Глава 19. «Битва смещения расы» (Метаисторическое значение современной эпохи) — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Глава 19. «Битва смещения расы» (Метаисторическое значение современной эпохи)

2022-10-05 31
Глава 19. «Битва смещения расы» (Метаисторическое значение современной эпохи) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Час понимания Космоса пробьет…»

Время перехода

Глубинную метаисторическую сущность нашей эпохи Елена Рерих охарактеризовала в своих письмах следующим образом:

«Время, переживаемое нашим земным человечеством, есть время перехода от одной эволюции, в которой развивался интеллект, к эволюции духовности, когда дух начнет преобладать над интеллектом, и этот переход совершается на смене рас. Так шестая раса начинает вступать в свои права. <…> Именно шестая раса должна начать новую эру, и тягостен этот период подготовления. Но не следует думать, что шестая раса нарождается в одной какой-либо стране или национальности, она распространена широко. Конечно, всегда есть главное ядро ее…» [603].

Как уже говорилось, смена рас на планете следует за сменой космических эпох. Новые поколения землян, по утверждению авторов Живой Этики, будут более духовными, чем современная, пятая раса. Рост духовного начала в человечестве будут стимулировать новые природные условия, которые придут на смену прежним. Согласно учению Агни-Йоги, в ауру (или магнитное поле) Земли уже сейчас приходят из Космоса новые энергии; в будущем их приток многократно увеличится. Воздействие этих энергий будет активизировать энергетические центры людей, тем самым пробуждая их духовные силы и способствуя постепенному очищению и совершенствованию их сознания.

Однако вместе с позитивным воздействием на психофизиологическую природу человека новые космические энергии могут стать косвенной причиной природных катаклизмов на нашей планете – тех самых, о которых повествовали древние пророчества о временах Апокалипсиса и Страшного суда. Согласно Агни-Йоге, причина подобного эффекта состоит в том, что в астральном плане Земли аккумулировано огромное количество негативной астральной энергетики, порожденной отрицательными, низкодуховными мыслями и чувствами многих поколений людей. Как уже говорилось, мысли и чувства человека представляют собой психическую энергию, излучаемую его сознанием в тонкоматериальное пространство Земли. Сознание людей низкого духовно-нравственного уровня развития часто продуцирует соответственные, низкие в духовном отношении мысли и чувства: злобу, ненависть, алчность, раздражение и тому подобные проявления. Энергетика этих психических проявлений имеет разрушительный, отрицательный потенциал, губительно воздействующий на все окружающее. Скопления негативной психической энергии в астральном пространстве, согласно Живой Этике, являются бомбой замедленного действия, которая обязательно проявится во время изменения пространственной энергетики. Высоковибрационные новые энергии, приходящие в ауру планеты, окажутся несовместимыми с низковибрационной астральной энергетикой, веками и тысячелетиями наслаивавшейся в ауре нашей планеты. Взаимодействие новой энергетики с негативными психоэнергетическими порождениями вызовет дисбаланс в планетном масштабе. Это, в свою очередь, неизбежно приведет к нарушению равновесия природных стихий и, как следствие, к мощным катаклизмам. В числе подобных катаклизмов авторы Учения Жизни называют не только сейсмические пертурбации в отдельных районах планеты, землетрясения, извержения вулканов и тому поодобные явления, но и глобальные катаклизмы астрономического характера, в частности, изменение угла нутации (наклона земной оси).

Как писала Елена Рерих, «…каждая смена расы сопровождается космическими катаклизмами. <…> Космические катаклизмы происходят в силу наклона земной оси. Сейчас ученые очень определенно отмечают этот уклон, который все продолжается и грозит катастрофами» [604].

Согласно Живой Этике, изменение угла наклона земной оси может вызвать и изменение карты звездного неба (то есть расположения созвездий над планетой). В этом случае Северный и Южный полюса поменяются местами, к Земле приблизятся новые небесные тела, излучения которых вызовут значительные изменения космической энергетики, окружающей планету. «Не случайно люди вспоминают о старых пророчествах об изменении небосклона, – говорится об эпохе перемен в Агни-Йоге. – Нарушение равновесия планеты действительно вызовет многие троякие манифестации. Не только могут быть зримы новые небесные тела, но сам химизм Светил может измениться и, конечно, поражающе подействует на обитателей Земли. Итак, когда люди утешаются базарами и ярмарками, уже готовятся грозные события» [605].

Елена Ивановна подчеркивала, что приход в ауру планеты новой космической энергетики отразится на всех сферах жизни общества: «…хочу напомнить вам о совершенной неотложности осознать наступление Нового Века. Огненные энергии в страшном напряжении устремлены к Земле, и, неосознанные и непримененные, они будут вызывать и уже вызывают разрушительные землетрясения и другие космические пертурбации, так же как и революции, войны и новые эпидемии. Мы находимся у самого преддверия нового века, новой расы, и потому наше время может быть приравнено к последним временам Атлантиды, в существовании которой наука начинает все более и более убеждаться» [606].

Слова Елены Ивановны о «неосознанных и непримененных» огненных энергиях относятся, очевидно, к неспособности подавляющего большинства социума творчески перерабатывать новые пространственные энергии, тем самым давая своему сознанию возможность эволюционировать.

В Агни-Йоге говорится, что изменение пространственной энергетики существенно повлияет на жизнь социума. Чтобы выжить в новых условиях, людям придется научиться ассимилировать (воспринимать) и творчески перерабатывать новые энергии. О том, какова должна была быть изначальная природно-космическая функция человечества на нашей планете и насколько успешно эта функция выполняется нашей цивилизацией, в Агни-Йоге говорится:

«Расстройство климатических условий несомненно. Но люди легкомысленно замечают пятна на Солнце или смещение земной оси. Такие утверждения произносятся самыми трусливыми, но даже и они не понимают, что говорят. Прекращение цивилизации, прекращение жизни, уже не раз посещавшее планету, встречалось совершенно подобными умствованиями. Также люди не хотели замечать признаков расстройства и легкомысленно толковали о продолжении исчерпанных условий жизни. Также и теперь люди среди множества недоумений спрашивают: “Почему при изучении высшего знания как бы становится неизбежным усиление чувствительности и некоторых болей?” Если пояснить им, что вследствие их небрежности страдают избранные, они не поверят. Они не примут, что они представляют собой конденсатор и трансмутатор энергии. Так, при порче множества подобных аппаратов это распределение энергии расстраивается, и немногие тонкие сердца несут давление, которое должно было бы распределяться по всему миру. Солнечные натуры несут на себе упор огненной энергии и должны отвечать за миллионы трутней» [607].

Однако, как подчеркивают авторы Агни-Йоги, столь несправедливое положение вещей не может существовать на планете вечно. Космические перемены неизбежно должны восстановить гармонию в самом социуме и в отношениях социума с природой.

Эпоха Огня

Согласно Учению Жизни, функция восприятия и переработки космических энергий, возложенная Природой и Космическим Разумом на человечество, влияет не только на состояние природной среды, она оказывает влияние прежде всего на здоровье самих людей. В период изменения пространственной энергетики выживание человечества будет зависеть от его способности воспринимать новые энергии без вреда для своего организма. Эти энергии окажут разрушительное воздействие на ауру тех людей, сознания которых загрязнены отрицательными психическими проявлениями в виде низких в духовном отношении мыслей и чувств. Организмы эгоистичных и порочных людей, особо отягощенные энергетикой негативного мышления, не смогут воспринимать высоковибрационные огненные энергии, и такие люди рискуют стать жертвой смертельно опасных видов болезней.

Таким образом, в свете содержащихся в Агни-Йоге знаний о будущих природных переменах призыв этого учения к скорейшему духовному самоусовершенствованию и очищению своего сознания является не просто стандартным принципом любого духовно-нравственного учения. Этот призыв выглядит как наиболее актуальная в нашу эпоху практическая мера, призванная сохранить людям здоровье в преддверии наступления эпохи природных перемен.

Особо следует подчеркнуть тот факт, что основной опасностью наступления переходной эпохи авторы Живой Этики считают не природные перемены сами по себе, а низкий уровень духовного развития большей части человечества, который и может стать причиной гибели большого количества людей.

Еще один интересный и, на наш взгляд, социально актуальный аспект Агни-Йоги – это ее учение о теснейшей взаимосвязи, существующей между психодуховными проявлениями социума и состоянием природной среды. Авторы Живой Этики выдвинули в своем учении такую причину глобального экологического кризиса, с которой, конечно, никогда не согласятся приверженцы узкоматериалистической научной парадигмы. Согласно Агни-Йоге, значительная, если не подавляющая, часть самых разнообразных природных катаклизмов – землетрясений, наводнений, ураганов, небывалых колебаний климата и т. п. – вызвана перенасыщенностью тонкоматериального поля Земли негативными психоэнергетическими порождениями неразвитых в духовном плане сознаний. В Агни-Йоге об этом невидимом факторе экологического кризиса говорится:

«Там, где для геологов кончается земная кора, там для Нас она начинается. Напитанная эманациями ваших действий и насыщенная кристаллами мрака мышления человечества, эта кора представляет сопротивление [608] тверже кремня. <…>» [609].

«<…> Слои вашей планеты чем напитаны, обнаружить не радость. <…>» [610].

«Катаклизмы происходят от несоответствия Пространственного Огня с пламенем отложений планеты. Те планетные газы, которые порождены ядом разложения, приводят в действие неукротимую энергию Камадуро ●, иначе говоря, плоть тела не сочетается с огнем. Светящаяся материя ищет примирить несошедшиеся начала, но то, что называется тьмою, парализует начало светлой материи, – тогда происходит катаклизм» [611].

В письмах Е.И. Рерих говорится: «Помните, в Учении сказано, что “сама судьба планеты в руках человека”, также “человек устраивает землетрясения”. Берите это дословно. Ибо именно низкие мысли и устремления человечества не только на Земле, но и в низших слоях Тонкого мира создали ту страшную удушающую атмосферу вокруг Земли, которая способствует соединению огня пространства с подземным огнем. Лишь огненные, чистые духи могут разряжать эту атмосферу, являясь как бы громоотводами. Потому так опасна Эпоха Огня, которая, неся очищение, несет и страшные бедствия, именно уничтожение целых зараженных [612] местностей подземным огнем и также усиление эпидемий, противостоять которым смогут лишь те, кто успел достаточно очистить свою ауру и ассимилировать Пространственный огонь. Вот почему так неотложно нужно проводить в жизнь основы Живой Этики и чистотою помыслов и поступков трансмутировать свои энергии» [613].

Как уже говорилось, бедствия в виде уничтожения зараженных негативной энергетикой местностей могут быть вызваны приходом в электромагнитное поле планеты новой, высоковибрационной космической энергетики и ее несоответствия низковибрационным психическим порождениям человечества.

Однако, несмотря на сложность переходной эпохи, в Агни-Йоге это время считается максимально благоприятствующим ускоренной духовной эволюции массового сознания. В подобные эпохи сознание человечества получает космический импульс, дающий ему возможность совершить эволюционный скачок в своем развитии, иногда называемый в книгах Живой Этики «взрывом сознания» (подобное определение использовал в своих работах и В.И. Вернадский). В Живой Этике эволюционное значение таких эпох характеризуется следующим образом: «Среди моментов развития человечества можно наблюдать явления эпох обогащения сознания. Не будем скрывать, что именно теперь перед человечеством открыта книга нахождений и света дерзаний. <…> Только единение сознания и построение знания пошлют человечеству дар новой расы. К тому не космические явления, но ток мысли даст толчок. <…> Не просто предлагаем человечеству мыслить, но осознать астрохимический момент планеты, когда мысль напряжет атмосферу, как химический ингредиент» [614].

Это условие современной эпохи подчеркивали и духовные Учителя Б. Абрамова: «<…> Никогда еще на Земле не было условий, столь благоприятных для нахождений духа. Как бы открыты врата ко всему, к чему так длительно и так безнадежно в прошлом устремлялся человек. На что раньше требовались долгие жизни, теперь можно быстро достигнуть» [615].

«<…> сроки космических возможностей не повторяются. Именно ныне, именно теперь открыты перед человечеством двери неслыханных возможностей. Схлынет узловая волна поворота планетной эволюции, войдет жизнь в берега, плавно потечет река жизни, но ко Мне пришедшие на смене Эпох и Мною утвердившиеся на весь последующий цикл понесут в духе своем печать приближенности к Владыке» [616].

Огненные болезни

Одна из особо актуальных проблем, поднимаемых учением Агни-Йоги, – это влияние на здоровье социума новых видов космических энергий, которые, согласно этому учению, скоро приблизятся к Земле. Интересно, что древние религиозные учения о временах Апокалипсиса содержат в себе предсказания не только о природных катастрофах, которыми будет отмечен этот период, но и о пандемиях смертельно опасных болезней новых видов, не известных человечеству ранее. Как выясняется из текстов Живой Этики, древние предсказания о появлении новых болезней имеют основание.

По мнению авторов Агни-Йоги, новая пространственная энергетика окажет значительное воздействие на жизнедеятельность всех живых организмов. В учении Агни-Йоги еще в 1933 году был дан прогноз о возникновении новых видов опасных заболеваний, причиной которых станет воздействие на живые организмы новой пространственной энергетики. Так, в книге «Мир Огненный» говорилось: «Легочная чума, при особых формах, является очень показательным огненным поветрием. Не однажды она посещала Землю, подготовляя сознание к возможности бедствия. Виды странного кашля, о котором вы слышали, тоже близки этому заболеванию. Повсеместно он является как на детях, так и на взрослых, и даже на животных. Но люди не желают признать эту подготовительную форму ужасного бедствия. Они поверхностно будут относить ее к самым различным заболеваниям, лишь бы не подумать о чем-то необычном» [617].

В описании «легочной чумы» легко можно узнать атипичную пневмонию, повторение эпидемии которой прогнозировали специалисты многих стран, предупреждая о возможности появления данного заболевания в новых, еще более сложных формах из-за неограниченной способности вируса этой болезни к мутации. Авторы Живой Этики предупреждали, что разновидность данной болезни проявляется даже на животных – вполне возможно, что птичий грипп, по поводу угрозы распространения которого бьют тревогу ученые всего мира, также является тем самым явлением, об опасности которого говорили авторы Агни-Йоги.

Как предупреждали Учителя Востока, с течением времени воздействие новой пространственной энергетики на здоровье людей будет все более усиливаться. Единственным средством сохранения здоровья в напряженной новыми энергиями атмосфере планеты станет очищение сознания людей от негативной мыслеэнергетики и развитие психической энергии, способной, при ее гармоничном состоянии, противостоять любым неблагоприятным природным факторам. В книге «Сердце Азии» Н.К. Рерих писал:

«…откуда необъяснимые эпидемии, иссушающие легкие, гортань и сердце? Поверх всех причин есть еще нечто, не предусмотренное врачами. Не условия жизни, но нечто извне косит толпы. <…> Агни-Йога приходит ко времени. Кто же иначе скажет, что эпидемии инфлуэнцы должно лечить психической энергией? Кто же обратит внимание на новые виды душевных, мозговых и сонных заболеваний? <…> Следует задуматься над новыми врагами, созданными современной жизнью. Нельзя к ним применять старые средства, но новый подход создается расширением сознания» [618].

Как уже говорилось, причиной дестабилизирующего воздействия огненных энергий на здоровье людей авторы этого учения считают прежде всего загрязненность отрицательной энергией как их собственных биополей, так и энергоинформационного поля планеты. Авторы Живой Этики предупреждают, что воздействие новых космических энергий на человечество будет обусловлено уровнем духовного развития каждого конкретного индивида. Именно поэтому самой актуальной задачей человечества в эпоху смены космических циклов, согласно Живой Этике, должно стать духовно-нравственное совершенствование сознания [619].

«Врач, не упусти!»

Как говорится в Агни-Йоге, знание о соответствиях между космическими проявлениями и состоянием человеческого сознания будет иметь огромное практическое значение для развития медицины. В книге «Иерархия» из серии Живой Этики по этому поводу сказано: «…каждый Космический Огонь встречает созвучие в человеческом организме. <…> Только духовный подход откроет значение всех соответствий космических с человеческими отражениями. Можно рассматривать центры как собирателей космических энергий. <…> Понимание огненных центров есть самое существенное задание. Медицина только тогда сумеет определить болезни, когда будет знать соответствие с космическими энергиями» [620].

Как известно, «умение определять болезни», то есть постановка диагноза, была и остается одной из самых сложных проблем в медицине. В Агни-Йоге между тем говорится, что влияние космических энергий на центры часто вызывает так называемые мнимые болезни, то есть временные расстройства в организме, имеющие симптоматику определенных заболеваний. Отличие этих расстройств от подлинных болезней состоит в том, что действительное заболевание имеет своей причиной физиологическое нарушение деятельности каких-либо органов, в то время как расстройства, связанные с дисгармоничным состоянием центров, имеют не столько физиологическую, сколько энергетическую природу. Физические органы при данных расстройствах остаются здоровыми, болезненные симптомы возникают не в них непосредственно, а в нервных сплетениях, соответствующих им. По этому поводу в Агни-Йоге говорится: «Возжжение центров не вызвало достаточно врачебного внимания. Очень важно отметить, что воспламенение каждого центра дает симптомы местного органа, но сам орган не болен, но лишь вибрирует на огонь центра. Можно представить, сколько ложных болезней провозглашается врачами, если они не признают основную причину ощущений. Также мало исследуется сама причина воспламенения. Можно указать чисто космические условия, не меньшее место имеет и массовое состояние человечества» [621].

Природа подобных «энергетических» заболеваний близка невралгиям. Однако их характер и течение, в отличие от невралгий, могут быть гораздо серьезнее по своим последствиям, так как расстройство нервных центров может привести не только к настоящему заболеванию физических органов, связанных с данными центрами, но и к энергетическому дисбалансу во всем организме, так как все энергетические центры тесно связаны друг с другом. В Агни-Йоге говорится:

«При развитии центров человечество будет ощущать непонятные ему симптомы, которые будут относиться невежественной наукой к самым неестественным заболеваниям. Потому своевременно написать книгу о наблюдениях за огнями жизни [622]. Советую не откладывать, ибо нужно пояснить миру явления реальности и общности бытия.

Незаметно входят в жизнь новые сочетания понятий. Эти знаки, видимые для немногих, составляют основу жизни, проникая во все построения. Только слепой не заметит, как наполняется жизнь новыми понятиями. Потому и следует позвать ученых для освещения очевидности.

Врач, не упусти!» [623].

Заболевания и расстройства, связанные с воздействием космических энергий на систему чакр, в Агни-Йоге называются огненными, что подчеркивает их энергетическую природу. Суть этих заболеваний состоит в том, что космические энергии, воздействуя на центры сознания и связанные с ними нервные сплетения человеческого организма, вызывают их частичное раскрытие. В случае, если духовно-нравственный уровень индивида достаточно высок, энергетические центры его сознания находятся в гармоничном состоянии и способны реализовать дополнительную энергию в творческой деятельности. При низком духовно-нравственном уровне развития человека центры его сознания оказываются не в состоянии переработать направленный на них из Космоса поток дополнительной энергии (тем более путем реализации ее в позитивном, творческом ключе). Это и станет главной причиной различных нарушений энергетического равновесия в организме человека, следствием чего являются всевозможные физические и психические заболевания и массовые психологические эксцессы в виде девиантных форм поведения.

Как писала Е.И. Рерих: «Могу дать вам совет обратить самое серьезное внимание на нервные центры, неосознанное, частичное раскрытие которых часто являет все симптомы чахотки, астмы, ревматизма и других заболеваний» [624].

Авторы Живой Этики подчеркивают, что одной из главных социально значимых целей создания и распространения их учения является своевременное информирование ученых и общественности о тех проблемах, которые неизбежно должны возникнуть перед человечеством в связи с периодом резких природных перемен, наступление которого на планете прогнозируется ими в ближайшем будущем: «Агни-Йога является не только очередным расширением возможностей человечества, но она должна привести к сочетанию космические энергии, к сроку достигающие нашу планету. Это обстоятельство должно быть твердо осознано, иначе распространится как бы ряд заболеваний, и внешнее лечение их поведет к самым пагубным следствиям» [625].

Учение жизни и будущая эпоха

Передавая Рерихам новое учение, Учитель М. сразу же предупредил их об особых путях его распространения и о том, что для него не надо искать последователей:

«Даже зов бесплоден, потому не ищите последователей, но зато заботливо встречайте стучащихся» [626].

В отличие от религиозных учений, распространяемых миссионерами путем агитации и зазывания последователей, философские знания Агни-Йоги могли быть переданы лишь тем, кто духовно «созрел» для их восприятия и сам стремился к их получению. Для понимания этого учения надо было уже иметь определенный уровень развития сознания, вот поэтому Учитель М. и говорил Рерихам, что учение Агни-Йоги не предполагает никакого миссионерства – те, для кого оно окажется доступным, найдут его сами и без всяких зазываний. Именно духовная зрелость и собственная инициатива в стремлении к знаниям считаются Учителями главным критерием готовности человека к восприятию Живой Этики. «Не будем зазывать к Учению, ибо сердце нераскрытое не сможет осознать, в чем польза и где красота», – сказано в книге «Надземное» [627].

О том же писала и Елена Ивановна в письмах друзьям:

«Воспринять полностью Учение может лишь дух, подготовивший себя к тому на протяжении долгих веков. Этим объясняется и ничтожное количество учеников у всех Великих Учителей человечества. Также по этой причине и Учение Живой Этики советует никого не зазывать и никому ничего не навязывать. Океан Мудрости дается человечеству, и Учение, как солнце, посылает свои лучи во все стороны на умных и на глупых, на добрых и на злых. Каждый может черпать и понимать то, что ему доступно, до чего он дорос. Конечно, разница в состоянии сознаний и понимания порождает те противоречия, которые усматривают во всех Учениях неподготовленные духи. Но это неизбежно» [628].

Учению Агни-Йоги суждено было сыграть особую роль в борьбе сил добра и зла, развернувшейся по всему миру. Учитель предсказывал, что реакция людей на Его учение будет зависеть от того, к какому лагерю – светлых или темных сил – принадлежит каждый конкретный человек. Это обусловливало и особые условия распространения Агни-Йоги в мире. В 1923 году Мастер М. сообщал Рерихам и их сотрудникам во время беседы:

«Теперь встречаете в жизни четыре рода людей:

Одни бьются под Нашим щитом,

Другие бьются без защиты, но уже кончают течение кармы,

Третьи бредут, ослепленные темной завесой судьбы,

и четвертые – враги Света.

Первые поймут ваш призыв, вторые затрепещут ожиданием, третьи отвратят голову тупо, и четвертые встретят стрелою вашу стрелу.

Итак, не повторяйте учение.

Каждое слово упадет на должную почву, и сужденное будет принято» [629].

Следует учесть и то обстоятельство, что, несмотря на исключительную актуальность Агни-Йоги именно в нашу эпоху, на бесценные знания о грядущих космопланетарных изменениях на планете, это учение в основном все же предназначалось не для современников Рерихов, а для грядущих поколений, стоящих на более высоких степенях духовной эволюции.

Другим важным принципом распространения Живой Этики являлся принцип постепенности, соответствующий, как говорится в книге «Община», всеобщим, космическим закономерностям. В книгах Агни-Йоги об этом сказано:

«Мы начинаем всегда в очень малом начертании. Это опыт очень многих веков и основной космический принцип. Зерно твердое и неделимое даст нарастание элементов» [630].

«Постепенно разбрасывайте зерна Учения. Пусть неощутимо оно напитывает существо. Проповедь отошла, осталась жизнь. Одухотворяйте сознание собрата незаметными прикосновениями, приносимыми ему как пища каждого дня. Откройте гнев его и погасите целесообразностью. Утвердите его в радости явлению вмещения. Опасайтесь явить ему чудеса, откройте ему соизмеримость, проходящую в Беспредельность» [631].

Однако принцип постепенности в распространении учений Махатм имел свою специфику. Судя по всему, он проявлялся не в смысле простоты и доступности содержания их учений (по известному правилу «от простого – к сложному»), а в смысле постепенного расширения читательской аудитории, способной воспринимать данные учения. Вначале увидела свет «Тайная Доктрина» Блаватской – очень сложное, фундаментальное философское произведение, в котором излагались метафизические основы учений Махатм. Данный источник всегда был доступен достаточно ограниченному кругу читателей, как правило, имеющих философский склад ума или базовые познания в области философских учений Востока. Затем миру была передана Агни-Йога, содержащая не только онтологические основы, но и этические принципы. Большинство книг Агни-Йоги (за исключением книги «Беспредельность») воспринимаются читателями намного легче, чем «Тайная Доктрина», и, следовательно, потенциально доступны большему числу читателей.

Наконец, начиная с 1950-х годов ученик Рерихов Борис Абрамов стал принимать сообщения от Учителя М., а затем и от Николая и Елены Рерих, перешедших на иной план бытия. Он записывал посылаемые ему сообщения вплоть до самой своей смерти в 1972 году. Являясь комментариями к основным положениям учения Агни-Йоги, Записи Абрамова представляют собой новый, современный этап в распространении данного учения. Эти тексты написаны еще более простым, легким для восприятия языком и в силу этого доступны еще более широким читательским кругам. (Разумеется, содержание учения Агни-Йоги гораздо глубже содержания Записей Б. Абрамова, а духовное воздействие книг Агни-Йоги несравненно мощнее воздействия текстов, записанных учеником Рерихов.)

Таким образом, философские источники, созданные на основе учений Махатм, становились доступными все более и более широкой читательской аудитории. Благодаря этому знания, переданные миру Учителями, имеют как бы несколько ступеней изложения, доступных разным по уровню подготовленности читательским кругам.

«Вы – воя моя…»

«Битва смещения расы», участниками которой суждено было стать Рерихам, была битвой не в иносказательном, а в прямом смысле этого слова. Так произошло из-за наличия на нашей планете (единственной среди известных Иерархии миров Космоса!) разумного и сознательного очага противодействия силам эволюции. Черная ложа и бывший Иерофант, предавший свою миссию, оказывали сопротивление Белому Братству, стремящемуся возвести планету на новую ступень космической эволюции. Рерихи, как посланники Учителей Шамбалы, оказались под прицелом многочисленных атак со стороны сторонников сил зла. Конечно, их спасала защита Учителя, своевременно отражавшего все удары, направленные на Его ближайших сотрудников. Но Рерихи были не учениками, а именно сотрудниками, членами Белого Братства. Если духовных учеников полностью защищают их Учителя, то Рерихам, находящимся на ступени Архатов, многое предстояло решать самостоятельно. Кроме того, Николай и Елена Рерихи не раз уже в прошлых воплощениях встречались с силами зла и противоборствовали им; в силу этого они выступали не как неофиты, действующие под защитой Учителей, а как самостоятельные воины на поле битвы.

Кармическим противником Елены Рерих оказался иерофант темных сил. Рыцарь в серебряных латах, явившийся ей в видении под именем Конрада фон Рудендорфа, был ее врагом во многих прошлых воплощениях. И в этой жизни ей также суждено было встретиться с ним как со своим главным противником – и с помощью Учителя преодолеть его нападения и попытки повредить ее работе.

Духовной миссией величайшего значения, исполненной Рерихами (подчеркнем, что главная часть этой миссии легла на плечи Елены Ивановны), было принесение ими в мир нового философского учения Махатм, Агни-Йоги.

О передаче Учителями новых учений и о задаче, которая возлагалась Ими на Их посланников в мире, Е.И. Рерих писала:

«При наступлении космического срока для нового пробуждения сознания посылаются более или менее высокие носители Света, этим слагателям новых ступеней сознания человечества дается материал, и им указывается, что именно должно быть положено в основание и что следует приберечь для исключительных умов. Следует принять во внимание, что каждое время несет с собою и свою форму выражения, отвечающую современности, а также и более широкое оповещение основ Учения, ибо по закону эволюции все растет, все ширится» [632].

После Блаватской, принесшей миру учение теософии, Франче ла Дью и У. Дауэра, записавших и распространивших Учение Храма, эстафету передачи нового знания приняли Рерихи. Вооружение людей новыми знаниями, изложенными в Учении Жизни, было событием общемирового значения. Соответственно, силы тьмы прилагали неслыханные усилия для того, чтобы если не преградить полностью путь новому знанию в мир, то, по крайней мере, помешать этому всеми доступными им средствами.

Многочисленные трудности и открытые нападения сил зла, которые пришлось выдержать Рерихам на пути исполнения своей духовно-просветительной миссии, были вызваны именно глобальной метаисторической битвой добра и зла, в которой Рерихи принимали активное участие как сотрудники Белого Братства и ближайшие помощники Учителя Мории. Не случайно духовный Руководитель напоминал им: «Пойми, во время битвы Кришна учил о духе, и сейчас время величайшей битвы. В истории человечества явлена великая битва смещения расы, и в момент боя каждый призванный воин несет свое оружие. Вы – воя Моя, поручение ваше здесь важно, и дух ваш смущаем враждебными стрелами. Явлена глазу вашему великая битва, но вы пытаетесь обратить ее в мирную школу» [633].

Поручение Рерихов состояло не только в широкой просветительской деятельности и возвещении миру новых идей, в частности идеи охраны и развития культуры как самого массового, общедоступного средства духовной эволюции социума. На духовном, внутреннем плане и творчество, и само имя Рерихов стали средствами объединения людей нового сознания, символом нового мировоззрения и новых путей духовной эволюции. Подобно тому, как идея Пакта Мира, или Пакта Культуры, объединила вокруг себя все прогрессивные силы цивилизации – точно так же само имя Рерихов стало символом и средством объединения (прежде всего идейного и духовного, не обязательно организационного) всех людей нового сознания.

Махатмы придавали большое значение идее объединения людей с целью совместного овладения знаниями и практического самосовершенствования. Еще во времена Блаватской, при зарождении в западных странах теософского движения, Махатма Кут Хуми говорил сподвижнику Блаватской А.П. Синнетту, что для успешного освоения эзотерического духовного наследия «…в Европе более чем где-либо необходимо Всеобщее Братство, то есть “родство” сильных магнетических, но все же различных энергий и полярностей, сконцентрированных вокруг одной доминирующей идеи. То, чего не может достичь один, объединенные могут достигнуть» [634].

В данном случае речь шла о создании именно организационного объединения. Представляется, что Учитель М. впоследствии имел в виду аналогичную цель, указывая Рерихам и их сотрудникам создать музей имени Н.К. Рериха в Нью-Йорке. «Еще не полно цените идею Музея. Нужно собраться толпой» [635], – сообщал Рерихам Мастер М. в начале 1923 года.

В учении Живой Этики также не раз говорилось о том, что объединение людей на основе идей Учения многократно усиливает энергию их мысли, приобретая благодаря этому большое пространственное значение. «Люди собираются, опыт нарастает, помощь становится легче» [636], – говорится в Агни-Йоге. «Психическая энергия толпы должна быть наблюдаема. Можно установить возрастание силы в усиленной прогрессии, – именно, где двое объединены одною мыслью, там уже сила трех. Но не нужно забывать, что каждая противодействующая мысль поедает много окружающей энергии, потому так редко можно наблюдать успешное единение. <…> Так легко прийти к пониманию ценности объединенных энергий. Это не отвлеченность, но сама физическая действительность» [637].

Первые организационные объединения людей на основе идей, утверждаемых Рерихами, впоследствии привели к объединению идейному, осуществившемуся уже не в масштабах одного общества, а в масштабах всего мира. Сотни тысяч людей во многих странах мира стали изучать книги Агни-Йоги и письма Елены Рерих, живописное и литературное творчество Н.К. Рериха, тем самым открыв для себя ускоренный путь духовной эволюции. Имя Рерихов стало, используя терминологию Учителей, магнитом всепланетного значения, открывающим духовно зрелым людям те знания, которые помогут им войти в новый космический цикл земной эволюции.

Учитель Мориа поддерживал формирующееся в культурном пространстве всего мира объединение своих последователей, предлагая Рерихам новые планы культурно-просветительной деятельности. Прообразом всеобщего единения людей доброй воли служил и предложенный Им праздник 24 марта, называемый современными последователями Рерихов Днем Учителя. Об этом дне Учитель сказал Рерихам в 1923 году: «Пусть будет этот день Мне посвящен! И один день вы соберетесь в отдыхе и в молчании. И продолжительное время соедините мысли ваши обо Мне и о Моих [638].

Даю вам кров, даю вам силу, даю вам путь прекрасный» [639].

Однако организационное объединение последователей Рерихов оказалось весьма проблематичным, во всяком случае в России. Конечно, этому есть объективные причины: наше время стало эпохой предапокалипсического хаоса и проявления дисгармоничных сил и тенденций в обществе. Эти тенденции в полной мере отразились и на истории рериховского движения в современной России. Творчество Рерихов и их философские идеи очень популярны в нашей стране. Но среди тех, кто называет себя рериховцами, немало взаимного недоверия, нетерпимости и внутреннего антагонизма. Несомненно, что в отсутствии единства в среде последователей Рерихов виновато в основном одно обстоятельство, предуказанное самими Рерихами, – а именно продолжающееся противоборство эволюционных и инволюционных сил внутри самого рерих


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.