Чудеса Христа как знамения спасения — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Чудеса Христа как знамения спасения

2022-10-11 27
Чудеса Христа как знамения спасения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Не подлежит сомнению, что чудеса Иисуса показаны в Четвероевангелии как знамения Царства Божия, вошедшего в историю человека и мира. «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие» (Мф 12, 28). Хотя эта тема многократно становилась предметом споров и сомнений (на которые, впрочем, уже ответили христианские апологеты), необходимо все же сказать еще раз, что «необычные дела, знамения и чудеса», совершенные Христом, а также действующими от Его имени апостолами и учениками, нельзя отделить от подлинного контекста Евангелия. Об этих событиях первые христиане узнавали из проповедей апостолов, которые и стали основными источниками Евангелий. Поскольку эти необычные события, о которых рассказали очевидцы, были им близки по времени, а значит, их можно было проверить с историко-критической точки зрения, никого не удивлял тот факт, что они вошли в Евангелия. И хотя позднее эти события нередко подвергались сомнению, все же из этого подлинного описания жизни и проповедей Иисуса Христа возникает неопровержимое убеждение апостолов, евангелистов и всей первоначальной Церкви, что каждое из чудес Христа так или иначе открывает Его верховную власть над природой и ее законами. Тот, кто совершает чудеса, открывает Бога - Творца и Господа творения, а поскольку Иисус совершает их Своей собственной силой, Он являет Самого Себя как Сына, Единосущного Отцу, и равного Ему Господа творения.

2. Этот главный момент истины о чудесах Христа следует дополнить некоторыми уточняющими подробностями, которые раскрывают фундаментальную истину о Божественной власти Сына Человеческого в свете домостроительства спасения.

Начиная с описания первого знамения в Кане Галилейской, евангелист отмечает, что в нем Иисус «явил славу Свою; уверовали в Него ученики Его» (Ин 2, 11). Таким образом, цель этого чуда - побудить к вере. В то же время следует обратить внимание, что это чудо Иисус совершает во время бракосочетания. Вот почему можно сказать, что это знамение - по крайней мере по замыслу евангелиста - призвано подчеркнуть все Божественное домостроительство Завета и благодати, выраженное в книгах Ветхого и Нового Заветов в образе бракосочетания. Кана Галилейская указывает на «брачный пир, который сделал царь для сына своего». Эсхатологическое «Царство Небесное» «подобно» именно такому пиру (ср.: Мф 22, 2). Первое чудо Иисуса можно, таким образом, понимать как знамение этого Царства, тем более, что «час Иисуса», час Его страданий и прославления (ср.: Ин 2, 4; 7, 30; 8, 20; 12, 23. 27; 13, 1; 17, 1), который должен быть подготовлен провозглашением «Евангелия Царствия» (ср.: Мф 4, 23; 9, 35), еще не пришел, и поэтому чудо, совершенное по просьбе Марии, можно считать знамением и символическим предсказанием того, что должно наступить.

3. Еще более ясным представляется знамение чудесного умножения хлебов, имевшего место недалеко от Капернаума. В Евангелии от Иоанна это событие связывается с произнесенной на следующий день проповедью Христа. Иисус подчеркивает в ней, что следует заботиться «о пище, пребывающей в жизнь вечную», веруя «в Того, Кого Он [Бог Отец] послал» (ср.: Ин 6, 27. 29). Кроме того, Христос называет Себя истинным хлебом, который «дает жизнь миру» (Ин 6, 33); более того, Свою Плоть «отдает за жизнь мира» (ср.: Ин 6, 51). Это прямое предсказание страданий и спасительной смерти. Здесь Христос подразумевает Евхаристию, которая будет установлена Им накануне крестных страданий как таинство-пища, дающее жизнь вечную (ср.: Ин 6, 52-58), и подготавливает нас к этому таинству.

4. Усмирение бури на Генисаретском озере понимается в свою очередь как знамение постоянного присутствия Христа в «ладье» Церкви, на протяжении столетий не раз подвергающейся бурям и вихрям. Иисус, разбуженный учениками, «запретил ветру» и успокоил море; наступила глубокая тишина. Тогда Он спросил: «Что вы так боязливы? как у вас нет веры?» (Мк 4, 39. 40). И в этом, и в других случаях Иисус старается привить апостолам и ученикам веру в Свое присутствие, действие которого ощутимо оберегает их в наиболее бурные моменты истории, когда в душе может зародиться сомнение в помощи Божией. В гомилетике и теологии духовной жизни чудо часто рассматривается как «знамение» присутствия Иисуса и залог уповающих на Него христиан и Церкви.

5. Иисус, идущий к ученикам по волнам озера, - также «знамение» Его присутствия, знамение Его заботы об учениках и о Церкви. «Ободритесь, - говорит Он апостолам, принявшим Его за призрак, - это Я, не бойтесь» (ср.: Мк 6, 49-50; Мф 14, 26-27; Ин 6, 16-21). Согласно Евангелию от Марка, апостолы удивлены, «ибо не вразумились чудом над хлебами: потому что сердце их окаменело» (Мк 6, 52). Евангелист Матфей приводит просьбу Петра, пожелавшего пройти по воде навстречу Иисусу, и описывает его испуг и мольбу о помощи в тот момент, когда он начал тонуть. Иисус спасает его, а потом мягко упрекает: «Маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф 14, 31). «Бывшие же в лодке, - продолжает Матфей, - подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий» (Мф 14, 33).

6. В свою очередь чудесные уловы становятся для апостолов и Церкви знамениями плодотворности их миссии, если только она будет глубоко соединена со спасительной силой Христа (ср.: Лк 5, 4-10; Ин 21, 3-6). Повествуя о случае на Генисаретском озере, евангелист Лука пишет, что Симон Петр «припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк 5, 8). Иисус ответил ему: «Не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Лк 5, 10). В Евангелии от Иоанна мы читаем о том улове, который произошел после Воскресения, когда Иисус поручает Петру: «Паси агнцев Моих. (...) Паси овец Моих» (Ин 21, 15. 17). Это очень знаменательное стечение событий.

7. Таким образом, чудеса Христа как проявление силы Божией по отношению к тварному миру, силы, проявляющейся в Его мессианской власти над людьми и вещами, вместе с тем являются знамениями, через которые раскрывается Божественное дело спасения: спасительное домостроительство. Вместе со Христом оно окончательно входит в историю человека и отчасти запечатлевается в том видимом мире, который также является творением Бога. Люди, подобно апостолам на море, при виде «сил» Христа задающие себе вопрос: «Кто (...) Сей, что и ветер и море повинуются Ему?» (Мк 4, 41), благодаря знамениям подготавливают себя к принятию спасения, которое Бог даровал человеку в Своем Сыне. И именно это является целью всех чудес и знамений, которые совершал Иисус на глазах Своих современников и которые затем стали совершать на протяжении столетий апостолы и Его ученики, прибегая к спасительной силе Его имени: «Во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» (Деян 3, 6).

02. 12. 1987

ЧУДЕСА ИИСУСА ХРИСТА

 КАК ВЫРАЖЕНИЕ СПАСИТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ

1. Чудеса и знамения Христа, о которых свидетельствует Четвероевангелие, - это откровение всемогущества Бога и спасительной власти Сына Человеческого. Вместе с тем в них проявляется любовь Бога к человеку, прежде всего к страдающему, нуждающемуся, - к тому, кто просит излечить его, кто молит о прощении и милосердии. Итак, это знамения милосердной любви, о которой возвещает как Ветхий, так и Новый Завет (ср.: Dives in misericordia). И поэтому именно чтение Евангелия позволяет нам понять, как бы «почувствовать», что источник чудес Иисуса - Его любящее и милосердное сердце Бога, которое в то же время является живым, пульсирующим сердцем человека. Христос совершает эти чудеса, чтобы победить всякое зло, существующее в мире: зло физическое, зло нравственное, то есть грех, и, наконец, того, кто в истории человека является «отцом лжи», то есть сатану.

Иисус творит чудеса «ради человека». Эти деяния Иисуса, согласно искупительной цели Его служения, восстанавливают добро на месте укоренившегося зла. Так воспринимают чудеса испытавшие их на себе или бывшие их свидетелями. Евангелист Марк позже напишет об этих людях: «И чрезвычайно дивились и говорили: все хорошо делает: и глухих делает слышащими, и немых - говорящими» (Мк 7, 37).

2. Тщательное изучение евангельских текстов позволяет заметить, что никакая другая причина не может объяснить всех «чудес и знамений» Сына Человеческого - только любовь к человеку, милосердная любовь.

В Ветхом Завете пророк Илия воспользовался «огнем с неба», чтобы подтвердить свою пророческую власть и наказать маловерие (ср.: 4 Цар 1, 10). Когда апостолы Иаков и Иоанн пытались уговорить Иисуса наказать «огнем с неба» городок в Самарии, отказавший им в гостеприимстве, Христос решительно запретил делать это: «Он, обратившись к ним, запретил им» (Лк 9, 55), - пишет евангелист. (Многочисленные рукописи и Вульгата дополняют - «и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не погублять души человеческие, а спасать» - Лк 9, 55-56). Ни одно из чудес Иисуса не служит наказанию провинившихся.

3. Характерен эпизод, случившийся при взятии Иисуса под стражу в Гефсиманском саду. Петр был готов защищать Учителя, он даже «ударил первосвященническо-го раба и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх» (Ин 18, 10). Христос же запретил применять меч. Более того, «коснувшись уха его, исцелил его» (Лк 22, 51). Итак, Христос не пользуется силой чудотворения для собственной защиты и не просит Отца послать Ему «двенадцать легионов Ангелов» (Мф 26, 53) для защиты от врагов. Все, что Христос делает, в том числе и чудеса, Он делает в глубоком единении с Отцом. Он совершает это ради Царства Божия и спасения человека. Он делает это из любви к нему.

4. Вот почему уже в самом начале Своей спасительной миссии Он отвергает все «предложения» искусителя, начиная с превращения камней в хлеб. Сила Мессии не служит никаким мнимым целям, исключена также суетная слава. Тот, Кто пришел «свидетельствовать о истине» (Ин 18, 37), Кто Сам «есть истина» (Ин 14, 6), всегда действует в полном согласии со Своей спасительной миссией. Все чудеса и знамения суть также выражение этого согласия в пределах мессианской тайны Бога, Который как бы укрылся в человеческой природе Сына.

На это указывает Четвероевангелие, и особенно Евангелие от Марка. И если, с одной стороны, чудеса Иисуса раскрывают Его Божественную власть, благодаря чему ученики и другие люди могут распознать в Нем Сына Божия и славить Его, то, с другой стороны, они показывают нам Его доброту, щедрость и простоту, то есть наиболее яркие черты Сына Человеческого.

5. В самом способе чудотворения проявились необычайная простота Христа, Его смирение, деликатность и чуткость. Как много пищи для размышлений дают слова Иисуса, сказанные Им при воскрешении дочери Иаира: «Девица не умерла, но спит» (Мк 5, 39)! Ими Он хотел как бы «умалить» значение совершенного; а затем «приказал им, чтобы никто об этом не знал» (Мк 5, 43). Подобным образом Он поступал и в других случаях - например, после исцеления глухонемого (ср.: Мк 7, 36) или после исповедания Петра (ср.: Мк 8, 29-30).

Знаменательно, что во время исцеления «глухого косноязычного» Иисус «отвел его в сторону от народа», потом, «воззрев на небо, вздохнул». И этот «вздох», кажется, означает сочувствие, а также - молитву. Слово «еффафа» («отверзись») сделало так, что «отверзся слух» и «разрешились узы языка» глухонемого (ср.: Мк 7, 33-35).

6. Некоторые Свои чудеса Иисус совершает в субботу, но не для того чтобы нарушить торжественный характер дня, посвященного Богу, а чтобы показать, что этот священный день особо отмечен спасительным действием Бога. «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин 5, 17). И это действие для блага человека, и значит, не противоречит святости субботы, а только ее подчеркивает: «суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мк 2, 27-28).

7. Признавая истинность евангельских повествований о чудесах Иисуса, а единственное препятствие для такого признания - исключение a priori сверхъестественного, невозможно усомниться в том, что все чудеса и знамения Христа целенаправленно подчинены единой логике. Эта логика Божественного домостроительства спасения служит откровению любви к человеку - милосердной любви Бога, побеждающей зло добром, о чем свидетельствует хотя бы само присутствие и действие Иисуса Христа в мире. Чудеса и знамения Иисуса включены в это домостроительство и как таковые являются предметом нашей веры в контексте Божественного замысла спасения и тайны Искупления, совершенного Иисусом.

Свидетельства об исторических событиях, содержащиеся в Евангелиях, не только не противоречат другим источникам, но часто более подробны и достоверны. Ясно, что единственной настоящей преградой на пути к тому, чтобы признать их истинность в области как истории, так и веры, является упомянутая тенденция отвергать все, что носит сверхъестественный характер. Такая тенденция присуща тем, кто хотел бы ограничить силу Бога или свести ее к естественному порядку вещей, как бы принуждая Бога подчиниться их собственным законам. Однако такие концепции сталкиваются в философии и богословии с первоначальной идеей Бога - Личности бесконечной, вечной и всемогущей, ничем не ограниченной, поскольку единственным, что могло бы ограничить Бога, было бы небытие, что абсурдно.

В заключение этой катехизической беседы напрашивается вывод о том, что эта бесконечность существования и могущества является также бесконечной любовью. Об этом свидетельствуют чудеса, включенные в домостроительство Воплощения и Искупления как знамения той милосердной любви, с какой Бог послал в мир Сына Своего ради нас, людей, и ради нашего спасения. Сына, Который был предан нам вплоть до смерти. Sic dilexit! - «так возлюбил» (Ин 3, 16).

Так не оставим же этой великой любви без достойного, полного благодарности ответа, последовательно подтверждаемого нашими делами.

09. 12. 1987

ЧУДО КАК ПРИЗЫВ К ВЕРЕ

1. Чудеса и знамения, которые Иисус совершал для подтверждения мессианского характера Своего служения и пришествия Царства Божия, тесно связаны с призывом к вере. Это призыв в двойном смысле: вера предваряет чудо, более того, она - условие его совершения; в свою очередь, вера является следствием чуда, как бы рождаясь из него в душе тех, кто испытал его на себе или был свидетелем.

Известно, что вера - это ответ человека на слово Божественного Откровения. Чудо, совершаясь в тесной связи с Богооткровенным словом, является знамением Его присутствия и действия; знамением, можно сказать, особенно сильным. Все это в достаточной мере объясняет ту особую связь между верой и чудесами-знамениями Христа, которая так ярко отражена в Четвероевангелии.

2. Здесь следует обратиться к длинной череде фактов, в которых призыв к вере проявляется как неотъемлемый фактор, постоянно обуславливающий чудотворение Христа в Евангелиях.

Начать нам надо с Матери Христа в Кане Галилейской, но ранее - и прежде всего - в момент Благовещения. Вот где, можно сказать, кульминационная точка веры, что подтвердят слова Елизаветы при посещении Марии: «Блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа» (Лк 1, 45). Да, Мария, как никто другой, уверовала, будучи убежденной, что «у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк 1, 37).

В Кане Галилейской вера ее как бы ускорила час откровения Христа. Это по Ее ходатайству совершилось первое чудо-знамение, благодаря которому ученики Иисуса «уверовали в Него» (Ин 2, 11). II Ватиканский Собор учит нас, что Мария постоянно «является первой» среди Народа Божия на пути веры (ср.: СН 58. 63; Redemptoris Mater, 5-6), и мы можем сказать, что основой такого утверждения являются слова Евангелия о тех чудесах-знамениях, которые были совершены в Марии и через Марию.

3. Призыв к вере повторяется многократно. Начальнику синагоги, Иаиру, который просил вернуть жизнь дочери, Иисус сказал: «Не бойся, только веруй» (Мк 5, 36). (Он сказал: «Не бойся», потому что некоторые люди не советовали Иаиру обращаться к Иисусу).

Когда отец бесноватого отрока просит исцелить сына: «Если что можешь, (...) помоги нам», Иисус отвечает: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему». И исстрадавшийся отец отвечает на это прекрасным исповеданием веры: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк 9, 22-23).

И наконец, известный разговор Иисуса с Марфой перед воскрешением Лазаря: «Я есмь воскресение и жизнь (...). Веришь ли сему? (...) Так, Господи! я верую» (Ин 11, 25-27).

4. Ту же взаимосвязь между чудом-знамением и верой подтверждают и противоположные факты. Напомним некоторые из них. В Евангелии от Марка мы читаем, что в Назарете Иисус «не мог совершить (...) никакого чуда; только, на немногих больных возложив руки, исцелил их. И дивился неверию их» (Мк 6, 5-6).

Однажды и Петру Иисус сказал с легким упреком: «Маловерный! зачем ты усомнился?» Это случилось, когда Петр, набравшись храбрости, сперва пошел навстречу Иисусу по волнам, но потом, «видя сильный ветер, испугался и начал утопать» (ср.: Мф 14, 29-31).

5. В то же время Иисус несколько раз подчеркивает, что совершенное Им чудо связано с верой. «Вера твоя спасла тебя». Так Он говорит женщине, двенадцать лет страдавшей кровотечением, когда она, подойдя сзади, прикоснулась к краю Его одежды (ср.: Мф 9, 20-22, а также: Мк 5, 34).

Подобные слова Иисус произносит около Иерихона при исцелении слепого Вартимея, который настойчиво молил Его о помощи, взывая: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня». Как передает Марк, Иисус ответил: «Иди, вера твоя спасла тебя» (Мк 10, 46-52). А евангелист Лука уточняет: «Прозри! вера твоя спасла тебя» (Лк 18, 42).

То же самое говорит Иисус прокаженному самарянину после его исцеления (ср.: Лк 17, 19). А двух слепых, которые просят вернуть им зрение, Он спрашивает: «"Веруете ли, что Я могу это сделать?" Они говорят Ему: "ей, Господи!" Тогда Он (...) сказал: "по вере вашей да будет вам"» (Мф 9, 28-29).

6. Особенно впечатляющим был случай с хананеянкой, не перестававшей умолять Иисуса помочь ее дочери, которая «жестоко беснуется». Когда женщина, кланяясь, просила помочь дочери, Иисус сказал: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». (Здесь Иисус имеет в виду этнические различия между евреями и хананеянами. Он, как Сын Давидов, не может не учитывать их в Своем служении, но использует это только в Своих наставлениях для пробуждения веры). И вот женщина решается на необыкновенный акт веры и в то же время - смирения, говоря: «Так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». Тогда Иисус воскликнул: «О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему» (ср.: Мф 15, 21-28).

О таком событии трудно забыть, особенно если помнить о бесчисленных «хананеянах» из разных стран, рас и социальных слоев, которые во все времена протягивают к нам руки с просьбой понять их и помочь в их нуждах.

7. Обратим наше внимание на факт, постоянно подчеркиваемый в Евангелиях: Иисус, когда «видит веру», совершает чудо. Так было с тем расслабленным, которого опустили в дом через отверстие в кровле (ср.: Мк 2; 5; Мф 9, 2; Лк 5, 20), и во многих других случаях, отмеченных евангелистами. Вера - необходимое условие, но как только это условие выполняется, сердце Иисуса склонно выслушать просьбы всех нуждающихся, всех, кто призывает на помощь Его Божественную власть.

8. Как было сказано в начале этой катехизической беседы, чудо - это знамение спасительной силы и спасающей любви Бога во Христе. И именно поэтому оно в то же время является призывом к вере. Чудо должно помочь уверовать - и тому, с кем оно произошло, и тому, кто был его свидетелем.

Это относится и к апостолам - с первого знамения, явленного Иисусом в Кане Галилейской. Именно тогда они «уверовали в Него» (Ин 2, 11). Затем следует обратить особое внимание на чудесное умножение хлебов вблизи Капернаума - с ним связано обетование Евхаристии. Евангелист отмечает, что «с этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним», так как не могли понять слов, которые казались им слишком «странными». Тогда Иисус спросил апостолов: «Не хотите ли и вы отойти?» Ответил Петр: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго» (Ин 6, 66-69). Итак, вера - основной принцип во взаимоотношениях со Христом; она является как условием сопричастности чуду, так и целью его совершения. Прекрасное объяснение этой мысли мы находим в заключительных словах одной из глав Евангелия от Иоанна: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин 20, 30-31).

16. 12. 1987

7. ЗНАМЕНИЯ, ЯВЛЯЮЩИЕ ”СИЛУ СВЫШЕ”

1. В интересном рассуждении по поводу чудес, совершенных Иисусом во время Его служения на земле, св. Августин объясняет их как знамения силы и спасительной любви, а также как стимул для восхождения к Царству Небесному.

«Чудеса, совершенные Господом нашим, Иисусом Христом, - это дела Божий, которые учат дух человеческий постигать Бога через видимое» (св. Августин, In loannis Evangelium, XXIV, 1: PL 35, 1592-1593).

2. Эта мысль приводит нас к убеждению, что чудеса-знамения, совершаемые Иисусом, были тесно связаны с призывом к вере, ибо они делали как бы «наглядным» существование сверхприродного порядка вещей, являющегося предметом веры. Тем, кто видел эти явления, и особенно тем, кто ощущал их на себе, они показывали, что действительность не исчерпывается только природными явлениями. Вселенная, в которой живет человек, не ограничивается пределами только того порядка вещей, который доступен чувствам и разуму, обусловленному чувственным познанием. Чудо - знамение того, что существует «Сила свыше», превосходящая этот порядок вещей, а значит, что он подчинен этой Силе. «Сила свыше» (ср.: Лк 24, 49), то есть Сам Бог, стоит над всем порядком природы. Она управляет им, но в то же время дает нам понять, что через этот порядок вещей и над ним предназначением человека является Царство Божие. Чудеса Иисуса - знамения этого Царства.

3. Но эти события не противоречат силам и законам самой природы, хотя и связаны с

каким-то ощутимым «приостановлением» этих сил и законов. Но речь не идет об их отмене. Чудеса, описанные в Евангелии, лишь указывают на существование Силы, которая превышает всесилие и закономерности самой природы, но в то же время действует в соответствии с требованиями этой же природы, хотя и превосходит ее реальную мощь и потенциальную энергию. Не относится ли это, например, к каждому чудесному исцелению? Вмешательство Бога освобождает потенциальные силы природы, выходящие за пределы их обычных вомзожностей. Этот факт не исключает и не отменяет причинно-следственных связей, заложеных Богом в Его творение, а также не нарушает «естественных прав», установленных и заложенных Им в саму суть творения, но возвышает и до некоторой степени облагораживает способность человека к действию, или же к тому, чтобы поддаться воздействию извне, с чем мы встречаемся именно в описанных в Евангелии случаях исцелений.

4. Истина о сотворении мира - первая и основополагающая истина нашей веры, но не последняя и не единственная. Вера учит нас, что дело сотворения входит в замыслы и намерения Бога, которые простираются за пределы тварного мира. Творение, и в особенности человек, призванный существовать в видимом мире, открыты для тех предвечных предназначений, которые до конца были явлены в Иисусе Христе. В Нем же дело творения было дополнено делом спасения. А это спасение одновременно означает «новую тварь» (ср.: 2 Кор 5, 17; Гал 6, 15), что значит «сотворить заново», то есть сотворить согласно первоначальному замыслу Творца, восстановить то, что Бог установил и что в ходе истории человека было «испорчено» грехом.

Чудеса Христа вписываются в замысел «новой твари» и соединяются именно с таким порядком спасения. Это спасительные знамения, призывающие к обращению и к вере, а тем самым - к обновлению мира, подверженного «тлению» (ср.: Рим 8, 19-20). Но чудеса не ограничиваются только онтологическим уровнем творения (creatio), хотя именно к нему относятся и в его пределах действуют, а входят и в сферу сотериологического уровня «новой твари» (recreatio totius universi), по отношению к которому выполняют вспомогательную функцию и о котором - как знамения - свидетельствуют.

5. Вершиной сотериологического уровня является Воплощение. Следует помнить, что и все чудеса-знамения, о которых говорится в Четвероевангелии, свое основание находят в Богочеловеческой реальности. Это реальность-тайна, которая охватывает и превосходит все чудесные события, связанные с мессианским служением Христа. Можно сказать, что Воплощение - это «чудо из чудес», наиболее полное и непреходящее чудо нового порядка тварного мира. «Вхождение» Бога в пределы тварного мира совершается в реальности Воплощения столь несравненным образом, что очами веры это воспринимается как знамение Божественного присутствия и действия в мире. И в то же время все знамения как бы проистекают из реальности Воплощения, подводят человека к этой реальности, свидетельствуя о ней. Они склоняют верующих повторять за евангелистом Иоанном слова из Пролога о Воплощении: «И мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.» (ср.: Ин 1, 14).

6. Если главным знамением, с которым связаны все знамения, свидетельствующие ученикам и всему человечеству, что «приблизилось Царствие Божие» (ср.: Лк 11, 20), является Воплощение, то окончательное и завершающее знамение, о котором говорит Христос, ссылаясь на пророка Иону: «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи» (Мф 12, 40), - это знамение Воскресения из мертвых.

Постепенно и осторожно Христос готовит апостолов к этому окончательному знамению, повелевая им хранить молчание «до времени». Это особенно заметно после Преображения на горе Фавор: «когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк 9, 9). Здесь возникает вопрос: какова причина такой осторожности? Дело в том, что Иисус прекрасно отдавал Себе отчет в том, какие трудности могли возникнуть, если бы апостолы и другие ученики начали вести споры на тему воскресения из мертвых, суть которого в то время они не могли понять, так как еще не были к этому подготовлены. Об этом свидетельствует комментарий самого евангелиста к словам Иисуса: «И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых» (Мк 9, 10). Можно также сказать, что хотя восстание из гроба часто упоминалось и предсказывалось, оно оставалось вершиной той мессианской тайны, которую Иисус хотел сохранить в течение всей Своей земной жизни и служения, вплоть до момента окончательного исполнения и откровения, каковым и было то чудо, превышающее все чудеса, то есть - Воскресение из мертвых, которое, по словам апостола Павла, - основа нашей веры (ср.: 1 Кор 15, 12-19).

7. После Воскресения, Вознесения и Сошествия Святого Духа чудеса-знамения, которые совершил Христос, находят свое как бы «продолжение» в служении апостолов, а затем в подвигах святых и в истории Церкви на протяжении многих и многих поколений. В Деяниях Апостолов мы читаем о многочисленных чудесах, совершенных «во имя Иисуса Христа» в связи со служением Петра (ср.: Деян 3, 1-8; 5, 15; 9, 32-41), Стефана (Деян 6, 8), Павла (например: Деян 14, 8-10). Жития святых, история Церкви, и прежде всего канонизационные процессы рабов Божиих, - все это составляет богатейший свод документов, который, будучи подвергнут самому строгому критическому анализу со стороны исторических и медицинских наук, подтверждает существование «Силы свыше», превосходящей весь порядок природы и действующей в нем. Все эти чудесные знамения апостольских и более поздних времен указывают, что человек предназначен и призван к Царству Божию. Таким образом через эти знамения в разные времена и в разных обстоятельствах подтверждается истина Евангелия, и вместе с тем - спасительная власть Христа, Который не перестает призывать людей (через Церковь) встать на путь веры. Эта спасительная власть Богочеловека открывается и тогда, когда чудеса-знамения совершаются по ходатайству святых или благочестивых людей, подобно тому, как первое знамение в Кане Галилейской совершилось по ходатайству Матери Христа.

13. 01. 1988


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.