Тема: Буквы Е и И в окончаниях имён существительных. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Тема: Буквы Е и И в окончаниях имён существительных.

2022-02-11 48
Тема: Буквы Е и И в окончаниях имён существительных. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема: Буквы Е и И в окончаниях имён существительных.

050700.62 специальное (дефектологическое) образование

Профиль подготовки: логопедия

 

 

Выполнила:

Студентка IV курса

Очной формы обучения

Специальность логопедия

Мельникова Екатерина

Александровна                 

 

 

Санкт-Петербург

2015

Тема: Буквы Е и И в окончаниях имён существительных.

Учебное издание. Серия «Школа России». Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций (в 2 частях).

Время освоения орфограммы: IV класс, II четверть.

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах

Е и И в окончаниях имен существительных

Падежи 1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.
Р.п.  
Д.п.  
П.п.

 

Методическая рекомендация: В. П. Канакина. Русский язык. Методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 4 класса начальной школы. Москва «Просвещение» 2005.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

_ Рассмотри внимательно таблицу.

Падежные окончания имён существительных

Падеж 1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.
И.п. -а, -я -о,-е  
Р.п. -ы, -и -а, -я
Д.п. -у, -ю
В.п. -у, -ю -о, -е  
П.п.

 

Ты помнишь, что наибольшую трудность при письме вызывают безударные окончания –Е и –И, так как произносятся они в безударном положении одинаково. Посмотри на таблицу и расскажи, когда пишется окончание – Е, а когда – окончание – И.

Задания и упражнения:

Упражнение 1. Запиши слова в два столбика. Не забывай объяснять свой выбор.

[и] – е                                     [и] – и

аппликации из бумаг[и], техника акварел[и], выписывать из книг[и], найти в кииг[и], думать о музе[и], мечтать о снег[и], побывать в Япони[и], гулять по алле[и], кружиться вокруг ел[и], собраться у огромной ёлк[и], подойти к нарядной ёлк[и].

Упражнение 2. Прочитай. Устно объясни написание пропущенных окончаний. Спиши первые четыре строчки.

Волшебная шляпа

Волшебная шляпа в цветной упаковк...

Лежала в коробк..., коробка - в кладовк...,

Волшебник, наверное, шляпу оставил,

Однако в известность жильцов не поставил.

Её обнаружили только вчера,

Но в шляп... волшебной зияла дыра.

На шляпу смотреть невозможно без бол... -

Она пострадала, бедняжка, от мол....

Её не заштопаешь, не залатаешь,

Желанье заветное не загадаешь.

Хотите в Австралии утром проснуться

И вечером к мам... с подарк... вернуться?

Обшарьте кладовку. Быть может, вас ждёт

Оставленный кем-то ковёр-самолёт.

(Е. Лаврентьева)

 

Упражнение 3. Спиши. У имён существительных выдели окончания. Запиши о скобках доказательство выбора буквы в безударных окончаниях.

Каждое утро на заре и каждый вечер на закат е () выходила она на порог мышиной норк и (), и. когда ветер раздвигал верхушки колосьев, так что открывалось голубое небо, ей думалось о том, как светло и хорошо там, на вол е (), и очень хотелось снова увидеть милую ласточку. Но ласточка больше не показывалась - должно быть, летала где-то далеко в зелёном лесу.    

(Х.-К.Андерсен)

Упражнение 4.  Спиши, стань выделенные слова в нужной форме. Не забывай объяснить правописания безударных падежных окончаний.

Когда солнце появляется в небо, оно всякий раз удивляется: куда делись звёзды? Ведь ночью, когда солнца не было, все небо было усеяно звёзды, куда же они теперь подевались? Это очень интересно. Каждое утро, прежде чем взойти, солнце осторожно выглянет откуда-нибудь из-за леса, из-за горы, чтобы подсмотреть, куда деваются звёзды.

Но стоит ему выглянуть - и звезд уже нет.

И тогда солнце поднимается высоко, чтобы хорошенько все осветить, в надежда обнаружить хоть какую-нибудь зазевавшуюся звездочку. Но ничего обнаружить ему не удается.

(Ф.Кривин)

 

Образовательная система «Школа 2100». Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева. Русский язык. Учебник для 5-го класса основной школы. В 2кн. Часть 2. Под ркд. А.А.Леонтьева.-Изд. 3-е.-М.: 2008.

Время освоения орфограммы: V класс, III четверть.

Е скл.

Е скл.

3-е скл.   Р.п.   Д.п. П.п.     - И      - Е           Искл.:        -И     арми и     арми и в армии и   ___   ___  - Е Искл.: ___   ___ - И в созвездии и о гении и          - И            

 

Орфограмма «Буквы Е и И в безударных падежных окончаниях имён существительных»

Чтобы определить, какой буквой (е или и) обозначается звук в безударном надежном окончании существительном, нужно вместо существительного с безударным окончанием подставить существительное того же склонения с ударным падежным окончанием.

Изображается в басн е (1-е скл., П.п.) - в земл е;

побывать в жузе е (2-е скл., П.п.) - о соловь е.

Исключения: существительные на - ия, - ие, -ий.

В Р., Д. и в П. падежах существительные 1-ого склонения на – ия и в П. падеже существительные 2-ого склонения на – ие, - ий имеют

окончание – и.

Рассказывать о путешествии и (искл., 2-е скл., на – ие, П.п.), путешествовать по Росси и (искл., 1-е скл., на – ия, Д.п.).

Опознавательный признак орфограммы – безударное положение гласного.

 

421. Опираясь па правило, составь ход рассуждения по выбору написания букв е – и в безударных падежных окончаниях существительных. * Как ты думаешь, с какого шага правильнее начать рассуждение: с определения склонения существительного или с выяснения того, есть ли перед безударным падежным окончанием буква и? * Сравни свой ход рассуждения с представленным ниже.

1. Выясни, есть ли перед безударным падежным окончанием            существительного буква     и

         нет                                      да, есть.

                                       Вывод: пиши в окончании букву и:

                                      в коллекции и.

2. Определи склонение данного существительного

и падежа.

3. Вместо данного подставь существительное того

же склонения с ударным падежным окончанием.

Сделай вывод: на окн е – на неб е.

 

422. Используя ход рассуждения, предложенный в упр.421, определи, какую букву надо писать в окончаниях данных существительных. * Спиши, вставляя нужную букву.

На демонсграци__, в ча__, в прибо__, о Каспи__, в планетарии__, о случа__, в лице__, в гимназии__, в заявлении__, о свидании__, по Белорусси__, по Украин_, по Польш_, по Венгри_, в редакци_, в зате_, на роял_, из ткан_, о музык_, на поко_, в пустьн_, в Замоскворечь__.

423. Прочитай пары слов. К каким типам склонения они относятся?

лотерея – фамилия                            

аллея – лилия

клей – гений

край – комментарий

веселье – веселие

ученье – учение.

*Запиши данные существительные в форме предложного падежа.

424. Спиши, вставляя пропущенные буквы. * Графически обозначь условия выбора изучаемой орфограммы.

1. Спят з_мля в сиянь_ голубом. 2. В ущель_ том б_жал поток. (М.Ю. Лермонтов) 3. Как много, представьте себе, д_броты в молчань_. 4. Но не построит_ся и не устроит_ся счастье твоё на несчасть_ чужом. (Б.Ш. Окуд-жава) 5. Несколько мгновений прошло в молчании_. 6. В сравнени_ с ним его товарищ к_зался стариком. (И.С. Тургенев) 7.Но кто идёт по алле_ - две тени. 8. И жизнь его потонет в забвень_ без сл_да, как звук пустой. (М.Ю.Лермонтов) 9. Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии_. (А.А.Фет)

425. Запиши данные существительные в форме детального и предложного падежа. * Графически обозначь условия выбора изучаемой орфограммы.

Софья, София, Соня, Сонечка; Марья, Мария, Маша; Наталья, Наталия, Наташа; Юрий, Юра; Григорий, Гриша; Анатолий, Толя; Любовь, Люба, любовь.

Методическая рекомендация: Русский язык: методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 4 кл. нач. шк. / В.П.Канакина.- М.: Просвещение, 2005. – 176 с.

УРОК № 70

ТЕМА: Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

ЗАДАЧИ:

· Развивать умение устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания;

· Учить сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания – е, - и;

· Учить контролировать правильность выбора безударного падежного окончания имён существительных.

Планируемые результаты

Предметные:

· Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания;

· Выбирать нужный способ проверки при написании окончания;

· Обосновывать написание безударного падежного окончания.

Метапредментые:

· Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

· Применять установленные правила в планировании способа решения;

· Вносить коррективы в действия после проверки.

· Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Личностные:

· Понимать личную мотивацию к процессу обучения, осознавать готовность к саморазвитию

Межпредметные связи: чтение.

ХОД УРОКА

Содержание деятельности учителя.

· Создает условия для самостоятельной работы учащихся по заданию в учебнике.

· Помогает определить тему урока, поставить учебную задачу.

· Создает условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию в рабочей тетради.

Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить тестовую работу.

1.Прочитай предложение. Укажи имя существительное, в котором окончание является орфограммой.

На доске висел плакат по математике.

A) доске;

B) плакат;

C) математике

2. Укажи стрелочку, в которой перечислены имена существительные  2-го склонения.

A) победа, семья, папа;

B) метель, честь, дрожь;

C) пекарь, совет, мыло.

3. Укажи слово, которое может быть проверочным при написание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го склонения.

A) стена;

B) солома;

C) сумка.

4. Укажи слово, в котором пишется окончание – и.

A) от речк..;

B) на стенк..;

C) к деревн…

5. У имён существительных какого склонения в предложном падеже пишется окончание –и?

A) 1-го склонения;

B) 2-го склонения;

C) 3-го склонения.

6. Прочитай слова. Сколько имён существительных имеют окончание – е?

В повест…, у собак…, от дяд…, в вазочк…, на берёзк…, около деревн…, на плакат….

A) 3 имени существительных;

B) 4 имени существительных;

C) 5 имён существительных.

Задания и упражнения из учебника: Правила и упражнения по русскому языку 1-4 классы. По программе Т.Л.Рамзаевой. М.: ЮНВЕС. 2005 – 320с.

4 класс.

· Спешите. Определите падежи, вставьте пропущенные буквы.

на пончик..     о коридор..      о маяк..

на цикл..         на союзник..     на пилот..

о хозяин..       о трамплин..     на кубик..

на болот..       о букетик..        о зайчик..

· Спешите. Определите падежи, вставьте пропущенные буквы.

о чащ..               у сорок..

о гряз..               об упругост..

к послушност..   в справочк..

при утк..         по бляшк..

в мелочност..       в сеялк..

об умелост..         о призёр..

к рисинк..             к горст..

Задания и упражнения из учебника: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч.Часть 2. / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2012.

Окончание – е пишется:

У существительных 1-го склонения в дательном и предложном падежах (кроме существительных на – ия);

У существительных 2-го склонения в предложном падеже (кроме существительных на – ий, - ие).

Поется в песн е (1-е, П.п.), подошёл к избушк е (1-е, Д.п.), в романс е (2-е, П.п.)

Окончание – и (- ы) пишется:

У существительных 1-го склонения в родительном падеже;

У существительных 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах.

Сила вол и (1-е, Р.п.), встречаются в жизн и (3-е, П.п).

Применяя правило, рассуждать по образцу: из песн.. слова не выкинешь. Из песн.. - песня, 1-е склонение, не выкинешь (из чего?) из песн.. - существительное стоит в родительном падеже. У существительных 1-го склонение в родительном падеже пишется окончание –и. напишу из песни (1-е, род. п).

533. Е или И? Обозначьте орфограмму в окончаниях существительных.

Половина площади... Приблизиться к баскетбольной площадк... Подъехать к привокзальной площад...

535. Выпишите словосочетания с зависимыми существительными. Укажите их склонение и падеж.

Образец. Плачет (З-е. плачет (от чего?),Р.п.) от зависти.

1. Злой плач..т от завист.., а добрый от жалост.. 2. В лихост.. и завист.. нет ни проку, ни радост...3. Хороша рыба на чужом блюд... 4. Добрался, как волк до овчарн... 5. Собака на сен.. лежит: сама (не) ест и скотин.. (не) даёт.

580. Спишите. Поставьте пропущенную запятую. Укажите в скобках, которые стоят перед существительными, склонение и падеж этих существительных. Обозначьте орфограмму «Буквы е и и в надежных окончаниях существительных».

1. По (- -) дорожк.. снежной зимой в лес (не)пройдешь. 2. Завалило ягоду в (- -) болот.. снегом. 8. Зан..сло в (- -) пол.. зерно. 4. Белка пробилась сквозь снег в мох достала так с (- -) осев.. спрятанные орехи и тут же их с(?)ела. 5. Ну как было (не)поз..видовать беличьей (- -) памят..!

587. Поставьте существительные в родитепьном падеже единственного числа с предлогами от, с, из, после, без (по выбору) и распределите их на две группы: 1) с окончанием – и только в родительном падеже; 2) с окончанием – и в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа.

Опас(?)ность, песня, книга, молодёжь, жизнь, ночь,стройка, гордость, поездка, гибель, радость, чаща, пыль,разведка, память, колея, дорога. мес(?)ность, речь,помощь, республика.

Задания и упражнения из учебника: Русский язык. 5 класс. Учебник. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А и др.2007.

95. Выпишите имена существительные с недописанными окончаниями.

Образец. Лежит в плетёной корзин.. – лежит (1 скл., П.п) в корзине.

Выйти к лесной опушк... 2. Расположились на небольшой полян.. 3. Край берёзовой рощ.. 4. Нигде нет настоящей тен... 5. Скрываться в буйной поросл.. трав. 6. Запах горькой полын... 7. Играют в пышной зелен.. деревьев. 8. Купаются в солнечном блеск... 9. Удивительно радостно на сердц...

97. Спишите. Обозначьте орфограмму «Буквы е и и в падежных окончаниях имён существительных».

Отдыхали (в) двоём с с..строй в лагер.. «Берёзка», разучивали на лужайу.., подъехали к дач.., пошли по алле.. (в)лево, распол..жились на склон.., собрались на площадк.., выступали по очеред.., вернулись к ноч.., поместили в стенгазету «Турист».

Задания и упражнения из учебника: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 3ч. Часть 1 / С.И.Львова, В.В.Львов. – 9-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2012.

- Е и – И в именах существительных

151. Устное высказывание. Расскажите о правописании безударных окончаний – е и – и в именах существительных. Привадите примеры.

152. Запишите словосочетание в соответствующие графы таблицы. Определяя написание окончаний имён существительных, действуйте по схеме: склонение – падеж – выбор безударного окончания – е или – и.

- е

- и

1-е скл., Д.п, П.п. 2-е скл., П.п. 1-е скл., Р.п. 3- е скл.
       

 

Жить на чужбин_, расположиться у речк_, купить в магазин_, работать на компьютер_, пишу в тетрад_, поставить у печк_, у бабушк_ в посёлк_, держать на столик_, размышлять о хокке_, сказать на лошадк_, прятать в сара_, предаваться горест_, не испытывать радост_, думать о наук_, заботиться о Наталь_, на краю крыш_.

154. Как вы думаете, почему слова даны парами? Составьте с каждым словом словосочетание, запишите, объясните написание окончаний.

В ладон_ - в ладошк_, в колыбельк_ - в колыбел_, на тетрад_ - на тетрадк_, на лошадк_ - на лошад_, в постел_ - в постельк_, во взаимосвяз_ - в связк_, по морковк_ - по морков_, на детал_ - на детальк_, в шинельк_ - в шинел_.

  Задания и упражнения из учебника: Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова. Зав.редакцией В.П.Журавлёв.2001.

196. Рассмотрите таблицу и расскажите по ней о правописании гласных и и е в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Приведите свои примеры.

Падежи 1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.
Р.п. - и (- ы) - - и
Д.п. - е - - и
П.п. - е - и

 

197. Поставьте данные ниже существительные в тех падежах, для которых в таблице (см. упр. 196) указаны окончания.

Аппарат, программа, печенье, станция, рейс, направление, рейка, батарея, область, рельс, ущелье, пр..земление, пр..града, пр..вычка, пр..подаватель, алюминий, платье, резерв, рейд, спортсмен, деталь.

198. Выпишите существительные с пропущенными окончаниями вместе с теми словами, от которых они зависят.

Образец: лежит (на чем?) на крыше (1-е скл.)

Зима. Снег лежит на каждой тропинк.. и каждой алле... На зеленной ёлк.. и пихт.. хвоя покрылась инеем. Спит в бергол.. в своей постел.. косолапый мебель. Белка скачет с ветк.. на ветку. Заяц у белоствольной березк.. попрыгива..т. Брод..т по просёлочной дорог.. возле деревн.. голодный волк.

 

 

 

       

 

 

Тема: Буквы Е и И в окончаниях имён существительных.

050700.62 специальное (дефектологическое) образование

Профиль подготовки: логопедия

 

 

Выполнила:

Студентка IV курса

Очной формы обучения

Специальность логопедия

Мельникова Екатерина

Александровна                 

 

 

Санкт-Петербург

2015

Тема: Буквы Е и И в окончаниях имён существительных.

Учебное издание. Серия «Школа России». Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций (в 2 частях).

Время освоения орфограммы: IV класс, II четверть.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.