Сверхчувственное восприятие: эксперименты и выводы — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Сверхчувственное восприятие: эксперименты и выводы

2022-10-05 39
Сверхчувственное восприятие: эксперименты и выводы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ш. Карагулла не раз выступала с лекциями на темы своих исследований в различных учреждениях. Когда информация об исследованиях Ш. Карагуллы распространилась среди интеллектуальной части общества, с ней пожелали увидеться многие люди, обладающие сверхчувственным восприятием (СЧВ), которые вынуждены были скрывать свои необычные способности, чтобы сохранить свою репутацию людей «без странностей». Как пишет исследовательница, «профессора, доктора, ассистенты, юристы, деловые люди, женщины, правительственные служащие спокойно приходили ко мне, чтобы поговорить о своих ощущениях. Эти высокоинтеллигентные и хорошо образованные люди были озадачены необычайными способностями, которыми они обладали. Они хотели обсудить, оценить свои переживания и поговорить о возможных объяснениях этих явлений. <…> Некоторые с облегчением обнаруживали, что они не были, как говорится, немного не в себе. Многочисленные беседы с людьми разного уровня помогли мне понять, почему было трудно найти интеллигентных и серьезных людей, обладающих СЧВ. Они чувствовали, что их репутация могла быть поставлена на карту. Ведь такие способности осмеиваются более ортодоксальными учеными, в том числе советскими. Люди не хотели, чтобы их отнесли к разряду “странных” или не внушающих доверия только потому, что они обладают способностями, которых у других нет» [1246].

Таким образом, люди с необычными психическими способностями, становившиеся испытуемыми Ш. Карагуллы, не были заинтересованы в саморекламе – напротив, практически все испытуемые соглашались принять участие в экспериментах лишь при условии их анонимности. Один весьма авторитетный врач-ясновидящий, обладавший благодаря своему дару особыми способностями в диагностике, сказал Ш. Карагулле, что его настоящее имя она может обнародовать лишь после его смерти.

Среди коллег Ш. Карагуллы – врачей различной специализации – нашлось немало людей с СЧВ. Анализируя сведения о них, исследовательница обратила внимание на то, что все они были из разных областей страны, большей частью не знали друг друга и воздерживались от обсуждения своих необычных способностей даже с теми коллегами, которые с симпатией относились к этому. Особенно удивительным Карагулле показалось то, что, не зная друг друга, врачи рассказывали об аналогичных типах ощущений, сопровождающих проявление их необычных способностей. Как резюмировала Ш. Карагулла, «когда многие серьезные люди сообщают о явлениях одного и того же рода, наступает время, когда наука начинает их изучение».

В книге Ш. Карагуллы «Прорыв к творчеству» приводятся интересные примеры использования врачами-сенситивами их экстрасенсорных способностей в диагностике и лечении болезней. Так, Карагулла описала встречу с врачом Даном, в ходе которой он продиагностировал ее саму с помощью ясновидения. Придя к нему на прием в качестве обычной пациентки, исследовательница зашла в его кабинет и полушутя попросила его поставить ей диагноз не сходя с того места, где он был, выражая уверенность в том, что он сможет это сделать без всяких обследований и анализов. Доктор Дан сел на расстоянии 15 футов от Ш. Карагуллы и быстро нарисовал картину заболевания, требующего хирургического вмешательства. Как отмечает исследовательница, она и сама уже поставила себе этот же диагноз, подтвердил его и хирург, у которого она лечилась, – диагноз, поставленный с помощью ясновидения, оказался правильным до мельчайших деталей.

Другой врач, доктор Джордж, знаменитый хирург, известный пациентам во многих частях света, был не только прекрасным диагностом, но и интуитивно понимал, каково будет состояние пациента после операции и принесет ли она ему реальную пользу. Временами он назначал операции в таких случаях, когда его консультант считал хирургическое вмешательство неоправданным, – и его пациенты всегда выздоравливали. Доктор Джордж рассказал Карагулле один из случаев, когда его способность ясновидения спасла пациенту жизнь. Как передает эту историю Ш. Карагулла, хирург вошел в операционную, когда его ассистент уже собирался делать разрез. Доктор Джордж внезапно понял, что разрез нельзя делать в том месте, где он делался обычно, и указал другое место на теле пациента, на котором его надлежало сделать. Ассистирующий хирург стал протестовать, но доктор Джордж объяснил ему, что на том месте, где обычно делается разрез в операциях такого рода, у пациента расположена крупная артерия. Ассистент возражал, что на этом месте не может быть артерий, но врач-ясновидящий стоял на своем. В итоге разрез был сделан на том месте, где он указал, а затем в ходе операции обнаружилась удивительная аномалия – артерия находилась у данного пациента в необычном месте, как раз там, где ассистент хотел делать разрез в начале операции. И если бы он его сделал, то внезапно наткнулся бы на артерию и хирурги не смогли бы спасти пациента. Коллегам доктор Джордж объяснял свои прозрения профессиональной интуицией, но при этом он сам хорошо осознавал, что это было что-то большее, чем просто профессиональная интуиция.

В Агни-Йоге подобные явления связываются как с ясновидением, так и с чувствознанием – точным знанием любого процесса или явления, не основанным на эмпирических наблюдениях и аналитике. Е.И. Рерих обладала чувствознанием с детства; ей также была свойственна способность интуитивно понимать физическое состояние как ее родных, так и практически незнакомых ей людей. В ее автобиографии есть упоминания о таких случаях: «В Дворянском собрании на концерте Гофмана подошел к нам знакомый художник Ционглинский; остро почувствовала в нем уходящую жизнь. На следующий день его отвезли в больницу, где пришлось сделать операцию печени, и через неделю он умер. В Америке, посетив знакомую семью и увидев их необычно живую девочку, определенно ощутила недолговечность этой девочки. Причем чувствовала страшную антипатию к няне девочки; казалось, что она выпивает всю жизнеспособность девочки. (Девочка умерла через несколько месяцев.)» [1247]. Таким же образом Елена Ивановна предчувствовала скорую смерть своей матери незадолго до ее опасной болезни.

Дар чувствознания – духовной интуиции, свойственной Е. Рерих, распространялся на все явления жизни, проявляясь и в повседневных проблемах, и в творческой деятельности. Огненный Опыт многократно усилил у Елены Ивановны способность чувствознания, и в будущем это неоднократно помогало в жизни не только ей самой, но и ее близким и сотрудникам.

Кроме чувствознания, у Е.И. Рерих проявлялся особый вид ясновидения, связанный со способностью воспринимать явления, происходящие на далеких расстояниях, при этом как бы переносясь туда мысленно. Данная способность напоминает явление, называемое в Агни-Йоге полетами астрального тела, или выходом астрала. Этой способностью Елена Рерих начала овладевать уже в самом начале Огненного Опыта. Одно из первых ее проявлений было отмечено самой Еленой Ивановной в письме старшему сыну; это было связано с заботой о нем, так как в то время он жил в другом городе – Кембридже, в связи с учебой в университете. В письме Юрию Елена Ивановна писала: «Вчера видела тебя в постели, и ты точно наклонялся к подушке. Смотрела я с высоты, и мне казалось, что ты молился перед сном» [1248].

Несколько испытуемых Ш. Карагуллы обладали отдельными проявлениями подобного рода ясновидения – они могли воспринимать то, что происходило на расстоянии от них. Так, не имеющий высшего инженерного образования, но обладающий необычными способностями Поль, работник компании по производству электроники, умел настраиваться на любую установку на заводе, видеть ее отдельные части и то, как они работают. По его описанию, Поль ясно сознавал, что физически он находится за своим столом в офисе, но в то же время он каким-то образом присутствовал и в другом месте, например в цехе, смотрел на какой-нибудь сложный механизм и наблюдал за ходом его работы. Необычная способность Поля была доказана многочисленными фактами его креативных разработок, совершенных благодаря внезапным прозрениям за рекордно короткий период времени.

Поль нередко использовал свою необычную способность не только на работе, но и в жизни, в качестве универсального навигатора: когда он хотел найти дорогу в большой области размером в несколько миль, он мысленно как бы поднимал себя в воздух и «парил» в высоте над ней. При этом он действительно видел, как были расположены все дороги и строения в округе, и безошибочно выбирал наилучший путь, чтобы достичь своей цели в кратчайшее время.

Та же способность – воспринимать происходящее на далеких расстояниях и знать, что происходит с определенными объектами или людьми, была свойственна и встречавшемуся с Ш. Карагуллой для беседы мистеру Рэю – бизнесмену, одному из выдающихся промышленников США. Бизнесмен рассказал Ш. Карагулле о своих способностях с большой неохотой и лишь при условии, что она будет держать все сказанное им в строгом секрете. Корпорация, руководимая мистером Рэем, контролирует производство и распространение продукции определенных видов во многих городах США. При этом мистер Рэй, сидя в своем офисе, может сосредоточиться на любом из предприятий его фирмы, находящемся в другом городе, и знать, что там происходит в настоящий момент и что будет происходить в ближайшем будущем. Он узнаёт о появившихся осложнениях, которые требуют его вмешательства, еще до того, как кто-либо сообщит ему об этом, и при этом точно знает источник затруднения и наилучший выход из создавшегося положения. Бизнесмен рассказал Ш. Карагулле, что в одном случае он интуитивно узнал, что потеряет нужного сотрудника, за полгода до того, как это случилось. Он заранее стал искать подходящую кандидатуру, чтобы заменить сотрудника, и его предчувствие полностью оправдалось: он действительно потерял ценного служащего при странных обстоятельствах, но к тому времени у него уже был наготове сотрудник на замену. Также мистер Рэй сказал, что часто видит будущие события, относящиеся к его делам, и может заранее сделать нужные распоряжения.

Этот вид ясновидения – способность видеть происходящее на дальних расстояниях, настраиваясь на определенные объекты, явления или людей, описывается и в Агни-Йоге. Он был доступен Рерихам и их Учителям и постоянно использовался ими в их организационной деятельности в США. Впоследствии благодаря этой же способности Е.И. Рерих, находясь уже в Индии, наблюдала за событиями, происходящими в Америке, и, зная заранее ход их развития в будущем, помогала сотрудникам своевременными советами. Таким же образом и сам Махатма М. руководил делами Рерихов в Америке, зная заранее обо всех затруднениях, которые они встретят на том или ином этапе своей деятельности, и давая предупреждения и советы по преодолению их.

Более того, если сенситивы, наблюдаемые Ш. Карагуллой, могли лишь видеть события, происходящие в других городах (но реагировали на них обычными методами), то Рерихи и тем более их Учитель не только наблюдали происходящее на расстоянии, но и участвовали в нем путем ментально-духовного воздействия. Благодаря этому они оказывали действенную и всестороннюю духовную поддержку своим сотрудникам, находящимся в разных странах. Как мы помним, Учитель призывал Елену Ивановну направлять «стрелы мысли» (то есть производить духовное воздействие) на определенные дела Рерихов в США, а также оказывать мысленную помощь людям, находящимся в других частях света, – все это было проявлениями данной способности.

Подобное умение – принимать ментально-духовное участие в делах, происходящих в других частях света, представляет собой уже не просто ясновидение, а так называемую делимость духа. На первый взгляд, эта способность мало чем отличается от ясновидения. Вероятно, отличие состоит в том, что при делимости духа человек способен не просто наблюдать за явлениями или событиями, происходящими на далеких расстояниях, но и принимать непосредственное участие в этих событиях путем духовного воздействия на них в желаемом направлении. Великие Учителя Востока и их ближайшие сотрудники могли духовно участвовать в делах, происходящих в других странах, одновременно с выполнением своих обычных дел в том месте, где находились они сами в данный момент. Иногда подобные синхронные действия производились ими на сверхсознательном плане. Вот как описывала Е.И. Рерих проявление у нее этой способности:

«Прочтите в Учении о делимости духа. Делимость духа, как и все, конечно, имеет различные степени, но иногда при завершении [1249] она дается в космическом размахе, и тогда, действительно, приложения многообразны. <…> Так, Н.К. и я всегда знаем острые моменты, переживаемые нашими сотрудниками. Иногда это четкое знание, иногда оно сопровождается болезненными проявлениями, точно совпадающими по времени с определенными случаями. Часто за долгое время мы знаем результаты. Так же часто наблюдаем как бы истечение из нас энергии, иногда оно так сильно, что даже ощущаем головокружение и как бы легкую, мимолетную потерю сознания, и мы знаем тогда, что где-то потребовалась наша энергия. Многообразны проявления делимости духа!» [1250].

В свете фактов, приведенных в исследованиях Шафики Карагуллы, данное явление выглядит уже не мистикой, а именно одной из высших – пока еще не исследованных, но уже зафиксированных наукой – духовно-психических способностей человека, свойственных пока весьма ограниченному числу людей на нашей планете.

И очень важно, что существование подобных способностей было подтверждено ортодоксальным ученым и практикующим врачом с безупречной репутацией в медицинских кругах и огромным опытом научной и клинической деятельности в Великобритании, Канаде, США и других странах – профессором Ш. Карагуллой.

Знания из мира иного

Одним из самых важных элементов духовного опыта Е.И. Рерих было ее общение с Учителем на Тонком плане. Учитель передавал ей тексты философского содержания (часть которых впоследствии вошла в учение Агни-Йоги), отвечал на ее вопросы, рекомендовал ей некоторые книги для прочтения. Елена Ивановна черпала информацию не только из бесед с Учителем, но и из видений познавательного характера, причем некоторые из них, видимо, ей показывал Мастер М., другие видела она сама благодаря открытым высшим центрам сознания.

Скептически настроенным людям сама идея подобного общения может показаться неправдоподобной. Но тем не менее в ходе современных исследований в области психологии выяснилось существование необычного психологического явления, которое отдаленно напоминает общение Елены Рерих с ее Наставником на Тонком плане. Судя по всему, впервые это удивительное явление было зафиксировано в исследованиях Ш. Карагуллы. В частности, два сенситива из числа испытуемых Ш. Карагуллы сообщили ей, что некоторые из их необычных способностей были обретены во время «ночного обучения во сне», то есть фактически на духовном плане бытия, в ином мире. При этом оба сенситива ничего не знали ни о духовных интересах Рерихов, ни об Учителях Шамбалы, и никогда не интересовались эзотерикой или хотя бы тем, что в расхожем смысле называется мистикой.

Подчеркнем, что примеры, приведенные Ш. Карагуллой, не единичны. Современные исследования детей-индиго, проводимые в разных странах мира, подтвердили реальное существование этого поистине удивительного и необъяснимого – конечно, с позиций современной узкоматериалистической парадигмы науки – явления: одаренные дети разных стран мира утверждали, что получили свои необыкновенные знания ночью во время сна, в «Небесных колледжах», где их специально обучали. Таким образом, реальность явления, зафиксированного Ш. Карагуллой, была подтверждена и новейшими исследованиями детей-индиго (напомним, что первые исследования Ш. Карагуллы проходили в 50–60-х годах).

Оговоримся сразу же, что процесс общения Елены Рерих с Учителем нельзя ставить на один уровень с духовным опытом «обучения на ином плане», имевшим место в жизни некоторых людей, обладающих экстрасенсорными способностями. Миссия Е.И. Рерих была уникальна и неповторима, а процесс духовного совершенствования, пройденный ею под руководством Учителя М., был редчайшим по своей сложности и многосторонности. Уникальными были и те психодуховные способности, которые она обрела в ходе этого процесса. Но нельзя отрицать и тот факт, что духовный опыт «обучения в Тонком мире», пройденный определенным количеством людей, обладающих паранормальными способностями, все же имеет черты сходства с духовным опытом Елены Рерих. Этот факт лишний раз доказывает, что подобные явления возможны в реальности. Ш. Карагулла описывает в своей книге два примера феноменов подобного рода.

Первым испытуемым, рассказавшим исследовательнице о своем обучении во сне, стал доктор Филипп, известный в медицинском мире как великолепный диагност. Как и сенситив по имени Диана, этот врач мог видеть любой орган в теле пациента, весь процесс его функционирования и любые патологические изменения, происходящие в нем. Он знал все о состоянии пациента уже через несколько минут после того, как тот приходил к нему на прием. Примечательно характерное обстоятельство – чтобы сохранить свою медицинскую репутацию, доктор никому не говорил о своих удивительных способностях и всегда назначал пациенту требуемые в подобных случаях лабораторные исследования, прежде чем поставить диагноз. К необычным способностям доктора Филиппа относилось и его умение в значительной степени предвидеть ход заболевания и выбирать из многих вариантов лечения наиболее эффективный именно для данного пациента способ.

Источник его сверхобычных способностей был еще более удивительным. Доктор Филипп рассказал Ш. Карагулле, что долгие годы по ночам во время сна он регулярно «видел» занятия в учреждении, напоминающем медицинский колледж. Там из ночи в ночь он присутствовал на лекциях по медицине, которые читались ясно, логично, в полной разумной последовательности и без всякой путаницы или бессвязности, которыми обычно отличаются сновидения. Он беседовал и со слушателями, и с профессорами, которые присутствовали на этих занятиях, обсуждая медицинские проблемы. На этих ночных занятиях доктор Филипп чувствовал себя таким же бодрым и сознательным, каким он был в бодрствующем состоянии, а при пробуждении мог вспомнить все, что ему было сказано. Как он сказал, на этих занятиях его учили «смотреть внутрь физического тела», наблюдая его состояние и функционирование. Вскоре врач обнаружил, что может уже в бодрствующем состоянии видеть тела своих пациентов изнутри и работать в кабинете так же легко, как он делал это во сне.

Доктор Филипп продемонстрировал свою способность во время экспериментов, поставив диагноз двум пациенткам, которых он ранее никогда не видел, и более того, рассказав историю их болезни во всех подробностях. В каждом случае пациент сидел перед ним одетый. Только лишь увидев пациента, врач немедленно начинал рассказывать историю его болезни с самого рождения и называл диагноз на данное время. Эта информация была проверена медицинским обследованием и диагнозом, который поставили другие врачи, использовавшие обычные диагностические процедуры, – все сведения, сообщенные необыкновенным врачом, оказались абсолютно точными.

Испытуемая по имени Вики, участвовавшая в экспериментах Ш. Карагуллы, также рассказала исследовательнице о том, что на протяжении многих лет она во сне «посещала занятия». Ложась спать, Вики почти немедленно видела, что оказывается в университетском городке, в здании и аудитории университета. Архитектура здания была проста, но не похожа на какое-либо здание, которое Вики видела в бодрствующем состоянии. В течение ряда лет она видела во снах одни и те же лекционные залы.

При пробуждении она могла повторить слово в слово лекции, которые читались на этих занятиях. Время от времени она читала сообщения о какой-либо новой теории или открытии, информация о которых публиковалась впервые, и при этом отмечала, что уже слышала об этом на ночных занятиях за месяц или даже за год до этих публикаций. Вики сказала, что сведения, получаемые ею во время этих «лекций», отличаются от обычных снов своей ясностью и логичностью.

Иногда на лекциях применялись технические средства обучения и демонстрации опытов. Демонстрацию видеоматериалов Вики называла «мыслеформами». Учитель или лектор внезапно разворачивали в воздухе перед собой трехмерные модели, которые можно было поворачивать или изменять по своему желанию. По словам сенситива, эти модели мгновенно увеличиваются или уменьшаются в размерах, когда лектор хочет проиллюстрировать отдельные положения лекции. Иногда слушателям лекций демонстрировались схематические модели, а также модели, которые не походили на какие-либо, виденные Вики раньше. Они находятся в движении или могут быть остановлены для наблюдения [1251].

Как описывала Ш. Карагулла занятия Вики с ее слов, на одной из таких лекций говорилось о нейтроне. Лектор называл его «связывателем науки» и сказал, что связывающую энергию атома можно описать как ультразвук в очень узкой полосе частот, едва воспринимаемой различными элементами. Вики вспомнила, что на той лекции присутствовало от двенадцати до четырнадцати человек; у нее сложилось впечатление, что все они были учеными из разных стран. Лектор обратился к двум из них, которые, как поняла Вики, были русскими, и сказал: «Так как ваша страна сделала некоторые открытия в этой области, то будет разумным передать эту информацию другим. Вы недавно потеряли нескольких хороших ученых из-за того, что они попали случайно на частоту, действующую на атом железа» [1252].

Просыпаясь утром, Вики примерно в течение часа дословно записывала виденные ею во сне лекции. Как отметила Ш. Карагулла в своей книге, эти лекции всегда имеют внутреннюю последовательность и могут быть приняты за ясный и содержательный курс, прочитанный в аудитории колледжа. Они посвящены многим проблемам, и Вики сама выбирала интересующую ее тему. Часто перед началом занятий во сне она просматривала список лекций, которые были объявлены, и искала аудиторию, где проходила интересующая ее лекция. Иногда, быстро засыпая, она уже оказывалась в определенном лекционном зале, бодрая и с ясным сознанием, в ожидании начала занятий.

Интересно, что некоторых из слушателей, присутствовавших на этих лекциях, Вики знала наяву, хотя большая часть студентов ей была незнакома. Одним из посетителей этих занятий был друг Вики, живущий в другой части США. Вики решила проверить, помнит ли он о своих ночных занятиях, и, позвонив ему однажды, задала несколько осторожных вопросов. Выяснилось, что ее друг помнит об этих необычных лекциях, но при этом он не может воспроизвести подробности лекций так же хорошо, как Вики.

Завершая рассказ о «небесном колледже», который посещала ее подруга и испытуемая, Ш. Карагулла вспоминала, что известный ученый-атомщик Нильс Бор однажды, еще в студенческие годы, увидел странный сон. Ему снилось, что он находится на солнце, вокруг которого двигались планеты, прикрепленные к нему тонкими нитями. После пробуждения в его сознании присутствовало уже вполне завершенное представление модели атома, которая в основных чертах существует и сегодня. Ш. Карагулла не комментирует этот сон, но ее намек понятен. В самом деле, известны многие случаи творческих сновидений, в которых ученым были даны «подсказки», благодаря которым ими вскоре же были сделаны научные открытия. Химик А. Кекуле увидел во сне структурную формулу бензола, а его коллега из России Д. Менделеев – таблицу элементов. Случайно ли все это? Конечно, во сне мозг (особенно исследователей) не прекращает свою работу, и озарение, приводящее к научным открытиям, может явиться результатом самостоятельной работы сознания исследователя. И все же нельзя отрицать и того обстоятельства, что в мире существуют творческие силы, находящиеся на более высокой ступени эволюции, которые иногда помогают ученым совершать наиболее значимые для прогресса цивилизации открытия.

В одной из книг Агни-Йоги есть характерная фраза: «Ночью Учим, днем люди себе приписывают». Это было сказано Учителем относительно передаваемой Его ученикам информации духовного характера – речь, видимо, шла о передаче духовного опыта или советов по самосовершенствованию. Но если сведения духовного содержания могут быть переданы Учителями их ученикам во сне – ничто не может помешать Им передавать таким же способом и информацию интеллектуального характера.

В Агни-Йоге говорится, что мысленные послания Учителей достигают сознания избранных Ими исследователей, помогая им совершать открытия не только во сне, но и в бодрствующем состоянии. Люди, получившие эти мысленные послания-подсказки, как правило, считают их озарениями и интуитивными прозрениями и догадками. С точки зрения обычных понятий, они таковыми и являются, но при этом источником подобных озарений может служить передача мыслей и идей от Учителей к ученым по каналам Тонкого мира.

Типичный пример совершения открытия путем интуитивного прозрения, а не логических умозаключений и экспериментальных исследований, приводится в работе К. Юнга «О психологии бессознательного». К. Юнг описывает в ней открытие Робертом Майером закона сохранения энергии, ссылаясь на воспоминания самого исследователя. Как писал Майер, во время размышлений на интересующую его тему он чувствовал себя как бы вдохновленным, причем настолько, что не мог припомнить ничего подобного за всю свою жизнь. «Некоторые мысли, как молнии пронзавшие мое сознание – это было на рейде в Сурбайе – я немедленно тщательно исследовал, что в свою очередь приводило меня к новым выводам» [1253], – вспоминал Майер.

Интересно, что в Агни-Йоге тоже указывается на то, что посылаемые извне мысли, несущие творческую информацию, воспринимаются принимающим их сознанием человека именно как молниеносные: «Связь с Высшим Миром щедро обогащает сознание. Различно достигают высокие посылки свою цель. Можно уловить их во сне, можно принять их в бодрствовании, как мысль молниеносную» [1254];

«…Часто кратчайшая молниеносная мысль бывает действительнее, нежели длительное размышление. <…> в таких молниеносных мыслях может сказаться высшее воздействие. Длительное рассуждение обычно имеет какую-то земную причину. Можно уследить, как складывается человеческое размышление, но гораздо труднее установить, откуда зарождается мимолетная мысль…» [1255].

В Агни-Йоге говорится и о том, что отдельные идеи этого учения нередко отражаются в сознании разных ученых и высказываются ими как их собственные мысли:

«<…> Вы замечали, как совершенно неожиданные ученые утверждали предусмотренное в Учении. Кроме распространения Учения можно бы указать, как часто ученые получают как бы случайные импульсы. Наши мыслительные посылки летят по всему миру. Мы не скупимся и сеем в пространстве. Пространство полно разных идей. Кто-то назвал такое состояние пищеварением Беспредельности» [1256].

Как известно, в последние годы жизни директора Санкт-Петербургского Института мозга Н.П. Бехтереву интересовала проблема озарения. В одном из своих интервью она высказала интересные мысли об этом феномене. В частности, Н.П. Бехтерева отметила, что «мозг впитывает информацию, обрабатывает ее и принимает решения – это так. Но иногда человек получает готовую формулировку как бы из ниоткуда». Н.П. Бехтерева также сказала, что дважды в жизни формулы теорий, которые впоследствии оказывались очень перспективными, приходили к ней именно таким образом. На вопрос корреспондента по поводу внутренних механизмов феномена озарения директор Института мозга ответила: «На этот счет есть две гипотезы. Первая: в момент озарения мозг работает, как идеальный приемник. Но тогда нужно признать, что информация поступает извне – из космоса или из четвертого измерения. Это пока недоказуемо. А можно сказать, что мозг сам себе создал идеальные условия и “озарился” [1257].

Конечно, новые идеи и открытия не обязательно «посылаются» ученым духовными Наставниками человечества. Как говорится в Агни-Йоге, на Тонком плане, в Акаше, присутствует информация обо всех открытиях, сделанных еще в архаичные, неизвестные науке эпохи развития человечества, то есть в доисторические времена [1258]. Сознание напряженно работающего исследователя может само найти информацию по тому вопросу, над которым он работает, в безбрежных просторах Акаши-ноосферы. Е.И. Рерих утверждала, что феномен озарения может быть доступен любому человеку, владеющему искусством сосредоточения мысли в определенном направлении: «Каждый может напрячь свои вибрации в унисон с определенной идеей, зафиксированной в пространстве, и получить так называемое озарение, или вдохновение, или хотя бы проблеск в желаемом направлении» [1259].

Но наряду с этим и сны-подсказки, зафиксированные целым рядом ученых, и случаи озарения «извне», и пример обучения во сне (в Тонком мире) позволяют предполагать реальное существование на нашей планете коллектива духовных Учителей всего мира, стремящихся ускорить духовную и интеллектуальную эволюцию человечества путем планомерной работы с его избранными представителями.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.