам: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28, 20), Он предвещал тайну этого Тела, постоянно черпающего животворную энергию из Его Искупления, которое продолжается в прославлении Христовом.

Христос всегда был «Господом», с первого мгновения Воплощения, как Единосущный Отцу Сын Божий, Который ради нас стал Человеком. Одновременно Христос стал Господом, ибо «смирил Себя, [погубил Самого Себя] быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп 2, 8). Возвышенный, вознесенный и прославленный, Он продолжает пребывать в Теле Своей Церкви на земле, в силу Искупления, совершаемого в отдельных людях и во всем человечестве Духом Святым. Искупление не перестает быть источником власти, которой обладает Христос в Церкви силою Святого Духа. В Послании к Ефесянам мы читаем об этом: «И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, (...) в меру полного возраста Христова» (Еф 4, 11-13).

6. Благодаря Своей царской власти, охватывающей все домостроительство спасения, Христос является Господом всей Вселенной. В Послании к Ефесянам мы читаем: «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф 4, 10). Все подчинилось Ему, как говорит об этом апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам: «Потому что все покорил [Бог] под ноги Его [ссылка на Псалом (8, 7)]. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все» (1 Кор 15, 27). Развивая эту мысль, апостол пишет: «Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1 Кор 15, 28). «А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу» (1 Кор 15, 24).

7. В Пастырской Конституции Gaudium et spes II Ватиканского Собора на эту тему сказано следующее: «Господь есть цель человеческой истории, цель, к которой устремляются чаяния истории и цивилизации, центр рода человеческого, радость всех сердец и полнота их устремлений» (РН 45). Одним словом, Христос - Господь истории. История человека, а через него и всего творения, находит в Нем свое трансцендентное воплощение. То, что в Предании определяли как recapitulatio (греч. anakefalajosis), свое обоснование находит и в Послании к Ефесянам, в котором показан предвечный Божественный замысел: «в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф 1, 10)

8. Наконец, следует отметить, что Христос - Господь жизни вечной. Ему принадлежит последний суд, о чем сказано в известном фрагменте из Евангелия от Матфея: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей (...). Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: "приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира"» (25, 31. 34).

Христу принадлежит полное право окончательного суда над делами и совестью человека, ибо Он Искупитель мира. Эту власть Он «приобрел» через крест. Поэтому Отец «весь суд отдал Сыну» (Ин 5, 22). Однако Сын пришел не для того только, чтобы судить, но и чтобы спасать. Он пришел одарить Божественной жизнью, которая заключена в Нем. «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий» (Ин 5, 26-27).

Эта власть неразрывно связана с милосердием, которое прямо от Отца изливается в сердце Сына. Сын исходит от Отца и становится человеком - propter nos homines et propter nostrum salutem.

Таким образом, Христос - Распятый и Воскресший, Христос, Который «восшел на небеса и сидит одесную Отца», - Господь жизни вечной. Он превознесен над миром и над историей как знамение безграничной любви Он окружен славой. В то же время Он ждет ответной любви, дабы даровать каждому человеку жизнь вечную.

19. 04. 1989

 

Список условных сокращений


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.