Бахчисарай – город в стиле «этно» — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Бахчисарай – город в стиле «этно»

2022-10-11 43
Бахчисарай – город в стиле «этно» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Бахчисарай – городок небольшой, старинный и колоритный, сохранивший в затейливом узоре старых улочек неуловимую ауру прошлого.

В конце 14 в., в местности, называемой Эски­Юрт или Азис (район современного
ж.­д. вокзала), на караванном пути из Херсонеса к Перекопу, возникло небольшое татарское поселение. Обосновавшиеся здесь татары из рода Яшлавов вели активную торговлю и взимали пошлину с купцов.

Но история Бахчисарая как столицы крымского ханства начинается позднее, с 15 в., когда в окрестностях Кырк­Ора (Чуфут­Кале) возникла резиденция хана Хаджи­Гирея, добившегося независимости Крыма от Золотой Орды. Под обрывами плато Бурунчак, в уютной долинке возводится первый ханский дворец – Ашлама­Сарай, а вокруг постепенно вырастает поселение Салачик. Сейчас – это дальняя окраина Бахчисарая.

Со временем маленькая долина стала тесна для разраставшегося ханского двора и резиденция правителя переместилась в долину реки Чурук­Су. На левом берегу реки был построен новый дворец, окруженный садами. Отсюда и название города. Забавно, на первый взгляд, звучащее, оно переводится, как «дворец в саду». Правый берег долины занимали городские кварталы.

Бахчисарай был типичным восточным городом с узкими кривыми улицами и нависа­ющими деревянными балкончиками. На нижних этажах размещались лавки и мастерские. Непременным атрибутом старого Бахчисарая были кофейни с тихой, спокойной атмосферой. Здесь не шумели, не разговаривали громко. Иногда, по вечерам, приходили музыканты. По традиции кофе подавали без сахара.

Маленький городок очаровывал своим экзотичным обликом. Посетивший Крым в 1825 г. А. Грибоедов описал летнюю ночь в Бахчисарае в шести словах: «Музыка, кофейная, журчание фонтанов, мечети, тополи».

Вдоль долины тянулась главная улица, пересекавшая 13 кварталов. Она была плотно застроена многочисленными лавками и мастерскими. Старый Бахчисарай славился своими ремесленниками. Их продукция находила сбыт далеко за пределами Крыма. Особенно хороши были кожевенные изделия, сёдла и холодное оружие.

Главная улица никак не называлась. В Бахчисарае улицы названий не имели.  Город  был разделен  более, чем на 30 приходов. В каждом приходе дома нумеровались по порядку и имелась свою мечеть. Зачастую по размерам она не отличалась от жилого дома, а минарет напоминал приземистую  башенку. 

 Бахчисарайсчкую мечеть нельзя представить без фонтана для омовений. Такие фонтаны сооружались на средства прихожан. Но число фонтанов превышало число мечетей. Их было более 100, а город имел развитую систему водоснабжения. Вода шла от источников по специальным галереям, настолько просторным, что в них, чуть наклонившись, вполне мог поместиться человек. Именно так перемещались  работники,  обслуживавшие водопровод.

Из многочисленных фонтанов до наших дней сохранились единицы.

В городе был также греческий(румиян) и армянский (эрмени) кварталы со своими храмами. Существовал даже цыганский (чингинелер) квартал, если можно так назвать скопище грязных лачуг. Бахчисарайские цыгане жили в основном в закопченных пещерах у скал, пристраивая к ним, подобие стен из камня.

Восточный колорит Бахчисарая сохранился и после присоединения к России. В начале 20 в. из 14 000 горожан 11 000 составляли крымские татары. В этот период в городе было 32 мечети, 2 медресе, 3 христианских храма, кенаса и синагога.

В советское время Бахчисарай превратился в ординарный городок, специализировавшийся на выпуске строительных материалов и переработке сельскохозяйственного сырья. На местных мергелях работал цементный завод, бахчисарайский сокоэкстрактный завод вырабатывал сырье для производства фруктовых вод, а также пюре из фруктов и ягод для начинки конфет. Его заказчиками были многие фабрики бывшего Союза, в том числе московские «Ударница» и «Красный Октябрь». С 1932 г. вошло в строй бахчисарайское эфиромасличное предприятие, перерабатывавшее лаванду, шалфей, розу. В конце 1960­х гг. оно ежегодно поставляло на рынок свыше 20 т высококачественных эфирных масел – больше, чем выпускали все остальные эфиромасличные предприятия Крыма вместе взятые.

Из всего перечисленного на сегодня в Бахчисарае сохранился только цементный завод, В последние годы был построен винзавод. Но основная специализация современного Бахчисарая – туризм.

Климат Бахчисарая прохладнее, чем климат ЮБК, но мягче симферопольского. Средняя температура февраля +0,8°С, средняя температура июля +21,7°С. Среднегодовая сумма осадков 400–500 мм.

Природа здесь своеобразна и живописна. Городок лежит в самой сердцевине крымских предгорий, разместившись в широком понижении, разделяющем внешнюю и внутреннюю гряды крымских гор. Старые кварталы «заползают» в узкие долины внутренней гряды. Окружающие возвышенности не высоки и легкодоступны (400–550 м над у. м.). Растительность разнообразна: южные склоны покрыты можжевеловыми редколесьями, северные – дубово­грабинниковыми лесами, а на открытых местах преобладает травянистая растительность с куртинками дубровника, чабреца, иберийки, татар­чая (железница крымская) и т. д. Особенно красивы бахчисарайские окрестности в мае–июне, пока не выгорели травы. В этот период сюда съезжается множество туристов­ - походников.

Мавзолеи Эски-Юрта

История Бахчисарая начинается с Эски-Юрта, возникшего еще до того, как в долину реки Чурук-Су перебрался Хаджи-Гирей – основатель крымского ханства

 Эски-Юрт (старее поселение (кр.тат)) – местность в районе современного железнодорожного вокзала. Несколько семей из рода Яшлавов поселились здесь еще в 13 веке. Рядом проходил караванный путь от перекопа к Херсонесу и можно было вполне безбедно существовать собирая дань с проезжавших купцов и самим занимаясь торговлей.

Как выглядело это поселение, сказать трудно, возможно жили тогда в кочевнических кибитках. Все, что сохранилось до наших дней – это 4 дюрбе –усыпальницы знатных граждан, возведенные на местном кладбище.

Кладбище тоже кануло в Лету, а дюрбе раскиданы между жилыми домами частного сектора.

Дюрбе – приземистые, часто квадратные в плане постройки, переходящие выше в восьмигранник и перекрытые куполом. Бывают и восьмигранные дюрбе.  Некоторые исследователи считают, что это более поздняя форма, чем квадратные. Каждый элемент постройки символичен. Квадрат олицетворяет земной мир, купол - мир небесный, а восьмигранник – переход между мирами.

Найти эти памятники просто.

Сразу за современным зданием универмага находится величественная усыпальница Мухамед-Гирея 2.  Высота ее 17 м. а толщина стен –почти 2м. Она построена в конце 16-начале 17 века и довольно хорошо сохранилось

Рядом, на перекрестке улиц Первомайской и Блюхера более скромное дюрбе Мухаммед –Бея. И еще одно дюрбе с нетипичной, для этого вида построек 8-гранной шатровой крышей, построенное в 1577 году для некого Ахмед-Бея. Точную дату постройки мы знаем из намогильной плиты, найденной в 1921 году у входа в дюрбе. Хотя есть мнение, что плита к мавзолею отношения не имела

В 20 метрах от него в конце 16—начале 17 века появилась  мечеть, одновременно служившая, как  текие дервишей, потому не удивительно второе название этого места – Кырк-Азис (40 святых) или просто Азис. Текие - нечто наподобие монастыря, хотя однозначно сравнить дервишей с монахами нельзя. Это скорее что-то наподобие религиозного ордена. Дервиши обычно жили в миру, занимались ремеслом, имели семьи.

 От текие в эски–юрте сохранился лишь мимбер- кафедра проповедника, датируемая 16-17в. Правда в некоторых книгах она названа минаретом. Она, действительно, напоминает минарет- высокая тонкая башенка, которой ведут ступени.

Дервиши собирались в текие каждый четверг в 9 вечера. Вот как описывалось происходящее здесь в путеводителе Г. Москвича (1913 г): «Церемония длится около 3 час. Доступ в текиэ всегда всем свободен. Всех дервишей насчитывают до 200: делятся они на 4 ордена; вертящихся всего человек 40. Дервиш - персидское слово - значит нищий и употребляется у мусульман для обозначения человека набожного, ищущего спасения души. Дервиши собираются в мечеть вечером на молитву, становятся в круг и начинают выкрикивать слово Гуве (Он, т. е. Бог, все движет). У темной татарской массы дервиши считаются священными лицами и их молитвы, по всеобщему верованию, исцеляют больных. Поэтому перед богослужением татары приводят своих больных, которых дервиши укладывают на пол, покрывая халатами, и становятся вокруг них. Молитва муллы сопровождается сильными криками всех остальных. Постепенно движения молящихся становятся чаще, крики - громче. Наконец, они доходят до полного экстаза и начинают вертеться. В исступлении дервиши иногда падают на пол без чувств, изо рта у них в это время льется пена. Верчение свое дервиши прекращают постепенно. Собственно говоря, дервиши совсем не похожи на подвижников: в повседневной жизни это обыкновенные жизнерадостные, румяные и толстые торговцы и промышленники»

На противоположной стороне трассы, между улицами Серова и Гризодубовой находится самое старое дюрбе, построенное на рубеже 14-15 веков Мухаммед-Шах-Беем для своей матери Бей-Юде-Султан

 

.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.