Мечеть Исми-Хан-Джами (Севастопольская 80/8) — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Мечеть Исми-Хан-Джами (Севастопольская 80/8)

2022-10-11 43
Мечеть Исми-Хан-Джами (Севастопольская 80/8) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Не древняя, построена в начале 20 века. Но состояние ее весьма плачевно – стены в трещинах. Здание нуждается в реставрации.

Иногда, ее строительство связывают с именем знатной дамы из ханской фамилии.- Исми-Хан-Кадын. Кадын – титул, присваивавшийся ханским женам

 По соседству с этой мечетью сохранился минарет еще одной- Мола-Мустафа-Паша-Джами (ул Севастопольская 41-9). Дата постройки приблизительно 1730г. на ней есть мраморная плита с датой 1600. но скорее всего, плита использована вторично.

 

  Орта-джами (ул. Ленина 21)

Самая крупная городская мечеть. Время постройки неизвестно. Вероятно – вторая полвина 16-начало -17 века. Мечеть была  лидером, не только по размерам, но и по вакуфным доходам, получая их от 12 лавок и пекарни. Рядом размещались рынки: Юхары –Чарша (верхний рынок), и Соган-базар, где торговали зеленью, ряды седельщиков, караван-сарай

В советское время служила кинотеатром

 

Фонтан Чибишин-Чешмеси (ул Севастопольская, перед домами 91-91-а). Построен в начале 20 века состоятельным горожанином Билялом Чибиш на собственные средства, недалеко от своего дома (не сохранился)

 

Ул Базарная

 До революции -  ряды Ашлык-Базара, - с хлебными и продовольственными лавками

 

Очень старым является мост Хаджи-Осман-Акая (ул Затрубченко), датируемый 1665 годом и упоминаемый в тексте Эвлдии Челеби. Изначальна длина его 7, 3 м, ширина 4.6 м

 

Ул. Затрубченко 8. здание явно старинное, хорошо заметное на фоне застройки. Фасад выполнен с элементами архитектуры эпохи возрождения. Это - дом наследников Биляла Сеит Али. Построен в начале 20 века.

В советское время был перестроен под баню. Сейчас – жилой дом

 

 

После посещения дворца и Старого города,  обязательно надо отправиться в Староселье – это конечная остановка маршруток №1 и №2.

При желании можно прогуляться пешком, туда ведет улица Исмаила Гаспринского, на которой много старых домов, поостренных еще в начале 20 века.

Это дома на ул. И. Гаспринского под номерами 4,6,8.

 

В устье балки Канлы-дере вытекает источник Юсуп-Чокрак. Вода здесь хорошая, питьевая, но последнее время  она начала периодически исчезать.

 

Дом музей Исмаила Гаспринского. Дом под номером 47а.  

Исмаил Гаспринский, именем которого названа улица - Крымско-татарский просветитель, общественный деятель, журналист (1851-1914)

Он родился в 1851 г. в селении Аджи-кой в верховьях Качи. Отец его за военные заслуги получил российское дворянство и фамилию Гаспринский, так как  был уроженцем Гаспры. Через 4 года семья переехала в Бахчисарай. Окончив школу Исмаил поступил в московский кадетский корпус. Позднее он жил за границей: во Франции, Турции. Во Франции он познакомился и подружился с И.С. Тургеневым. Будучи европезированным человеком, Гаспринский полагал, что путь к прогрессу и процветанию лежит через приобщение к европейской цивилизации.

Вернувшись в 1887 г. на родину, он начинает преподавать в медресе татарский, турецкий и русский языки. Стремясь к просвещению своего народа, Гаспринский  издает первую крымскотатарскую газету «Терджиман» («переводчик»). За 40 лет своего существования, газета получила большую популярность. Читали её не только в Крыму, но и в Москве, Питере, Тбилисси, Средней Азии и т.д.

Гаспринский открыл так же школу, где, корме привычных мусульманских дисциплин преподавали и светские науки – математику, химию, физику. Издавал на крымскотатрском языке литературу по разным отраслям знаний. Сам занимался литературной деятельностью, написал несколько повестей и большое количество публицистических произведений.

 

Мечеть Тахталы-Джами

(Ул. Исмаила Гаспринского 5). На дороге из дворца в Салачик. Построена в 1707 г. Бек-Султан-Ханым - дочерью Хаджи-селима-Гирея

Тахталы перводится,  как «выстеленная досками». Возможно, часть ее была деревянной

 

Ул. И. гаспринского 27 Орта-медрессе. Основано в конце 17 века, но сохранившееся здание уже построено в 20-м веке. Оно так долго служило цехом сокоэкстрактного завода, что выглядит совсем непрезентабельно,  как обычная производственная постройка.

 

Староселье, или Салачик, – окраина Бахчисарая. От конечной остановки маршрутки №2 есть только два пути: вверх, к Успенскому монастырю и прямо (по ул. Басенко) – в центр Староселья, куда мы и направимся. Идем вдоль улицы. Обращаем внимание на лежащие возле одного из домов старинные каменные сельхозорудия: жернова, молотилки (дегерменташи).
Название довольно точно характеризует поселок. Он действительно старый. Если не считать Эски-Юрта, то именно Староселье. Тогда оно называлось Салачик является предшественником Бахчисарая. Здесь более 50 лет находился первая ханская резиденция. Лишь после 1503 году Ханы переселились в долину Чурук-Су. Но и потом любили бывать здесь на отдыхе. В долине Ашлама-Дере, стоял  летний дворец для отдыха ханской семьи и вельмож. Он представлял собой комплекс отдельных построек, среди сада. Его так же не пощадили солдаты Миниха. Руины некоторое времястояли между Беш-Кошем и Бурунчаком. Потом их частично разобрали для его строительства путевого дворца Екатерины 2 в Ак-Мечети (ныне Симферополь), а в 30-х годах все, что осталось было употреблено для строительства   интерната для неврологических больных.

 В старые времена Салачик делился на 5 кварталов и имел 5 мечетей.

В Салачике можно осмотреть Успенский монастрь, Чцфут-Кале и комплекс мусульманских построек

 

Зинджирли­медресе (1500 г.). Медресе – мусульманское духовное училище. «Зинджир» – в переводе с татарского – «цепь». Железная цепь свисает над дверным проемом. Чтобы войти внутрь и не стукнуться об нее головой, приходится наклоняться. Таким образом средневековых студентов приучали совершать поклон, входя в храм знаний.

В Бахчисарае было еще два таких учебных заведения: Орта-Медресе и медресе при ханском дворце. Но Зинджирли считалось самым знаменитым. Принимали в медресе тех, кто умел читать. Курс образования здесь занимал 10 лет. Студенты обучались 8 месяцев в году, после каждого года сдавали экзамен. Изучались такие предметы, как богословие, арабская и турецкая грамматика, логика, арифметика, стихосложение, мусульманское право,  каллиграфия, наука о нравственности. С 1868 стали изучасть и русский язык

Мавзолей Хаджи­Гирея (1501 г.) (усыпальница) был построен ханом Менгли­Гиреем для своего отца Хаджи­Гирея – основателя крымского ханства. Позднее там же был похоронен и сам Менгли­Гирей.

Рядом с мавзолеем и медресе недавно раскопан еще один памятник – баня, примерно того же времени постройки. Она занимала значительную  площадь. От большого отопительного котла горячий воздух поступал в тоннели в стенах и полу. Вода, холодная и горячая, подавалась по трубам в мраморные чаши

Успенский монастырь

Успенский монастырь, наверное, единственный пещерный монастырь, который доступен для посещения людям с любым уровнем физической подготовки. Преодолеть небольшой подъем, да еще и по асфальту, могут все, даже пенсионеры и дошкольники.

Монастырь основан, предположительно, в начале 15 в., а к его концу стал резиденцией митрополита и центром православия в Крыму (версию о возникновении монастыря в 8-9в. большинство исследователей считают спорной). В отличие от большинства других христианских монастырей, он не прекращал существования в те времена, когда господствующей религией в Крыму стал ислам. Более того, крымские ханы сами почитали его и даже оказывали материальную помощь!

Монастырский храм Успения Богородицы вырублен в обрыве ущелья Марьям­Дере. В храм ведет лестница, сначала пристроенная, увенчанная белоснежной звонницей, потом скальная. Поднимаясь можно передох­нуть и полюбоваться окрестностями с балкончиков, не мешая остальным посетителям.

Более 70 лет монастырский комплекс стоял в запустении. В 1990­е гг. началось его возрождение. Реставрация памятника выполнена на высоком художественном уровне. Все постройки вписываются в ландшафт, не диссонируют с ним, не спорят с природой. Летом здесь очень многолюдно. Маленький средневековый храм не был рассчитан на такое количество паломников. Потому лучше посещать его в межсезонье.

Добраться до Успенского монастыря можно маршруткой №1 и2. Выходить на конечной, это на две остановки дальше Ханского дворца. От остановки к монастырю ведет асфальтированная дорога.

Чуфут­Кале

Здешние места обжиты издавна. Бахчисарай еще даже не маячил на историческом горизонте, а тут уже обитали люди. Не будем говорить о поселениях тавров, а они в тут были. Обитали в окрестностях Староселья даже неандертальцы. Их стоянка была раскопана в балке Канлы-дере. Все это было, но далеким от археологии туристам вряд ли будет интересно. Начнем с эпохи средних веков, оставившей на поверхности земли уже более заметные следы материальной культуры. И один из них – пещерный город Чуфут -Кале

Ученые не пришли к единому мнению о времени возникновения этого поселения. Называют датировки от 6 до 10–11 вв. н. э. Историки считают, что сначала здесь существовало временное убежище и лишь с 14 в. появляются постоянные постройки. Расцвет Чуфут­Кале или, как его называли ранее, – Кырк­-Ора, приходится на 15 в. Считается, что первыми обитателями поселения были аланы. Потом, в 14 в., крепость захватили Яшлавские беи, В конце 16 – начале 17 вв. татары покинули крепость и в ней остались одни караимы и армяне, а после проведенного Екатериной II выселения христиан из Крыма, только караимы. С этих пор появилось название Чуфут­Кале – иудейская крепость (караимы, являясь тюркским народом, исповедовали иудаизм). В конце 16 века здесь было около 300 домов, построенных почти впритык друг к другу. Последние жители покинули поселение не так давно – в 19 в., потому оно сохранилось несравненно лучше других пещерных городов. Здесь можно осмотреть не только пещерные сооружения, но и наземные постройки.

На центральной площади Чуфут-Кале сохранился каменный колодец, руины мечети, построенной в 1446 году и   Мавзолей Джанике Ханым – дочери золотоордынского хана Тохтамыша, жены Едигея – темника (эмира) ногайской орды.

 Джанике, вероятно, родилась в Крыму и Кырк-Ор был ее родным городом. Дата  рождения неизвестна. По материнской линии она приходилась внучкой Киркельскому хану (так в документах именовались правители Кырк-Ора).

 Впервые имя Джанике упоминается в связи с браком с Едигеем. В те времена Едигей еще находился в Дружеских отношениях с Тохтамышем. Но в 1397 году он неожиданно переходит на строну самаркандского правителя Тамерлана, находившегося с Тохтамышем в состоянии войны. Разозленный предательством зятя, Тохтамыш убивает мать Джанике, возможно та же участь постигла бы и саму Джанике, но она находилась на этот момент в Крыму.

Спустя несколько лет Тохтамыш умирает при непонятных обстоятельствах, а его сыновья продолжают противостоять Едигею, приобретавшему все большее влияние. С 1400 году он практически управлял ордой. Не имея возможности занять ханский престол по праву рождения, он устроил  переворот и  усадил  на трон своего ставленника. Мечтой Едигея было сделать ханом своего сына от Джаниеке, потому он старался устранить всех потомков Тохтамыша. Джанике удалось  спасти своего самого младшего сводного брата - 3-летнего Кадир-Берди  -сына Тохтамыша от наложницы-черкешенки. Она спрятала  его в Крыму. Спустя 11 лет, в 1420 году повзрослевший Кадир-Берди собрал  в войско и выступил против Едигея. Битва стала роковой для обоих. Едигей был убит, а его молодой соперник скончался от ран несколько дней спустя.

 Джанике осталась старшей в своем роду и приняла власть в Киркельском бейлике. Женщина у власти – редчайшее явление в мусульманской культуре. Но это исторический факт. За несколько лет до этого в 1416 году Джанике совершила паломничество в Мекку, что придало ей дополнительный вес в глазах единоверцев. Будучи правительницей Кырк-Ора она оказывала поддержку будущему крымскому хану Хаджи-Гирею, стремившемуся стать независимым от золотой орды

Джанике скончалась в 1437 году

 

Неподалеку от мавзолея проходит, оборонительная стена построенная в 9-10 веках. После возведения восточной стены в 14-15 в она утратила оборонительное значение.

Интересный объект близ обрыва – пещера с подпорной колонной в центре. Хорошо обработанные оконные проемы выходят на долину Ашалама-дере. Эти проемы перекрывались решетками. Долгое время полагали, что здесь находилась тюрьма, однако археологические исследования это не подтверждают

В крепости находился ханский монетный двор.

 

Перед входом в Чуфут­Кале находится колодец Тик­Кую. Настоящий шедевр «землекопательного» искусства! Вглубь скалы идет наклонная 86­метровая галерея, в конце переходящая в вертикальный винтовой колодец, пронзающий земную твердь на глубину 45 м.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.