Уподобившийся нам во всем, кроме греха» — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Уподобившийся нам во всем, кроме греха»

2022-10-11 94
Уподобившийся нам во всем, кроме греха» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Сегодня мы продолжим предыдущее катехизическое наставление на тему: Иисус Христос - истинный человек. Это основополагающая истина нашей веры. Веры, опирающейся на Слово Самого Христа, подтвержденной свидетельством апостолов и учеников, передаваемой из поколения в поколение в учительстве Церкви: Credimus (...) Deum verum hominem verum (...) поп phantasticum, sed unum et unicum Filium Dei (Cone. Lugdenense II: DS 852).

В наше время об этом вероучении напомнил II Ватиканский Собор, в Пастырской Конституции которого особо подчеркнут новый род отношений, сложившихся между Словом, Которое, воплотившись, стало Человеком, - таким же как мы, и каждым из нас, всеми нами: «Ибо Сам Сын Божий, через Свое воплощение, соединился неким образом с каждым человеком. Человеческими Своими руками Он трудился, человеческим Своим разумом Он мыслил, человеческой волей Он действовал, человеческим Своим сердцем Он любил. Рожденный от Девы Марии, Он истинно стал Одним из нас, уподобившись нам во всем, кроме греха» (РН 22).

2. В предыдущей катехизической беседе мы уже попытались показать «уподобление» Христа людям, исходя из факта, что Он был истинным человеком: «Слово стало плотию», «плоть» же (sarx) указывает на физическое измерение человеческого существа (sarkikos), которое приходит в мир через рождение «от жены» (ср.: Гал 4, 4). Как и каждый человек, Иисус из Назарета в Своей телесности испытывал усталость, голод и жажду. Тело Его было слабым, восприимчивым и чувствительным к физической боли. Именно это тело (sarx) было предано мучительным истязаниям и, наконец, распято: «был распят, умер и погребен».

В уже цитированной выше Соборной Конституции этот образ дополняется следующими словами: «Человеческими Своими руками Он трудился, человеческим Своим разумом Он мыслил, человеческой волей Он действовал, человеческим Своим сердцем Он любил» (РН 22).

3. В сегодняших размышлениях обратим особое внимание на последнее утверждение, которое вводит нас в психическую сферу жизни Иисуса Христа. Он испытывал подлинно человеческие чувства: радость, печаль, гнев, изумление, любовь. На страницах Евангелия мы читаем, например, что «возрадовался духом Иисус» (Лк 10, 21), что плакал над судьбой Иерусалима: «И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему!» (Лк 19, 41-42). Он заплакал также после смерти Своего друга Лазаря: «Иисус, когда увидел ее [Марию] плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился» (Ин 11, 33-35).

4. В Гефсимании Им особенно сильно овладело чувство скорби, о чем мы читаем: «взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно» (Мк 14, 32-33; ср. также: Мф 26, 37-38). У Луки же мы читаем: «И, находясь в борении, прилежнее молился; и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк 22, 44). И это проявление психофизических свойств также подтверждает реальность человеческой природы Иисуса.

5. Мы можем также прочесть о гневе Иисуса. Так, например, когда в субботний день перед Ним предстал человек с иссохшей рукой, Иисус сначала спрашивает присутствующих: «Должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул; и стала рука его здорова, как другая» (Мк 3, 4-5).

Подобное произошло в храме, когда Иисус изгнал из него торговцев. Евангелист Матфей пишет: «выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: "дом Мой домом молитвы наречется"; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф 21, 12-13; ср.: Мк 11, 15-17).

6. В другом месте Священного Писания мы читаем, что Иисус «дивится»: «И дивился неверию их» (Мк 6, 6), или же восхищается, когда, например, говорит: «Посмотрите на лилии, как они растут (...) и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Лк 12, 27). Христос восхищается также верой хананеянки: «О, женщина! велика вера твоя» (Мф 15, 28).

7. Но прежде всего Четвероевангелия говорят нам о том, что Иисус любил. Во время разговора с юношей, спросившим, что делать, чтобы «наследовать жизнь вечную», «Иисус, взглянув на него, полюбил его» (Мк 10, 21). А евангелист Иоанн отмечает, что «Иисус (...) любил Марфу, и сестру ее, и Лазаря» (Ин 11, 5), а самого себя Иоанн называет учеником, «которого любил Иисус» (Ин 13, 23).

Иисус любил детей: «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним (...). И, обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк 10, 13. 16). А провозглашая заповедь любви, Он сослался на ту любовь, какой Сам возлюбил: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин 15, 12).

8. Крестные страдания Христа и особенно Его смерть на кресте - это как бы вершина проявления той любви, которою Иисус, «возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин 13, 1). «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15, 13). Одновременно это момент наибольшей скорби и одиночества во всей земной жизни Иисуса, которая проявилась в пронзительных словах: «"Элой, Элой! ламма савахфани?" что значит: "Божей Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?"» (Мк 15, 34). В этих словах, заимствованных из Псалма (22 [21], 2), Иисус выразил самые сильные страдания Своей души и плоти, страдания, которые проникнуты также мистическими переживаниями души, временно покинутой Богом. Это наиболее драматичный и потрясающий момент всех Его Страстей.

9. Таким образом, Иисус действительно уподобился людям, «приняв образ раба», как гласит Послание к Филиппийцам (2, 7). Послание же к Евреям, называя Его «Первосвященником будущих благ» (ср.: Евр 9, 11), подтверждает и уточняет, что Он не такой первосвященник, «который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (ср.: Евр 4, 15). Воистину, Он «не знал греха», но, как пишет апостол Павел, Бог сделал Его, «незнавшего греха (...) для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (ср.: 2 Кор 5, 21).

Итак, Иисус мог бросить вызов: «Кто из вас обличит Меня в неправде [грехе]?» (Ин 8, 46). Церковь исповедует: Sine peccato conceptus, natus et mortuus. Эту же истину, согласуясь с Преданием, возглашает Флорентийский Собор (Deer, pro lacob.: DS 1347): «Иисус был зачат без греха, родился без греха и умер без греха». Поистине, Он праведный и справедливый человек.

10. Итак, в заключение повторим слова Нового Завета, Символа и Собора: «Он истинно стал Одним из нас, уподобившись нам во всем, кроме греха» (ср.: Евр 4, 15). И именно благодаря этому подобию «Христос, последний Адам, (...) в полноте являет человека самому человеку и ясно показывает ему его наивысшее призвание» (РН 22). Можно сказать, что этим утверждением II Ватиканский Собор еще раз отвечает на главный вопрос, ставший заглавием известного трактата св. Ансельма Кентерберийского: Cur Deus homo? («Почему Бог вочеловечился?») Это вопрос пытливого ума, погруженного в тайну Бога-Сына, ставшего, как мы исповедуем в Никео-Константинопольском Символе Веры, истинным человеком, «ради нас, людей, и ради нашего спасения».

Христос «в полноте» явил человека человеку именно потому, что Сам он «не знал греха». Ибо грех никогда не обогащает человека, а наоборот - обесценивает его, умаляет, лишает присущей человеку полноты (ср.: РН 13). Возвращение этой полноты, спасение падшего человека - вот основной ответ на вопрос о смысле Воплощения.

03. 02. 1988

ИИСУС ХРИСТОС - ЧЕЛОВЕК,

 СОЛИДАРНЫЙ СО ВСЕМИ ЛЮДЬМИ

1. В предыдущей катехизической беседе мы рассматривали тему: Иисус Христос - истинный человек, «уподобился нам во всем, кроме греха». Грех решительно чужд Тому, Кто, будучи истинным человеком, был также истинным Богом (verus homo, но не merits homo).

Вся земная жизнь Христа и все исполняемое Им служение свидетельствуют о Его абсолютной безгрешности. Он Сам поставил вызывающий вопрос: «Кто из вас обличит Меня в неправде?» (Ин 8, 46). Иисус Христос, человек «без греха», всю Свою жизнь боролся с грехом и со всем, что порождает грех, начиная от диавола, который «от начала» человеческой истории является «отцом лжи» (ср.: Ин 8, 44). Эта борьба проявилась уже в самом начале мессианского служения Иисуса, в момент искушения (ср.: Мк 1, 12-13; Мф 4, 1-11; Лк 4, 1-13). Своей кульминации эта борьба достигла на кресте и в Воскресении. Следовательно, это была борьба, увенчавшаяся победой Иисуса.

2. Эта борьба с грехом и его источником не отдаляет Иисуса от людей, а наоборот, сближает Его с ними, сближает с каждым человеком. В Своей жизни на земле Спаситель поддерживал близкие отношения с теми, кто в глазах других считался грешником. Об этом говорят многие фрагменты Евангелия.

3. С этой точки зрения важным для нас являются слова, сказанные Иисусом, когда Он сравнивал Себя с Иоанном Крестителем: «Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: "в нем бес". Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: "вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам". И оправдана премудрость чадами ее» (Мф 11, 18-19). Здесь Иисус открыто полемизирует с теми, кто сначала критиковал Иоанна Крестителя - одинокого пророка и сурового аскета, жившего на берегах Иордана и крестившего народ, - а затем критикует Христа за то, что Он пребывает и действует среди людей. В то же время эти слова ярко характеризуют сам образ жизни Спасителя, Его чувства и Его отношение к грешникам.

4. Его обвинили в том, что Он «друг мытарям (то есть тем, кто собирает подати и кого ненавидят за их жажду наживы и безбожность - ср.: Мф 5, 46; 9, 11; 18, 17) и грешникам». Иисус не отвергает этого обвинения, справедливость которого подтверждают многочисленные эпизоды, описанные в Евангелии, однако это не говорит о каком-либо соучастии в грехе или о каких-то недомолвках. Примером может служить случай, происшедший с Закхеем, начальником мытарей из Иерихона. Христос, можно сказать, Сам напросился к нему в гости: «Закхей! сойди скорее - Закхей, будучи мал ростом, влез на смоковницу, чтобы увидеть проходящего мимо Иисуса - ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Когда же мытарь слез с дерева, с радостью принимая Его, Мессия сказал: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (ср.: Лк 19, 1-10). Этот случай говорит не только о близких отношениях Иисуса с мытарями и грешниками, но и о том, что цель этого сближения и общения - их спасение.

5. Похожий характер носила встреча с Левием, сыном Алфеевым, знаменательная тем, что Левий, которого Иисус увидел «сидящего у сбора пошлин», был призван в круг апостолов. «И говорит ему [Иисус]: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним» (Мф 9, 9; Мк 2, 14). Так он стал одним из двенадцати, взяв себе имя Матфей. Он, как мы знаем, автор одного из Евангелий. Евангелист Марк говорит, что «когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним» (Мк 2, 15). И в этом случае «книжники и фарисеи» также выражали свое недовольство по отношению к ученикам. Но Иисус отвечал им: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк 2, 17).

6. Тот факт, что Иисус сидел за одним столом с «мытарями и грешниками», - проявление Его человеческой природы. Так Он поступает с самого начала Своего служения. Так, одной из первых возможностей для Него проявить Свою мессианскую силу была свадьба в Кане Галилейской, участниками которой были Иисус вместе со Своей Матерью и учениками (ср.: Ин 2, 1-12). Позже Он бывал в гостях не только у «мытарей», но и у «фарисеев», Его наиболее яростных противников. Об этом мы читаем, например, у Луки: «Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег» (Лк 7, 36).

7. Именно во время этой трапезы произошло событие, проливающее новый свет на отношение Христа к толпам бедных «грешников», к которым мнимые «праведные» относились с презрением и осуждением.

Некая женщина, известная в городе грешница, оказавшись среди присутствующих, плача, целовала Его ноги, а затем помазала их миром. Беседуя с хозяином, Иисус говорил о той основной связи, какая существует между прощением грехов и любовью, вызванной верой: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много (...). Ей же сказал: прощаются тебе грехи. (...) Вера твоя спасла тебя; иди с миром» (Лк 7, 47-48. 50).

8. Сам по себе это не единичный факт. Можно привести и другой, в каком-то смысле драматичный случай, каким был разговор Иисуса с женщиной, «взятой в прелюбодеянии» (ср.: Ин 8, 1-11). Как и предыдущие, этот случай объясняет, в каком смысле Иисус был «другом мытарей и грешников». Он говорит женщине: «Иди и впредь не греши» (Ин 8, 11). Итак, Тот, Кто «уподобился нам во всем, кроме греха», вступал в дружеские отношения с грешниками и грешницами, с тем чтобы удалить от них грех. К этой мессианской цели Иисус стремился совершенно «новым» образом по сравнению с суровостью тех, кто осуждал «грешников» на основе Закона Ветхого Завета. Он поступал в духе огромной любви к человеку, глубоко солидаризируясь с каждым, кого Бог сотворил по Своему образу и подобию (ср.: Быт 1 27-5, 1).

9. Чем является эта солидарность? Она выражает любовь, источник которой сокрыт в Самом Боге. Сын Божиий пришел в мир, чтобы явить такую любовь. Он открыл ее уже в том, что Сам стал человеком, стал одним из нас. Единение с нами в человеческой природе становится основным проявлением солидарности Иисуса Христа, истинного человека, с каждым из нас, убедительно свидетельствуя о том, как Сам Бог возлюбил всех и каждого. Любовь обретает здесь особое подтверждение: любящий желает все разделить с тем, кого Он любит. Именно поэтому Сын Божий стал человеком. Пророк Исайя говорит о Нем: «Он взял на Себя наши немощи Я понес болезни» (Мф 8, 17; ср.: Ис 53, 4). Таким образом Иисус разделяет с каждым мужчиной и с каждой женщиной их человеческое бытие. Тем самым Он открывает основное достоинство человека, каждого и всех. Можно сказать, что Воплощение - это невыразимое уловами «восстановление ценности» человека и человечества.

10. Эта «любовь-солидарность» проявляется на протяжении всей земной жизни и служения Сына Человеческого, особенно по отношению к тем, кто страдает от разных форм материальной или нравственной нищеты.

Кульминационный момент Его жизненного пути - пожертвование жизни «для искупления многих» (Мк 10, 45), то есть искупительная жертва распятия. Но в течение всей земной жизни, ведущей к этой самой большой жертве, Иисус по-разному проявляет Свою солидарность с человеком, смысл которой можно выразить словами: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк 10, 45). Иисус был ребенком, как и каждый ребенок. Он трудился рядом с Иосифом из Назарета, как трудятся все люди (ср.: Laborem exercens, 26). Будучи сыном Израиля, Он разделял культуру, традиции, надежду и страдания Своего народа. Он столкнулся также с тем, с чем сталкиваются люди, призванные исполнить какую-то миссию: с непониманием и даже изменой одного из тех, кого Он Сам избрал в числе Своих апостолов и последователей. И эта измена причинила Ему глубокую боль (ср.: Ин 13, 21).

А когда пришло время «отдать жизнь Свою для искупления многих», Христос добровольно отдал Самого Себя (ср.: Ин 10, 18), раскрывая этой жертвой тайну Своей солидарности. Римский наместник перед толпой Его обвинителей не сумел найти иных слов, кроме: «Се, Человек!» (Ин 19, 5).

Эти слова, произнесенные язычником, который хотя и не осознавал всей тайны, но не мог не откликнуться на исходящую от Иисуса, даже в этот момент, необычайную силу воздействия, выражают всю человеческую реальность Христа: Иисус - истинный человек, во всем похожий на нас: во всем, кроме греха; человек, который стал жертвой за грехи людей и который вплоть до крестной смерти был солидарен со всеми людьми.

10. 02. 1988


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.