Учет выпуска и продажи готовой продукции — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Учет выпуска и продажи готовой продукции

2022-02-11 39
Учет выпуска и продажи готовой продукции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Продукция признается готовой, если она прошла все стадии технологического процесса, соответствует ГОСТу или техническим условиям, сдана на склад или принята заказчиком.

Выпуск готовой продукции по нормативной (плановой) себестоимости:

Дебет счета 43 «Готовая продукция»

Кредит счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»

по фактической себестоимости:

Дебет счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»

Кредит счета 20 «Основное производство» и другие счета затрат на производство.

Ежемесячное списание превышения фактической себестоимости выпущенной продукции над ее нормативной (плановой), перерасход:

Дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»

Кредит счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

В обратной ситуации (при наличии экономии составляется та же запись, но методом «красное сторно».

На формирование себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) оказывают влияние услуги вспомогательных производств.

К вспомогательным производствам промышленности относятся энергетические хозяйства, ремонтно-механические и ремонтно-строительные мастерские, транспортные хозяйства и др.

Учет расходов вспомогательных и подсобных производств, обслуживающих основное производство, осуществляется на активном синтетическом счете 23 «Вспомогательные производства». Данный счет используется, если организация ведет учет таких расходов. Выделяют прямые и косвенные расходы вспомогательных производств. Прямые расходы непосредственно связаны с деятельностью вспомогательного производства (заработная плата рабочих вспомогательного производства; стоимость материалов, израсходованных вспомогательным производством; амортизационные отчисления и др.). Косвенные расходы связаны с управлением и обслуживанием вспомогательного производства (заработная плата административного персонала, расходы на содержание основных средств общехозяйственного назначения и др.).

Продажа продукции осуществляется в соответствии с планами, составленными отделами маркетинга организации или менеджерами по продажам, которые ведут, как правило, оперативный контроль за выполнением договоров купли-продажи и других договоров, выписывают приказы на отпуск продукции со
склада. Этот документ является основанием для оформления отгрузки продукции в адрес покупателя и выписки первичных документов на отпуск продукции со склада. Применяются унифицированные формы первичных документов, которые содержат обязательный перечень реквизитов: наименование продукции, наименование и адрес покупателя, его реквизиты, количество продукции, цена за единицу продукции с НДС и без НДС, стоимость продукции, подписи лиц, ответственных за совершение данной хозяйственной операции. При оформлении отгрузки продукции используются: приказ-накладная, расходная накладная извещение об отправке и т.д. Первичные документы на отпуск продукции покупателям служат основой для составления ведомости отгрузки и продажи продукции.

Порядок организации синтетического учета продажи продукции зависит от выбранного метода учета продажи продукции. В настоящее время организации вправе применять метод начисления либо кассовый метод. Принятый налогоплательщиком метод продажи продукции должен быть закреплен в его учетной политике.

Отпуск готовой продукции покупателям (заказчикам) осуществляется в организациях на основании соответствующих первичных учетных документов – накладных.

М, ПИ,И   9 2 1,5   0,5   Тема 4. Учет финансовых результатов 4.1. Формирование прибыли (убытков) и учет финансовых результатов от обычных видов деятельности 4.2. Учет прочих доходов и расходов Краткое содержание 4.1. Формирование прибыли (убытков) и учет финансовых результатов от обычных видов деятельности Действующая нормативная база по бухгалтерскому учету определяет финансовый результат как разницу между доходами и расходами организации за определенный период. Превышение доходов над расходами образует прибыль, а расходов над доходами – убыток. Бухгалтерский учет доходов осуществляется согласно ПБУ 9/99, а расходов – ПБУ 10/99 на основе их классификации в зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности предприятия. При признании дохода используют два основных метода: · метод начислений (выручка по отгрузке); · кассовый метод (выручка по оплате). Согласно ПБУ 9/99 выручка в учете признается при наличии следующих условий: · организация имеет право на её; · кассовый метод (выручка по оплате) получения согласно договора или подтвержденного иным способом; · сумма выручки может быть определена; · есть уверенность в том, что в результате конкретной операции увеличатся экономические выгоды организации; · право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана); · расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены. Признание суммы выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг): Дебет счета 62 «Расчет с покупателями или заказчиками» Кредит счета 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка». Списание себестоимости указанных активов: Дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» Кредит счетов 43 «Готовая продукция» (41 «Товары», 45 «Товары отгруженные» и т.д.). Списание коммерческих и иных аналогичных расходов: Дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» Кредит счетов 44 «Расходы на продажу». Отгрузка готовой продукции (товаров) по оплате: Дебет счета 45 «Товары отгруженные» Кредит счетов 43 «Готовая продукция», 41 «Товары» На сумму НДС, если им оплачивается отгруженная продукция: Дебет счета 90 «Продажи», субсчет 3 «НДС» Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС». Финансовый результат по обычным видам деятельности исчисляется по окончании каждого месяца путем сравнения оборотов по дебету и кредиту счета 90 «Продажи» с отнесением в кредит счета 99 «Прибыли и убытки» (при наличии прибыли) или в дебет этого счета (при наличии убытка). 4.2. Учет прочих доходов и расходов. Учет прочих доходов и расходов формируется на счете 91 «Прочие доходы и расходы на субсчетах»: · 91-1 «Прочие доходы»; · 91-2 «Прочие расходы»; · 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов». Прочими доходами признаются в учете: · штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договора; · поступления в возмещение причиненных организации убытков; · и др. Состав прочих расходов определен ПБУ 10/99 и включает: · штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договора; · расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; · расходы, связанные с оплатой услуг оказываемых кредитными организациями; · и др. В состав прочих доходов и расходов с недавнего времени относятся поступления и расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств в хозяйственной деятельности предприятия (пожары, аварии и пр.). Счет 91 «Прочие доходы и расходы» (кроме субсчета 91-9) закрывается по окончании года внутренними записями на указанный субсчет 91-9. Это означает, что в течение отчетного года записи по субсчетам 91-1 и 91-2 ведутся накопительно. Ежемесячно сопоставлением дебетового оборота, по субсчету 91-2 и кредитового оборота по субсчету 91-1 определяется сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц, которое заключительными оборотами списывается с субсчета 91-9 на счет 99 «Прибыли и убытки». Поэтому счет 91 «Прочие доходы и расходы» сальдо на отчетную дату не имеет. М, П, ПИ   10 2 0,5   1,5   Тема 5. Основы финансовой отчетности. 5.1. Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности. 5.2. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности. Краткое содержание 5.1. Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности. Отчетность – это система показателей, отражающих объем и результаты деятельности организации. Её составление – завершение процесса текущей учетно-экономической работы. С 2000 г. в порядке подготовки и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности внесены существенные изменения. В рамках Программы реформировании бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами (постановление Правительства РФ от 06.03.1998 г. № 283) введены в действие нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету, которыми установлены новые подходы к учету доходов и расходов организации, отражению отдельных хозяйственных операций и представлению бухгалтерской отчетности. В настоящее время нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности определяет: · ФЗ РФ «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011г. · приказы Министерства финансов РФ: · ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность» (от 06.07.1999 г. № 43н) · О формах бухгалтерской отчетности (от 02.07.2010 г. № 66н) · Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (от 29.07.1998 г. № 34н) · ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (от 06.10.2008 г. № 106н) · ПБУ 9/99 «Доходы организации» (от 06.05.1999 г. № 32н) · ПБУ 10/99 «Расходы организации» (от 06.05.1999 г. № 33н) · Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций (от 20.05.2003 г. № 44н, ред. от 25.10.2010 г.) · Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (от 13.06.1995 г. № 49н) · О методических рекомендациях по составлению и предоставлению сводной бухгалтерской отчетности (от 30.12.1996 г. № 112 в редакции от 12.05.1999 г. № 36н) · О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами (от 28.11.1996 г. № 101) · Указания о порядке составления и предоставления бухгалтерской отчетности (в редакции от 18.09.2006 г. № 115н) 5.2. Состав бухгалтерской отчетности Состав бухгалтерской отчетности определен приказом МФ РФ от 02.07.2010 г. № 66н и включает: · бухгалтерский баланс; · отчет о прибылях и убытках; · отчет об изменениях капитала; · отчет о движении денежных средств; · пояснительную записку; · приложение к бухгалтерскому балансу; · аудиторское заключение; · специализированные формы. Перечень их устанавливается соответствующими министерствами и ведомствами РФ по согласованию с министерствами финансов РФ и республик, входящих в её состав. М, П, Д         Модуль 3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности     11-12 4 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5     Тема 1. Анализ финансовых результатов 1.1. Значение, задачи и информация для анализа 1.2. Общая оценка динамики прибыли 1.3. Факторный анализ прибыли от продаж 1.4. Анализ финансовых результатов от прочей реализации 1.5. Анализ распределения и использования прибыли 1.6. Анализ показателей рентабельности 1.7. Анализ порога прибыли Краткое содержание · Значение, задачи и информация для анализа Функционирование предприятия в условиях рынка зависит от его способности получать доход или прибыль. Прибыль – это конечный финансовый результат деятельности предприятия, характеризующий его эффективность. В условиях рыночной экономики прибыль выступает важнейшим фактором стимулирования производственной и предпринимательской деятельности. Налог на прибыль становится одним из основных источников формирования бюджета (федерального, республиканского, местного). За счет прибыли погашаются долговые обязательства предприятия перед банком и инвесторами. Сумма прибыли определяется объемом продаж, качеством, ассортиментом и конкурентоспособностью продукции на внутреннем и внешнем рынках, уровнем затрат и инфляционными процессами. Система оценки финансовых результатов включает также относительные показатели, такие как рентабельность работы предприятия, его продукции и капитала. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия предусматривает: · оценку динамики абсолютных и относительных показателей (прибыли и рентабельности); · определение влияния отдельных факторов на размер прибыли и уровень рентабельности; · выявление резервов роста прибыли и рентабельности; определение порога прибыли. При сопоставлении финансовых результатов за ряд смежных периодов следует учитывать изменение методологии учета и принятую на предприятии учетную политику. К вопросам учетной политики предприятия относятся: · выбор метода начисления амортизации основных средств и нематериальных активов; · выбор метода оценки материалов при их отпуске в производство; · выбор порядка отнесения на себестоимость продукции отдельных видов расходов (создание резервов); · определение состава косвенных (накладных) расходов и метода их распределения. 1.2. Общая оценка динамики прибыли Методологической основой анализа финансовых результатов предприятий в условиях рыночных отношений является принятая модель их формирования и использования. Приступая к анализу финансовых результатов, следует различать прибыль (убыток) до налогообложения и чистую прибыль отчетного периода. Прибыль (убыток) до налогообложения представляет собой алгебраическую сумму прибыли (убытка) от продаж товаров (продукции, работ, услуг) и прочих доходов и расходов. Прибыль (убыток) от продажи продукции определяется как разность между выручкой от продажи продукции и полной себестоимостью. Прочие доходы и расходы включают в себя проценты к получению (к уплате), доходы от участия в других организациях, прочие доходы (расходы), а также доходы (расходы), возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийных бедствий, пожара, аварии, национализации и т.п.) Чистая прибыль отчетного года определяется вычитанием из суммы прибыли до налогообложения текущего налога на прибыль, а также величины отложенных налоговых обязательств и прибавлением отложенных налоговых активов. 1.3. Факторный анализ прибыли от продаж Структурный анализ прибыли до налогообложения показывает, что основным источником ее формирования на предприятии является прибыль от продаж товаров, продукции, работ, услуг. Она представляет собой конечный результат деятельности предприятия не только в сфере производства, но и сфере обращения. Формализованный расчет прибыли от реализации продукции (Pq) можно представить в виде: Pq=Qp-S-K Где Qp – выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей); S – Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг; K – Коммерческие расходы.   Анализ динамики объема реализации и прибыли
  Показатели

 

 

Предыдущий год

Отчетный год

По ценам и себестоимости предыдущего года Фактически
Выручка от продажи товаров, продукции, услуг (без НДС и акцизов), тыс. руб.     57 800     53 750     54 190
Полная себестоимость, проданных товаров, продукции, работ, услуг тыс. руб.     49 260     45 320     45 020
Прибыль, тыс. руб. 8 540 8430 9170
Уровень рентабельности реализованной продукции, %   14,78     15,68   16,92

 

Сравнение динамики объема продаж продукции, исчисленного в оптовых ценах и по полной себестоимости, показывает, что объем реализации в отчетном году снизился на 6,25% в оптовых ценах и на 8,61% по полной себестоимости. Это привело к увеличению суммы прибыли от продаж по сравнению с прошлым годом на 630 тыс. руб., или на 7,38%.

На динамику суммы прибыли от продаж могут оказать влияние изменение объема, структуры и полной себестоимости реализованной продукции, а также ее оптовых цен.

1.4. Анализ финансовых результатов от прочей реализации.

Финансовые результаты от прочей реализации связаны с движением имущества предприятия (основных средств, запасов, товарно-материальных ценностей и дебиторской задолженности). К ним относятся: поступления и расходы от реализации основных средств, иного имущества и дебиторской задолженности, списание основных средств с баланса в результате морального износа, сдача имущества в аренду; поступления и расходы от предоставления за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленных образцов и других видов интеллектуальной собственности; расходы по участию в уставных капиталах других организаций; расходы по оплате услуг кредитных организаций. Доходы и расходы по этим операциям показывают в форме «Отчет о прибылях и убытках» развернуто по строкам «Прочие доходы» и «Прочие расходы».

В процессе анализа и фактические суммы прочих доходов и расходов за отчетный период сравнивают с плановыми показателями и данными за прошлый период, используя материалы финансового плана и сведения из формы «Отчет о прибылях и убытках», а также данные аналитического учета к счету 91 «Прочие доходы и расходы»

При получении убытков от прочей реализации в каждом конкретном случае следует установить причины их образования.

Финансовые результаты от прочих операций также являются составной частью полученной прибыли (убытка) до налогообложения. В условиях рыночной экономики их влияние на формирование окончательных финансовых результатов предприятия существенно возросло.

В состав доходов от прочих операций включаются: кредиторская и депонентская задолженность, по которой истек срок исковой давности, поступление ранее списанных долгов, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки, а также курсовые разницы и пр.

В состав расходов от прочих операций включаются убытки от списания недостач материальных ценностей, выявленных при инвентаризации, когда виновники не установлены или в иске отказано судом; суммы уценки производственных запасов, готовой продукции и товаров в соответствии с установленным порядком; убытки от списания безнадежных долгов и др.

1.5. Анализ распределения и использования прибыли

Задача анализа использования прибыли состоит в выявлении соответствия между распределением прибыли и результатами работы предприятия.

Из прибыли, полученной предприятием, прежде всего выплачиваются налоги в бюджет (федеральный, субъектов РФ и местный) и другие аналогичные платежи, в том числе штрафные санкции со стороны налоговых органов. Прибыль до налогообложения уменьшается на сумму доходов в виде дивидендов, процентов, полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию, а также доходов от долевого участия в деятельности других предприятий и льгот, предоставленных в соответствии с действующим законодательством.

Направления использования прибыли определяются предприятиями самостоятельно. В акционерных обществах чистая прибыль направляется на пополнение резервного капитала, на реинвестирование прибыли, т.е. использование ее на расширение производственно-финансовой деятельности предприятия. Если при выплатах по привилегированным акциям обычно исходят из фиксированных ставок, то соотношение между размерами выплат по обыкновенным акциям и величиной реинвестированной прибыли определяется успешностью работы и стратегией развития предприятия. Прибыль, вложенная в развитие организаций, накапливается по годам и отражается в балансе отдельной статьей «Нераспределенная прибыль» либо распределяется по фондам согласно выбранной учетной политике.

Информация о распределении прибыли содержится в финансовом плане и форме отчета об изменениях капитала.

1.6. Анализ показателей рентабельности.

Наиболее полное представление о рентабельности вложений в предприятие дает отношение прибыли к функционирующим средствам, особенно прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг. Функционирующие средства равны стоимости всех средств предприятия без стоимости незавершенного строительства и финансовых вложений. Для предпринимателя этот показатель имеет определяющее значение, поскольку в нем учитывается, с одной стороны, прибыль от основной деятельности, а с другой – средства, непосредственно занятые в производственной деятельности.

Рентабельность собственного капитала позволяет определить эффективность использования инвестированных в предприятие средств и сравнить ее с возможным получением дохода от вложения их другие ценные бумаги. В мировой практике этот показатель служит важным критерием при котировке акций на фондовой бирже.

Рентабельность собственного капитала, исчисленная как отношение чистой прибыли к среднегодовой сумме собственного капитала, отражает сколько копеек чистой прибыли принес каждый рубль собственного капитала. По разнице между рентабельностью всех средств предприятия и рентабельностью собственного капитала, рассчитанных по чистой прибыли, можно судить о привлечении внешних (заемных) источников финансирования.

1.7. Анализ порога прибыли

Анализ порога прибыли (или минимального уровня деятельности) широко используется в странах с регулируемой рыночной экономикой для оценки выгодности производства. Она базируется на взаимосвязи между объемом производства (продаж), себестоимостью и прибылью (ВОСП). Основой анализа является классификация затрат по отношению к объему производства на переменные и постоянные.

Переменные затраты меняются прямо пропорционально изменению объема производства и сбыта продукции (затраты на сырье, материалы, электроэнергию на производственные нужды, заработную плату производственных рабочих).Эти расходы легко поддаются стандартизации и нормированию.

Постоянные затраты не зависят от изменения объема производства и сбыта продукции, а обусловливаются организационными условиями и продолжительностью отчетного периода, по окончании которого определяются финансовые результаты. Постоянные затраты включают амортизационные отчисления, оклады, которые нельзя отнести к непосредственно к конкретным видам продукции, налоги, взносы, пошлины другие общехозяйственные затраты.

Себестоимость продукции учитывается и планируется только в части переменных производственных затрат. Постоянные расходы при этом полностью списываются за счет маржинального дохода отсчетного периода, т.е. относятся на его уменьшение. Маржинальный доход (маржа) представляет собой разницу между выручкой от продаж и переменной себестоимостью и предназначен для возмещения постоянных затрат и получения прибыли. Фактически прибыль вместе с постоянными затратами понимается как маржинальный доход предприятия. Этот метод учета получил название «директ-кост». Использование его в управлении позволяет принять наиболее эффективное из альтернативных решений на основе анализа функциональной зависимости между себестоимостью, объемом и прибылью.

Размер прибыли зависит от многих факторов, в т.ч.:

- степени использования финансовых ресурсов;

- структуры ресурсов.

М, П, Д Е ОК1 ОК4 ОК5 ПК6 ПК8 ПК9 ПК10 ПК12 13-14 4 0,5 0,5 0,5   0,5   0,5   0,5   1   Тема 2 Анализ финансового состояния предприятия 2.1 Значение, задачи и информационное обеспечение анализа. 2.2. Содержание и структура баланса 2.3. Общая оценка динамики состава и структуры имущества предприятия 2.4. Анализ динамики наличия, структуры и использования внеоборотных активов. 2.5. Анализ динамики наличия структуры и использования оборотных активов. 2.6. Общая оценка динамики состава и структуры источников финансовых ресурсов. 2.7. Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности. Краткое содержание 2.1 Значение, задачи и информационное обеспечение анализа. Финансовое состояние предприятия – это совокупность показаний, отражающих его способность погасить долговые обязательства. Финансовая деятельность охватывает процессы формирования, движения и обеспечения сохранности имущества предприятия, контроля за его использованием. Финансовое состояние является результатом взаимодействия всех элементов системы финансовых отношений предприятия. Основными задачами анализа финансового состояния предприятия являются: - оценка динамики состава и структуры активов, их состояния и движения; - анализ величин и динамики абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости; - анализ платежеспособности и ликвидности активов баланса. Основным источником анализа финансового положения предприятия служит бухгалтерский баланс, определяющий состояние дел предприятия на момент его составления. В процессе анализа используются также формы: - отчет о прибылях и убытках; - отчет об изменениях капитала; - отчет о движении денежных средств; - приложение к бухгалтерской отчетности, а также расшифровки различных балансовых статей.  2.2. Содержание и структура баланса Бухгалтерский баланс – это способ отражения в денежной форме имущества предприятия и источников его финансирования на определенную дату. Стоимость имущества и долговых прав, которыми располагает предприятие на отчетную дату, отражается в активе баланса. Активы дают определенное представление об экономических ресурсах или потенциале предприятия по осуществлению будущих затрат. Собственный капитал, а также обязательства предприятия по кредитам, займам и кредиторской задолженности отражаются в пассиве баланса. Таким образом, обязательства (пассивы) показывают объект средств, полученных предприятием, и их источники, а активы - направления использования этих средств. Общая сумма актива должна быть равна общей сумме пассива. В зависимости от срока эксплуатации активы предприятия разделяют две большие группы: 1) Внеоборотные активы (иммобилизованные средства), срок эксплуатации которых более 12 месяцев; 2) Оборотные активы (мобильные средства), срок эксплуатации которых не превышает 12 месяцев. К внеоборотным активам относятся основные средства и нематериальные активы, незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения, доходные вложения в материальные ценности, прочие внеоборотные активы. Основные средства приобретаются для долгосрочного пользования предприятием. Оборотные активы окупаются в течение 12 месяцев. В состав оборотных (текущих) активов включают: наличные деньги, ценные бумаги, дебиторскую задолженность, запасы товаро-материальных ценностей и затраты. Эти активы называются оборотными, потому что они находятся в постоянном цикле превращения в денежные средства и играют большую роль в получении прибыли. 2.3. Общая оценка динамики состава и структуры имущества предприятия Анализ финансового состояния начинают с изучения состава и структуры имущества предприятия по данным актива баланса. Для более углубленного анализа структуры имущества предприятия необходимо привлечь дополнительные данные из формы Приложение к бухгалтерской отчетности и формы №11 статической отчетности. Баланс позволяет дать общую оценку изменения имущества предприятия, выделить в его составе оборотные (мобильные) и внеоборотные (иммобилизованные) активы, изучить динамику его структуры. Под структурой понимается процентное соотношение отдельных групп имущества и статей внутри этих групп. Анализ динамики состава и структуры имущества дает возможность установить размер абсолютного и относительного прироста или уменьшения всего имущества предприятия и отдельных его видов. Прирост (уменьшение) актива свидетельствует о расширении (сужении) деятельности предприятия. Анализируя причины увеличения стоимости имущества предприятия, необходимо учитывать влияние инфляции, высокий уровень которой приводит к значительным отклонениям номинальных данных балансового отчета от реальных. Международный комитет по стандартам финансовой отчетности издал специальный стандарт 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции», который содержит требование производить пересчет отчетных балансовых показателей. В соответствии с требованиями данного стандарта необходим учет инфляционного фактора при формировании внеоборотных и оборотных активов. 2.4. Анализ динамики наличия, структуры и использования внеоборотных активов. Активы представляют собой экономические ресурсы предприятия в различных их видах, используемые в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Они формируются за счет инвестируемого в них собственного и заемного капитала. В зависимости от срока обращения активы подразделяются: на внеоборотные, срок погашения которых превышает 12 месяцев после отчетной даты или они используются за период, превышающий нормальный производственный цикл, если последний более 12 месяцев и оборотные, срок обращения, которых заканчивается в течение 12 месяцев после отчетной даты или в течение нормального операционного цикла, если последний превышает 12 месяцев. Общую структуру активов характеризует коэффициент соотношения оборотных и внеоборотных активов, рассчитываемый по формуле: Ко/в= E/F где Е – стоимость оборотных активов            предприятия на отчетную дату;    F – стоимость внеоборотных активов предприятия на отчетную дату Значение этого показателя в немалой степени обусловлено отраслевыми особенностями кругооборота средств.       На основе анализа данных баланса выясняется тип стратегии предприятия в отношении долгосрочных вложений. Высокий удельный вес нематериальных активов в составе внеоборотных активов и высокая доля прироста нематериальных активов в изменении общей величины внеоборотных активов за отчетный период свидетельствуют об инновационном характере стратегии предприятия. Аналогичные высокие показатели по долгосрочным финансовым вложениям отражают финансово- инвестиционную стратегию развития. 2.5. Анализ динамики наличия структуры и использования оборотных активов Изучение динамики состава, структуры и эффективности использования оборотных активов составляет наиболее важную часть финансового анализа. Это обусловлено большим количеством видов оборотных активов, высокой скоростью их оборачиваемости, приоритетной ролью оборотных активов в обеспечении рентабельности и платежеспособности предприятия.  Направление и анализ оборотных активов определяет необходимость предварительной их квалификации, которая строится по следующим основным признакам: - по видам оборотные активы подразделяются на запасы сырья, материалы и полуфабрикатов, готовой продукции, дебиторскую задолженность, денежные активы и их эквиваленты; - по характеру участия в операционном процессе оборотные активы дифференцируются на оборотные активы, обслуживающие производственный и финансовый циклы. Для оптимизации размера запасов товарно-материальных ценностей в мировой практике используется ряд моделей, среди которых наибольшее распространение получила модель экономически обоснованного размера заказа (Economic ordering quantity – EOQ model). Она может быть использована для оптимизации размера как производственных запасов (сырья, материалов и полуфабрикатов), так и запасов готовой продукции. Сущность модели EOQ состоит в минимизации совокупных затрат по закупке и хранению запасов на предприятии. Эти затраты предварительно разделяются на две группы: 1) сумма затрат по размещению (включающих расходы по транспортированию и приемке товаров); 2) сумма затрат по хранению товаров на складе. Причины образования сверхнормативных остатков товарно-материальных ценностей следует изучать по отдельным видам и по местам хранения, используя данные складского учета, инвентаризационных ведомостей и аналитического бухгалтерского учета 2.5.2. Анализ состояния расчетов с дебиторами Состояние расчетной дисциплины характеризуется наличием дебиторской задолженности и оказывает существенное влияние на устойчивость предприятия. Несоблюдение договорной и расчетной дисциплины, несвоевременное предъявление претензий по возникающим долгам приводят к значительному росту дебиторской задолженности, а следовательно, к нестабильности финансового состояния предприятия. Задачи анализа состоят в том, чтобы выявить размеры и динамику неоправданной задолженности, причины ее возникновения или рост. Внешний анализ состояния расчетов с дебиторами базируется на данных бухгалтерского баланса и приложения к бухгалтерской отчетности, в которых отражается долгосрочная и краткосрочная дебиторская задолженность по видам. Для внутреннего анализа привлекаются данные аналитического учета счетов, предназначенных для обобщения информации о расчетах с дебиторами. Анализ состояния дебиторской задолженности начинают с общей оценки динамики ее объема в целом и по статьям. 2.5.3. Анализ движения денежных средств В мировой практике учета большое внимание придается изучению и прогнозу движения денежных средств в первую очередь из-за объективной неравномерности поступления и выплат. Денежную наличность необходимо планировать и анализировать ее движение. В зарубежной практике для этих целей предприниматели составляют карту прогноза движения денежной наличности nat west, которая контролирует все статьи дохода и расхода. В отечественной практике данные о движении денежных средств предприятия отражают в отчете о движении денежных средств. Поступление денежных средств в рамках текущей деятельности связано с получением выручки от реализации товаров, продукции выполнением работ и оказанием услуг, а также авансов от покупателей и заказчиков, расходование – с уплатой по счетам поставщиков и других контрагентов, выплатой заработной платы, отчислениями в фонды социального страхования и обеспечения, расчетами с бюджетом. В процессе текущей деятельности предприятия могут выплачивать проценты по полученным кредитам и займам. Движение денежных средств в разрезе инвестиционной деятельности связано с капитальными вложениями предприятия в земельные участки, здания, оборудование, нематериальные активы и иное имущество, а также с их продажей, осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации, выпуском облигаций и других ценных бумаг. Финансовая деятельность предприятий связана с поступлением средств долгосрочных и краткосрочных кредитов, займов и бюджетных ассигнований, а также с расходованием средств на погашение задолженности по полученным ранее кредитам и займам, выплатой дивидендов, процентов. Анализ движения денежных средств проводится прямым и косвенным методом. Для целей анализа привлекаются также данные приложения к бухгалтерской отчетности и Главной книги, определяющие движение денежных средств в рамках текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. 2.6. Общая оценка динамики состава и структуры источников финансовых ресурсов Причины увеличения или уменьшения имущества предприятий устанавливают в ходе изучения изменений в составе финансовых ресурсов. Поступление, приобретение, создание имущества предприятия может осуществляться за счет собственного и заемного капитала, соотношение которых раскрывает сущность финансового положения. Увеличение доли заемного капитала, с одной стороны, свидетельствует об усилении финансовой неустойчивости предприятия и повышении степени его финансовых рисков, а с другой - об активном перераспределении (в условиях инфляции и невыполнениях в срок финансовых обязательств) доходов от кредиторов к предприятию-должнику. На соотношение собственных и заемных средств оказывает влияние ряд факторов, обусловленных внутренними и внешними условиями работы предприятия: - различные величины процентных ставок за кредит и дивиденды. Если процентные ставки за кредит ниже ставок по дивидендам, то долю много заемного капитала следует повышать. Долю собственного капитала целесообразно увеличивать тогда, когда ставка по дивидендам ниже процентных ставок за кредит; - сокращение или расширение деятельности предприятия влияет на потребность в привлечении заемного капитала для образования необх

Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.