Кто потеряет душу Свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кто потеряет душу Свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее»

2022-10-11 27
Кто потеряет душу Свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. В текущем цикле катехизических бесед мы пытаемся извлечь из Евангелия все то, что открывает нам истину о том, что Христос осознавал Свою Божественность. В предыдущей беседе мы обратили внимание на то, что Иисус требовал от Своих учеников: «Веруйте в Бога и в Меня веруйте» (Ин 14, 1). Такое требование веры может предъявлять только Бог. Христос требует веры, когда проявляет Божественную силу, превосходящую все природные силы, например, при воскрешении Лазаря (ср.: Ин 11, 38-44). Он требует веры в спасительную силу Своего распятия уже в беседе с Никодимом (ср.: Ин 3, 14-15), требует веры в Свою Божественность: «Видевший Меня видел Отца» (Ин 14, 9).

Вера относится к тому, что невидимо, что недоступно чувствам и ощущениям, что превосходит границы самого разума, что «есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (argumentum поп apparentium - ср.: Евр 11, 1); ко всему тому, что, - по выражению св. апостола Павла - «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (ср.: 1 Кор 2, 9). Такой веры требует Христос, когда накануне позорной, в человеческом понимании, смерти на кресте говорит апостолам, что «идет приготовить им место в доме Отца» (ср.: Ин 14, 2).

2. Эти таинственные дела, эта невидимая реальность отождествлятюся с бесконечным Благом Бога, Который есть Предвечная Любовь, достойная любви, превышающей все на свете. Поэтому, вместе с требованием веры, Христос провозглашает новыми, более весомыми словами заповедь, известную еще из Ветхого Завета: любить Бога «превыше всего». Когда Иисус отвечает на вопрос: «Какая наибольшая заповедь в законе?», Он приводит слова, которые были уже в Законе Моисея: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» (Мф 22, 37; ср.: Втор 6, 5). Но полный смысл этой заповеди в устах Иисуса следует воспринимать во всем контексте Его жизни и учения. Христос старается передать людям убеждение, что только Бога можно и нужно любить превыше всякого творения; только Бог может предъявлять человеку требование такой любви, которая «превыше всего»; и только Бог, в силу такого требования решительной и всеобъемлющей любви, может призывать человека безоговорочно и беспрекословно следовать за Ним, быть безраздельно преданным Ему, как мы читаем уже в Ветхом Завете: «Господу, Богу вашему, последуйте (...), заповеди Его соблюдайте, и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к нему прилепляйтесь» (Втор 13, 4). Ибо только Бог «благ» в абсолютном значении этого понятия (ср.: Мк 10, 18, а также: Мф 19, 17). Только Он один «Есть Любовь» (1 Ин 4, 16), в силу всей Своей сущности и по определению. И все же в жизни и в учении Христа возникает новый неожиданный момент.

3. Христос призывает идти за Ним. Именно этот призыв отчасти находится в самом центре Евангелия. С одной стороны, мы слышим из уст Христа этот призыв, а с другой - евангелисты говорят нам о людях, идущих за Ним. Более того, идущих за Христом, все оставляя.

Давайте прочтем тексты Четвероевангелия, в которых речь идет об этом призыве Христа. «Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф 8, 21-22). Эти резкие слова означают: ради Меня ты должен немедленно все оставить. Так дано в редакции Матфея. Евангелист Лука вводит апостольский элемент: «Иди, благовествуй Царствие Божие» (Лк 9, 60). В другой раз, проходя мимо места сбора пошлин, Иисус буквально приказал Матфею: «"Следуй за Мною." И он встал и последовал за Ним». Об этом свидетельствует сам Матфей (Мф 9, 9; ср.: Мк 2, 13-14).

Следовать за Иисусом - часто значит не только оставить свои занятия и порвать все прежние связи с миром, но и отказаться от хорошего материального положения, более того - раздать собственное богатство нищим. Не все могли отважиться на такой решительный шаг. Так произошло с богатым юношей, который хотя и соблюдал всегда Закон и настойчиво искал путь к совершенству, «услышав слово сие (то есть призыв Иисуса), отошел с печалью; потому что у него было большое имение» (Мф 19, 22; ср.: Мк 10, 22). Есть и такие, которые не только откликаются на призыв «Следуй за Мною», но и, подобно Филиппу из Вифсаиды, чувствуют потребность проповедовать другим собственную убежденность в том, что они встретили Мессию (ср.: Ин 1, 43 и след.). Симон уже при первой встрече слышит: «Ты наречешься Кифа, что значит "камень" (Петр)» (Ин 1, 42). Иисус «взглянул на него», - читаем мы в Евангелии от Иоанна, и в этом проницательном взгляде сильнее и убедительнее, чем когда-либо, можно было прочесть то самое «Следуй за Мною». Кажется, однако, что Иисус, учитывая особое призвание Петра (а может быть, и его врожденный темперамент), желал, чтобы способность оценить и воспринять этот призыв созревала в нем постепенно. Конкретное «Следуй за Мною» Петр услышит лишь после омовения ног во время Тайной Вечери (ср.: Ин 13, 36), и окончательно - после Воскресения Христа из мертвых, на берегу Тивериадского моря (ср.: Ин 21, 19).

4. Петр и другие апостолы, за исключением Иуды, понимают и воспринимают призыв Иисуса как полное отречение от себя и от имущества во имя проповеди Царства Божия. Они сами, устами Петра, напомнят Христу: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою» (Мф 19, 27). И Лука повторяет: «оставили все» (Лк 18, 28). Иисус же, отвечая Петру, как бы уточняет, о чем идет речь: «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущей жизни вечной» (Лк 18, 29-30).

По Матфею, Иисус говорит об оставлении сестер, матери или земли «ради имени Его» и тому, кто это сделает, обещает, что он «получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф 19, 29).

Евангелист Марк вносит еще большее уточнение. У него Иисус говорит об оставлении всего «ради Него и Евангелия», а о награде - что нет никого, кто оставил бы все это «и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» (Мк 10, 29-30).

Оставим пока в стороне смысл метафорического языка Иисуса и задумаемся, Кем является Тот, Кто призывает идти за Собой, обещая за это большие награды и даже «жизнь вечную»? Может ли обычный человек обещать столь много, может ли он быть тем, кому поверят и последуют за ним, может ли он с такой силой воздействовать не только на своих учеников, но и на миллионы людей всех времен?

5. Ведь ученики помнят, как властно призвал их Христос следовать за Ним. Он не поколебался потребовать от них самой полной преданности, которую определял, казалось бы, столь парадоксальным образом - говоря, например, о том, что Он «не мир пришел принести, но меч» (ср.: Мф 10, 34), то есть своим «Следуй за Мною» Он пришел внести разделение и раскол даже в семью, Иисус подтвердил: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и повторяя вслед за апостолом Фомой: «Господь Мой и Бог Мой».          

 28. 10. 1987

ЗАВЕЩАЮ ВАМ ЦАРСТВО,

КАК ЗАВЕЩАЛ МНЕ ОТЕЦ МОЙ

1. В этом цикле катехизических бесед мы говорили о «Сыне Человеческом», Который дает нам возможность понять, что он истинный «Сын Божий»: «Я и Отец - одно» (Ин 10, 30). Мы установили, что Иисус относил к Себе имя Бога и Божественные атрибуты; что Он открыл нам Свое Божественное предсуществование в единстве с Отцом (и Святым Духом, о чем будет речь в последующем цикле катехизических бесед); что Он давал возможность понять: Ему принадлежит власть над Законом, который Израиль получил в Ветхом Завете от Бога через Моисея (ср. особенно Нагорную проповедь - Мф 5); что вместе с этой властью Ему принадлежит также и Божественная власть прощать грехи (ср.: Мк 2, 1-12; Лк 7, 48; Ин 8, 11); а в конце концов и вершить Страшный Суд над совестью и делами всех людей

(ср., например: Мф 25, 31-46; Ин 5, 27-29). Он также учил как власть имеющий и требовал уверовать в Его слова; Он призывал следовать за Ним вплоть до смерти, обещая в награду «жизнь вечную». Всего этого достаточно, чтобы утверждать: Иисус явил Себя как Тот, Кто устанавливает Царство Божие в истории человечества.

2. Для Откровения Царства Божия почва была подготовлена еще в Ветхом Завете, особенно в более поздний период истории Израиля, представленный в текстах пророков и в Псалмах; а наступил этот период после пленения и других горестных испытаний избранного народа. Вспомним прежде всего стихи Псалмопевца о Боге: «Бог - Царь всей земли», «Бог воцарился над народами» (Пс 47 [46], 8-9); и, наконец, радостное восклицание: «Царство Твое - царство всех веков, и владычество Твое - во все роды» (Пс 145 [144], 13). Пророк Даниил в свою очередь высказывает истину о Царстве Божием, «которое во веки не разрушится, (...) оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно». Царство небесное, которое «Бог небесный воздвигнет», - это владычество самого Бога; «и царство это не будет передаваться другому народу» (Дан 2, 44).

3. Иисус из Назарета, продолжая эту традицию и разделяя представления Ветхого Завета, с первых шагов своего мессианского служения возвещал именно о таком Царстве: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие» (Мк 1, 15). Тем самым Он подхватывает один из постоянных мотивов, свойственных ожиданиям Израиля, но вместе с тем придает эсхатологической надежде, которая проявилась в последний период Ветхого Завета, новое направление, провозглашая, что она уже претворяется здесь на земле, ибо Бог - Господь Истории. Его Царство, окончательное утверждение которого, конечно же, выходит за пределы земного времени, начинает осуществляться здесь, на земле, как бы «внутри» истории. В этом контексте Иисус возвещает и открывает, что «свершилось» время древних обетовании, ожиданий и надежд, что Царство Божие «приблизилось», более того, что в Нем оно уже становится реальностью.

4. Иисус Христос не только проповедует о Царстве Божием, что представляет собой главную истину Его учения, но и устанавливает это Царство в истории Израиля и всего человечества. В этом раскрываются Его Божественная сила, его Божественная независимость по отношению ко всему, что во времени и пространстве несет на себе следы древнего сотворения и призвания к тому, чтобы стать «новой тварью» (2 Кор 5, 17; ср.: Гал 6, 15), в которой - во Христе и через Христа -уже побеждено все, что является мимолетным и быстротечным, и в которой утверждено раз и навсегда истинное достоинство человека и всего тварного мира.

Эту Божественную силу, единственную и вечную, распятый и воскресший Христос относит к Себе в самом конце Своего земного служения, когда говорит апостолам: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле». В силу этой власти Он повелевает ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28, 18-20).

5. Еще до этого окончательного провозглашения и откровения Божественной власти Сына Человеческого Иисус давал возможность понять, что Царство Божие пришло в мир. Более того, в споре со Своими противниками, которые не колеблясь приписывают Его делам диавольское происхождение, Иисус, отвергая их обвинения, открыто утверждает: «Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие» (Лк 11, 20). Итак, в Нем и через Него обрела реальные черты духовная сфера Божественного владычества; вместе с Ним Царство Божие вошло в историю Израиля и всего человечества. Ибо Он имеет власть давать откровение об этом Царстве и судить о нем в земном мире. Он свидетельствует об этом, изгоняя злых духов, то есть возвращая во власть Бога психическую и духовную сферу.

6. Завершающий акт, во время которого распятый и воскресший Христос наделил своих апостолов особой властью, был Им всесторонне подготовлен. Ключевой момент - это призвание апостолов: «И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были, и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов» (Мк 3, 14-15). Из этих двенадцати на Симона Петра возлагается особая миссия: «И Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф 16, 18-19). Говорить так может только Тот, Кто полностью убежден, что обладает Царством и властвует над ним, что «ключи» от этого Царства Он может доверить Своему представителю и наместнику так же, и может быть с еще 6ольшим правом, чем это делает земной монарх, передавая свои полномочия премьеру или какому-то другому важному лицу.

7. Такая убежденность Иисуса объясняет, почему во время Своего служения Он говорит об исполнении настоящего и будущего дела - о новом Царстве, которое Он не только провозглашает как истину, но и вводит его в историю человечества и мира как живую реальность, которая отныне должна возрастать, развиваться и стать среди людей закваской, как об этом свидетельствует евангельская притча (ср.: Мф 13, 33; Лк 13, 21). Притча о закваске и другие притчи о Царстве Небесном (ср. особенно: Мф 13) свидетельствуют, что именно это было главной мыслью Иисуса, а также составляло суть Его мессианского служения, которое после возвращения к Отцу должно было, согласно Его замыслам, продолжаться в истории посредством видимой структуры, действующей под руководством Петра (ср.: Мф 16, 18-19).

8. Установление такой структуры Царства Божия равносильно тому акту, посредством которого Христос передал его избранным им Самим апостолам: «Я завещаю вам Царство, как завещал Мне Отец Мой» (ср.: Лк 22, 29). Передача этого Царства является вместе с тем посланием, то есть миссией: «Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир» (Ин 17, 18). И эти же слова Христос повторяет в день Воскресения из мертвых: «Как послал Меня Отец, так Я посылаю вас. (...) Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» (Ин 20, 21-23).

Обратим внимание, что в замысле Иисуса, в Его мессианском служении, в миссии, которую Он поручил апостолам, установление Царства Небесного тесно переплетается с необходимостью победить грех, уничтожить власть сатаны в мире и в каждом человеке. Необходимость этой победы непосредственно вытекает из пасхальной тайны, из смерти на кресте и Воскресения из мертвых Иисуса Христа (Agnus Dei, qul tollit peccata mundi), победа над грехом является сутью исторической миссии апостолов и их преемников. В основе установления Царства Божия заложено то примирение, которое во Христе и через Христа совершилось в пасхальной тайне (ср.: 2 Кор 5, 19; Еф 2, 13-18; Кол 1, 19-20).

9. Установление Царства Божия в истории человечества - такова цель призвания и миссии апостолов, а значит и Церкви, во всем мире. Христос полностью осознавал, что это служение, как и Его собственное мессианское посланничество, встретит сильное сопротивление. Уже в момент избрания апостолов, то есть в самом начале их совместного служения, Он предостерегал избранных: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф 10, 16).

В Евангелии от Матфея передано также высказывание Иисуса о судьбе Его миссионеров (ср.: Мф 10, 17-25). Христос возвращается к этой теме во время одного из последних споров с книжниками и фарисеями: «Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город» (Мф 23, 34). Впрочем, подобная судьба уже постигла пророков и других великих людей Ветхого Завета, о которых напоминает текст Евангелия (ср.: Мф 23, 35). Но в то же время Иисус заверял своих исповедников, что Его дело и их дело является прочным: et portae inferi поп praevalebunt...

Тем не менее Царство Божие, установленное в истории мира Самим Богом через Евангелие и пасхальную тайну Сына, несмотря на то сопротивление, с которым оно встречается на своем пути в ходе истории, несет в себе не только знамения страданий Христовых и Его смерти, но и печать Его Божественного могущества, сияющего в Воскресении из мертвых. Об этом свидетельствует история. Уверенность апостолов и всех верующих опирается на откровение Божественной мощи Христа - исторической, эсхатологической и вечной, о чем говорит нам и II Ватиканский Собор: «Христос, ставший послушным даже до смерти и потому превознесенный Отцом (ср.: Флп 2, 8-9), вошел во славу Своего Царства; Ему все подчинено, пока Он Сам Себя и все сотворенное не подчинит Отцу, да будет Бог все во всем (ср.: 1 Кор 15, 27-28)» (СН 36).

04. 11. 1987

 

 

ИОАНН ПАВЕЛ II
ВЕРУЮ В ИИСУСА ХРИСТА ИСКУПИТЕЛЯ
Перевод с польского:
Эдуард Карпенок Вацлава Кожин

 

ГЛАВА III.ЧУДЕСА ХРИСТА


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.