Постановка нарушенных звуков — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Постановка нарушенных звуков

2022-02-11 32
Постановка нарушенных звуков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Известно, что у детей со стертой формой дизартрии постановка и автоматизация звуков вызывают значительные сложности. В процесс звукопроизношения включены сложные мозговые системы и периферия (речевой аппарат). Для формирования правильного звукопроизношения и особенно автоматизации и введения звуков в речь требуются определенные условия, как- то: правильное дыхание, темп, ритм речи, владение голосом, развитый артикуляционный аппарат, умение опознать фонемы по различительным признакам. Таким образом, пройдя все предыдущие этапы работы и параллельно выполнив упражнения для постановки звуков в домашних условиях, мы создали базу для быстрой, легкой постановки звука и введения его в речь. Отметим, что у многих детей звуки появляются спонтанно. В этом случае мы закрепляем полученный результат, выполняя работу по другим разделам. Очередность постановки звуков неважна. Начинаем работу с наиболее легких для ребенка звуков, имея цель поставить все нарушенные звуки.

Звук [з]. Для постановки звука необходимо сделать следующее:

· отрабатывать продувание плавной воздушной струи по средней линии языка (ладонь под подбородок и подуть на нее);

• далее к воздушной струе присоединять голос, возникает звук, сходный с [ув];

• создать ощущение голосодыхательной струи на кончике (положить кончик языка на нижнюю губу таким образом, чтобы он закрыл ее. Поставить ладонь под подбородок и подать голосодыхательную струю — возникает звук, близкий к [в]);

• затем предложить ребенку оскалить зубы и положить кончик языка между резцами, язык не прижимать, подать голосодыхательную струю — слышится звук [з];

• необходимая отработка ощущения лёгкого касания языка — высунуть язык, пощекотать его шариковым зондом (уточнить, почувствовал ли ребенок щекотание), затем коснуться языком нижних резцов;

• после того как ребенок научится легко касаться кончиком языка нижних резцов, он произносит звук на оскале в межзубном положении, затем убирает кончик языка за нижние резцы.

При такой постановке звука [з] звук [с] корригируется спонтанно по мере автоматизации звука [з]. Звук [з’] ставится в сочетании [и-ззз-ииии], [с’] — в сочетании [и-ссс-нии].

Звук [ц] обычно корригируется спонтанно после автоматизации звука [с] и формирования фонематических представлений. Если требуется специальная постановка, то используется сочетание [а-т-с] или аналогичное сочетание с другими гласными (с ускорением).

Звук [ж]. Для постановки звука [ж] необходимо сначала отработать продувание воздушной струи через середину распластанного языка, затем положить широкий кончик языка на верхнюю губу так, чтобы он ровно закрыл ее, и подуть. На кончике носа должно возникнуть ощущение теплой воздушной струи.

Если ребенок не может положить язык на верхнюю губу, выполняем упражнение на присасывание языка к верхней губе и укладывание языка в верхнее преддверие рта. Можно придерживать язык на верхней губе с помощью нижней губы, поднимая ее пальцем. далее к подаче воздушной струи на кончик носа присоединяется голос, слышим звук, похожий на [в]. Когда усвоена предыдущая позиция, во время голосоподачи убираем кончик языка за верхние зубы на оскале до получения звука [ж].

Нельзя ставить шипящие звуки при дизартрии с помощью придания губам формы рупора — это провоцирует сужение языка и подъем его средней части. Звук [ж] успешно ставится и с помощью зондов. Зонд подводится под переднюю часть языка, ребенку предлагаем пожужжать. Затем зонд перемещается вперед — назад, ребёнок кивком головы показывает правильно или неправильно звучит звук (ребёнок сам может взять зонд и «поискать» у себя во рту нужный звук).

Звук [ш] корригируется спонтанно, после автоматизации [ж].

Звук [щ] можно поставить в сочетании с [и-шшш-иии]. Можно использовать зонды, аналогичные [ж].

Звук [ч ] ставится в сочетании с [а-ть-щ] или в сочетании с другими гласными.

Звук [л] ставится после отработки воздушной струи.

• Сначала пропеваем [а-а-а] с широко открытым ртом.

• Во время пропевания нужно касаться узким краем языка поочередно то нижней, то верхней губы.

• Далее предложить показать кончиком языка середину верхней губы и слегка нажать на нее.

• Во время пропевания несколько раз плотно прижимаем кончик языка к середине верхней губы — [ла-ла-ла].

Упражнение фиксируется, а позднее кончик языка перемещается к верхним резцам и убирается за них. При нарушении координации ребенку трудно установить кончик языка на середину верхней губы, в таких случаях рекомендуется ставить кончик языка в верхнее преддверие рта и выполнять упражнения в такой позиции.

Не рекомендуется ставить [л], прикусывая край языка, так как при этом не формируется необходимый прогиб в средней части языка и при переводе языка за верхние резцы получается смягченный звук. Нужно плотно прижать переднюю часть спинки языка к нёбу так, чтобы язык касался зубов. Это можно сделать с помощью шарикового зонда или чистого пальца.

Звук [р].

• Сначала нужно убедиться в том, что подъязычная связка достаточно растянута (или хирургическое вмешательство, или специальные упражнения — любые упражнения для языка на движение вверх: облизывание губ с широко открытым ртом, поглаживание нёба в переднее - заднем направлении, вытягивание языка к носу и т. д.).

• Очень важно сформировать ощущение воздушной струи на кончике языка. Для этого можно применить задувание на кончик носа при укладывании широкого языка на верхнюю губу как при постановке [ж].

• Следующий этап — отработка подвижности широкого кончика языка: присасывание кончика языка к нёбу (цоканье), «болтушка».

• Далее предлагается на оскале распластанным кончиком языка ударять по нёбу с поддуванием на кончик языка: да-да-да, дэ-дэ-дэ (многократно в разном ритме, со смещением ударения, с ускорением).

• Можно ставить звук [р] от сочетания [дз] на оскале.

• Можно ставить звук [р] при межзубном положении языка.

• Можно использовать приём «балалайка». Ребенок на оскале многократно произносит [д-д-д] или [ж-ж-ж]. Используя шариковый зонд, подведенный под кончик языка, создаем вибрацию. При получении таким способом изолированного звука необходимо сразу вводить его в слоги. В том случае, если ребенок не может поднять кончик языка, «балалайку» можно делать, положив ребенка на спину со слегка запрокинутой головой.

Звук[р’] можно поставить в сочетании с [ии-рр-ии].

Все перечисленные приёмы постановки звуков не являются исчерпывающими. Можно использовать различные приёмы с учетом индивидуальности ребёнка.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.