Убеждение и внушение в педагогическом процессе. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Убеждение и внушение в педагогическом процессе.

2022-02-11 34
Убеждение и внушение в педагогическом процессе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общение со взрослыми является одним из факторов развития ребенка. В этом общении происходит приобщение к социальному опыту человечества, и важнейшую роль играет качественный состав участников общения. В педагогическом искусстве главное - это искусство взаимодействия педагога и ученика, а овладение педагогическим мастерством невозможно без коммуникабельных навыков, т.к. в основе профессиональной роли учителя лежит принцип взаимодействия субъектов, их «взаимовнедрение».

Традиционные способы влияния сводятся к двум основным: внушение, убеждение.

Внушение и его виды.

Внушение (суггестия) предполагает воздействие одного объекта на другой и машинальную обратную связь или реакцию последнего. Главное при внушении – это существенное снижение критического отношения субъекта к поступающей информации. В других случаях мы подвергаем ее анализу на достоверность. В основе доверия лежат такие обстоятельства:

1. Внешняя установка, навязанная индивиду.

2. Замещающая аргументация, если отсутствуют доказательства.

3. Авторитет личности при совместной деятельности.

Последнее обстоятельство часто является основой, на которой строится внушения.

 

Таблица 2 - Невербальные средства общения

 

Для классификации видов внушения часто используют следующие основания:

1. Источники воздействия: внушения, производимое другим человеком; самовнушение (объект совпадает с субъектом)

2. Состояние субъекта: - Внушения в состоянии бодрствования - В состоянии естественного сна - В состоянии гипнотического сна

3. Наличие или отсутствие цели воздействия - Преднамеренное - Непреднамеренное

4. Результаты внушающего воздействия - положительное – отрицательное.

5. Содержание внушения: Открытое - цель совпадает с формой; Закрытое - опосредованное т.е. цель замаскирована.

Для школы наиболее характерным является преднамеренное прямое (открытое) внушение. Оно осуществляется в таких формах: a. Команды b. Приказы c. Внушения (наставления).

Команды и приказы рассчитаны на автоматизм выполнения, поэтому пользоваться ими нужно крайне осторожно, с учетом традиций коллектива, группы или существующих нормативных указаний. Команды и приказы условно можно разделить на следующие: - Предварительные или мобилизующие - Исполнительные - Закрепительные (торможение действий) - Действие по образцу (копия).

Внушение наставление используют для корректировки или изменения сложившихся установок, формирования готовности к требуемым действиям. Осуществляется оно в виде лаконичных фраз- формул внушения, которые сопровождаются соответствующими мимикой и жестами. Внушающее наставление применяется в случае возникновения необходимости запрещения или ограничения действий, для снятия определенных комплексов и установок.

Часто используется косвенное внушение, которое подается не в императивной форме а в виде раскрытия внешне нейтрального по отношению к событиям факта или описания случая. Косвенное внушение помогает преодолеть сопротивление со стороны ученика, которое возникает в случае медиального прямого внушения, убеждения воспитательной учебы. Косвенное внушение тоже рассчитано на некритичное принятие информации, но в этом случае позиция учителя не навязывается ученику, а «подается» опосредованно, не затрагивая самолюбие ребенка.

Косвенное внушение может быть выражено в форме намека, одобрения, осуждения. Каждый человек обладает внушаемостью, под которой обычно понимается способность человека изменять свое поведение, свои действия или установки по требованию другого лица или группы лиц, не опираясь при этом на сознательные мотивы. При этом «подсказанные» ему действия воспринимаются как собственные. Внушаемость – нормальное свойство нервной системы, но выраженность его в каждом конкретном случае различна, т.к. зависит от ряда факторов: 1. возраст (дети и старики обладают большей внушаемостью) 2. функциональное состояние организма (больные и усталые люди более внушаемые) 3. переживание астенических чувств (страх расстерянность) 4. возбуждение (феномен толпы).

Эмоциональный настрой и состояние организма – явление проходящее. Существуют более стабильные характеристики; например, критичность мышления, внушаемость зависит от пола (женщина более внушаема), от личностных характеристик человека, обуславливающих особенности поведения в целом. Зорорективность внушения определяет и психологическая характеристика общественных отношений (внешний фактор).

Убеждение и его виды

Убеждение (в отличие от внушения) предполагает активную роль всех сторон, участвующих в акте общения, а результат такого общения отдален повремени. Убеждение обозначает и процесс и результат. Последний представляет устойчивую систему взглядов и принципов, сложившуюся у данной личности. Убеждение человека складывается из трех компонентов: знания - чувства – поведение; в нем реализуется формула: понятие – пережито – принято - сделано (игнорирования хотя бы одного из компонентов имеет низкую воспитательную результативность).

Убеждение как метод воздействия, а в конечном итоге и взаимодействия. Имеет в школьной практике свои особенности и специфику. Учитель сталкивается с моментом, когда ученик не понимает никакие установки и позиции, на него не действуют никакие аргументы и доводы. Что делать? Убедить? (Убедить - значит добиться, чтобы идея или позиция воспринималась учениками как собственная, т.е. побудить захотеть сделать или принять что-то). Следует отметить, что для каждого человека (или группы) можно определить зону ассимиляции, т.е. четкую границу того, с чем согласится субъект, а что-то отвергнет.

Убеждение (как и внушение) направлено на снятие своеобразных фильтров, стоящих на пути новой информации, других мнений, взглядов, позиций. Формами убеждений могут быть диспуты, дискуссии, беседы, диалоги, полемика. Каждая форма имеет свои зоны построения и ведения и зависит от многих факторов. Существует ряд требований, предъявляемых к убеждению как процессу, чтобы он стал максимально действенным:

1. Содержание и форма должны отвечать уровню развития личности.

2. убеждение должно строится с учетом индивидуальных особенностей ученика.

3. поведение должно содержать как обобщенные положения (принципы и правила), так и конкретные факты, примеры. Аргументация должна быть надежной.

4. необходимо анализировать факты, одинаково известные собеседникам.

5. педагог сам должен глубоко верить в то, что он сообщает ученику.

Условия эффективности убеждающего взаимодействия следующие: - авторитет убеждающего; - учет психического склада убеждаемого; - учет интеллектуально – морального состояния сторон в момент их взаимодействия; - соблюдение "золотого правила" диалога: начинать не стог, что разъединяет, а стог, что сближает.

Убеждение как метод вербального общения не может обойтись без процесса слушания. Для нас важно знать, что нерефлексивное слушание – "умение внимательно" молчать и начало любого диалога, а эмпатийное слушание – " вживание" в образ собеседника, в его эмоциональное состояние на данный момент. Эмпатийное слушание помогает снять психологические барьеры и понять своего собеседника, объективно оценить свои и чужие доводы, видеть реальную ситуацию, очевидные факты. Искусный педагог обладает такими умениями и навыками, поэтому его убеждение имеет высокую эффективность и положительные результаты.

Существуют приемы положительного воздействия на собеседника (ученика) в процессе общения (убеждения): 1) "подавление" собеседника выдержкой и спокойствием; 2) " концентрированное" внимание или насилие над собственным "мнением" (прием "снятие стереотипов"); 3) неожиданное решение: "смещение акцентов" или нестандартные действия; 4) авансированная похвала; 5) "поставьте себя на мое место" (пусть ученик попробует "поменяться" с вами или с кем-то местами); 6) иллюзия альтернативы (ученик становится в рамки, исключающие нежелательное поведение); 7) упражнение (прием для снятия ожидаемых возражений собеседника и исключение таким образом трудности разговора).

Метод убеждения будет действенным только при условии единства в нем мысли, чувства и волевого стимулирования. Необходимо в процессе убеждения обеспечить активное взаимодействие сторон, т.к. мнения, убеждения, установки, сложившиеся в результате дискуссии, диалога, спора, гораздо глубже и прочнее, чем мнение, пассивно принятое другим человеком. Результативность убеждения зависит от единства слова и поступка педагога, которое порождает доверие к учителю со стороны ученика.

 

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.