Цайлифоцюань — единство трех стилей — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Цайлифоцюань — единство трех стилей

2022-10-04 71
Цайлифоцюань — единство трех стилей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мы уже обратили внимание, что все гуандунские стили были привнесены из других провинций и лишь затем переработаны на местной почве. Но эта «перекройка» была столь значительна, что в результате рождались абсолютно самостоятельные стили.

Формировались они не только путем «разрастания» отдельного таолу до рамок целого стиля, но и за счет объединения двух-трех стилей на основе общей структуры движений.

Хотя теоретически сделать это было несложно, на практике таких удачных стилей- гибридов известно крайне мало, поскольку здесь прежде всего требовался талантливый наставник. Пожалуй, самым удачным гуандунским стилем, возникшем на основе целых трех школ, можно назвать цайлифоцюань.

На Западе об этом стиле, искаженно назваемом «чойлифут», узнали довольно рано от многочисленных китайских эмигрантов. Цайлифо даже начали активно преподавать в США и Европе, правда, с существенными искажениями его изначальной китайской формы. Но так или иначе сегодня он входит в число самых популярных вне Китая стилей ушу, наряду с хунцзяцюань (хунгар) и юнчуньцюнь (винчунь).

Создателем цайлифоцюань традиция называет Чэнь Хэна (1805-? гг.), выходца из уезда Синьхуэй провинции Гуандун. Как гласят семейные хроники его рода, Чэнь начал заниматься у своего отца Чэнь Юаньху стилем «Кулак буддийской школы» (фоцзяцюань). Он когда-то был распространен среди народных сект буддийского толка, в основном относившихся к «тайной традиции, а ко временам Чэнь Хэна вообще замкнулся в нескольких узких школах. Сами последователи фоцзяцюань называют его «внутренним» стилем, так как немалый упор в обучении делается на овладение специальными упражнениями, способствующим циркуляции ци в организме. Большинство комплексов и приемов были либо связаны с понятием «внутреннего» и «сокровенного», либо с почитанием Будды, например, «Кулак внутренней семьи», «Кулак архатов», «Меч буддийского правителя». Чэнь Хэн изучал принцип выполнения короткого резкого удара с подскоком — «пронзающего удара», который потом вошел важнейшей составной частью в цайлифоцюань. В отличие от других южных стилей фоцзяцюань включает много ударов ногами и даже прыжков, в то время как знаменитые южные стили хунцзяцюань, лицзяцюань, цайцзяцюань практически не имеют прыжков в своем арсенале.

Чэнь Хэн так увлекся изучением ушу, что вскоре стал считаться лучшим бойцом в округе, и ему даже предлагали самому начать преподавание. Однако смерть отца и почти полное разорение семьи заставили его уйти из родной деревни в поисках заработка. Он перепробовал массу профессий: был носильщиком, охранником караванов с товарами, даже держал собственную мелкую лавчонку, но торговля у него не пошла. Зато на оставшиеся деньги ему удалось объехать почти всю провинцию Гуандун и познакомиться со многими руководителями местных ячеек, или «алтарей» знаменитой «Триады», где он стал пользоваться немалым уважением за свое боевое мастерство.

Наконец, судьба свела Чэнь Хэна со старцем Ли Юшанем, которого за удивительную крепость тела прозвали Алмазный Ли. Сам Ли обучался у основателя стиля «Кулак семьи Ли» (лицзяцюань), бывшего монаха Южного Шаолиньского монастыря Ли Янькая. Чэнь Хэн и Алмазный Ли провели вместе несколько лет, в течение которых суровый старец полностью передал Чэню технику школы. Это было довольно необычно, так как Чэнь не принадлежал к семье Ли, а в те времена большинство стилей на юге Китая передавались исключительно по семейной линии. В школе лицзяцюань Чэнь Хэн изучил методы применения низких стоек (в фоцзяцюань стойки более высокие), резких ударов из стойки мабу с подскоком, а также многочисленных вращений руками, которые назывались «оборачивания предплечий».

Именно из лицзяцюань пришли в стиль цайлифо мощные размашистые удары предплечьями и кулаками, а также большинство ударов ладонями. В теории лицзяцюань считается, что лишь ладонь обеспечивает достаточный «энергетический выброс», не случайно среди последователей стиля существует поговорка: «Один удар ладонью побивает три удара кулаком».

Через шесть лет обучения Алмазный Ли сам отвел своего последователя к другому известному учителю, жившему в том же уезде Синьхуэй, «вернувшемуся в мир» монаху Цай Фу. Стиль, который он преподавал, назывался «Кулак семьи Цай» (цайцзяцюань).

Одна из версий утверждает, что этот стиль был создан в Фуцзяни, в Южном Шаолиньсы, монахом Цай Бода и его учеником Цай Цзюи. Их последователь, странствующий монах-воин Цай Фу, принес стиль в Гуандун, где преподавал его среди адептов тайных обществ в уездах Чжуншань, Дачун и Саньсянь [209]. Один из последних патриархов цайцзяцюань Цай Чжаньгуан завершил формирование стиля и даже открыл несколько общедоступных школ.

Классический цайцзяцюань отличается длинными ударами предплечьями, низкими, растянутыми стойками и в этом похож на лицзяцюань, который, по легенде, также брал свои истоки в Южном Шаолине. В момент удара предплечьем наотмашь рука почти полностью распрямлялась в локте, такие удары носили название «длинное предплечье». Вместе с тем в соседнем уезде Чжуншань школа цайцзя под влиянием местных боевых традиций начала использовать короткие прямые удары с ближней дистанции, а защиту от ударов ногами и руками бойцы выполняют за счет резкого удара локтем по атакующей конечности, что могло привести к ее перелому. Атака часто выполняется также «глазом феникса» — выставленной вперед второй фалангой указательного пальца.

Таким образом, Чэнь Хэн овладел тремя стилями — фоцзяцюань, лицзяцюань и цайцзяцюань, причем по всем трем он считался преемником школы. Его слава достигла таких высот, что уже в молодом возрасте высочайшим указом он был назначен на должность старшего инструктора местных императорских войск по ушу, весьма почетную по тем временам.

В процессе преподавания Чэнь Хэн немало переработал стили, которые он изучал, и в память о наставниках назвал свое детище «Кулак школ Цай, Ли и Фо» (цайлифоцюань).

Цайлифоцаюнь значительно сложнее, чем цайцзяцюань и лицзяцюань. В частности, сегодня он включает 49 лишь основных комплексов, в том числе парных, — с оружием, с так называемым тайным оружием, комплексы воздействия на болевые точки и т. д. Все они подразделены на три больших группы, на них и основаны три этапа обучения. На первом этапе через несложные комплексы изучаются базовые принципы передвижений, основные удары, позиции, схемы коротких связок. Второй — «средний» этап составляют значительно более сложные комплексы, большинство из которых связано с принципами древней китайской натурфилософии и даже по геометрии движений они соотносятся с триграммами и гексаграммами знаменитой «Книги перемен» — «Ицзина». Третий этап обычно называют «высшим» или «тайным», так как к нему допускаются только ближайшие ученики руководителя школы либо члены семьи мастера. На этом этапе помимо комплексов (большинство из них — это «комплексы животных») изучаются принципы психологического воздействия на противника, проводится работа с небольшими подручными предметами, например, палочками для еды или короткой веревкой.

 

 

Стиль цайлифоцюань требует блестящей физической подготовки, включает мощные удары «лапой тигра» и захваты.

 

Так или иначе все технические комплексы сводятся к двум большим разделам: комплексы базовой технической подготовки, на основе которых изучаются основные передвижения и удары, и комплексы, требующие сознательной концентрации на образе животного, его манере вести бой, передвигаться, т. е. воспроизведение его внутреннего состояния — яростного напора тигра, мягкости и изворотливости журавля, хладнокровия и быстроты змеи и т. д.

Цайлифоцюань традиционно связан с образами прежде всего двух животных — могучего быстрого леопарда и гибкой змеи. Леопард символизирует собой светлое, сильное, жесткое начало ян, змея — податливое, темное, мягкое начало инь. На сочетании инь и ян, «мягкого» и «жесткого», прямой и круговой атаки и строится цайлифоцюань. Многие стили ушу из Гуандуна, например, знаменитый хунцзяцюань, базируются исключительно на «жесткой» силе и на принципе «победить жесткость через жесткость, одолеть силу силой». Цайлифоцюань в противоположность большинству гуандунских стилей в равной степени сочетает «мягкие» и «жесткие» движения, короткие и длинные удары. К тому же он включает много ударов ногами, подсечек, зацепов, ударов ногами в прыжках, подскоков, что также выделяет его из плеяды южных стилей.

Перечислим некоторые основные комплексы цайлифоцюань. К комплексам начального уровня относятся «Переходы в позициях» (цзомашэн), «Мосты четырех врат» (сымэньцяо), «Малый комплекс цветка сливы» (сяомэйхуа), «Малый крест» (сяо шицзы), «Вращающийся молот всадника» (малунь чуй), «Кулак стремительного тигра» (цзехуцюань). Комплексы среднего уровня включают «Кулак спокойствия» (пинцюань), «Разбивающие удары» (коуда), «Сердце восьми триграмм» (багуасинь), «Восемь триграмм цветка сливы» (мэйхуа багуа). Комплексы высшего уровня включают много имитационных таолу: «Кулак тигра» (хуцюань), «Кулак змеи» (шэцюань), «Кулак льва» (шицюань), «Пять форм животных» (усин), «Десять форм животных» (шисин), «Восемь пьяных небожителей» (цзуй баясянь), «Достигать чертога восьми триграмм» (датин багуа) и «Ладонь Будды» (фочжан).

Цайлифо стал одним из первых «мегастилей» юга Китая, в котором наиболее ярко проявились процессы естественной трансформации ушу — слияние нескольких стилей, превращение узких школ в общедоступные, ведущие к причудливому переплетению открытости и традиции «тайности» в передаче ушу.

 

 

«Кулак рыцаря» и «Кулак Конфуция»

Часть стилей могла формироваться на стыке двух уже известных нам тенденций: с одной стороны, они вырастали из отдельно взятого комплекса, а с другой — базировались на объединении двух-трех стилей. Именно таким образом возник довольно необычный подражательный гуандунский стиль, созданный на основе более ранних предшественников — хунцюань и фоцюань. Он называется «Парная форма тигра и журавля» (хухэ шуансин) и вырос из очень сложного парного комплекса «Бой тигра и журавля», входившего в арсенал хунцюнь. Однако этот стиль немало взял и из фоцзяцюань, о чем даже сложилась поговорка: «Голова Хуна, хвост из Фо». Канон школы объяснял: «Диагональным движением побеждай прямое, слабостью подавляй силу, используй «когти тигра», будто свирепое насекомое набрасывается на животное, действуй «крыльями журавля», сегодня этот стиль стал не только известен по всему Гуандуну, но проник даже в Гонконг и Аомэнь (Макао).

Из Сычуани, района знаменитых Эмэйских гор, в Гуандун пришел один из самых интересных южных стилей — «Кулак рыцарской семьи» (сяцзяцюань), или просто «Кулак рыцаря» (сяцюань). Принес его сюда странствующий воин Бородатый Ли (Ли Хуцзы). Местные предания рассказывают, что Бородатый Ли обладал такой неимоверной силой что мог приемом «удар плети» (удар тыльной частью кулака в горизонтальной плоскости с поворотом на 360°) сбить всадника с коня, а то и свалить самого коня! Ли считался профессиональным воином, своеобразным странствующим рыцарем, откуда и пошло название стиля.

В основном школа Бородатого Ли не слишком отличалась от большинства южных стилей. Ее характерной чертой является стремительность, атаки, когда боец осыпает противника градом ударов. Основные положения кисти при ударе — кулак, «палец феникса», «когти», «крюки». Большинство ударов наносится тыльной стороной кулака и предплечьями наотмашь, с сильным разворотом корпуса, из низких устойчивых стоек, с «длинным» «выбросом усилия». Из ударов ногами чаще используются прямой удар в корпус пяткой (дэнтуй), прямой удар ногой назад (хоу дэнтуй), удар в бок (цэчуай), атака ногой сверху вниз в голень и подъем стопы соперника (чжэнцай), применяется и несколько ударов ногами в прыжках.

Считается, что еще сам Бородатый Ли предписал своим последователям уделять особое внимание двум чисто «рыцарским» видам оружия — длинному изогнутому мечу-дао, который был значительно длиннее обычного, и «левосторонней палке» (цзоушоу гунь), которой следовало действовать левой рукой, держа в правой меч или блокируя ею удары нападающего.

Придя на Юг, сяцзяцюань вобрал в себя многие местные комплексы и полностью интегрировался в локальную традицию ушу. Все обучение было разделено на три этапа: на первом изучали малый комплекс «Кулак архатов» (лоханьцюань), на втором — «Парный бой тигра и журавля» (хухэ шуандоу), на третьем — большой комплекс лоханьцюань.

Сегодня в отличие от многих южных стилей сяцзяцюань не исчез, но наоборот, довольно широко распространился практически по всему Гуандуну, а также в Гонконге и Аомэне.

Целый ряд местных стилей оказался легендарно связан с образами великих людей Китая, например, «Кулак школы Конфуция» (кунмэньцюань), «Учение семьи Юэ Фэя» (юэцзяцзяо). Первый в отличие от большинства южных школ считается «мягким» стилем.

Он появился в Гуандуне в XVIII в., придя сюда из провинции Хубэй, из района города Уханя. Отличается он особым тактическим построением поединка: боец благодаря многочисленным передвижениям запутывает соперника и наносит ему удар из самого неожиданного положения, что называется «использованием темного усилия» (иньцзинь).

Удары принято наносить не только кулаками и ладонями, но даже плечами, совмещая такую необычную технику с каскадами ударов ногами в прыжках и низких подсечек. До сих пор приверженцы стиля называют себя «последователями Конфуция в боевом начале» (в отличие от «гражданского»), при этом ссылаются на истории про его деда и особенно отца — Шулян Хэ, прославившегося силой и ратными подвигами, о чем действительно сохранились записи в ряде хроник. Вероятнее всего, стиль был связан с той местностью в царстве Лу, откуда происходили предки древнего мудреца, существовал только один клан, который носил фамилию Кун.

Связь стилей ушу с именами знаменитых людей — явление в Китае, как уже было замечено, нередкое. Стоит хотя бы вспомнить другой интересный южный стиль — юэцзяцзяо. Он связан с именем великого воина и полководца XIII в. Юэ Фэя, ставшего символом национального патриотизма. Также как и стиль клана Кунов, юэцзяцзяо родился не в Гуандуне, а пришел из Хунани в начале XIX в., называясь тогда «Связка жемчужин» (ипаньчжу) за плотность атакующих ударов. Защита считалась чисто вспомогательным элементом, главное — смять противника внезапной взрывной атакой.

Залогом такого напора должны стать удары особой жесткости: как гласили каноны этого стиля, «руки должны быть подобны медным молотам, а ноги — копытам лошади». Большинство сокрушительных ударов наносили правой рукой, «основной», левая же считалась «вспомогательной». По утверждениям последователей одной из школ этого стиля в уезде Чжуншань, именно так крушил своих врагов непобедимый воин Юэ Фэй.

 

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.