Иисус «был зачат от Духа Святого — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Иисус «был зачат от Духа Святого

2022-10-11 22
Иисус «был зачат от Духа Святого 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 И РОДИЛСЯ ОТ МАРИИ ДЕВЫ»

1. В предыдущей катехизической беседе мы сосредоточили внимание на имени «Иисус», которое означает «Спаситель». Иисус, в течение 30 лет живший в Назарете, в Галилее, Предвечный Сын Бога, «был зачат от Духа Святого и родился от Марии Девы». Это провозглашают Апостольский и Никео-Константинопольский Символы Веры. Об этом говорят Отцы Церкви и этому учат Соборы, согласно которым ex substantia matris in saeculo natus (ср.: Символ Quiqumque, DS 76). Итак, Церковь исповедует и возвещает истину о том, что Иисус Христос истинно был зачат и рожден от дочери Адама, Девы Марии из рода Авраама и Давида. Евангелие от св. Луки со всей очевидностью говорит, что Мария зачала Сына Божия от Святого Духа, не познав мужа (ср.: Лк 1, 34 и Мф 1, 18). Следовательно, Мария была Девой до рождения Иисуса и, став Матерью, осталась Девой в момент рождения Сына и после него. Эта истина, отраженная в текстах Нового Завета, нашла свое выражение в учении Соборов. V Вселенский Собор в Константинополе (553) назвал Марию «Приснодевой», а на Латеранском Соборе (649) было подтверждено, что «Богородица (...) Мария без семени зачала от Духа Святого, будучи непорочной, сохранила девство Свое по рождении Сына» (DS 503).

2. Это вероучение берет свое начало из апостольской проповеди; возьмем, к примеру, слова св. апостола Павла из Послания к Галатам: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, (...) дабы нам получить усыновление» (Гал 4, 4-5). Но здесь прежде всего следует обратиться к тем подробным текстам из первых глав Евангелия от Матфея и Евангелия от Луки, которые носят название «Евангелие детства».

3. В знакомом нам тексте, который мы часто повторяем во время литургии в Евхаристической Молитве и над которым мы размышляем в молитве «Ангел Господень», дано описание сцены Благовещения Марии. Благовещение это, по свидетельству Луки, произошло в шестом месяце после предсказания о рождении Иоанна Крестителя (ср.: Лк 1, 5-25). «Послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Девы: Мария» (Лк 1, 26). Ангел приветствует Марию словами Ave Maria, ставшими молитвой Церкви («Ангельское приветствие»). Эти слова ангела вызвали у Марии глубокое волнение: «Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария; ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего (...) Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк 1, 29-35). Здесь же Ангел-Вестник возвещает о другом «знамении» - о неожиданном материнстве родственницы Марии Елизаветы, которая зачала сына в преклонном возрасте. Ангел добавляет при этом: «Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». И тогда Мария сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк 1, 37-38).

4. Текст Евангелия от Луки лежит в основе вероучения Церкви о материнстве и девстве Марии, от Которой родился Иисус, ставший человеком по воле Святого Духа. Начальный момент тайны Воплощения Сына Божия - именно это чудесное зачатие, которое совершилось силою Святого Духа в тот миг, когда Мария выразила свое согласие - fiat - «да будет Мне по слову твоему» (Лк 1, 37-38).

5. Евангелист Матфей дополняет Евангелие от Луки, сообщая в своем тексте о тех обстоятельствах, которые предшествовали рождению Иисуса Христа. Он пишет: «Рождество Иисуса было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, - се Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго. Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф 1, 18-21).

6. Как мы видим, оба текста из «Евангелия детства» согласуются друг с другом в главном: Иисус был зачат от Святого Духа и родился от Девы Марии. Оба текста носят также взаимодополняющий характер: разъясняют обстоятельства этого необычного события - Лука дает пояснения как бы со стороны Марии, а Матфей - со стороны Иосифа.

Говоря об источнике «Евангелия детства», следует обратить внимание на фразу: «Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (Лк 2, 19). Св. Лука приводит эту фразу дважды: после ухода пастухов из Вифлеема и когда родители находят Иисуса в храме (ср.: Лк 2, 51). Таким образом, есть основания усматривать этот источник в Матери Иисуса, Которая «сохраняла все слова в сердце Своем». Ее жизнь продолжалась и после смерти и Воскресения из мертвых Христа, и Она могла непосредственно свидетельствовать о Себе и о Своей роли Матери именно в те апостольские времена, когда создавались тексты Нового Завета и складывались первые христианские предания.

7. Евангельское свидетельство о непорочном зачатии имеет большое богословское значение, поскольку оно является особым знаком Божественного происхождения Сына Марии. Тот факт, что у Иисуса нет земного отца, так как Он был зачат «без соития с мужчиной», особым образом свидетельствует о том, что Он является Сыном Бога. И даже тогда, когда Он принимает человеческий облик, Его Отцом остается только Бог!

8. Зачатие Иисуса Христа «от Духа Святого» указывает на начало нового в истории человека «духовного рождения», исключительно надприродного по своему характеру. Тем самым Триединый Бог «отдает Себя» тварному существу посредством Святого Духа. Именно в этом смысле обычно воспринимаются слова Псалма: «Пошлешь дух Твой - созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Пс 104 [103], 30). В деле Божественного домостроительства, в акте «Самодарования» Бога непорочное зачатие, осуществляемое исключительно посредством Святого Духа, является событием центральным и самым важным. Оно дает начало «новой твари». Бог таким образом вмешивается в историю человечества, чтобы определять надприродное предназначение человека, то есть предопределение всего во Христе. Именно в этом находит свое окончательное выражение Его спасительная любовь по отношению к человеку, о чем мы говорили в цикле катехизических бесед, посвященных Провидению Божию.

9. В осуществлении замысла спасения всегда соучаствует и тварное существо. Так, в зачатии Иисуса от Святого Духа решающую роль сыграла Мария. Просвещенная изнутри ангельским приветствием, из которого Она узнала о своем призвании стать Матерью и сохранить девственность, Мария выражает свою покорность и согласие быть послушным орудием «силы Всевышнего».

Благодаря Святому Духу материнство и девство Марии совмещаются друг с другом, и хотя это непостижимо для человеческого разума, однако полностью согласуется с особым благоволением Всемогущего Бога. В Марии воплощается пророчество Исайи: «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына» (Ис 7, 14; ср.: Мф 1, 22-23). Ее девство, которое в Ветхом Завете выступает знамением кротости и полного подчинения замыслам Бога, становится частью действий Бога, избравшего Марию Матерью Мессии.

10. Исключительность Марии подчеркивается также родословными, которые приводят Матфей и Лука. Евангелие от Матфея (1, 2-17) начинается, согласно иудейской традиции, с родословной Иисуса, в которой, начиная от Авраама, перечисляются поколения по мужской линии. Евангелист Матфей, по сути, стремится подчеркнуть, через отцовство Иосифа, в согласии с иудейским Законом, происхождение Иисуса от Авраама и Давида, а тем самым доказать, что Иисусу по праву принадлежит титул Мессии. Однако перечисление предков заканчивается следующими словами: «Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христос» (Мф 1, 16). Таким образом подчеркивается не отцовство, но исключительно материнство. Иисус как человек здесь, на земле, не имеет отца.

Согласно Евангелию от Луки, родословная Иисуса (Лк 3, 23-38) ведется в противоположном направлении - от Иисуса и Его предков вплоть до Адама. Можно сказать, что евангелист стремился показать связь Иисуса со всем родом человеческим. Мария же, соучаствуя в исполнении Божественного замысла, дала Сыну Божию человеческую природу, тем самым соединив Его со всем человечеством.

28. 01. 1987

4. ИИСУС, СЫН ИЗРАИЛЯ,

 ИЗБРАННОГО НАРОДА ВЕТХОГО ЗАВЕТА

1. В конце предыдущей катехизической беседы мы напомнили о двух родословных Иисуса. Одна из них дана в Евангелии от Матфея (1, 1-17), и в ней перечислены все поколения предков Иисуса, Сына Марии, начиная от Авраама. Таким образом, эта родословная имеет «нисходящее» построение в отличие от другой, приведенной в Евангелии от Луки (3, 2-28) и имеющей характер «восхождения»: начиная от Иисуса Христа, перечисляются все Его предки, вплоть до Адама.

Родословие, представленное Лукой, отчасти выявляет связь Христа со всем родом человеческим. Евангелист же Матфей в своем повествовании указывает на непосредственную связь Христа с потомками Авраама. Иисус из Назарета является членом великой человеческой семьи, будучи частицей народа, к которому Он непосредственно принадлежит. Он является сыном Израиля, избранного Богом народа Ветхого Завета.

2. Иисус родился среди этого народа, воспитывался в его культуре и религии. Он был настоящим израильтянином, думал и изъяснялся на арамейском языке, соблюдая языковые нормы того времени, знал обычаи и нравы своей среды. Будучи израильтянином, Он был наследником Ветхого Завета и этому наследию сохранял верность.

На это обращает внимание св. апостол Павел, когда пишет в Послании к Римлянам про «Израильтян, которым принадлежит усыновление, и слова, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; (...) от них Христос по плоти» (Рим 9, 4-5). А в Послании к Галатам апостол напоминает, что Христос «подчинился закону» (Гал 4, 4).

3. Согласно Закону Моисея, вскоре после рождения Иисус был подвергнут обряду обрезания, став тем самым законным членом народа Божия: «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус» (Лк 2, 21).

«Евангелие детства» не так богато подробностями этого периода жизни Иисуса. Тем не менее мы узнаём, что «каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи» (Лк 2, 41), что было выражением верности Закону и традициям Израиля. «И когда Он {Иисус] был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его» (Лк 2, 42-43). После трехдневных поисков «нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их» (Лк 2, 46). Радость Марии и Иосифа была омрачена непонятными для них словами Сына: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк 2, 49).

4. Помимо этого единственного происшествия, об остальных годах детства и отрочества Иисуса Евангелие умалчивает. Это период «потаенной жизни», о которой евангелист Лука сообщает двумя фразами: «Он пошел С ними [то есть с Марией и Иосифом] и пришел в Назарет; и был в повиновении у них» (Лк 2, 51); «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк 2, 52).

5. Евангелия сообщают нам, что Иисус жил в своей семье, в доме Иосифа, который к Нему, Сыну Марии, относился как земной отец: заботился о Нем и постепенно обучал Его ремеслу плотника. Жители Назарета считали Иисуса «сыном плотника» (ср.: Мф 13, 55). Когда Христос начал проповедовать, они с удивлением спрашивали: «Не плотник ли Он, сын Марии?» (Мк 6, 2-3). Жители Назарета вспоминают также о Его «братьях и сестрах». Вероятно, речь идет о родственниках Иисуса (о «двоюродных братьях и сестрах», живущих в Назарете), о которых, впрочем, евангелист Марк говорит, что они пытались «взять Его», то есть отговорить от наставнической деятельности (ср.: Мк 3, 21). Видимо, они не находили в Нем ничего такого, что давало бы Ему право взять на Себя это новое дело. Они считали Иисуса «обыкновенным» израильтянином и полагали, что таковым Он и должен оставаться.

6. Общественное служение Иисуса началось, когда Ему исполнилось 30 лет. Тогда Он впервые выступил в Назарете: «вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исайи» (Лк 4, 16-17). Иисус прочитал фрагмент, начинающийся словами: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим» (Лк 4, 18). Дочитав до конца слова пророка, Иисус обратился к собравшимся: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк 4, 21).

7. За время Своей наставнической деятельности сначала в Назарете, затем в Галилее и Иудее и, наконец, в столичном Иерусалиме, Иисус собрал обильные плоды религиозных традиций народа Израиля. В то же время Он обогатил эти традиции новой мудростью, раскрывая их жизненно важные ценности и заложенный в них пророческий смысл. Он также решительно выявлял отклонения от предначертаний Завета с Богом. Таким образом, в Своем учении Он совершил переход - в пределах того же самого Откровения Божия - от «старого» к «новому», не отменяя при этом Закона, но исполняя его (ср.: Мф 5, 17). Та же мысль выражена в самом начале Послания к Евреям: «Бог, многократно и многообразно говоривший (...) в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» (Евр 1, 1-2).

8. Этот переход от «старого» к «новому» проявляется во всем учении «Пророка» из Назарета. Особенно ярким примером может служить Нагорная проповедь, изложенная евангелистом Матфеем. Иисус говорит: «Вы слышали, что сказано древним: "не убивай" (...) А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф 5, 21-22). «Вы слышали, что сказано древним: "не прелюбодействуй". А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф 5, 27-28). «Вы слышали, что сказано: "люби ближнего твоего, и ненавидь врага твоего". А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф 5, 43-44).

Проповедуя это, Иисус в то же время утверждает: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф 5, 17).

9. Это слово «исполнить» имеет ключевое значение. Оно относится не только к проповеди Богооткровенной истины, но и ко всей истории Израиля, к истории народа, Сыном которого был Иисус. История эта, наполненная удивительными событиями, которые с самого начала направлялись Провидением Божием, находит в Иисусе Христе свое завершение. Замысел Божий, согласно которому все эти события с самого начала были предусмотрены как история спасения, устремлен к той «полноте времени» (Гал 4, 4), которая воплотилась в Иисусе Христе. И Пророк из Назарета прямо говорит об этом Своим слушателям, начиная с первой проповеди, произнесенной в синагоге родного города.

10. Особенно знаменательны слова Иисуса, обращенные к Его противникам и засвидетельствованные в Евангелии от Иоанна: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой: и увидел и возрадовался». На это сказали Ему Иудеи: «Тебе нет еще и пятидесяти лет, - и Ты видел Авраама?». Иисус еще более открыто заявляет: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я семь (Ин 8, 56-58). Иисус прямо говорит, что в Нем не только воплотились искупительные замыслы Бога, вписанные со времен Авраама в историю Израиля, но и Его существование предшествует времени Авраама, а Сам Он отождествляется с Тем, Который «есть Сущий» (Исх 3, 14). Именно поэтому Он, Иисус Христос, является завершением истории Израиля, поскольку Он с самого начала «перерастает» Своей тайной эту историю. Однако здесь мы затрагиваем другой аспект христологии, о котором мы поговорим позже.

11. В заключение задумаемся немного над родословиями Иисуса Христа, приведенными евангелистами Матфеем и Лукой. Из этих родословий следует, что Иисус Христос - истинный Сын Израиля - вместе с тем принадлежит всему роду человеческому. И если в Иисусе, потомке Авраама, воплощаются пророчества Ветхого Завета, то в Нем же, как в потомке Авраама, мы находим - следуя за наставлениями св. апостола Павла - начало и средоточие, своего рода «квинтэссенцию» всего человечества (ср.: Еф 1, 10).

04. 02. 1987


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.