V. Организация рабочего места — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

V. Организация рабочего места

2022-02-10 41
V. Организация рабочего места 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теперь остановимся вкратце на вопросе о правильной организации рабочего места. Рабочим местом для занимающегося умственным трудом чаще всего служат стол и стул.

Начнем со стола и его поверхности.

Поверхность стола должна быть так организована, чтобы не рассеивать, не утомлять, а главное — не отнимать ни одной лишней минуты.


Мы знаем, что рассеянность чаще всего вызывается беспорядком, а беспорядок на письменном столе рождается раньше всего от обилия находящихся на нем предметов. Отсюда мы делаем следующий вывод: на вашем столе не должно лежать ни одного лишнего ненужного для работы в данный момент предмета, а общее число предметов, находящихся на столе, должно быть доведено до минимума.

Лучше, чтобы словарь, к которому ты часто обращаешься, лежал на этажерке справа, а чистая бумага в ящике стола слева, но сам стол был бы освобожден от того и другого. Это создает известный простор, а мы знаем, чем просторнее на столе, тем лучше работается, чем теснее, тем скорее утомляешься и, следовательно, тех хуже работаешь.

Но часто случается, что на столе уже не так много предметов, и все-таки для того, чтобы достать тот или другой предмет, приходится затратить несколько лишних минут времени.

Это происходит оттого, что у нас нет строго выработанного плана расположения предметов на столе и не учтено то количество лишних движений, которые мы тратим при неправильном расположении предметов. Каждый предмет должен занимать на столе раз и навсегда предназначенное ему место. Это достигается тем, что работающий за столом распределяет его на части и в первое время заставляет себя класть определенный предмет на определенную часть стола. Спустя несколько дней у работающего за столом вырабатывается известный автоматизм, и он уже, не задумываясь и не глядя на стол, достает предмет с определенного места и также безошибочно возвращает его туда.

Длительные наблюдения и специально поставленные опыты показали, что внимание работающего за столом больше всего направлено на левую часть стола, поэтому полезно на левую половину стола класть все те материалы, которые подлежат использованию, а правую часть стола оставить для размещения уже использованных материалов, уже выполненных заданий.

Таким образом, предметы, находящиеся на письменном столе, будут расположены, примерно, следующим образом: посредине стола помещается чернильный прибор, на самом приборе помещаются карманные часы, а по бокам — календарь и небольшие счеты. Счеты нужны не только бухгалтерам и конторщикам, но каждому, занимающемуся умственным трудом, ибо в природе почти нет такого вида умственного труда, где не требовалось бы производить те или иные вычисления.


Повторяем, это только примерно, у большинства наших студентов нет, например, письменного стола.

На левой половине стола помещается ящик с конвертами, в которых хранятся карточки с выписками, папка с материалами, подлежащими проработке в ближайшее время, и отрывной блокнот или, что еще лучше, стопка бумажек одинакового формата, необходимых для заметок. С левой же стороны помещается лампа (для глаз полезно, чтобы свет падал слева).

На правой стороне стола помещается папка для выполненных работ, тетрадь для записей, о которых мы говорили выше, большой конверт для карточек, на которых вы излагаете интересные мысли, пришедшие вам в голову во время работы, но не могущие пока быть использованными.

Покончив с поверхностью письменного стола, перейдем к указаниям о том, каким должен быть стол (по высоте, по соотношению частей), чтобы облегчать, а не затруднять ваше занятие умственным трудом.

Из личного опыта вы, вероятно, знаете, что, когда вы работаете за низким столом, вам приходится наклоняться корпусом вперед, опираться на локти и, в общем, все время занимать согнутое положение, а такое положение тела, как известно, ведет к сдавливанию грудной клетки и к легочным заболеваниям, а часто и к искривлению позвоночника.

Поэтому, выбирая стол для работы, надо обратить серьезное внимание на его высоту, помня, что высота вашего письменного стола должна соответствовать высоте ваших локтей, а высота стула у письменного стола должна соответствовать высоте коленного сустава над полом.

Если высота стула не соответствует высоте вашего коленного сустава, если стул низок, вам приходится поджимать ноги под себя, а это затрудняет правильную циркуляцию крови в ногах, если же стул слишком высок, ваши ноги висят в воздухе, тщетно ищут точку опоры, и мускулатура спины сильно напрягается, чтобы поддержать тело в вертикальном положении.

Слишком высокий стул не дает также возможности просунуть ноги под стол (иногда это зависит не от высоты стула, а от высоты стола) и заставляет сидеть за столом боком, а это сильно утомляет и противоречит основному правилу: «За столом сиди прямо, а когда пишешь, держи обе руки на столе», не пошатывайся, не ерзай на стуле — это лишние движения, которые утомляют и рассеивают внимание.


Для того, чтобы сидение на стуле излишне не утомляло, необходимо также обратить внимание на правильное построение его спинки. Стулья, табуретки, у которых вовсе нет спинки, не годятся для человека, которому приходится ежедневно по нескольку часов заниматься умственным трудом.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОТ

Теперь перейдем к следующему вопросу, как наиболее рационально распределить свои работы при умственном труде.

Какой вид работы и какую часть ее (по трудности) проделать в начале занятий, какую отнести на конец занятий.

Ответ на этот вопрос может также получить каждый человек только путем внимательного наблюдением над самим собой.

Если вы заметили, что работа вам лучше всего дается только в первые часы занятий умственным трудом; Если вы чувствуете, что «первый порыв» сильно облегчает вам восприятие и усвоение предмета; Если вы знаете, что подъем работоспособности продолжается у вас недолго, что вы быстро утомляетесь:

І. Отнесите к началу занятий наиболее трудные работы.

ІІ. Не теряйте в начале занятий ни одной минуты на то, что вы легко сделаете и после.

ІІІ. Не отвлекайтесь ничем от настоящего дела; для этого приготовьте заранее все нужное для работы, а мысли, приходящие в голову в процессе работы, не приводите тут же в исполнение, а только кратко отмечайте в блокноте.

IV. Постепенно переходите от трудного к легкому, от непонятного к понятному, от неинтересного к интересному…

Если же вы замечали, что в начале занятий работа у вас как-то не клеится.

Если, садясь за работу (утром, например), вы чувствуете, что, несмотря на то, что хорошо выспались, вы еще весь находитесь во власти сна.

Если наиболее интенсивная работу у вас начинается спустя некоторое время после начала занятий.

Если вам лучше всего работается к концу занятий:

I. Перенесите наиболее легкие работы на начало занятий.

II. Проделайте сначала все для подготовки к занятиям.

III. Выделите для начала занятий такие работы, которые требуют больше движений: записывайте текущие задачи в дневник, вычерчивайте диаграммы, подсчитывайте на счетах какие-нибудь цифровые данные.


IV. Постепенно переходите от легкого к трудному, от более интересного к менее интересному, от предметов, которые берутся на лету, к предметам, которые требуют большой усидчивости.

Последний вопрос, который нас интересует при разрешении проблемы правильной организации умственного труда, — это вопрос о том, как рациональнее всего организовать процесс заучивания.

ПРОЦЕСС ЗАУЧИВАНИЯ 1

Под заучиванием мы здесь подразумеваем не узкое заучивание наизусть, а процесс овладения тем или иным предметом, и остановились мы на моменте заучивания потому, что этот момент является главнейшею составной частью умственного труда, особенно для вас, товарищей, только приступающих к обогащению знаниями.

Профессор Мейман в своем труде «Очерк экспериментальной педагогики» разделяет процесс заучивания на 4 момента:

1) ориентирование в материале,

2) пассивное восприятие материала;

3) выслушивание и проверка заучивания,

4) закрепление труд ных мест и общий синтез.

Попробуем вкратце выяснить сущность каждого из этих моментов. Под ориентированием в материале мы понимаем первоначальное ознакомление со всем материалом (уроком, главой, отрывком), который мы должны проработать в данный момент.

Это общее предварительное ознакомление дает нам двоякого рода результаты: во-первых, мы, в общем и целом, узнаем, о чем говорится в данном материале, а это в будущем облегчит нам усвоение его по частям, а во-вторых, мы как бы приспосабливаемся к дальнейшему заучиванию, к дальнейшей работе над данным материалом.

Под пассивным восприятием мы понимаем запечатление материала, которое происходит само по себе, без затраты энергии, иногда даже помимо воли. Работающий над книгой или сам ее читает, или слушает, как читают другие, или произносит прочитанное вслух, а в это время отдельные моменты — части прочитанного — исподволь запоминаются.

Когда материал воспринят, начинается самопроверка. Потребность в самопроверке наступает иногда раньше,

1 Более подробно об этом вопросе см. лекцию 9-ю «Как пользоваться заданиями».


чем мы фактически усвоили материал; помните, эту потребность не следует ни отвергать, ни заглушать, самопроверка имеет колоссальное значение в деле усвоения прочитанного или услышанного, и нам следует всячески ее использовать.

В процессе самопроверки обнаруживаются трудные места; ими следует овладеть тут же, их следует закрепить немедленно, не оставляя на потом.

Когда трудные места закреплены, следует перейти к синтезу всего заученного, к объединению всего проработанного в нечто целое.

 

ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ, ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ И ЛИТЕРАТУРА

К 1-й ЛЕКЦИИ

I. Вопросы

1. В какую науку входит вопрос о правильной организации умственного труда?

2. Что, прежде всего, требуется для правильной организации умственного труда?

3. Почему нам часто не удается воплотить в жизнь заранее намеченный план работы?

4. Можно ли начать рационализацию расхода времени до учета этого расхода?

5. Чем выгодно ведение всех видов записей в одной тетради?

6. Почему важно отмечать причины невыполнения того или иного задания?

7. Какое значение имеет рациональное распределение работ (по степени трудности) для правильной организации умственного труда?

8. Какое значение имеет привычка к тому или иному приему работы и можно ли изменить эту привычку?

II. Практические работы

1. Понаблюдайте за своей собственной работой в течение двух-трех недель подряд и установите, какие дни недели и какие часы у вас наиболее производительны.

2. Проверьте при помощи суточной карточки, сколько часов в сутки вы теряете на то, что работаете, отдыхая и отдыхаете, работая.

3. Установите норму выработки по нескольким предметам.

4. Перечислите постоянное и недельное расписание и заполните их содержанием.

5. Подсчитайте процент невыполненных заданий за неделю и установите причину невыполнения.


6. Изложите в письменном виде процесс овладения учебным материалом (как вы это делали до сих пор) и сравните с тем, что предлагает по этому поводу проф. Мейман.

III. Литература

Шехватов. — Ленин и научная организация труда. Изд. НКРКИ СССР. 1925 г.

Кауфман К. и Крузе У. — Работник умственного труда. Изд. «Вопросы труда».

Кунце Фридрих. — Техника умственного труда. 2-е изд. Харьков, 1926 г.

Рейтвенбах (составитель). — Хрестоматия «Организован ный труд». Изд. «Работник просвещения».

Стрельбицкий С. — Время в трудовом процессе. Изд. «Путь просвещения». Харьков, 1924 г., стр. 122.

Симонов П. Ф. — Научный метод организации промышленности и труда. Издание «Вопросы труда». Москва, 1925 г., стр. 190.

Проф. Миртов А. В. — Методика самообразования. Госиздат Украины. 1925 г., стр. 225.

Троянский П. — Как работать (карточка заданий, карточные альбомы и графики в качестве инструментов организации). Издание «Вопросы труда». Москва, 1925 г., стр. 83.

Брагинский. — Экономия времени. Издание «Мир». 1916 г. Проф. Эрнст Мейман. — Учение об умственной работе — глава из «Очерка экспериментальной педагогики». Издание «Мир». 1916 г.

Дынник М. — Проблема научной организации научного труда, статья в сборнике «Научный работник» № 1.

Рожицын В. — Организация умственного труда. Изд. «Пролета рий». 1927 г.

Поль Огле. — Организация умственного труда. Изд. «Центросо юз». 1924 г.

Вейнберг. — Опыт методики научной работы и подготовки к ней. Изд. «Работник просвещения». М., 1928 г.

Тейлор Ф. — Научная организация труда. Изд. «Транспечать». 1925 г.

Кекчеев. — Механизация умственного труда, статья в журнале «Научное слово» № 1 за 1928 г. ГИЗ.



Лекция вторая

ГИГИЕНА УМСТВЕННОГО ТРУДА

В сегодняшней лекции я намерен преподнести вам несколько наиболее важных общих советов по гигиене умственного труда.

Я изложу эти советы в виде лозунгов-рецептов. Это, конечно, не вполне педагогически правильно, но к этому вынуждает нас тот минимум места, который мы можем уделить вопросам гигиены умственного труда.

Будем надеяться, что и те краткие советы, которые мы вам сейчас изложим, принесут свою пользу.

Перейдем к ним:

I. Сменяй аккуратно и правильно труд отдыхом. Помни, что только во время отдыха из твоего организма удаляются те вредные вещества распада тканей (углекислота, мочевина, молочная кислота), которые образуются в организме во время работы вообще и умственного труда в частности.

II. Непереутомляй себя. Помни, что благодаря переутомлению умственным трудом в твоем организме образуются ряд токсинов, которые вызывают физическое бессилие, раздражительность, неудовлетворенность, апатию, неумение сосредоточиться и т.д.

III. Отдыхай разумно. Под отдыхом вовсе не следует понимать сплошное «валяние» в кровати или бесцельное шатание по улице — и то, и другое иногда больше утомляет, чем самая интенсивная работа.

Важнейшим видом отдыха следует считать правильно организованный сон. Спи не меньше, но и не больше 8 часов. Ложись и вставай в строго определенные часы. Прекращай всякую работу за полчаса до сна.

Помни, время отдыха должно быть настолько же строго распределено и организовано, как и умственная работа, иначе отдых не выполнит своих задач, а утомит и измучит.


IV. От дыхай чаще и в строго опре деленные дни. Частый кратковременный отдых полезнее и способствует подсознательному закреплению воспринятого материала.

Лучше отдыхать каждую неделю один день, чем раз в месяц четыре дня. Полезнее отдыхать еженедельно, положим, в четверг, чем в эту неделю — в четверг, а в следующую — в субботу.

V. Установи сре ди рабочего дня час по лно го отдыха. Не жалей этого часа — он вознаградится полностью. Лучше всего, если это будет час сна сейчас же после обеда, когда масса крови устремляется к брюшным органам, и мозг, до известной степени, обескровливается и, следовательно, хуже воспринимает информацию и скорее утомляется.

VI. Распределяй правильно свои умственные занятия и физический труд. Помни, что физическая усталость способствует умственному переутомлению, а потому приступай к занятиям, только хорошо отдохнув от физического труда, и не занимайся слишком долго физкультурой непосредственно перед занятиями и сейчас же после них.

VII. Работай систематически каждый день по неск ольку часо в, а не залпо м, в один при сест. Помни, что если ты чрезмерно потрудишься, тебе потребуется и чрезмерный отдых, и ты, следовательно, от излишнего усердия ничего не выиграешь.

VIII. Втягивайся в занятия постепенно. Но, втянувшись, не отвлекайся на второстепенные задачи, сосредоточь все свое внимание на предмет изучения.

IX. Не ускоряй и не замедляй привычно го темпа своей работы. Лучше в начале занятия не спешить, чтобы к концу, утомившись, задерживаться на мелочах.

X. Не делай слишк ом частых перерывов в своей умственной работе. Помни, что после каждого перерыва тебе приходится потратить несколько минут для того, чтобы снова сосредоточиться и войти в курс дела. Помни также, что наибольшая продуктивность в работе появляется, обыкновенно, лишь спустя час и больше после начала занятий1.

XI. Неподдавайся преждевременному утомлению. Это скорее проявление слабой воли или просто лени, чем действительное утомление. Когда, после первого получаса занятий, тебя вдруг охватывает дрема, поднимись со стула,


1 Исследования говорят, что к концу второго часа производительность труда снижается на 11 %.


пройдись по комнате, проделай у открытого окна или форточки в течение нескольких минут легкую гимнастику и, освежившись, работай дальше. Не злоупотребляй крепким чаем или кофе для возбуждения. Они только на время возбуждают и тонизируют, но зато очень быстро наступает реакция полного утомления и расслабления.

XII. Сокра ти до минимума все отвлекающие и расслабляющие твое внимание моменты.

Для этого:

1. Приготовь до начала занятий все необходимые тебе принадлежности и пособия и расположи их так, чтобы доставать их с наименьшей тратой энергии.

2. Прекрати всякие разговоры с людьми, которые не принимают участия в твоей работе.

3. Если у тебя зрительный тип памяти, то движение по комнате, излишние жесты, громкие выкрики рассеивают твое внимание и утомляют.

XIII. Помни народную пословиц у: «Утро вече ра мудренее». По существу, эта пословица в высшей степени правильна — именно во время нашего сна происходит выделение из организма тех вредных веществ, которые вызывают утомление; после сна наш мозг более восприимчив к усвоению информации, а потому все серьезные и трудные занятия перенеси на утренние часы.

XIV. Не занимайся слишк ом до лго по одному предмету. Это надоедает, а, следовательно, и утомляет. Вместо того, чтобы в течение целого дня изучать только одну политэкономию, попробуй поработать над двумя какими-нибудь предметами.

От того, что в занятия по политэкономии вклинятся занятия по истории партии, работа по политэкономии не пострадает, нужно только следить за тем, чтобы между занятиями по политэкономии и занятиями по истории партии прошло некоторое время, был дан небольшой перерыв.

XV. Установи раз и навсег да опре делен ную св язь межд у из учаемыми пре дмет ам и. Если ты привык, например, после математики заниматься литературой — поступай так всегда. Это привычное сочетание предметов сохраняет много времени и поддерживает общий настрой на занятия.

XVI. Не загружай свою память большим количеством цифровых данных и фактическо го материала справочного характера. Помни, что человеческая память не просто воскрешает раз виденное или раз слышанное, а воспроизводит данное впечатление или восприятие, связывая их с целым рядом других впечатлений и других восприятий.

Цифры, фактический материал, справки должны четко записываться в карманной книжке, на стенных таблицах и на специальных карточках, чтобы их можно было в любой момент использовать, но запоминать их не следует.

«Нам не нужно зубрежки, — говорит Ленин, — нам нужно только развить и усовершенствовать память каждого обучающегося знанием основ ных факто в».

XVII. Берись за работ у то льк о тог да, когда ты сам видишь ее цель и понимаешь ее пользу. Помни, что только сознание цели и пользы может пробудить в тебе достаточно воли и желания, а желать — значит наполовину достигнуть.

XVIII. Поддерживай в своей рабо чей комнате температуру в 18—19° по Цельсию. Это наиболее здоровая температура для занятий умственным трудом. Понижение или повышение этой температуры вызывает неправильное кровообращение и, следовательно, отягчает твою работу.

XIX. Питайся рационально и аккуратно. Помни, что, занимаясь умственным трудом, ты тратишь много энергии, а это значит, что ты расходуешь большое количество белков и фосфористых солей. Чтобы вернуть организму эти вещества, тебе необходимо употреблять пищу, богатую фосфором: мясо, рыбу, яйца, молоко, сыр.

Кроме белков, умственная работа требует усиленного жирового питания, но жир должен отличаться легкой усвояемостью. Таковым следует считать жир коровьего масла.

Мы знаем также, что в психической работе человека большую роль играет щитовидная железа, которая для своей деятельности нуждается в пище, содержащей достаточное количество йода. Поэтому старайся пополнять свою пищу щавелем, копчеными сельдями и рыбьим жиром — в них высокое содержание йода.

Нервная деятельность человека требует также железа, а им особенно богаты кровь, мясо и цветная капуста.

При усиленном занятии умственным трудом обыкновенно вяло работает кишечник. Это происходит оттого, что в процессе


умственного труда ты производишь мало физических движений. Чтобы не усилить еще больше вялость желудка, надо избегать пищи, которая вызывает запоры, например: макароны, рис, крупа.

Для правильной деятельности кишечника во время умственного труда очень полезно чаще питаться овощами и фруктами. Первые содержат много полезных солей, вторые — много полезных кислот.

Мало, однако, иметь подходящую пищу, надо ее еще рационально и аккуратно принимать. Здесь следует соблюдать следующие правила:

 1) принимать пищу ежедневно в определенные часы,

2) не доводить себя до состояния голода и не пресыщать себя обилием пищи,

3) не начинать занятия натощак,

4) не заниматься напряженным умственным трудом непосредственно перед или после обеда или плотного завтрака,

5) пищу принимать медленно, хорошо ее разжевывать,

6) четверть часа перед обедом прогуливаться на свежем воздухе.

XX. Береги     своё   зрение.       Старайся чаще всего и больше всего использовать естественный, а не искусственный свет — естественный свет повышает производительность труда1. Товарищи! Я кончаю свою краткую лекцию, посвященную гигиене умственного труда. Во время лекции я замечал недоверчивые улыбки на многих устах.

— Нужно ли это? — спрашивали одни из этих улыбок.

— Возможно ли это? — подхватывали другие.

Нужно ли? Во что бы то ни стало! Без соблюдения указанных норм нет правильного, рационального, здорового умственного труда; есть только случаи переутомления и даже примеры обострения или развития психических заболеваний на фоне этого переутомления, которые мы наблюдаем у некоторых советских работников и студентов в нашей пролетарской семье.

Надо запомнить раз и навсегда, что мы к умственному труду пришли от станка и плуга, что мы к нему наследственно не подготавливались, как это делала столетиями буржуазная молодежь, тем бдительнее мы должны охранять свой мозг от переутомления, тем тверже выполнять требования гигиены умственного труда.

Возможно ли это? Конечно, не на все 100 %, но я глубоко уверен в том, что большинству из нас легко установить такой режим,


1 Подробно о пользовании органами зрения см. в лекции «Память, как ею пользоваться».


который дал бы возможность выполнить требования гигиены умственного труда на 80—90 %.

Помните — кто умеет отдыхать, тот умеет работать, тот умеет управлять собою и другими.

 

ВОПРОСЫ, ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ И ЛИТЕРАТУРА КО 2-й ЛЕКЦИИ

I. Вопросы

1. Что мы понимаем под отдыхом?

2. Почему сон считается лучшим отдыхом?

3. Как вы думаете, является ли игра в шахматы и шашки отдыхом после целого дня занятий умственным трудом?

4. Полезно ли перед сном работать над каким-нибудь трудным предметом?

5. Выгодно ли работать несколько дней в неделю по 18—20 часов подряд?

6. Какое значение имеют систематические занятия?

7. Что такое преждевременное утомление?

8. Как сократить до минимума, отвлекающие тебя от работы, моменты?

9. Что подразумевается под «основными фактами», которыми товарищ Ленин советовал обзавестись каждому обучающемуся?

10. Как работает человеческая память?

II. Практические работы

1. Выпишите все виды отдыха, которыми вы пользуетесь, и проверьте, какие из них можно отнести к полному отдыху, какие к полуотдыху, полуработе и какие из них даже утомляют?

2. Составьте расписание занятий за день так, чтобы перемена занятий уже представляла бы отдых.

3. Наблюдайте в течение нескольких дней, когда вы больше успеваете, когда вы ложитесь в 1 час ночи и встаете в 9 часов утра, или когда ложитесь в 9 часов вечера и встаете в 6 часов утра.

III. Литера тура

Кабанов Н. А. — Механика душевной жизни. «Работник просвеще ния». Москва, 1928 г.

Левицкий В. А. — Умственный труд и утомляемость. Книгоизд. Цек трана, 1922г.

Ефимов В. — Труд и отдых. Изд. ВЦСПС. Москва, 1924 г.

Гордон Г. И. — Гигиена умственного труда. Изд. «Современные про блемы». Москва, 1925 г., стр. 68.

Найштат и Лебединский. — Гигиена общественного работника (гигиена активиста). Изд. Мосздравотдела. Москва, 1928 г.

Славцов. — Физиология труда. Изд. Френкеля. 1923 г.

Кашкидимов. — Гигиена умственного труда. Изд. «Работник просве щения». Москва, 1928 г.

Джексон. — Как бороться с нашими нервами. Москва, 1926 г. Роледер. — Физиология и патология полового акта. Изд. Наркомздрава. Москва, 1928 г.

Королев. — Основа физической культуры мужчины и женщины.

Изд. Ленгубпрофсовета.

Нечаев. — Табак. Изд. «Наука и Жизнь».



Лекция третья


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.