Что предшествовало собранию в Сакифе — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Что предшествовало собранию в Сакифе

2022-10-04 27
Что предшествовало собранию в Сакифе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Смерть Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ввергла сподвижников в состояние шока. Пока имам Али (мир ему), хашимиты, представители Ахли Бейт и ближайшие сподвижники были заняты похоронами Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), среди сподвижников оказались те, кто уже занимался подготовкой, чтобы дальнейшие события развивались по их сценарию.

В предании, встречающемся в шиитских и суннитских источниках, описывается реакция Омара бин Хаттаба на смерть Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Он ходил по сторонам и кричал «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не умер». И в каждом произведении описывается, как Абу Бакр, прочитав аят «Мухаммад только пророк…», успокоил его.

С другой стороны, пока продолжалась подготовка к похоронам, Абу Бакр, взяв с собой успокоившегося Омара, ушел, чтобы обсудить дальнейшие действия.

Другое важное событие, на которое следует обратить внимание, - это собрание, организованное выходцем из племени Хазрадж - Са’дом бин Убадой.

Собрание в Сакифе провели ансары. То, что они, не дождавшись даже похорон Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), быстро организовали собрание, связано с некоторыми тонкими моментами племенной солидарности, которые мы раскроем.

Согласно одному из преданий, община ансаров, участвуя в войнах вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), убила многих родственников мухаджиров. Если халифом становился бы кто-то из мухаджиров, то они могли бы начать кровную месть. Руководствуясь этим, ансары собрались, чтобы сделать халифом кого-то из своих.

Согласно другому преданию, «ансары посчитали, что предводители мухаджиров не хотят передать халифат имаму Али и допустить его к власти и пытаются сделать вид, что не знают о словах Господин Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) об Али (мир ему). Они поняли, что этот их союз против курайшитов направлен на возрождение племенной вражды и вражды, характерной для эпохи невежества. После того, как ансары это поняли, внутри них появилась группа под предводительством Са’да бин Убада, и она собралась для обсуждения вопросов халифата в местности Сакифа сыновей Саида». 352

352 Предводители на истинном пути, Собрание Ахли Бейт, с. 151

Ввиду этих событий основной темой собрания в Сакифе должен был стать вопрос о том, кто кого превосходит: мухаджиры ансаров или ансары мухаджиров.

Племена Аус и Хазрадж собрались в Сакифе, который принадлежал племени Бан-и Саида.

О происходящем в Сакифе в труде суннитского автора Табари сообщается следующее:

«Встал глава племени Хазрадж Са’д бин Убада и сказал следующее:

«О, община ансаров! Среди арабских племен вы дольше всего в религии и обладаете значительным превосходством в Исламе! Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) 10 лет находился среди своего племени и призывал поклоняться Милостивому (Рахман), отказаться от идолов. Из его племени, за исключение малого количества людей, никто не уверовал. А те, кто уверовал, не смогли защитить ни Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), ни честь его религии, ни себя от угнетения и мучений!

Когда Аллах захотел вас возвысить, то оказал вам уважение и распределил среди вас свои дары. Он даровал вам уверовать в Него и его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), защитить Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников, усилить Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и его религию, бороться с его врагами!

Среди людей нет никого, кто бы был таким яростным по отношению к Его врагам, кто бы давил Его врагов, как вы! Арабы, хотели они того или нет, но исправились с помощью приказа Аллаха, встали на путь. Даже самые далекие племена подчинились власти Ислама. Наконец, Всевышний Аллах с вашей помощью установил власть Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) на земле.

Он приблизил арабов к Его Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует) с помощью ваших мечей. Аллах забрал Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) довольного вами, с радостью в глазах. В таком случае, в этом деле вы первыми должны протянуть руку, вы должны начать. Потому что это дело, прежде всего, принадлежало вам». 353

353 Табари, Тарих-и Табари, т. 2, с. 455-456

Пока в Бани Сакифе шли эти разговоры, два человека по имени Ма’н ибн Адий и Увайм ибн Саида пришли, поговорили с Абу Бакром и рассказали ему на ухо, что ансары в принадлежащем Бани Саид Сакифу собрались для выборов халифа. В это время Абу Бакр, Омар и Абу Убайда ибн Джаррах, а также группа мухаджиров, не говоря ни слова и не озвучивая своих желаний и намерений, покинули то место и пришли в принадлежащую Бани Саид Сакифу.

Сад бин Убада обращался к людям, сидя на подстилке и опираясь на подушку. Омар хотел взять слово, и Абу Бакр воспрепятствовал Омару и сказал следующее (мы даем из суннитского труда Ибн Абдурраббиха «Икду’ль Фарид»):

«Мы, мухаджиры, первые среди людей, ставших мусульманами. Самый благородный из родов – наш род. И наша родина известна. Сотни избранных людей из нас. С точки зрения родства же самые близкие к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) из нас.

Вы же - наши братья по Исламу. Вы - наши помощники в религии. Вы помогали. Вы наши товарищи по добыче. Пусть Аллах вас наградит добром, даст вам благо. Мы ваши правители, а вы наши везири». 354

354 т. 4, с. 86

Ниже приведенный отрывок мы даем в передаче суннитского автора Табари:

«В этой части речи Абу Бакр сказал: «Арабы не подчинятся другому племени, кроме курайшитов. В вопросе дарованного Аллахом не соревнуйтесь с вашими братьями мухаджирами. Ради вас я согласился на то, чтобы халифом стал один из двух этих людей».

Когда он это сказал, то указал на Омара бин Хаттаба и Абу Убейду бин Джарраха.

Что Абу Бакр, что Са’д ибн Убада выступили с речами, в которых рассказали о превосходстве ансаров и мухаджиров. Единственным, чья речь возымела действие на решение людей в вопросе присяги, был Башир ибн Са’д из ансаров.

 Башир ибн Са’д был племенником Са’да бин Убады. И когда он услышал о том, что он (его дядя) выдвинул себя в кандидаты на пост халифа, заревновал и в своей речи призвал ансаров отказаться от притязаний на халифат.

«О, община ансаров! Клянусь Аллахом, наше превосходство в вопросе джихада с многобожниками и обретении религии раньше них только в том, что мы хотели довольства нашего Воспитателя и покорности нашему Пророку. Затем он продолжил: «Будьте внимательны. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) из курайшитов. И курайшиты заслуживают больше прав и имеют первенство в этом вопросе».

Клянусь Аллахом, вы никогда не увидите меня пререкающимся и спорящим с ними. Бойтесь Аллаха и остерегайтесь вражды и споров с ними».

После этого он встал на ноги и присягнул Абу Бакру. Хабба ибн Мунзир же так отреагировал на эту клятву: «О, Башир ибн Са’д! О, бунтовщик и смутьян. Какая потребность тебя заставила сделать то, что ты сделал? Ты возревновал, что дядя передаст сыну руководство?». 355

355 Табари, Тарих’ут-Табари, т. 2, с. 457-458

В это время вмешался Усайд бин Худайр, чья речь разожгла огонь вражды между племенами Аус и Хазрадж: «О, сыновя Аус! Клянусь Аллахом, если вы хоть раз поставите над собой Са’да, то до Судного дня Хазраджиты будут главенствовать над вами. В этом вопросе они никогда не дадут вам шанса».

Остальное мы передадим из труда под названием «Предводители на истинном пути»:

«Абу Бакр воспользовался словами Башира бин Са’да, которые вели к расколу.

Следом Омар взял за руку Абу Убайды и обратился следующим образом:

«О, люди! Это Омар, а это Абу Убайда. Любому из них можете присягнуть».

Хаббаб бин Мунзир раскусил это заранее подготовленный план в три хода, встал и сказал:

«О, община ансаров! Защитите свою руку и не слушайте слова этого человека и его товарищей. В противном случае они заберут вашу долю участия».

Омар бин Хаттаб разгневался из-за этих слов и в горячке сказал следующее:

«Кто это пытается соревноваться с нами в вопросе власти и приказов Мухаммада? Мы его близкие и его род. Клянусь Аллахом, на такое могут осмелиться только те, кто впал в заблуждение, стал товарищем по греху или кто-то, кто на грани гибели, несчастья».

Хаббаб бин Мунзир, услышав этот вызов Омара, и заметив грубую манеру общения, повернулся к ансарам и сказал следующее:

«Если эти люди не примут наши желания, изгоните их из нашей страны. Потому что, клянусь Аллахом, вы обладаете большим правом, чем они. Те, кто принял эту религию, приняли ее с помощью ваших мечей».

После этих слов он вытащил меч и сказал следующее:

«Я его колода для разделки и его прибежище. Клянусь Аллахом, если вы захотите, то превратим его в ветку без корней».

После этих слов Омар еще больше разгорячился. Еще миг - и между двумя сторонами вспыхнула бы большая потасовка.

Чтобы воспрепятствовать стычке, в дело вмешался Абу Убайда бин Джаррах. Он обратился мягким и спокойным голосом к собравшимся:

«О, община ансаров! Вы были первыми, кто пришел нам на помощь и защитил нас, не будьте первыми, кто изменил и отвернулся».

Он вежливо взывал к ансарам, прошло немного времени, и чувства улеглись. Ансары разделились во мнении.

В суннитском труде «Тарих-и Табари» об этом есть следующее предание:

«Пока в кандидаты на должность халифа выдвигалось трое – Абу Бакр, Абу Убейда и Омар бин Хаттаб, последние двое отозвали свои кандидатуры в пользу Абу Бакра. Реакция ансаров на это была следующая: «Мы не будем присягать никому, кроме Али бин Абу Талиба», 356

356 Табари, там же, т. 4, с. 21

Омар впоследствии обратился к Абу Бакру:

«Протяни руку, о достопочтенный Абу Бакр! Никто не сможет тебя отстранить от этого места, на которое тебя посадил Аллах».

Следом встал Абу Убайда бин Джаррах и сказал ему:

«Ты обладатель самой большой благодетели среди мухаджиров, ты второй из обитателей пещеры. Когда не было Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), ты руководил совместной молитвой».

После этих слов Абу Бакр вытянул руки, и они присягнули ему. Вслед за ними присягнули Башир бин Са’д и некоторые люди из племени Хазрадж. Усайд бин Худайр вместе с некоторыми людьми из племени Аус также присягнул». 357

357 Лидеры истинного пути, Собрание Ахл-и Бейт, с. 153-155

Здесь следует обратить внимание на то, что, когда Абу Бакр, Омар или Абу Убайда бин Джаррах были представлены в качестве кандидатов в халифы, благородное тело Посланника Аллаха еще не успели земле предать, и что Омар, опасаясь беспорядков, назначил Абу Бакра халифом. И даже во время этой присяги, боясь, что к присяге Абу Бакра могут отнестись с недоверием, он сказал: «При твоей жизни будет происходить такое? Никто не сможет отстранить тебя от этой должности, на которую тебя посадил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)». 358

358 Суннитский труд «Тарих-и Табари», т.2, с. 443

Будет полезным проанализировать слова Омара «Никто не сможет отстранить тебя от этой должности, на которую тебя посадил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)».

Приведем несколько хадисов, которые свидетельствуют о том, кого Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поставил на эту должность. Ниже приведенные хадисы по теме взяты из суннитских трудов.

Суннитский автор Ибн-и Хаджар в своем труде «Ас-Саваик» на 90-й странице приводит следующие хадисы:

Оба были переданы от Ибн-и Са’да:

«Я и Ахл-и Бейт являемся деревом в раю. Ветки этого дерева в этом мире, кто хочет найти истинный путь, тот пусть схватиться за эти ветви».

«В каждую эпоху для моей уммы (общины) есть справедливые люди из числа «моих домочадцев» (Ахл-и Бейт). Они отдаляют от религии искажения извращенных, утверждения обладателей заблуждения и толкования невежд. Знайте, что наши имамы приведут вас прямо к Аллаху, поэтому смотрите на личность того, кто вас ведет».

«Суннитский ученый Сулейман Кундузи аль-Ханафи в труде «Йанаби’ль-Мавадда» в 20-й главе передает от Хамвини, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал следующее:

«Али вместе с Хаком, и Хак вместе с Али. Куда бы Хак не направился, Али также вместе с Ним направится туда же».

Суннитский ученый Хафиз Абу Нуайм Ахмад бин Абдуллах Исфахани в труде «Хилйат’уль-Аулийа» (т.1, с. 63) приводит следующее предание:

«Посланник Аллаха спросил: «О, община ансаров! Дать ли вам человека, за которого если вы будете держаться, никогда не собьетесь?».

Когда сподвижники ответили: «Да, о, Посланник Аллаха!», то Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал следующее: «Человек, за которого если вы будете держаться, никогда не собьетесь, - это Али, которого вы видите. То есть любите его моей любовью. Как вы отзывались добром ко мне, так отзывайтесь и к нему. Несомненно, Джабраил передал мне то, что ему сказал Аллах и повелел передать вам».

Насчитается сотни хадисов, подобных тем, что мы привели. Только при жизни Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не оставлял никаких обещаний, связанных с Абу Бакром, он не передавал о нем хадисов, подобных выше перечисленным.

И даже наоборот, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) для того, чтобы воспрепятствовать событиям, которые будут после его ухода, отправил его и Омара за пределы Медины вместе с армией, возглавляемой Усамой, чей возраст не достиг 20 лет.

Что же касается упоминаемого в речи Абу Убайды факта о том, что он возглавлял молитву вместо нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то это было не личное желание Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), Абу Бакра на молитву звала дочь - Аиша.

 Тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) уже не мог вставать, но, услышав, что молитву может возглавить Абу Бакр, он встал с помощью Али (мир ему) и Аббаса, возглавил молитву и удалил Абу Бакра с михраба. Слова Омара, сказанные в этот момент о том, что «пророчество и царская власть не могут быть в одних руках», могут сбить с толку.

Четкий ответ на это дает Священный Коран. В аяте рядом упоминаются пророчество и наместничество (халифат), Муса (мир ему) и его брат Харун (мир ему). В таком случае между Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует) и Али (мир ему) может быть установлено такое положение.

В хадисе о степенях Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и Али (мир ему) упомянуты вместе.

В связи с этой темой есть другой утверждение, что Абу Бакр был более достоин этой должности из-за своего возраста.

«Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выдвинулся в поход на Табук, то он оставил в Медине вместо себя молодого Али (мир ему). В это время Омар и Абу Бакр были старше его, он не сказал им остаться». 359

359 Шиитский автор Саййид Мухаммад Мусави, Ночи Пашавара, с. 331

Из-за того, что Са’д бин Убада и его соратники заранее не готовились к такому собранию, они не смогли внутри добиться единства и халифат отдали мухаджирам.

Но есть те, кто считает, что Абу Бакр и Омар заранее провели подготовку, чтобы отстранить от власти Али. Потому что кандидаты от Абу Бакра – Омар и Абу Убайда бин Джаррах -- в глазах людей не нашли поддержку, в итоге в результате спора и короткого обсуждения они сделали халифом Абу Бакра.

На наш взгляд, эта точка зрения более верная. Потому что качества халифа, которые в своей речи упомянул Абу Бакр, характерны не для него, а для истинного обладателя халифата, чье право подтверждалось аятами и хадисами, - Али (мир ему).

Если бы он готовил себя для этой должности, то тогда бы он перечислил свои качества.

Абу Бакр в качестве своего превосходства указал то, что мухаджиры стали мусульманами намного раньше ансаров и имеют родственные связи с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует).

Между тем, если бы он был искренен в желании сделать халифом обладателя этих качеств, то он в качестве кандидатов должен был вместо себя, Омара или Абу Убейды предложить Али (мир ему).

Али (мир ему) стал мусульманином раньше их, кроме того он был первым мусульманином, племянником и зятем Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выбирал братьев для ансаров и мухаджиров, он объявил его своим братом. Мухаджиры и ансары были тому свидетелями.

За три месяца до этого собрания в Гадир-и Хум Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) объявил Али (мир ему) братом и приемником. Мухаджиры и ансары тому также были свидетелями.

Однако на проходивших в спорах теневых выборах халифа рассказывают о качествах Али (мир ему) и одновременно стараются его не замечать.

И если бы Абу Бакр, Омар, Абу Убайда бин Джаррах были искренни, то почему на это собрание они не позвали Али, Аббаса или вождей хашимитов или не дождались окончания похоронных дел?

После того как группа в Сакифе успокоилась и присягнула Абу Бакру, он пошел в мечеть и принял присягу от тех, кто повстречался ему по пути.

«После окончание выборов Абдуррахман бин Ауф сказал следующее о развитии событий:

«О, община ансаров! Хотя вы и являетесь людьми добродетельными, помогающими и обладающими первенством, но среди вас не было людей подобных Абу Бакру, Омару, Али, Абу Убайде.

В ответ Зайд бин Аркам сказал следующее:

«О, Абдуррахман! Мы не отрицаем достоинства людей, которых ты упомянул. Но среди нас есть такие имена как господин ансаров – Са’д бин Убада; Убай бин Ка’б, от которого было передано приветствие Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), было приказано учиться у него Корану; Муаз бин Джабаль, который в Судный день возглавит ученых; Хузайма бин Сабит, чье свидетельство было приравнено к свидетельству двух людей.

Также мы знаем, что среди упомянутых курайшитов есть такой человек, которому, если он станет претендовать на халифат, никто не сможет перечить. И это Али бин Абу Талиб». 360

360 Лидеры истинного пути, с. 160

Если бы о том собрании оповестили Али (мир ему), то он стал бы кандидатом, и тогда бы ансары в том споре не стали протестовать против его халифата.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.