Теория общественного договора не является теорией естественного права: — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Теория общественного договора не является теорией естественного права:

2022-10-05 21
Теория общественного договора не является теорией естественного права: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1) Теория естественного права является универсальной, то есть общечеловеческой: «сверх возможного никто не должен», по контрасту теория общественного договора является западно-европейской теорией, которая даже в Восточной Европе не получила распространения

2) Теория естественного права является древней теорией, которая возникла в 4 в до н.э. По контрасту, теория общественного договора возникла в Новое время и в значительной степени отражает интересы буржуазии (третьего сословия)

Буржуазия в Новое время присвоило себе право говорить от всего народа. Поэтому среди естественных прав для буржуазии самое главное – право собственности.

Концепция общественного договора отражает буржуазную идеологию компромисса между состоятельными классами (буржуазии) и властедержащими с другой.

Основными представителями общественного договора являются Томас Гоббс, Джон Локк, Жан Жак Руссо.

Как и всякий договор, общественный договор основан на принципе равенства сторон. Принцип равенства тесно связан в этом контексте со свободой договора

Общественный договор – согласно Томасу Гоббсу представляет собой учредительный или конститутивный акт который обеспечивает переход человека из естественного состояния в режим гражданского общества, главный труд Томаса Гоббса «Левиафан», в этом трактате Гоббс рассматривает природу человека прежде всего как индивида, а затем отвечает на вопрос по какой причине и в каких пределах человек становится социальным существом. Согласно Гоббсу, человек по природе зол, эгоист и преследует исключительно собственные интересы. Если человек одновременно делает что то в общее благо, то при этом он всегда имеет ввиду и свои личные интересы. В естественном состоянии жизнь человека – эгоиста подчиняется 2 принципам:

1) Война всех против всех

2) Человек человеку волк

Человек не может выжить в естественном состоянии едва его качества, а именно страх и разум помогают ему прекратить состояние войны всех против всех, соответственно общественный договор и правопорядок вообще по Гоббсу являются совместным продуктом страха и разума.

Общественный договор – это соглашение индивидов между собой, согласно которому они отказываются от абсолютной свободы (произвола), при условии, что все остальные участники соглашения берут на себя аналогичные ограничения и обязательства. Например, я, Джон Смит, отказываюсь насиловать, убивать, при условии что все остальные члены сообщества берут на себя аналогичные обязательства.

Функция общественного общества чтобы перевести индивида из борьбы всех против всех, в режим гражданской войны. Хотя Гоббс и вслед за ним Джон Локк говорят об общественном договоре, они всегда имеют ввиду индивида. У Томаса Гоббса это разумный эгоист, который всегда преследует личные интересы, а у Джона Локка разумный собственник. К заключению общественного договора индивидов подталкивает страх за жизнь/имущество,

а во вторых разум. В естественном состоянии жить страшно и неиррационально

По общественному договору из всего общества выбирается один индивид, который наделяется суверенной властью. Он обязан обеспечить правопорядок, прежде всего, соблюдать режим общественного договора.

Хотя Гоббс являлся монархистом, сторонником абсолютной монархии, он в качестве естественного права подданных закрепил в своем главном труде право на восстание

Право народного восстания в современную эпоху признаётся народным правом, но признаётся не всяким государством.

Общественный договор по Гоббсу представляет собой двойную концептуальную революцию:

1)Сама идея договора разрушает идею иерархии (иерархия - характерно для феодального общества).

Основой для феодального общества являются вертикальные связи между неравными то есть между сюзереном и вассалом. Отношения между неравными в общественном договоре со времен Гоббса заменены отношениями между равными, включая будущего сюзерена. Сюзерен связан положениями общественного договора так же, как и все другие участники.

2) Естественное право в объективном смысле утратило свою значимость, вместо него Гоббс провозгласил множественным каталог естественных субъективных прав. Гоббс является первым прагматиком, натесанное право из вечного идеала он превратил в открытый каталог личных прав индивидов. Естественное право мести по общественному договору невозможно, возможен только суд освещённое авторитетом суверена.

Джон Локк не являлся современником Гоббса, основные политические взгляды выразил в двух трактатах управления.

Сенсуализм - философское учение, согласно которому чувства первичны, а идеи вторичны

Для доказательства истинности сенсуализма Локк использует оригинальную метафору, а именно античную притчу о Пигмалионе и Галатеи. Каким образом оживленная Галатея познаёт мир по мнению Лока только через чувства. Через ощущения бороды у Пагмалеона у Галаттеи появляется понимание бороды.

Джон Локк выделяет 3 базовых естественных права:

1) Право на жизнь

2) На личную свободу

3) На собственность - самое важное, два предыдущих - предпосылки

Общественный договор по Локку заключают между собой не просто индивиды, а собственники которые приобрели имущество личными усилиями прежде всего собственными руками, имущество является творением рук человеческих и каждый является собственник того что он изобрёл.

Право собственности в гражданском обществе является кумулятивным, т.е. оно защищает не только имущество, но и приращения имущества в какой либо семье из поколения в поколение.

Гражданское общество по Локку – это сообщество всех собственников против всех несобственников

В первом трактате об управлении Джон Локк последовательно критикует взгляды политика и писателя Джона Филмера, который является автором книги «Патриарх», в которой он, опираясь на Библию, развивает патриархальную теорию государства. Филмер понадобился Локку для того, чтобы косвенно критиковать взгляды Томаса Гоббса.

Общее между Гоббсом и Филмером то, что оба являются сторонниками абсолютной монархии, отличие в том, что Гоббс является скрытым материалистом, а Филмер является клерикальным (религиозным) теоретиком, т.е. писателем.

Позиция Филмера сводится к абсолютной монархии - это единственно правильная форма правления, потому что в Библии сказано что Господь создал Адама чтобы он царствовал над всеми тварями, следовательно, Адам есть первый царь, все остальные короли являются наследниками богоданной власти, всякая иная форма правления (аристократия) являются Богу противными.

Аргументы Локка против Филмера:

1) Адам является первым человеком, а не первым государем, а его семейная власть не является политической

2) Библия не является обоснованием для легитимации абсолютной политической власти, а политическая власть может быть основана только на общественном договоре, который заключается между равными. Библейские аргументы здесь неуместны

Общественный договор по Локку предполагает баланс между личными и публичными интересами.

Для Гоббса характерна полярная противопоставление монарху остальных сограждан только через одно средство право на восстание, по Локку общественный договор включает в себя систему сдержек и противовесов. По Локку парламент является точкой сдержек и противовесов.

Депутаты парламента ведут 2 фронта, против эксцессов публичной демонстрации и против притяжений со стороны неимущих, парламентарий защищает интересы имущего класса как верх, то есть против короля и вниз против интересов пролетариата.

Другими словами, парламент уравновешивает противоборствующие интересы, принцип верховенства парламента определяет систему публичной власти, согласно этому принципу любая власть рождается в парламенте. Парламент стягивает на себя как исполнительную, так и судебную должность.

Модель конституционной монархии, изобретённой Локком, предполагает, что министры формируются из депутатского корпуса, для того чтобы стать министром сначала надо пройти в парламент.

Помимо Гоббса и Локка теория общественного договора на континенте развивали с. Пуфендорф, Г. Гроций, И. Альтузий. Руссо является многогранным философом, он внёс значительный вклад не только в политическую теорию но так же, в антропологию и педагогику. Самое известное произведение «Об общественном договоре», где он с позиции позитивного нотивизма предлагает новое политическое устойство для цивилизованных наций.

Нативизм – теория о врожденных качествах человека. Содержит две позиции:

1.Мнение Сократа – согласно которой, человек добр

2. Мнение Гоббса – человек по природе зол

Руссо придерживался линии Сократа и знаменитые аргументы в поддержку этого он сформулировал в своем первом трактате, который он писал в рамках конкурса Дежовской академии наук. Конкурсная комиссия поставила вопрос: «Способствует ли развитие мануфактур и ремесел социальному и улучшению человеческих отношений?»

Руссо, отвечая на этот вопрос, отметил, что развитие мануфактур и ремёсел не способствует улучшению человеческой природы. Прогресс на самом деле является регрессом;“цивилизованный человек” хуже по своим качествам, чем “дикарь”.

 

Руссо является родоначальником французской этнографической антропологии. Его до сих пор считают основателем мифа о “добром дикаре”. Эта концепция является одновременно истинной и ложной в зависимости от ситуации, социокультурного контекста и тд.

Главный труд Руссо-трактат “Об общественном договоре”. Общественный

договор по Руссо не предполагает наличие абсолютного монарха как у Гоббса; он отвергает идею конституционной монархии Локка, т.е. отвергает идею компромисса имущего класса по вертикали вверх с администрацией и вниз с неимущими сословиями.

 

Сводится к 2 отрицаниям:

1) Нет абсолютной монархии;

2) Нет политическим компромиссам и сговорам с аристократией и неимущими сословиями.

 

Общественный договор по Руссо заключают люди, проживающие на одной территории, имеющие общую культуру и историю для того, чтобы создать нацию. Только нация обладает суверенитетом, а не король у Гоббса и парламенту Локка.

 

В принципе Руссо отвергает разделение властей и сосредоточие власти полной и неделимой) помещает в конвент. Конвент не является парламентом, т.к. в парламенте собираются представители, которые говорят от имени народа.

 

В конвенте собираются комиссары, которые непосредственно исполняют и олицетворяют “общую волю нации” (Lavoluntegenerale) “воля всех” (Lavoluntedetous). Так как невозможно опросить всех граждан, чтобы выявить волю всех, Руссо вводит альтернативный инструмент тотальной демократии “общую волю”, которую формирует конвент через комиссаров, непосредственно реализующих волю нации. Если какой – то гражданин отказывается повиноваться общей воле, то он сам себе противоречит, т.к. он ранее признал суверенитету власть конвента воли нации (народа), а теперь делает вид, что не признавал. Воля нации и есть воля индивида. “Если нация потребует от индивиды умереть, то он это сделает”. Руссо не признает меньшинство: ни политических, ни профессиональных и тд. Объединение недопустимо, т.к. все преступные) промежуточныеразрывают прямую связь между индивидом и нацией. Все национализмы исходят из идеологии Руссо.

Достоинства общественного договора:

1.Теория общественного договора подчеркивает важность социального компромисса человека как социальное существо вынужден учитывать интересы других членов сообщества.

2.Теория общественного договора закрепляет 2 общественных признака правопорядка:

1) Принцип формального равенства

2) Принцип материальной справедливости

 

В итоге в рамках теории общественного договора принцип материальной справедливости сводится к принципу формального равенства. Другими словами, справедливость представлена в виде отсеков равенства по определенной шкале, внутри сегмента все равны, между сегментами равенства нет. Например, в рамках профессорской справедливости все профессора равны, а в рамках студенческой справедливости равны все студенты.

3) Теория общественного договора обладает большим демократическим потенциалом особенно версии общественного договора Руссо. Согласно этой версии найти является источником суверенной власти и даже у монархиста Гоббса граждане имеют право на восстание, если суверен не выполняет своих обязательств по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.

 

Недостатки:

1) Фиктивный характер теории общественного договора. Теорию обвиняют в том что нет исторических свидетельств о том, что какое либо государство когда либо возникло путём заключения общественного договора. Сторонники этой теории иногда указывают на Швейцарию и на США.

2) Теория общественного договора опирается на негативный образ правопорядка, то есть правопорядок - это вынужденный механизм социального взаимодействия по преимуществу люди соблюдают нормы права не по доброй воли, а в силу страха перед наказанием и в силу разума.

3) Теория общественного договора отдаёт предпочтение позитивному праву перед естественным, это означает что для Гоббса, Локка и Руссо правопорядок не имеет независимого масштаба или критерия «правильного права».

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.