Стиль люхэцюаиь против русской армии — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Стиль люхэцюаиь против русской армии

2022-10-04 41
Стиль люхэцюаиь против русской армии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Маньчжурский двор, осознав разрушительную силу ихэтуаней, армии западных стран начали активные боевые действия против отважных, но плохо вооруженных ихэтуаней. Наступил кризис. Основные отряды ихэтуаней оказались разгромлены. В ряде провинций бойцы уходили в горы, прятались в лесах. Но приобретенный опыт позволял им даже в таком незавидном положении продолжать борьбу. Однако система регулярных тренировок развалилась и боевое мастерство ихэтуаней, и без того невысокое, практически исчезало. В октябре 1900 г. стотысячная русская армия заняла основные города северо-востока Китая, до тех пор находившиеся под контролем восставших, которые сражались разрозненными группами по две-три тысячи человек и несли огромные потери.

В январе 1901 г. оставшиеся бойцы трех крупнейших группировок на Севере Китая решили объединиться, создав «Армию чести и справедливости» (Чжунъи цзюнь). В нее вступило более 200 тысяч человек. Командиром ее стал некий Ван Хэда, мастер ушу, «годами под тридцать, строен телом, с вытянутым лицом». Помогал ему его старый друг Дун И по прозвищу Старый Даос — Дун Лаодао. К цинскому правительству они относились весьма лояльно, а все свои беды относили на счет иностранцев, поэтому и провозгласили основной задачей Армии борьбу с русскими войсками. Первоначально их действия оказались весьма эффективны, хотя они и не выходили за рамки мелких, в основном ночных, вылазок.

Но и здесь решающую роль сыграл главный недостаток ихэтуаней. Индивидуальное мастерство, мужество, аффективное состояние больших групп людей не могли заменить современного оружия и четкой организации, разработанных планов действий. После многочисленных боев в провинциях Ляонин, Хэйлунцзян и других северных территориях «Армия чести и справедливости» уже к концу зимы 1901 г., просуществовав лишь пару месяцев, была рассеяна. И всс же лидеры разбитой армии не пали духом. Мастера Ван Хэда и Дун И вновь бросили клич по народным школам ушу и продолжили борьбу, став во главе крупнейшего стиля того времени «Кулак шести соответствий» (люхэцюань), выросшего из народной школы ушу в крупную группировку, ведущую активные боевые действия.

И как в старых легендах, когда на помощь императорам приходили небесные феи, на помощь мастерам ушу пришла немолодая, но весьма активная женщина, известная как госпожа Ян. Она принадлежала к мистической даосской школе «Золотой киноварной пилюли» (цзиньдань), берущей свой исток от древних алхимиков. Не ограничиваясь поисками средств бессмертия и многочасовыми сеансами медитации, госпожа Ян приняла активное участие в движении против «иностранщины», развернувшемся в Китае в 1891 г., а когда оно было разгромлено, стала во главе тайного общества и параллельно школы ушу люхэцюань. Эту женщину почтительно называли «учитель Закона», или «учитель Дхармы» (фаши), как именовали буддийских наставников. Сектанты-бойцы школы упражнялись в основном во владении длинным шестом и в приемах кулачного искусства. К услугам секты и обратился Ван Хэда как к своей последней надежде. В ней насчитывалось около трех тысяч бойцов. Одевались они как ихэтуани, подчеркивая тем самым общность идей «справедливости и гармонии», достигаемых через кулачное искусств, и повязывали головы красными платками, что служило отличительным знаком [240].

«Кулак шести соответствий» к тому времени стал уже одним из основных направлений ушу. Достаточно боевой и в то же время чрезвычайно ритуализованный, он базируется на древнейшей теории «шести взаимосоответствий», которая в канонах школы имеет три трактовки. Согласно первой, это шесть направлений — восток, запад, юг, север, верх, низ, что символизирует пространственную ориентацию Вселенной и человека как микрокосмоса. Вторая трактовка подразумевает согласование внутри тела человека «воли» (и), «энергии» (ци) и физической силы (ли), а «снаружи» — движений руками, ногами и туловищем. Согласно третьей трактовке, должны быть скоординированы движения кистями и стопами, локтями и коленями, плечами и бедрами.

Люхэцюань превратился в один из самых мощных и сравнительно хорошо организованных отрядов последних ихэтуаней. Командование русской армии, узнав, куда переместилось новое руководство повстанцев, направило на его поимку казачий полк. Добыча казалось легкой, так как повстанцев было немного, да и в силу китайского ушу из казаков мало кто верил. Им противостоял сам Дун Старый Даос с большим отрядом бойцов люхэцюань. Результаты столкновения оказались самыми неожиданными. В первых же боях ихэтуани не только отбили все атаки, но даже сумели захватить немало обозного имущества. Начало 1902 г. прошло в стычках. Бойцы люхэцюань нападали обычно неожиданно, тут же вступая в рукопашный бой, а затем столь же стремительно исчезали, не имя возможности противостоять огнестрельному оружию.

Наконец командование, которому стало известно, что за этими дерзкими нападениями стоит бывший лидер «Армии чести и справедливости» Ван Хэда, отдало приказ о его поимке и послало на его поиски несколько отрядов. Долгое время Ван Хэда, который прекрасно знал местность, уходил от преследователей. В деревнях распространялись легенды о его чудесных способностях. Поговаривали, что Ван может в одно мгновение делаться невидимым и переноситься на десятки верст. Сотни молодых крепких бойцов присоединялись к люхэцюань, веруя в магию ушу и мистические способности Ван Хэда. Вновь вступившие помимо боя голыми руками и шестом изучали у госпожи Ян способы медитации, написания тайных знаков и другое «тайное искусство».

Бойцы люхэцюань вели борьбу не только против иностранных войск, но и против цинского правительства, отказавшего им в поддержке. Противник сконцентрировал силы, многократно превосходившие силы бойцов люхэцюань, и судьба повстанцев была предрешена. В июле от всех их отрядов осталось лишь шесть человек во главе с неутомимым Ван Хэда. Преследуемые врагами, они решили уйти в горные районы, чтобы там передохнуть и накопить силы для дальнейших сражений.

Однажды они остановились на ночлег в помещении торгового предприятия, занимавшегося продажей телег. Несмотря на немалый опыт, у ихэтуаней так и не выработалась необходимая для ведения войны дисциплина, и незаметно подкравшихся солдат императорской армии они заметили слишком поздно. Последние бойцы люхэцюань пали под пулями солдат, а Ван Хэда попал в плен и был казнен.

Так завершилась история одного из последних отрядов ихэтуаней. Борьба ушуистов из школ люхэцюань была мужественной, но уже бессмысленной. Еще в сентябре 1901 г. цинское правительство подписало заключительный протокол с посланниками 11 государств — Германии, России, США, Бельгии, Франции, Англии, Италии, Австрии, Испании, Голландии и Японии. По этому протоколу на Китай была наложена так называемая «боксерская контрибуция», которую страна должна была выплачивать до 1940 г.

 

 

Стиль «Чудесный кулак» (инэньцюань) был создан мастером Сунь Гуанбао в 70-х годах XX в. на основе сочетания принципов и движений шаолиньцюань, багуачжан и тайцзицюань.

 

Были разгромлены десятки школ ушу, в 1900 г. убит знаменитый мастер Ли Чжэнцин, в том же году погиб знаменитый Ван Чжэнъи, Ван Пятый — Алебарда, наставник известного китайского реформатора Тань Сытуна. Ван занимал видное положение в ихэтуаньской верхушке и действия его отрядов, сильно досаждали иностранным войскам. Он был арестован цинской администрацией, а затем передан в штаб немецких войск, перед расстрелом Ван громко обвинял китайцев в измене. Он до последней минуты сохранял присутствие духа. «Великий муж в своей жизни не может мечтать о большем воздаянии от своего государства, как умереть во имя его спасения!», — таковы были его последние слова [336].

Но был и другой результат движения ихэтуаней, на который редко обращают внимание историки. Для нас же он особенно важен. Ушу оказалось в определенный момент китайской истории могучей сплачивающей силой, под знаменем которой оказались миллионы людей. Некоторые стили, такие, как люхэцюань, становились организующей основой повстанческих армий. Ни в одной стране мира боевые искусства не превращались в столь могучий способ сплочения больших групп абсолютно разных людей, в священный символ борьбы за национальную независимость.

События 1898–1901 гг. стали пиком развития ушу в тайных обществах. Не только социальные факторы, но и общие занятия боевыми искусствами послужили толчком к единению тысяч людей в огромное движение.

Но насколько в действительности было сильно ушу у ихэтуаней? Есть основания считать, что реальность боевой практики в их умах заслонял миф об ушу. Не имея ни достаточного времени на тренировки, ни необходимого количества опытных инструкторов, ихэтуани пытались за считанные месяцы постичь то, на что должны уходить долгие годы. Они не столько изучали ушу, сколько пытались «сыграть» в него, воспроизвести в жизни, как на театральных подмостках, чудесную мощь боевого искусства. Не случайно их легендарные герои — Лу Чжишэнь, Сунь Цзян, Ли Куй пришли из постановок, которые разыгрывали местные театральные труппы — дифанси. Даже китайские газеты того времени не очень лестно отзывались о боевом мастерстве ихэтуаней, именуя их «начитавшимися романов» и «дикарями». Чиновник из провинции Чжили У Юн, который сопровождал императорский двор в его бегстве на запад от наступавшей оккупационной армии держав, отмечал, что «непобедимые» ихэтуани говорили и действовали как актеры традиционной драмы. Тренировки у них проходили под звуки музыкальных инструментов китайской оперы и были наиграны и далеки от реальных поединков [471].

Театрализация ушу стала оборотной стороной того глубокого мистицизма, который исторически наполнял традицию китайских боевых искусств. Не имея возможности осознать сокровенную реальность, стоящую за практикой ушу, люди начинали «играть» в мистические культы и ритуалы. Занятия гунфу превращались в особого рода спектакль, в самоценный ритуал, предписанный всякому «истинному и непобедимому воину, борющемуся с иностранными дьяволами».

Интересно отметить такой факт — бойцы, присоединившиеся к ихэтуаням, были выходцами из самых низших слоев, не отличавшихся образованностью. А вот люди образованные в основном дистанцировались от этих кровавых событий. В частности, мы не услышим, чтобы восстание активно поддержали последователи «истинной традиции» тайцзицюань. Многие знаменитые мастера синъицюань, в частности Ли Цунъи, быстро отошли от движения ихэтуаней, поняв его разрушительный характер.

События тех лет стали критической точкой в развитии ушу. Мистическое искусство, имеющее свою познавательную перспективу и символическую глубину, стало заменяться внешне точным, но чисто механическим слепком с него. Зерно игрового ритуала и театрализации, некогда заложенное в боевых искусствах, дало неожиданные всходы, приведшие к кризису ушу.

 

Библиография

 

//— На русском языке — //

1. Абаев Н.В. Чань-буддизм и ушу// Народы Азии и Африки. 1983. № 3.

2. Абаев Н.В. Психофизические упражнения ушу. Улан-Удэ, 1989.

3. Абаев Н.В. О некоторых философско-психологических основах чаньских (дзэнских) военно-прикладных искусств // Общество и государство в Китае. М.: Главная редакция восточной литературы, 1981.

4. Абаев Н.В. Даосские истоки китайских ушу// Дао и даосизм в Китае. М.: Главная редакция восточной литературы, 1982.

5. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск, 1989.

6. Абаев Н.В., Горбунов И.В. Сунь Лутан о философско-психологических основах внутренних школ ушу. Новосибирск, 1992.

7. Алексеев В.М. В старом Китае. Дневники путешествия 1907 г. М.: Наука, 1958.

8. Алексеев В.М. Наука о Востоке. М.: Наука, 1982.

9. Асмолов К.В. История холодного оружия: Восток и Запад. Ч. 1. М.: Здоровье народа, 1993.

10. Баоцзюаньо Пу-мине. /Пер. и коммент. Э.С. Стуловой. М.: Наука, 1979.

11. Барский К.М., Маслов А.А, Юркевич А.Г. Дракон спускается на землю. М.: Советский Спорт, 1992.

12. Бежин Л.Е. Ду Фу. М.: Молодая гвардия, 1987.

13. Боевые искусства мира /Сост. И.И. Горевалов. Йошкар-Ола, 1994.

14. Вон Кью-кит. Искусство кунг-фу монастыря Шаолинь. М.: Гранд, 1998.

15. Восстание ихэтуаней. Документы и материалы. М.: Наука, 1986.

16. Гизюк А., Подковыров В. Беседы о боевом искусстве. М.: Молодая гвардия, 1991.

17. Гилби Д. Секреты боевых искусств мира. Рига, 1991.

18. Го юй (Речи царств) /Пер. с кит. B.C. Таскина. М.: Наука, 1987.

19. Гришелева Л. Д. Формирование японской национальной культуры. М.: Наука, 1986.

20. Дагданов Г.Б. Система Ян шэн — составная часть психофизической тренировки цигун в Китае // Мат. XVI Науч. конф. «Общество и государство в Китае». Ч. 1. М., 1983.

21. Долин А.А., Маслов А.А. Истоки ушу. М.: Наука, 1990.

22. Долин А.А, Попов Г.В. Кэмпо — традиция воинских искусств. М.: Наука, 1990.

23. Долин А.А, Попов Г.В. Традиции ушу. Красноярск, 1990.

24. Древнекитайская философия. Т. 1–2. М.: Мысль, 1972–1973.

25. Зенгер фон Харро. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. М.: Наука, 1995.

26. Ивин А. Красные Пики. М.-Л., 1927.

27. Из книг мудрецов. Проза древнего Китая. М.: Художественная литература, 1987.

28. Калюжная Н.М. О характере тайного союза «Ихэтуань» // Тайные общества в старом Китае. М.: Главная редакция восточной литературы, 1970.

29. Китайская философия. Энциклопедический словарь/Под ред. М.Л. Титаренко. М.: Мысль, 1994.

30. Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М.: Восточная литература, 1994.

31. Комиссаров С. А. Комплекс вооружения древнего Китая. Эпоха поздней бронзы. Новосибирск, 1988.

32. Конрад Н.И. У-цзы. Трактат о военном искусстве. М.: Наука, 1958.

33. Конрад Н.И. Избранные труды. М.: Наука, 1977.

34. Корсаков В.А. Пекинские события. СПб., 1901.

35. Кроль Ю.Л. Родственные представления о «доме» и «школе» (цзя) в древнем Китае // Общество и государство в Китае. М.: Главная редакция восточной литературы, 1981.

36. Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. Китайский этнос в средние века (VII–XIII вв.). М.: Наука, 1984.

37. Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. Этническая история китайцев на рубеже средних веков и нового времени. М.: Наука, 1989.

38. Кузес B.C. Шанхайское восстание «Союза Малых мечей». 1853–1855. М.: Наука, 1980.

39. Кучера С. Проблема преемственности китайской культурной традиции при династии Юань. //Роль традиций в истории и культуре Китая. М.: Наука, 1972.

40. Лапина З. Г. К проблеме самосовершенствования человека в традиционной китайской культуре // Мат. XIX Науч. Конф. «Общество и государство в Китае». Ч. 1. М., 1989.

41. Лес категорий. /Пер. с тангут. Н.Б. Кеппинг. М.: Наука, 1983.

42. Линдер И.Б., Оранский И.В. Останови оружие. М.: Просвещение, 1991.

43. Малявин В.В. Багуачжан — Ладонь восьми триграмм. Классическая школа китайского ушу М.: Белые альвы, 1994.

44. Малявин В.В. Традиционная эстетика в странах Дальнего Востока. М.:3нание, 1987.

45. Малявин В.В. Гунфу: действительность мифа (о китайской традиции ушу) // Наука и религия. 1989. № 9.

46. Малявин В.В. Традиции «внутренних школ» ушу М.: Белые альвы, 1993.

47. Малявин В.В., Кожин П.М. Традиционные верования и синкретические религии Китая // Локальные и синкретические культы. М.: Наука, 1991.

48. Мартынов А.С. Сила Дэ монарха // Памятники письменности Востока. М.: Наука, 1974.

49. Маслов А.А. Ушу в культурной традиции Китая. Мат. XV111 Науч. Конф. «Общество и государство в Китае». 4.1. М., 1987.

50. Маслов А.А. Гимнастика ушу: реальность сквозь призму мифов. М.: Знание, 1990.

51. Маслов А.А. Ушу: традиции духовного и физического воспитания в Китае. М.: Молодая гвардия, 1990.

52. Маслов А.А. Длинный кулак — чаньцюань. М.: Физкультура и спорт, 1991.

53. Маслов А.А. У врат ушу: мастера, ученики, школы // Проблемы Дальнего Востока. 1992. № 2,4.

54. Маслов А.А. Гимнастика цигун: китайские традиции здоровья. М.: Знание, 1992.

55. Маслов А.А. Цайлифоцюань // «Кэмпо». 1993. № 4.

56. Маслов А.А. Тайные общества в политической культуре Китая XX в. (конец 20-х-80-е гг.): Дис. канд. ист. наук. М., 1993.

57. Маслов А.А. Ушу: трагедия в ритме мажор //Кэмпо. 1993. № 1.

58. Маслов А.А. Шаолиньская традиция // Проблемы Дальнего Востока. 1993. № 2.

59. Маслов А.А. Воля за пределами воли // Сер. Знак вопроса. 1994. № 4; 1995. № 1.

60. Маслов А.А. Шаолиньская эпопея //Черная жемчужина. 1994. № 3.

61. Маслов А.А. Синъицюань: единство формы и воли. Т. 1–2. М.: Здоровье народа, 1994–1995.

62. Маслов А.А. Небесный путь боевых искусств: духовное искусство китайского ушу. СПб.: Текс, 1995.

63. Маслов А.А. Мистерия Дао. Мир «Дао дэ цзина». М.: Сфера, 1996.

64. Маслов А.А. Письмена на воде. Ранние чаньские наставники. М.: Сфера, 2000.

65. Маслов А.А., Подщеколдин А.М. Уроки гимнастики ушу. Вып. 3. М.: Советский спорт, 1992.

66. Милянюк А.О. Традиция «вскармливания жизни» (ян шэн) и ее место в китайской культуре// Мат. XXIV Науч. конф. «Общество и государство в Китае». Ч, 1. М., 1993.

67. Нестеркин С.П. Некоторые философско-психологические аспекты чаньских гунъань // Философские вопросы буддизма. Новосибирск, 1984.

68. Новейшая история Китая, 1917–1927. М.: Наука, 1983.

69. Партизанская война в Китае (Переводы из китайской прессы 1938–1939 гг.). Чун-цин,1939.

70. Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М.: Восточная литература, 1981.

71. Переломов Л.С. Конфуций. Лунь Юй. М.: Восточная литература, 1998.

72. Пино Жак (Тарас А.Е.). Китайский кулак. Минск, 1997.

73. Померанцева Л.Е. Поздние даосы о природе, обществе и искусстве. М.: Наука, 1979.

74. Поршнева Е.Б. О месте «гунфу» в народной сектантской традиции (на материале буддийских сект) //Психологические аспекты буддизма. Новосибирск, 1986.

75. Пу Сунлин. Новеллы /Пер. П. Устина, А Файнгара. М.: Художественная литература, 1961.

76. Пу Сунлин. Рассказы Ляо Чжая о необычайном /Предисл., пер. и коммент. В.М.Алексеева/Сост. М.В. Баньковский. М.: Художественная литература, 1988.

77. Рудаков А.В. Общество Ихэтуань и его значение в последних событиях на Дальнем Востоке. Владивосток, 1901.

78. Севостьянов В.М., Бурцев Г.А., Пшеницын А.В. Рукопашный бой. История развития, техника и тактика. М., 1991.

79. Синицкий Е.С. Воинское искусство даосской ориентации как фактор социализации в китайском обществе//Мат. XVIII Науч. конф. «Общество и государство в Китае». Ч. 1. М., 1985.

80. Спеваковский А.Б. Самураи — военное сословие Японии. М.: Наука, 1991.

81. Сунь-цзы. Трактат о военном искусстве // Конрад Н.И. Избранные труды. М.: Наука, 1977.

82. Тайные общества в старом Китае. М.: Наука, 1970.

83. Тарас А.Е. Энциклопедический справочник: Боевые искусства. 200 школ боевых искусств Востока и Запада. Минск, 1996.

84. Титаренко M.Л. Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение. М.: Наука, 1985.

85. Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику// Архаический ритуал в фольклорных и раннепалеолетических памятниках. М.: Наука, 1988.

86. Торчинов Е.А. Даосизм и алхимия в традиционном Китае //Петербургское востоковедение. 1992. Вып. 2.

87. Торчинов Е.А. Даосизм. СПб.: Андреев и сыновья, 1993.

88. У-цзы. Трактат о военном искусстве // Конрад Н.И. Избранные труды. М.: Наука, 1977.

89. Фань Вэньлань. Новая история Китая, М.: Наука, 1955.

90. Феоктистов В.Ф. Философские и общественно-политические взгляды Сунь-цзы. Исследование и перевод. М.: Наука, 1976.

91. Фомин В. П., Линдер И.Б. Диалог о боевых искусствах Востока, М.: Молодая гвардия, 1994.

92. Чжан Бодуань. Главы о прозрении истины /Пер. и коммент. Е.А. Торчинова. СПб.: Петербургское востоковедение, 1994.

93. Чжан Юкунь. Сто вопросов по ушу/Пер. с кит. Киев, 1995.

94. Шан цзюньшу. Книга правителя области Шан /Пер., вступ. ст. и коммент. Л.С. Переломова. М.: Наука, 1968.

95. Шицзин. Книга песен и гимнов /Пер. с кит. А. Штукина. М.: Художественная литература, 1987.

96. Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М.: Наука, 1987.

97. Юркевич А.Г. Уроки гимнастики ушу. М.: Советский спорт, 1993. Вып. 4. //— На китайском языке — //

98. Ай Жу. Ни (Арбалет) //Цзинъу 1986. № 6.

99. Бо Чжунвэнь, Бо Шэньюань. Ян-ши тайцзицюань цзяофа ляньфа (Способы преподавания и тренировки по стилю Ян тайцзицюань). Шанхай: Тунцзи дасюэ чубаньшэ, 1989.

100. Бо Юнъюэ, Мань Юйчжэнь. Чжунго цзяошу (Китайская борьба). Пекин, 1983.

101. БуСяошэн. Цюаньшу (Кулачное искусство). Б.м.,1916.

102. Бэйцзин улинь иши (Предания о пекинских мастерах ушу) /Сост. Чжан Юйчжай. Пекин,1987.

103. Бянь Чжичжун. Чжунго даоцзя мичуань яншэн чаншоу шу (Тайно передаваемое китайское даосское искусство вскармливания и продления жизни). Пекин, 1987.

104. Ван По. Тайцзицюань уцзунчжи воцзянь (Мой взгляд на наследие тайцзи) // Шанхай ушу. 1993. № 3^t; 1994, № 1.

105. Ван Пэйгунь. Дитанцюань (Кулак лежащего на земле). Пекин: Чжунго чжаньлань чубаныш, 1986.

106. Уши тайцзицзянь (Меч стиля У тайцзи). Пекин: Чжунго чжаньлань чубаньшэ, 1987.

107. Ван Сикан, Лю Чжэнхай. Шаолинь чуантун таолу цзинсюань (Лучшие избранные традиционные комплексы Шаолиня). Чжэнчжоу: Хэнань кэеюэ цзишу чубаньшэ, 1996.

108. Ван С’юаньцзе. Дачэнцюань (Кулак Высшего достижения). Сянган, 1986.

109. Ван Тайдунь. Чжан Саньфэн вэй уданцюаньпай чуаньцзяожэнь ма? (Является ли Чжан Саньфэн создателем направления уданцюань?) //Улинь. 1994. № 3.

110. Ван Тяньцзи. Шицзю шицзи ся-баньцзи чжунгоды мими шэхуэй (Тайные общества в Китае во второй половине XIX в.) //Лиши яньцзю. 1963. № 2.

111. Ван Цзесюн. Дяньсю цзюэцзи (Эффективная техника воздействия на точки). Цзилинь: Цзилинь кэеюэ цзишу чубаньшэ, 1989.

112. Ван Цзинсюй. Тайцзу хунцюань цзи шичжань дафа (Стиль «Красного кулака Великого предка» и методы его боевого применения). Сиань: Шаньси саньцин чубаньшэ, 1988.

113. Ван Цзиньсюй. Ушу санышоу жумэнь (Введение в свободный поединок ушу). Сиань, 1985.

114. Ван Цзуюань. Нэйгун тушо (Описание иллюстраций к внутреннему искусству). Сянган, 1962.

115. Ван Цзыпин. Цюанышу эршифа (Двадцать способов кулачного искусства). Пекин, 1962.

116. Ван Цзяньбинь. Сювэйдянь дацюаньшу (Искусство ударов по жизненно важным точкам). Шицзячжуан, 1988.

117. Ван Чаншэн. Таньтуй дуйлянь (Парный комплекс «Подхлестывающие ноги»). Гуанчжоу: Кэеюэ пуцзи чубаньшэ, 1983.

118. Ван Чжунцай. Ушу шичжань цзишу (Боевая техника ушу). Пекин: Бэйцзин тиюй сюэюань чубаньшэ, 1989.

119. Ван Чжэнь. Цзуйцюань, багуачжан (Стили «пьяного кулака» и «восьми триграмм»). Фучжоу, 1986.

120. Го Линь. Синьцигун ляофа (Новая методика лечения цигун). Хэфэй, 1987.

121. Го Чжэнья. Багуа дао (Меч восьми триграмм). Шицзячжуан, 1983.

122. Гу Люйсин. Айго ушу цзя Хо Юаньцзя — бу ши Цзинъу хуэй ды чуаньши жэнь, е бу ши бэй жибэнь ишэн хуайсы ды (Патриот и мастер ушу Хо Юаньцзя не являлся основателем Ассоциации Цзинъу и не был отравлен японским медиком) // Шанхай тиюй шихуа (Рассказы по истории Шанхайского спорта). 1983. № 2.

123. Гу Люйсин. Тайцзицюань шу (Искусство тайцзицюань). Шанхай, 1982.

124. Гэ Хун. Баопу-цзы (Мудрец, объемлющий простоту). Сер. Чжуцзы цзичэн. Шанхай, 1954. Т. 8.

125. Гэ Чжаогуан. Даоцзяо юй чжунго вэньхуа (Даосизм и китайская культура). Шанхай, 1987.

126. Гэ Чжаогуан. Чань цзун юй чжунго вэньхуа (Чань-буддизм и китайская культура). Шанхай, 1986.

127. Дандай чжунго тиюй (Физическая культура в современном Китае). Пекин, 1984.

128. Дун Иньцзе.  Тайцзицюань ши и (Объяснение смысла тайцзицюань). Шанхай, 1986.

129. Дэнфэн сяньчжи (Уездные хроники Дэнфэн). Дэнфэн, 1984.

130. Дэцянь, Дэянь. Чжэнцзун шаолинь цзюэцзи (Абсолютная техника истинной школы Шаолиня). Пекин: Бэйцзин тиюй сюэюань чубаньшэ, 1991.

131. Дэцянь, Дэянь. Шаолинь гуньфа дацюань (Энциклопедия шаолиньского боя с шестом). Пекин: Бэйцзин тиюй чубаньшэ, 1990.

132. Дэцянь, Суфа. Шаолинь цюаньфа цзиньцуй (Лучшие избранные методы шаолиньского кулачного искусства). Пекин: Бэйцзин тиюй сюэюань чубаньшэ, 1990.

133. Дэцянь. Чжунвай шаолинь ушу минжэнь (Знаменитые люди шаолиньской традиции в Китае и за рубежом). Пекин: Бэйцзин тиюй сюэюань чубаньшэ, 1992.

134. Дэцянь. Шаолинь гунфу цыдянь (Словарь шаолиньского гунфу). Пекин: Бэйцзин тиюй сюэюань чубаньшэ, 1988.

135. Дэцянь. Шаолинь люхэцюань (Шаолиньский кулак шести взаимосоотвстствий). Пекин: Бэйцзин тиюй сюэюань чубаньшэ, 1987.

136. Дэцянь. Шаолинь усэн чжи (Хроники монахов-бойцов Шаолиньского монастыря). Пекин: Бэйцзин тиюй сюэюань чубаньшэ, 1988.

137. Дэцянь. Шаолинь ушу дацюань (Полная книга шаолиньского ушу), Пекин, 1991. Т. 1–2.

138. Дэцянь. Шаолинь цюаньшу мичуань (Тайная традиция боевого шаолиньского искусства). 4.1. Пекин, 1989.

139. Дэцянь. Шаолинь цюаньшу мичуань (Тайная традиция шаолиньского боевого искусства). 4.2. Пекин: Бэйцзин тиюй сюэюань, 1989.

140. Дэцянь. Шаолинь чжэнцзун цигун (Цигун истинной шаолиньской школы). Пекин: Бэйцзин тиюй сюэюань чубаньшэ, 1988.

141. Дэцянь. Шаолинь чжэньцзун цигун (Цигун истинной шаолиньской школы). Пекин, 1983.

142. Дэцянь. Шаолиньсы ишу цзинхуа (Лучшие избранные методы медицинского искусства Шаолиньского монастыря). Сиань, Пекин, Шанхай: Синсыюн чубань сиань гунсу, 1998.

143. Дэчань. Шаолинь цигун (Шаолиньский цигун). Чжэнчжоу, 1983.

144. Жэнь Цзиюй. Чжунго чжэеюэ ши (История китайской философии). Пекин, 1979.

145. И Чжу, Люй Вэй. Чжоу гуй (Локоть дьявола). Пекин: Чжунго чжаньван, 1989.

146. И Чжэньжэнь. Синмин гуйчжи цюаньшу («Истинный человек» И. Полная книга чистейших устремлений о природных свойствах и жизненности. Эпоха Мин). Пекин, 1993.

147. Инхай. Ушу дуйлянь (Парные поединки ушу). Пекин: Чжунго чжань, 1987.

148. Инхань ханьин ушу чанюн сыхуэй (Англо-китайский, китайско-английский общеупотребительный словарь терминов ушу) /Сост. Се Шоудэ и Ли Вэньин. Пекин: Жэньминь тиюй чубаньшэ, 1989.

149. Кан Гэу. Чжунго ушу гуйюн дацюань (Практическая энциклопедия китайского ушу). Пекин, 1990.

150. Лао-цзы байхуа цзиньши (Лао-цзы с комментариями и переводом на современный китайский язык)/Сост. Чжан И. Пекин, 1993.

151. Ли Цзефэн, Гэ Чуньцзе. Багуа ляньхуань чжан (Связки Ладони восьми триграмм). Хэбэй кэеюэцзишу чубаньшэ, 1987.

152. Ли Инцзе. Гошу ши (История государственного искусства). Пекин, 1932.

153. Ли Пэйсюань, Цзянь Шицзян. Иньчжаопай фаньцзымэнь шилу синцюань (Комплекс в десять частей по стилю «Когти орла» школы «Крутящийся кулак»). Пекин: Жэньминь тиюй чубаньшэ, 1990.

154. Ли Сишэн. Кэнцзу гобянь цзи (Записки о национальном кризисе в 1900 г.). Пекин, 1906.

155. Ли Сяньу. Тайцзицюань. Пекин, 1933.

156. Ли Тяньцзи, Ли Дэинь. Синъи цюаньшу (Кулачное искусство стиля «Формы и воли»). Пекин: Жэньминь тиюй чубаньшэ, 1983.

157. Ли цзи (Записки о ритуале). Шанхай, 1935.

158. Ли Цзиньчун. Лунь тайцзицюань циюань вэнти (К вопросу об истоках тайцзицюань) //Улинь. 1985. № 3.

159. Ли Цзиньчун. Тайцзицюань циюань таолунь (Обсуждение истоков тайцзицюань) //Улинь. 1986. № 2.

160. Ли Цзифан, Чжоу Сикуан, Си Юнчан. Чжунго гудай тиюй ши цзяньбянь (Краткая история физического воспитания в Китае с древнейших времен до опиумных войн). Пекин, 1984.

161. Ли Чжижу, Чэн Чэнцин, Цзян Кэдин. Цигун иляо цзинянь лу (Записи об опыте лечения цигун). Пекин, 1986.

162. Ли Чэн. Сиу биду (Необходимые чтения для изучающего ушу). Пекин: Бэйцзин тиюй сюэюань чубаньшэ, 1991.

163. Ли Юаньго. Даоцзяо цигун яншэн сюэ (Учение о «вскармливании жизненности» в даосском цигун). Чэнду, 1987.

164. Лидай минжэнь суншань шисюань (Сборник стихов великих людей о горах Суншань) /Сост. Чжан Гочэн, Люй Цзяншуй. Чжэнчжоу: Хэнань шифань дасюэ, 1982.

165. Линь Дэжун. Цюаньго чжуаньузя као «наньшао» (Об изучении специалистами всего Китая проблемы «Южного Шаолиньсы») //Шаолиньсы ушу байкэ цюаньшу (Энциклопедия ушу Шаолиньского монастыря). Пекин, 1995. Т. 1.

166. Линь Суй. Чжэнцзун багуачжан (Ладонь восьми триграмм истинной школы). Фучжоу: Фуцзянь кэеюэ цзишу чубаньшэ, 1990.

167. Линь Фаньинь. Хуэйнэн цюфа (Учение о дхарме Хуэйнэна). Чжэцзян: Изд-во монастыря Гоцинсы секты Тяньтай, б.г.

168. Линь Цзэнсинь. Цзян Цзеши милю Шаолиньсы (Тайное посещение Чань Кайши монастыря Шаолинь). Чжэнчжоу: Хэнань жэньмини чубаньшэ, 1993.

169. Линь Чаосюй. Багуа чжан фачжань юй тхэ дянь (Развитие и особенности Ладони восьми триграмм). Фучжоу, 1991.

170. Линь Чаосюй. Багуа лунсинчжан (Ладонь восьми триграмм формы дракона). Пекин, 1991.

171. Лохань сингун дуаньда (Искусство коротких ударов архатов). Б.м., б.г. (рукопись).

172. Лун Вэньюй, Ван Пэнлин. Гуцзинь гунфа цзицуй (Собрание методик цигун древности и современности). Цзилинь: Цзилинь кэеюэ цзишу чубаньшэ, 1989.

173. Лун Линтай. Фэйху цюань (Кулак летящего тигра). Пекин: Чжунго лунчан чубаньшэ, 1989.

174. Луньюй чжанцзюй цзичжу («Беседы и суждения» с членением на разделы и комментарием)//Сышууцзин. Пекин: 1984. Т. 1.

175. Лю Гушэн. Синъи цюаньшу цзюэвэй (Краткие заметки об искусстве синъицюань). Пекин, 1984 (1-е изд. — 1938).

176. Лю Дуншань. Тун Чжунъи лунь удэ (Рассуждения Тун Чжунъи о боевой морали) //Чжунхуа ушу 1985. № 9.

177. Лю Ли, Цзун Мяомин. Ушу юй сяодаохуэй (Ушу и «Союз малых мечей») //'Шанхай тиюй ши хуа. 1983. № 4.

178. Лю Мэнян. Тяньцзинь цюаньфэй бяньлуань цзиши (Записи о волнениях кулачных бойцов-бандитов в Тяньцзине). Тяньцзинь, 1901.

179. Лю Суйси, Ли Чжаньюань. Цисин танланцюань (Кулак богомола семи звезд). Аньхой, 1984.

180. Лю Шэнькуй, Лю Фантун, Ван Пэйхунь. Шаолинь шисань чжа (Тринадцать методов шаолиньских захватов). Пекин: Чжунго чжанлань чубаньшэ, 1984.

181. Лю Юй. Шаолинь цюаньшу сюань бянь (Избранные методы из шаолиньского кулачного искусства). Шанхай, 1931.

182. Люйши чунцю (Весны и осени Люй Бувэя) //Коммент. Гао Ю. //Чжуцзы цзичэн. Пекин, 1956.Т. 6.

183. Люцзу таньцзин (Престольная сутра Шестого патриарха). Пекин, 1990.

184. Лян Юйгуй. Шаолиньсы нэйвай гун чжэньчуань (Истинная традиция внешнего и внутреннего искусства Шаолиньского монастыря). Пекин: Бэйцзин тиюйсэюань чубаньшэ, 1990.

185. Ляо Кэцзя. Саншань чжи (Хроники Трех гор). Цюаньчжоу, 1182 (факсимиле).

186. Ма Минда. Циндай ды уцзюй чжиду (Система воинских экзаменов в эпоху Цин) //Чжунхуа ушу. 1986. № 4.

187. Ма Цижэнь. Чжунго цигун сюэ (Учение о китайском цигун). Пекин, 1983.

188. Ма Цинхай. Сянсиньцюань цзицзинь (Сборник по подражательным стилям). Пекин, 1988.

189. Мао Юаньи. Убэйчжи (Записи о боевой подготовке) //Минши. Ивэньчжи (История династии Мин. Хроники литературы и искусства). Б.м., 1621.

190. Мин цин бин шу минчжу цзинхуа (Сборник знаменитых трудов по воинскому искусству эпох Мин и Цин) //Сост. Ван Гуйюань, Е. Гуаган, Цзун Ху. Пекин, 1993. Т. 1–2.

191. Мин Цин биншу минчжу цзинхуа (Избранное из знаменитых произведений воинской классики эпох Мин и Цин.) //Сост. Ван Гуйюань, Е. Гуйган. Пекин: Цзяньгуань цзяоюй чубаньшэ, 1993.

192. Мин Чжэнь. Даньдай кэеюэ синь тяньди (Современное научное учение об обновлении Неба и Земли. Обзор методов цигун Янь Синя). Чунцин, 1988.

193. Минши (История династии Мин)//Сыбу бэйяо. Шанхай, 1931.

194. Мо Вэньдань. Цигун мичжи (Скрытый смысл цигун). Наньнин, 1989.

195. Мэй Жунцяо. Багуачжан (Ладонь восьми триграмм). Пекин, 1963.

196. Нань Хуайдун. Цзинцзо сюдао юй чаншэн бу лао (Пестование Дао в спокойном сидении и долголетие). Пекин, 1989.

197. Не Ши. Хуанди нэйцзин еиньлисюэ гайяо (Основные положения психологии в «Трактате о внутреннем желтого императора»). Чунцин, 1986.

198. Нин Шицзе, Хань Чжаоу. Саньлу уцзы цюань (Три комплекса «Кулака пяти предков»). Чжэнчжоу: Хэнань кэеюэ цзишу чубаньшэ, 1988.

199. Нинбо фучжи (Хроники области Нинбо)//Сост. Цао Цинжэнь, 1553. (факсимиле).

200. Пин Юань Башиняньды гуанхуй личэн. Цзи Цзинъу тиюй хуэй цзяньли баши чжо-унянь (Славная восьмидесятилетняя история. К 80-й годовщине Физкультурной ассоциации Цзинъу) // Шанхай тиюй шихуа. 1982. № 2.

201. Пин Юань. Цзинъу тиюй хуэй дэ ушу шилю (Заметки по истории ушу в Физкультурной ассоциации Цзинъу) //Шанхай тиюй шихуа. 1983. № 3.

202. Рю Тобиун. Дзэнкай суихассин кэн (Полное объяснение кулака восьми пьяных святых). Токио, б.г.

203. Сай Цзян. Цзинъу цанье вэйцзянь (Трудности в деле создания Цзинъу) //Шанхай тиюй шихуа. 1984. № 4.

204. Саньго чжи сюань чжу (Хроники Троецарствия с избранными комментариями). Пекин, 1986. Т. 1–3.

205. Саньфэн цюаньшу (Полное описание Чжан Саньфэна) //Сост. Ван Цилин, Ли Хуайсюй. Б.м, 1844.

206. Саньцай тухуэй (Иллюстрированное собрание Трех драгоценностей) //Сост. Ван Чжай. Тайбэй, 1935. Т.4.

207. Саньшилю цзи синьбянь (Вновь составленные «36 планов сражений»), Пекин, 1991.

208. Си Юньтай, Ли Гаочжун. Хоуцюань (Стиль обезьяны). Сянган, 1987.

209. Си Юньтай. Чжунго ушу ши (История китайского ушу). Пекин, 1985.

210. Синь Цзишэн. Чжунго удаоши (История китайского танца). Пекин, 1983.

211. Синьбянь Шаолиньсы чжи (Вновь составленные хроники Шаолиньского монастыря) //Сост. Архивным отделом уезда Дэнфэн. Пекин: Чжунго люю чубаньшэ, 1988.

212. Суншань (Горы Суншань) //Сост. Чжан Гочэн, Ли Оужун, Люй Цзяншуй. Пекин: Дичжи куанчань чубаньшэ, 1983.

213. «Сунь Луган идай усюэ даши» (Сунь Лутан — великий наставник ушу целого поколения) // Цзинъу 1986. № 2.

214. Сунь Суйсюн, Ху Цзиньхуань, Хуан Юйсюй, Гао Цзяньцин. Шаолинь люхэмэнь (Шаолиньская школа шести взаимосоотвстствий). Фучжоу, 1984-85. Т. 1–2.

215. Сунь Фуцюань. Багуацюань сюэ (Учение о кулаке восьми триграмм). Тайбэй, б.г.

216. Сунь Фуцюань. Цюань и шу чжэнь (Истинное описание смысла кулачного искусства). Тайбэй, б.г.

217. Суфа, Дэцянь. Шаолинь каньцзяцюань (Семейный стиль Шаолиня). Пекин, 1988.

218. Суфа, Дэцянь. Шаолинь ухэцюань (Шаолиньский стиль Пяти соответствий). Пекин: Бэйцзин тиюй сюэюань чубаньшэ, 1989.

219. Суфа, Дэцянь. Шаолинь хушэнь аньци мичуань (Шаолиньская тайная традиция самозащиты при помощи секретного оружия). Пекин, 1989.

220. Сучжи, Дэцянь. Шаолинь чанху синьи мэньцюань (Шаолиньский длинный кулак школы самозащиты сердца и воли). Пекин: Бэйцзин гунъе дасюэ чубаньшэ, 1989.

221. Сыма Цянь. Ши цзи (Исторические записки). Пекин, 1959.

222. Сюй Гоцзюнь. Сюйши тайцзи цигун (Методы цигун Великого предела клана Сюя). Харбин: Хэйлунцзян кэеюэ цзишу чубаньшэ, 1987.

223. Сюй Ушэн. Тайцзицюань ши туццзяо (Иллюстрированное разъяснение позиций тайцзицюань). Пекин, 1921.

224. Сюй Цзехэ. Дунфан пигу яншэн (Восточное искусство «вскармливания жизненности» через ограничения в пище). Пекин, 1993.

225. Сюй Цзюэань. Цзинъухуэй шиляо эрцзэ (Две заметки по историческим материалам Ассоциации Цзинъу) //Шанхай тиюй шихуа. 1989. № 2.

226. Сюй Чанцин. Шаолиньсы юй чжунго вэньхуа (Шаолиньский монастырь и китайская культура). Чжэньчжоу: Чжунчжоу цзисян чубаньшэ, 1993.

227. Сюй Чжидун. Гоцзи лунлюй (Теория техники государственного искусства). Пекин, 1930.

228. Сюй Чжидун. Тайцзицюань цзяньшо (Общее толкование тайцзицюань). Пекин, 1927.

229. Сюй Чжиъи. Уши тайцзицюань (Стиль У тайцзицюань). Пекин, 1985.

230. Сюй Чжэнлэнь. Нэйцзин уюнь люци сюэ (Учение о «пяти циркуляциях» и «шести ци» в «Каноне о внутреннем»). Шанхай, 1990.

231. Ся Цинхуэй. Ушу санда цзифа (Техника ушу саньда). Пекин: Бэйцзин тиюй сюэюань чубаньшэ, 1989.

232. Тай Цинфу Шаолинь ши да цзяньшэнь гунфа (Десять шаолиньских великих оздоровительных комплексов). Пекин, 1989.

233. Тайцзицюань цюаньшу (Полная книга по тайцзицюань). Пекин: Жэньминьтиюй чубаньшэ, 1988.

234. Тайцзицюань юньдун (Спортивный тайцзицюань). Пекин: Жэньминьтиюй чубаньшэ, 1987.

235. Тайцзицюань яньцзю (Исследования тайцзицюань) //Сост. Тан Хао, Гу Люсинь. Пекин, 1971.

236. Тан Хао. Тайцзицюань ды фачжань цзи ци юаньлю (Развитие и истоки тайцзицюань) //Чэньши тайцзи. 1986, вып. 2.

237. Тан Хао. Чжунго уи тусян као (Собрание материалов и иллюстраций к китайскому боевому искусству). Шанхай, 1940.

238. Тан Хао. Шаолинь удан као (Исследование Шаолиньской и Уданской школ ушу). Нанкин, 1930.

239. Тан Шоуцай, Чжоу Хацюань. Ушу. Хунань, 1983.

240. Т


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.217 с.