Глава 17. Сквозь границы миров — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Глава 17. Сквозь границы миров

2022-10-05 28
Глава 17. Сквозь границы миров 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Поскольку общение Рерихов с Учителями всегда сопровождалось так называемыми паранормальными явлениями, связанными с проявлением энергий Тонкого мира, мы уделим им особое внимание. Следует особо подчеркнуть тот факт, что феноменальные явления, свидетелями которых неоднократно становились Рерихи, никогда не являлись самоцелью ни для них самих, ни тем более для их духовных Учителей. Само по себе наличие подобных феноменов было вполне объяснимым: поскольку Учителя Рерихов обладали познаниями в области законов и сил высших планов бытия, Они активно использовали в своей деятельности энергии этих планов. Именно поэтому высшие тонкие энергии и иные состояния материи поневоле проявлялись в Их повседневной деятельности, в том числе и в общении с Их ближайшими сотрудниками на земном плане, каковыми были Рерихи. Всевозможные феноменальные проявления во время общения с Рерихами отнюдь не преследовали цели поразить чье-либо воображение – они были всего лишь следствиями иного, более высокого уровня развития сознания, достигнутого Махатмами.

Следует также учесть, что многие стороны работы Учителей – в том числе и дистанционное общение с Рерихами – сами по себе требовали применения высших энергий и способностей, без которых их просто нельзя было бы осуществить. Невозможно не вспомнить при этом одно из утверждений Агни-Йоги: согласно этому учению, на будущих этапах эволюции человечество сможет раскрыть в себе те высшие психодуховные способности, которыми сейчас обладают Учителя Белого Братства, и сможет пользоваться теми видами энергии и материи высших миров, которые использовали в своей работе Махатмы. Тем интереснее остановиться подробнее на некоторых необычных явлениях, сопровождавших общение Рерихов с Учителями.

Портрет Учителя

В мае 1921 года, когда Рерихи еще не знали, что под именем Аллал Минга с ними общается Махатма Мориа, Учитель пообещал им дать свой портрет через духовное посредничество Николая Константиновича. На сеансе 9 июня 1921 года это обещание повторилось – Учитель сообщил, что Николай Константинович нарисует портрет Мастера под Его непосредственным духовным воздействием. До этого Рерихи уже имели опыт создания так называемых автоматических рисунков, то есть передачи на бумагу изображения, мысленно посылаемого Учителем.

Однако в день планируемой передачи изображения этот интересный опыт не удался – по словам Учителя, Николай Константинович был слишком утомлен работой, в том числе духовной, поэтому передача портрета не могла состояться. На этом сеансе, помимо Рерихов, присутствовали также Зинаида и Морис Лихтманы и последователи, не входившие во внутренний круг учеников, – А. Зак и Л. Торецкая. Сеанс проходил вечером и был уже вторым за день – до этого Рерихи провели еще один сеанс днем.

Учитель сообщил, что собирается дать им свой портрет: «Чистое мое изображение дам силою нерукотворной. <…> Рерих, дам портрет через тебя сегодня. Улыбка неуместна, нужна сосредоточенность. <…> Достойно углубите дух ваш. После получаса устремите мысли на меня. <…> Мой портрет, считаю, принесет счастье вам. Учителя устроят чудо. Я дам портрет через Рериха. Мой ученик, не закрой глаза, рисуя!» [530].

Далее, как говорится в записях Е.И. Рерих, последовала концентрация на Аллал Минге в продолжение 10 минут. Однако нужный уровень духовно-телепатического контакта так и не был достигнут: «Не могу дать портрет, чистое несчастье! Рерих устал. Мой ученик не может, устал, он уходит каждую ночь Мне помогать! [531]» – прокомментировал Учитель.

Зато перед мысленным взором Л. Торецкой вдруг мгновенно предстало видение как бы в виде картины – и она поняла, что таким будет новое живописное произведение Н.К. Рериха, которое он напишет под духовным влиянием Аллал-Минга. Далее Аллал-Минг объяснил смысл будущей картины: «Вода не зальет огня, но омоет мир. Потоки крови несмываемы. Новыми бичами зло мира будет поражено. Я учу счастью, Я дам путь борьбы с торговищем мира. Люди зашли в тупик – но молнии осветят их путь, и гром разбудит спящих! Горы обрушились, озера усохли, ливни снесли города. Явил лик голод, но молчит дух человечества! Идите, учите, протяните руку помощи» [532]. Почти апокалиптическая картина! И очень созвучная тому, о чем потом не раз будет говориться в учении Агни-Йоги…

На этом сеансе Учитель обратился и к насущным жизненным проблемам, связанным с организацией школы. Он пообещал «дать место чистое для школы», то есть найти новое, отдельное здание, в котором могла бы разместиться Школа объединенных искусств, вскоре переименованная в Мастер-институт объединенных искусств.

Еще раз тема написания портрета возникла во время бесед Рерихов с Учителем почти через год, хотя по записям их дневника не ясно, был ли это портрет Учителя или нет. По смыслу текста можно догадываться, что речь идет о некоем необычном портрете: «Скоро докончим портрет. Надеюсь протолкнуть через моего Далай-Ламу. Приучаю его руки исполнить поручение Наше не только портретом, но и другими картинами» [533].

Возможно, Учитель хотел дать Рерихам свой портрет не только для того, чтобы с его помощью им легче было концентрироваться и поддерживать духовную связь с Ним, но и для того, чтобы окончательно развеять их сомнения в том, что сообщения, которые записывают Рерихи на сеансах, исходят именно от Него. Судя по некоторым письмам и дневниковым записям Елены Ивановны, у Рерихов в какой-то период времени были сомнения в том, что источником их записей действительно являются сообщения Учителя Белого Братства, а не их собственное подсознание. В одном из писем старшему сыну Елена Ивановна писала:

«<…> Прочитали все записи наших сеансов. И вижу, что мы совершенно слепые, вкладываем в сказанное руководителями свое объяснение, и только теперь многое стало совершенно ясно. Логичность, последовательность доказательств изумительны. Все сомнения об Аллал-Минге у меня исчезли!» [534].

Однако в действительности, очевидно, сомнения в реальном существовании Учителей исчезли у Елены Ивановны не сразу. Во всяком случае, Махатма М. во время бесед сообщал:

«Отряхни предрассудки, мой совет. Дам портрет сегодня» [535].

«Удрая не верит моему руководительству» [536].

И наконец во время пребывания в Санта-Фе Рерихи получают сообщение: «Думай выше, не верь в подсознание, мысль наша сильнее. Новую тропу избери. Пробуй верить в Меня» [537].

Подарки-терафимы

Рерихи не просто общались с Учителем, но и становились свидетелями паранормальных явлений во время сеансов общения, в частности материализаций. С помощью материализации они получили от Него в подарок некоторые памятные предметы. В дневнике Елены Ивановны говорится, что Учитель прислал сначала Николаю Константиновичу, затем Елене Ивановне традиционные тибетские дары – ритуальные шарфы. Такие шарфы, представляющие собой очень длинные узкие полоски легкой, тонкой ткани, в Тибете преподносят как знак уважения и расположения. О присылке Н.К. Рериху шарфа Учителя говорилось на дневном и вечернем сеансах 15 июня (на них присутствовали только Рерихи):

«Удача будет на днях. Считаю, ты помнишь чудо в Чикаго! Любуюсь твоим трудом над собою. Лямка жизни не принизит дух учеников.

Урусвати, ты можешь удовлетвориться данною тропою под покрывалом Моего шарфа. Рерих сделал много полезных дел. Явил ему Мой шарф» [538].

Судя по всему, насыщенный энергией самого Учителя кусок ткани должен был выполнять роль не только знака уважения и доверия, но и талисмана – предмета, аккумулирующего в себе психическую энергию. Конечно, этот заряд энергии мог реально помогать духовной работе Рерихов.

О своем подарке Учитель сообщил: «С собою возите его. Мотай на шею во время молитвы. Он поможет Моему явлению в Аризоне. У вас талисман» [539].

Каким образом был прислан шарф? Обычным способом, по почте, или он был материализован Учителем во время сеанса общения? Об этом в записях Е.И. Рерих не говорится, но известно, что Учителя не стремились использовать сиддхи – паранормальные способности – там, где была возможность доставить какой-либо предмет своим сотрудникам обычным способом. Во всяком случае, самый значимый для них дар Учителя – Его портрет вместе с Его письмом – Рерихи позднее получили по почте.

На сеансе, происходившем вечером того же дня, Учитель сказал:

«Мой шарф знамением будет на вашей дороге. Я вам дал знамя Мое. <…> Дай шарф сюда» [540].

Далее в дневнике Е.И. Рерих говорится, что она принесла шарф и объединила им всех сидящих (на сеансе присутствовали Рерихи и их сыновья). «Оказалось, что это тибетский обычай», – отметила Елены Ивановна в скобках. Учитель продолжил:

«Мой шарф даст вам единение и силу» [541].

Позднее, в июле, Учитель пообещал прислать свой шарф и Елене Ивановне:

«Мориа хочет учредить счастье ваше здесь. Я пошлю Урусвати шарф – сто молитв звонарь принял на нем – мучения духа покроешь им» [542].

Кроме шарфа Рерихи получили от Мастера письмо и Его портрет, который Николай Константинович так и не успел, в силу большой загруженности, нарисовать методом телепатической передачи изображения от самого Учителя.

11 октября в дневнике Елены Ивановны появляется запись: «Утром Н. Рерих получил по почте обещанное Мастером письмо. Е.Р. получила обещанный нерукотворный [543] портрет Мастера Мории, причем сходство портрета с Обликом Мастера в Лондоне – поразительно!» [544].

Далее в дневнике идет запись слов Учителя:

«О, Урусвати, учим тебя верить нам. Мощь обретешь ты верою. Око являл Я. Голубя являл Я. Лики являл Я. Явите творчество приблизиться к Тибету. Друг новый явит ночью помощь – уявленное совершится – Рок победите в ноябре. Моя любовь с вами» [545].

Слова Учителя: «О, Урусвати, учим тебя верить нам», в принципе, можно воспринять и как пояснение Им смысла посылки Рерихам Его письма и портрета. Возможно, это было сделано Мастером не только для того, чтобы помочь Рерихам в их духовной работе, но и чтобы упрочить их веру в реальное существование Учителей.

Первые встречи с Учителем

Одним из самых необычных событий, свидетелями которого стали Рерихи после начала регулярного общения с Аллал-Мингом, стало явление им самого Учителя. Сначала Он появлялся перед ними (в основном перед Е.И. Рерих) в видениях, затем они получили возможность видеть Его во время сеансов общения, на которых Он иногда появлялся в своем тонком теле. В своем физическом теле Он появился перед Рерихами только в Индии, во время их встречи в Дарджилинге в 1924 году.

Вернемся ненадолго назад, в прошлое, и вспомним, каким образом происходило постепенное знакомство Елены Ивановны с ее будущим духовным Руководителем.

Как уже говорилось, первые необычные встречи с Учителем – в видениях и снах – у Елены Ивановны были еще в детские годы. Она не раз видела Учителей в Их астральных обликах. Эти явления всегда сопровождались особыми состояниями сознания – от чувства опасения до экстатического восторга.

Что касается Николая Константиновича, то, как отметила в своем дневнике Зинаида Фосдик, он плохо помнил сны и духовные переживания своего детства. Ему запомнился только один сон-видение, повторявшийся три дня подряд, – ему тогда было около 13 лет. Он видел во сне высокую фигуру человека во всем белом, с закрытым лицом, который, подойдя к нему вплотную, смотрел на него сквозь закрывавшее его лицо покрывало; мальчик был испуган этим сном [546].

После начала сознательного общения с Махатмой М. Елена Ивановна спросила Его о необычных явлениях ее детства, связанных с видением Учителей. В ее дневнике есть следующая запись: «(Вопрос Елены Рерих): “Кто эти два высоких человека, которые приходили к ней в детстве, во время болезни, и притягивали ее к себе за серебряную нить, выходящую из ее бока? Она их боялась”.

– Мы. Привлекали. Тело боится духа, раб боится хозяина. Твои вибрации повышались в болезни» [547].

Эта формула – «тело боится духа», то есть сильные духовные энергии с трудом переносятся физическим телом человека, вызывая и сопутствующее психическое напряжение, – осталась незыблемой и при начале сознательного общения Рерихов с Учителями, во всяком случае на первых его этапах. Как мы помним, еще при жизни в России Елене Ивановне довелось увидеть Учителя не просто в видении, но, судя по всему, во время материализации. Его появление тогда вызвало в ее организме огромное напряжение, сопровождаемое экстатическим состоянием и сильнейшими, с трудом переносимыми вибрациями.

В этих необычных состояниях, сопровождавших каждое появление Учителя, выразилась незыблемая закономерность взаимодействия аур разного духовного потенциала. Ауры Махатм имеют неизмеримо больший энергетический потенциал и более высокий уровень вибраций, чем ауры людей (даже высокодуховных), живущих в обычных земных условиях. Соответственно, напряженные мощными духовными энергиями ауры Махатм могли подействовать на организмы не подготовленных к таким воздействиям (хотя и очень высокодуховных) людей разрушительно – физическое тело человека способно выносить энергетическое напряжение строго определенного уровня, не более того. Но энергетический потенциал аур Учителей многократно превышал «порог переносимости», свойственный биополю обычного человека.

Еще в дни деятельности Е.П. Блаватской, при основании теософского движения, как сторонники, так и критики теософии недоумевали: почему Махатмы не желают появиться перед представителями западного общества, чтобы те могли видеть Их воочию? Почему Они могут общаться с людьми Запада в лучшем случае при помощи переписки, но не путем обычных встреч и переговоров? Одной (но не единственной, конечно) из причин этого обстоятельства было и то, что, не отличаясь по внешнему виду от обычных людей, Учителя имели принципиально иное напряжение ауры. Если уж Махатмам приходилось встречаться с обычными людьми для выполнения особо важных поручений или материализовываться в домах последователей Е.П. Блаватской для личных бесед [548], то в этих случаях Они предпринимали особые меры для охраны своих собеседников от воздействия Их аурического излучения.

В книге «Братство» из серии Агни-Йоги говорится об энергетическом воздействии аур Учителей на обычных людей и о различии их вибрационных уровней:

«Урусвати видела Нас и в плотном теле, и в тонком. Лишь испытавшие такие напряжения могут судить о напряжении, с ними сопряженном. Нередко Мы даем увидеть только Лик или Руки, чтобы не причинить сотрясения. Так можно вспомнить Руку писавшую, но и такое проявление уже было чувствительно. Вибрации не могут быть скрыты. И тем более следует применять наивысшую бережность.

Не без причины Мы постоянно говорим о бережности. <…> Но тем более требуется она там, где различие вибраций мощно. <…>

При Наших земных поездках Мы нередко передавали поручения через третье лицо, которое не знало существа поручения и действовало лишь формально.

<…> Люди не могут учесть всех причин, заставляющих Нас быть очень осторожными. По невежеству люди хотят иметь самые сильные проявления, не думая о последствиях.

Также люди не хотят понять разницы силы вибрации обычного тонкого тела от Нашей. Нередко люди видели материализации, не испытывая особых потрясений, но Наши вибрации иного напряжения. Все относительно, и следует отнестись серьезно к ритму и вибрациям.

<…> Не будем забывать, что Наша вибрация никогда не будет забыта испытавшими ее. В ней есть и радость, но и такая напряженность, что не каждое сердце выдержать может» [549].

Характерным примером воздействия ауры Учителя на физическое состояние Елены Рерих было видение ей в апреле 1914 года на третий день Пасхи «Светлого мальчика», как она сама назвала Его в своем дневнике. Это явление, как мы помним, вызвало столь сильное потрясение всего ее организма, что у нее невольно мелькнула мысль о смерти. Те же ощущения, согласно описаниям П.Ф. Беликова, были у Елены Ивановны и при другой материализации в ее доме Учителя, о которой сама она не оставила записей в дневнике.

Конечно, Рерихов очень интересовала природа этих явлений, и поэтому на одном из первых сеансов общения, точная дата которого не была записана, Елена Ивановна спросила Аллал-Минга, что означало это видение. Учитель ответил: «У тебя свет открыл». Последовал новый вопрос: «Кто этот мальчик был?» Прямого ответа на этот вопрос не было дано, но то, что было сказано Учителем, вероятно, особенно запомнилось Елене Ивановне: «Уходя, опять увидишь Меня» [550].

В отличие от непосредственных появлений Учителей, у Рерихов были и связанные с Ними видения другого типа, не вызывавшие в организме напряжения и сильных вибраций. Именно такими были самые первые видения глаз и Ликов в Лондоне, которые видела не только Елена Ивановна, но и все члены ее семьи. Очевидно, в самом начале духовного пути Рерихов Учителя специально не посылали им видений, сопровождавшихся передачей сильных духовных энергий, могущих негативно отразиться на здоровье. Возможно, цель подобных видений состояла лишь в том, чтобы пробудить у Рерихов интерес к явлениям Тонкого мира и доказать реальность его существования.

Неожиданные и значительные по своему воздействию явления Махатмы Елене Рерих в детстве и в молодые годы имели глубокий смысл, связанный с постепенным пробуждением памяти прошлых жизней и высшего, духовного знания, затемненного миром повседневной действительности. Сам Учитель назвал эти встречи зовом, обращенным к своей давней ученице и сотруднице.

О начале духовного руководства ими в их нынешнем воплощении Учитель сообщил: «Мориа давно руководит вами. Николаем Рерихом с [18]91 г., Еленой Рерих с 1910 г.» [551]. А на вопрос Елены Ивановны о том, почему он раньше не начал руководить ею, Махатма ответил: «Мориа знает путь Блага» [552].

Явления Учителя

Помимо энергетических посылов и передачи информации в видениях, Учитель неоднократно показывался своей сотруднице в своем астральном теле. В 1921 году подобные явления Учителя Елене Ивановне стали практически регулярными.

Конечно, эти необычные визиты также передавали Елене Ивановне значительные духовные импульсы и – что было очень важно для будущего сотрудничества – постепенно приучали ее организм к воздействию ауры Учителя, мощный энергетический потенциал которой мог вызвать настоящее потрясение в неподготовленном к таким воздействиям организме.

Появления Учителя в астральном теле почти всегда сопровождались разнообразными световыми эффектами. Его довольно частые приходы к Елене Ивановне были необходимы, возможно, не только для успешности проходимого ею духовного опыта, но и для защиты от астральных нападений сторонников Черной ложи, стремящихся вредить Рерихам где только можно.

В декабре 1921 года Е.И. Рерих кратко описывает очередное появление Мастера М.: «Видение от 16-го на 17-е: яркий розов[о]-лилов[ый] свет, затем фигура в белой одежде, (со) струящимися серебр(истыми) складками» [553].

Там же записаны слова явившегося ей Учителя: «Являлся Я сам. Место около тебя охранено Мингом или Мною. Я спешу на помощь, но Меня не узнаешь» [554].

Мингом Учитель в то время называл Н.К. Рериха. Как говорилось в дневнике З. Фосдик, аура Н.К. Рериха была настолько сильна, что сама по себе создавала сильное психомагнитное поле, способное отражать негативные астральные воздействия.

Появления Махатмы М. почти всегда вызывали в организме Елены Ивановны сильное напряжение. Разница в вибрациях между аурами Учителя и Его ученицы была в тот период еще слишком значительной, чтобы такие явления могли пройти без всяких последствий для организма Елены Ивановны. «<…> На днях я опять видела Аллал-Минга, но каждый раз была страшно потрясена» [555], – сообщает она в письме сыну Юрию.

Это обстоятельство имело место в общении Елены Рерих с Махатмой М. довольно долгое время. Даже два года спустя после первых появлений Учителя на Тонком плане, в 1923 году, организм Е.И. Рерих все еще отзывался на воздействие ауры Мастера учащенным сердцебиением и другими признаками сильного напряжения. Это обстоятельство подчеркнула в своих записях З.Г. Фосдик. «Я говорила с Е.И. о том, как она себе представляет встречу в Индии с М. Она думает, что ее организм должен будет пройти много перемен, прежде чем Он ей покажется, ибо, когда она Его видит, у нее всегда очень сильные вибрации и сердцебиение. И поэтому Он часто показывает ей или профиль, или руку, или фигуру, как бы приучая ее. <…> Конечно, в Индии во многих местах, в горах, монастырях атмосфера чистая, и ее организм окрепнет и сможет перенести огромную силу Его присутствия», – писала в своем дневнике Зинаида Григорьевна. И добавляла о Елене Ивановне: «Дивная душа! Она столько раз, столько жизней была связана с М., что вся ее жизнь – это сплошное горение и служение Ему» [556].

Но несмотря на эту долгую связь во многих воплощениях, в течение тысячелетий, Елене Ивановне, воплотившейся и жившей в условиях обычного мира, приходилось в течение довольно долгого времени приучать свой организм к принципиально иным по уровню напряжения воздействиям, исходящим из Братства. Позднее в своих письмах она подчеркивала это обстоятельство, рассказывая последователям Агни-Йоги о том, как сложно установить сознательное общение с Учителями Белого Братства и приучить свой организм к восприятию высших духовных энергий. По ее словам, главным условием возможности подобных восприятий является духовно-нравственная чистота сознания человека, стремящегося к общению с Учителями:

«…чистые, высшие внушения может получать лишь чистый сосуд.

Как сказано, луч Высшего Мира – “не мокрая кисея”, и если он не воспринят сердцем, то голова может слететь от такого непривычного воздействия. Вспомним, как подвижники годами подготовляли свое тело всякими очищениями и воздержаниями для принятия Иеровдохновения. Вспомним также все те потрясения, которые испытывали даже очень высокие Духи, носившие земную оболочку, при посещении их Обитателями Мира Огненного. Вспомним потрясения и седину Преподобного Сергия, несмотря на то, что Дух Его принадлежал к Миру Высшему [557].

Теперь Вам станет также ясно, что лица, описывающие посещение их Высочайшими Духами и не упоминающие при этом священного трепета, который ввергает сердце в неописуемое состояние, близкое к разрыву, говорят или неправду, или введены в заблуждение персонификаторами из Тонкого Мира» [558].

Учитель М. очень осторожно и постепенно приучал свою сотрудницу к Его появлениям; Он также предупреждал Елену Ивановну, чтобы она не побуждала старшего сына стремиться к непосредственному общению с Ним:

«Урусвати не должна учить Удраю спешить увидеть Меня. Надо считаться с состоянием организма. Потом явления у него будут без вреда для организма» [559].

Если уж рассматривать это явление – влияние ауры Махатм на физическое состояние людей, оказавшихся в Их присутствии, во всех подробностях, то невозможно не обратиться к опыту участников теософского движения, в частности, самых близких последователей Е.П. Блаватской. Из истории теософского движения известно, что Махатмы неоднократно посещали сотрудников Блаватской, иногда материализуясь прямо в их домах в Нью-Йорке. Об этом оставили воспоминания Г. Олкотт и У. Джадж; кроме того, многие другие члены Теософского общества были свидетелями материализаций Учителей или Их появления где-либо в астральных телах [560]. Но при этом теософы, присутствовавшие при всех этих явлениях, не испытывали ни экстраординарных энергетических воздействий, ни особых состояний сознания, сопровождавших их. Так происходило потому, что Махатмы являлись ученикам-теософам, как правило, в Их астральных, а не в физических, телах и при этом предпринимали особые меры для защиты людей от энергетического воздействия Их аур. В контактах же с Е.И. Рерих эти искусственные меры защиты, возможно, не использовались (или использовались по минимуму) потому, что Елене Ивановне было суждено открыть новую ступень духовного познания – выработать у себя способность воспринимать высшие огненные энергии без вреда для своего физического тела. Это умение, как мы знаем, развивалось у нее под воздействием энергий, исходящих от Учителя и открывающих ее энергетические центры. Но к подобным сверхмощным духовным воздействиям ее организм должен был приучаться постепенно; явление ей Учителя и воздействие на нее Его ауры было, возможно, одним из элементов Огненного Опыта.

Правда, у Рерихов были и такие случаи встреч с Учителями, при которых они не ощущали необычного энергетического воздействия, исходящего от Них. Так было во время самой первой встречи Елены Ивановны с Учителями на физическом плане, произошедшей в Лондоне, из-за чего, собственно, Елена Ивановна не сразу поняла, кого именно она встретила в Гайд-парке. Как уже говорилось, Учитель позднее сообщил Елене Ивановне, что она не почувствовала особого воздействия во время самой первой встречи с Учителями из-за того, что в толпе людей, которые сначала окружали их, тонкие духовные энергии рассеялись.

Кроме того, иногда при появлении перед Еленой Ивановной Учитель намеренно предпринимал особые меры предосторожности, чтобы исключить воздействие сильных вибраций на организм своей сотрудницы. Елена Ивановна отметила, что в ряде случаев, видя образ Учителя, она не испытывает особо сильных вибраций, как обычно, и спросила Его об этом явлении:

«Вижу ли посылаемые мысли формы [561] или образ M[acmepa] М. на расстоянии?» Махатма ответил: «Меня. Избегая вибрации, нахожу полезное положение» [562].

Судя по записям Е.И. Рерих, несколько раз Махатма М. появлялся на сеансах, проводимых Рерихами и их сотрудниками, в своем астральном теле. В такие моменты видеть Его могли не все присутствующие на сеансе, а наиболее сенситивные из них. Скорее всего, Махатма предпринимал какие-то особые меры для охраны присутствующих на сеансе от мощного энергетического воздействия Его ауры, т. к. участники сеанса не чувствовали в эти моменты никакого напряжения. Так, во время пребывания Рерихов в Санта-Фе, на сеансе 1 октября 1921 года, в комнате вдруг медленно стал гаснуть свет, пока не наступила темнота. Елена Ивановна записала сообщение Учителя:

«Мориа с вами. Тут Я близко – у двери в спальню».

После этого зажегся свет. Учитель передал:

«Дух ваш уявил явление Мое» [563].

Возможно, Мастер своим воздействием заставил свет погаснуть для того, чтобы проверить силу ясновидения учеников, – астральная материя (и, соответственно, астральные тела людей) обладает светимостью, особенно заметной в темноте. В свое время Парацельс назвал тонкую материю астральной («звездной», светящейся) именно из-за ее способности светиться в темноте. При погашенном свете Рерихи, в принципе, могли увидеть Учителя в Его астральном теле, тем более что Он даже сказал, где именно Он находится. Однако, судя по всему, этот опыт не состоялся – ясновидение участников сеанса было к тому времени еще не настолько развито. Во всяком случае, в записях Елены Ивановны нет сведений о том, что они смогли увидеть Учителя.

В своем астральном теле Мастер появлялся также на сеансе, на котором кроме Рерихов присутствовала их знакомая, миссис Кассиди – возможно, теософка, интересующаяся духовными явлениями и желавшая сотрудничать с Рерихами. Обладая повышенной сенситивностью, миссис Кассиди увидела Мастера в Его астральном теле. 9 октября Елена Ивановна записала в дневник свои вопросы и ответы Учителя по поводу Его появления на том сеансе:

«Правда ли миссис Кассиди видела Мастера, стоящ[его] у стола?

– Да.

Почему ей показалось, что борода у Мастера седая?

– Повязка тюрбана. У нее очень развито ясновидение. Увидишь – приду навестить счастливую ученицу – считаю, скоро» [564].

Необычные явления, свидетельствующие об участии Учителя в жизни Рерихов, продолжились и после их возвращения из Санта-Фе в Нью-Йорк.

Конечно, Учитель показывался в видениях не только Елене Ивановне, но и Николаю Константиновичу. Об этом Н.К. Рериху сообщил однажды Сам Учитель во время сеанса: «Тебе показался около башни Ченг [565] (Н. Рерих имел видение). Рерих подумал обо Мне твердо и верил в Нас. Верь Рериху, он знает больше, чем думаешь, в явлениях сердца – дух его близок тебе» [566].

Глава 18. Агни-Йога

Можно сравнить Агни Йогу со Звездою Утра, которая возвещает близость света [567].

Сделаем теперь небольшую остановку в повествовании о жизни Рерихов и остановимся на тех знаниях, которые стали доступны им к этому времени в ходе бесед с Учителем.

Отныне Рерихи уже точно знали о реальном существовании на нашей планете центра Высшего, космического разума – Шамбалы, или Белого Братства – гималайского Братства Адептов. Они знали о том, что именно Учителя этого Братства вступили с ними в общение и доверили им духовно-просветительскую миссию большой значимости. И, наконец, благодаря беседам с Учителем и изучению трудов Е.П. Блаватской, фундаментальную работу которой – «Тайную Доктрину» – Махатма М. не раз указывал им изучать, Рерихам были переданы основы философского знания Махатм.

В те же годы Учитель Мориа начинает осуществление одной из главных задач, поставленных перед Рерихами Братством духовных Учителей Востока, – передачу им текстов нового философского учения, которое они должны были опубликовать прежде всего на русском языке, а затем перевести и издать на других языках мира.

Уже в 1921 году Учитель указал Елене Ивановне составлять из Его сообщений, полученных на сеансах, текст первой книги из серии Агни-Йоги: «Урусвати, читай сеансы и отмечай для книги» [568].

В дальнейшем Он не раз касался вопросов издания передаваемых Им текстов в виде книг нового учения.

«Нужно готовить книгу сеансов. Мое желание, чтоб она вышла до Индии по-русски» [569].

«Другой раз достань все Мои слова, они принадлежат вам для второй книги» [570].

В 1922 году Махатма М. продиктовал Елене Ивановне предисловие к первой книге серии Агни-Йоги. В дневнике Елена Ивановна записала: «С 6-го на 7-е видение М.М., читающего и перелистывающего книгу. Лучи как бы из прожектора и затем красивая комбинация красочн[ых] фигур» [571].

После описания этого видения в дневнике записаны слова Учителя М.:

«Читал книгу, запиши предисловие.

В Новую Россию Моя первая весть.

Ты, давший Ашрам,

Ты, давшая две жизни, – возвестите:

Строители и Воители, укрепите ступени.

Читающий, если не усвоишь, перечти, переждав.

Сужденное не случайно, и листы упадают ко времени, но зима только вестник весны.

Все открыто, все доступно» [572].

В ночь с 7-го на 8-е июня Елена Ивановна услышала голос М.М.: «Все открыто, все доступно – сомкнулось» [573].

Судя по словам Учителя, начиная с 1922 года передаваемые Рерихам сообщения в большей мере предназначались уже не столько для них, сколько для книг нового учения: «<…> Не удивитесь, если заменю личное содержанием книги. Не личное, но учение для книги. Только в спешных случаях предупрежу» [574], – сказал Мастер М.

В своих сообщениях Учитель особо подчеркнул, что принятие нового учения – Агни-Йоги, или Живой Этики, – и распространение его в мире было одной из важнейших составляющих той духовной миссии, которая была доверена Белым Братством семье Рерихов. Об этом говорят Его слова, вошедшие в самую первую книгу, открывающую серию Агни-Йоги:

«Четыре стража, кубок Архангела храните. Наполнен вином Новым явленный вам ковчег» [575].

Как отмечал еще П.Ф. Беликов, кубком Архангела Учитель назвал новое духовно-философское учение, переданное им в мир через Рерихов.

Живая Этика была тесно связана с предшествовавшим ей учением теософии, которое возвестила миру Е.П. Блаватская. Фактически в «Тайной Доктрине» и других работах Блаватской были изложены онтология, космогония, история (или скорее метаистория) развития Земли и человечества и другие важнейшие теоретические разделы философской доктрины Махатм. Агни-Йога представляла собой в большей мере практическую, этико-духовную часть этой единой доктрины. По поводу преемственности теософии и Агни-Йоги в одной из книг Живой Этики говорится: «Могут спросить – в каком отношении находится Наше Учение к Нашему же, данному через Блаватскую? Скажите: каждое столетие дается после явления подробного изложения кульминация заключительная <…> Так Учение Наше заключает “Тайную Доктрину” Блаватской» [576].

В Агни-Йоге тоже рассматриваются проблемы онтологии, гносеологии, космогонии и тому подобных областей философского знания, но самые основные положения учения Махатм в данных областях знания были изложены в теософских источниках, основным из которых следует считать «Тайную Доктрину». Не следует забывать и еще об одном очень важном философском источнике – «Письмах Махатм», в котором также были затронуты важнейшие вопросы индо-тибетской метафизики.

По поводу основного названия передаваемого Им учения Махатма сообщал: «Можете предложить Мне наименование Йоги Жизни, но, может быть, наиболее определительное будет Агни-Йога. Именно стихия Огня [577] дает этой самоотверженной йоге наименование» [578].

Второе название Агни-Йоги – Живая Этика – акцентирует его практическую духовно-этическую направленность. Живой Этикой это учение было названо, по-видимому, для того, чтобы подчеркнуть отличие духовной этики взаимоотношений между людьми, социумом и Космосом от обычной, формальной, светской этики. Во всяком случае, в одной из книг Агни-Йоги говорится: «…неотложно нужно твердить о Живой Этике. Ведь Священная Этика превратилась в дурацкий этикет и сделалась печатной этикеткой» [579].

Еще одно важнейшее обстоятельство, связанное с передачей миру нового учения, заключалось в том, что оно передавалось именно на русском языке, следовательно, предназначалось прежде всего для России. Передавая Агни-Йогу на русском языке и через русских людей, Учитель Мориа таким образом подчеркивал значение России в будущей духовной эволюции всей планеты. В «Надземном» об этом говорилось: «…при изучении Наставлений следует иметь в виду не только содержание их, но и язык, на котором они даны: Учение дается не без причины на определенном языке. Можно исследовать все учения от давних времен и понять, что данный язык показывает, какому народу надлежит проявить ступень восхождения. Иногда полагают, что Поучение дается на том языке, который ближе получателю, но такое пояснение недостаточно. <…> Получатель Учения не случаен, и язык избран по надобности. Можно видеть, как Наставления давались на разных языках, и всегда эти условия соответствовали многим важным обстоятельствам, которые имели и мировое значение. Так, язык, на котором дается Учение, есть своего рода дар известному народу» [580].

При этом авторы Агни-Йоги подчеркивали, что передача учения на каком-либо определенном языке не уменьшает мирового значения данного учения, но просто подчеркивает ведущую роль того или иного народа в процессе духовной эволюции всего человечества: «Не подумайте, что тем самым Учение теряет мировое значение. Каждая истина общечеловечна, но каждый период имеет свое задание и каждый народ имеет свою обязанность» [581].

Тема высокой духовной миссии, сужденной России в силу ее национальной кармы, неоднократно поднималась Е.И. Рерих в ее письмах: «Тяжкие сроки, тяжкие времена! Но лучшая страна станет космическою основою равновесия в мире. Страна лучшая станет страною самой строительной и самой прекрасной. Наша страна узнает ярый расцвет после явления космических знаков» [582].

О том, как на основе передаваемых Учителем текстов составлялось новое философское учение, биограф Рерихов П.Ф. Беликов писал:

«В рукописи книг Живой Этики включено много записей, исключенных Еленой Ивановной из самих книг. При приеме записывалось каждое слово Учителя, а затем Елена Ивановна уже сама решала, что следует обнародовать и что выпустить. В первую очередь исключались все указания сроков. Они не подлежали огласке, так как в силу вышесказанного могли быть отодвинуты и намеченное ими событие могло принять другие формы. Ориентируясь на их соблюдение, Рерихи готовы были принять все коррективы к ним.

Затем шла фильтрация личных указов. Многое, что касалось личн


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.