Ханский дворец и Старый город — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Ханский дворец и Старый город

2022-10-11 33
Ханский дворец и Старый город 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проезд маршруткой №1 и 2. При посадке надо обязательно поинтересоваться, идет ли она в Старый или в Новый город. Разумеется, нам нужно в Старый.

 

При въезде в Старый город обратите внимание на полуразрушенную нишу в подпорной стене (напротив дома №5 по ул. Ленина). Здесь когда-то стоял роскошный фонтан с куполом и здесь же находилась каменная арка Кемер-Капу, установленная в 1787 году и отмечавшая въезд в Бахчисарай. К воротам примыкала мечеть Им-Гульсум.

Ничего из названного не сохранилось, ворота были уничтожены во время великой отечественной войны. А фонтан разобрали уже позже, при строительстве новой дороги

 

Сейчас это удивляет, но долгие века весь город помещался в зажатой между скал долине. Еще в середине 20 века Эски-Юрт считался отдельным поселком и лишь позднее объединился в Бахчисараем

 

Ханский дворец

Ханский дворец представляет собой комплекс построек 16–18 вв., неоднократно перестраивавшийся и реставрировавшийся.  Изначально ханская резиденция находилась в балке Ашлама –Дере, но вскоре небольшая долина стала тесна, для разросшегося двора и в начале 16 века резиденцию переместили на новое место. На левом берегу реки Чурук-Су начал расти новый ханский дворец. Образцом для его постройки послужил султанский дворец Топкапи в Стамбуле, хотя и в боле скромном варианте.

Для европейца «дворец» - нечто грандиозное и монументальное. Потому ханские хоромы иным посетителям кажутся бедноватым. Но в мусульманской культуре, главная задача дворца - быть подобием Рая. А Рай для восточного человека – это растительность, цветы и вода. Потому в ханском дворце упор сделан на большое количество фонтанов и уютных зеленых двориков.

Строительство растянулось почти на 50 лет - с 1503 по 1551г. Получился легкий и изящный архитектурный ансамбль.

Дворец дважды разрушался до основания. В 1736 году он был сожжен войсками Миниха, Сохранились только бани и кладбище.  Потом дворец снова отстроили. Второй раз его разорил Долгоруков Крымский в 1771 году. Последний хан, покидая Крым, вывез из дворца  всю обстановку и   ценности. Здание стояло опустевшим.

К приезду Екатерины Потемкин приказал отремонтировать дворец. Средства в это были вложены большие, но «специалисты» оказались не слишком компетентны в восточной архитектуре, потому привнесли в свою работу много европейского. В результате, как писал в 1913 г Г. Москвич: «получилось полуевропейское здание с „азиатским" убранством московской фабрикации». Но больше всего вреда нанесла памятнику реставрация 1822-1824 годов, проходившая под руководством архитектора Колодина. Сложно представить, какое отношение к искусству имел заведовавший Малярно-живописным работами унтер-офицер Дорофеев. Уникальные росписи мастера Омера, создателя «фонтана слез,  были замазаны какой-то безвкусицей. Позднее руководство сменили, но наворотить горе реставраторы успели много.

Работы велись в начале 20 века и в 30-х годах. Стены были покрыты побелкой, хотя до этого они имели росписи.

 Так, что можно себе представить, что после всех этих грубых вмешательств, аутентичного во дворце осталось не так уж и много. Уцелел от посягательств реставраторов портал Алевиза, зал совета и суда, малая дворцовая месть. Некоторые помещения утрачены полностью: большая часть гарема,  Персидский дворец, кухни.

 Но и в таком виде, дворец не теряет привлекательности, передает  колорит и атмосферу

Во дворце много уютных внутренних двориков, легких деревянных балкончиков и лестниц, пестрых ковров и витражей. Все это сливается в одну многоцветную мозаику, постоянно меняющуюся, словно стекляшки калейдоскопа. А еще фонтаны, в том числе знаменитый Фонтан слез, знакомый всем, кто читал Пушкина

Давайте пройдемся по залам ханской резиденции. Кстати, многие удивляются узнав, что дворец был чем-то вроде «ведомственного жилья». Хан занимал его, пока пребывал в должности. Потом он передавал его преемнику и уезжал в свое родовое имение.

 

Над рекой Чурук-Су тянется 2-этажный павильон Свитского корпуса с черепитчатой крышей и тонкими башенками каминных труб. Старинный мост. Древние ворота. Через арочный проем попадаем во внутренний дворик. Справа –строения основного корпуса, слева ханская мечеть Хан-Джами

 Внутренний двор, такой уютный в наши дни, раньше был совершенно лишен декоративности. Он служил не для отдыха и прогулок, а для того, чтобы собирать тут ханское войско перед походом.

Над воротами размещался свитский корпус, и ханская стража

Мечеть была построена в 1740 году. Паллас писал о ней: «Большая мечеть, стоящая против дворца, — одна из наиболее значительных и самая красивая в Бахчисарае. Внутри ее устроено отделение или ложа с окнами, назначавшаяся для самих ханов; в нее поднимаются со двора по особой лестнице. Именно в эту ложу, чтобы не смущать татар, и вводят иностранцев, особенно женщин, когда они любопытствуют — видеть татарское богослужение по пятницам или большим праздникам, а в особенности посмотреть на крикливые танцы дервишей.»

Рядом с мечетью. –ханское кладбище с двумя мавзолеями 17 века. Здесь похоронены 16 ханов, их родные и приближенные. Мужские надгробия венчает изображение чалмы, женские – что-то вроде плоской шапочки или шишки. Эпитафии, на стелах  поэтичны или с философским контекстом:  «В цветнике мира, я была роза и, увы, завяла. О, Всевышний, помести меня в цветнике рая»- начертано на одном из женских надгробий. «Смерть - есть чаша с вином, которую пьет все живое, могила  - есть жилище вечности» - эпитафия на могиле Селим-Гирей хана (1744) «Много было в мире царей, все они переселились в вечность». «…Солнце. это, взглянув на быт мира, равнодушно скрылось это за облака…» - надпись на могиле 12-летней девочки. На многих могилах высечен кипарис- символ скорби или стилизованный цветок розы.

Далее, за кладбищем находились конюшни.

Справа - ханский корпус. Его постройки выше свитского корпуса, но ниже мечети: хан выше своих слуг, но ниже Аллаха.

Самая древняя часть Ханского корпуса – это портал Алевиза, построенный в 1503—1504 году. Есть мнение, что он был частью старого дворца в Ашалама-дере и был перенесен на новое место. Автор постройки - итальянский матер Алевиз Новый. В России его знают, как Фрязина, строителя Архангельского собора в Москве. Узнав, что известный итальянский зодчий едет по приглашению в Москву, хан Менли-гирей велел своим людям «перехватить» его по дороге. Так Алевиз оказался  в Бахчисарае. Через год, после выполнения ханского заказа, он был отпущен в, да еще и с рекомендательным письмом от хана Ивану 3: «… добрый мастер, не как иные мастеры, вельми великой мастер..».

Рядом находится зал Совета и суда, где ханские приближенные собирались для принятия важных решений. Каждый занимал свое строго определенное место, соответствующее придворной иерархии

Далее внутренний дворик, куда выходят 5 дверей и находятся 2 фонтана. Золотой фантан Магзуб был сооружен при хане Каплан-Гирее в 1733 году и предназначался для омовений перед молитвой. Здесь же и знаменитый фонтан слез, созданный мастером Омером  в 1764 году и воспетый в стихах Пушкина. Изначально он стоял неподалеку  от дюрбе Диляры–Бикеч, любимомй жены Кырым-Гирея. Но при реконструкции к приезду Екатерины, его перенесли поближе.

Уютно выглядит летняя беседка с фонтаном посередине. Фонтан здесь с символическим смыслом, из него бьют несколько струй. Те, что направлены вверх – символизируют энергию молодости, направленные по диагонали –   силы и мощь зрелости. Их много, как и забот у человека в расцветет лет. Струи направленные вниз символизируют старость. Изначально беседка была открытой. Застеклили ее в 19 веке, чтоб сохранить от разрушения. Росписи в беседке выполнены мастером Омером.

Дальше располагался Гарем. Изначально там было 73 комнаты. В 1818 году 70 их них снесли, так как они окончательно обветшали.  Сколько обитательниц находилось в ханском гареме, никто не знает. На территории гарема возвшалась Соколина башня (Тоган-Кулеси). В нижней части ее содержались соколы. А в верхнюю позволялось подниматься обитательницам гарема, чтобы посмотреть на окрестности, через зарешеченные окна.

Дальше, за дворцом тянулись ханские сады, давшие название городу, за ними - просторный луг, где паслись ханские кони. Практически весь левый берег был занят ханскими угодьями, а городские постройки в основном концентрировались на правом берегу

 

Экскурсия по дворцу платная и только в сопровождении экскурсовода.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.