Кофун (III в. н.э. - VII в. н.э.) — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кофун (III в. н.э. - VII в. н.э.)

2022-10-05 38
Кофун (III в. н.э. - VII в. н.э.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Если в автохтонной традиции информация о

Химико была утрачена, она все же сохранила связь

между правящей династией и большими курганами, множество которых располагается в центре древней Японии и приписывается тому или иному легендарному правителю. В ранних текстах начала VIII века сохранились сведения об этих курганах. Их возведение завершилось сравнительно незадолго до создания источников, сообщающих о них. В данном случае разделение на крупные хронологические периоды достаточно обманчиво. Историческое время начинается в Японии с конца VI века, письменные источники, хотя и более поздние, являются бесценным материалом. Однако возведение курганов продолжалось до самого конца VII века.

Курганы впечатляюще монументальны; самый большой, приписываемый императору Нинтоку, более 400 м в длину и 30 м в высоту. Он окружен тремя рвами с водой. Подобные гробницы были предназначены не только для того, чтобы обеспечить покой усопшего. Они призваны продемонстрировать могущество и власть того, кто был в нем захоронен, а также его преемника. Их сооружение, помимо технических аспектов земляных работ, предполагало наличие многочисленной и квалифицированной рабочей силы. Курганы являлись материальным выражением новой власти, военной аристократии, вожди которой более или менее послушно признают власть одного из них, правителя провинции Ямато. Эти воины во второй половине периода стали всадниками. Погребальный инвентарь, кроме ритуальных предметов, зеркал, включает мечи, щиты, доспехи, шлемы и детали конской сбруи.

В эту эпоху не наблюдается серьезных технических открытий, но развитие общества шло за счет достижений предшествующего периода. Железо

более не является редкостью. Оно используется для изготовления оружия, а также для земледельческих орудий - лемехов плугов, лопат и мотыг. Это позволяет увеличить площадь обрабатываемых земель, важнейших ирригационных сооружений и террасных полей. В это время создаются многочисленные пруды-резервуары и дренажные каналы. Распространение гончарного круга ускоряет изготовление керамики повседневного использования, хадзикщ красной керамики. Дальнейшее развитие происходит под влиянием серой глазурованной керамики, суэки, с Корейского полуострова. Она требует более высокой температуры обжига и вследствие этого особых, вертикальных печей - но- боригама.

Благодаря многочисленным фигуркам из красной глины на цилиндрах, ханива, можно составить довольно точное представление об одежде и украшениях людей эпохи курганов. Четко выделяются социальные группы - крестьян можно определить по орудиям труда, воинов по доспехам, благородных по мечу, женщин из высших слоев по сложным прическам, которые, видимо, имели большое значение в ритуалах. Мужчины и женщины носили золотые украшения; их обнаружили в захоронениях: серьги, браслеты, ожерелья, короны и даже обувь из металла. В классической Японии этот тип украшений исчезает.

Была известна китайская письменность. Знатоками ее были чиновники из благородных сословий. Вполне возможно, они были корейского происхождения. Известно, что в это время большая волна- переселенцев в Японию была вызвана войнами на полуострове. Однако осталось очень мало письменных свидетельств: две надписи на мечах V века и не

сколько очень редких надписей на камне. Использование письменности, очевидно, было одним из способов, управления нарождавшимся государством, в область символического она еще не проникла. Государи пока не испытывали необходимости в возведении прославляющих стел, как требовала китайская традиция.

♦ Государство законов, придворной аристократии и буддизма

Асука (конец VI - VII в.)

События в Восточной Азии, наиболее заметным из которых было объединение Китая династией Суй, ускорило развитие японского общества так же, как это произошло на Корейском полуострове. Япония стала одним из могущественных государств региона и стала отправлять посольства к своим соседям и, конечно, ко двору Суй, а позже Тан. Напряженность на Корейском полуострове, вмешательство китайской армии вынуждают власть Японии формироваться по модели той, которой они хотят противостоять. Весы качнулись в сторону письменности. Тексты не сохранились, однако известно, что в это время началась письменная фиксация правил, принципов идеального правления (знаменитая Конституция 17 статей), преданий (лишь в эпоху Эдо был доказан апокрифический характер Сэндай Кудзихонги, авторство которой долгое время приписывалось Сога-но Умако Умако и Сётоку Тай- си). Образуются архивы. Вскоре именно письменным свидетельствам можно доверять.

Даты официального принятия религиозных учений весьма условны. Своды (Кодзики, Нихонсёки) сообщают, что конфуцианство, в виде «Бесед» Конфуция и трудов корейских комментаторов, было за-

ГТП

несено в Японию при императоре Одзин (начало IV века?). Буддизм был даром правителя Пэкче (юго-запад Кореи) японскому государю с целью усиления союза против королевства Силла (юго- восток Кореи). Все атрибуты буддизма - статуи, культовые предметы, тексты (сутры) и даже монахи попали в Японию одновременно в 552 или 536 году. Похоже, что начало буддизма в Японии было нелегким. Его использовали в борьбе за власть клан Cora и их противники - кланы Мононобэ и Нака- томи. Союз между будущим Сётоку Тайси, государственным деятелем начала VII века, и кланом Cora произошел благодаря тому, что будды покровительствовали им в борьбе с партией соперников. С тех пор буддизм стал религией, поддерживаемой государством. Главной задачей этой религии стала, в свою очередь, защита государства. Это положение будет продолжаться вплоть до реставрации Мэйдзи в 1868 году и даже после нее.

Мы практически ничего не знаем о светской архитектуре VII века, но монастыри сохранились лучше. Хорюдзи, основанный Сётоку Тайси неподалеку от его дворца в Икаруга, после восстановления в конце VII века, пережил все войны и пожары. Ситэнно-дзи в Осаке был реконструирован после строительства по желанию все того же Сётоку Тайси. Архитектура культовых сооружений в китайском стиле появилась благодаря связям с Кореей. Она познакомила японцев с черепицей, со столбами на каменном фундаменте, с галереями между зданиями, а также с цветом: выкрашенными в красный киноварный цвет столбами, белыми оштукатуренными стенами, светло-зелеными решетчатыми входами. Это, впервые после ханива, явилось началом японской скульптуры. Первые изделия были, без сомнения,

импортированы. Но очень скоро стало невозможно отличить то, что привозили с Корейского полуострова, от созданного в Японии ремесленниками корейского происхождения. Бронзовые предметы носили явные следы влияния северной династии Вэй.

Сётоку Тайси, после смерти почитаемый как воплощение бодхисаттвы, провел государственные реформы, наиболее важной из которых было введение придворных званий. В этом ощущается очевидное китайское влияние, но система была японской. Тогда же начался процесс превращения военной знати в служилую аристократию. Понемногу Япония обретает черты цивилизованного государства, построенного по китайским принципам. Начиная с 645 года, реформы эпохи Тайка (первая попытка создания системы              счисления

времени) закрепляют господство двора над

всей территорией, ~                                  ,

г       Деревянная скульптура прин-

определяя новую ад- ца Сётоку в храме Асука-дэра министрацию в про- (префектура Нара)

винциях. Императоры Тэнти и Тэмму продолжают эту деятельность, создавая различные структуры, становящиеся кирпичиками будущего здания государства, управляемого законами.

Нара (710-784)

В конце VII и в начале VIII века исторические процессы ускоряются. Японский государь повелевает называть себя тэнно (небесный государь) - титул китайского происхождения, рожденный даосизмом, полностью отмежевываясь от хуанди (яп. котэй), что обычно означает китайского императора.

Первая столица, Фудзивара-кё, была построена в 694 году, по модели китайских столиц, по плану шахматной доски с центральной дорогой, проходящей с севера на юг. В 710 году столицей стала Хэйдзёкё (Нара), расположенная немного дальше на север. Это был более крупный и красивый город, построенный по тому же плану, с дворцом на севере. В 701 году вступает в силу первый свод законов Тайхорицурё. В 725 году он был несколько изменен и в этом виде действовал на протяжении всего периода древности. Его значение было столь велико, что во время реставрации Мэйдзи на него ссылались при создании новых установлений. Начиная с того же 701 года, с провозглашением эры Тайхо, Япония окончательно принимает систему наименований эпох, которая действует и в наши дни.

Были проведены первые переписи населения и созданы первые земельные кадастры. Были выпущены первые монеты. Они были бронзовыми, круглыми, с квадратной дыркой в центре, с надписью из четырех китайских иероглифов.

Отмирает обряд временного захоронения умерших членов императорской семьи, заключающийся в помещении тела умершего на многие месяцы в специально построенном для этой цели сооружении. На смену приходят буддистские обряды. Они проводятся в монастырях без наличия тела умершего. Захоронение в огромных курганах заменено сожжением и помещением урны с пеплом в места, практически невидимые на поверхности. Менее чем за десяток лет, пример двора, приводит к исчезновению системы кофун. Можно говорить о настоящей революции обряда похорон. Захоронения в виде памятников вновь появятся только в Средневековье, и в весьма скромной форме. Господство буддизма в вопросах, связанных со смертью, было в эпоху Эдо практически абсолютным, что заметно и в наши дни. Только в эпоху Мэйдзи, японские императоры перестали ему следовать.

В этот период глубоких изменений власть стремилась обосновать свою легитимность. Была разработана концепция происхождения династии и страны, обоснованная древними традициями, что нашло отражение в двух сочинениях. В первом, Код- зики / Записки о деяних древности, представленном двору в 712 году, описываются важнейшие события от происхождения мира до появления человеческого общества. Он следует троичному ритму, в нем сильно ощущается влияние мифологического мышления, можно подумать, что он есть кульминация и финал. Его логика, чересчур далекая от нового типа мышления, пришедшего с континента, вскоре стала совершенно непонятной. Пришлось дожидаться конца XVIII века, чтобы Мотоори Норина- га превратил его в сочинение, составившее основу

 

 

Яя juhHl

 

 

i

i                          -ЙГ

Hhf ** ВЙФ Ж’ &

Д-ЖЖ!

 
 

-______ ______

       

Разворот «Кодзики»

японских традиций. Нихонсёки / Анналы Японии избежала подобной участи. Задуманная по китайской модели, написанная на хорошем китайском языке, она была вполне сопоставима с китайскими историями, влияние которых испытала, кроме первых двух книг, которые повествуют о времени богов. Составленная в жанре анналов, использующая китайскую систему счисления времени для датировки событий, как легендарных (основание дворца первым государем Дзимму), так и исторических (Смута годов Дзинсин в год водяной обезьяны, 672). Этот труд требовал продолжения, и оно последовало. Он является первым из шести государственных историй о древней эпохе, Риккокуси. Его читали и комментировали начиная со времени создания в 720 году, в эпоху Эдо он вошел в состав еще более крупного труда «Дайнихонси» («История великой Японии»).

Написав Нихонсёки на китайском языке, просвещенные чиновники доказали свое мастерство в классической прозе. Кайфусо, первая поэтическая антология в Японии, стала отличным доказательством их способностей к стихосложению в китайском классическом стиле. Отныне и до эпохи Эдо, и даже после того, любой хорошо образованный человек должен был уметь сочинять на китайском языке. Престиж китайской культуры мог бы вызвать некоторое пренебрежение к местной поэтической традиции. Однако произошло обратное. В сравнении с рафинированной китайской поэзией, японские поэты заботились о развитии, обогащении собственной традиции. В переходный период конца VII и начала VIII века появляется новая форма преимущественно японской поэзии, короткая стихотворная форма, танка, отнесенная, в противоположность канси (китайское стихотворение), к поэзии вака (японская песня). Она состоит из 31 слога, распределенных на 5 строк - 5, 7, 5, 7, 7 слогов. Развивающаяся и сегодня поэзия вака, в эпоху Эдо была одним из излюбленных способов самовыражения образованных людей. Мы знаем об этих стихах благодаря литературному памятнику, Манъёсю - поэтической антологии из более чем четырех тысяч стихов, написанных на японском языке китайскими иероглифами, использованными фонетически. Система записи была очень сложна и почти сразу выявила серьезные проблемы чтения, тем более что язык менялся. Одна из первых задач, стоявших перед учеными школы национальных наук эпохи Эдо, состояла в том, чтобы расшифровать этот текст. Таким образом, они создали основы исторической фонетики и синтаксиса.

В обществе эпохи Нара огромную роль играет буддизм. Монастыри не только занимают значительную часть территории столицы, но и вся страна находится «под крылом» буддизма. Император Сёму, который отрекся, чтобы стать монахом, приказал построить в каждой провинции по два монастыря, один для монахов и другой - для монахинь, ко- кубундзи, кокубуннидзщ чтобы обеспечить спасение и благополучие страны и императорского рода. Эти провинциальные монастыри подчинялись большому восточному монастырю - Тодай-дзи, построенному на востоке столицы. В нем располагалась гигантская статуя Будды из позолоченной бронзы. На севере в сокровищнице Сёсоин хранились предметы, принадлежащие императору. Дочь Сёму, императрица Сётоку, хотела уступить власть монаху, это было нечто вроде аристократической реакции, стремления углубить связи между буддизмом и властью. Это стало, как говорят, одной из причин, которые привели императора Камму к решению о переносе столицы. После неудачной попытки основать столицу в Нагаока, двор в 794 году переехал в Хэйан-кё (Киото).

Хэйан (794-1185)

Хэйан-кё долгое время считался самым крупным городом, с ним не мог соперничать ни один другой город. Построенный, как и прежние столицы, прямоугольным в плане, первоначально он не имел на своей территории ни одного монастыря, хотя двор и большая часть населения являлись искренними буддистами. В отличие от китайских столиц, как и все предшествующие ему города, Хэйан-кё не имел городских стен. Граница преодолевалась простым перешагиванием. Дворец, естественно, располагал-

ся на севере, выходя на широкий проспект Красного Воробья9. Большое число пожаров привело к тому, что двор переехал в другие резиденции, располагавшиеся чаще всего в восточной части столицы. Запад города постепенно опустел, при этом одновременно заселялись пригороды на другой стороне реки Камо. Регулярный план города утратил свою прекрасную правильность.

Жители Хэйана думали, что их город останется столицей навсегда. Он и был ею до 1868 года, по крайней мере, номинально. Из-за пожаров и гражданских войн от древней столицы не сохранилось ничего, кроме плана, подобного шахматной доске. Однако воспоминания о великолепии прошлого оказались очень живучими даже в самые тяжелые времена. Обычно восхищаются древними и знаменитыми монастырями Нара, но именно цивилизация Хэйан станет идеальным образцом Древности. Последние эмиси (население северо-востока Хонсю) были покорены в IX веке. Периодически возникающие мятежи в некоторых провинциях не могли уничтожить общего ощущения мира в стране. Ослабление, а затем и падение династии Тан освободило японцев от комплекса ученика, вечно не поспевающего за своим учителем. Однако не возникал вопрос об отказе от достижений китайской цивилизации, и китайская классика почиталась как никогда до этого. Именно на китайском языке аристократы вели свои дневники, а также писали стихотворения, официальную историю, законы и указы. Но постепенно утвердился и японский язык, сначала в поэзии, а затем и в прозе.

9 Этот образ в китайской, а следовательно, и в японской мифологии предшествовал образу Феникса.

Предисловие к первой антологии, составленной по императорскому приказу, Кокин вакасю, является настоящим манифестом защиты и демонстрации японского языка, природы и поэзии (вака). Вака теперь записываются азбукой кана, ее намного легче и точнее, чем китайские иероглифы, использовать фонетически. Умение писать стихи было необходимо для любого, кто хотел жить при дворе, будь то мужчина или женщина. Оно позволяло блистать на поэтических конкурсах, а также участвовать в жизни общества. Свидания влюбленных отмечались стихами; позор тому, кто не был в состоянии ответить должным образом! Вака эпохи Хэйан останутся образцами для всех последующих эпох. Вместе с комментариями они останутся ценным наследием столичных аристократов, которые будут использовать это знание в общении с самураями, жаждущими аристократической культуры.

Японская проза зарождается в эту эпоху. Сначала она была дополнением к поэзии, которая составляла значительную часть повестей, моногатари', или дневников, никки. Повести и дневники трогали человеческие сердца, уносили за пределы повседневности. Гэндзи моногатари и поныне не вышел из моды. Начиная с эпохи Хэйан они сопровождались комментариями, а новый взгляд в эпоху Эдо придал ему еще большее литературное значение. В этом произведении изображена придворная жизнь в период расцвета, что повлияло и на историческое сочинение эпохи Эйга моногатари / Повесть о процветании.

Сюжетом этой повести является жизнь Фудзи- вара-но Митинага, одного из известнейших политических деятелей своего времени,. При нем власть

клана Фудзивара достигла расцвета. Благодаря своей политике брачных союзов с императорским домом, Фудзивара оказывались дедушками или дядями все более и более молодых императоров. Имея титулы регентов, сэссё, или великих канцлеров, кампа- ку, они обладали реальной властью, а императорам оставляли лишь ритуальные и представительские функции. Все ответственные посты были заняты той или иной ветвью клана Фудзивара. Идеал просвещенного чиновника, который смог достичь самых высоких постов благодаря лишь своим способностям, нашел свое воплощение, но также и свой предел, в судьбе Сугавара-но Митидзанэ, который умер в немилости на Кюсю, став жертвой клеветы Фудзивара.

Отличная административная система, сформулированная в кодексах, функционировала только в интересах двора, которому провинции посылали все продукты, необходимые для жизни. С другой стороны, при соблюдении всех формальностей и назначении служащих, становилось заметно, что, как и в случае с планом столицы, реальная практика понемногу менялась. Клиентизм стал правилом, так же как и налоги из провинций перестали поступать правильным административным путем. Знатные семьи, как и императорский род, формировали собственные владения сёэн. Эта новая система управления земельными владениями постепенно исключала государственное администрирование.

Пример был дан религиозными учреждениями, особенно крупными монастырями. Две школы, появившиеся в начале этого периода, дали новый импульс развитию буддизма. Сингон, эзотерическое направление, основанное на тантризме, оказало влияние на всю японскую цивилизацию. Школа


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.