Культура общения учителя и учащегося. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Культура общения учителя и учащегося.

2022-02-11 37
Культура общения учителя и учащегося. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимся, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

В целостном процессе педагогического общения можно выделить коммуникативный и предметный аспекты. Коммуникативный аспект составляет обмен мыслями, взглядами, интересами, чувствами, настроениями в связи с предметным взаимодействием. Предметное взаимодействие - на уроке, в процессе подготовки и проведения какого-либо мероприятия.

Общение - это форма сотворчества, в процессе которого человек познает и преобразует окружающий его мир.

Общение - это источник и канал информации: рои этом в процессе общения человек приобретает и передает не только факты, представления, идеи, но и ценностное отношение, интересы, настроения, чувства.

Общение создает условия для воспитания человека: педагоги справедливо утверждают, что искусство воспитания - это прежде всего - искусство общения. В общении осуществляется стремление личности к реализации своей социальной роли, своих организаторских и партнерских качеств.

Мир общения можно представить как:

· общение с реальным партнером (подлинным субъектом): межличностное, групповое, представительское, общение культур;

· общение с иллюзорным партнером (субъектированным партнером):

· общение с животным, общение с вещью;

· общение воображаемых партнеров (художественных персонажей): общение с образом отсутствующего реального человека, общение со своим вторым «я» (самообщение).

Общение как коммуникация делится на вербальное (речь) и невербальное (неречевые средства). Речь может быть внешней и внутренней. Внешняя речь, в свою очередь, бывает устная и письменная, устная же делится на монологическую и диалогическую. Невербальное общение делится на кинетическое, т. е. общение с помощью жестов, мимики (движений лицевых мышц), пантомимики (выразительных движений тела); визуальное - информационный контакт с помощью глаз; паралингвистическое - передача дополнительной информации через изменение звучания голоса: диапазона, тональности и т.д.; экстралингвистическое - передача дополнительной информации через включение в речь пауз, изменение темпа речи и т. д.

Вступая в общение, человек несет в себе: сложившиеся убеждения, отношения, ценностные ориентации, определяющие социально-нравственную позицию; стиль поведения в общении; стремление реализовать свои ролевые притязания, самоутвердиться; намерение понять другого, опыт восприятия, изучения, понимания, объективного оценивания; сложившийся способ воздействия на партнера по общению.

Стадии педагогического общения

1. Моделирование предстоящего общения в процессе подготовки к уроку или мероприятию (прогностический этап).

2. Организация непосредственного общения.

3. Управление общением в педагогическом процессе.

4. Анализ осуществленной технологии общения и моделирование новой для решения другой педагогической задачи.

Предварительное моделирование помогает педагогу представить вероятностную схему взаимодействия. Можно выделить следующие рекомендации по реализации первой стадии общения:

- представить конкретный класс, в котором предстоит проводить урок или мероприятие;

- попытаться восстановить в своей коммуникативной памяти опыт общения именно с данным коллективом, причем стремиться развивать положительные эмоции и блокировать отрицательные;

- вспомнить, какой стиль общения присущ вам именно в данном классе, возможен ли он на предстоящем уроке;

- попытаться представить как класс воспримет вас и материал урока;

- соотнести присущий вам стиль общения с классом с целями (обучающими, развивающими, воспитательными) на предстоящем уроке;

- работая над конспектом, планируя фрагменты урока, представьте себе общую психологическую атмосферу их реализации;

- вспомнить взаимоотношения с отдельными учащимися и постараться избегать стереотипных психологических установок по отношению к учащимся;

- попытаться почувствовать предстоящую атмосферу общения на уроке или мероприятии.

Вторая стадия предполагает организацию непосредственного общения, во время которого педагог берет на себя инициативу, позволяющую ему иметь некоторое преимущество в управлении общением. С этой целью осуществляются:

- осознание педагогом стиля собственного общения с учащимися;

- мысленное восстановление опыта общения с данным классом;

- уточнение стиля общения в новых коммуникативных условиях.

На этой стадии происходит и конкретизация объекта общения, причем обычно в качестве объекта выступает класс в целом, но это может быть группа детей или отдельные учащиеся. Важным моментом второй стадии является привлечение педагогом внимания учащихся, поскольку эффективное общение с классом возможно только в том случае, если внимание учащихся сконцентрировано на педагоге.

Суть третьей стадии в коммуникативном обеспечении применяемых методов воздействия. Основным условием управления общением является инициативность педагога, которая позволяет решать ряд задач: обеспечить руководство процессом, создать эмоциональную атмосферу и др.

Для завоевания инициативы в общении необходимо соблюдение следующих условий (В.А.Кан-Калик):

- оперативность при организации начального контакта с классом (уход от трех «Д» - дистанции, дидактизма, демонстративности);

- отсутствие промежуточных зон между организационными и содержательными моментами в начале взаимодействия;

- преодоление стереотипных и ситуативных негативных установок по отношению к отдельным учащимся;

- организация контакта со всем классом;

- постановка задач и вопросов, которые уже в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив;

- сокращение запрещающих педагогических требований;

- внимание к внешности;

- использование речевых и невербальных средств взаимодействия;

- умение «транслировать» в класс собственную расположенность к детям, дружелюбность;

- нахождение ярких, притягательных целей деятельности и показ путей к их достижению;

- достижение общего и ситуативного взаимопонимания, формирующего у учащихся потребность во взаимодействии с учителем.

В процессе осуществления непосредственного общения нередко возникают некие «психологические барьеры», которые мешают общению и отрицательно сказываются на общем ходе урока или мероприятия, самочувствием педагога и учащихся.

Четвертая стадия чаще всего называется стадией обратной связи в общении и по своему содержанию и технологии реализации соответствует заключительному этапу решения коммуникативной задачи. Содержательная обратная связь дает информацию об уровне усвоения учебного материала учащимися. Главное назначение этой стадии - диагностически-коррекционное.


ПЗ 6.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.