Организация умственного труда — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация умственного труда

2022-02-10 101
Организация умственного труда 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРЕДИСЛОВИЕ К ДЕСЯТОМУ ИЗДАНИЮ

Настоящее — десятое издание «Азбуки умственного труда» значительно дополнено и исправлено. Внесены две новые лекции: «Память, — как ею пользоваться» и «Как пользоваться учебными заданиями» (в этой лекции вкратце затронут и другой вопрос: «Как вести себя на семинаре или на учебной конференции»).

Кроме того, расширены и некоторые старые лекции, — например, лекции о работе над книгой. Все лекции подверглись значительной чисто редакторской правке и необходимому сокращению.

Значительно изменена и дополнена литература к лекциям, а также переработаны задания. Все указанные дополнения и изменения произведены исключительно благодаря многочисленным указаниям читателей, — приношу им за это свою искреннюю благодарность и жду дальнейших указаний и советов.


 

Москва, 1 декабря 1928 г.


И. В. Ребельский.


 

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ.

Настоящая работа представляет собой сильно сокращенную стенограмму курса — «Азбуки умственного труда», читанного мною в 1924/25 учебном году на Курсах Уездных Партработников при ЦК ВКП (б), в Государственном Институте Театрального искусства, в Московском Рабочем Университете имени Октябрьской Революции и в Московской Губернской школе профдвижения МГСПС.

В первом издании эта работа вышла под общим названием — «Техника умственного труда».

В настоящем издании работа значительно исправлена и дополнена.

В каждой главе даны вопросы и задания, которые имеют своей целью, во-первых, помочь читателям проработать данный курс без руководителя, а во-вторых, дать им возможность самим ставить и проводить этот курс на местах.


Значительные сокращения стенограммы сделали мой курс, как, вероятно, заметит читатель, несколько сухим и местами конспективным.

Но мне казалось, что именно такая краткая и сжатая работа нужна тому вполне технически-грамотному, много работающему над своим самообразованием, активисту-рабочему, пропагандисту, рабфаковцу и молодому студенту, на которых она, главным образом, рассчитана.

Должен также отметить, что в настоящей работе указывается чрезвычайно много подсобной литературы.

Это противоречит моим же частым советам о минимуме пособий и источников.

Но указанную мною в настоящей работе литературу вовсе не следует целиком прорабатывать каждому читателю, — она больше указана для того, чтобы расширить выбор, который на местах зачастую довольно невелик, и показать работникам на местах, какими пособиями они должны пополнять кабинеты в школах и на курсах и библиотеки при клубах, если они решат поставить там работу по «Азбуке умственного труда».


 

Москва, 15 сентября 1926 г.


И. В. Р е б е л ь с к и й.


 

 


ВВЕДЕНИЕ

Товарищи! Вы пришли к учебе от станка и плуга. В этом большой плюс — вам легко будет связать книгу с трудом, науку с жизнью; но в этом же кроется и некоторый минус — работа у станка и плуга не дала вам навыков умственного труда.

А существуют ли вообще на практике какие-то особые навыки умственного труда? — спросите вы. Существуют, товарищи; и для того, чтобы ими овладеть, нужно основательно поработать. Конечно, категорическое деление труда на чисто физический и чисто умственный — неправильно. В практике повседневной жизни нет такого вида труда, который можно было бы целиком причислить к чисто физическому или к чисто умственному труду. Работа в кузнице требует, например, максимум физического мускульного напряжения, но одновременно и некоторой доли мозговой деятельности, и, наоборот, работа над составлением диаграммы требует значительной мозговой деятельности и одновременно некоторой доли мускульного напряжения.

Но несомненно, что работа в кузнице, управление автомобилем, работа у станка требуют одних навыков, а чтение книги, подготовка к докладу, работа с микроскопом — других.

Навыки первого рода условились называть навыками физического труда, а навыки другого рода мы называем навыками умственного труда.

Ошибочно думать, что навыки умственного труда «ниспосылаются избранникам свыше», но, с другой стороны, ошибочно также думать, что есть такой рецепт, при помощи которого каждый из нас может овладеть навыками умственного труда в один присест.

Такого рецепта нет. Навыки умственного труда, как и навыки физического труда, приобретаются упорным трудом, и единственно, чем наука может помочь вступающему на путь умственного труда — это указанием целого ряда правил теоретического и практического порядка, которые в состоянии облегчить завоевание навыков умственного труда.

Вот изложением этих правил мы и предлагаем заняться в наших общих лекциях-беседах, которые мы назовем лекциями по «Азбуке умственного труда».



Лекция первая

I. ПЛАН РАБОТЫ

Правильная организация индивидуального и коллективного умственного труда не создается, как полагают некоторые товарищи, одними строгими приказами и распоряжениями: «К концу дня выполнить то-то», «к 15 числу покончить с тем-то». Такие приказы «издаются» часто «рьяными нотовцами» для того, чтобы обмануть кого-нибудь, а иногда даже, чтобы обмануть самого себя, и, конечно, никакой пользы не приносят.

Мы знаем, что организация предполагает существование какого-то общего плана, значит и правильная организация умственного труда прежде всего требует наличия плана работы.

А что такое план работы?

План — это точное, обоснованное расписание работ, которые ты предполагаешь выполнить в известный, заранее установленный срок. Чтобы составить такое расписание работ, требуется, во-первых, установить конечную цель предпринятых работ, во-вторых, определить точный размер этих работ, в-третьих, точно учесть условия и возможности работы, и, наконец, установить, если можно так выразиться, «меру» работы, которую ты можешь выполнить за час, за день, за неделю и т. д.

Из нашей предварительной беседы выяснилось, что большинство из вас много раз пыталось составить план своей работы и строго его выполнять; но его начинание каждый раз кончалось неудачей, и многие из вас даже отчаялись когда-нибудь жить и работать по определенному плану.

Отчего это могло случиться? Где причина ваших неудач?

Нам кажется, что причина ваших неудач заключается, главным образом, в неправильном подходе к составлению плана работы.


Когда вы составляли план своей работы, вы, вероятно, просто обозначали, что вам необходимо сделать в течение дня, недели, месяца, но не рассчитывали своей работы во времени, не справлялись, соответствует ли задание количеству часов, которое вы можете выделить для его выполнения, состоянию здоровья, жилищным условиям, и, главным образом, тому количеству работы, которое вы в состоянии проделать за определенный промежуток времени, — той «мере» работы, о которой мы говорили выше.

II. НОРМА ВЫРАБОТКИ

А как установить эту «меру»?

Тут надо воспользоваться основным методом Научной Организации Труда — «наблюдением в натуре».

Наблюдения в натуре дают опытные данные, а по этим опытным данным составляются нормы работы.

Поясним сказанное простым примером из нашей повседневной жизни.

Предположим, что мы приступили к проработке курса политэкономии и нам необходимо установить, сколько часов мы должны будем израсходовать на прохождение этого курса и в связи с этим составить соответствующий план работы.

Для этого мы, не меняя обычных условий, в которых мы работаем сейчас и предполагаем работать в будущем, пробуем с часами в руках проработать несколько часов подряд над данным предметом (политэкономией) и устанавливаем, что в час мы успели проработать, положим, 5 страниц. Принять, однако, эти 5 страниц за «норму выработки», как выражаются на языке НОТ’а, мы еще не имеем права — мы должны считаться с тем, что мы только приступили к изучению данного предмета, мы еще не знакомы с методом его построения, с особенностями его изложения, и это, конечно, затрудняло нашу работу и соответственно уменьшило количество страниц, которые мы могли бы проработать за час, если бы не было указанных специфических обстоятельств.

С другой стороны, предмет, несомненно, увлекал нас своей новизной, он еще не успел нам приесться, а это, в известной мере, увеличило количество страниц, которые мы успели проработать за час при нормальных условиях.

Поэтому, чтобы установить более или менее точную «норму выработки» в работе по политэкономии, мы должны попробовать поработать по данному предмету несколько дней подряд по нескольку часов, затем разделить общее количество проработанных за это время страниц на общее количество израсходованных часов и полученное частное даст нам «норму выработки» по данному предмету при данных условиях.

Конечно, эта норма с течением времени возрастет: чем больше вы занимаетесь по политэкономии, тем легче она вам дается, тем больше страниц в час вы прорабатываете, но это не противоречит самой необходимости устанавливать норму выработки.

Приблизительно таким же образом вы установите норму выработки и по другим предметам и в других видах нашего умственного труда.

III. УЧЕТ ВРЕМЕНИ

Когда вы это сделаете, переходите к мерам рационального использования своего времени вообще. Рациональное использование времени занимает весьма важное место в деле правильной организации умственного труда вообще и в составлении плана своей повседневной работы в частности.

Основной лозунг Лиги Времени гласит: «Сначала вскрой механизм времени, потом реформируй». Попробуем расшифровать этот лозунг, и перед нами предстанет весьма важный совет:

«Не начинай коренной ломки своего нынешнего «времяпрепровождения», не создавай «блестящих» планов рационального использования своего времени в будущем, не издавай наказов и приказов самому себе о том, когда вставать, когда отдыхать, когда ложиться, «сколько времени тратить на еду, на туалет», пока ты с карандашом и бумагой в руках не учел, как же ты сей час расходуешь свое время».

Учет расходования времени производится при помощи специальных суточных карточек. Такие карточки составлены тт. Стрельбицким, Гастевым, Керженцевым, Лигой НОТ и т. д.

Карточки, составленным Лигой НОТ, продаются в виде книжек под общим названием «Хроноблокнот».

К каждому хроноблокноту приложена краткая объяснительная записка о методах заполнения суточных карточек.

Со своей стороны мы считаем необходимым вам посоветовать следующее. В первые недели, пока вы не привыкли регистрировать свое время, заполняйте карточки только по основным разделам расхода времени и только спустя несколько недель переходите к детальному заполнению карточек.

Заполнение суточной карточки даст вам более или менее детальную регистрацию фактически расходуемого вами времени, но отсюда еще далеко до рационализации расходования времени, которая вас, в конечном счете, интересует.

Первым шагом к рационализации расходования времени следует считать составление предварительного плана расхода времени.

Этот план (технически) наносится на приведенную выше регистрационную карточку в виде линий, а затем по нему (чернилами или карандашом другого цвета) проводится регистрация фактически израсходованного времени. Когда перед вами предстанут провалы в выполнении плана, перерасход времени, нецелесообразная трата времени — словом, все пункты расхождения между планом и его выполнением, — ставьте раньше всего вопрос: «Почему» и, только ответив на него, приступайте к устранению допущенных ошибок.

Это, однако, делается не так легко, и вам, товарищи, нечего отчаиваться, если это вам не так быстро удастся, и главное, не жалейте, что даром израсходовали время на регистрацию расхода времени, составление плана и т. д. Все эти труды в будущем, несомненно, оправдаются: регистрация — первый шаг, составление плана — второй шаг, а борьба за полное и точное выполнение этого плана — третий и последний шаг на пути действительной рационализации расходования своего и чужого времени.

IV. ЗАПИСИ ЗАДАНИЙ

Для правильной организации умственного труда большое значение имеет также своевременная запись всего того, что тебе надо сделать за сегодняшний день, за текущую неделю, за наступающий месяц, за предстоящий год и последующий контроль за тем, сделано ли предначертанное, а если не сделано, то почему.

В литературе по научной организации труда существует целый ряд специально отпечатанных тетрадей и карточек для ведения указанных записей; но, во-первых, все эти пособия рассчитаны на определенный тип работников умственного труда — на крупных администраторов, ответственных организаторов, а во-вторых, они и по существу слишком громоздки.

Для нас, учащихся, пропагандистов и т. д., нужны, особенно для начала работы, более примитивные пособия. На первое время можно все виды записей вести в одной общей тетради. Для этого общая тетрадь в 1—2 писчих листа подразделяется на 4 части: «Постоянное расписание занятий», «Недельное расписание занятий», «Что мне надо сделать сегодня», «Что я предполагаю сделать в ближайшее время».

Следует только помнить, что расписание — это не план, это только практическая запись текущих работ.

Образец „Постоянного расписания занятий“

ДНИ

Часы

10—12 13—15 17—19 20—22
Понедельник        
Вторник        
Среда        
Четверг        
Пятница        
Суббота        
Воскресенье        

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СОСТАВЛЕНИИ

„ПОСТОЯННОГО РАСПИСАНИЯ ЗАНЯТИЙ“

I. Постоянное расписание в первую очередь нужно учащимся, а затем ответственным работникам, у которых в течение, положим, целого полугодия, — в одни и те же дни и часы бывают определенные заседания. Составить «постоянное расписание» очень нетрудно: учащиеся, например, просто списывают его с расписания учебной части.

II. «Постоянное расписание» — это своего рода карта местности, план города, которые дают общее представление, общую ориентировку. Деталей тут нет.

III. «Постоянное расписание занятий» — это первичный справочник по распределению часов рабочего дня, основной

«напоминатель».

IV. Из «Постоянного расписания» мы черпаем основные материалы для составления «Недельного расписания».

V. В «Постоянном расписании» отмечаются только занятые часы; здесь не видно, чем заполнены промежутки между занятыми часами.

VI. «Постоянное расписание» составляется вперед на полгода или даже сразу на целый год. Лучше всего составлять это расписание не в самом начале учебного или «рабочего» года, а спустя 2—3 недели, когда чувствуется более устойчивый распорядок работ.

VII. Если в «Постоянное расписание» вносится ряд изменений — переставляются часы, меняются предметы занятий, лучше всего все расписание переписать на следующую по порядку чистую страницу; для этого в указанной выше общей тетради и отводится 10—15 страниц под «Постоянное расписание занятий».

VIII. Рядом с указанием часов и названием занятий рекомендуется кратко пометить № аудитории, где будут происходить занятия, и фамилию лектора или адрес учреждения или организации, и фамилию постоянного председателя данного заседания и т. д.

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СОСТОЯНИИ

„НЕДЕЛЬНОГО РАСПИСАНИЯ“

I. Составление «Недельного расписания» имеет своей целью дать точное представление о сумме работ, которые предстоит проделать за 6 дней, и своевременно напоминать, какой вид работы, в какой день и час предстоит выполнить.

II. «Недельное расписание» составляется накануне каждой недели, но место для «Недельного расписания» разграфляется вперед на несколько недель, так как часто получаешь задания задолго до момента их выполнения.

III. В «Недельное расписание» вносятся работы более или менее длительного характера — работа в кружке, личные доклады, присутствие на заседаниях, часы консультантской работы, время на подбор материалов или на подготовку к докладу и т. д., очередные же задания, как — приобрести такую-то книгу, прочесть такую-то статью в газете, посетить такого-то работника, навести справку о такой-то работе, проверить правильность такого-то факта и т. д., вносятся в листок под общим названием — «Что мне надо сделать сегодня».

IV. В «Недельное расписание» раньше всего вносятся выборки из «Постоянного расписания», затем работы, почему-либо не выполненные в прошлую неделю, но подлежащие непременному выполнению, наконец, очередные задания на неделю.


Образец „Недельного расписания“

Дни Часы Где быть, что делать Дни Часы Где быть, что делать
Понедельник 10—12 12—14 16—18 20—22   Четверг    
Вторник     Пятница    
Среда     Суббота    

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СОСТАВЛЕНИИ ЗАПИСИ:

„ЧТО МНЕ НАДО СДЕЛАТЬ СЕГОДНЯ“

Запись под общим названием «Что мне надо сделать сегодня» составляется очень просто. Страницы записной тетради подразделяются на 2 части — одну большую, на которой мы помещаем краткое содержание задания, и другую — меньшую, на которой мы отмечаем, выполнено ли задание, а если нет, то почему.

В эту запись вносятся, как мы уже указали выше, небольшие разрозненные задания, которые не подходят для расписания недельных заданий.

Запись «Что мне надо сделать сегодня» составляется накануне рабочего дня, но место для этой записи подготовляется за несколько дней вперед, так как часто приходится в понедельник записать то, что надо сделать в пятницу.

Очень часто приходится пополнять эту запись в течение того рабочего дня, на который она составлена, так как в процессе работы может появиться целый ряд новых заданий на сегодняшний день.

Запись «Что мне надо сделать сегодня» следует просматривать возможно чаще и у себя за рабочим столом, и приходя в то или иное учреждение, а иногда даже в вагоне трамвая и на улице — это спасает нас от «лишних кругов» и дает возможность, будучи в одном месте, выполнить все задания, связанные с этим местом.


Невыполненные задания следует переносить изо дня в день пока, они не будут выполнены.

Отметки о невыполнении того или иного задания также очень просты: плюс обозначает, что задание выполнено, минус — что задание не выполнено. Иногда рядом с минусом приходится отмечать причину невыполнения задания, а для устранения этой причины занести в запись одно или несколько новых заданий.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СОСТАВЛЕНИИ ЗАПИСИ:

„ЧТО Я ПРЕДПОЛАГАЮ СДЕЛАТЬ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ“

Запись «Что я предполагаю сделать в ближайшее время» имеет громадное значение. Мы знаем, что «своевременно незаписанная мысль — потерянный клад», а последняя запись значительно уменьшает количество своевременно незаписанных мыслей.

Эта запись составляется так же, как запись «Что мне надо сделать сегодня», с прибавлением только одной графы: «Какую работу надо предварительно выполнить для проведения в жизнь основного задания».

Запись «Что я предполагаю сделать в ближайшее время» заполняется обыкновенно не в определенные дни и часы, а в процессе работы. Слушаешь, например, доклад, и у тебя возникает мысль о необходимости познакомиться с таким-то вопросом, и ты эту мысль тут же записываешь; или работаешь над статьей, и тебе приходит мысль написать какую-то другую статью, ты и это помечаешь и т. д.

В запись «Что я предполагаю сделать в ближайшее время» надо также почаще заглядывать, чтобы своевременно перенести то или иное задание в «Недельное расписание». Конечно, ни о каком обязательстве пользоваться всеми этими записями не может быть и речи. Каждый из нас пользуется теми видами наших записей заданий, которые его больше всего устраивают.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОТ

Теперь перейдем к следующему вопросу, как наиболее рационально распределить свои работы при умственном труде.

Какой вид работы и какую часть ее (по трудности) проделать в начале занятий, какую отнести на конец занятий.

Ответ на этот вопрос может также получить каждый человек только путем внимательного наблюдением над самим собой.

Если вы заметили, что работа вам лучше всего дается только в первые часы занятий умственным трудом; Если вы чувствуете, что «первый порыв» сильно облегчает вам восприятие и усвоение предмета; Если вы знаете, что подъем работоспособности продолжается у вас недолго, что вы быстро утомляетесь:

І. Отнесите к началу занятий наиболее трудные работы.

ІІ. Не теряйте в начале занятий ни одной минуты на то, что вы легко сделаете и после.

ІІІ. Не отвлекайтесь ничем от настоящего дела; для этого приготовьте заранее все нужное для работы, а мысли, приходящие в голову в процессе работы, не приводите тут же в исполнение, а только кратко отмечайте в блокноте.

IV. Постепенно переходите от трудного к легкому, от непонятного к понятному, от неинтересного к интересному…

Если же вы замечали, что в начале занятий работа у вас как-то не клеится.

Если, садясь за работу (утром, например), вы чувствуете, что, несмотря на то, что хорошо выспались, вы еще весь находитесь во власти сна.

Если наиболее интенсивная работу у вас начинается спустя некоторое время после начала занятий.

Если вам лучше всего работается к концу занятий:

I. Перенесите наиболее легкие работы на начало занятий.

II. Проделайте сначала все для подготовки к занятиям.

III. Выделите для начала занятий такие работы, которые требуют больше движений: записывайте текущие задачи в дневник, вычерчивайте диаграммы, подсчитывайте на счетах какие-нибудь цифровые данные.


IV. Постепенно переходите от легкого к трудному, от более интересного к менее интересному, от предметов, которые берутся на лету, к предметам, которые требуют большой усидчивости.

Последний вопрос, который нас интересует при разрешении проблемы правильной организации умственного труда, — это вопрос о том, как рациональнее всего организовать процесс заучивания.

ПРОЦЕСС ЗАУЧИВАНИЯ 1

Под заучиванием мы здесь подразумеваем не узкое заучивание наизусть, а процесс овладения тем или иным предметом, и остановились мы на моменте заучивания потому, что этот момент является главнейшею составной частью умственного труда, особенно для вас, товарищей, только приступающих к обогащению знаниями.

Профессор Мейман в своем труде «Очерк экспериментальной педагогики» разделяет процесс заучивания на 4 момента:

1) ориентирование в материале,

2) пассивное восприятие материала;

3) выслушивание и проверка заучивания,

4) закрепление труд ных мест и общий синтез.

Попробуем вкратце выяснить сущность каждого из этих моментов. Под ориентированием в материале мы понимаем первоначальное ознакомление со всем материалом (уроком, главой, отрывком), который мы должны проработать в данный момент.

Это общее предварительное ознакомление дает нам двоякого рода результаты: во-первых, мы, в общем и целом, узнаем, о чем говорится в данном материале, а это в будущем облегчит нам усвоение его по частям, а во-вторых, мы как бы приспосабливаемся к дальнейшему заучиванию, к дальнейшей работе над данным материалом.

Под пассивным восприятием мы понимаем запечатление материала, которое происходит само по себе, без затраты энергии, иногда даже помимо воли. Работающий над книгой или сам ее читает, или слушает, как читают другие, или произносит прочитанное вслух, а в это время отдельные моменты — части прочитанного — исподволь запоминаются.

Когда материал воспринят, начинается самопроверка. Потребность в самопроверке наступает иногда раньше,

1 Более подробно об этом вопросе см. лекцию 9-ю «Как пользоваться заданиями».


чем мы фактически усвоили материал; помните, эту потребность не следует ни отвергать, ни заглушать, самопроверка имеет колоссальное значение в деле усвоения прочитанного или услышанного, и нам следует всячески ее использовать.

В процессе самопроверки обнаруживаются трудные места; ими следует овладеть тут же, их следует закрепить немедленно, не оставляя на потом.

Когда трудные места закреплены, следует перейти к синтезу всего заученного, к объединению всего проработанного в нечто целое.

 

ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ, ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ И ЛИТЕРАТУРА

К 1-й ЛЕКЦИИ

I. Вопросы

1. В какую науку входит вопрос о правильной организации умственного труда?

2. Что, прежде всего, требуется для правильной организации умственного труда?

3. Почему нам часто не удается воплотить в жизнь заранее намеченный план работы?

4. Можно ли начать рационализацию расхода времени до учета этого расхода?

5. Чем выгодно ведение всех видов записей в одной тетради?

6. Почему важно отмечать причины невыполнения того или иного задания?

7. Какое значение имеет рациональное распределение работ (по степени трудности) для правильной организации умственного труда?

8. Какое значение имеет привычка к тому или иному приему работы и можно ли изменить эту привычку?

II. Практические работы

1. Понаблюдайте за своей собственной работой в течение двух-трех недель подряд и установите, какие дни недели и какие часы у вас наиболее производительны.

2. Проверьте при помощи суточной карточки, сколько часов в сутки вы теряете на то, что работаете, отдыхая и отдыхаете, работая.

3. Установите норму выработки по нескольким предметам.

4. Перечислите постоянное и недельное расписание и заполните их содержанием.

5. Подсчитайте процент невыполненных заданий за неделю и установите причину невыполнения.


6. Изложите в письменном виде процесс овладения учебным материалом (как вы это делали до сих пор) и сравните с тем, что предлагает по этому поводу проф. Мейман.

III. Литература

Шехватов. — Ленин и научная организация труда. Изд. НКРКИ СССР. 1925 г.

Кауфман К. и Крузе У. — Работник умственного труда. Изд. «Вопросы труда».

Кунце Фридрих. — Техника умственного труда. 2-е изд. Харьков, 1926 г.

Рейтвенбах (составитель). — Хрестоматия «Организован ный труд». Изд. «Работник просвещения».

Стрельбицкий С. — Время в трудовом процессе. Изд. «Путь просвещения». Харьков, 1924 г., стр. 122.

Симонов П. Ф. — Научный метод организации промышленности и труда. Издание «Вопросы труда». Москва, 1925 г., стр. 190.

Проф. Миртов А. В. — Методика самообразования. Госиздат Украины. 1925 г., стр. 225.

Троянский П. — Как работать (карточка заданий, карточные альбомы и графики в качестве инструментов организации). Издание «Вопросы труда». Москва, 1925 г., стр. 83.

Брагинский. — Экономия времени. Издание «Мир». 1916 г. Проф. Эрнст Мейман. — Учение об умственной работе — глава из «Очерка экспериментальной педагогики». Издание «Мир». 1916 г.

Дынник М. — Проблема научной организации научного труда, статья в сборнике «Научный работник» № 1.

Рожицын В. — Организация умственного труда. Изд. «Пролета рий». 1927 г.

Поль Огле. — Организация умственного труда. Изд. «Центросо юз». 1924 г.

Вейнберг. — Опыт методики научной работы и подготовки к ней. Изд. «Работник просвещения». М., 1928 г.

Тейлор Ф. — Научная организация труда. Изд. «Транспечать». 1925 г.

Кекчеев. — Механизация умственного труда, статья в журнале «Научное слово» № 1 за 1928 г. ГИЗ.



Лекция вторая

ГИГИЕНА УМСТВЕННОГО ТРУДА

В сегодняшней лекции я намерен преподнести вам несколько наиболее важных общих советов по гигиене умственного труда.

Я изложу эти советы в виде лозунгов-рецептов. Это, конечно, не вполне педагогически правильно, но к этому вынуждает нас тот минимум места, который мы можем уделить вопросам гигиены умственного труда.

Будем надеяться, что и те краткие советы, которые мы вам сейчас изложим, принесут свою пользу.

Перейдем к ним:

I. Сменяй аккуратно и правильно труд отдыхом. Помни, что только во время отдыха из твоего организма удаляются те вредные вещества распада тканей (углекислота, мочевина, молочная кислота), которые образуются в организме во время работы вообще и умственного труда в частности.

II. Непереутомляй себя. Помни, что благодаря переутомлению умственным трудом в твоем организме образуются ряд токсинов, которые вызывают физическое бессилие, раздражительность, неудовлетворенность, апатию, неумение сосредоточиться и т.д.

III. Отдыхай разумно. Под отдыхом вовсе не следует понимать сплошное «валяние» в кровати или бесцельное шатание по улице — и то, и другое иногда больше утомляет, чем самая интенсивная работа.

Важнейшим видом отдыха следует считать правильно организованный сон. Спи не меньше, но и не больше 8 часов. Ложись и вставай в строго определенные часы. Прекращай всякую работу за полчаса до сна.

Помни, время отдыха должно быть настолько же строго распределено и организовано, как и умственная работа, иначе отдых не выполнит своих задач, а утомит и измучит.


IV. От дыхай чаще и в строго опре деленные дни. Частый кратковременный отдых полезнее и способствует подсознательному закреплению воспринятого материала.

Лучше отдыхать каждую неделю один день, чем раз в месяц четыре дня. Полезнее отдыхать еженедельно, положим, в четверг, чем в эту неделю — в четверг, а в следующую — в субботу.

V. Установи сре ди рабочего дня час по лно го отдыха. Не жалей этого часа — он вознаградится полностью. Лучше всего, если это будет час сна сейчас же после обеда, когда масса крови устремляется к брюшным органам, и мозг, до известной степени, обескровливается и, следовательно, хуже воспринимает информацию и скорее утомляется.

VI. Распределяй правильно свои умственные занятия и физический труд. Помни, что физическая усталость способствует умственному переутомлению, а потому приступай к занятиям, только хорошо отдохнув от физического труда, и не занимайся слишком долго физкультурой непосредственно перед занятиями и сейчас же после них.

VII. Работай систематически каждый день по неск ольку часо в, а не залпо м, в один при сест. Помни, что если ты чрезмерно потрудишься, тебе потребуется и чрезмерный отдых, и ты, следовательно, от излишнего усердия ничего не выиграешь.

VIII. Втягивайся в занятия постепенно. Но, втянувшись, не отвлекайся на второстепенные задачи, сосредоточь все свое внимание на предмет изучения.

IX. Не ускоряй и не замедляй привычно го темпа своей работы. Лучше в начале занятия не спешить, чтобы к концу, утомившись, задерживаться на мелочах.

X. Не делай слишк ом частых перерывов в своей умственной работе. Помни, что после каждого перерыва тебе приходится потратить несколько минут для того, чтобы снова сосредоточиться и войти в курс дела. Помни также, что наибольшая продуктивность в работе появляется, обыкновенно, лишь спустя час и больше после начала занятий1.

XI. Неподдавайся преждевременному утомлению. Это скорее проявление слабой воли или просто лени, чем действительное утомление. Когда, после первого получаса занятий, тебя вдруг охватывает дрема, поднимись со стула,


1 Исследования говорят, что к концу второго часа производительность труда снижается на 11 %.


пройдись по комнате, проделай у открытого окна или форточки в течение нескольких минут легкую гимнастику и, освежившись, работай дальше. Не злоупотребляй крепким чаем или кофе для возбуждения. Они только на время возбуждают и тонизируют, но зато очень быстро наступает реакция полного утомления и расслабления.

XII. Сокра ти до минимума все отвлекающие и расслабляющие твое внимание моменты.

Для этого:

1. Приготовь до начала занятий все необходимые тебе принадлежности и пособия и расположи их так, чтобы доставать их с наименьшей тратой энергии.

2. Прекрати всякие разговоры с людьми, которые не принимают участия в твоей работе.

3. Если у тебя зрительный тип памяти, то движение по комнате, излишние жесты, громкие выкрики рассеивают твое внимание и утомляют.

XIII. Помни народную пословиц у: «Утро вече ра мудренее». По существу, эта пословица в высшей степени правильна — именно во время нашего сна происходит выделение из организма тех вредных веществ, которые вызывают утомление; после сна наш мозг более восприимчив к усвоению информации, а потому все серьезные и трудные занятия перенеси на утренние часы.

XIV. Не занимайся слишк ом до лго по одному предмету. Это надоедает, а, следовательно, и утомляет. Вместо того, чтобы в течение целого дня изучать только одну политэкономию, попробуй поработать над двумя какими-нибудь предметами.

От того, что в занятия по политэкономии вклинятся занятия по истории партии, работа по политэкономии не пострадает, нужно только следить за тем, чтобы между занятиями по политэкономии и занятиями по истории партии прошло некоторое время, был дан небольшой перерыв.

XV. Установи раз и навсег да опре делен ную св язь межд у из учаемыми пре дмет ам и. Если ты привык, например, после математики заниматься литературой — поступай так всегда. Это привычное сочетание предметов сохраняет много времени и поддерживает общий настрой на занятия.

XVI. Не загружай свою память большим количеством цифровых данных и фактическо го материала справочного характера. Помни, что человеческая память не просто воскрешает раз виденное или раз слышанное, а воспроизводит данное впечатление или восприятие, связывая их с целым рядом других впечатлений и других восприятий.

Цифры, фактический материал, справки должны четко записываться в карманной книжке, на стенных таблицах и на специальных карточках, чтобы их можно было в любой момент использовать, но запоминать их не следует.

«Нам не нужно зубрежки, — говорит Ленин, — нам нужно только развить и усовершенствовать память каждого обучающегося знанием основ ных факто в».

XVII. Берись за работ у то льк о тог да, когда ты сам видишь ее цель и понимаешь ее пользу. Помни, что только сознание цели и пользы может пробудить в тебе достаточно воли и желания, а желать — значит наполовину достигнуть.

XVIII. Поддерживай в своей рабо чей комнате температуру в 18—19° по Цельсию. Это наиболее здоровая температура для занятий умственным трудом. Понижение или повышение этой температуры вызывает неправильное кровообращение и, следовательно, отягчает твою работу.

XIX. Питайся рационально и аккуратно. Помни, что, занимаясь умственным трудом, ты тратишь много энергии, а это значит, что ты расходуешь большое количество белков и фосфористых солей. Чтобы вернуть организму эти вещества, тебе необходимо употреблять пищу, богатую фосфором: мясо, рыбу, яйца, молоко, сыр.

Кроме белков, умственная работа требует усиленного жирового питания, но жир должен отличаться легкой усвояемостью. Таковым следует считать жир коровьего масла.

Мы знаем также, что в психической работе человека большую роль играет щитовидная железа, которая для своей деятельности нуждается в пище, содержащей достаточное количество йода. Поэтому старайся пополнять свою пищу щавелем, копчеными сельдями и рыбьим жиром — в них высокое содержание йода.

Нервная деятельность человека требует также железа, а им особенно богаты кровь, мясо и цветная капуста.

При усиленном занятии умственным трудом обыкновенно вяло работает кишечник. Это пр


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.