Тема 1. Внедрение современных интенсивных технологий в процесс обучения — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Тема 1. Внедрение современных интенсивных технологий в процесс обучения

2022-02-11 48
Тема 1. Внедрение современных интенсивных технологий в процесс обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели и задачи, предмет и метод, место курса в системе научных и учебных дисциплин. Общие понятия курса. Планирование процесса обучения: осуществление прорыва в знаниях, прорыв в мышлении. Формирование политики на основе принципа участия. Приемы обучения на опыте. Правильная техника активизации учебного процесса. Развивающий потенциал интенсивных технологий активизации обучения. Виды интенсивных технологий: активная учебная лекция, семинар, «жужжащие» группы, интеллект-карты, «папка» с входящими документами, информационный лабиринт, технология анализа ситуаций для активного обучения.

Тема 2. Комплексные технологии активного обучения

К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии. Цель, метод, результат дискуссии. Дискуссионная форма взаимодействия обучаемых, формирование метакомпетентности и интеракивной культуры. Балинтовская сессия: публичное изложение сложной проблемы, и публичное ее решение. Обучение участников анализу информации реальных ситуациях, моделирование сложных ситуаций, умение слушать и взаимодействовать с другими участниками. Мастер – класс. Творческая мастерская. Ассессмент – центр.

Тема 3. Технология мозгового штурма

Метод мозгового штурма – оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания. Виды мозгового штурма. Технология оценивания эффективности мозгового штурма.

Тема 4. Игровые интерактивные технологии

Характеристика и эффективность игровых интерактивных технологий. Отличительные черты технологий игрового интерактивного обучения. Виды интерактивных технологий: тренинг, нейролингвистический тренинг, экстрим-тренинг, тренинг командообраования, видеотренинг, ролевые игры. Теория правильной технологии работы с группой: энкаунтер-группы, Т-группы, имитационные игры, игры-симуляции, деловые игры. Теория правильной дискуссии после игры.

Chernov.pro - блог об эффективном мышлении... (http://www.4ernov.ru/):

Идеальный конечный результат (или как чаще его называют ИКР) – творческий прием креативного мышления, который позволяет преодолеть шаблонное мышление и сформулировать лучшее из решений. Идеальный конечный результат – это ситуация, когда нужный результат или действие происходит само собой без дополнительных затрат.

Раньше идеальность формулировали как попало, но с приходом ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач) при составлении Идеального Конечного Результата действуют четкие правила, позволяющие обострить парадоксальность модели задачи.

Мозговой штурм как метод активизации творчества (автор: Сергей Марков):

Создание новых разновидностей мозгового штурма продолжается и в наше время. Так среди наиболее известных новых вариантов данной методики можно выделить «Мозговой штурм Делюкс», «Брейнлайнинг», «Электронный мозговой штурм», «Калейдоскопический мозговой штурм».

Классический «мозговой штурм» представляет собой преимущественно вербальный метод генерации идей и решения практических проблем, который проводится в небольших, специально организованных группах равноправных и отличающихся друг от друга участников (3-12 человек). Он предполагает наличие хорошо подготовленного лидера – фасилитатора, секретаря, четко определенной проблемы, двух разделенных во времени этапов генерации идей и их оценки, общая продолжительность которых составляет от 1 до 1,5 часов.

Сила этого метода в создании синергетического эффекта, в порождении творческой и дивергентной энергии, в конструировании нового творческого пространства, в котором каждый усиляет и стимулирует другого, в котором новые идеи вырастают из других идей.

Современные разновидности мозгового штурма включают дополнительные методы, процедуры, игры, инструменты, оборудование и технологии, которые используются для организации и стимулирования участников. Изобилие методов и приемов мозгового штурма требует от лидера способности выбора лучшей, опптимальной в данных условиях техники. При этом должны учитываться следующие факторы, определяющие специфику ситуации:

1. Основные характеристики проблемы: сложность, уровень неопределенности и новизны, нечеткость определения, неоднородность, динамика.

2. Особенности группы: размер, неоднородность, уровень развития и квалификации, статус, возраст и актуальное состояние членов группы.

3. Ситуация мозгового штурма: характеристики помещения, наличие необходимого оборудования, специальных бланков, карточек, постов, ручек, листов бумаги на флип-чартах или программного обеспечения.

I. Структурные и процедурные различия:

К данной группе в первую очередь можно отнести обратный (негативный) М.Ш. (мозговой штурм). В этом случае необходимо выделить две различные техники выполнения данного метода, которые в литературе часто называются одним именем. Так обратный М.Ш., представляет собой сочетание М.Ш. и техники реверсивности. Реверсивный метод состоит в получении ответов на прямо противоположный вопрос, заданному первоначально и в последующем применении полученных результатов для решения основной проблемы.

В свою очередь негативный М.Ш. представляет собой обычный М.Ш., в котором внимание направляется на анализ потенциальных проблем, определение недостатков ситуации и реально существующих объектов, продуктов, услуг. Целью обратного М.Ш. является составление наиболее полного списка противоречий, дефектов, недостатков, пробелов и ограничений реально существующих объектов или идей.

Комбинированный М.Ш. представляет собой сочетания классической и негативной техники М.Ш. и включает всебя несколько разновидностей. Так в двойном М.Ш. после классической сессии, участники делают перерыв на 2-3 дня, а затем повторяют ее снова. В перерыве - подсознание участников активизируется и генерирует новые неожиданные и фундаментальные идеи. При этом возможны самые различные комбинации, среди которых существует и такие:

а). Негативный – классический – негативный М.Ш.;

б). Челночный М.Ш. (Shuttle Brainstorming), во время которого формируются две группы участников, обладающих различными способностями – генерирования и критики идей, причем эти группы участников поочередно работают в разных комнатах.

Своебразной техникой М.Ш. является «Генерация вопросов» (Question Brainstorming), которая состоит в генерировании вопросов, связанных с проблемой и в приостановке попыток представления немедленных ответов и краткосрочных решений. На втором этапе участники генерируют ответы на вопросы, которые служат основой для построения будущих планов действий. М.Ш. с остановками (Stop-And-Go Brainstorming) разделен на определенные этапы. Идеи генерируются в течение трех-пяти минут, а затем группа хранит молчание, что позволяет участникам собраться с мыслями и сосредоточиться на идеях, которые были выдвинуты до этого момента. После этого идеи вновь генерируются в течение дополнительных трех – пяти минут.

Качественно новый подход реализуется в Методе Гордона (Технике Последовательного Раскрытия). Этот метод был предложен У. Гордоном, когда он в 1950-х гг. работал для Arthur D. Little Invention Design Unit и был назван А. Ванганди – Gordon-Little Variation, 1981). Гордон заметил, что участники М.Ш. часто ищут идеальное или очевидное решение и их быстрое нахождение приостанавливает реальный творческий процесс. Он предложил процедуру, помогавшую избегать быстрого нахождения решения проблемы, тенденциозности процесса генерирования идей и его преждевременного прекращения. Участники не знают, в чем состоит реальная проблема, которая первоначально представляется в предельно широкой, обобщенной и теоретической форме, а более специфические подробности и детали раскрываются постепенно шаг за шагом.

Аналогичный подход реализуется в Дидактическом М.Ш. (Didactic Brainstorming), который применяется для исследования более глубоких методологических и теоретических оснований практических проблем. Данный метод начинается с абстрактного представления проблемы, например: Что такое красота? Участники на протяжении определенного времени обсуждают проблему, и генерируют различные варианты ответов. Только после этого раскрывается истинное определение реальной проблемы. Такой подход эффективен в группе с философски настроенными участниками. В М.Ш. Роулинсона (Дж. Г. Роулинсон, 1970 групповое взаимодействие не имеет особого значения. Его проведение особенно эффективно в неподготовленных группах, в которых взаимодействие между членами группы ослаблено, а все мысли участников направлены на фасилитатора и секретаря.

Калейдоскопический М.Ш. или «Конференция множественных интеллектов» (Мурти) представляет собой новый подход к М.Ш., в котором в качестве инструментов эффективно используются различные степени и режимы молчания и общения. Отличительная особенность данной техники состоит в том, что все члены группы поощряются к эмпатии, к проникновению в сознание других участников, к  умению «поставить себя на место другого». В процессе обсуждения каждый участник может комментировать догадки других участников, подтверждать и уточнять их. В этом смысле данная активность помогает открыть глубинные области сознания, что, в свою очередь, способствует лучшему пониманию и налаживанию отношений, связей, коллективной работы и сотрудничества. Сознания участников действуют как зеркала, создающие множественные отражения друг от друга, как несколько маленьких стеклышек внутри калейдоскопа, создающего прекрасные паттерны и узоры.

Основное назначение метода «Безумных идей» (Wildest Idea Technique) заключается в выявлении революционных идей улучшения процесса, продукта, услуги. Эта техника стимулирует участников проводить М.Ш. «out-of-the box», с целью генерации действительно безумных, дерзких и диких идей. Каждая фантастическая идея подвергается процедуре М.Ш., пока не переводится в реалистическое решение. Безумные идеи сами по себе не являются продуктивными, но они могут стимулировать других к нахождению более практических идей.

Индивидуальный М.Ш. проводится самостоятельно, с помощью таких техник, как «свободное письмо», «свободное говорение», свободные словесные ассоциации и мозговая паутина. Индивидуальный М.Ш. в некоторых случаях более эффективен, чем традиционный М.Ш..

В группах, в которых изначально не развито групповое взаимодействие, целесообразно проводить такую технику, как Брейнрайтинг (Brainwriting) или «Письменный мозговой штурм», который был изначально создан в Германии в 70-х годах и развит Артуром Ванганди. В данном методе каждый участник записывает свои идеи на карточках, самоклеющихся листках или бумаге, центрируя по смыслу слова, фразы, детали, примеры и мысли а также углубляя и развивая любые интересные моменты. При этом при индивидуальном брейнрайтинге, участники записывают свои идеи в уединенном, тихом месте, и позже делятся ими с другими.

II. Групповые методы М.Ш. – целесообразно применять в группах с высоким уровнем межличностного взаимодействия или же когда формирование команды является одной из целей тренинга. Метод Групповой Брейнрайтинг (Group Brainwriting Technique) применяется в группах, которые предпочитают выдвигать и обсуждать идеи в письменной форме. В этой версии записанные индивидуально идеи передаются другим участникам, которые развивают их или используют их как стимулы для выдвижения новых идей. Данный метод можно использовать работая с большими группами, при этом не существует никаких реальных ограничений на размер группы. Преимуществом этого метода является то, что все идеи записываются на бумаге и легко могут быть прочитаны и использованы для выдвижения новых идей. Групповой брейнврайтинг существенно ускоряет процесс решения, так как все участники работают и выдвигают идей на протяжении всей сессии. Брейнрайтинг с общим фондом (Brainwriting Pool) был разработан в Институте Баттелле, Франкфурт, Германия. В данном методе новые идеи стимулируются записанными на бумаге, а не произнесенными вслух идеями участников.

В этом же ряду находится Метод Галереи (The Gallery Method), в котором не идеи движутся по кругу участников, а напротив участники, как в картинной галерее движутся мимо идей, записанных на флип чартах. Участники прогуливаются по комнате и читают идеи других участников и придумывают другие, связанные с ними идеи, которые они добавляют в список. Близким по технике является Брейнволкинг (Brainwalking) или «М.Ш. в движении». В этом случае, участники пишут свои идеи на больших листах бумаги, размещенных на стене. Каждый лист бумаги имеет тему, связанную с главной проблемой, и участники могут прогуливаться и добавлять комментарии на листах.

6-3-5 Брейнрайтинг (6-3-5 метод, метод 635) является групповым методом творчества, первоначально разработанный Берндом Рорбахом (1968). Название брейнрайтинг 6-3-5 происходит из схемы процесса М.Ш., включающего группу из 6 участников, которые должны записывать по 3 идеи на отдельные карточки каждые 5 минут. Участникам предлагается для вдохновения и стимулирования творческого процесса использовать идеи других членов группы. После 6 раундов за 30 минут члены группы создают в общей сложности до 108 идей.

Круговой М.Ш. и метод круглого стола (Round-Robin And Roundtable Brainstorming) С. Каган (1992), предполагает установление очередности ответов, которые даются по кругу, по принципу «один ответ за один раз». Этот метод предоставляя всем равные шансы для внесения своего вклада, обеспечивает активное включение в процесс каждого участника, поощряет более сдержанных членов команды и ограничивает активность более доминантных участников. Данный метод, в свою очередь имеет вербальную и письменную версии. Так Круговой М.Ш. (Roundrobin) (вербальная версия) состоит в том, что фасилитатор просит участников по очереди и по кругу высказывать свои идеи, которые затем записываются на флип-чарт. Метод круглого Стола (Письменная Версия) осуществляется путем техник: «Один лист бумаги», при которой участники по очереди записывают свои идеи на одном листе бумаги и версии «Стопки карточек», предполагающей записи идей на отдельных карточках.

Похожей, но отдельной техникой является Метод группового обмена (Group Passing Technique). При выполнении данной техники участники размещаются по кругу или за столом, и предлагают свои идеи в быстром темпе. Такой способ высказывания идей не позволяет участникам долго и упорно размышлять на идеями, как это может иметь место при добровольных ответах. Эта методика также имеет также три версии: «Одна идея на одном листке», «Много идей на одном листе» и «Книга идей».

Наибольшей известностью пользуется Метод номинальных групп (А. Л. Дельбек, Э. Г. Ван де Вен, 1971). В этом методе группа, состоящая из 10 участников и опытного фасилитатора или же 3-4 группы до 10 человек, с представителем каждой группы и одного общего фасилитатора, молча генерируют идей в письменной форме. Каждая идея произносится вслух и записывается на флип-чарте, с последующим обсуждением и оценкой. Полученные идеи голосуются, ранжируются и на их основе разрабатывается решение проблемы.

В больших аудиториях эффективным инструментом является Массовый М.Ш. (The Buzz Session) (Дж. Дональд Филлипс, 1948). При этом большая группы разбивается на малые группы, которые обсуждают конкретные аспекты главной темы. Малая группа может решать отдельные части общей проблемы или заниматься решением конкретных подзадач. В качестве вариации используется Метод Филлипса 66, при котором аудитория делится на подгруппы из шести человек, которые генерируют идеи в течение шести минут.

Для работы с большими группами также эффективен Метод голубых Листков (Blue Slips Technique) разработанный K. Кроуфордом (1920). Это организованный процесс применяющийся для сбора идей в больших группах от 50 до 200, а иногда и больше участников. Он был использован для сбора стратегической информации, генерирования творческих идей повышения качества услуг, проведения стратегических сессий планирования и практики поддержки управления. При этом стопки голубых листков раздаются участникам для записи новых идей. Метод может использоваться, когда нет времени или возможности для обсуждения идей, и необходимо просто собрать мысли участников.

Метод Пин-Карт (The Pin Card Technique) был разработан Институтом Баттелле (Х. Гешке и др., 1981). Особенностью данного метода, является то, что каждый участник, получает карточки определенного цвета, которые после заполнения немедленно передаются соседу справа, создавая их движение вокруг стола. Метод обеспечивает поочередность ответов и учитывает индивидуальный вклад каждого участника, так как не является анонимным. Затем идеи на разноцветных карточках закрепляются на доске для групповой экспертизы.

Существуют более свободные и открытые вариации М.Ш., среди которых можно выделить игровой и ролевой М.Ш. Так, Игровой М.Ш. (Brainwriting Game) проводится в форме игры-соревнования. В то же время в данной игре атмосфера веселья преобладает над духом конкуренции, а фасилитатор гарантирует, что в ней не может быть проигравших. Формат игры может быть особенно полезен в учебных программах.

Ролевой М.Ш. (Rolestorming Technique) создан Р.E.Григгсом (1985) и описан Aртуром Б. Ванганди (1988). В нем участники отождествляются с другой личностью и рассматривают проблемы и решения с различных точек зрения. Данная техника, может применяться в форме Метода вращающихся ролей (Rotating roles), при котором роли поочередно предлагаются участникам написанными на табличках.

III. Техники мозгового штурм комбинированные с другими известными методами, являются наиболее эффективными вариациями М.Ш., так как наполняют свободный поток генерируемых идей качественным содержанием и творческой направленностью специальных методов активизации творчества.

Так Командный майнд мэппинг (Team Idea Mapping) представляет собой составление коллективной интеллект-карты в живой, свободной атмосфере М.Ш., обеспечивающей участие всех членов группы. В свою очередь Кластерный М.Ш. (Пузырьковый метод) The Сlassic Сluster Brainstorming Method (The Bubble Method) позволяет выявить самые разные аспекты актуальной проблемы. При этом вокруг записанного в центре листа бумаги и обведенного кружком слова, темы или проблемы, на протяжении 5-10 минут записываются все слова, которые приходит на ум. Процедура повторяется и для новых слов-идей. Таким образом создается определенная кластерная структура, позволяющая прояснить исходную проблему.

Для более глубокого анализа проблемы, используется Метод KJ (Метод «Кей Джи») или «Диаграмма родового сходства», который был разработан японскими антропологом Дзиро Кавакита в 1960-х годах и стал одним из семи методов управления и планирования современного японского менеджмента качества. В данном методе идеи записываются на карточки, которые затем группируются, классифицируются, называются, подвергаются процедуре голосования и выбора. KJ-метод стремится уделять особое внимание наиболее важным, поддающимся проверке и важным идеям.

В основе Триггерного Метода (Trigger Method) (J. Е. Bujake, 1969) лежит принцип повторения и цепной реакции идей. Одна идея служит триггером, стимулом и вызывает новую идею, та в свою очередь еще одну, и так далее, пока не создается так много мыслей, насколько это возможно.

Воображаемый М.Ш. (Imaginary Brainstorming) состоит в формировании нового взгляда на проблему, путем изменения некоторых слов в определении проблемы. Переформулировка проблемы позволяет представить ее в необычном виде. Впоследствии участники применяют идеи, полученные во время воображаемого М.Ш. для решения реальной проблемы.

Оригинальной техникой генерации идеей является Авиа Клише, предложенная Aртуром Б. Ванганди. Этот метод является сочетает атмосферу развлечения, структурированные процедуры М.Ш. и брейрайтинг. Данный метод помогает группам создавать идеи в игровой атмосфере, которая стимулирует возникновение уникальных идей. При этом для создания такой атмосферы и повышения степени взаимного обогащения идеями используются бумажные самолетики.

Баттелле – Билдмэппинг – Брейнрайтинг (BBB) был разработан исследователями из института во Франкфурте, Германия. (Дж. Уорфилд, Х. Гешке и Р. Гамильтон, 1975). BBB подход начинается с классического М.Ш., затем следует этап стимуляции идей с помощью фотографий и заканчивается он вторым раундом генерации идей. Основное преимущество BBB метода заключается в том, что создание, стимулированных просмотром фотографий идей, является хорошей техникой преодоления личных запретов часто встречающихся у участников мозгового штурма. Метод Визуального М.Ш. (Visual Brainstorming) является техникой совместной графической генерации идей, во время которой члены группы рисуют эскизы решения проблемы, которые впоследствии используются в качестве трамплинов для более глубоких решений. Вариацией данного метода является построение модель текущего процесса с использованием таких материалов как цветная бумага ленты, игрушки, детали конструктора, проволока и нитки для представления связей. Ролевая импровизационная игра является одной из возможных форм визуального М.Ш. Хотя этот подход является вербальным, основное внимание обращается на движения, жесты и невербальные сигналы. Применение метода эффективно, когда замедляется процесс классического М.Ш. и поток идей иссякает. Быстрая зарисовка импульсивных идей помогает избежать потери зарождающихся полезных мыслей. Моментальное реагирование на идею немедленной зарисовкой эскиза создает импульс, предотвращающий любые критические мысли вмешивающиеся в процесс мышления.

Другой разновидностью визуального метода является Правополушарный штурм (Rightbraining). В данном случае активизируется деятельность подсознания, а незавершенные образы полученные в результате спонтанной творческой активности, в свою очередь мотивируют к завершению их любым возможным способом. Брейндровинг (Braindrawing) или М.Ш. с рисунками может быть использован, когда группа предпочитают невербальные методы творчества. Брейндровинг реализуется путем предоставления невербальных стимулов творческому (невербальному) правому полушарию мозга. Создание коллективно зарисованных эскизов (каракулей) гарантирует их случайный характер и наполненность различными элементами. Брейнскетчинг (Brain Sketch) или Мозговой штурм с эскизами (Aртур Б. Ванганди, 1988) является методом генерации идей, основанном на брейнрайтинге и использующим зарисовку эскизов в качестве основного средства записи идей.

Военная Версия М.Ш. (The Military Brainstorming Version) как часть «Оценки процесса», была разработана в армиях Великобритании и Австралии (Г. Клейн, М. Себелл и др.) для оперативного планирования и впоследствии была усовершенствована путем введения человеческого фактора. Эта техника основана на модели направленного творчества и фокусируется на тщательной оценке всех аспектов проблемы перед принятием решения.

В Направленном М.Ш. (Directed Brainstorming) пространство решения проблемы, которое включает критерии и условия для оценки лучших идей, задается участникам до начала сессии.

В М.Ш. с заданными переменными (Variable Brainstorming) участников просят определить существенную переменную желаемого результата. Затем составляется список всех возможностей для данной переменной и определяются ее различные вариации.

С помощью Ценностного М.Ш. (Value Brainstorming) группа определяет глубинные, ценностные основания решаемой проблемы, что делает более вероятным нахождение качественного решения. Участники составляют список первичных вопросов, касающихся определения проблемы, а затем список скрытых ценностей, которые лежат в основе этих первичных вопросов. Затем полученные ценности проясняются, ранжируются и на их основе группа предлагает решение и те действия, которые необходимо предпринять для его реализации.

Сущность М.Ш. Делюкс (Brainstorming Deluxe) (Грег Бахман, 2000) состоит в последовательном приращении ценности на отдельных этапах. Сама процедура М.Ш. Делюкс разделяет сложный составной процесс генерации идей на пять сегментов, результатом каждого из которых является приращение ценности. Решения участников приносящие для организации дополнительную ценность, передаются всем структурным подразделениям организации и всем заинтересованных сторонам.

В настоящее время широкое применение получил «Электронный М.Ш.», «М.Ш. он-лайн» или «Брейнлайнинг» (Питер Ллойд). Слово брейнлайнинг образуется сочетанием слов «брейнсторм» и «он-лайн», а процесс протекает как М.Ш. в сети Интернет в реальном времени. Данная техника позволяет сводить в единую виртуальную группу подключенных друг к другу участников из разных стран и регионов. Преимуществом метода является возможность одновременного объединения большого количества творческих, отличающихся друг от друга участников, которые генерируют намного больше разнообразных идей, чем в традиционном М.Ш. или брейнрайтинге. Наиболее важной особенностью и преимуществом брейнлайнинга является «перекрестное опыление», то есть взаимообагащающий обмен идеями. Брейнлайнинг позволяет авторам оставлять свои комментарии анонимно и вести себя более свободно, что помогает преодолевать социальные барьеры и внутренние стереотипы мышления. Важным преимуществом брейнлайнинга является возможность сохранения идей в электронном виде и использование их в любое другое время для дальнейших размышлений и обсуждений.

Литература:

Вербин С. Наука принятия решений. – СПб.: Питер, 2002. – 160 с.

Дышлевый П.С., Яценко Л.В. Регуляция творческой деятельности – Воронеж: Изд-во Ворон. ун-та, 1986. – 211с.

Панфилова А.П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений.-М.: Флинта: МПСИ, 2007. – 320 с.

Bouchard T.J. Whatever happened to brainstorming. – J. of creative behavior, Buffalo (H.Y.), 1971, vol.5, N З, р.182-189.

Brainstorming. Generating many radical, creative ideas. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mindtools.com/brainstm.html.

Creativity Techniques [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.iturls.com/English/TechHotspot/TH_ct.asp.

Geschke H. Introduction and use of idea-generating methods. – Research management, N.Y., 1978, vol.21, N 3, p.25-28.

Kaleidoscope brainstorming process. [ Электронный ресурс ] – Режим доступа: http://www.businessballs.com/kaleidoscopebrainstorming.htm.

Хэндауты и формы:

Brainstorming lessons, mind maps & graphic organizers for... (http://www.eslflow.com/brainstorming.html).

Free Printable Graphic Organizers | Student Handouts (http://www.studenthandouts.com/graphicorganizers.htm).

Translated Science | the best scientific work of the world (http://science.eduboard.com/2013/06/).

Generating New Ideas - Creativity tools from MindTools.com (www.mindtools.com › Creativity Tools).

Content Idea Generator - Portent (http://www.portent.com/tools/title-maker).

75 Tools For Creative Thinking (http://75toolsforcreativethinking.com/).

27 creativity and innovation tools - in one-pagers! - SlideShare (http://www.slideshare.net/ramonvullings/27-creativity-innovation-tools-final)

Facilitator Guidelines; Participant Guidelines.

Super Teacher Worksheets (http://www.superteacherworksheets.com/).

Facilitator's Tool Kit.

Cooperative Learning Strategies:

Small Group Discussion Protocols (20 Examples).

Tools for creating ideas - CreatingMinds (http://creatingminds.org/tools/tools_ideation.htm):

Here are tools for creating ideas, either individually or with other people.

  • Absence Thinking: Think about what is not there.
  • Art streaming: Keep creating until you get through the blocks.
  • Assumption Busting: Surfacing and challenging unconscious assumptions.
  • Attribute Listing: Listing attributes of objects and then challenging them.
  • Brainstorming: The classic creative method for groups.
  • Braindrawing: Good for reticent groups.
  • Brainmapping: Combining brainwriting and mind-mapping.
  • Brainwriting: Group doodling for non-verbal stimulation.
  • Breakdown: Careful decomposition to explore the whole system.
  • Challenge: Challenge any part of the problem.
  • Crawford Slip Method: Getting ideas from a large audience.
  • A Day In The Life Of...: Building creative tension from contextualized situations.
  • Delphi Method: Explore ideas or gain consensus with remote group.
  • Doodling: Let your subconscious do the drawing.
  • Essence: Looking elsewhere whilst retaining essential qualities.
  • Forced Conflict: Using conflict to stimulate the subconscious.
  • Guided Imagery: Letting your subconscious give you a message.
  • How-How Diagram: Break down problem by asking 'how'.
  • How to: Frame statements as 'How to' to trigger focused thinking.
  • Incubation: Letting the subconscious do the work.
  • The Kipling method (5W1H): Ask simple questions for great answers.
  • Lateral thinking: Thinking sideways to create new ideas.
  • Lotus Blossom: Unfold the flower of extended ideas.
  • Chunking: Go up and then down elsewhere.
  • Mind-mapping: Hierarchical breakdown and exploration.
  • Modeling: For the artist in everyone.
  • Morphological Analysis: Forcing combinations of attribute values.
  • Nominal Group Technique: Getting ideas with minimal personal interaction.
  • Pause: Think more deeply for a minute.
  • Post-Up: Brainstorming with Post-It Notes.
  • Provocation: Shake up the session by going off-piste.
  • PSI: Problem + Stimulus = Idea!
  • Random Words: Using a random word as a stimulus.
  • Rightbraining: Combine incomplete doodles around the problem.
  • Role-play: Become other people. Let them solve the problem.
  • Remembrance: Remembering solutions not yet discovered.
  • Reversal: Looking at the problem backwards.
  • Reverse Brainstorming: Seek first to prevent your problem from happening.
  • Rubber-ducking: Get someone else to listen to your talk.
  • SCAMPER: Using action verbs as stimuli.
  • Six Thinking Hats: Think comfortably in different ways about the problem.
  • Storyboarding: Creating a visual story to explore or explain.
  • Take a break: When creativity is fading.
  • Talk streaming: Just talk and talk and talk until you unblock.
  • TRIZ Contradiction Analysis: Use methods already used in many patents.
  • Unfolding: Gradually unfolding the real problem from the outside.
  • Value Engineering: Deep analysis to understand and innovate in areas of key value.
  • Visioning: Creating a motivating view of the future.
  • Wishing: State ideas as wishes to expand thinking.
  • Write streaming: Write and write and write until you unblock.

Мозговой штурм (http://www.mozgovoyshturm.ru/).

МОЗГОВОЙ ШТУРМ - YouTube (https://www.youtube.com/user/BezNasroeniya).

Use a School of Fishbones for Process Improvement - ASQ..

Causality

Diagrams

Directed graphsRoot cause analysis

Пример:

Ishikawa diagram

Why-Because analysis

The Economic Way of Thinking - SlideShare

Микроэкономика. Отчет Ассоциации Университетских Преподавателей Великобритании: Reaching for 50% Participation: Sustainable Growth in Higher Education, можно найти на сайте: http://www.aut.org.uk/pandp/reports.html. Центр Обучения и Образования Стэнфордского Университета содержит полезную информацию по применению раздаточных материалов, методов проведения лекций и так далее, ‘Giving a lecture’: http://www.stanford.edu/dept/CTL/TA/. В Центре Развития Преподавания Университета Калифорнии в Сан-Диего была создана «Пособие для семинаристов»: Teaching Assistant Handbook: http://ctd.ucsd.edu/resources/tahandbook.pdf. Проект под названием Эффективное Образование (The Effective Lecturing project, funded for one year by the Scottish Higher Education Funding Council), поддерживает веб-сайт с набором видео-примеров (в формате Quicktime), а также интересные заметки а 24 темы «Какая польза от лекций?» (‘What is the use of lectures?’), «Хорошая практика в чтении лекций» (‘Good practice in lecturing’) и «Использование компьютерных вспомогательных материалов в лекциях» (‘Use of C&IT in supporting lecturing’). Эти материалы доступны на сайте: http://www.gla.ac.uk/services/tls/STAFF/ras/ELPwebpage/project/index.htm.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.