Развитие фовематического восприятия, навыков анализа и синтеза — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Развитие фовематического восприятия, навыков анализа и синтеза

2022-02-11 23
Развитие фовематического восприятия, навыков анализа и синтеза 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Фонематическое восприятие, прежде чем стать звеном речевого звукоразличения, на первых этапах онтогенеза возникает и автоматизируется как тональное звукоразличение, звуковая дифференцировка: бытовые шумы — голос человека, голос своего — голос чужого, просодика речи матери в разных ситуациях.

Таким образом, развитие фонематических процессов делится на несколько разделов. Только после успешного усвоения одного раздела можно переходить к следующему.

1. Восприятие и различение неречевых звуков:

а) Развитие слухового внимания,

Примеры упражнений:

«О чем говорит дом?». Предлагаем ребенку послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, кухни, другой комнаты.

«Послушай, о чем говорит улица». Предлагаем послушать и определить, какие звуки доносятся с улицы. Осуществляем зрительный контроль.

«Узнай шум». Определение на слух бытовых шумов, реально производимых и/или в записи: звонок телефона, звук льющейся (капающей) воды, шуршание бумаги и т. д.

«3вуки природы». Прослушиваем вместе с ребенком записи голосов животных и птиц, звучания шума дождя, града, капели, морского прибоя, реки и т. д. Соотносим звуки с картинками.

«Угадай». Логопед расставляет на столе несколько предметов (стакан с ложкой, коробка с кнопками и т. д.) и предлагает ребенку послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем убирает предметы за ширму и предлагает ребенку отгадать, что звучит.

«Волшебные коробочки». Подготовим два набора непрозрачных коробочек для себя и ребенка (3—7). Заполним их различными материалами: горохом, гречкой, сахаром, песком, скрепками, нарезанной бумагой.

Вначале предлагаем ребенку внимательно послушать звучание каждой коробочки и ознакомиться с ее содержимым. Затем по образцу он должен найти звучащую коробочку. Далее подобрать по аналогии серию звучащих коробочек.

«Где шумит?». Определение на слух направления звука, источник которого расположен справа, слева, сзади, спереди (используются пищащие игрушки, музыкальные инструменты).

«Жмурки с погремушкой». Вначале демонстрируется, какие звуки издает погремушка. Затем ребенку завязывают глаза и просят поймать ведущего по звуку погремушки.

«Колокольчик». Дети передают за спиной друг друга колокольчик. Ведущий должен отгадать, за чьей спиной звенел колокольчик.

«Прятки». Ребенок выходит из комнаты, логопед прячет громко тикающий будильник. По возвращении ребенок должен прислушаться и определить, в каком он месте спрятан.

«Музыкальные инструменты». Демонстрируем звучание различных инструментов: барабана, дудочки, бубна, трубы, гитары и т. д. Затем ребенок должен определить, какой инструмент прозвучал. Усложненный вариант: с закрытыми глазами определить, в какой последовательности звучали инструменты.

«Солнце или дождик». Ребенок должен выполнить действие согласно звучанию бубна: «солнышко» — бубен звенит — свободная ходьба; «дождик» — постукивание по бубну — присесть на корточки.

На развитие слухового внимания положительно влияют музыкальное сопровождение и движения под музыку. Такие упражнения воспитывают быструю и точную реакцию на слуховые раздражители. Смена музыкальных отрезков, темпов, ритмов, контрастность регистров, характер и сила звука, форма музыкального произведения позволяют регулировать смену движений и привлекать внимание детей к изменяющейся музыке.

«Поспи и попляши» (муз. Т. Ломовой «Игра с куклой»). Дети стоят в кругу; в руках у одного — кукла. 1-я ч. дети передают куклу плавным движением друг другу. 2-я ч. — ребенок, последним получивший куклу, ходит внутри круга, качает ее. По окончании музыки он занимает свое место в кругу. 3-я ч.- спящая кукла передается по кругу. Музыка оканчивается в мажорной тональности. Кукла просыпается. 4-я ч. — «Плясовая». Тот, у кого кукла, пляшет с ней внутри круга, остальные хлопают в ладоши.

«Грустно или весело закончилась музыка?». Дети учатся различать мажорное или минорное окончание музыки.

«Мальчики пляшут — девочки танцуют» (муз И. Арсеева). Послушав музыку, дети отмечают, что первая часть — веселая, задорная, под нее будут плясать мальчики. А вторая часть — плавная и нежная, под нее танцуют девочки.

«Балалайка и гармошка» (муз. И. Арсеева). Слушая музыку, дети определяют, когда играет балалайка, а когда гармошка, затем имитируют игру на этих инструментах.

«Парад». Дети имитируют движения пехотинцев, кавалеристов, летчиков, моряков и т. д. (в зависимости от того, какая музыка звучит).

б) Различение звуков, издаваемых тихо (громко).

Примеры упражнений:

· «Барабан». Прячем игрушку и просим ребенка найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если удаляется — тихо.

«Зайчики». Сажаем на стол двух игрушечных зайцев — большого и маленького. Объясняем, что большой заяц играет громко, а маленький — тихо. Затем воспроизводим то громкие, то тихие удары в барабан. Ребенок должен отгадать, какой из зайцев играл.

«Далеко или близко». Имитируем звук приближающегося и удаляющегося предмета (поезд, машина, самолет и т. д.). Ребенок должен определить на слух, далеко или близко предмет.

«Тихо или громко». Хлопаем в ладони то тихо, то громко. Ребенок должен выполнить действие согласно громкости звука: тихо — ходить, громко — стоять на месте.

в) Развитие чувства ритма.

Ритм — это основа правильного формирования речи и ее восприятия. Умение правильно воспроизводить ритмы способствует адекватному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей (словообразования). Таким образом, ритмические движения можно использовать для создания оптимальных условий для восприятия и осуществления речи. Развитие восприятия и воспроизведения ритмического рисунка, то есть соотношения длительности и пауз, является важным этапом работы. Звучащий ритм служит средством развития у детей со стертой дизартрией чувства ритма в движении и включения его в речь.

Примеры упражнений:

«Сосчитай удары». Вначале упражнение проводится с опорой на зрительный анализатор, затем просим ребенка закрыть глаза. Отстукиваем по столу 1—3 удара и просим сосчитать их.

«Сделай, как я». Вначале упражнение проводится с опорой на зрительный анализатор, затем просим ребенка закрыть глаза. Отстукиваем по столу ритмические рисунки, просим повторить их: 1-2, 2-1, 1-3, 3-1, 2-3, 3-2. Усложненные рисунки: 1-2-3, 2-1-3, 1-3-2, 3-1-2, 2-3-2 и т.д.

Рисунки воспроизводятся одной, другой рукой, хлопками, ногами.

«Кошка и котенок». Предлагается послушать и посчитать (воспроизвести) количество повторяющихся ударов: 2 удара (II) - котенок, 3 удара (III) — кошка. Простой вариант: 2-2-2  или 3-3-3-3. Усложненный вариант: 2-2-3-2, 3-3-2-3-2  и т. д.

«Сложные ритмы». Объясняем, что удары могут производиться громко (акцентированно) и тихо. Предлагаем послушать серии сложных ритмов и посчитать (воспроизвести) их: 1-3-2, 3-2-1, 2-1-3 и т.д.

«Ритмические рисунки». Объясняем, что с помощью знаков можно записывать ритмические рисунки. Просим ребенка прослушать рисунки и записать их. другой вариант — по записанному рисунку надо его воспроизвести.

«Слушай хлопки». Дети идут по кругу. На 1 хлопок — принимают позу аиста, на 2 хлопка — позу лягушки на 3 хлопка — возобновляют ходьбу.

«Хлопай в такт». Звучит музыкальное произведение, дети хлопками или притопами акцентируют каждую сильную долю.

«Музыкальные топотушки». Продублировать ритмическую пульсацию музыкального произведения рисунком движений (хлопками, притопами...).

«Лошадки в цирке». Дети встают в круг и под музыку ритмично двигаются шагом (совпадая в движении с четвертными длительностями), под эту же музыку переходят на ритмичный бег (совпадая в движении с восьмыми длительностями).

«Поссорились». Дети сидят в кругу парами, лицом друг к другу. На каждую восьмую длительность поочередно грозят друг другу пальцем. На четверть поворачиваются друг к другу спиной и оказываются с новым соседом, продолжают исполнять эти движения.

Хорошую помощь логопеду на этом этапе работы могут оказать занятия ритмикой или танцами.

Усвоению ритмической ориентировки в процессе всей работы способствует проговаривание детьми текста, отражающего разный характер ритма музыки и движений.

Сделай ручкой хлоп, хлоп (2 такта), сделай ножкой топ, топ, (4 такта), сделай ручкой хлоп, хлоп (6 такта), сделай ножкой топ, топ (8 такта).

Флажками тук-тук, тук, тук, тук (2 такта), делаем большущий круг (2 такта).

• Правой вверх, левой вверх, в сторону, накрест, в сторону, вниз (4 такта).

«Прогулка» (формирование представлений о длительности). На ковре — следы, между следами первой и второй пар расстояние 50 см, между следами третьей и четвертой пар — 20 см. Дети встают парами, держатся за руки. Один ребенок из пары наступает на следы, другой идет рядом и произносит текст:

Большие ноги идут по дороге,

Маленькие ножки идут по дорожке.

· «Забиваем колышки». Дети сидят на полу, скрестив ноги.

Справа тук. — Ударяют кулачком правой руки справа от себя.

Слева тук. — Ударяют кулачком левой руки слева от себя.

Впереди тук, тук. — Обоими кулачками стучат впереди себя.

«Локотки». В такт произносимым словам дети выстукивают по столу локотками или суставами согнутых пальцев ритм:

Ай, туки, туки, туки.

Застучали локотки.

Застучали молоточки.

Заиграли локоточки.

Тук-ток-тук--ток,

Скоро Ванечке годок!

2. Восприятие и дифференциации звуков речи:

а) Различение голосов и интонированности речи.

Примеры упражнений.

«Кто говорит?». На магнитофон записываются голоса близких и незнакомых ребенку людей, произносящих короткий стихотворный отрывок, а также самого ребенка. Просим опознать голос.

«Лягушка». Дети идут по кругу, один с завязанными глазами стоит внутри круга, дети говорят:

Вот лягушка по дорожке скачет, вытянувши ножки.

Увидала комара, закричала...

Тот, на кого указал водящий, говорит: ква-ква-ква». По голосу водящий определяет, кто кричал.

«Узнай по голосам». Ведущий просит двух или трех играющих произнести 1 или 2, или 3 слова, или фразу «Мы говорим четыре слова». Водящий должен узнать, чьи это голоса.

«Это вопрос?». Произносим короткие фразы с различной интонацией (восклицательной, вопросительной, повествовательной), просим ребенка ответить на вопрос, если он задан: «Тут стул. Там стол? Это мишка!» и т. д. Затем можно предложить ребенку поменяться ролями.

«Я сержусь». Произносим нейтральные фразы с различной интонацией (грустно, радостно, сердито, ласково). Просим ребенка угадать, когда голос сердитый.

б) Развитие речевого внимания.

Эти упражнения приучают детей вслушиваться в инструкцию, понимать ее и действовать в соответствии с ней.

«Птицы». Дети выполняют действия по слову-сигналу: «Птицы летают», «Птицы чистят свои перышки», «Птицы собирают зернышки», «Птицы пьют воду», Птицы засыпают».

«Четыре стихии». Дети стоят по кругу. По сигналу «земля» опускают руки вниз, «вода» — вытягивают вперед, «воздух» — поднимают вверх, «огонь» — вращают в локтях.

«3айчики и белочки». Дети свободно двигаются по комнате, но как только слышат команду логопеда, выполняют соответствующие движения: прыгают, изображают полет, грызут морковку, присаживаются, бегут от волка, засыпают...

«Покажи, где растет». Дети «гуляют по саду», если услышат название овоща, приседают, а если фрукта — поднимаются на носочки, руки поднимают вверх.

в) Дифференциация фонем, близких по акустико - артикуляционным признакам.

Дифференциация фонем проводится традиционным способом с использованием схем. Дифференцируются звонкие — глухие, твердые — мягкие звуки, свистящие — шипящие, соноры, аффрикаты и их составляющие, только правильно артикулируемые ребенком. На каждую пару звуков достаточно 2—5 занятий зависимости от тяжести нарушения. Если в речи ребенка имеются замены, количество занятий на дифференциацию этих оппозиционных звуков может быть увеличено. Рассмотрим на примере дифференциации звуков [р] — [л].

• Ребенку предъявляются короткие слова: лак — рак; лама — рама. Уточняем, обозначают ли слова одинаковые предметы, одинаково ли они звучат. Показываем картинки, с тем чтобы ребенок удостоверился, что слова имеют различное значение. Сравниваем слова по звуковому составу, выясняем, что они отличаются только звуками [р], [л].

• Различение оппозиционных звуков с опорой на тактильный и зрительный анализаторы. Схема: звук [р] — колокольчик, звук [л] — пароход (по артикуляции). Смотря в зеркало, произносим звук [р], подробно разбираем артикуляцию, соотносим со схемой: язычок дрожит так же, как язычок колокольчика. Смотря в зеркало, произносим звук [л], подробно разбираем артикуляцию, соотносим со схемой: губы улыбаются — волны, язычок похож на пароход, звук [л] похож на гудок парохода. Просим поочередно произносить звуки [р], [л], указывал одновременно на схему.

• Различение оппозиционных звуков в слогах. Произносим вначале закрытые, затем открытые слоги со звуками [р], [л], указывая на схемы звуков.

• Различение оппозиционных звуков в словах:

— разложить картинки в два столбика под схемами (звук [р], звук [л]) с обязательным анализом слов по местоположению звуков [р], [л];

— назвать овощи, фрукты, посуду и т. д., в названии которых есть звуки [р], [л];

— назвать слова (выбрать картинки), в которых звуки [р], [л] находятся в начале, середине, конце;

— заменить звук [р] на звук [л] и наоборот (с опорой на картинки): ложки — рожки, игла — игра, юла — Юра и т. д.;

— добавить (убрать) звуки [р], [л] в словах для получения новых слов: бот — борт — болт, тот — торт, газ — глаз;

определить позиции звуков [р), [л] в словах типа: Лара, рыболов и т. д.;

— разложить картинки в два столбика под схемами: «р, л» — колокольчик, пароход; «л, р» — пароход, колокольчик;

перестановка звуков, слогов в словах: ра, ла — Лара и т. д.

• Различение оппозиционных звуков в предложениях:

— добавить нужное слово в предложение. Называются два слова: рожки, ложки. Надо вставить их в предложения: У козлика маленькие... На столе лежат чайные...;

— определить, в каких словах в предложении есть звуки [р], [л] и их позицию (в соответствии со схемой): Роман плыл быстро. Лара вязала красный свитер. И т. д.

• Различение оппозиционных звуков в текстах: проговаривание чистоговорок (с предварительным анализом); чтение наизусть коротких стихов (с предварительным анализом).

Для развития слухопроизносительных дифференцировок важно связать контрастные звуки, например [с] — [ш] с определенными образами: [с] — водичка бежит, капель; [ш] -. пузырь лопнул или змея шипит; [ц] — белочка цокает; [ч] — чирикает воробей. В зависимости от музыкального образа, воспринимаемого детьми, в движениях изображается персонаж. Вначале дети слушают звуки и реагируют на них определенным образом, затем движение сопровождается звукоподражанием.

«Прогулка на луг». Дети гуляют и слушают разные звуки. Если услышат звук [ш] — <шипит змея», нужно подпрыгнуть, а если — [ж] — «жужжит жук», хлопнуть в ладоши, «поймать жука». На звук [ч], присесть, как кузнечики.

«Гуси и кукушка». Если услышите звук [к] — покажите, как кукушка машет крыльями, а если звук [г] — изобразите гуся (наклониться, вытянуть шею, руки отвести назад).

«Вьюга и поземка». Вьюга свистит — [с] — дети покачивают руками, поземка звенит — [з] — дети кружатся.

«Том и дом». Если дети услышат слово «том», ставят руки на пояс, а если слово «дом» — поднимают руки вверх и делают «крышу» над головой.

«Жуки и комары». Одна группа детей изображает летающего жука и жужжит: ж-ж-ж, другая комара и звенит: з-з-з.

3. Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза:

а) Развитие навыков элементарного звукового синтеза.

При выполнении всех упражнений время между произносимыми логопедом звуками постепенно удлиняется от 1 до 5 секунд. После достижения пятисекундной паузы упражнения повторяются в усложненном варианте — в паузах производится сигнал звучащей игрушкой или музыкальным инструментом.

• Синтез односложных слов из 3 звуков; вол, бак, сук, сом и т. д.

• Синтез слов из 4 звуков (один слог) со стечением согласных: храм, гном, сорт, ворс и т. д.

• Синтез слов из 4 звуков без стечения согласных (два открытых слога): горы, куры, луна и т. д.

• Синтез слов из 2 слогов со стечением согласных: кроты, клубы, соска, корка, майка и т. д.

• Синтез слов из 3 открытых слогов: бараны, бумага и т. д.

б) Развитие звукослогового анализа.

В этом блоке приводятся виды работы, которые выстроены определенным образом. Можно разнообразить и дополнить их различными играми («Кто быстрей», Получи приз» и т. д.) и наглядными пособиями. Рекомендуем использовать «звуковой домик», фишки, схемы.

Примеры упражнений:

• Выделение первого ударного и безударного гласного звука, нахождение общего звука в словах.

• Выделение последнего согласного звука в словах.

• Выделение первого согласного звука в словах со стечением согласных.

• Выделение первого согласного звука в словах без стечения согласных.

• Выделение последнего гласного звука в словах (ударный и безударный гласный).

• Определение местонахождения звука в слове (в начале, середине, конце).

• Определение 2, 3, 4-го... звука в словах.

• Определение количества звуков в словах.

• Отстукивание ритмического рисунка слов (по слогам).

• Определение количества слогов в словах.

• Сравнение по звуковому составу слов, отличающихся одним звуком, слогом.

• Сравнение по звуковому составу слов с выпавшим звуком (в конце, начале, середине слова), слогом.

• Добавление звука, слога для получения новых слов (в конце, начале, середине слова).

• Замена звука, слога в конце, начале, середине слова.

• Перестановка звуков, слогов.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.