Консультация для родителей и воспитателей — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Консультация для родителей и воспитателей

2022-10-05 23
Консультация для родителей и воспитателей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Организация графической деятельности и подготовки руки к письму детей старшего дошкольного возраста».

Цель: Дать рекомендации родителям по организации графической деятельности детей. Познакомить с упражнениями и играми для развития мелкой моторики иразвития координации пальцев рук.

Участники: родители детей старшего дошкольного возраста.

Ход:

Практика обучения в первом классе показывает, что наибольшие трудности у первоклассников в период обучения грамоте возникают при выполнении графических упражнений.

Причины этого:

во-первых, отсутствие интереса к освоению письма и выполнению графических упражнений,

во-вторых, недостаточная зрелость мелкой мускулатуры кистей рук, в-третьих, недостаток опыта выполнения графических движений.

Следует помнить, что потребность «писать по-письменному» у дошкольников выражена в меньшей степени, чем интерес к чтению. Без побуждения и помощи взрослого 6-7 летние дети практически не усваивают навык письма. (6-7 летний возраст является наиболее благоприятным периодом для обучения чтению, в этом возрасте ребёнок легко и с удовольствием учится читать, некоторые овладевают навыком чтения почти без помощи взрослого.) Вместе с тем, физиологические основы графической стороны письма развиты ещё очень слабо. Поэтому выполнять графические упражнения и писать 6-7 летние дети, как правило, не любят: им трудно и, следовательно, не интересно. Формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать в игровой деятельности, ставя вначале перед ребёнком игровые и практические задачи: «Нарисуй узор по клеточкам», «Нарисуй рисунок по точкам», «Соедини точки» и др. Эти игровые упражнения обеспечивают подготовку руки ребёнка и дают возможность в дальнейшем выполнять более сложные задания (обведение элемента букв по точкам, написание элемента букв самостоятельно и т.п.)

Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счёт мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движения. Для развития мелкой моторики рук используют следующие приёмы и упражнения:

1. массаж кистей рук

2. пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры

3. лепка из глины, пластилина

4. выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, завязывание верёвочек, застегивание пуговиц, вырезание ножницами)

5. выполнение «закручивающих» движений (закручивание гаек в конструкторе)

6. специальные упражнения для подготовки руки к письму

Опыт графических движений ребёнок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом необходимо обучение правильным приёмам действий: вести линию сверху вниз и слева направо, штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.

Взрослому необходимо обращать внимание на успехи в графической деятельности, тем самым, стимулируя интерес к письменным упражнениям.

Во время занятий рисованием, штриховкой нужно следить за тем, чтобы ребёнок правильно сидел за столом и правильно держал карандаш. Длительность занятия для детей 6 лет не должна превышать 10 минут.

Далее приведены примеры упражнений и игр, которые помогут сформировать графический навык. Они полезны для развития зрительного анализа, произвольности деятельности, способности принимать задачу.

 

Teст «Домик".

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития сенсомоторной координации и тонкой моторики рук.

Ребенку дается задание нарисовать такой же домик, как на образце. Но! во время работы ластиком не пользоваться.

По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать следующее:

  • какой рукой ребенок рисует (правой или левой)
  • как он работает с образцом, часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти
  • быстро или медленно проводит линии
  • отвлекаемость во время работы
  • высказывания и вопросы во время рисования
  • после окончания работы предложить проверить, все ли нарисовано.

Обработка материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибками считаются:

1. отсутствие какой-либо детали рисунка (4 балла)

2. увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую увеличенную деталь)

3. неправильно изображенный элемент рисунка (2 балла)

4. неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл)

5. отклонение прямых линий более чем на 30 от заданного направления (1 балл)

6. разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв)

7. залезание линий одна за другую (1 балл)

Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка.

Тест Куглера.

На листе бумаги нарисовано 7 фигур, постепенно усложняющихся. Ребенку дается задание срисовать их как можно точнее. Бумага должна быть нелинованная.

Фигура 5 (крест) должна быть выполнена 7-летним ребенком (норма).

      Тест "Дорожки" (по Л.А.Венгеру)

Материал: рисунок, па котором нарисованы дорожки.

Уровень выполнения:

высокий, если выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более 3-х раз;

низкий - 3 и более выходов за пределы "дорожки", неровная, дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом.

 

Готовность руки к овладению письмом.

Методика: рисование простых узоров.

Материалы: лист нелинованной бумаги и мягкий карандаш. Вели ребенок, хорошо справляется с заданием, значит достаточно готов к работе, которая его ожидает при обучении письму. Если же нарисованные им узоры не соответствуют образцу по величине, стройности, ритму и т.д., это свидетельствует о том, что ребенок плохо управляет движениями своей руки, пальцев.

 

Выявление умения детей анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов.

Инструкция: "Внимательно рассмотри узоры, которые начаты у тебя на листе. Дорисуй узоры до конца строки". Оценивание результатов. Уровни:

высокий - узоры продолжает правильно

средний - допускает ошибки в чередовании элементов либо в пропуске какого-то из них

низкий - продолжить узор не может, выполняет путем прямого копирования заданных элементов,

 

Тест на выявление способности к дифференцированию усилий кисти руки.

Покажите ребенку рис. 6 и 6а, на котором есть образец.

Инструкция:

1. заштрихуй облака так, чтобы одно было темное, а другое светлое 2 каждая из фигур заштрихована по-разному: сделай то же самое.

 

"Теппинг - тест".

В квадратах ребенок должен поставить по всей площади как можно больше точек.

Работа в максимальном темпе продолжается 30 секунд. Через каждые 3 секунды ребенку дают команду к переходу к следующему квадрату. Затем осуществляется подсчет количества проставленных точек в каждом квадрате и общее количество точек та 30 секунд (используется простой мягкий карандаш).

Количество точек, проставленных ребенком за 30 секунд, является показателем быстроты работы (максимального темна), а затем количества точек в последнем квадрате в сравнении с первичным свидетельствует о его работоспособности, в котором по вертикали отмечается количество точек, а, но горизонтали - временные отрезки"

График измененияработоспособности (выносливости).

Если вначале ребенок работает быстрее, а затем идет снижение кривой, это свидетельствует о его быстрой утомляемости. Наоборот, повышение темпа работы или ровная линия свидетельствует о высокой работоспособности и хорошей выносливости.

Желательно это проводить для обеих рук.

Обязательным условием теста является работа в максимальном темпе без остановки.

 

"Графический диктат"

Тест на выявление умения строить свою деятельность по словесной инструкции, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умения самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи.

Ребенок получает лист бумаги в клетку, на котором обозначены 4 точки (опорные), они служат началом выполнения задания.

Инструкция: проводить следует только те линии, которые я буду диктовать. Когда проведешь линию, жди, пока я не скажу, как проводить следующую. Следующую линию надо проводить там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги.

Оценивание результатов (тренировочный узор не оценивается).

У ровни:

высокий - диктант выполняет точно и правильно продолжает

средний - в диктанте допускает ошибки, которые воспроизведены и в самостоятельном продолжении

низкий - задание не выполняет.

 

Исследование координации движения руки и глаза.

Материал:изображение круга на плотной бумаге тремя линиями: 2 узких и в 1,5 мм между ними - широкая (1,5 мм) (рис.9), нетугие ножницы.

Работа проводится индивидуально. Продолжительность - 1 минута.

Инструкция:вырезать круг по широкой линии.

Разрешается вторая попытка (после первой неудачи). Допускается не более двух перерезаний узкой линии или одно перерезание широкой. За большее количество перерезаний и превышение времени результат оценивается как отрицательный.

 

Тест "Лабиринт"

Оценивается умение соблюдать правила.

Детям предлагаются лабиринты. Задача заключается в том, чтобы как можно быстрее выбраться из каждого лабиринта.

Инструкция:

1. поставь карандаш в центр лабиринта и, пока выход не будет найден, не отрывай карандаш от бумаги

2. сразу начинай движение карандашом, не пытаясь предварительно просматривать путь следования

3. не задевай линии лабиринта, не пересекай их (это будет считаться ошибкой)

4. нельзя поворачивать назад (это тоже ошибка)

Время выхода из каждого лабиринта - не более одной минуты, количество ошибок в каждом случае - не более пяти.

 

«Раскрась фигуры»

Ребенку показывают рис. с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждую из них. Предупредите ребенка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения.

Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работа прекращается.

Ребенок 6-7 лет аккуратно закрашивает 15-20 фигур. Это хороший показатель произвольной регуляции деятельности, терпеливости при выполнении малоинтересной работы.

 

Обведение рисунка по точкам.

Ребенку предлагают определить по точкам, что нарисовано.

Затем ребенок обводит рисунок по точкам.

Оценивание результатов. Уровни:

высокий - работа выполнена аккуратно

средний - допускает неточности, небрежность

низкий - работа не выполнена.

 

«ГОТОВИМ РУКУ РЕБЁНКА К ПИСЬМУ»

Игры с предметами домашнего обихода для формирования координации движений рук и развития мелкой моторики детей.

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т. п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т. д.

1.Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т. д.

2.Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.

3.Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

"У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник".

4.Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

"В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят".

5. Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

"Пальцы, как пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?".

6.Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

7.Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

8.Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

9.Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы".

10.То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т. д.

11.Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

12.Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!"

13.Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т. д.

14.Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку".

15.Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех".

Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого

 

Анкета «Вы и Ваш ребенок»

Ф. И.О._____________________________________________

 

1. Какое у Вашего ребенка любимое занятие?

13. Какие способности Вы заметили у Вашего ребенка?

14. Как у ребенка проявляется самостоятельность (любит делать все самостоятельно; не очень; предпочитает, чтобы за него сделали другие)?

15. Всегда ли Вы спокойно реагируйте на медлительность Вашего ребенка при одевании (раздевании)?

16. Как часто Вы помогаете ребенку при одевании (раздевании)?

17. Есть у Вашего ребенка отдельная комната или место, где он складывает свои игрушки, книжки, одежду?

18. Есть у Вашего ребенка место, где он самостоятельно или с Вами занимается творчеством (рисует карандашами и красками, лепит из пластилина, конструирует из бумаги)?

19. Есть ли у Вашего ребенка игрушки и игры для развития координации рук, мелкой моторики пальцев (мозаика, конструктор, разрезные картинки, домино, лото и т.д.)?

20. Проведите с ребенком следующее упражнение, и вы убедитесь, как тяжело вашему малышу скоординировать движения пальцев: попросите ребенка проговорить вместе с вами знакомое вам стихотворение и одновременно с этим попросите ребенка повторить любые движения пальцами. Например,

«Я зеленый майский жук (правая рука сжата в кулак).

Знаю все сады вокруг (указательный палец и мизинец - вперед («Усики жука»)). Над лужайками кружу (пошевелите «Усиками»).

И зовут меня Жу-жу (шевелите «Усиками» одновременно поднимая и опуская руку).

Можно усложнить упражнение, попросив ребенка сделать тоже самое двумя руками одновременно. Надеюсь, вы убедились, как важно развивать мелкую моторику рук.

Спасибо за участие в анкетировании!

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.