Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2022-02-10 | 27 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
§ 1. Медь и ее сплавы
В современном машиностроении цветные металлы и их сплавы находят широкое применение, а в некоторых областях, например самолетостроении, радио- и электротехнике, являются основными материалами. Чаще всего применяются сплавы из меди, свинца, олова, алюминия, магния, цинка.
Медь по своему значению в машиностроении является наиболее ценным техническим материалом. Она хорошо сплавляется с большинством металлов. Медь в чистом виде имеет красный цвет, чем больше в ней примесей, тем грубее и темнее излом. Температура плавления меди 1083° С, удельный вес 8,92 Г/см3.
Медь хорошо проводит электричество и тепло, уступая в этом отношении только серебру, ее используют для изготовления электрических проводов, деталей электрооборудования, холодильных установок и т. д.; отличается хорошей коррозионной стойкостью, поэтому широко применяется в химическом машиностроении и теплотехнике. Медь — очень вязкий металл, трудно поддается обработке резанием, так как стружка налипает на режущий инструмент. Для изготовления деталей машин чистая медь почти не применяется из-за низкой механической прочности.
В зависимости от чистоты предусмотрено пять марок меди: МО, M1, М2, М3, М4 (ГОСТ 859—41). В наиболее чистой меди (марка МО) общее количество примесей не должно превышать 0,05%. Наибольшее количество примесей (до 1%) содержит медь марки М4.
Медь марки МО (электролитическая) предназначается для изготовления проводников тока и сплавов высокой чистоты, М3 — для проката и литейных медных сплавов (кроме бронзы), а медь марки М4 — для литейных бронз и паяния.
Значительная часть меди используется для изготовления сплавов на медной основе: латуни, бронзы, медно-никелевых сплавов. Эти сплавы прочнее чистой меди, их часто применяют в технике (коррозионностойкие детали).
|
Латунь представляет собой сплав меди с цинком. Процентное содержание цинка в сплаве может колебаться в широких пределах и оказывает влияние как на механические свойства, так и на цвет латуни. С увеличением содержания цинка до 45% механические свойства латуни улучшаются, предел прочности возрастает до 32—65 кГ/мм2, а относительное удлинение — до 65%.
Температура плавления латуней колеблется в пределах 800—1099° С. Чем больше в латуни цинка, тем ниже температура ее плавления.
В состав латуней, кроме меди и цинка, вводят алюминий, никель, железо, марганец, олово и кремний. Такие латуни называются специальными, эти добавки сообщают сплавам латуни повышенную прочность, твердость, антикоррозионную стойкость, улучшают литейные свойства.
По ГОСТ 1019—47 для них приняты следующие буквенные обозначения: Л — латунь, С — свинец, А — алюминий, Ж — железо, Н — никель, М —марганец. О — олово, К — кремний. Цифрами обозначается среднее процентное содержание меди; например в латуни марки Л96 содержится 96% меди; в марке Л062-1 содержится 62% меди и примерно 1% олова, остальное цинк.
Свинцовистые латуни марок ЛC59-1, ЛC60-1, ЛC63-3, ЛC64-2, ЛC74-3 обладают высокими механическими свойствами, хорошо обрабатываются резанием и штампуются; ЛC62-1, ЛC70-1 обладают высокими антикоррозионными свойствами в морской воде, хорошо обрабатываются в горячем состоянии. Эти латуни находят широкое применение в судостроении.
Бронзы представляют собой сплавы меди с любым другим металлом — свинцом, алюминием, кремнием, оловом, марганцем, никелем, железом, кроме цинка.
Бронзы обладают хорошими литейными и антифрикционными свойствами, высокой прочностью и твердостью, коррозионной стойкостью и хорошо обрабатываются резанием; при небольшом содержании легирующих элементов бронзы обрабатываются давлением.
В зависимости от состава бронзы делятся на оловянные и безоловянные (специальные), к которым относятся алюминиевая, кремнистая, свинцовистая и другие бронзы.
|
Маркировка бронз та же, что и для латуней: буквы Бр.— бронза, дальше начальные буквы названий тех основных элементов, которые входят в состав сплава, а цифры, стоящие за буквами, соответственно обозначают их процентное содержание в бронзе. Например, Бр.0Ф6,5-4 обозначает марку оловянисто-фосфористой бронзы, содержащей 6— 7% олова и около 4% фосфора. Фосфористая бронза применяется для изготовления вкладышей подшипников, червячных колес, а также деталей, находящихся в соприкосновении с морской водой.
Бронза Бр.ОЦС-6-6-3 применяется для изготовления машинной, водяной и паровой арматуры, а также гаек, втулок, поршней насосов и т. д.
§ 2. Алюминии и его сплавы
Алюминий—легкий металл серебристо-белого цвета, удельный вес 2,7 Г/см3, температура плавления 660° С. Механические свойства алюминия невысокие, поэтому в качестве конструкционного материала применяется редко.
Алюминий характеризуется высокой пластичностью, хорошо штампуется, легко прокатывается и прессуется, хорошо сваривается газовой и контактной сваркой, литейные свойства его низкие, обрабатываемость резанием плохая.
Важнейшим свойствам алюминия является устойчивость против коррозии благодаря образованию на его поверхности прочной защитной пленки — окиси алюминия.
Алюминий обладает высокой электро- и теплопроводностью (но несколько худшей, чем медь), поэтому наибольшее применение он нашел в электротехнической промышленности для изготовления проводов, кабелей, обмоток и т. п. Кроме этого, алюминий используется в химической промышленности, в приборостроении, а также для получения алюминиевых сплавов.
К неупрочняемым термической обработкой относят сплавы алюминия с марганцем — АМц и алюминия с магнием — АМг, АМгЗ, АМг5В, АМг5П, АМгб. Эти сплавы обладают высокой пластичностью, коррозионной стойкостью, хорошо свариваются и штампуются, но имеют невысокую прочность, которую можно повысить нагартовкой, из них изготовляют бензиновые баки, проволоку, заклепки и другие детали путем гибки и глубокой вытяжки, а также сварные резервуары для жидкостей и газов.
Дуралюмины — это сплавы, имеющие сложный химический состав, основу которого представляют алюминий, медь и магний; для повышения коррозионной стойкости добавляют марганец. Дуралюмины характеризуются небольшим удельным весом, высокой прочностью, достаточной твердостью и вязкостью; для повышения механических свойств их подвергают термической обработке.
|
Дуралюмины не обладают достаточной стойкостью против коррозии, поэтому их подвергают плакитированию (покрытие поверхности) тонким слоем алюминия.
Основная часть алюминия используется для изготовления сплавов, которые можно разделить на две группы: деформируемые и литейные.
Деформируемые алюминиевые сплавы сравнительно легко обрабатываются в горячем и холодном состоянии (прокаткой, прессованием, волочением, ковкой, штамповкой и др.), из них изготовляют прутки, листы, проволоку, прессованные профили, поковки и т. д.
Деформируемые алюминиевые сплавы делятся на не упрочняемые и упрочняемые термической обработкой.
К деформируемым алюминиевым сплавам относятся также сплавы марок АК2, АК4, АК6, АК8, в состав которых входят, кроме алюминия, медь, марганец, магний, кремний и в небольшом количестве никель. Из этих сплавов ковкой и штамповкой изготовляют крупные фасонные и высоконагруженные детали — поршни, лопасти винтов, крыльчатки насосов и т. д.
Высокопрочные алюминиевые сплавы обладают более высокой прочностью, чем дуралюмины повышенной прочности. Основу этих сплавов составляют цинк, медь, магний. Наиболее широко применяется сплав В95, прочность его после термической обработки выше, а пластичность и коррозионная стойкость ниже, чем у дуралюмина Д16, хорошо обрабатывается резанием и поддается точечной сварке.
Из сплава В95 изготовляют высоконагруженные элементы конструкции — детали каркасов, обшивку и т. д.
Литейные алюминиевые сплавы применяются при производстве деталей методом отливки. Такие сплавы обладают высокой жидкотекучестью, позволяющей получать тонкостенное, плотное литье со сравнительно малой усадкой, без трещин, с высокой прочностью, коррозионной стойкостью, тепло- и электропроводностью, хорошей обрабатываемостью резанием.
|
Наибольшее распространение получили литейные сплавы алюминия с кремнием — АЛ2, АЛ4, АЛ9, называемые силуминами. Они обладают высокой жидкотекучестью, хорошей герметичностью, не дают горячих трещин и характеризуются небольшой усадкой при литье, достаточно высокой прочностью, хорошо обрабатываются резанием, хорошо свариваются, сопротивляются коррозии и при изготовлении отливок не дают горячих трещин. Сплав АЛ2 применяется для изготовления деталей агрегатов, приборов, тонкостенных деталей сложной формы при литье в землю; сплав АЛ4 — для изготовления высоконагруженных деталей ответственного назначения; сплав АЛ9 — для изготовления деталей средней нагруженности, но сложной конфигурации, а также для деталей, подвергающихся сварке. Недостатком сплава АЛ9 является склонность к газовой пористости.
Сплавы на основе алюминия и магния обладают наиболее высокой коррозионной стойкостью и более высокими механическими свойствами после термической обработки по сравнению с другими алюминиевыми сплавами, но литейные свойства их низкие. Наиболее распространены марки АЛ8 и А13. Из них изготовляют высоконагруженные детали, подверженные коррозионным воздействиям (детали для морских судов), а также детали, работающие при высоких температурах (головки цилиндров мощных двигателей воздушного охлаждения).
Сплавы на основе алюминия и меди (марки АЛ7, АЛ12, АЛ19) обладают невысокими литейными свойствами и пониженной коррозионной стойкостью, но высокими механическими свойствами. Эти сплавы применяются для изготовления отливок несложной формы, работающих с большими напряжениями (марка AЛ7), для отливки головок цилиндров маломощных двигателей воздушного охлаждения.
Сплавы на основе алюминия, меди и кремния характеризуются хорошими литейными свойствами, но коррозионная стойкость их невысокая. Эти сплавы широко применяют для изготовления отливок корпусов, арматуры и мелких деталей (сплавов AЛ3), отливок ответственных деталей, обладающих повышенной теплоустойчивостью и твердостью (сплав AЛ4), отливок карбюраторов и арматуры двигателей (сплав AЛ6).
К сплавам на основе алюминия, цинка и кремния относится сплав AЛ11 (цинковый силумин), обладающий высокими литейными свойствами, а для повышения механических свойств подвергается модифицированию; удельный вес его сравнительно высок— 2,9 Г/см3. Из этого сплава изготовляют отливки сложной конфигурации — картеры, блоки двигателей.
К жаропрочным сплавам относится литой сплав AЛ1, предназначенный для изготовления головок цилиндров, поршней, работающих при высоких температурах — до 300° С.
§ 3. Магний и его сплавы
Магний представляет собой легкий металл серебристого цвета, удельный вес его 1,74 Г/см3, температура плавления 650° С. При температуре, несколько превышающей температуру плавления, легко воспламеняется и горит ярко-белым пламенем.
|
В связи с малой прочностью и слабой стойкостью против коррозии магний в качестве конструкционного материала не применяется, в основном он используется для получения магниевых сплавов.
Магниевые сплавы являются весьма легкими конструкционными материалами, поэтому они находят широкое применение в авиационной и других отраслях промышленности.
По технологическому признаку магниевые сплавы делятся на деформируемые и литейные.
Деформируемые магниевые сплавы применяют для изготовления полуфабрикатов — прутков, полос, труб, листов и т. д., а также штамповок и поковок марок MA1, МА2, МАЗ, МА5, МА8.
Литейные магниевые сплавы нашли широкое применение для производства фасонного литья. Удельный вес этих сплавов колеблется в пределах 1,75—1,83 Г/см3, они хорошо обрабатываются резанием, но литейные свойства их ниже литейных свойств алюминиевых сплавов. К недостаткам литейных магниевых сплавов следует отнести пониженную коррозионную стойкость во влажной среде, поэтому литейные, как и деформируемые магниевые сплавы, защищают оксидными пленками и лакокрасочными покрытиями. Марки литейных магниевых сплавов: MЛ2, MЛ3, MЛ4, MЛ5, MЛ6.
Маркировка магниевых сплавов состоит из буквы, обозначающей соответствующий сплав, буквы, указывающей способ получения (А — для деформируемых, Л — для литейных) и цифры, обозначающей порядковый номер сплава.
§ 4. Титан и его сплавы
Титан — металл серебристо-белого цвета, имеющий температуру плавления около 1680°С, удельный вес 4,5 Г/см3, механические свойства изменяются в зависимости от чистоты титана, коррозионная стойкость на воздухе и в морской воде очень высокая, не уступает стойкости нержавеющей стали и платины.
Титан характеризуется высокой пластичностью при горячей деформации (куется, прессуется, прокатывается), хорошо сваривается дуговой сваркой с применением защитной атмосферы и контактной сваркой без применения защитной атмосферы, удовлетворительно обрабатывается резанием.
Титан используют для изготовления деталей, работающих при температурах до 350°С (в основном в химической промышленности), а его сплавы в авиационной промышленности, судостроении и специальном машиностроении.
Титановые сплавы стали применять в промышленности совсем недавно. Однако благодаря высоким механическим свойствам, малому удельному весу, высоким антикоррозионным свойствам и теплостойкости производство их непрерывно растет.
Титановые сплавы получают легированием титана алюминием, хромом, ванадием, молибденом, оловом, марганцем, железом и другими элементами. Титановые сплавы прочнее алюминиевых в 2—3 раза, магниевых в 5 раз и прочнее некоторых легированных сталей. Предел прочности титановых сплавов достигает 150 кГ/мм2, многие эти сплавы подвергаются термической обработке. Титановые сплавы поддаются сварке и пайке в защитной или нейтральной среде.
Титановые сплавы применяют в виде листов, лент, прутков, поковок и штамповок, а также в виде фасонного литья.
По назначению титановые сплавы подразделяются на сплавы общего назначения (ВТ6), сплавы для листов (ОТ4, ВТ4, ВТ5) и жаропрочные сплавы (ВТЗ, ВТЗ-1, ВТ8),
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!