Развитие зрительного восприятия, навыков анализа и синтеза пространственых представлений — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Развитие зрительного восприятия, навыков анализа и синтеза пространственых представлений

2022-02-11 22
Развитие зрительного восприятия, навыков анализа и синтеза пространственых представлений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитие зрительного восприятия, навыков анализа и синтеза

Работу по развитию зрительного восприятия, навыков анализа и синтеза важно вести в следующей последовательности:

1. Различение предметов по форме.

2. Различение предметов по цвету.

3. Узнавание, сравнение реальных изображений предметов.

4. Синтез реальных изображений предметов разрезные картинки, пазлы, «заплатки»).

5. Узнавание схематических, силуэтных, пунктирных и контурных изображений.

6. Узнавание и исправление недорисованных изображений, правильно расположенных в пространстве.

7. Угадывание предметов по отдельным деталям.

8. Узнавание и исправление недорисованных изображений, расположенных в пространстве под углом в 45, 90, 135°.

9. Узнавание зашумленных изображений.

10. Узнавание наложенных изображений.

11. Узнавание «химер» (двойных изображений).

12. Анализ изображений (сходство-отличие).

13. Лабиринты.

Развитие пространственных представлений

Пространственные представления — сложная многофакторная структура психики. Их развитие в онтогенезе проходит длинный путь от ориентации в схеме тела до вербальной маркировки пространства («впереди», «сзади», «под», «над» и т. д.). Работу над освоением пространства необходимо разбить на следующие этапы: освоение пространства собственного тела, уточнение и обогащение представлений о внешнем пространстве, определение пространственных направлений по отношению к себе, определение ориентации предметов по отношению друг к другу, конструирование, пространственная ориентация на листе бумаги, вербальная маркировка пространства. Работа по уточнению пространственных представлений также должна быть жестко иерархически выстроена; только после овладения одним этапом можно переходить к следующему.

Соматогнозис

Освоение телесного пространства — наиболее онтогенетически ранняя система ориентации, поэтому формирование пространственных представлений правильно начинать именно с этого этапа работы. Ребенок должен, прежде всего, осознать собственное тело, знать части тела и их взаимное расположение, усвоить, Что взаиморасположение частей тела неизменно.

 «Верх-низ». Условно поделить вместе с ребенком перед зеркалом его тело на верхнюю и нижнюю части (по линии талии). Детально обговорить с ним, какие части тела располагаются внизу, а какие вверху. Связать направления пространства собственного тела с движениями: верх — встать на цыпочки, подпрыгнуть, поднять руки; низ - присесть, наклониться, опустить руки.

Примеры упражнений:

Назови и покажи верхние, затем нижние части тела, сначала стоя у зеркала, потом по памяти.

Назови, что выше (ниже) всего, сначала стоя у зеркала, затем по памяти.

«Путаница». Логопед неверно называет части тела, находящиеся вверху (внизу), или их расположение относительно друг друга. Ребенок должен его поправить. Затем они могут поменяться ролями.

«Верх». Покажи и назови действия, которые можно совершать верхними частями тела (повороты, наклоны головы, махи руками, вращение туловища и т. д.).

«Низ». Покажи и назови действия, которые можно совершать нижними частями тела (приседание, махи ногами, вращение бедрами и т. д.).

• «Спереди - сзади». Условно поделить вместе с ребенком его тело на переднюю и заднюю части. Детально разобрать с ним у зеркала, какие части тела находятся у него спереди и сзади.

Примеры упражнений:

Назови и покажи части тела, которые находятся у тебя спереди (сзади), сначала стоя у зеркала, затем по памяти.

• «Скажи где». Логопед дотрагивается до разных частей тела ребенка, надо назвать часть тела и сказать, где она расположена (спереди иди сзади).

«Вперед». Выполнять движения только в направлении вперед (ходьба, прыжки, сгибание коленей, махи руками, наклоны головы и т. д.)

«Назад». Выполнять движения только в направлении назад (ходьба, прыжки, махи руками, ногами, откидывание головы и т. д.).

«Путаница». Аналогично упражнению, описанному ранее в разделе.

«Совмещение понятий». Логопед называет (показывает) часть тела, ребенок должен сказать, где она находится: лицо — вверху спереди, пятки — внизу сзади и т. д.

«Право-лево». Условно поделить с ребенком его тело на левую и правую половины в соотнесении с правой и левой рукой (по средней линии тела). Этот этап в освоении телесного пространства наиболее сложен, поскольку не имеется зрительных маркеров, способных облегчить ребенку формирование правильных представлений (правая и левая части тела одинаковы). Следовательно, вначале необходимо дать ребенку такую маркировку. Лучше всего завязать ему на левой руке прочную нитку (можно надеть часы, резинку), которую он будет носить постоянно.

Примеры упражнений:

• Назови и покажи правые и левые части тела.

Игры с мячом (начинать лучше с мяча большого диаметра, затем постепенно вводить в игру мячики меньшего размера): броски правой, левой рукой; постукивание мячом о пол правой, левой рукой; отбивание мяча правой, левой ногой, коленом, локтем, бедром и т. д.

Поймать, отбить мяч правой (левой) рукой, затем ногой.

«Направо». Выполнять движения только в направлении направо (махи руками, ногами, приседания на правое колено, наклоны головы и т. д.).

• «Налево». Выполнять движения только в направлении налево.

«Путаница». Аналогично описанному ранее упражнению.

«Право-лево». Предложить ребенку дотронуться правой рукой до левой коленки, левой рукой до правого уха и т. д.

«Совмещение понятий». Логопед дотрагивается до любой части тела ребенка и просит его определить, где она находится: ухо — вверху слева, колено — внизу справа, спереди и т. д.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.