Иисус Христос: мессия-«первосвященник» — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Иисус Христос: мессия-«первосвященник»

2022-10-11 25
Иисус Христос: мессия-«первосвященник» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Имя «Христос», как известно, в переводе с греческого означает «Мессия», или «Помазанник».

Это имя, помимо «царского» характера, о чем мы говорили в предыдущей катехизической беседе, носит также, согласно ветхозаветной традиции, «священнический» характер. Оба эти элемента как две стороны одного и того же мессианского призвания отличаются друг от друга и в то же время как бы взаимно дополняются. Образ Мессии, данный в Ветхом Завете, соединяет в себе посланничество царя и священника, раскрывая их глубокое внутреннее единство.

2. Такое единение находит свой образец (как прообраз и предвосхищение) в личности Мелхиседека - загадочного царя Салимского, современника Авраама. В Книге Бытие читаем, что Мелхиседек, встречая Авраама, «вынес хлеб и вино. Он был священник Бога Всевышнего. И благословил его, и сказал: Благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли» (Быт 14, 18-19).

Образ Мелхиседека, царя-первосвященника, вошел в мессианскую традицию, о чем прежде всего свидетельствует Псалом 110 [109] - мессианский псалом par excellence. В этом Псалме Бог-Ягве обращается к «Господу моему» (то есть к Мессии) со словами: «Седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих» (Пс 110 [109], 1-2). Приведенный текст, не вызывающий сомнений относительно царственности Того, к Кому обращается Ягве, затем дополняется предсказанием: «Клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс 110 [109], 4). Таким образом, Тот, к Кому общается Бог-Ягве, приглашая воссесть «одесную», должен быть как царем, так и священником «по чину Мелхиседека».

3. В истории Израиля священство Ветхого Завета берет свое начало в личности Аарона, брата Моисея, и непосредственно связано с коленом Левия, одним из двенадцати израильских родов.

Знаменательно, что на эту тему мы читаем в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова: Бог «возвысил Аарона (...) брата его из колена Левиина; постановил с ним вечный завет, и дал ему священство в народе» (Сир 45, 7-8). «Он избрал его из всех живущих, чтобы приносить Господу жертву, курение и благоухание в память умилостивления о народе своем. Он дал ему Свои заповеди и власть в постановлениях судебных, чтобы учить Иакова откровениям и наставлять Израиля в законе Его» (Сир 45, 20-21). Итак, священническое призвание служит культу, приношению жертв для прославления и умилостивления, а культ сопровождается наставлениями о Боге и о Его Законе.

4. Знаменательны в этом плане и другие высказывания из Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Как по завету с Давидом (...) царское наследие переходило от сына к сыну: так наследие священства принадлежало Аарону и семени его» (Сир 45,30).

Согласно этой традиции, священство как бы «сосуществовало» с царским достоинством. Христос же происходит не из священнического рода, не из колена Левия, а из колена Иуды; и Он, кажется, не ссылается на священнический характер Мессии. В глазах современников Христос прежде всего - Учитель, Пророк, хотя они охотно видели бы в Нем царя, наследника Давида. В то же время мессианская традиция Мелхиседека, царя-первосвященника, как бы отсутствует.

5. Однако это мнимое отсутствие. Нужны были все пасхальные события, в которых раскрылось подлинное значение «Мессии-Царя», «Царя-Первосвященника по чину Мелхиседека», представленное в Ветхом Завете, открытое и реально осознанное как присущее посланническому служению Иисуса из Назарета. Характерно, что Иисус, представ перед синедрионом, на вопрос первосвященника: «Ты ли Христос, Сын Божий?», отвечает: «Ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы» (Мф 26, 63-64). Тем самым Иисус Христос ссылается на мессианский псалом (Пс 110 [109]), тесно связанный со всей традицией Царя-Первосвященника.

6. Однако свое полное выражение эта истина о Христе нашла только в Послании к Евреям, в котором говорится о связях священства Левитов со священством Христа. Затрагивая тему священства Мелхиседека, автор Послания к Евреям отмечает в то же время, что Христос исполнил мессианское предсказание, связанное именно с этой фигурой, поскольку еще со времен Авраама, по предопределению свыше, оно было включено в посланничество народа Божия.

Итак, мы читаем о Христе: «И, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека» (Евр 5, 9-10). Здесь автор Послания к Евреям напоминает о том, что сказано о Мелхиседеке в Книге Бытие (14, 18), а затем добавляет: «Во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» (Евр 7, 2-3).

7. Используя сравнения с обрядами, храмом и жертвоприношениями Ветхого Завета, автор Послания к евреям показывает, что в Христе исполнились все обетования, заключенные в ветхозаветном священстве, которое «служит образу и тени небесного» (ср.: Евр 8, 5). Христос же, «милостивый и верный первосвященник» ср.: Евр. 2, 17), несет в Себе «священство не преходящее» (Евр 7, 24), жертвуя «Себя непорочного Богу» (Евр 9, 14).

8. Здесь стоит привести полностью некоторые, наиболее выразительные фрагменты этого Послания. Вот Христос, входя в мир, говорит Богу, Отцу Своему: «Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже» (Евр 10, 5-7). «Таков и должен быть у нас Первосвященник» (Евр 7, 26). «Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа» (Евр 2, 17).

«Ибо мы имеем Первосвященника, Который, подобно вам, искушен во всем, кроме греха, и Который может сострадать нам в немощах наших» (ср.: Евр 4, 15).

9. Далее мы читаем, что этот Первосвященник «не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа; ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого» (Евр 7, 27). И затем: «Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр 9, 11-12). Отсюда наша уверенность в том, что «Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр 9,14).

Вот почему священство Христа заключает в себе непреходящую спасительную силу, ибо Христос «может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр 7, 25).

10. Автор Послания к Евреям проникновенно и убедительно показывает, что Христос исполнил всей Своей жизнью, и прежде всего через жертвенную смерть на кресте то, что предвечно было включено в мессианскую традицию Божественного Откровения. Своим священством Христос продолжает священническое служение Ветхого Завета и превышает это служение, являясь одновременно и Священником, и Жертвой. Таким образом, Он исполнил то, что было предвечным замыслом и намерением Бога, то, во имя чего Бог установил священство в истории Завета.

11. Это установление, согласно Посланию к Евреям, выражается в образе Мелхиседека. Мы читаем в Послании, что по воле Бога, «по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей» (Евр 7, 15-16). Речь идет о непреходящем священстве (ср.: Евр 7, 3. 24).

Церковь, сохраняя и верно объясняя эти и другие тексты Нового Завета, не раз напоминала истину о Мессии-Первосвященнике. Об этом свидетельствуют Священные Соборы, среди которых особое место занимают Эфесский Собор (431), Тридентский Собор (1545-1563), а в наше время - II Ватиканский Собор (1962-1965).

Но прежде всего свидетельствует ежедневная Евхаристическая Жертва, установленная Христом, которую Церковь приносит под видом хлеба и вина, то есть «по чину Мелхиседека».

18. 02. 1987


7. ИИСУС ХРИСТОС: МЕССИЯ-«ПРОРОК»

1. Во время допроса Пилат спрашивает Иисуса, царь ли Он. Иисус сначала отвечает отрицательно - нет, он не царь в земном и чисто политическом значении, а затем говорит: «Ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине» (Ин 18, 37). В этом ответе царское и священническое посланничество Мессии соединяется с тем, что составляет суть пророческого служения. Ибо пророк призван и послан для того, чтобы свидетельствовать об истине. Свидетельствуя об истине, пророк выступает от имени Бога. Отчасти - он голос Бога. Таким на протяжении столетий было служение всех пророков, посланных Богом в Израиль.

Пророческие черты особым образом сочетаются с царским призванием в личности Давида - царя-пророка.

2. История пророков Ветхого Завета доказывает, что возвещение истины, провозглашаемой от имени Бога, - это прежде всего служение Божественному Законодателю, а также народу, перед которым пророк выступает как посланный от Бога. Пророческое служение не только возвышенное и почетное дело, оно бывает также трудным и обременительным. Ярким примером этого может служить судьба пророка Иеремии. Он встречает сопротивление, неприятие и даже гонение, когда провозглашаемая им истина становится неугодной. Христос, Который не раз говорил о страданиях, перенесенных пророками, в полной мере испытал это на Самом Себе.

3. Эти первые суждения о пророческом посланничестве как о служении приводят нас к образу Служителя Господня (Ebed Jahwe) из второй части Книги пророка Исайи (называемой Девтероисаией). Мессианская традиция Ветхого Завета получает в этом образе особенно глубокое выражение, если учесть, что Отрок Ягве, в личности которого прежде всего выделяются черты пророка, до некоторой степени соединяет в себе также свойства первосвященника и царя. Песни Исайи об Отроке Ягве являются как бы особым синтезом ветхозаветной истины о Мессии и в то же время несут в себе глубокий смысл. Хотя они написаны за много веков до Христа, тем не менее поразительно точно могут служить установлению Его Личности, особенно когда речь идет о страданиях Отрока Ягве. Этот образ настолько точен и правдив, словно Исайя был свидетелем событий Христовой Пасхи.

4. Если же обратиться к самому определению «слуга», «раб Божий», то в Ветхом Завете эти речевое обороты широко используются. Многие значительные личности либо сами себя так называют, либо бывают названы этим определением «раб Божий» - Авраам (Быт 26, 24-), Иаков (Быт 32, 10), Моисей, Давид, Соломон, пророки. Более того, этот оборот употребляется даже по отношению к некоторым язычникам, сыгравшим особую роль в истории Израиля. В Священном Писании так названы, например, Навуходоносор (Иер 25, 8-9) или Кир (Ис 44, 28). Кроме того, весь Израиль как народ иногда называется «рабом Божиим» (ср.: Ис 41, 8-9; 42, 19; 44, 21; 48, 20). Такое наименование отвечает языковой традции следы которой мы находим также в Magnificat, Гимне Марии, прославляющей Бога за то, что Он «воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость» (Лк 1, 54).

5. Возвращаясь к Песням Исайи об Отроке Ягве, следует прежде всего подчеркнуть, что они адресованы не какому-то сообществу, например - народу, а отдельному человеку, которого пророк в какой-то мере противопоставляет грешному Израилю. Итак, в первой Песни читаем: «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд. Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах. Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит (...). Не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда» (Ис 42, 6-7).

6. Во второй Песни Отрока Ягве развиваются те же мысли: «Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое. И соделал уста Мои как острый меч; тенью руки Своей покрывал Меня, и соделал Меня стрелою изостренною; в колчане Своем хранил Меня» (Ис 49, 1-2). «И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых (...) Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Ис 49, 6). «Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего» (Ис 50, 4). «Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои» (Ис 52, 15). «Чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих, и грехи их на Себе понесет» (Ис 53, 11).

7. Последние стихи, взятые из третьей и четвертой Песней, с поразительным реализмом вводят нас в образ страдающего Отрока, но к этому нам еще предстоит вернуться. Все, что мы читаем у Исайи, удивительным образом предвещает предсказанное на пороге жизни Иисуса праведным старцем Симеоном, который приветствовал Его как «свет к просвещению язычников» и как знамение «падения и восстания многих в Израиле», и как «предмет пререканий» (ср.: Лк 2, 32. 34). В пророчествах Исайи Мессия предстает перед нами прежде всего как Пророк, как Тот, Кто приходит в мир, чтобы свидетельствовать об истине, и Кто будет отвергнут Своим народом именно из-за этой истины, а Его смерть станет основой для оправдания «многих».

8. Отголоски Песни об Отроке Ягве слышатся в Новом Завете с самого начала повествования о мессианском служении Иисуса из Назарета. Уже Крещение в Иордане позволяет провести параллель между евангельским повествованием и словами Исайи. Матфей так описывает сцену Крещения: «И, крестившись, Иисус (...) вышел из воды; и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил как голубь, и ниспускался на Него» (Мф 3, 16). А у Исайи мы читаем: «Положу Дух Мой на Него» (Ис 42, 1). Евангелист далее добавляет: «И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3, 17). А у Исайи Бог говорит об Отроке: «избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя» (Ис 42, 1).

Кроме того, когда Иисус подходит к Иордану, Иоанн Креститель, указывая на Него, говорит: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1, 29). В этих словах заключена как бы сжатая суть того, что сказано о страдающем Служителе Божием в третьей и четвертой Песнях.

9. Подобную аналогию можно провести, вспоминая первые мессианские слова Иисуса, сказанные Им в Назаретской синагоге. Иисус читает текст пророка Исайи: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк 4, 17-19). А ведь это слова из первой Песни об Отроке Господнем (Ис 42, 1-7; ср. также: 61, 1-2).

10. Знакомясь с жизнью и служением Христа, мы приходим к выводу, что Он - тот самый Служитель Божий, Который приносит людям спасение, исцеляет, освобождает людей от их неправедности, желая привлечь к Себе людей не силой, но добротой. Поэтому и Четвероевангелие, особенно Евангелие от Матфея, неоднократно ссылается на пророческие слова Исайи, которые исполнились в жизни Христа. Например, мы читаем: «Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, да сбудется реченное через пророка Исайю, который говорит: "Он взял на Себя наши немощи и понес болезни"» (Мф 8, 16-17; ср.: Ис 53, 4). И в другом месте: «И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех. (...) Да сбудется реченное через пророка Исайю, который говорит: "се, Отрок Мой (...)"» (Мф 12, 15-21) - далее евангелист приводит большой отрывок из первой Песни об Отроке Господнем.

11. То, что было сказано в Четвероевангелии, находит свое продолжение в Деяниях Апостолов. Апостолы, а также первое поколение учеников Христа глубоко осознавали, что в Иисусе исполнилось все то, что предсказал пророк Исайя в своих вдохновенных Песнях: именно Иисус является тем избранным Отроком Господним (ср., например: Деян 3, 13. 26; 4, 27. 30; 1 Петр 2, 22-25), Который исполняет служение Раба Ягве, приносит новый Закон, является светом и заветом для всех народов (ср.: Деян 13, 46-47). Это подтверждается также в Дидахе, в Martyrium Polycarpi и в Первом Послании Климента Римского.

12. Следует отметить еще одну, особенно характерную деталь: Сам Иисус называет Себя Служителем, достаточно ясно намекая на слова пророка Исайи (Ис 53). Он: говорит: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк 10, 45; Мф 20, 28). Эту основную мысль мы находим также в повествовании об омовении ног апостолам (ср.: Ин 13, 3-4. 12-15). Во всем Новом Завете, - помимо цитат и намеков на первую Песнь Отрока Ягве (Ис 42, 1-70), в которой подчеркиваются избранность Отрока Господня и Его пророческая миссия по отношению к миру, причем эта миссия подразумевает освобождение, исцеление и заключение завета, - больше всего цитат и намеков относится к третьей и четвертой Песням о страдающем Отроке Ягве (ср.: Ис 50, 4-11; 52, 13-53, 12). Эта мысль кратко выражена в гимне св. апостола Павла о Христе в Послании к Филиппийцам: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам (...); смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп 2, 6-8).

25. 02. 1987


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.