Тема 10. Нормы, методы и средства повышения надежности деятельности экипажа ВС — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема 10. Нормы, методы и средства повышения надежности деятельности экипажа ВС

2022-10-05 31
Тема 10. Нормы, методы и средства повышения надежности деятельности экипажа ВС 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель – систематизация знаний и формирование первоначальных навыков повышения надежности деятельности экипажа.

Учебные вопросы:

1. Нормирование действий экипажа по этапам полета (руление, взлет, полет на эшелоне, снижение, уход на второй круг).

2. Средства и методы повышения надежности деятельности экипажа.

3. Психологический путь повышения надежности деятельности экипажа.

4. Технологический путь повышения надежности деятельности экипажа.

5. Технический и организационный пути повышения надежности деятельности экипажа.

Изучив данную тему, обучаемый должен:

иметь представление:

· о технических и организационных методах и средствах повышения надежности деятельности экипажа;

· о теоретических методах распределения обязанностей между членами экипажа;

знать:

· нормирование действий экипажа по этапам полета;

· психологические и технологические приемы повышения надежности деятельности экипажа;

· основные принципы распределения обязанностей между членами экипажа;

уметь применять психологические и технологические приемы повышения надежности.

При освоении темы необходимо:

· изучить тему 10 учебного пособия, уделяя особое внимание анализу влияния таких технологических приемов, как карта контрольных проверок, самоконтроль, взаимоконтроль, распределение и перераспределение обязанностей между членами экипажа, нормирование действий экипажа;

· выполнить тест по теме 10;

ответить на контрольные вопросы:

1. При соблюдении каких условий командир ВС имеет право принять решение на взлет, продолжение взлета, продолжении полета до аэродрома назначения с рубежа возврата, снижение с Н эш. перехода?

2. При каких условиях командир ВС обязан прекратить снижение на предпосадочной прямой и уйти на второй круг?

3. Назовите основные пути повышения надежности деятельности экипажа.

4. Какие психологические процедуры используются для повышения надежности деятельности экипажа?

5. Каково назначение карты контрольных проверок?

6. Какие тех. средства и методы используются для повышения надежности деятельности экипажа?

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

· Текущий контроль освоения дисциплины «Летная эксплуатация воздушных судов» осуществляется в форме выполнения курсовой работы и тестирования.

· Формой итогового контроля освоения дисциплины является экзамен.

Вопросы итогового контроля по дисциплине:

1. Основные задачи системы «экипаж – воздушное судно» в гражданской авиации.

2. Основные требования к системе «экипаж – воздушное судно».

3. Непосредственная информация в системе «экипаж – воздушное судно».

4. Инструментальная информация в системе «экипаж – воздушное судно».

5. Предельные ограничения в работе системы «экипаж – воздушное судно».

6. Эксплуатационные ограничения в работе системы «экипаж – воздушное судно».

7. Нормативные отклонения в работе системы «экипаж – воздушное судно».

8. Понятие пилотирования и виды конфигурации воздушного судна.

9. Понятие осмотрительности и ее виды.

10. Полетные ситуации, в которых обязательно приведение осмотрительности.

11. Структура деятельности экипажа воздушного судна по функциональному признаку.

12. Предполетная подготовка экипажа воздушного судна.

13. Формализованная деятельность экипажа воздушного судна.

14. Эвристическая деятельность экипажа воздушного судна.

15. Общие понятия об экипаже воздушного судна гражданской авиации.

16. Общая характеристика деятельности экипажа воздушного судна гражданской авиации.

17. Общие вопросы принятия решения экипажем воздушного судна гражданской авиации.

18. Факторы влияния на систему «экипаж – воздушное судно»: постоянный, устойчивый ветер.

19. Факторы влияния на систему «экипаж – воздушное судно»: неустойчивый, порывистый ветер.

20. Факторы влияния на систему «экипаж – воздушное судно»: температура и давление воздуха.

21. Физическая сущность сдвига ветра и его влияния на полет воздушного судна.

22. Причины ограничения встречной составляющей ветра при взлете и посадке.

23. Причины ограничения попутной составляющей ветра при взлете и посадке.

24. Причины ограничения боковой составляющей ветра при взлете и посадке.

25. Погрешности системы отображения информации: понятие систематических ошибок.

26. Погрешности системы отображения информации (СОИ): понятие случайных ошибок.

27. Погрешности СОИ как причина отклонений от заданных параметров полета.

28. Виды и понятия особых ситуаций в полете.

29. Признаки и градации особых ситуаций в полете.

30. Типы неблагоприятных событий в системе «экипаж – воздушное судно».

31. Классы неблагоприятных событий в системе «экипаж – воздушное судно».

32. Взаимосвязь особых ситуаций и неблагоприятных событий.

33. Основные схемы захода на посадку.

34. Особенности пилотирования ВС первоначального летного обучения: общие правила.

35. Особенности пилотирования ВС первоначального летного обучения на взлете, посадке.

36. Особенности пилотирования ВС первоначального летного обучения при отказе двигателя.

37. Особенности руления на воздушном судне первоначального летного обучения.

38. Осмотрительность воздушного судна первоначального летного обучения.

39. Особенности построения П М захода на посадку на ВС первоначального летного обучения.

40. Заход на посадку с прямой.

41. Заход на посадку по малому прямоугольному маршруту.

42. Заход на посадку по большому прямоугольному маршруту.

43. Заход на посадку отворотом на расчетный угол.

44. Заход на посадку стандартным разворотом.

45. Профиль полета по маршруту.

46. Уровни отсчета высоты полета при полетах по ППП и правилам визуальных полетов.

47. Общая характеристика переходного слоя.

48. Правила установки давления на барометрических высотометрах при полетах по ППП и ПВП.

49. Обстоятельства авиационного происшествия в Усть-Мае.

50. Динамика особой ситуации при авиационном происшествии в Усть-Мае.

51. Обстоятельства авиационного происшествия в а/п Батагай.

52. Динамика особой ситуации при авиационном происшествии в Батагае.

53. Обстоятельства авиационного происшествия в Кабуле.

54. Динамика особой ситуации при авиационном происшествии в Кабуле.

55. Обстоятельства авиационного происшествия без человеческих жертв в Актюбинске.

56. Динамика ОС при авиационном происшествии без человеческих жертв в Актюбинске.

57. Обстоятельства авиационного происшествия в Красноводске.

58. Динамика особой ситуации при авиационном происшествии в Красноводске.

59. Зона взлета.

60. Профиль взлета.

61. Нормирование углов набора при взлете.

62. Требования по обеспечению безопасного взлета.

63. Взлет с тормозов.

64. Взлет с боковым ветром.

65. Роллинг-старт и взлет на номинальном режиме.

66. Взлет при наличии слякоти и воды на взлетно-посадочной полосе.

67. Динамика особой ситуации при выкатывании ВС за боковую полосу безопасности.

68. Динамика особой ситуации при выкатывании ВС за концевую полосу безопасности.

69. Обеспечение безопасности на рулении.

70. Аэронавигационный запас и рубеж возврата.

71. Система безопасных высот.

72. Обход гроз.

73. Система интервалов между воздушными судами.

74. Общие правила применения противообледенительной системы в полете.

75. Динамика особой ситуации при возникновении боковых уклонений на эшелоне.

76. Режим максимальной скороподъемности.

77. Режимы максимального угла набора и максимальной продолжительности.

78. Режим максимальной деятельности.

79. Порядок экстренного снижения с эшелона.

80. Заход на посадку: общие положения.

81. Заход на посадку: основные определения.

82. Скорости захода на посадку.

83. Зона посадки: вид в плане.

84. Зона посадки в вертикальной плоскости.

85. Основные ошибки при заходе на посадку.

86. Основные принципы пилотирования на предпосадочной прямой.

87. Посадка ВС и ее учет в летной эксплуатации воздушного судна гражданской авиации.

88. Глиссирование ВС на водяном клине. Факторы влияния на V возникновения глиссирования.

89. Динамика особой ситуации при возникновении боковых уклонений на предпосадочной прямой.

90. Особенности устранения предельно допустимых боковых уклонений до ДПРМ.

91. Назначение карты контрольных проверок и ее основные разделы.

92. Характеристика потоков информации в системе «экипаж – воздушное судно».

93. Понятия ошибки, нарушения и вынужденного нарушения экипажа воздушного судна.

94. Погрешности СОИ: обоснование частоты контроля параметров полета.

95. Основные понятия интенсивности деятельности экипажа воздушного судна.

96. Временные характеристики деятельности экипажа воздушного судна.

97. Алгоритмический анализ деятельности экипажа воздушного судна.

98. Эргономический анализ деятельности экипажа воздушного судна.

99. Просадка воздушного судна и ее учет при взлете и посадке.

100. Виды глиссирования ВС и факторы влияния на скорость возникновения глиссирования.

101. Основные причины CFIT. Пути повышения надежности деятельности экипажа ВС.

102. Факторы опасности при взлете с боковым ветром.

103. Факторы опасности при взлете при наличии слякоти и воды на ВПП.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Микинелов А. Л. Оптимизация летной эксплуатации / А. Л. Микинелов, В. Е. Чепига. - М.: Воздушный транспорт, 1992. - 163 с.

2. Суслов, Ю. В. Безопасность полетов самолетов гражданской авиации (транспортная категория) / Ю. В. Суслов. - Ульяновск: УВАУ ГА, 2006. - 167 с.

3. Суслов, Ю. В. Краткий курс теории летной эксплуатации: учеб. пособие: в 2 ч. / Ю. В. Суслов. - Ульяновск: УВАУ ГА. Ч. 1.-1998.-38 с. 4.2.-2001.-70 с.

Дополнительная

4. Использование воздушного пространства: Федеральные авиационные правила: утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1034. - М.: ФСВТ, 1999. - 94 с.

5. Наставление по производству полетов гражданской авиации СССР (НПП ГA-85: утв. Приказом МГА СССР от 08.04.1985 № 77. - М.: МГА, 1985. - 302 с.

6. Новожилов, Г. В. Безопасность полета самолета. Концепция и технология/

Г.В. Новожилов, М. С. Неймарк, Л. Г. Цесарский. - М.: Машиностроение, 2003. - 138 с.

7. Нормы летной годности самолетов транспортной категории (АП-25): утв. Постановлением Правительства РФ от 05.07.1994 № 48. - М.: МАК, 1994. - 323 с.

8. Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации Федеральные авиационные правила: утв. Приказом Минтранса РФ от 31.08.2009 № 128. –

М.: ФСВТ, 2009. - 70 с.

9. Подготовка летного экипажа: оптимизация работы экипажа в кабине (CRM) и летная подготовка в условиях, приближенным к реальным (LOFT): Circ. 217 // Человеческий фактор: сб. материалов. - № 2. - ICAO, 1989. - 76 с.

10. Правила полетов в воздушном пространстве Российской Федерации: Федеральные авиационные правила: утв. Приказом Минобороны РФ, Минтранса РФ, Росавиакосмоса от 31.03.2002 № 136 / 42 / 51. - М.: Воениздат, 2002. - 96 с.

11. Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими ВС в Российской Федерации (ПРАПИ-98): утв. Постановлением Правительства РФ от 18.06.1998 № 609.-М.: ФАС, 1998. - 143 с.

12. Руководство по управлению безопасностью полетов: Doc. 9859 AN/460. - Монреаль: ICAO, 2006. - 364 с.

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Летной эксплуатацией называется процесс функционирования системы «экипаж - воздушное судно (Э-ВС)». Теория летной эксплуатации воздушных судов изучает структуру, связи, взаимодействие и взаимовлияние элементов системы «Э-ВС» с учетом цели полетного задания.

Основным звеном в авиатранспортном комплексе является эксплуатант, так как от качества его работы напрямую зависит безопасность полетов. Как показывают практика и научные разработки, при анализе деятельности авиапредприятия (эксплуатанта) в целях повышения уровня безопасности полетов или совершенствования его структуры должен использоваться принцип системного подхода. Кратко остановимся на основных положе­ниях системного подхода.

Системой называется совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействующих для достижения поставленной цели.

Принцип системного подхода заключается в том, что при выполнении анализа, иссле­дования, совершенствования, оптимизации той или иной системы необходимо учитывать все ее элементы, их взаимосвязи и взаимодействие и поставленную цель.

Системы подразделяются на технические, эргатические, полиэргатические, сложные и большие в зависимости от количества элементов, наличия людей, технических устройств, зданий и сооружений.

Система «экипаж - воздушное судно» относится к полиэргатическим сложным системам, так как включает полиэргатическую компоненту (экипаж) и сложную техническую подсистему (воздушное судно). Авиакомпании и авиапредприятия являются большими авиатранспортными системами, так как их элементами являются сложные техни­ческие, эргатические и полиэргатические подсистемы, включающие здания, сооружения, различные технические устройства, оборудование и большие коллективы людей.

Следует отметить, что любую систему можно представить в виде совокупности подсистем, входящих в ее структуру. Отдельно взятое ВС является сложной технической системой, подсистемы которой, например, локатор, двигатель и т. п., в зависимости от цели исследования могут рассматриваться как самостоятельные технические системы.

Кратко остановимся на структуре деятельности экипажа, месте и роли системы «экипаж - воздушное судно» в гражданской авиации.

Экипаж ВС ГА состоит из командира ВС, других лиц летного состава и обслуживающего персонала. Полет ВС при неполном составе экипажа запрещается.

К летному составу экипажа относятся лица, имеющие действующие свидетельства летного состава, а также соответствую­щие подготовку и опыт.

К обслуживающему персоналу относятся бортпроводники, бортоператоры и другие лица, занимающиеся размещением или обслуживанием перевозимых объектов.

Согласно «Нормам летной годности самолетов транспортной категории» [7], при транспортных полетах в экипаже должно находиться не менее двух человек, допущенных к пилотированию ВС. Экипаж имеет право выполнять полет только при наличии всех сер­тификационных и полетных документов, разрешении службы движения и соответствии по­годы установленным требованиям.

По функциональному признаку действия экипажа подразделяются на:

пилотирование - совокупность действий экипажа по управлению вектором скорости и конфигурацией ВС в полете;

самолетовождение - совокупность действий экипажа, направленных на обеспечение точности выполнения полета по установленному маршруту и прибытия в пункт назначения в заданное время;

осмотрительность - сбор и анализ информации о расположении ВС относительно других ВС, искусственных или естественных препятствий с целью обеспечения безопасных интервалов;

 

взаимодействие и связь - обмен служебной информацией, распределение обязанностей между членами экипажа, а также взаимоконтроль и взаимопомощь;

управление системами жизнеобеспечения;

предполетную подготовку (проводится как минимум за 1 ч до полета и включает медицинский контроль, навигационные расчеты, расчет центровки, заправки, получение аэронавигационной и метеорологической информации, оформление полетной документа­ции, подготовку и осмотр ВС, контроль размещения груза, пассажиров) и послеполетный разбор (проводится командиром ВС с членами экипажа по результатам выполненного по­лета, как правило, сразу после полета).


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.