Для детей в возрасте 6-7 лет — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Для детей в возрасте 6-7 лет

2022-10-05 21
Для детей в возрасте 6-7 лет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа

дополнительногообразования

Дошкольников

«Подготовка руки к письму»

Для детей в возрасте 6-7 лет

срок реализации программы – 1 год

 

                                                                                                                  

 

 

Пояснительная записка

Актуальность программы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу, таким образом, будут решаться две задачи: во-первых – общее интеллектуальное развитие, во-вторых – готовность к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Содержание, объем, порядок изучения программного материала рассчитаны на посещение кружка в течение одного года, и построены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Новизна программы заключается в использовании развивающих упражнений и познавательного материала из различных областей знаний.

Педагогическая целесообразность: содержание педагогической работы построено на основе понимания, как готовить ребенка к письму, на чем нужно заострить внимание, в необходимости представления, что такое процесс подготовки руки ребенка к письму, как формируется навык письма и какими умениями должен для этого владеть ребенок.

Акцентирование внимания не только на содержательной стороне материала, но и на способах овладения им, на организации деятельности детей по усвоению материала, что имеет значение для развития интеллектуальных способностей.

Ориентация педагога на формирование условий для самореализации и успешной социализации детей, обеспечение удовлетворения образовательных потребностей личности ребенка, формирование интеллектуальных умений, развитию познавательных способностей, расширению кругозора, развитию мелкой моторики рук.

Направленность программы: социально-педагогическая.

Цель программы: обеспечение качественной подготовки детей к школе, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.

 

Задачи:

- учить соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть), формировать умение работать в общем темпе;

- формировать мотивацию обучения, ориентируясь на выполнение поставленных задач;

- формировать пространственное восприятие;

- формировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, аналогия);

- развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию;

- развивать речь;

- совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных видов;

- способствовать развитию психических процессов - внимания, памяти, мышления, воображения;

- формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы;

- воспитывать трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе.

Отличительной особенностью программы является то, что дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей и предусматривает углубленное погружение детей в процессразвития мелкой моторики, что способствует выработке у детей необходимых знаний и навыков в подготовке руки к письму.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы:

Программа предназначена для детей в возрасте 6 - 7 лет.

Нормы наполнения групп – 25 человек.

 

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Дополнительная общеобразовательная программа реализуется в течение учебного года (9 месяцев). Программа рассчитана на 70 занятий, по 2занятия в неделю, продолжительность занятия 30 мин.

Форма организации учебно-воспитательного процесса: групповая.

Формы и режим занятий выбираются с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Образовательный процесс организуется в соответствии с индивидуальным учебным планом кружка.

Формы проведения занятий: рассказ, объяснение, беседа, показ, тренировочное упражнение, самостоятельная работа, игра, творческая работа.

Методы, используемые при реализации программы:

· в обучении:

- практический (графические задания различных видов, складывание бумаги - оригами, игры и действия с предметами, ниткография, работа с мягкой проволокой, ножницами);

- наглядный (изучение правил на иллюстрациях, схемах, демонстрация наглядного материала, показ последовательного и правильного выполнения задания);

- словесный (инструктаж, беседа, разъяснение, заучивание текстов к пальчиковой гимнастике);

- работа с тетрадью (выполнение заданий).

· в воспитании:

- методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);

- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);

- методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

Ожидаемые результаты

По итогам освоения программы, обучающиеся должны:

Знать:

· гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);

· правила и различные виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная, по уменьшающемуся и увеличивающемуся контуру);

· правила работы с тетрадью.

Уметь:

· правильно сидеть за столом во время письма;

· правильно располагать рабочую тетрадь;

· правильно держать карандаш и ручку;

· выполнять графические задания разных видов (проводить прямые, ломаные, изогнутые линии, в разных направлениях; обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги; дорисовывать половину предмета в зеркальном отображении; различные виды штриховки);

· слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу;

· ориентироваться на листе бумаги в клетку;

· ориентироваться на плоскости и решать логические задачи.

Формы подведения итогов: мониторинг,выставки творческих работ.

Способы проверки знаний обучающихся: беседа, контрольное упражнение, тестирование, взаимоанализ, зрительный диктант,наблюдение.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название разделов и тем

Количество часов

Всего Теоретических Практических
  Вводное занятие Входной контроль 1 1  
1 Раздел «Волшебный пластилин» 11 1 10
1.1 «Что можно сделать из пластилина» 1 1  
1.2 «Яблоко» (прямая пластилинография) 1    
1.3 «Листопад» контурная пластилинография) 1    
1.4 «Бусы и браслеты» (лепка) 1    
1.5 «Звездное небо» (многослойная пластилинография) 1    
1.6 «Новогодняя игрушка» (лепка) 1    
1.7 «Белая снежинка» (рельефная лепка) 1    
1.8 «Моё имя» (рельефная лепка) 1    
1.9 «Букет» (мозаичная лепка) 1    
1.10 «Дом» (модульная пластилинография) 1    
1.11 Обобщающее занятие «Ночной город» (рисование пластилином – использование изученных ранее техник) 1    
2 Раздел «Бумажных дел мастер» (оригами, работа с ножницами) 19 2 17
2.1  «Что такое оригами» 1 1  
2.2 «Веер» (оригами) 1   1
2.3 «Котенок»(оригами) 1   1
2.4 «Осторожно! Ножницы!» 1 1  
2.5 «Листья желтые летят» (работа с ножницами) 1   1
2.6 «Самолет» (оригами) 1   1
2.7 «Дом для трех поросят» (работа с ножницами) 1   1
2.8 «Гном» (оригами) 1   1
2.9 «Пригласительная открытка на праздник»(работа с ножницами) 1   1
1.10 Кораблик» (оригами) 1   1
2.11 «Первые снежинки»(работа с ножницами) 1   1
2.12 «Игрушка – шутка» (оригами) 1   1
2.13 «Корзинка для грибов»(работа с ножницами) 1   1
2.14 Открытка для мамы «Тюльпан» (оригами) 1   1
2.15 «Волшебные ладошки (елка) (работа с ножницами) 1   1
2.16 «Голубь» (оригами) 1   1
2.17 «Волны, волны» (работа с ножницами) 1   1
2.18 «Журавль» (оригами) 1   1
2.19 Обобщающее занятие «Цветочная поляна» 1   1
3 Раздел «Такие разные предметы» (игры и действия с предметами) 16 2 14
3.1 «Удивительные шарики Су-Джок» 1 1  
3.2 «Волшебный клубочек» (ниткография) 1 1  
3.3 «Узоры на коврике» (графические узоры) (ниткография) 1   1
3.4 «Мамины помощники» (работа с крупой) 1   1
3.5 «Ваза с цветами» (ниткография) 1   1
3.6 «Семья» (счетные палочки) 1   1
3.7 «Зима» (вата) 1   1
3.8 «Подарок для бабушки» (узор из семян, гороха, фасоли) 1   1
3.9 «Зимующие птицы» (ниткография, геометрические фигуры, мягкая проволока) 1   1
3.10 «Зимние забавы» (счетные палочки, рис) 1   1
3.11 «Посуда и пища» (счетные палочки, горох) 1   1
3.12 «Домашние животные» (счетные палочки, перловка) 1   1
3.13 «Дикие животные» (счетные палочки, ниткография) 1   1
3.14 «Рыбы» (ниткография, манка, мягкая проволока) 1   1
3.15 «Строители» (палочки) 1   1
3.16 Обобщающее занятие «Наш детский сад» 1   1
4 Раздел «Точка, точка, запятая…» (работа в тетрадях) 23   23
4.1 «Правила при письме. Ориентировка на листе бумаги» 1   1
4.2 «Капельки», «Дорожка», «Бусы», «Столбики». 1   1
4.3 «Елочки»; «Грибочки»; «Желуди» 1   1
4.4 «Олень» 1   1
4.5 «Нарисуй по точкам» 1   1
4.6 «Написание цифр от 0 до 5» 1   1
4.7 «Соедини точки по цифрам, раскрась, дорисуй половинки картинок и заштрихуй» 1   1
4.8 «Обведи предметы по точкам, дорисуй детали. Заштрихуй предметы» 1   1
4.9 «Графический диктант «Домик» 1   1
4.10 «Соедини точки по цифрам, раскрась, дорисуй половинки картинок и заштрихуй» 1   1
4.11 «Спирали, элементы прописных букв» 1   1
4.12 «Бусы» 1   1
4.13 «Обведи предметы по точкам, дорисуй детали. Заштрихуй предметы» 1   1
4.14 «Написание цифр от 6 до 10» 1   1
4.15 «Графический диктант «Робот» 1   1
4.16 «Соедини точки по цифрам, раскрась, дорисуй половинки картинок и заштрихуй» 1   1
4.17 «Украсим рукавички» 1   1
4.18 «Элементы прописных букв» 1   1
4.19 Графический диктант «Змейка» 1   1
4.20 «Обведи предметы по точкам, дорисуй детали. Заштрихуй предметы» 1   1
4.21 «Элементы прописных букв» 1   1
4.22 Графический диктант «Забор для замка» 1   1
4.23 Итоговое занятие 1   1
  ИТОГО: 70 6 64

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 2.2. «Веер» (оригами)

Практика. 1. Пальчиковая игра «Помощники» -направлена на разминку кистей рук для дальнейшей работы с бумагой.

2. Конструирование из бумаги «Веер" направлено на овладение элементарными приемами техники оригами - умение складывать бумагу по пунктирным линиям гармошкой.

3. Расслабляющий самомассаж кистей рук направлен на снятие тонуса мышц, отдых.

Тема 2.8. «Гном» (оригами)

Практика. 1. Пальчиковая игра «Карусель»- направлена на разминку кистей рук для дальнейшей работы с бумагой.

2. Складывание из бумаги в технике оригами «Гном» - направлено на обучение работать по предложенной схеме, упражнении детей в многократном складывании бумаги, совершенствовании навыков сгибания, на знакомство с новой базовой формой – «Воздушный змей», формировании умения следовать устным инструкциям воспитателя.

3. Расслабляющий самомассаж кистей рук направлен на снятие тонуса мышц, отдых.

Тема 4.4.«Олень»

Практика. 1.Разминка с карандашом «Вертушка» (крутим пальцами на поверхности стола карандаш), «Вертолет» (крутим карандаш в воздухе)-направлена на разминку кистей рук для дальнейшей работы,стимуляции активных точек, расположенных на кистях рук.

2. Графический диктант «Олень» - направлен на умение воспроизводить графические диктанты по образцу; ориентироваться на листе бумаги, развивать глазомер; формирование графических навыков, подготовку руки к овладению письмом.

3. Расслабляющий самомассаж кистей рук - направлен на снятие тонуса мышц, отдых.

Тема 4.12. «Бусы»

Практика. 1. Пальчиковая игра «Черепаха» (с шариком Су-джок)- направлена наразвитие мелкой и общей моторики и разминку кистей рук, стимуляция высокоактивных точек, расположенных на кистях рук.

2.Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят продолжить рисунок, соблюдая ритм – направлено на формирование графических навыков, развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук; развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

3. Расслабляющий самомассаж кистей рук - направлен на снятие тонуса мышц, отдых.

 

И детей-инвалидов

Для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья идетей-инвалидов образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной программе организуется с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий воспитанников.

Организация создает специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительной общеобразовательной программы указанными категориями обучающихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида и инвалида.

Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии - для детей с ограниченными возможностями здоровья, а также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации - для детей-инвалидов.

Занятия в объединениях с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами могут быть организованы как совместно с другими воспитанниками, так и в отдельных группах.

С детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами может быть организована индивидуальная работа.

Содержание дополнительного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Обучение по дополнительным общеразвивающим программам детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов осуществляется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких воспитанников.

Образовательная деятельность воспитанников с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеразвивающим программам может осуществляться на основе дополнительных общеразвивающих программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных детей, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогическими работниками, прошедшими соответствующую переподготовку.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонова А.В. развитие графических навыков у дошкольников.

2. Бардышеа Т.Ю. Разговорчивые пальчики. - М., 2001.

3. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. Развиваем руки - чтоб учиться писать, и красиво рисовать. - Ярославль, 1997.

4. Гарматин А.А. Оригами для новичков. – Ростов н/Д: Владис; М.: РИПОЛ классик, 2011. - 64 с. – (Школа рукоделия для новичков)

5. Голубь В.Т. Графические диктанты. Практическое посбие для занятий с детьми. - Воронеж: ООО «М-КНИГА», 2017. – 122 с.

6. Гурьянов Е.В.Психология обучения письму: Формирование графических навыков письма. -М., 1999.

7. Жукова О.С. Готовим руку к письму: рисуем по точкам, клеточкам, линиям. – Москва: ООО Издательство АСТ, 2018. – 32 с.: ил.

8. Загороднева О.В.«Организация работы в группах предшкольной подготовки», АРКТИ, 2011.

9. Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». – М., 2007.

10. Колесникова Е.В. Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет. – М., 2007.

11. Подрезова И.П. Школа умелого карандаша. Москва 2007.

 

Интернет ресурсы:

1. https://paidagogos.com/plastilinografiya-osobennosti-provedeniya-zanyatiy-v-raznyih-gruppah-realizatsiya-proektnoy-deyatelnosti-i-kruzhkovoy-rabotyi.html

2. https://ihappymama.ru/17-igr-dlya-razvitiya-melkoj-motoriki/

3. http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_13b.shtml

4. http://dadandmom.ru/razvitie/palchikovaya-gimnastika-dlya-detej-v-stixax.html

5. https://iqsha.ru/ilove/post/uchim-rebenka-vyrezat-nozhnitcami/

6. https://studfiles.net/preview/2230063/page:17/

Литература, рекомендуемая для детей и родителей.

 

1. Волина В.В. Праздник Букваря. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. – 384с.

2. Голубина Т.С. «Чему научит клеточка…» Методическое пособие для подготовки дошкольника к письму. - М.: Мозаика – Синтез, 2006. -64с.

3. Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: Рисуем по клеточкам. -СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 64 с.

4. Крупенчук О.И. «Графические диктанты для девочек 6-7 лет» - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 32с.

5. Крупенчук О.И. «Графические диктанты для мальчиков 6-7 лет» - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 32с.

 

Мониторинг по подготовке руки к письму

 

Мониторинг ожидаемых результатов проводится в начале и конце учебного года, определяющая уровень развития детей по подготовке руки к письму по следующим тестам:

 

Тест 1 «Развитие тонкой моторики и умения работать по образцу» (И.В. Дубровина, Т.В. Вохмянина, Е.Е. Данилова)

Ребенку предлагается срисовать слово, написанное латинскими буквами (или любое прописное слово).

1 уровень (высокий) – выполняет задание без ошибок или с одной незначительной ошибкой;

2 уровень (средний) – выполняет с 2-3 ошибками;

3 уровень (низкий) – не справляется с заданием, воспроизведение очень отдаленно напоминает образец.

 

Тест 2 «Пробы моторной одаренности» (Н.И. Озерецкого)

Определение уровня развития зрительно-моторной регуляции действий, моторной координации и ловкости.

Ребенку предлагается выполнить следующие задания:

Проба 1.

Простоять 10 секунд с открытыми глазами на носочках (на цыпочках), руки вдоль тела. Задание не засчитывается, если ребенок хоть раз коснулся пятками пола.

Проба 2.

Скатать шарик из квадратного листа бумажной салфетки (5см x 5см) поочередно, сначала пальцами правой, а потом левой рук. Время выполнения для правой руки – 15 секунд, а для левой – 20. Задание не засчитывается: 1) если ребенок помогал себе другой рукой; 2) скатал недостаточно компактные шарики.

Проба 3.

Прыгая на одной ноге, преодолеть расстояние в 5 метров по прямой сначала на правой, а потом, через промежуток в 30 секунд, на левой ноге. Задание не засчитывается, если ребенок отклонился от прямой больше чем на полметра, размахивал руками, коснулся пола согнутой ногой.

Проба 4.

Намотать нитку на катушку. Длина нитки 2 метра. Один конец нити закреплен на катушке. Сначала ребенок держит катушку в одной руке, а кончиками указательного и большого пальцев второй руки наматывает на катушку нить. Затем он меняет руки. Если ребенок крутит рукой, в которой держит катушку, то задание необходимо прервать, и оно не засчитывается.

Проба 5.

Уложить спички в коробок. Перед ребенком кладут пустой спичечный коробок. По бокам от него помещают ровные, одинаковые по количеству спичек ряды (по 10 в каждом – левом и правом рядах). Необходимо, действуя одновременно двумя руками, брать спички за их концы большим и указательным пальцами из обоих рядов и класть в коробок. Время выполнения задания 20 секунд. Норматив: уложить в коробок не менее 5 спичек, взятых с каждой стороны. Задание не засчитывается: 1) если движения обеих рук разновременные; 2) уложено меньше чем по 5 спичек с каждой стороны.

За каждую правильно выполненную пробу ставится 1 балл

1 уровень (высокий) – 5 баллов

2 уровень (средний) – 4 балла

3 уровень (низкий) – 1-3 балла

 

Тест 3 «Графический диктант» (Д.Б. Эльконина)

На тетрадном листе (каждому ребенку выдается такой листок с указанием его имени и фамилии), отступив 4 клетки от левого обреза, ставится одна под другой 3 точки (расстояние между ними по вертикали – 7 клеток). После объяснения, сказав ставить ручку на первую точку, под диктовку воспитателя, не отрывая руки от листочка, двигать по клеточкам (Первая строка 1 клетка вниз, 1 клетка направо, 1 вверх, 1 направо, 1 вниз, дальше продолжайте рисовать такой же узор сами; вторая строка: 1 клетка вверх, 1 направо, 1вверх,1 направо,1клетка вниз,1 направо, а теперь сами продолжайте рисовать этот узор; третья строка: 3 клетки вниз, 1 клетка направо, 2 вверх, 1 направо,2 вниз,1 направо,3 вверх, 1 направо, дальше рисуем узор сами.

1уровень (высокий) – узоры в целом соответствуют диктуемым; в одном из них встречаются отдельные ошибки;

2 уровень (средний) – все узоры частично соответствуют диктуемым, но содержат ошибки, или только один узор сделан безошибочно, а другие не соответствуют диктуемым.

3 уровень (низкий) – ни один узор не соответствует диктуемым.

 

Тест 4 «Штриховка прямоугольника» (Е.А. Солнцева)

 

Инструкция: выполнить штриховку по образцу: вертикально (сверху вниз),

расстояние между линиями одинаковое

Критерии оценки:

1 уровень (высокий) – следует точному выполнению задания по образцу; линия ровная, ведётся сверху вниз, одним движением руки; выдерживает одинаковое расстояние между линиями (2 балла)

2 уровень (средний) – придерживается при выполнении задания образцу; линия ровная, ведётся сверху вниз, одним движением руки; не всегда выдерживает одинаковое расстояние между линиями (1 балла)

3 уровень (низкий) – часто смотрит на образец; линия не ровная отрывистая;

путается с направлением штриховки; не выдерживает одинакового расстояния между линиями (0 баллов)

 

ФИ ребёнка

Тонкая моторика, умение работать по образцу

Моторная координация и ловкость

Графический диктант

Штриховка

Н. г К. г Н. г К. г Н. г К. г Н. г К. г
                 

 

 

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Консультация для родителей

«Правила положения при письме»

1. Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующие: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднею пальца, фиксируется большим и указательным пальцем, причем большой расположен несколько выше указательного, опора на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от кончика пишущего предмета до указательного пальца примерно 1,5-2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме находится в движении, не фиксируется, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.

2. Ребенок сидит за столом прямо, голова (но не туловище) слегка наклонена (30 гр.), ноги согнуты под прямым углом, подошвы ног всей поверхностью касаются пола.

3. Рука не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю, она ни в коем случае не должна лежать на коленях - это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.

4. Тетрадь лежит с наклоном, угол направлен в середину груди пишущего.

Выучим следующие стихи:

Парта — это не кровать,

И нельзя на ней лежать,

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

 

Тетради правильно кладу,

Ручку правильно держу,

За посадкою слежу,

С чистотою я дружу,

На отлично напишу.

 

Анкета «Вы и Ваш ребенок»

Ф. И.О._____________________________________________

 

1. Какое у Вашего ребенка любимое занятие?

13. Какие способности Вы заметили у Вашего ребенка?

14. Как у ребенка проявляется самостоятельность (любит делать все самостоятельно; не очень; предпочитает, чтобы за него сделали другие)?

15. Всегда ли Вы спокойно реагируйте на медлительность Вашего ребенка при одевании (раздевании)?

16. Как часто Вы помогаете ребенку при одевании (раздевании)?

17. Есть у Вашего ребенка отдельная комната или место, где он складывает свои игрушки, книжки, одежду?

18. Есть у Вашего ребенка место, где он самостоятельно или с Вами занимается творчеством (рисует карандашами и красками, лепит из пластилина, конструирует из бумаги)?

19. Есть ли у Вашего ребенка игрушки и игры для развития координации рук, мелкой моторики пальцев (мозаика, конструктор, разрезные картинки, домино, лото и т.д.)?

20. Проведите с ребенком следующее упражнение, и вы убедитесь, как тяжело вашему малышу скоординировать движения пальцев: попросите ребенка проговорить вместе с вами знакомое вам стихотворение и одновременно с этим попросите ребенка повторить любые движения пальцами. Например,

«Я зеленый майский жук (правая рука сжата в кулак).

Знаю все сады вокруг (указательный палец и мизинец - вперед («Усики жука»)). Над лужайками кружу (пошевелите «Усиками»).

И зовут меня Жу-жу (шевелите «Усиками» одновременно поднимая и опуская руку).

Можно усложнить упражнение, попросив ребенка сделать тоже самое двумя руками одновременно. Надеюсь, вы убедились, как важно развивать мелкую моторику рук.

Спасибо за участие в анкетировании!

 

Программа

дополнительногообразования

Дошкольников

«Подготовка руки к письму»

для детей в возрасте 6-7 лет

срок реализации программы – 1 год

 

                                                                                                                  

 

 

Пояснительная записка

Актуальность программы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу, таким образом, будут решаться две задачи: во-первых – общее интеллектуальное развитие, во-вторых – готовность к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Содержание, объем, порядок изучения программного материала рассчитаны на посещение кружка в течение одного года, и построены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Новизна программы заключается в использовании развивающих упражнений и познавательного материала из различных областей знаний.

Педагогическая целесообразность: содержание педагогической работы построено на основе понимания, как готовить ребенка к письму, на чем нужно заострить внимание, в необходимости представления, что такое процесс подготовки руки ребенка к письму, как формируется навык письма и какими умениями должен для этого владеть ребенок.

Акцентирование внимания не только на содержательной стороне материала, но и на способах овладения им, на организации деятельности детей по усвоению материала, что имеет значение для развития интеллектуальных способностей.

Ориентация педагога на формирование условий для самореализации и успешной социализации детей, обеспечение удовлетворения образовательных потребностей личности ребенка, формирование интеллектуальных умений, развитию познавательных способностей, расширению кругозора, развитию мелкой моторики рук.

Направленность программы: социально-педагогическая.

Цель программы: обеспечение качественной подготовки детей к школе, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.

 

Задачи:

- учить соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть), формировать умение работать в общем темпе;

- формировать мотивацию обучения, ориентируясь на выполнение поставленных задач;

- формировать пространственное восприятие;

- формировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, аналогия);

- развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию;

- развивать речь;

- совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных видов;

- способствовать развитию психических процессов - внимания, памяти, мышления, воображения;

- формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы;

- воспитывать трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе.

Отличительной особенностью программы является то, что дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей и предусматривает углубленное погружение детей в процессразвития мелкой моторики, что способствует выработке у детей необходимых знаний и навыков в подготовке руки к письму.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы:

Программа предназначена для детей в возрасте 6 - 7 лет.

Нормы наполнения групп – 25 человек.

 

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Дополнительная общеобразовательная программа реализуется в течение учебного года (9 месяцев). Программа рассчитана на 70 занятий, по 2занятия в неделю, продолжительность занятия 30 мин.

Форма организации учебно-воспитательного процесса: групповая.

Формы и режим занятий выбираются с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Образовательный процесс организуется в соответствии с индивидуальным учебным планом кружка.

Формы проведения занятий: рассказ, объяснение, беседа, показ, тренировочное упражнение, самостоятельная работа, игра, творческая работа.

Методы, используемые при реализации программы:

· в обучении:

- практический (графические задания различных видов, складывание бумаги - оригами, игры и действия с предметами, ниткография, работа с мягкой проволокой, ножницами);

- наглядный (изучение правил на иллюстрациях, схемах, демонстрация наглядного материала, пока


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.204 с.