Организация педагогического взаимодействия — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация педагогического взаимодействия

2022-02-11 36
Организация педагогического взаимодействия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 7.

Организация педагогического взаимодействия

План.

1. Сущность педагогического взаимодействия.

2. Принципы педагогического взаимодействия.

3. Культура общения учителя и учащегося.

 

Принципы педагогического взаимодействия.

Роль организатора педагогического взаимодействия существенно отличается от роли диктатора учебно-воспитательного процесса. Но это требует определенной социальной установки, выработки индивидуального стиля. Д.А. Белухин отмечает, что учитель должен следовать определенным принципам педагогического взаимодействия, среди которых он называет:

· гуманистическую направленность (реальное обеспечение развития положительных сторон личностного потенциала человека);

· творчество (умение создавать и реализовывать новые подходы к определению содержания и форм своей педагогической деятельности);

· опережающий характер педагогической деятельности (учитель работает для будущего);

· равенство в общении и партнерство в совместной деятельности;

· психотерапевтический характер взаимодействия;

· эмоциональную вовлеченность (переживание опыта).

Американский психолог, педагог и психотерапевт Лэндгрет Г.Л. предлагает ряд своих принципов:

Я не всезнайка и не буду пытаться быть им. Я хочу, чтобы меня любили, поэтому буду открыт детям.

Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства, что позволю детям учить меня.

Я лучше усваиваю знания, полученные путем собственных усилий, поэтому объединю свои усилия с усилиями ребенка.

Иногда мне нужно убежище, поэтому я дам его детям.

Я люблю, чтобы меня принимали таким, каков я есть на самом деле, поэтому буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.

Я склонен ошибаться, поэтому буду терпелив к человеческой сущности ребенка.

Приятно чувствовать себя начальником, поэтому мне понадобится много работать, чтобы защитить от себя детей.

Я единственный, кто может прожить мою жизнь, поэтому я не буду стремиться управлять жизнью ребенка.

Я научился почти всему, что я знаю, на собственном опыте, поэтому я позволю детям приобрести свой.

Я черпаю поддержку и волю к жизни внутри себя, поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самости у ребенка.

Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребенка исчезли, но я буду стараться стремиться смягчить удар.

Я чувствую страх, когда беззащитен, поэтому буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской и нежностью.

Какие принципы отношения к ребенку, сформулированные американским психологом, педагогом и психотерапевтом и отечественным педагогом, вам представляются наиболее важными?

Правомерность каких принципов американского психолога вызывает у вас сомнения?

Приведите примеры из школьной жизни, где учителя реализовывали принципы педагогического взаимодействия.

 

ПЗ 6.

Педагогическое общение и приемы его оптимизации.

Вопросы для обсуждения:

1. Педагогическое общение и его значение.

2. Стили общения.

3. Методы, приемы, средства общения.

4. Вербальные и невербальные средства общения.

5. Убеждение и внушение в педагогическом процессе.

 

Стили общения.

В жизни встречается много вариантов общения. Но, как правило, учителя используют или поддерживают тот, который возникает вокруг них стихийно. Хотя вокруг разных учителей в каждом случае возникают свои, специфические варианты, но для каждого из этих педагогов собственные варианты оказываются стереотипными.

Когда же учитель в трудных ситуациях начинает выбирать и менять тип поведения - общения, то он в значительной степени перестает зависеть от произвола случая. Для того чтобы владеть ситуацией, необходимо знать стили общения и уметь ими пользоваться. Через стиль, который выбирает учитель можно увидеть, как у учителя развиты коммуникативные способности, сложившийся характер взаимоотношений с учениками, творческую индиви-дуальность педагога, особенности ученического коллектива.

Стиль - это индивидуально - типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся.

 

Психологами и педагогами предложены разные варианты стилей общения.

Стили общения

 Общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Этот стиль складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, на основе его отношения к педагогической деятельности в целом. В классе царит общая творческая деятельность.

 Общение на основе дружеского расположения. Продуктивный стиль общения. Он является предпосылкой успешной учебно - воспитательной деятельности. Дружеское расположение - важнейший регулятор общения, а вместе с увлеченностью совместным делом может иметь деловую направленность.

 Общение - диалог предполагает сотрудничество педагога и воспитанников на основе взаимного уважения.

 Общение - дистанцирование. Это довольно распространенный стиль общения. Которым пользуются как начинающие учителя, так и опытные. Суть его в том, что во взаимоотношениях педагога и учащихся постоянно обеими сторонами ощущается дистанция, которая ведет к формальным отношениям. Но! Это не значит, что дистанция вообще не должна существовать: она необходима в общей системе отношений ученика и учителя, их совместном творческом процессе, и диктуется логикой этого процесса, а не просто волей учителя.

 Общение - устрашение. Это негативная форма общения. Чаще всего к ней прибегают начинающие учителя, что объясняется их неумением организовать продуктивную совместную деятельность с учениками.

 Общение - заигрывание. Этот стиль общения отвечает стремлению завоевать дешевый ложный авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики.

Стили терминаторного менеджмента (Комаров Е.И.).

 «Я один все знаю, все вы неучи». Такой учитель считает, что он все делает хорошо, а все, что делают его коллеги и учащиеся плохо. А когда человека постоянно обвиняют в некомпетентности, он обязательно таким и становится.

 «Создатель чехарды в компетентности». Учителя этого типа понимают, что учащиеся по успеваемости делятся на сильных, средних, слабых. Мало того, они знают, кто из ребят к какой категории относится. Но в постоянной спешке этого не учитывают. В результате сильные ученики получают на уроках легкий материал. Слабые, наоборот, не понимают объяснения учителя.

 «С кем мне приходится работать». Входящие в эту группу учителя изображают крайнее удивление, нередко сопровождающееся тяжелыми вздохами, когда ученики что-либо не понимают, просят разъяснить материал. Очень часто преподаватель в таких случаях с горечью говорит, что всегда всем его ученикам было понятно, что с непониманием подобного вопроса он сталкивается впервые. Результат не заставляет себя ждать. Ученик перестает задавать вопросы учителю, теряет уважение к преподавателю.

 «Чтобы работать с вами, надо иметь адское терпение». При любой встречи с воспитанниками представитель этого типа упрекает их, в чем-либо, использует эту возможность для критики. Некоторые учителя умудряются критиковать, так сказать, авансом, т.е. за ошибки, которые учащийся еще не совершил. При ответе ученика требуют, чтобы он приводил именно те оценки и иллюстрации, которые указал учитель, исключая любое проявление творчества, любую инициативу. Если ученик что-то забыл и переспрашивает, ему говорят, что учитель уже отвечал на этот вопрос, и постоянно демонстрирует немалые усилия сдержать свое раздражение от бестолковости детей.

 «Главное добиться высоких результатов». Реализуя свою позицию, представители этого типа очень много сил и энергии тратят на проведение различных организационных мероприятий. Еженедельно проводят собрания, обсуждают каждое нарушение и каждую «двойку». Поддерживают регулярную связь с родителями и сообщают им о каждом поступке ребенка.

 

Внушение и его виды.

Внушение (суггестия) предполагает воздействие одного объекта на другой и машинальную обратную связь или реакцию последнего. Главное при внушении – это существенное снижение критического отношения субъекта к поступающей информации. В других случаях мы подвергаем ее анализу на достоверность. В основе доверия лежат такие обстоятельства:

1. Внешняя установка, навязанная индивиду.

2. Замещающая аргументация, если отсутствуют доказательства.

3. Авторитет личности при совместной деятельности.

Последнее обстоятельство часто является основой, на которой строится внушения.

 

Таблица 2 - Невербальные средства общения

 

Для классификации видов внушения часто используют следующие основания:

1. Источники воздействия: внушения, производимое другим человеком; самовнушение (объект совпадает с субъектом)

2. Состояние субъекта: - Внушения в состоянии бодрствования - В состоянии естественного сна - В состоянии гипнотического сна

3. Наличие или отсутствие цели воздействия - Преднамеренное - Непреднамеренное

4. Результаты внушающего воздействия - положительное – отрицательное.

5. Содержание внушения: Открытое - цель совпадает с формой; Закрытое - опосредованное т.е. цель замаскирована.

Для школы наиболее характерным является преднамеренное прямое (открытое) внушение. Оно осуществляется в таких формах: a. Команды b. Приказы c. Внушения (наставления).

Команды и приказы рассчитаны на автоматизм выполнения, поэтому пользоваться ими нужно крайне осторожно, с учетом традиций коллектива, группы или существующих нормативных указаний. Команды и приказы условно можно разделить на следующие: - Предварительные или мобилизующие - Исполнительные - Закрепительные (торможение действий) - Действие по образцу (копия).

Внушение наставление используют для корректировки или изменения сложившихся установок, формирования готовности к требуемым действиям. Осуществляется оно в виде лаконичных фраз- формул внушения, которые сопровождаются соответствующими мимикой и жестами. Внушающее наставление применяется в случае возникновения необходимости запрещения или ограничения действий, для снятия определенных комплексов и установок.

Часто используется косвенное внушение, которое подается не в императивной форме а в виде раскрытия внешне нейтрального по отношению к событиям факта или описания случая. Косвенное внушение помогает преодолеть сопротивление со стороны ученика, которое возникает в случае медиального прямого внушения, убеждения воспитательной учебы. Косвенное внушение тоже рассчитано на некритичное принятие информации, но в этом случае позиция учителя не навязывается ученику, а «подается» опосредованно, не затрагивая самолюбие ребенка.

Косвенное внушение может быть выражено в форме намека, одобрения, осуждения. Каждый человек обладает внушаемостью, под которой обычно понимается способность человека изменять свое поведение, свои действия или установки по требованию другого лица или группы лиц, не опираясь при этом на сознательные мотивы. При этом «подсказанные» ему действия воспринимаются как собственные. Внушаемость – нормальное свойство нервной системы, но выраженность его в каждом конкретном случае различна, т.к. зависит от ряда факторов: 1. возраст (дети и старики обладают большей внушаемостью) 2. функциональное состояние организма (больные и усталые люди более внушаемые) 3. переживание астенических чувств (страх расстерянность) 4. возбуждение (феномен толпы).

Эмоциональный настрой и состояние организма – явление проходящее. Существуют более стабильные характеристики; например, критичность мышления, внушаемость зависит от пола (женщина более внушаема), от личностных характеристик человека, обуславливающих особенности поведения в целом. Зорорективность внушения определяет и психологическая характеристика общественных отношений (внешний фактор).

Убеждение и его виды

Убеждение (в отличие от внушения) предполагает активную роль всех сторон, участвующих в акте общения, а результат такого общения отдален повремени. Убеждение обозначает и процесс и результат. Последний представляет устойчивую систему взглядов и принципов, сложившуюся у данной личности. Убеждение человека складывается из трех компонентов: знания - чувства – поведение; в нем реализуется формула: понятие – пережито – принято - сделано (игнорирования хотя бы одного из компонентов имеет низкую воспитательную результативность).

Убеждение как метод воздействия, а в конечном итоге и взаимодействия. Имеет в школьной практике свои особенности и специфику. Учитель сталкивается с моментом, когда ученик не понимает никакие установки и позиции, на него не действуют никакие аргументы и доводы. Что делать? Убедить? (Убедить - значит добиться, чтобы идея или позиция воспринималась учениками как собственная, т.е. побудить захотеть сделать или принять что-то). Следует отметить, что для каждого человека (или группы) можно определить зону ассимиляции, т.е. четкую границу того, с чем согласится субъект, а что-то отвергнет.

Убеждение (как и внушение) направлено на снятие своеобразных фильтров, стоящих на пути новой информации, других мнений, взглядов, позиций. Формами убеждений могут быть диспуты, дискуссии, беседы, диалоги, полемика. Каждая форма имеет свои зоны построения и ведения и зависит от многих факторов. Существует ряд требований, предъявляемых к убеждению как процессу, чтобы он стал максимально действенным:

1. Содержание и форма должны отвечать уровню развития личности.

2. убеждение должно строится с учетом индивидуальных особенностей ученика.

3. поведение должно содержать как обобщенные положения (принципы и правила), так и конкретные факты, примеры. Аргументация должна быть надежной.

4. необходимо анализировать факты, одинаково известные собеседникам.

5. педагог сам должен глубоко верить в то, что он сообщает ученику.

Условия эффективности убеждающего взаимодействия следующие: - авторитет убеждающего; - учет психического склада убеждаемого; - учет интеллектуально – морального состояния сторон в момент их взаимодействия; - соблюдение "золотого правила" диалога: начинать не стог, что разъединяет, а стог, что сближает.

Убеждение как метод вербального общения не может обойтись без процесса слушания. Для нас важно знать, что нерефлексивное слушание – "умение внимательно" молчать и начало любого диалога, а эмпатийное слушание – " вживание" в образ собеседника, в его эмоциональное состояние на данный момент. Эмпатийное слушание помогает снять психологические барьеры и понять своего собеседника, объективно оценить свои и чужие доводы, видеть реальную ситуацию, очевидные факты. Искусный педагог обладает такими умениями и навыками, поэтому его убеждение имеет высокую эффективность и положительные результаты.

Существуют приемы положительного воздействия на собеседника (ученика) в процессе общения (убеждения): 1) "подавление" собеседника выдержкой и спокойствием; 2) " концентрированное" внимание или насилие над собственным "мнением" (прием "снятие стереотипов"); 3) неожиданное решение: "смещение акцентов" или нестандартные действия; 4) авансированная похвала; 5) "поставьте себя на мое место" (пусть ученик попробует "поменяться" с вами или с кем-то местами); 6) иллюзия альтернативы (ученик становится в рамки, исключающие нежелательное поведение); 7) упражнение (прием для снятия ожидаемых возражений собеседника и исключение таким образом трудности разговора).

Метод убеждения будет действенным только при условии единства в нем мысли, чувства и волевого стимулирования. Необходимо в процессе убеждения обеспечить активное взаимодействие сторон, т.к. мнения, убеждения, установки, сложившиеся в результате дискуссии, диалога, спора, гораздо глубже и прочнее, чем мнение, пассивно принятое другим человеком. Результативность убеждения зависит от единства слова и поступка педагога, которое порождает доверие к учителю со стороны ученика.

 

 

Тема 7.

Организация педагогического взаимодействия

План.

1. Сущность педагогического взаимодействия.

2. Принципы педагогического взаимодействия.

3. Культура общения учителя и учащегося.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.