Модели социальной политики. Социальная политика в Республике Беларусь. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Модели социальной политики. Социальная политика в Республике Беларусь.

2022-02-11 34
Модели социальной политики. Социальная политика в Республике Беларусь. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Комиссия Евросоюза выделяет две основные модели со­циальной политики — бисмарковскую (по имени ее родо­начальника Бисмарка) и бевериджскую.

Основной принцип бисмарковской модели — профессио­нальная солидарность, основанная на социальной ответ­ственности. Данная модель характеризуется жесткой связью между социальными выплатами, длительностью и резуль­тативностью профессиональной деятельности. Работники ii течение трудовой жизни уплачивают страховые взносы, размер которых определяется при заключении коллектив­ных договоров нанимателей и наемных работников. Страхо­вые фонды управляются на паритетных началах и не субси­дируются из бюджета. Основополагающие принципы этой модели были заложены в Германии, но они также присущи Австрии, Франции, странам Бенилюкса.

Значительное влияние на формирование бевериджской модели социальной политики оказали идеи Кейнса: динами­ка общественного производства и занятости определяется факторами платежеспособного спроса, а следовательно, пере­распределение доходов в интересах социальных групп, полу­чающих более низкие доходы, способно повысить денежный спрос массовых покупателей. Модель базируется на принципе национальной солидарности и всеобщности (универсальнос­ти) социальной защиты: любой человек, независимо от сте­пени его участия в общественном производстве, имеет право на минимальную защиту от социальных рисков (болезнь, старость, травма и т.п.). Бевериджская модель предполагает существование обязательного страхования по болезни, нали­чие «социальных» пенсий, размер которых не зависит от прошлых трудовых отчислений бывшего работника. Сред­ства социальной защиты формируются в значительной сте­пени из государственного бюджета.

Бисмарковская и бевериджская модели имеют вариации. Так, в качестве примера успешной социальной политики целесообразно привести социал-демократическую (сканди­навскую) модель, в наиболее завершенном виде реализован­ную в Швеции. Предпосылками ее осуществления являются наличие высокоразвитой и динамичной экономики, разви­тых институтов гражданского мира и высокой политической культуры масс. Данная модель характеризуется, во-первых, высоким уровнем перераспределения экономических ресур­сов от наиболее обеспеченных общественных групп к менее обеспеченным; во-вторых, всеобщностью социального стра­хования, которое удовлетворяет право всех граждан, незави­симо от уплачиваемых налогов, на пользование услугами почти бесплатного здравоохранения в равной мере; в-третьих, развитой системой социальных гарантий, бесплатно обеспечивающая право всех граждан на получение довольно высо­кого уровня общего и специального образования, а также на прохождение курсов профессиональной ориентации, под­готовки и переподготовки кадров. Во главу функционирова­ния шведской модели поставлена задача профилактики слу­чаев утраты индивидом социальной стабильности. В арсена­ле ее методов пассивная помощь стоит на втором месте, на первом же — активные действия, направленные на повыше­ние творческих возможностей работника, создание для него и членов его семьи благоприятных условий жизнедеятель­ности.

Консервативную модель социальной политики часто называют институциональной, или континентальной евро­пейской. Наиболее полно она реализована в Германии. Основ­ные подходы к реализации данной модели сводятся к следу­ющему: во-первых, конечной целью германской социальной политики является достижение социальной справедливости, которая не может быть достигнута путем перераспределения создаваемого продукта. Считается, что государство должно создавать экономические условия, способствующие активной самореализации каждого члена общества в экономической сфере, что гарантирует человеку стабильность и уверенность в завтрашнем дне; во-вторых, конкуренция рассматривается не только как стимул развития производительных сил, но и как непосредственное средство достижения благосостояния и социального мира. Однако конкуренцию необходимо огра­ничивать, поскольку она может породить монополию, кото­рая ведет к падению экономической эффективности, способ­ствует появлению привилегий, незаслуженному присвоению части продукта и нарушению социальной справедливости; в-третьих, функции государства состоят не в перераспреде­лении продукта, а в создании и поддержании гармоническо­го порядка, в рамках которого должен протекать экономи­ческий процесс. JI. Эрхард сравнивал роль государства с ролью футбольного арбитра, который следит за тем, чтобы игроки неукоснительно соблюдали правила игры, но ни в ко­ем случае не вмешивается в саму игру.

Реализация консервативной модели социальной полити­ки гарантирует высокий уровень социального обеспечения тем, кто в течение трудовой деятельности делает взносы в со­ответствующие страховые фонды. В ней упор делается на трудовое участие, перераспределительные же тенденции вы­ражены достаточно слабо.

Соединенные Штаты Америки являются примером стра­ны, в которой сформировалась либеральная модель соци­альной политики. Здесь удовлетворение социальных потреб­ностей осуществляется на основе рыночного механизма, а го­сударство ограничивает свои функции только теми, которые не может обеспечить частный капитал. Социальные услуги (образование, здравоохранение, обеспечение в старости) по­купаются на рынке и оплачиваются самими пользователя­ми. Социальное обеспечение присутствует в незначительной степени, что обусловлено остаточным принципом формиро­вания средств для его реализации, поэтому данную модель иногда называют условно-остаточной. Поддержку получают только самые малообеспеченные граждане в виде трансфер­тов за счет бюджетов различного уровня. В модели существу­ет четкое разграничение между социальным страхованием, финансируемым за счет наемных работников и предприни­мателей, и социальным вспомоществованием на основе госу­дарственного финансирования. Последнее не поощряется, поскольку оно подрывает личную предприимчивость.

Важно понимать, что реальная социальная политика, ко­нечно, строится не на точном соответствии теоретическим моделям. В каждом конкретном государстве присутствуют, как правило, элементы нескольких моделей.

Социальная политика Республики Беларусь сформирова­лась в рамках административно-командной системы (АКС). Для нее были характерны жесткое централизованное рас­пределение социальных благ на основе использования толь­ко бюджетных источников финансирования, перекрестная реализация социальных программ, обусловившая дублиро­вание социальной помощи. Хотя универсализм такой соци­альной политики и обеспечивал населению относительно вы­сокую для данного уровня экономического развития степень социальной безопасности, она не сочеталась с экономической свободой населения, носила безадресный характер. В целом, модель социальной политики АКС показала свою неэффективность в регулировании социальных процессов и привела к целому ряду существенных диспропорций в социальной сфере. Ее реформирование вызвано не только необходимостью приспособления к рыночным отношениям, но и поиском путей решения проблем, порожденных современным развитием мировой цивилизации, — глобализацией и необходимостью усиления конкурентоспособности национальных экономик, ростом нагрузки на социальную сферу, связанной с увеличе­нием удельного веса пожилых людей, низкой рождаемостью, возрастанием числа неполных семей и т.п.

Изменение отношений собственности, структурная пере­стройка экономики и дифференциация населения по уровню дохода, сокращение объема и перечня социальных гарантий, предоставляемых ранее в рамках АКС, в первой половине 90-х гг. XX в. были тем фоном, на котором осуществлялась трансформация социальной политики в нашей стране. По­степенный переход к социальной политике, адекватной бе­лорусской экономической модели, характеризуется упоря­дочиванием государственных социальных обязательств, улуч­шением социальной инфраструктуры, выработкой новых ме­ханизмов реализации социальной политики, направленных на повышение ее эффективности.

Политика занятости является одним из важнейших ин­струментов обеспечения социальной стабильности в обще­стве, поскольку трудовые доходы — это основной источник благосостояния для большинства белорусов. Основные направ­ления государственного регулирования занятости населения в Беларуси включают стимулирование создания новых рабо­чих мест, оказание помощи предприятиям с целью их сохра­нения, содействие развитию малого и среднего бизнеса, раз­витие непрерывной системы образования и переподготовки кадров, усиление гарантий занятости для лиц с ограничен­ной трудоспособностью. Государственная служба занятости представлена Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, областными и региональными цен­трами занятости населения, располагающими информацией о вакансиях на предприятиях, возможностях и условиях трудоустройства и переселения па новое место жительства. Государственная служба занятости подыскивает и предлагает нуждающимся подходящую работу, соответствующую про­фессиональной подготовке безработного с учетом его возрас­та, трудового стажа и опыта.

Характерной чертой белорусской модели социальной по­литики является наличие развитой системы социальной за­щиты населения. В стране разработана и внедряется система государственных минимальных социальных стандартов, включающая минимальные стандарты в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального обслуживания, соци­альной поддержки и социального обслуживания. Получение услуг, выходящих за рамки минимальных стандартов, осу­ществляется на платной основе за счет потребителей.

Одним из важнейших социальных стандартов является минимальная заработная плата (МЗП), которая применяется в сфере трудовых отношений и является обязательной для нанимателей в качестве низшей границы оплаты труда. Она устанавливается Советом Министров ежегодно с 1 января и используется как государственный минимальный социаль­ный стандарт в области оплаты труда за работу в нормаль­ных условиях. Наряду с МЗП важнейшим социальным стан­дартом является бюджет прожиточного минимума, который используется для мониторинга уровня жизни, выявления малообеспеченных граждан, оказания им различных видов социальной помощи и определения минимальных социально-трудовых гарантий. Он отражает потребление, которое белорусское общество на данном этапе может гарантировать всем и каждому, создавая условия для равной доступности к жизненно важным благам.

Система социального страхования в республике является в основном государственной. Пенсионная система построена по распределительному принципу. В соответствии с ней пен­сии делятся на: а) трудовые (страховые), финансируемые из Фонда социальной защиты населения. Это пенсии по возрас­ту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслу­гу лет и за особые заслуги. Право их получения приобретают лица, имеющие необходимый стаж работы; б) социальные пенсии, выплачиваемые лицам, не имеющим права на трудо­вые пенсии. Эти выплаты производятся, как правило, за счет госбюджета. Негосударственные формы социального страхо­вания в Республике Беларусь только формируются и боль­шой роли в системе социальной защиты не играют. Вместе с тем в этом направлении проводится определенная работа. Так, в 2008 г. в стране была введена система обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и про­фессиональных заболеваний.

Широкое распространение в Беларуси получило социаль­ное обслуживание, предназначенное для оказания социаль­ной поддержки людям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Социальные услуги могут предоставлять как госу­дарственные, так и частные организации (социальные прию­ты, отделения социальной помощи на дому, дома-интернаты, геронтологические центры и др.). Во всех районах Республи­ки Беларусь открыты центры социального обслуживания на­селения, оказывающие помощь инвалидам, пенсионерам и другим нуждающимся в социальной поддержке гражданам. Малообеспеченным и одиноким пенсионерам социальные ус­луги предоставляются бесплатно, остальным — на условиях частичной оплаты.

Таким образом, установление более тесной связи между компонентами социальной политики и социальными потреб­ностями, ее переход от принципа всеобщности к принципу избирательности, дифференцированный подход к населению в зависимости от его социального положения, возраста, тру­доспособности позволяет повышать социальную и экономи­ческую эффективность проводимой в стране социальной по­литики и дает новый импульс для дальнейшего развития экономики.

61.Равновесие рынка труда с гибкой заработной платой (Классическая модель функционирования рынка труда).

  На рынке труда взаимодействуют спрос на труд (D L) и предложение труда (S L). Совокупный спрос на труд в классической модели является агрегированной функ­цией спроса всех фирм, использующих этот ресурс.

Из курса микроэкономики известно, что фирма, максимизи­рующая прибыль, покупает ресурс до тех пор, пока величи­на предельного дохода от его использования не сравняется с величиной предельных издержек на привлечение данного ресурса. Применительно к рынку труда предельная доходность труда MRPL равна произведению предельного дохода MR и предельного продук­та труда MPL, или MRPL = MR ž MPL. В условиях совершенной конку­ренции MR = Р. Предельные издержки привлечения единицы труда равны величине номинальной заработной платы W. Подставив Р (уровень цен) вместо MR, a W — вместо MRPL, получим: W = P ž MPL, MPL = W /Р Отношение W /Р выражает реальную заработную плату, а последнее равенство — спрос на труд.

Функциональная зависимость между спросом на труд и реальной заработной платой выражается фор­мулой

DL = Dl (W / P).        (2.1)

Спрос на труд есть убывающая функция от реаль­ной заработной платы, т.е. если реальная заработная плата растет, то спрос на труд сокращается, и наоборот. Графически данную функциональную зависимость от­ражает кривая DL, которая имеет отрицательный на­клон (рис. 2.2).

Согласно классической теории, домашние хозяй­ства сами определяют количество труда, которое они готовы предложить на рынке. При этом работники ори­ентируются не на номинальную, а на реальную зара­ботную плату. Функциональную зависимость между предложением труда и реальной заработной платой от­ражает формула

SL = SL (W / P)

Предложение труда есть возрастающая функция от реальной заработной платы: чем выше последняя, тем больше труда будет предложено на рынке. График дан­ной функции представляет кривая SL, имеющая поло­жительный наклон (рис. 2.3).

Итак, спрос на труд и предложение труда в класси­ческой модели зависят от одной и той же переменной — реальной заработной платы. Когда ничто не препят­ствует ее свободному движению вверх или вниз (если заработная плата является двусторонне гибкой), она всегда устанавливается на уровне, при котором спрос и предложение уравновешиваются:

DL (W / P)= L = Sl (W / Р).                                                                                (2.3)

Только при данном условии фирмы имеют возмож­ность набирать персонал за предлагаемую заработную плату, а работники — трудоустраиваться в фирмы, где уровень заработной платы соответствует их ожиданиям.

Общая картина функционирования рынка труда в классической модели представлена на рис. 2.4.

Равновесное состояние рынка труда соответствует точке LE; равновесная величина труда — равновес­ная реальная заработная плата — (W / Р)0. Равновесное состояние рынка труда, по мнению классиков, характе­ризуется полной занятостью и является устойчивым.

Когда соотношение зарплаты и цен устанавливает­ся, например, на уровне (W / P)1 возникает избыточное предложение труда — SL 1 – DL 1 и как следствие — безра­ботица. Она закономерно вызовет снижение номиналь­ной заработной платы, уровня цен и реальной заработ­ной платы до уровня (W / Р)0. Если заработная плата опустится ниже равновесного уровня, спрос на рынке труда превысит предложение на величину DL 2 - SL 2, что заставит предпринимателей увеличить заработную плату. За этим последует рост уровня цен (но на вели­чину меньшую, нежели возросла номинальная заработ­ная плата) и реальной заработной платы. В конечном итоге заработная плата вернется к равновесному состо­янию. Механизм функционирования рынка автомати­чески восстанавливает равновесие на рынке труда. Та­ким образом, согласно классической модели, длитель­ная безработица невозможна.

Функционирование рынка труда в классической модели определяет не только равновесные величины занятости и реальной заработной платы, но и величину произведенного национального дохода (выпуска) Y. Достаточно определить равновесный объем применяе­мого труда, чтобы с помощью агрегированной про­изводственной функции установить равновесный уро­вень дохода (выпуска).

Известно, что на уровне отдельной фирмы производствен­ная функция имеет вид

Q = f (x1, x2, …, xn), (2.4)

где Q — количество произведенной продукции; xn — n-й используе­мый в производстве ресурс.

Данная функция выражает соотношение количества и сочетания применяемых факторов производства с объемом производства про­дукции. На макроэкономическом уровне агрегированная производ­ственная функция определяется путем суммирования множества производственных функций отдельных производителей.

В масштабе национальной экономики производст­венные факторы обобщенно представлены землей, тру­дом и капиталом. В классической модели макроэконо­мического равновесия величины капитала и труда пред­полагаются постоянными в краткосрочном периоде. Единственным переменным ресурсом остается труд. Поэтому агрегированная производственная функция отражает зависимость между затратами труда в усло­виях полной занятости и уровнем национального дохо­да (выпуска):

Y = Y (L).     (2.5)

На рис. 2.5 представлена графическая интерпрета­ция производственной функции. Кривая возрастает, ибо с увеличением количества применяемого труда растет объем выпуска (дохода), однако, судя по форме кривой, темп его роста замедляется, что объясняется действием закона убывающей предельной производительности пе­ременного ресурса.

Взаимосвязь рынка труда и агрегированной про­изводственной функции графически изображена на рис. 2.6.

Итак, равновесие на рынке труда определяет равно­весные уровни реальной заработной платы, занятости и объема выпуска. При равновесной реальной заработ­ной плате предложение труда соответствует спросу на труд. При затратах труда LE (в соответствии с про­изводственной функцией) создается национальный до­ход, равный YE. Этот уровень выпуска соответствует уровню дохода при полной занятости.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.