Часть четвертая. Миссия в Америке — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Часть четвертая. Миссия в Америке

2022-10-05 61
Часть четвертая. Миссия в Америке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава 20. Культура духа

Мир через Культуру, Свет через искусство

Духовно-просветительская миссия Рерихов состояла не только в получении от Учителя и издании учения Агни-Йоги. В наше время можно встретить утверждения о том, что мировоззрение Рерихов было сугубо «мистическим» или «оккультным», а основная цель их деятельности состояла в пропаганде по всему миру восточной не то метафизики, не то мистики. Это мнение с реальной деятельностью Рерихов ничего общего не имеет. Философское учение, которое они получили от своих Учителей и передали миру, было не мистическим, а предельно жизненным, актуальным, практическим. А основой духовной миссии Рерихов была не мистика, а культурная работа – самая открытая, охватывающая не узкий круг «избранных», а широчайшие слои общественности разных стран – без каких-либо ограничений в виде национальных, религиозных, социальных, политических и любых других предрассудков и барьеров. И в Америке, и во всем мире Рерихи были организаторами и вдохновителями культурного строительства, прививая широким слоям населения любовь к истинной культуре, к искусству, к Красоте во всех ее проявлениях.

Да, в жизни Рерихов были тайны. Им были доступны и сокровенные истины сложнейшей восточной метафизики, и необычные духовные способности, развиваемые высшей йогой и свойственные лишь подлинным Адептам. У Рерихов были и ученики, способные правильно понять эти истины и применить их на пользу как собственному духовному развитию, так и другим людям. Но не сакральные аспекты восточной философии были «знаменем» Рерихов и главной целью их культурно-просветительной работы – именно в силу того, что эти знания далеко не всем были доступны. Главным направлением деятельности Рерихов стало «Знамя мира» – символ борьбы за сохранение и развитие культуры, – и это знамя они подняли абсолютно для всех.

В наше время слова о значении культуры, об искусстве и его облагораживающем воздействии на душу человека могут показаться слишком общими, тривиальными, набившими оскомину. Но именно это задание – приобщение людей к подлинной культуре – стало первым и важнейшим аспектом миссии, доверенной Рерихам Учителями Белого Братства. Об этом свидетельствуют слова самого Учителя.

С самого начала общения Учитель говорил Рерихам о колоссальном духовном значении искусства, на ниве которого им предстояло немало потрудиться в США.

«…Елена Рерих, чистое искусство – достоверное сообщение лучезарного явления Духа. Через искусство имеешь свет! …». Обращаясь к Елене Рерих, Мастер добавлял: «Неси свет в дом» [644].

«Я, Мориа, решил через Рериха начать здесь путь к искусству. Чудо луча красоты в украшении жизни поднимет человечество. <…> Рерих, Мое решение дать Искусство Америке тебе поручаю. Люди должны знать Мое решение. Но Рерих должен учить здесь один год» [645].

«Явлю вам силу являть радость людям. Явлю вам силу учить людей ум к Богу направлять. <…> Рерих знает о решении чистого Братства развить искусство в Америке» [646].

«Красотою молимся»: сакральный смысл искусства

Знак красоты откроет все «священные врата». Под знаком красоты мы идем радостно. Красотою побеждаем. Красотою молимся. Красотою объединяемся [647].

Почему Учителя придавали такое значение искусству, видя в нем лучшее средство воспитания молодежи и духовного развития всего общества? Ответ на этот вопрос можно найти в учении Агни-Йоги, которое Учитель передавал Рерихам в то время.

Авторы Живой Этики постоянно подчеркивают огромную социальную роль искусства как средства эволюционного преображения сознания человечества. Искусство считается в Агни-Йоге источником высших духовных энергий, которые своим воздействием на массовое сознание могут облагородить и возвысить его, тем самым объективно способствуя задаче духовного развития всего социума. Но в данном случае, конечно, речь идет о подлинном, духовном искусстве, а не о пресловутой «массовой культуре», которую авторы Живой Этики считали антитезой духовности. В Агни-Йоге говорится, что искусство может быть эволюционным, пробуждающим в людях возвышенные, благородные стремления, облагораживающим их сознание духовными идеями и чувствами, но может быть и антиэволюционным, развращающим сознание, если его содержание выражается в пошлости, огрубении и примитивизме.

Подлинное, классическое искусство считается авторами Живой Этики наиболее универсальным и доступным для всех средством духовного развития и совершенствования сознания. Аналогичную идею высказывали и представители русской философии, в частности Н. Бердяев: «Путь творчества также есть путь нравственного и религиозного совершенства, путь осуществления полноты жизни» [648].

«Велика мощь искусства! – писала в одном из писем Е.И. Рерих. – Истина эта хотя и медленно, но верно пролагает себе путь. Если бы правители государств поняли в полной мере высокое воспитательное значение искусства, они приложили бы все усилия и все средства, чтобы пробудить огонь творчества в народе и напитать его звуком, цветом и прекрасными формами. Никакие революции, никакие захватные войны не могли бы найти отклик в утонченном сознании, отзывающемся на высшие вибрации. Грубые виды спорта, вроде состязания борцов, кулачных боев, и грубейшие игры, как, например, футбол и т. д., способствуют лишь огрубению нравов. Красота тонкой мощи мысли и творчества забыта, и осталось лишь гремящее, ревущее торжество грубой силы» [649].

Учителя считали творчество также одним из лучших способов усовершенствования и развития психической энергии – основы творческого потенциала человека. Не случайно в Агни-Йоге есть упоминание о том, что подлинный Бодхисаттва, помимо духовной самореализации, должен также достичь совершенства не менее чем в трех областях искусства и науки.

В Живой Этике говорится, что подлинные произведения искусства представляют собой своеобразные духовные магниты, источники позитивной психической энергии: «Смысл претворения мысли в произведение очень глубок, иначе говоря, он является притягательным магнитом и собирает энергию. Так, каждое произведение живет и способствует обмену и накоплению энергии. Среди Армагеддона вы можете убедиться, насколько оказывают воздействия произведения искусства» [650].

О развитии психической энергии человека и о роли искусства и красоты в данном процессе авторы Агни-Йоги писали:

«Как извращают люди понятие психических сил! <…> Так можно указать ученым, что книги, лишенные духа, психической энергии и Огня Космического, не могут дать ту науку, которую нужно дать человечеству. <…> Потому человечество должно задуматься над тем, как сблизить психические явления с физическим миром. Иначе утвержденная наука и книжничество могут оказаться за пустым столом. Потому жизненность искусства, которое хранит Божественный Огонь, дает человечеству насыщение тем Огнем, который возжигает дух и насыщает все миры. Потому чудесные факелы красоты творчества так ценны для человечества. Мы видели, как творения искусства преображали человека, и никакое книжничество мира не может творить подобное. Так Знамя Красоты и Мира объединяет мир. Так духотворчество насыщает пространство» [651].

Еще одно интересное утверждение авторов Живой Этики заключается в том, что искусство связано с Тонким миром и высшими духовно-психическими способностями человека. Сила воздействия произведений искусства состоит в том, что их тонкоматериальная, психоэнергетическая основа способна оказывать на психику людей позитивное сверхсознательное воздействие, создавая таким образом предпосылки для ускорения их духовно-нравственной эволюции.

Позднее ученик Е.И. Рерих Борис Абрамов запишет следующие строки, переданные ему руководителями по духовным каналам связи:

«Воспитательное значение искусства не понимается всесторонне. О некоторых сторонах этого вопроса умалчивается вовсе по невежеству. Путь искусства – йогический, ибо требует от идущего этим путем развития и обострения органов чувств и многих качеств духа. Фотоаппарат глаза или аппарат слуха должны быть доведены до совершенства.

Зрительная память отличная необходима для художника, и слуховая память – для музыканта. Любая область искусства требует от человека долгой тренировки всех его способностей восприятия и некоторых в особенности.

Искусство учит не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Ибо смотрят и слушают все, но видят и слышат немногие. Формула “Имеющие уши да слышат” не ограничивается теми узкими рамками, в которые ее заключили люди. Знаете пример глухого музыканта. Внутренний слух был обострен до предела, и знание техники записи давало возможность запечатлевать слышанное внутренним ухом. Можно над этим подумать. Третий глаз и третье ухо не чудо, но аппараты, находящиеся в распоряжении каждого человека, хотя и не признаваемы во всей полноте их значения. Пусть спросят себя, как и чем видит художник, как наяву, запечатленный его физическим глазом зрительный образ. Где же он существует? Имеет ли он объективное существование? <…> Так можно утверждать, что творчество неразрывно связано с Тонким Миром и деятельностью как внешних, так и внутренних органов чувств. Главное – научиться видеть и слышать и запечатлевать виденное и слышанное. Изобразить же то и другое – будет уже относиться к технике музыки или живописи. Так истинное искусство приводит человека на путь йоги, путь утверждения и раскрытия всех его творческих способностей. <…> Искусство жизненно, то есть нужно для жизни в условиях плотных. Строителям жизни земной нужны все способности духа, чтобы творчески строить и создавать новые формы жизни. Только искусство может будить творческую мощь в человеке. Пусть красота проникнет во все области жизни, во все уголки. Красота дел рук человеческих неотделима от искусства. Так искусство войдет в жизнь, во всю жизнь человека, и, войдя и преобразив жизнь, пробудит в человеке способность творить и трудиться творчески, поднимет его на новую эволюционную ступень достижений» [652].

Огромная роль в Живой Этике придается понятию Красоты с большой буквы – не только как внешней форме проявления искусства, но и как трансцендентному по своей сути принципу космического бытия и человеческой жизни как его части. В книгах Агни-Йоги говорится:

«Чудо луча красоты в украшении жизни поднимет человечество» [653].

«Произнесший “Красота” – спасен будет» [654].

«Вы полагаете новое основание явления Красоты.

Мы с вами полагаем начало Нового Учения» [655].

«Через Красоту подойдете. <…>

Вам Поручил сказать – Красота» [656].

«Самый изысканный отшельник, проклинающий красоту мира, закрывает перед собою Врата» [657].

«Разумное понимание Красоты явится редчайшим качеством, которое оценится Владыками выше многого» [658].

Аналогичные взглядам Агни-Йоги мнения о высшей, духовной, космической природе красоты высказывались выдающимися философами на протяжении всей истории мировой философии, от Пифагора и Платона до Шопенгауэра и В. Соловьева. Выдающийся русский философ В. Соловьев, с которым Н.К. Рерих был лично знаком, писал о трансцендентной природе красоты и ее метафизической связи с Абсолютным Сознанием, или высшей духовной основой бытия. По мнению философа, красота как воплощенная идея представляет собой «воплощение в чувственных формах того самого идеального содержания, которое до такого воплощения называется добром и истиною» [659]. Во многих философских доктринах онтологический статус красоты возводится к миру идей, прообразов земной действительности; именно это, очевидно, является причиной столь большого значения, придаваемого красоте и искусству различными философскими учениями.

В Живой Этике искусство – конечно, при условии его подлинности, духовности – считается самым эффективным средством трансмутации, то есть усовершенствования человеческой природы, еще и потому, что направленность психической энергии человека на высшие идеалы и ценности, выраженные в искусстве, сама по себе способна очистить и облагородить его сознание: «Лишь очищенное искусством мышление при освобождении от рабства способно дать расцвет сознания» [660]. Если духовный аспект искусства состоит в том, что оно служит связующим звеном между миром высшей, духовной реальности и физическим планом бытия, то психологический аспект художественного творчества заключается в его облагораживающем, гармонизирующем влиянии на психику человека. Занятия искусствами считаются в учении Живой Этики самым эффективным средством духовно-нравственного очищения и совершенствования сознания человека в силу того, что искусство располагает своеобразной сублимативной основой для компенсации негативных психологических факторов.

По поводу психологических закономерностей нравственно-этического совершенствования сознания Е.П. Блаватская писала: «Накопленная энергия не может быть уничтожена, она должна быть переведена в другие формы <…> Бесполезно пытаться заглушить страсть, которой мы не в силах управлять. Если ее накапливающаяся энергия не вводится в другие каналы, она будет расти, пока не станет сильнее, чем воля, и сильнее, чем рассудок. Чтобы контролировать ее, мы должны ввести ее в другой, более высший канал. Так, любовь к чему-то пошлому может быть заменена превращением ее в любовь к чему-то возвышенному, и порок может быть превращен в добродетель изменением его цели <…>. Не стоит пытаться уничтожить низкое, не ставя ничего взамен, но следует заменить низкое высоким, порок добродетелью, суеверие знанием» [661].

Направить психическую энергию от низших проявлений в высшее русло – это и есть одна из задач художественного творчества. Некомпенсированные негативные энергии, дремлющие в глубине сознания, под воздействием искусства способны трансформироваться в более возвышенные, духовные проявления. Е.И. Рерих писала, что психической энергии не свойственно бездействие. Она стремится к действию – либо к добру, либо к злу, либо к созиданию, либо к разрушению. Культура, и в частности искусство, способны направить психическую энергию на созидательные цели. В Агни-Йоге неоднократно встречается мысль о том, что искусство представляет собой область эволюционного, позитивного применения психоэнергетического потенциала индивида.

Данные закономерности психологии творчества и обусловили то значение, которое придавалось искусству духовными Учителями Востока и их ближайшими сотрудниками в мире – Рерихами.

«Русская школа» и будущая миссия в России

Пониманию Искусства – с большой буквы – и приобщению широких слоев населения к подлинной духовной культуре Рерих должен был содействовать не только в Америке. Не случайно Учитель говорил, что семья Рерихов не должна была задерживаться в США надолго. Первоначальные планы Учителя касались прежде всего России, и именно родина Рерихов должна была стать основным полем их духовно-просветительской работы в будущем. Поэтому во время сеансов общения Учитель все время говорил своим сотрудникам об их будущей ответственной миссии в России.

Мысль о том, что Рерихам предстоит сыграть большую роль в духовном развитии России, Учитель повторяет на многих сеансах:

«Карма ваша Россию прославлять! [662]»

«Вы оснуете в России Общество Духа Разумения. Вы многим передадите Нашу силу. <…> Мы пошлем вам продолжателей вашего Общества. <…> Делайте добро вашим знанием. Послужите родине в Духе. Послужите родине Обществом Духа» [663].

«…мудрость Моего ученика процветет. У духов [664] избран Рерих помогать России. Ищущий, честный пророк придет помогать России, побыв в Индии у Оробиндо Гоша [665]» [666].

«Учите, Учитель зовет вас на подвиг просвещения Родины. Рерих строит Общество Духа Разумения России. Я чую чудную работу вечной красоты в России» [667].

«Рериха – Учителя поставлю в России. Урусвати будет ему помогать. Новою стезею пойдете на подвиг Риши, Я свидетельствую. Я явлю Луч, Я Свое мудрое слово явлю вам. Я люблю Урусвати, она являет явление любви к детям – считаю счастье» [668].

Учитель подчеркивал тот факт, что организуемая в США школа соответствует лучшим российским традициям художественного образования, проявившимся в школе ОПХ в Петербурге, руководимой Н.К. Рерихом:

«Явил вам счастливую, явленную русскую школу. Сумейте любить Мое дело» [669].

Кроме того, Махатма неоднократно напоминал, что опыт создания нового центра обучения искусствам в Америке пригодится Рерихам в их будущей просветительной деятельности в России.

Обращаясь к Елене Рерих, Мастер М. говорил: «В этой жизни без сказки тебе надлежит побывать у нас в Тибете, потом учить в России» [670].

И впоследствии Он часто упоминал о будущей работе Рерихов в России:

«Невежество Америки пробный камень для темноты России. <…> Создав в школе чистую атмосферу, подвинете сознание ваше и многих» [671].

«И в будущих школах России пути роста духа будут преподаны познавшими весь путь. Мои избранные понесут Слово Мое простое о том, что принадлежит Великому Народу.

И любовь личная, и народная, и мировая вознесут жертву Творцу Любви. Провозвестите поручение ваше народу; шлем Благословение и помощь» [672].

Судя по записям, полученным Рерихами на сеансах, в будущем Учитель, возможно, планировал открытие школы искусств, аналогичной американской (а возможно, даже русского культурного центра), еще и в Харбине – китайском городе, в котором осела многочисленная русская эмиграция:

«Сулю вам счастье в явлении чуда открытия школы русской в Харбине» [673].

«Утверждаю чистое счастливое явление Муромцева: лучше явить устремление к делу школы в Харбине, чудесные условия являю для развития центра русского на пользу счастья родины» [674].

Рерихи действительно побывали в Харбине в 1934 году, во время своей Манчжурской экспедиции, и нашли там верных учеников и последователей. Русская школа в Харбине так и не появилась, но зато там был сформирован настоящий духовный центр, составленный из учеников Рерихов.

Планы Мастера касались не только современности, но и будущей эпохи. И в будущем духовном расцвете России уже были очерчены роли и сферы деятельности его ближайших сотрудников – в их будущих воплощениях! О миссии Николая Рериха в его следующем воплощении в России Махатма М. сообщал:

«Рерих Новый явится в России после гроба, счастливо пройденного» [675].

В ту эпоху наиболее образованным людям России, интересующимся духовными вопросами, уже были известны пророчества о том, что настанет время, когда в России будет править правитель-пророк, духовно просветленный человек, который приведет страну к расцвету не только на внешнем, социально-политическом плане, но и на духовном. Рерихам эти пророчества были известны.

Учитель также говорил им:

«…укажи на духовное значение будущей России. Счастливую судьбу готовлю России» [676]. Тогда же Рерихи спросили Мастера М.: «Правда ли, что в России будет править пророк?» Учитель ответил: «Да. Древне имя его. Читай Книгу Царств. Я строю храм на горе и жду вас, каменщиков» [677].

Возможно, именно о следующем воплощении Н.К. Рериха и его миссии в России будущего Учитель говорил:

«Рерих, люби русских – тебе суждено руководить Россией» [678].

«Мощь Учителя явит лик достойный России. Мы явим лучшую связь с избранными сердцами и пошлем весть через названного Аллал-Мингом» [679].

«Урусвати, ручаюсь за путь ваш, явите терпение часу расплаты. Новыми предстанете перед ликом России. Мои любимые, утвердитесь в мысли о служении России. Любимые те, кто избраны на служение просветления Духа» [680].

Почему Мастер считал, что основная духовно-просветительская миссия Рерихов должна осуществляться прежде всего в России, как в их нынешнем воплощении, так и в отдаленном будущем? Дело было в том, что именно эта страна была избрана Учителями Шамбалы в качестве будущего лидера духовного развития всего мира. Несмотря на все политические и экономические пертурбации, Россия была облечена высокой миссией – нести свет нового духовного знания всему человечеству. Эту миссию и имел в виду Махатма М., говоря, что русские должны идти во главе человечества.

Поэтому духовное и творческое наследие Рерихов, их знания, их огромный опыт просветительской деятельности должны были служить прежде всего России.

Потому же и учение Агни-Йоги – новое учение Шамбалы – давалось миру на русском языке, и посланники Махатм – сначала Блаватская, а затем Рерихи – были русскими людьми.

О роли России и русских Махатма говорил:

«…Русские должны идти во главе человечества» [681].

Говоря о будущей роли одного из современников Рерихов, Учитель советовал: «Учите Чистякова [682] подготовить русских к роли носителей Духа, мрак разгоняющего и утверждающего Свет» [683].

Напоминая о духовной роли и Его самого, и Рерихов – Его ближайших сотрудников – в России будущего, Учитель сообщал: «Мориа принял управление Россией. Когда будем строить Россию в пустыне, явим не здешнего Владыку, и со стен старинных сойдет Он и осенит умы. За Россией будущее.

Предоставь Нам решать. Уйдут негодные. Мудро решается план развития Новой Расы. Вы тоже в ней. Мощь Наша нуждается в работниках, узревших путь России.

Рерих объяснит важность идеи, Урусвати дает пути книг. Мориа с вами пребудет в любви и мудрости.

Мощно новую мудрость сочетайте с вашей не узнанной людьми жизнью» [684].

О великой духовной роли России в будущем догадывались многие выдающиеся умы предшествовавшей нам эпохи, в особенности духовные деятели. Великий подвижник Индии Рамакришна предвидел небывалый духовный взлет и великую миссию, доверенную России, и перед смертью сказал своим ученикам, что собирается в своем новом рождении воплотиться именно в этой стране, чтобы послужить этой миссии.

Ученик Рамакришны, выдающийся общественный деятель свами Вивекананда также говорил, что в будущем Россия станет духовным лидером всего мира. Именно ей суждено вести за собой к духовному прогрессу все человечество. Но, как подчеркивал Вивекананда, дорогу ей укажет Индия.

Выдающийся американский пророк Эдгар Кейси, современник Рерихов, ничего не слышавший ни об учении Агни-Йоги, ни о Махатмах, говорил, что духовные преобразования России составят «величайшую надежду мира». Как утверждал Кейси, «миссия славянских народов состоит в том, чтобы изменить сущность человеческих взаимоотношений, освободить их от эгоизма и грубых материальных пристрастий, восстановить их на новой основе – на любви, доверии и мудрости».

Великую славу и наступление эпохи духовного, политического и социального расцвета предсказывал России и Парацельс, что, впрочем, было неудивительно, так как свои необычные познания он получил во время обучения в одном из ашрамов Шамбалы, о чем писала в своих письмах Е.И. Рерих.

Культурное строительство Рерихов в Америке

«Кор Арденс»

Едва оказавшись в США, Рерихи немедленно приступили к широкой культурно-просветительской работе. Незадолго до открытия в Нью-Йорке Школы Объединенных искусств, в другом американском городе – Чикаго – было создано международное объединение художников «Cor Ardens» – «Пылающее сердце», в организации которого Н. Рерих принял активное участие, разработав его идейные основы.

Выставки картин Рериха показали, что его искусство произвело огромное впечатление и на американскую общественность, и на профессиональных деятелей искусств. Высокие идеи, положенные в основу творчества русского художника, и его непревзойденный талант дали мощный импульс развитию духовной стороны в искусстве Америки. У Рериха появились последователи и друзья, принявшие участие в работе созданных по его инициативе просветительных учреждений.

В Чикаго сформировался круг активных представителей творческой интеллигенции, с которыми Н.К. Рерих поддерживал отношения; они выступили инициаторами создания союза художников, призванного содействовать развитию искусства и покровительствовать художникам. Авторитет Рериха в США уже в те годы был общепризнанным, и американские коллеги пригласили его принять участие в создании новой культурной организации. Николай Константинович сразу же стал душой нового творческого объединения; именно по его инициативе оно стало не узконациональным, американским, а международным. Из-за участия Рериха в этой организации туда сразу же вошли самые известные и авторитетные деятели культуры всего мира, не только художники, но и представители других творческих профессий: Р. Тагор, М. Метерлинк, А. Галлен-Каллела, Местрович.

Как писала З. Фосдик в своем дневнике, известный югославский художник Местрович прислал Николаю Константиновичу письмо, в котором писал, что из рассылаемого художникам разных стран циркуляра он так и не понял основную идею создания этого союза, но присоединяется к нему потому, что в него вошел Рерих. В обществе были учреждены по странам национальные секции, или отделения; Рерих руководил русской секцией, Морис Дени – французской, Август Джон – британской, Антон Ханак – австрийской. Председателем объединения был избран Карл Хёкнер.

Рерих дал название новой организации, он же впоследствии разработал программу ее деятельности, сформулировал цели и задачи «Кор Арденс». В дневнике З. Фосдик сообщается, что «само название “Кор Арденс” было дано на квартире д-ра де Бей в Чикаго в апреле. Знак “Корона Мунди” был дан автоматическим рисунком Н.К.» [685].

Зинаида Григорьевна также отметила, что на первом же собрании Николай Константинович предложил это название, и хотя у каждого присутствующего на собрании был свой вариант, все они единодушно согласились с этим предложением – таков был магнит личности Рериха [686].

Духовным покровителем новой организации стал, конечно, Учитель М. «Укажу пути развития “Cor Ardens’a”» [687], – передал Махатма Рерихам 3 июля.

Конечно, далеко не все художники вступали в «Кор Арденс» из высоких и бескорыстных побуждений. В 1922 году, спустя год после создания общества, Н.К. Рерих получил письмо от председателя «Кор Арденс» Хёкнера, который, в частности, писал и по поводу того, как «…печально, что многие присоединяющиеся художники ищут престижа и личных выгод» [688].

Находились – причем даже среди руководства общества – и те, кто отрицал духовные цели и идеалы, утверждаемые Рерихом в качестве основ существования всемирного братства художников. Так, вице-председателем «Кор Арденс» стал некто Вайзеборн, который насмехался над духовными принципами, привнесенными в жизнь общества Рерихом, и отрицал их. Судьба наказала этого человека за отрицание духовных основ: в его доме случился пожар, во время которого сгорели все его картины, а у него самого обгорели руки, так что он долгое время был лишен возможности работать.

Но несмотря на присутствие в «Кор Арденс» людей, далеких от истинной духовности, его деятельность все же принесла свои благие плоды на ниве культурного строительства.

В статье «Пути благословения», написанной в Санта-Фе в 1921 году, Рерих писал о новой организации: «“Соr Аrdеns” признает искусство универсальным средством выражения и свидетельства жизни. <…> Искусство должно твориться чистым духом во всей своей непреложности. “Соr Ardens” являет реальное движение к объединению хотя и разделенных, но духовно близких людей. Всеми силами духа мы должны восходить путем благородства, энтузиазма и побед» [689].

Цели и задачи новой организации были сформулированы следующим образом:

1.Создание международного братства художников.

2.Организация выставок без жюри, призов и распродаж.

3.Создание центров, в которых найдется место искусству и художникам всех стран.

4.Основание универсальных музеев, где будут храниться произведения искусства, подаренные мастерами.

Остается лишь сожалеть, что жизнь этого общества оказалась недолгой, вскоре оно фактически прекратило свое существование, в отличие от тех учреждений, которыми руководил непосредственно Н.К. Рерих.

Следует добавить, что в ноябре того же 1921 года Рерихами была открыта Мастер-школа объединенных искусств, на рассмотрении деятельности которой мы остановимся чуть позже.

«Корона Мунди»

В июле 1922 года начал работу культурный центр «Венец мира» («Corona Mundi»), основанный Рерихами и их ближайшими сотрудниками по указанию Мастера М.

Главной работой этого центра была выставочная деятельность. Самую первую выставку «Корона Мунди» составили картины Н.К. Рериха. Впоследствии центром было проведено много интереснейших выставок – от искусства американских индейцев до современной живописи США и стран Европы, от картин старых мастеров Голландии и Фландрии до собраний русских икон.

Эмблема выставочного центра «Корона Мунди»

Таким образом Рерихи и их сотрудники реализовали в жизни идею объединения народов через искусство.

Как позднее писал младший сын Рерихов Святослав Николаевич, «…Николай Константинович всю жизнь стремился к объединению людей, стран на поле Культуры. Он считал, что именно корень Культуры – этот тот основной фундамент, который сможет объединить человечество, воспитать его» [690].

В целом же все культурные учреждения Рерихов в США составляли некую целостную систему, по замыслу Учителя М. и Николая Константиновича. Об этой системе Зинаида Фосдик писала: «Идея и название “Корона Мунди” удивительно интересно пришли в жизнь. Мысль об этом обществе и план были у Н.К. всю зиму, но как-то раз в мае, проснувшись, он сообщил Е.И. это название и весь план, которые ему, бесспорно, были посланы Учителем, и это название уже обрисовало всю дальнейшую деятельность и возможности общества.

“Кор Арденс” – это выявление творческой силы.

Master School of United Arts [Школа объединенных искусств] – это Образование, Гармония, Единение.

“Корона Мунди” – это Творчество, Результаты Сил Искусства.

“Кор Арденс” – “Пылающее сердце” – то есть прежде всего сердце должно зажечься – единый путь.

Master School of United Arts – После зажженного сердца наступает School of the Master [Школа Учителя].

Результатом этой школы является “Корона Мунди” (как было сказано М.М.: “Я дал Корону”). Космическое творчество во всем логично, во всем просто» [691].


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.