Что грозит уклонистам и самовольщикам? — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Что грозит уклонистам и самовольщикам?

2022-10-05 25
Что грозит уклонистам и самовольщикам? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

• Дезертирство - до семи лет лишения свободы.

• Дезертирство с оружием - от трех до десяти лет.

• Временное уклонение от военной службы путем симуляции, чле­новредительства или подлога - до года дисбата.

• Уклонение от службы путем симуляции, членовредительства или подлога - до семи лет.

• Уклонение от призыва на военную службу - до двух лет.

• Самовольное оставление части свыше месяца - до пяти лет.

Уроки 10-11. Что такое дисциплина

Цели: познакомить учащихся с понятием «дисциплина» и ее различными видами, особенностями соблюдения дисциплины в разных жизненных ситуациях; подвести учащихся к пониманию роли дисциплины в жизни человека; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока; воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний, к самовоспитанию и самоконтролю, развитию силы воли.

Оборудование: карточки-задания с дополнительным материалом.

Оформление доски: тема урока, дополнительный материал, новые понятия (дисциплина, общеобязательная дисциплина, спе­циальная дисциплина, трудовая дисциплина, воинская дисциплина, технологическая дисциплина, мораль, общественный порядок, внешняя и внутренняя дисциплина, санкция, самоконтроль, само­дисциплина, воля, самовоспитание), домашнее задание.

Ход урока 1

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Защита Отечества»

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 15 и 16

КАРТОЧКА №15

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

- В чем состоит воинская обязанность гражданина Российской Фе­дерации?

2. Для этого подумайте и поразмыслите:

- Что вы слышали о различных родах войск и военных специаль­ностях?

- Какие книги, фильмы об армии вы прочитали, просмотрели?

- Какие воинские обязанности появляются у гражданина, достигшего 17 лет?

- Как можно получить военно-учебную специальность?

- Кто призывается на военную службу? Какой срок службы в армии?

- Что значит служба в армии по контракту? Чем она отличается от срочной службы?

- Почему военнослужащие приводятся к военной присяге? Каково ее основное содержание?

- Где и как может проходить военная служба?

- Каковы общие обязанности военнослужащих?

3. Сделайте вывод.

КАРТОЧКА № 16

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

- Как и почему нужно готовить себя к исполнению воинского долга?

2. Для этого подумайте и поразмыслите:

- Какими качествами должен обладать человек, готовый к воинской службе?

- Почему человек, не готовый к службе в армии, может подвергнуть в бою опасности и себя, и своих товарищей?

- Как можно подготовить себя к воинской службе?

- Кого из людей, сумевших подготовить себя к армии, вы знаете?

- Какие черты характера помогут лучше подготовиться к службе в армии?

- Почему развитие духовных качеств не менее важно, чем развитие качеств физических?

- Как вы готовитесь к выполнению своего долга защищать Отечество?

3. Сделайте вывод.

2. Работа с классом (на выбор учителя)

ВАРИАНТ А. Проверка выполнения домашнего задания в тетради

ВАРИАНТ Б. Фронтальный опрос

- На кого распространяются долг и обязанность защищать Отечество? (Долг и обязанность защищать Отечество рас­пространяются на любого гражданина России.)

- Как можно избежать больших потерь при защите Отечества? (Кзащите Родины надо готовиться заранее. Армия должна сохранять свою,боеспособность, а граждане быть готовы к исполнению своего долга и обязанностей.)

- В каком возрасте гражданин России должен встать на во­инский учет? (На воинский учет граждане становятся по достижении 17 лет.)

- В каких вооруженных конфликтах принимали участие Во­оруженные силы РФ на рубеже XX-XXI вв.? (В качестве миротворческих сил в Южной Осетии и Абхазии, на Бал­канском полуострове, в Таджикистане и др.)

- Какие виды обязанностей выполняют военнослужащие? (Общие обязанности военнослужащих, должностные обя­занности, специальные обязанности.)

ВАРИАНТ В

- Дайте определения поянтиям: военкомат, повестка, контракт, регулярная армия, военная присяга. (Примерный ответ. Воен­комат - военный комиссариат, где состоят на воинском учете по месту жительства граждане, которые могут быть призваны на воинскую службу. Повестка - краткое письменное изве­щение с предложением явиться в военкомат на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения воинской службы. Контракт - добровольное поступление на военную службу на определенные срок и условия прохождения служ­бы. Регулярная армия - войска постоянной армии. Военная присяга - клятва гражданина при вступлении его в ряды Во­оруженных сил РФ выполнять обязанность защиты Отечества в соответствии с конституционными требованиями.)

ВАРИАНТ Г

- Заполните пропуски.

... (Военнослужащий), впервые поступивший на... (военную службу), приводится к... (военной присяге) перед... (Государственным флагом) Российской Федерации и боевым... (знаменем) воинской части. Он тор­жественно присягает на верность своему... (Отечеству) - Российской

Федерации, дает клятву соблюдать... (Конституцию) Российской Феде­рации, строго выполнять требования воинских... (уставов), приказы... (командиров) и начальников, достойно исполнять воинский... (долг), му­жественно защищать... (свободу), независимость, конституционный строй России, народ и Отечество.

3. Устный развернутый ответ учащихся по карточкам № 15 и 16, отзывы одноклассников

III. Изучение новой темы

План

1. Дисциплина общеобязательная.

2. Дисциплина специальная.

Задача для учащихся: выяснить, что общего между дисцип­линой и общественным порядком; к каким последствиям может привести нарушение дисциплины.

1. Рассказ учителя об общеобязательной дисциплине (в пре­делах материала учебника (с. 54-55)

Дисциплина - это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации.

Дисциплина - необходимое условие существования человече­ского общества. Она позволяет обеспечить упорядоченный характер жизни человека, даст ему возможность осуществлять контроль над своими поступками, желаниями и чувствами. Соблюдение основных требований дисциплины позволяет человеку отделять свои поступки от правонарушений, тем самым соблюдать общественный порядок.

В случае соблюдения общественного порядка человек испол­няет правила, установленные государством. Таким образом, все его поступки попадают под контроль со стороны государственных орга­нов. В свою очередь, сами государственные органы и должностные лица должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности. Такой вид дисциплины, при которой все должны соблюдать прави­ла, установленные государством, считается общеобязательным.

2. Беседа по вопросам

- Почему дисциплина - необходимое условие нормального существования общества и человека? (Соблюдать дисцип­лину необходимо для сохранения порядка, человека дисцип­лина учит контролировать свои поступки и не совершать правонарушения.)

- Что значит общеобязательная дисциплина? (Это выполнение государственными органами, организациями, должност­ными лицами и гражданами возложенных на них задач и обязанностей.)

3. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника

(с. 55-58)

- Заполните таблицу и сделайте вывод о необходимости со­блюдения специальной дисциплины. Вариант заполнения таблицы:

Специальные дисциплины Особенности специальных дисциплин Последствия нарушения дисциплины
Военная дисциплина Отличается наибольшей строгостью, четким и точ­ным выполнением требо­ваний военной присяги, приказов командиров и начальников, воинских уставов Снижение боеспособ­ности войск, отсутствие четкости управления ими, угроза жизни многих людей
Трудовая дисциплина Предусматривает своевре­менный приход на работу, соблюдение установлен­ной продолжительности рабочего дня, точное ис­полнение распоряжений администрации, сохра­нение наиболее высокой производительности труда Наносит материальный ущерб производству, хо­зяйству страны в целом
Технологиче­ская дисцип­лина Соблюдение правил экс­плуатации оборудования, порядка на рабочем месте, последовательности опе­раций в производственном процессе Ведет к авариям на про­изводстве, в результате которых гибнут люди, возникают экологические катастрофы, наносится материальный ущерб

 

Вывод. Несоблюдение специальной дисциплины приводит к непоправимым последствиям, связанным с гибелью людей, угрожающим жизни всего человечества, глобальным экологиче­ским катастрофам, суверенитету страны; наносит материальный ущерб.

4. Прослушивание сообщений, подготовленных учащимися, или рассказ учителя об авариях, произошедших в результате несоблюдения дисциплины*

От Новороссийска катер шел сюда примерно час. Столько же поздним вечером 31 августа 1986 г. до роковой полоски воды добирался красавец пароход. На его борту было 1234 человека: 888 пассажиров и 346 членов экипажа. Стоял теплый южный вечер. Небо было все в ярких звездах, за бортом лайнера плескалось теплое спокойное море. Ничего не предве­щало беды. Корабль держал курс на Сочи, где должен был завершиться круизный рейс, но лег на морское дно на выходе из Цемесской бухты - напротив мыса Дооб. Нос шедшего навстречу сухогруза пробил огром­ную дыру в правом борту «Нахимова» и перечеркнул многие счастливые судьбы: 423 человека погибли в результате этой трагедии, для 64 из них братской могилой стало море.

...Сегодня они снова вместе - бывшие пассажиры рокового лайнера, члены экипажа «Адмирала Нахимова», их спасатели, родные и близкие тех, кто остался лежать на глубине почти 50 метров. И сейчас, спустя 20 лет, общая память сближает выживших и погибших.

На высоком откосе мыса Дооб стоит маяк. В1987 г. рядом с ним был сооружен стометровый памятный знак в память о трагической гибели па­рохода «Адмирал Нахимов». В него вмонтированы часы, поднятые с зато­нувшего судна и остановившиеся в момент трагедии. На чугунной стеле надпись: «Погибшим при кораблекрушении парохода "Адмирал Нахимов" 31 августа 1986 года». На литых траурных плитах - фамилии погибших пассажиров и членов экипажа.

5. Беседа по вопросам

- В силах ли человечество вообще избежать технологических катастроф? {Полностью избежать нельзя. Но в силах че­ловека сделать так, чтобы их последствия были сведены к минимуму. Например, опасные для человека предприятия выводятся подальше от жилых районов.)

- К каким последствиям могут привести техногенные ката­строфы? {Самыми тяжелыми последствиями техногенных катастроф являются гибель людей, а также ухудшение экологической ситуации в зоне аварий и материальный ущерб.)

IV. Закрепление изученного на уроке

- Что такое дисциплина?

- Почему необходимо соблюдение общеобязательной дис­циплины?

- Приведите примеры специальной дисциплины.

- Какие причины нарушения дисциплины вы можете назвать?

- Рассмотрите рисунки на с. 55-56 учебника. Какие эпизоды из фильма «Офицеры» изобразил художник?

- К каким последствиям может привести нарушение школьной дисциплины?

V. Подведение итогов урока

- Что общего между дисциплиной и общественным порядком?

- К каким последствиям может привести нарушение дис­циплины?

Домашнее задание

1. Прочитать § 5 (с. 54—58 учебника).

2. Подготовить устный ответ на вопросы:

- Почему обязательно нужно соблюдать дисциплину?

- Каковы особенности отдельных видов дисциплины?

3. Выполнить задания 1 и 2 на с. 62-63 учебника.

Дополнительный материал[§§§§§]

Техногенные катастрофы появились сразу после того, как человек стал придумывать новые технологии. Подобные происшествия - неизбеж­ные последствия технологического прогресса.

Словосочетание «технологическая (техногенная) катастрофа» нуждает­ся в расшифровке. Если термин «катастрофа» понятен, то с определением «технологическая» дело обстоит сложнее. Как известно, технологии - вовсе не обязательно способы производства автомобилей, электроэнергии или электронных приборов. Если суммировать наиболее общие определения этого понятия, в изобилии разбросанные по специальной литературе, то можно сказать, что технологии - это обусловленные состоянием знаний и социальной эффективностью способы достижения целей, поставленных и санкционированных обществом. В этом смысле технологии возникли одновременно с появлением человека, так что не случайно антрополо­ги говорят о технологиях каменного или бронзового века. По сути дела, технология просто продолжает естественное стремление всего живого господствовать над средой обитания или как минимум сопротивляться ее давлению в борьбе за существование. Следовательно, технологиче­ские катастрофы могут случаться (и случались) не только в наше время, но и в очень далеком прошлом.

Технологической катастрофой принято называть катаклизм, вы­званный аномалиями технологических систем. При этом имеются в виду не только их случайные либо неслучайные сбои, неисправности и поломки, но и непредвиденные и нежелательные последствия их штатного функцио­нирования. Такое определение позволяет сразу же отсечь как разруши­тельные последствия военных действий, так и диверсии, террористические акты и другие несчастья, вызванные преднамеренным и злонамеренным вмешательством в работу этих систем.

Гибель «Титаника» - это техногенная катастрофа, главной, но отнюдь не единственной причиной которой, скорее всего, была некачественная клепка металлической обшивки корпуса корабля на верфях судострои­тельной компании Harlandand Wolff. В то же время катастрофа 11 сентября 2001 г. к числу технологических не относится, поскольку была вызвана действиями террористов-камикадзе.

Технологические катастрофы обычно противопоставляют природным, однако и это требует уточнения. Все бедствия в конечном счете являются следствиями тех или иных человеческих действий или отсутствия таковых. Катастрофа любого происхождения - это физическое событие в обще­ственном контексте. Технологические (техногенные) катастрофы также в своей основе имеют социальные причины, поскольку технические систе­мы конструируются, изготовляются и управляются людьми и обеспечивают достижение тех или иных социально значимых целей. Энергетические, ядерные, инфраструктурные, транспортные, экологические и космические аварии и катастрофы в конечном счете вызываются рассогласованием взаимодействия элементов сложных систем, в создании и функциониро­вании которых задействованы как люди, так и те или иные элементы соз­данных ими технологий. В этом типе катастроф по мере развития техники все большую роль начинает играть человеческий фактор, который про­является в инженерных просчетах, ошибках персонала, неэффективной помощи спасательных служб. Возрастание размеров и мощи технических систем повышает риск людских, материальных и экологических потерь - такова плата за технологический прогресс.

Само разграничение природных и технологических катастроф как минимум неоднозначно. Некоторые специалисты вообще отказывают ему в праве на существование, предпочитая говорить только о катастро­фических последствиях природных либо технологических катаклизмов. Согласно этой логике катастрофа любого происхождения развивается прежде всего из-за «слабости», уязвимости, бездействия или даже пол­ного отсутствия социальных структур, которые должны защищать людей от подобных бедствий. Тем не менее терминологическое разделение при­родных бедствий и технологических катастроф достаточно общепринято. Оно зафиксировано и во многих международных документах, например в Соглашении об организации деятельности Красного Креста и Красного Полумесяца, которое было подписано в Севилье в 1997 г.

В английском языке термин «техногенная катастрофа» практически отсутствует. Американские и английские авторы в таких случаях обычно говорят о технологических катастрофах (technological catastrophes) и тех­нологических бедствиях (technological disasters). Чаще всего эти термины используются на равных правах с такими выражениями, как «рукотворная катастрофа» (man-made catastrophe, human-made catastrophe) и «рукотвор­ное бедствие» (man-made disaster, human-made disaster). В этом же зна­чении применяется и термин «антропогенная катастрофа» (anthropogenic catastrophe), хотя употребляется он довольно редко. В документации ООН техногенные катастрофы обычно разделяют на три основных типа: ин­дустриальные (химическое заражение, взрывы, радиационное зараже­ние, разрушения, вызванные иными причинами), транспортные (аварии в воздухе, на море, железных дорогах и пр.) и смешанные (происходят на иных объектах).

Данные ООН показывают, что техногенные катастрофы - занимают третье место среди всех видов стихийных бедствий по числу погибших. На первом месте гидрометеорологические катастрофы, например навод­нения и цунами, на втором - геологические (землетрясения, сходы селевых потоков, извержения вулканов и пр.).

Международный центр исследований эпидемии катастроф (CRED) на протяжении нескольких десятилетий составляет базу данных различных катастроф. Событие признается катастрофой, если оно отвечает хотя бы одному из четырех критериев: погибло 10 или более человек, 100 и более человек пострадало, местные власти объявили о введении чрезвычайного положения или пострадавшее государство обратилось за международной помощью. Статистика показывает, что число техногенных катастроф в мире резко увеличилось с конца 1970-х гг. Особенно участились транспортные катастрофы, прежде всего морские и речные. При этом, несмотря на то что страны Европы и Северной Америки обладают значительно более плотной транспортной и промышленной инфраструктурой, чем иные континенты, наибольшее число жертв этих катастроф проживает в Африке и Азии. По данным CRED, уровень смертности в результате техногенных катаст­роф, произошедших за период с 1994 по 2003 г. в индустриально развитых странах составляет 0,9 погибшего на 1 млн жителей, для наименее развитых стран он выше более чем в три раза - 3,1 смертельных случая на 1 млн.

Даже чисто природные катаклизмы, такие как наводнения, тайфуны, цунами, вулканические извержения, засухи и лесные пожары, приводят к тем или иным последствиям в зависимости от того, как общество к ним готовится и какие меры принимает после их наступления. Например, строительство зданий, не отвечающих стандартам сейсмоустойчивости, в районе, где высока вероятность землетрясений, заведомо увеличивает число возможных жертв, а тем самым и человеческие масштабы несча­стья. В декабре 1988 г. в Армении в результате землетрясения магнитудой в 6,9 балла по шкале Рихтера погибло 25 тыс. человек, свыше 31 тыс. получили ранения и 514 тыс. остались без крова. Землетрясение на юго- востоке Ирана с эпицентром в районе города Вам, которое произошло 26 декабря 2003 г., унесло около 40 тыс. жизней и разрушило 85% город­ских зданий. В то время как землетрясение силой 7,1 балла, 17 октября 1989 г. поразившее густонаселенные районы Северной Калифорнии, име­ло куда более скромные последствия: 62 убитых, 3757 раненых, около 3 тыс. лишившихся жилищ.

По данным швейцарской страховой компании Swiss Re, в 1970-2004 гг. ежегодные выплаты страховых компенсаций за вызванные техногенными катастрофами разрушения обычно не превышали 10 млрд долл. (в ценах 2004 г.). Этот уровень был резко превышен только в 2001 г., когда эти выплаты достигли примерно 27 млрд долл. Столь значительный подскок объясняется тем, что Swiss Re относит к числу рукотворных катастроф и последствия террористических актов. В течение 2002-2004 гг. выпла­ты по этой графе каждый год составляли около 5 млрд долл. Страховки за ущерб собственности от природных катаклизмов 2004 г. составили 44 млрд долл., причем львиная доля этих выплат пошла на компенсацию потерь, вызванных декабрьским цунами в Индийском океане; следова­тельно, в целом страховые компании заплатили 49 млрд долл. Однако многие катастрофические разрушения не покрываются страховками, так что реальный ущерб значительно превысил эту сумму. Эксперты Swiss Re утверждают, что в 2004 г. произошло 330 природных и рукотворных катастроф, суммарные потери от которых составили 123 млрд долл.

Английские профессора Барри Тернер и Ник Пиджен проанали­зировали причины возникновения техногенных катастроф последнего десятилетия и изложили свои выводы в книге «Рукотворное бедствие». Согласно их выводу подобная катастрофа может произойти практически везде и не существует абсолютного оружия, способного предотвратить ее. Однако есть несколько факторов, которые позволяют отсрочить по­добное происшествие и минимизировать его последствия. Прежде всего это высокий образовательный уровень населения и его активная граж­данская позиция. Чем ответственнее и профессиональнее жители той или иной страны подходят к своим рабочим обязанностям и чем лучше их контролирует общество, тем ниже вероятность техногенной катастрофы. Кроме того, огромную роль играет подготовленность частных компаний и государственных структур к действиям в экстремальных условиях.

Американский профессор физики Гарольд Льюис, автор масштабного исследования «Технологический риск», утверждает, что на протяжении человеческой истории внимание привлекали прежде всего катастрофы и «за кадром» оказывались гораздо более многочисленные и часто более опасные бедствия меньшего масштаба. Он пишет, что страх и риск - это различные вещи. По его мнению, небольшие аварии происходят буквально ежесекундно, и часто лишь по счастливому стечению обстоятельств они не превращаются в катастрофы.

Известный британский астроном сэр Мартин Риз, автор апокалипти­ческой книги «Наш последний час», в частности, считает, что человечество само себе копает могилу, поскольку технический прогресс неотвратимо приводит к созданию новых технологических рисков, перед которыми общество рано или поздно может оказаться полностью беззащитным. Риз пишет: «Рано или поздно созданная нами техника уничтожит Вселенную и нас вместе с ней».

Американский исследователь Джон Лесли, автор не менее песси­мистичной книги «Конец мира», проанализировал множество сценариев катастроф и пришел к выводу, что у человечества 30-процентные шан­сы быть полностью уничтоженным на протяжении следующих 500 лет. Прежде всего из-за утраты контроля над технологиями, например, мир может исчезнуть в результате атомной войны, череды ядерных катастроф, появления неконтролируемых машин и механизмов, утраты контроля над искусственно произведенными ядовитыми химическими или биологиче­скими субстанциями и пр.

Каждая техногенная катастрофа по-своему уникальна. Однако есть и общие причины, которые стоят за несчастьями этого рода. Американ­ский исследователь Ли Дэвис, автор справочника «Рукотворные катастро­фы», перечисляет их в таком порядке: Глупость, Небрежность и Корысть. По мнению Дэвиса, так называемый человеческий фактор техногенных ка­тастроф практически целиком сводится именно к этим обстоятельствам.

Известны случаи, когда антропогенные катастрофы становились причиной гибели целых цивилизаций. История норвежской колонизации Гренландии - один из наиболее трагических примеров этого рода.

В 986 г. на остров высадилось несколько сотен исландских викин­гов норвежского происхождения, которых привел Эрик Рыжий. Викинги основали на побережье две колонии - Восточное и Западное поселения (Эстербюгген и Вестербюгген). Первое из них располагалось на 61-й па­раллели на южной оконечности острова, а второе - в 500 км севернее. Норвежские общины в Гренландии продержались около 500 лет. В бла­гополучном XIII в. там было две с половиной сотни крестьянских дворов, а общая численность населения составила не менее пяти тысяч (тысяча человек - в Западном поселении, четыре - в Восточном). Однако в сере­дине XIV в. западная колония оказалась полностью заброшена, а где-то в первой половине XV в. опустел и Эстербюгген. На официальном сайте министерства иностранных дел Норвегии можно прочесть, что причина этого вымирания пока еще не выяснена. Однако профессор Калифорний­ского университета в Лос-Анджелесе известный биолог, географ и эколог Джеред Мейсон Даймонд пришел к выводу, что общины викингов оказа­лись жертвами всеохватывающего бедствия, вызванного катастрофиче­ским разрушением их среды обитания.

Многие авторы считают, что норвежских поселенцев погубила ис­ключительно скверная погода. В пользу этой гипотезы говорит тот уста­новленный факт, что в течение 800-1300 гг. климат на севере Атлантики был весьма мягким (поэтому это время сейчас называют средневековым теплым периодом). После 1300 г. в регионе началось длительное похоло­дание, Малый ледниковый период, который продолжался до начала XIX в. Викинги любили молочные продукты и держали коров, овец и коз, которым в плохие годы не всегда хватало корма. Конечно, они занимались и охотой, промышляя на северного оленя-карибу и морского зверя. Однако добыть тюленя, если фиорд (узкий, извилистый и глубоко вдавшийся в материк залив со скалистыми крутыми берегами) покрывался ледяным щитом, становилось очень нелегким делом, а стада оленей в холодные годы несли потери от бескормицы. Таким образом, не приходится сомневаться, что не­благоприятные климатические перемены привели к урезанию продуктовой базы норвежцев. Тем не менее похолодание наступило отнюдь не мгно­венно, жестокие зимы чередовались с умеренными, поэтому поселенцы имели время на то, чтобы приспособиться к капризам природы. И если они этого не сделали, то почему?

Вот одна из причин, если и не важнейшая, то наиболее неожиданная. Гренландские викинги, в отличие от своих исландских и европейских со­братьев, практически не прикасались к рыбе. Скорее всего, в этом повинно какое-то старое табу, наложенное во времена первопоселенцев, которые отравились несвежей рыбой, но факт остается фактом. Именно поэтому викинги лишили себя постоянно доступного богатейшего источника продо­вольствия, который смог бы выручить их в тяжкое время. Отказ от рыбной пищи - всего лишь одно из проявлений исключительной консервативности поселенцев, их вражды к нововведениям и верности патриархальным устоям. Общество гренландских викингов к тому же отличалось сильной ксенофобией. Пришельцы из Европы отказывались от любых контактов с эскимосами (они же инуиты), коренными обитателями Арктики, которые были искусными морскими охотниками, не боявшимися суровых холодов и бурных волн. Викинги могли бы многому у них научиться, но никогда к этому не стремились. Поселенцы всегда ощущали себя только и ис­ключительно европейцами. Они ревностно строили и украшали церкви, самые знатные из них питали слабость к европейской роскоши, а для этого требовались немалые средства. У викингов было не так уж много товаров для экспорта - гагачий пух, моржовая кость и шкуры, бивень нарвала (кито­образное млекопитающее), плотное непромокаемое сукно, белые медведи (и живые, и чучела), а также знаменитые гренландские кречеты, ловчие птицы, которые стоили бешеных,денег и в Европе, и на арабском Востоке. А закупали они в обмен на это золотые украшения, церковные колокола, бронзовые подсвечники, вина, шелка и прочие не самые нужные вещи. Еврогренландцы по необходимости ввозили также изделия из железа, строевой и корабельный лес и зерно, но в мизерных количествах. Грен­ландская элита не стала отказываться от своих разорительных привычек, несмотря на наступление Малого ледникового периода.

Тем не менее профессор Даймонд утверждает, что основной причиной гибели норвежских колоний оказался экологический кризис техногенного происхождения. Прибыв на остров, викинги начали расчищать землю для пастбищ и вырубать леса. Им нужно было строить, освещать и обогревать жилища, для чего требовалось много древесины. Поселенцы выплавляли так называемое болотное железо (низкокачественное, но выбора у них не было) и потому нуждались в древесном угле. Северная растительность очень хрупкая, к тому же она весьма медленно восстанавливается, и вско­ре березы и ивы начали сходить на нет. Вслед за сокращением площади древесно-кустарникового покрова начали вырождаться и луга - скот выел и вытоптал траву. Плодородный слой почвы истончился и обнажил лежа­щий под ним песок, который смывало дождем и уносило ветром. Вероятно, поначалу поселенцы не обращали внимания на состояние пастбищ, пола­гая, что все само собой образуется. Такая уверенность покоилась на опыте их предков и поэтому выглядела вполне рациональной. На юге Норвегии, откуда викинги двинулись завоевывать мир, почвы глинистые, тяжелые, они не могут никуда деться даже после полного уничтожения раститель­ности. Песчаные почвы Гренландии, напротив, почти беззащитны перед ветровой эрозией, однако викинги понять этого не смогли. Со временем почвенный слой вблизи поселений практически исчез, но их жители так ничего и не сделали, чтобы предотвратить эти разрушения.

Возможно, все было бы не столь страшно, если бы викинги просто съели домашний скот и перешли на рыбную диету, но этот выход они сами для себя закрыли. К тому же местные богачи получали неплохой доход от вывоза шерсти и не хотели с этими деньгами расставаться. Поселен­цы извели даже торф, который они использовали и как топливо, и как строительный материал. В конце концов они получили то, что и должны были получить - страшную эрозию почвы вкупе с дефицитом топлива и строительных материалов.

К тому времени, как общины викингов значительно ослабли, у них по­явился и внешний враг - инуиты. 800 лет назад эти племена проникли из Ка­нады в северо-западную Гренландию и начали медленно перемещаться в южную часть острова. Примерно в 1300 г. инуиты появились в районе Западного поселения, а еще через сотню лет подошли и к Восточному. Презиравшие эскимосов викинги называли их скрелингами (что-то среднее между негодяями и ничтожествами). Вполне естественно, что викингам пришлось обороняться от инуитов, однако к началу XIV в. у них уже почти не осталось ни стальных мечей, ни металлических доспехов. Хотя доку­ментальных свидетельств на этот счет немного, не подлежит сомнению, что эскимосы убивали викингов и уводили в рабство их детей и жен.

А тем временем усиливалось и похолодание. В начале XV в. льды перекрыли океанские пути и сделали невозможным морское сообщение с Норвегией, единственным торговым партнером Гренландии. Последний норвежский корабль посетил остров в 1406 г., а потом в течение 170 лет туда не ступала нога европейца. Когда капитан этого судна увидел грен­ландский берег, Вестербюгген был давно мертв, но более многочисленный Эстербюгген продолжал бороться за жизнь. Однако в начале XV столетия ресурсы Восточного поселения совсем истощились. Жители болели и уми­рали, в живых не осталось ни одного священника, некому было утешить и ободрить людей и удержать их от неразумных действий. Профессор

Даймонд полагает, что в одну из особенно жестоких зим изголодавшиеся крестьяне с мелких хуторов силой захватили самые богатые усадьбы Вос­точного поселения. К весне они уничтожили последний скот и все другие запасы, после чего один за другим вымерли от голода и холода.

Таким образом, гибель норвежских колоний в первую очередь была обусловлена как экологическим кризисом, вызванным опорой на совер­шенно не отвечающие природным условиям сельскохозяйственные тех­нологии, так и неспособностью общества и его элиты вовремя заметить надвигающуюся угрозу и изменить свое поведение. Это была классическая рукотворная катастрофа. Она совершилась под воздействием всех трех ключевых причин подобных бедствий, отмеченных Ли Дэвисом, - глупости, небрежности и корысти.

Ход урока 2

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Что такое дисциплина»

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 17 и 18

КАРТОЧКА №17

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

- Почему обязательно нужно соблюдать дисциплину?

2. Для этого подумайте и поразмыслите:

- Что такое дисциплина?

- Какими качествами обладает дисциплинированный человек?

- Как связаны между собой дисциплина и общественный порядок?

- Почему все граждане страны должны соблюдать правила, уста­новленные государством?

- Должны ли государственные органы подчиняться каким-либо пра­вилам?

- Что такое специальная дисциплина?

- Почему для отдельных видов организаций возникла необходимость в создании специальных правил?

- Почему не все люди соблюдают дисциплину в нашей стране?

3. Сделайте вывод.

КАРТОЧКА № 18

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

- Каковы особенности отдельных видов дисциплины?

2. Для этого подумайте и поразмыслите:

- Почему наибольшей строгостью отличается воинская дисциплина?

- Какие требования обязан точно выполнять каждый военнослу­жащий?

- Как может быть наказан военнослужащий, нарушивший воинскую дисциплину?

- Что такое трудовая дисциплина?

- В каких документах закреплены требования трудовой дисциплины?

- К чему может привести нарушение трудовой дисциплины?

- Приведите примеры последствий нарушения технологической дисциплины.

- Почему люди нарушают дисциплину? 3. Сделайте вывод.

2. Работа с классом (на выбор учителя)

ВАРИАНТ А. Проверка выполнения домашнего задания в тетради

ВАРИАНТ Б. Фронтальный опрос

- Каковы значения понятия «дисциплина»? (Дисциплина - по­виновение, наука, такт, учение.)

- Что значит общеобязательная дисциплина? (Это выполнение государственными органами, организациями, должност­ными лицами и гражданами возложенных на них задач и обязанностей.)

- Какими качествами обладает дисциплинированный чело­век? (Честность. порядочность, трудолюбие, точность в выполнении поставленных задач и т. с).)

- Что такое специальная дисциплина? (Специальная дисцип­лина обязательна только для членов определенной органи­зации.)

- Приведите примеры специальной дисциплины. (Воинская, трудовая, школьная и т. д.)

ВАРИАНТ В

- Прочитайте дополнительный материал[******].

Победы монголов были во многом предопределены их блестящей по тому времени военной организацией. Каждый взрослый мужчина был воином, с детства сидел в седле и владел оружием. Поголовное участие мужского населения в войнах давало кочевникам большое преимущество над оседлыми народами. Земледельцы и горожане, как правило, были при­вычны не к мечу, а к сохе и ремесленным инструментам. Война была делом князей и их дружинников. Подготовленность своих воинов, прирожденных наездников, к военным походам Чингисхан дополнил установлением в вой­ске жесточайшей дисциплины и введением особых приемов боя.

Все монголы были разделены на десятки, сотни, тысячи и тумены (10 тыс.). Во главе их стояли десятники, сотники, тысячники и темники. Созданный Чингисханом закон - Яса - устанавливал коллективную от­ветственность за поведение в бою. Если воин трусил, бежал от врага - казнили весь десяток. За бегство десятка казнили всю сотню. Десяток состоял из членов одного рода, хорошо знавших друг друга. Трусливый, ненадежный просто не попадал в воины. Ему не было доли в добыче, он был навеки опозорен, превращался в изгоя. Поэтому в бою монголы были отважны и упорны.

- Подумайте, о каких видах дисциплины говорится в этом тексте. (В монгольском государстве все мужское населе­ние должно было участвовать в военных Походах — это сочетание о


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.098 с.