Краткосрочная кривая совокупного предложения. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Краткосрочная кривая совокупного предложения.

2022-02-11 55
Краткосрочная кривая совокупного предложения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как известно из курса экономической теории, совокупное предложение — это общее количество конечных благ (товаров и услуг) в денежном выражении, произведенных в экономике за определенный период. Кривая совокупного предложения (AS) отражает функциональную зависимость величины выпуска (Y) от уровня цен в экономике (Р) (рис. 7.1). Изменение величины совокупного предложения под воздействием изменения уров­ня цен интерпретируется движением по кривой AS. Измене­ние совокупного предложения под воздействием неценовых факторов показывается смещением самой кривой AS вле­во—вверх (уменьшение предложения, из положения AS 1 в по­ложение AS 3) или вправо—вниз (рост предложения, AS 1AS 2). К неценовым факторам совокупного предложения относятся изменения в технологиях производства товаров и услуг, ценах производственных ресурсов, налогах.

Вид кривой совокупного предложения в различных теорети­ческих концепциях полагается разным. Прежде всего он зави­сит от рассматриваемого периода времени. Классическая мо­дель макроэкономического равновесия, по существу, описыва­ла экономику с характеристиками, присущими длительному периоду. Кривая совокупного предложения в данной модели выглядит в виде вертикальной линии LRAS (рис. 7.2). Класси­ческая модель предполагает, что номинальные экономические показатели — заработная плата, ставка банковского процента, уровень цен — являются гибкими и тем самым содействуют достижению макроэкономического равновесия. Реальные же показатели — уровень занятости, объем дохода (выпуска), ре­альный уровень заработной платы — зависят от неких постоян­ных характеристик (технологий производства, предложения труда и др.). Экономика функционирует в условиях полной за­нятости, фактический реальный объем национального про­изводства соответствует потенциально возможному. Рост сово­купного спроса, вызванный, например, выпуском в обращение дополнительных денег, не приведет к увеличению реального ВВП, а лишь повысит цены и номинальные заработные платы работников, т.е. вызовет инфляцию. Кривая долгосрочного со­вокупного предложения иллюстрирует независимость величи­ны совокупного предложения от уровня цен (его абсолютную неэластичность по уровню цен).

В кейнсианской теории, напротив, кривая совокупного пред­ложения представляется в виде либо горизонтальной линии SRAS (см. рис. 7.2), либо кривой с положительным наклоном. Такое поведение присуще совокупному предложению в крат­косрочном периоде, в котором номинальные величины являют­ся негибкими, относительно жесткими (поскольку цены и но­минальные заработные платы не могут меняться каждый день и, кроме того, они не всегда изменяются одновременно и про­порционально). В случае экономических колебаний при ста­бильности номинальных показателей изменяются реальные по­казатели — если уровень цен вырос, а номинальная заработная плата осталась прежней, товаропроизводители склонны увели­чивать количество нанятых работников и расширять производ­ство. В краткосрочном периоде совокупное предложение явля­ется эластичным по уровню цен на товары.

Итак, в длительном периоде совокупное предложение более подвержено влиянию изменений технологий и объемов про­изводственных ресурсов, в краткосрочном — уровня цен. Дру­гими словами, если при исследовании краткосрочного периода основное внимание следует уделять анализу совокупного спро­са, то, рассматривая длительный период, необходимо учиты­вать тенденции поведения совокупного предложения.

Существует несколько причин относительной жесткости цен и номинальных зарплат в краткосрочном периоде по срав­нению с долгосрочным.

Во-первых, стабильность заработных плат и цен можно объяснить «ступенчатостью» их изменения, которая вызвана тем, что изменение цен «стóит денег». Для его осуществления фирмам приходится высылать клиентам новые каталоги, рас­пространять среди своих торговых представителей списки но­вых цен или (если речь идет о ресторанах) печатать новые ме­ню. Данные издержки, названные Н. Мэнкью издержками ме­ню, заставляют фирмы корректировать свои цены не постоян­но, а от случая к случаю. Аналогично, если пересмотр зарплаты производится два раза в год, то в целом за год она изменится, но в промежутках времени между пересмотрами останется посто­янной. Соответственно, если анализировать достаточно корот­кий период и при этом не брать в расчет момент изменения за­работной платы, то ее можно считать постоянной.

Во-вторых, медленное изменение цен связано с нескоординированностью, асинхронностью действий фирм. Инфляция повышает все цены в экономике. Однако каждая отдельная фир­ма, даже зная об инфляции, предпочтет не повышать цены на свои товары первой и тем более не станет делать этого резко, опа­саясь, что конкуренты не предпримут аналогичные меры и смо­гут резко увеличить свою долю в общем объеме продаж. Таким образом, если фирмы прямо не координируют свои действия, они будут обновлять цены на свою продукцию постепенно, ог­лядываясь на конкурентов, а возможно, предпочтут краткос­рочные изменения объемов производства (или величины склад­ских запасов). Асинхронность действий фирм может привести к медленной корректировке общего уровня цен даже при быс­тром повышении отдельных из них.

В-третьих, жесткость цен в краткосрочном периоде также объясняется ошибочными ожиданиями экономических субъек­тов. Проблема в том, что отклонение величины совокупного предложения от его потенциального уровня зависит от разницы между фактическим и ожидаемым уровнями цен. Если эти уровни цен совпадают, то объем выпуска в экономике будет равен потенциальному объему при полной занятости. Однако субъекты (как фирмы, производящие товары и нанимающие работников, так и сами работники) могут ошибаться в своих ожиданиях, в результате чего объем выпуска отклонится от по­тенциального, а соответственно, уровень занятости — от уровня полной занятости. В этом случае кривую совокупного предло­жения в краткосрочном периоде можно представить в виде уравнения

Y = Y * + α (P – Pe),        (7.1)

где Y, Y * — соответственно фактический и потенциальный объемы выпуска (валового внутреннего продукта, национального дохода); Р, Pe — соответственно фактический и ожидаемый уровни цен; α — поло­жительный коэффициент чувствительности объема выпуска к неожи­данным изменениям уровня цен.

В соответствии с уравнением (7.1), величина совокупного предложения отклоняется от потенциального уровня, если фак­тический уровень цен не совпадает с ожидаемым экономичес­кими субъектами.

Каким же образом ошибочные ожидания экономических субъектов относительно динамики цен способны воздейство­вать на объем совокупного предложения? Во-первых, субъекты хозяйствования наблюдают изменения цен, но точно не знают, какой из факторов повлиял на них в большей степени: либо в результате инфляции (дефляции) растут (снижаются) цены на все товары, либо в результате изменений в структуре спроса увеличиваются цены на товары, продаваемые данными субъек­тами, относительно цен на другие товары. Если работодатели повысили заработную плату в той же пропорции, в какой воз­росли цены на товары, ее реальный уровень не изменится. Но работники могут воспринять увеличение своей заработной платы как более значительное, чем уровень инфляции, и увели­чить предложение труда. Это приведет к снижению реальной заработной платы, а соответственно, к относительному удешев­лению продукции фирмы и росту ее производства — совокупное предложение возрастет при повышении цен. Во-вторых, фирмы видят рост цен, но не знают, полностью ли он объясняется ин­фляцией и не повышается ли при этом спрос на товары. Они мо­гут начать плавно расширять объемы производства и поднимать цены на выпускаемую продукцию, в результате чего происходит увеличение объема совокупного предложения и уровня цен.

Как видно из формулы (7.1), наклон кривой совокупного предложения определен величиной параметра а, характеризу­ющего влияние неожиданного изменения уровня цен на объем национального выпуска. При значительных периодических ко­лебаниях цен и совокупного спроса кривая совокупного предло­жения является достаточно крутой: производители привыкают к скачкам цен и объясняют их лишь инфляцией, изменяя не объемы производства, а цены на свой товар. Незначительные колебания цен производители объясняют изменениями реаль­ного спроса и увеличивают объемы производства, повышая це­ны на товар в меньшей степени.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.