Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2022-02-11 | 34 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Комиссия Евросоюза выделяет две основные модели социальной политики — бисмарковскую (по имени ее родоначальника Бисмарка) и бевериджскую.
Основной принцип бисмарковской модели — профессиональная солидарность, основанная на социальной ответственности. Данная модель характеризуется жесткой связью между социальными выплатами, длительностью и результативностью профессиональной деятельности. Работники ii течение трудовой жизни уплачивают страховые взносы, размер которых определяется при заключении коллективных договоров нанимателей и наемных работников. Страховые фонды управляются на паритетных началах и не субсидируются из бюджета. Основополагающие принципы этой модели были заложены в Германии, но они также присущи Австрии, Франции, странам Бенилюкса.
Значительное влияние на формирование бевериджской модели социальной политики оказали идеи Кейнса: динамика общественного производства и занятости определяется факторами платежеспособного спроса, а следовательно, перераспределение доходов в интересах социальных групп, получающих более низкие доходы, способно повысить денежный спрос массовых покупателей. Модель базируется на принципе национальной солидарности и всеобщности (универсальности) социальной защиты: любой человек, независимо от степени его участия в общественном производстве, имеет право на минимальную защиту от социальных рисков (болезнь, старость, травма и т.п.). Бевериджская модель предполагает существование обязательного страхования по болезни, наличие «социальных» пенсий, размер которых не зависит от прошлых трудовых отчислений бывшего работника. Средства социальной защиты формируются в значительной степени из государственного бюджета.
|
Бисмарковская и бевериджская модели имеют вариации. Так, в качестве примера успешной социальной политики целесообразно привести социал-демократическую (скандинавскую) модель, в наиболее завершенном виде реализованную в Швеции. Предпосылками ее осуществления являются наличие высокоразвитой и динамичной экономики, развитых институтов гражданского мира и высокой политической культуры масс. Данная модель характеризуется, во-первых, высоким уровнем перераспределения экономических ресурсов от наиболее обеспеченных общественных групп к менее обеспеченным; во-вторых, всеобщностью социального страхования, которое удовлетворяет право всех граждан, независимо от уплачиваемых налогов, на пользование услугами почти бесплатного здравоохранения в равной мере; в-третьих, развитой системой социальных гарантий, бесплатно обеспечивающая право всех граждан на получение довольно высокого уровня общего и специального образования, а также на прохождение курсов профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки кадров. Во главу функционирования шведской модели поставлена задача профилактики случаев утраты индивидом социальной стабильности. В арсенале ее методов пассивная помощь стоит на втором месте, на первом же — активные действия, направленные на повышение творческих возможностей работника, создание для него и членов его семьи благоприятных условий жизнедеятельности.
Консервативную модель социальной политики часто называют институциональной, или континентальной европейской. Наиболее полно она реализована в Германии. Основные подходы к реализации данной модели сводятся к следующему: во-первых, конечной целью германской социальной политики является достижение социальной справедливости, которая не может быть достигнута путем перераспределения создаваемого продукта. Считается, что государство должно создавать экономические условия, способствующие активной самореализации каждого члена общества в экономической сфере, что гарантирует человеку стабильность и уверенность в завтрашнем дне; во-вторых, конкуренция рассматривается не только как стимул развития производительных сил, но и как непосредственное средство достижения благосостояния и социального мира. Однако конкуренцию необходимо ограничивать, поскольку она может породить монополию, которая ведет к падению экономической эффективности, способствует появлению привилегий, незаслуженному присвоению части продукта и нарушению социальной справедливости; в-третьих, функции государства состоят не в перераспределении продукта, а в создании и поддержании гармонического порядка, в рамках которого должен протекать экономический процесс. JI. Эрхард сравнивал роль государства с ролью футбольного арбитра, который следит за тем, чтобы игроки неукоснительно соблюдали правила игры, но ни в коем случае не вмешивается в саму игру.
|
Реализация консервативной модели социальной политики гарантирует высокий уровень социального обеспечения тем, кто в течение трудовой деятельности делает взносы в соответствующие страховые фонды. В ней упор делается на трудовое участие, перераспределительные же тенденции выражены достаточно слабо.
Соединенные Штаты Америки являются примером страны, в которой сформировалась либеральная модель социальной политики. Здесь удовлетворение социальных потребностей осуществляется на основе рыночного механизма, а государство ограничивает свои функции только теми, которые не может обеспечить частный капитал. Социальные услуги (образование, здравоохранение, обеспечение в старости) покупаются на рынке и оплачиваются самими пользователями. Социальное обеспечение присутствует в незначительной степени, что обусловлено остаточным принципом формирования средств для его реализации, поэтому данную модель иногда называют условно-остаточной. Поддержку получают только самые малообеспеченные граждане в виде трансфертов за счет бюджетов различного уровня. В модели существует четкое разграничение между социальным страхованием, финансируемым за счет наемных работников и предпринимателей, и социальным вспомоществованием на основе государственного финансирования. Последнее не поощряется, поскольку оно подрывает личную предприимчивость.
|
Важно понимать, что реальная социальная политика, конечно, строится не на точном соответствии теоретическим моделям. В каждом конкретном государстве присутствуют, как правило, элементы нескольких моделей.
Социальная политика Республики Беларусь сформировалась в рамках административно-командной системы (АКС). Для нее были характерны жесткое централизованное распределение социальных благ на основе использования только бюджетных источников финансирования, перекрестная реализация социальных программ, обусловившая дублирование социальной помощи. Хотя универсализм такой социальной политики и обеспечивал населению относительно высокую для данного уровня экономического развития степень социальной безопасности, она не сочеталась с экономической свободой населения, носила безадресный характер. В целом, модель социальной политики АКС показала свою неэффективность в регулировании социальных процессов и привела к целому ряду существенных диспропорций в социальной сфере. Ее реформирование вызвано не только необходимостью приспособления к рыночным отношениям, но и поиском путей решения проблем, порожденных современным развитием мировой цивилизации, — глобализацией и необходимостью усиления конкурентоспособности национальных экономик, ростом нагрузки на социальную сферу, связанной с увеличением удельного веса пожилых людей, низкой рождаемостью, возрастанием числа неполных семей и т.п.
Изменение отношений собственности, структурная перестройка экономики и дифференциация населения по уровню дохода, сокращение объема и перечня социальных гарантий, предоставляемых ранее в рамках АКС, в первой половине 90-х гг. XX в. были тем фоном, на котором осуществлялась трансформация социальной политики в нашей стране. Постепенный переход к социальной политике, адекватной белорусской экономической модели, характеризуется упорядочиванием государственных социальных обязательств, улучшением социальной инфраструктуры, выработкой новых механизмов реализации социальной политики, направленных на повышение ее эффективности.
|
Политика занятости является одним из важнейших инструментов обеспечения социальной стабильности в обществе, поскольку трудовые доходы — это основной источник благосостояния для большинства белорусов. Основные направления государственного регулирования занятости населения в Беларуси включают стимулирование создания новых рабочих мест, оказание помощи предприятиям с целью их сохранения, содействие развитию малого и среднего бизнеса, развитие непрерывной системы образования и переподготовки кадров, усиление гарантий занятости для лиц с ограниченной трудоспособностью. Государственная служба занятости представлена Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, областными и региональными центрами занятости населения, располагающими информацией о вакансиях на предприятиях, возможностях и условиях трудоустройства и переселения па новое место жительства. Государственная служба занятости подыскивает и предлагает нуждающимся подходящую работу, соответствующую профессиональной подготовке безработного с учетом его возраста, трудового стажа и опыта.
Характерной чертой белорусской модели социальной политики является наличие развитой системы социальной защиты населения. В стране разработана и внедряется система государственных минимальных социальных стандартов, включающая минимальные стандарты в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального обслуживания, социальной поддержки и социального обслуживания. Получение услуг, выходящих за рамки минимальных стандартов, осуществляется на платной основе за счет потребителей.
Одним из важнейших социальных стандартов является минимальная заработная плата (МЗП), которая применяется в сфере трудовых отношений и является обязательной для нанимателей в качестве низшей границы оплаты труда. Она устанавливается Советом Министров ежегодно с 1 января и используется как государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях. Наряду с МЗП важнейшим социальным стандартом является бюджет прожиточного минимума, который используется для мониторинга уровня жизни, выявления малообеспеченных граждан, оказания им различных видов социальной помощи и определения минимальных социально-трудовых гарантий. Он отражает потребление, которое белорусское общество на данном этапе может гарантировать всем и каждому, создавая условия для равной доступности к жизненно важным благам.
Система социального страхования в республике является в основном государственной. Пенсионная система построена по распределительному принципу. В соответствии с ней пенсии делятся на: а) трудовые (страховые), финансируемые из Фонда социальной защиты населения. Это пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет и за особые заслуги. Право их получения приобретают лица, имеющие необходимый стаж работы; б) социальные пенсии, выплачиваемые лицам, не имеющим права на трудовые пенсии. Эти выплаты производятся, как правило, за счет госбюджета. Негосударственные формы социального страхования в Республике Беларусь только формируются и большой роли в системе социальной защиты не играют. Вместе с тем в этом направлении проводится определенная работа. Так, в 2008 г. в стране была введена система обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
|
Широкое распространение в Беларуси получило социальное обслуживание, предназначенное для оказания социальной поддержки людям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Социальные услуги могут предоставлять как государственные, так и частные организации (социальные приюты, отделения социальной помощи на дому, дома-интернаты, геронтологические центры и др.). Во всех районах Республики Беларусь открыты центры социального обслуживания населения, оказывающие помощь инвалидам, пенсионерам и другим нуждающимся в социальной поддержке гражданам. Малообеспеченным и одиноким пенсионерам социальные услуги предоставляются бесплатно, остальным — на условиях частичной оплаты.
Таким образом, установление более тесной связи между компонентами социальной политики и социальными потребностями, ее переход от принципа всеобщности к принципу избирательности, дифференцированный подход к населению в зависимости от его социального положения, возраста, трудоспособности позволяет повышать социальную и экономическую эффективность проводимой в стране социальной политики и дает новый импульс для дальнейшего развития экономики.
61.Равновесие рынка труда с гибкой заработной платой (Классическая модель функционирования рынка труда).
На рынке труда взаимодействуют спрос на труд (D L) и предложение труда (S L). Совокупный спрос на труд в классической модели является агрегированной функцией спроса всех фирм, использующих этот ресурс.
Из курса микроэкономики известно, что фирма, максимизирующая прибыль, покупает ресурс до тех пор, пока величина предельного дохода от его использования не сравняется с величиной предельных издержек на привлечение данного ресурса. Применительно к рынку труда предельная доходность труда MRPL равна произведению предельного дохода MR и предельного продукта труда MPL, или MRPL = MR MPL. В условиях совершенной конкуренции MR = Р. Предельные издержки привлечения единицы труда равны величине номинальной заработной платы W. Подставив Р (уровень цен) вместо MR, a W — вместо MRPL, получим: W = P MPL, MPL = W /Р Отношение W /Р выражает реальную заработную плату, а последнее равенство — спрос на труд.
Функциональная зависимость между спросом на труд и реальной заработной платой выражается формулой
DL = Dl (W / P). (2.1)
Спрос на труд есть убывающая функция от реальной заработной платы, т.е. если реальная заработная плата растет, то спрос на труд сокращается, и наоборот. Графически данную функциональную зависимость отражает кривая DL, которая имеет отрицательный наклон (рис. 2.2).
Согласно классической теории, домашние хозяйства сами определяют количество труда, которое они готовы предложить на рынке. При этом работники ориентируются не на номинальную, а на реальную заработную плату. Функциональную зависимость между предложением труда и реальной заработной платой отражает формула
SL = SL (W / P)
Предложение труда есть возрастающая функция от реальной заработной платы: чем выше последняя, тем больше труда будет предложено на рынке. График данной функции представляет кривая SL, имеющая положительный наклон (рис. 2.3).
Итак, спрос на труд и предложение труда в классической модели зависят от одной и той же переменной — реальной заработной платы. Когда ничто не препятствует ее свободному движению вверх или вниз (если заработная плата является двусторонне гибкой), она всегда устанавливается на уровне, при котором спрос и предложение уравновешиваются:
DL (W / P)= L = Sl (W / Р). (2.3)
Только при данном условии фирмы имеют возможность набирать персонал за предлагаемую заработную плату, а работники — трудоустраиваться в фирмы, где уровень заработной платы соответствует их ожиданиям.
Общая картина функционирования рынка труда в классической модели представлена на рис. 2.4.
Равновесное состояние рынка труда соответствует точке LE; равновесная величина труда — равновесная реальная заработная плата — (W / Р)0. Равновесное состояние рынка труда, по мнению классиков, характеризуется полной занятостью и является устойчивым.
Когда соотношение зарплаты и цен устанавливается, например, на уровне (W / P)1 возникает избыточное предложение труда — SL 1 – DL 1 и как следствие — безработица. Она закономерно вызовет снижение номинальной заработной платы, уровня цен и реальной заработной платы до уровня (W / Р)0. Если заработная плата опустится ниже равновесного уровня, спрос на рынке труда превысит предложение на величину DL 2 - SL 2, что заставит предпринимателей увеличить заработную плату. За этим последует рост уровня цен (но на величину меньшую, нежели возросла номинальная заработная плата) и реальной заработной платы. В конечном итоге заработная плата вернется к равновесному состоянию. Механизм функционирования рынка автоматически восстанавливает равновесие на рынке труда. Таким образом, согласно классической модели, длительная безработица невозможна.
Функционирование рынка труда в классической модели определяет не только равновесные величины занятости и реальной заработной платы, но и величину произведенного национального дохода (выпуска) Y. Достаточно определить равновесный объем применяемого труда, чтобы с помощью агрегированной производственной функции установить равновесный уровень дохода (выпуска).
Известно, что на уровне отдельной фирмы производственная функция имеет вид
Q = f (x1, x2, …, xn), (2.4)
где Q — количество произведенной продукции; xn — n-й используемый в производстве ресурс.
Данная функция выражает соотношение количества и сочетания применяемых факторов производства с объемом производства продукции. На макроэкономическом уровне агрегированная производственная функция определяется путем суммирования множества производственных функций отдельных производителей.
В масштабе национальной экономики производственные факторы обобщенно представлены землей, трудом и капиталом. В классической модели макроэкономического равновесия величины капитала и труда предполагаются постоянными в краткосрочном периоде. Единственным переменным ресурсом остается труд. Поэтому агрегированная производственная функция отражает зависимость между затратами труда в условиях полной занятости и уровнем национального дохода (выпуска):
Y = Y (L). (2.5)
На рис. 2.5 представлена графическая интерпретация производственной функции. Кривая возрастает, ибо с увеличением количества применяемого труда растет объем выпуска (дохода), однако, судя по форме кривой, темп его роста замедляется, что объясняется действием закона убывающей предельной производительности переменного ресурса.
Взаимосвязь рынка труда и агрегированной производственной функции графически изображена на рис. 2.6.
Итак, равновесие на рынке труда определяет равновесные уровни реальной заработной платы, занятости и объема выпуска. При равновесной реальной заработной плате предложение труда соответствует спросу на труд. При затратах труда LE (в соответствии с производственной функцией) создается национальный доход, равный YE. Этот уровень выпуска соответствует уровню дохода при полной занятости.
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!