Отрывок из книги Покровского — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Отрывок из книги Покровского

2022-02-10 55
Отрывок из книги Покровского 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

„История России в самом сжатом виде“

В первой части этой книжки мы видели, что попытки крестьянской массы сопротивляться надвигавшейся на нее эксплоатации торгового капитала, в начале XVII века, перед появлением Романовых («Смута»), и в конце его, перед выступлением Петра I («Восстание Разина»), обе кончились неудачей. После Разина, ровно 100 лет не было в России большого крестьянского движения. Можно было подумать, что народ в отчаянии опустил руки. На самом деле, сначала смута, а потом Северная война так разделили население, что на долю каждого крестьянина доставалось больше земли, чем раньше (перед «смутой», например, на каждый крестьянский двор приходилось 2 ½ десятины, а восемьдесят лет спустя — уже 9, число душ в каждом дворе, правда, увеличивалось, но значительно меньше, не более, чем вдвое). Крестьянину, благодаря этому, было гораздо легче переносить эксплоатацию.

Но как только, ко 2-й половине XVIII века, население опять сгустилось, появились признаки земельной тесноты (первая ревизия Петра I дала 5 ½ млн. душ мужского пола, а третья, сорок лет спустя, уже почти 7 ½ млн., несмотря на то, что она была гораздо менее строгой, на самом деле, тогдашние статистики насчитывали до 8 ½ млн. душ), опять начинают вспыхивать крестьянские «волнения» и к 70-м годам XVIII века разливаются в огромный пугачевский бунт. Причиной была не одна земельная теснота, — она только делала положение напряженным до крайности во всей России, а местные причины крестьянской революции были другие, что видно уже из того, что вспыхнула она, и, всего упорнее держалась на восточной окраине России, на Урале и в Поволжье, где как раз земельная теснота не могла быть главной бедой. Но тут нужно вспомнить, что это время, вторая половина XVIII века, было временем первого расцвета русской хлебной торговли. Русская пшеница уже просилась за море, Екатерина II уже вела войны с Турцией, чтобы открыть ей дорогу, а Поволжские и Приуральские губернии — и теперь наиболее производящие, наиболее хлебные губернии. Здесь аппетит помещика к прибавочному продукту был особенно острым, а крестьян здесь было сравнительно мало: от этого эксплоатация крестьянина в восточной России отличалась особенной свирепостью. Здесь барщина, в других местах бравшая у крестьянина 3—4 дня в неделю, доходила иногда до 6—7 дней. Если бы у крестьянина был и большой надел, — когда ему было на нем хозяйничать? Везде уже в тогдашней России раб-крестьянин был в этих местах рабом более, чем где бы то ни было, напоминая негра американских плантаций или раба в древнем Риме, у которого ничего не было своего, все барское.


Конспект

План Тезисы Фактический материал
1 Почему после Разина у нас в течение 100 лет не было крупных крестьянских движений 1 Временное затишье в крестьянском движении, которое мы наблюдаем после Разина, объясняется тем, что смута и Северная война разредили население, крестьянский надел увеличился и крестьянину легче было переносить эксплоатацию До смуты на каждый крестьянский двор приходилось в среднем 2 ½ десятин; 80 лет после смуты — 9 десятин
2 Основные при- 2 Усиление     эксплоатации Барщина во всей Рос-
чины Пугачевско- крестьян в связи со стремле- сии отнимает у кресть-
го бунта нием помещиков выбросить на внешний рынок больше ян в среднем 3—4 дняВ Поволжье и Приура-
  хлеба и возросшая земель- лье 6—7 дней
  ная теснота — были глав- Первая ревизия Петра I
  ными причинами подъема дала 5 ½ млн, тре-
  крестьянских движений в тья (сорок лет спу-
  XVIII веке вообще и возник- новения Пугачевского бунта стя) — 8 ½ млн
  на восточной окраине России  
  в частности  

КАК РАБОТАТЬ НАД НЕСКОЛЬКИМИ КНИГАМИ

Основные замечания.

До сих пор мы говорили о работе над одною книгою, теперь дадим несколько кратких правил о работе над несколькими книгами. Дополнительно об этом же, смотри лекцию 9-ю «Как пользоваться заданиями» и лекцию 11-ю «Как готовиться к докладу».

Перейдем к правилам:

I. Просмотри все подобранные тобой к данной теме книги и, пользуясь оглавлением, предисловием, заголовками и «форточками» внутри книги — установи, какие главы, параграфы и отдельные страницы всех просмотренных тобою книг, так или иначе, касаются твоей темы.

II. Прочти один раз весь выделенный тобою материал по всем подобранным тобою книгам и, если книги твои, отметь условными знаками на полях основные мысли, основные факты, важные формулировки, касающиеся твоей темы, если же книги не твои, составь «указатель материалов» и занеси туда название книг, краткое обозначение тех мыслей, фактов и определений, которые ты желаешь из этих книг взять с указанием соответствующих страниц.

Указатель материалов может иметь следующую форму:

Указатель материалов к теме…

Краткое обозначение мыслей, фактов и определений, которые нужно взять из прочитанных книг Названия книг, из которых надо взять необходимый материал № страниц или указание глав и параграфов

III. Выбери одну из книг в качестве основной, а остальные используй в качестве подсобных книг, дополняющих, варьирующих или оспаривающих основную книгу.

IV. Сличи весь материал, отмеченный тобою в основной книге, с соответствующим материалом подсобных книг — взвесь, расцени, проверь и отсей повторения, незначительные дополнения, маловажные вариации и явно необоснованные противоречия.

V. Выпиши весь оставшийся (после тщательного отсева) материал из отдельных книг на карточки 1 или разнеси его по графам конспекта. (Основные мысли помести в графу «тезисы», а факты в графу «фактический материал») 2.

При работе над несколькими противоречащими источниками (книгами — авторами) часто приходится решать два вопроса — какую из противоречащих книг считать основной и какие считать подсобными, затем — с какой книги начать проработку — с книги, выражающей основную точку зрения, или с книг, противоречащих основной точке зрения.

Отвечаем — при решении первого вопроса следует исходить из двух моментов: какой автор (какая книга) считается наиболее авторитетным в данной области и с чьей точкой зрения ты солидаризуешься — исходя из этих соображений ты и выбираешь основную книгу.

При решении второго вопроса следует помнить, что для того, чтобы ты понял своего оппонента, мог с ним спорить, у тебя должна быть своя точка зрения. Из этих соображений следует начинать проработку вопроса с книги, выражающей точку зрения, которую ты разделяешь, и только затем перейти к противоречащим книгам (источникам).


1                            См. лекцию седьмую.

2                            См. лекцию восьмую.


ВОПРОСЫ, ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ И ЛИТЕРАТУРА

К 8-й ЛЕКЦИИ

Вопросы

1. Какая       разница между планом, тезисами и конспектом прочитанного?

2. Могут ли выписки из прочитанного отрывка заменить собой конспект этого отрывка?

3. Что полезнее: мысленно или письменно тезировать данный отрывок?

Практические работы

1. Составьте к 1-й главе политэкономии Михалевского отдельно план и тезисы, затем подберите весь фактический материал и объедините все в конспект.

2. Проконспектируйте 5-ю главу «Очерков по истории революционного движения в России XIX и XX вв.» тов. Покровского.

3. Проработайте первые 20 страниц из книги Керженцева и Леонтьева «Азбука ленинизма»; составьте сами конспект к этой главе и попросите то же сделать товарищей, затем сравните конспект между собой.

4. Проработайте книгу Ленина «О кооперации» и составьте тезисы по этой книге.

Литература

Чарнолуский. — Техника чтения. Изд. «Долой неграмотность». М. 1927 г.

С. Зельцор и Д. Введенский. — Как самому изучать русский язык. — Изд. «Работник просвещения». 1927 г.

Миртов А. В. — Как читать книги. Изд. «Рабочий Донбасса», стр. 48.

Петров А. А. — Техника самообразования. Изд. «Новая Москва». 1924 г., стр. 384.



 

Лекция девятая

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЗАДАНИЯМИ И КАК ВЕСТИ СЕБЯ НА СЕМИНАРЕ ИЛИ УЧЕБНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Введение

Задания являются основным методическим пособием при лабораторном и при семинарском методах работы, принятых во многих наших школах, курсах и всякого рода кружках. Но наши учащиеся пользуются ими не всегда правильно — как в процессе самостоятельной работы, так и во время семинара или конференции, вот почему мы считаем необходимым дать ряд указаний по этому вопросу. Эти указания мы даем в несколько рецептурной и императивной форме. Это для удобства изложения; рядом мы даем нужные пояснения. Но наши указания и пояснения достигнут своей цели, если наши читатели хорошенько обсудят их и коллективно или индивидуально известят нас — приемлемы ли наши правила, насколько они разрешают те вопросы и сомнения, которые имеются по поводу пользования заданиями у самих учащихся.

ПРАВИЛА

I. Прежде, чем приступить к проработке литературы к данному заданию, прочти само зада ние неск олько раз и попробуй мысленно проверить, уяснил ли ты себе задание и помнишь ли ты все вопросы задания насто льк о, чтобы в процессе чтения литературы иметь возможность мысленно следить за ними.

Это необходимо сделать для первичной ориентировки в предстоящей работе. Обыкновенно наши учащиеся обращаются к заданию только для того, чтобы уже непосредственно отвечать на вопросы. Это неправильно. Все вопросы задания должны быть в твоем сознании до чтения литературы — это для того, чтобы в процессе чтения литературы ты уже мог бы определить, где имеется ответ, на какой вопрос задания.

II. Отыщи ма териал ко всему заданию по всем книгам и пособиям, указанным в задании.

Что значит отыскать материал? — на практике это значит просмотреть ряд заголовков, познакомиться с «форточками» на полях книги, заглянуть в примечания, мельком просмотреть абзацы, словом, «прощупать», как выражаются, материал, а такое прощупывание дает тебе без затраты большого количества энергии столь важное для освоения прочитанного первичное знакомство с материалом.

III. Прочти весь материал ко всему заданию (или хотя бы к целому от делу задани я) один раз и отметь карандашом на полях книг и, где имеется ответ, на какой вопрос задания.

Делается это так: читая материал, ты мысленно спрашиваешь себя, на какой вопрос задания отвечать то, что ты в данный момент читаешь. Уловив, например, ответ на первый, второй или третий вопросы, ты отчеркиваешь этот материал скобкой на полях книги и ставишь римское I, II, III и т. д. К концу такого чтения у тебя получается размеченная или размеченные книги с точным указанием, откуда что взять.

Наши учащиеся обыкновенно не прочитывают предварительно весь материал ко всему заданию, они прямо приступают к проработке задания: прочитывают 1-й вопрос и на него отвечают, потом 2-й, потом 3-й; кончается это тем, что очень часто учащиеся приходят на конференцию, в кружок или на семинарское занятие с хорошо проработанными ответами на первые 5—6 вопросов задания, но совершенно ничего не могут сказать по последним вопросам задания. Это ведет к двум весьма печальным явлениям — курс по тому или иному предмету изучается лоскутно (20 страниц проработаны, а 10 даже не прочитаны), с другой стороны, учащийся часто сидит на конференции и не в состоянии принимать в ней должного участия, ибо всего материала не проработал и потому дополнять или поправлять товарища не может.

Подбери ответы на каждый от дельный вопрос задания из пре дварительно отчеркну того ма териал а. Этот процесс значительно помогает усвоить материал.

Почему?

Отвечаем. Усвоение материала вовсе не должно идти по линии нескольких повторных чтений всего материала сплошь — наоборот, подыскание материалов к данному вопросу требует максимума сосредоточения и потому дает лучшие результаты в смысле усвоения, нежели повторное сплошное чтение всего материала.

IV. Попробуй устно отв етить на все вопросы задания, отметить провалы, возвратись к ним и подработай соответствующие места.

Отвечать устно на вопросы можно мысленно про себя или вслух самому себе, но лучше всего вслух кому-нибудь. С этой точки зрения весьма полезно обзавестись одним или двумя постоянными товарищами по работе и условиться с ними, что прорабатывается материал врозь, а проверяется совместно: один отвечает на вопросы, а другой проверяет его по размеченной книге или размеченным книгам.

При этом необходимо предварительно условиться о трех вещах: 1) во время занятий ни одного слова, помимо работы, 2) в процессе проверки поменьше подсказываний — дай возможность вспомнить самому, 3) во время совместного обсуждения вопросов — строгая мера, чтобы не скатиться до нескончаемых дискуссий. Конечно, настаивать на совместной проработке материала нельзя, во-первых, этому препятствуют наши жилищные условия, во-вторых, тип памяти, если, например, у данного учащегося зрительный тип памяти, то ему легче проработать материал, мысленно рассказывая прочитанное самому себе.

По поводу предлагаемой нами устной самопроверки необходимо отметить следующее. Уже после первой читки материала появляется желание попробовать ответить на вопросы задания: внутри тебя начинают как бы бороться два голоса — один советует немедленно попробовать проверить, — усвоил ли ты уже материал, другой высказывается против, — он как бы подтрунивает над тобой — один раз прочел материал и уже желаешь отвечать на вопросы. «Кого слушать?» Слушаться надо первого голоса. Надо закрыть книгу и начать отвечать, при этом не заглядывать в книгу до тех пор, пока не исчерпаны все возможности припоминания, наконец, мельком заглянуть в книгу, ухватить нужную мысль и продолжать дальше самостоятельно отвечать на вопрос.

Этот процесс самопроверки, связанный с припоминанием, важен потому, что: «Припомнить факт полезнее, чем получить о нем впечатление извне» 1.

Из этих соображений мы повторяем — полезнее, хоть карабкаясь, проваливаясь — самому себе один раз ответить на вопросы, чем три раза прочитать ответы на эти вопросы в книге.

V. Приступи к письменному конспектированию материалов к данному задани ю, для это го разграфи тетрад ь, как это указано на 75-й странице настоящей книг и.

Теперь перепиши каждый отдельный вопрос своего задания в свой конспект и помести его в графу «план», сформулируй кратко ответ на каждый вопрос задания и помести его в графу «тезисы», наконец, отбери из всего фактического материала, данного в книга х, наиважнейшие факты и помести их в графу «фактический материал».

Такое размещение материалов, такая форма конспекта, конечно, не обязательна, но наш опыт говорит о том, что эта форма конспектирования весьма удобна, — весь материал на виду и легко «ухватывается» глазом, потом такое расположение материала соответствует задаче усвоения материала, ибо что значит усвоить материал, — это в конечном случае значит знать, о чем говорится в материале (уметь составлять план, наметить ряд вопросов, обозначающих основные мысли), знать, что говорится в материале (уметь составить тезисы, кратко выразить основные мысли автора) и, наконец, знать, чем подтверждаются основные мысли, положения автора (уметь найти соответствующий фактический материал).

Можно, конечно, не переносить вопросов задания в свой

конспект, и заполнять только две графы: «тезисы» и «фактический материал». Можно располагать материал в конспекте не вертикально, а горизонтально, — не в этом дело, решающим обстоятельством является тут не техника расположения ответов на вопросы задания, а содержание этих ответов, их правильная формулировка.

Но нужно ли вообще письменно формулировать ответы на вопросы задания, раз они уже сформулированы устно?


1 См. соответствующий пункт в лекции о том, как пользоваться своею памятью.


Нужно, непременно — во-первых, только письменные формулировки могут быть сугубо точными, только письменно выраженная тобою мысль действительно принадлежит тебе, а во-вторых, только наличие собственного конспекта по данному заданию дает тебе возможность следить за выступлениями товарищей по кружку и замечаниями руководителя, а ведь это самое важное с точки зрения проверки проделанной работы.

VI. Выступай на кр ужк е (во время конференций) или на семинаре с конспектом в руках, но не чит ай (по нем у), а только заглядывай и припоминай, о чем и что сказат ь, как и чем доказа т ь.

До сих пор мы говорили о процессе выполнения задания, сейчас мы переходим к вопросу о процессе использования подготовленного задания — точнее к вопросу о том, как должен себя вести учащийся на конференции или на семинаре, чтобы проверить и закрепить свою работу по выполнению задания.

Зачем мы, например, настаиваем на том, что выступать на семинаре следует с конспектом в руках, потому что только такое выступление будет деловым, точным, логическистройным, а не болтовней, «лоскутным припоминанием», разговорами вокруг да около. Уже со студенческой скамьи следует привыкать выступать так, как надо выступать «в жизни», а в жизни каждый деловой докладчик, уважающий себя и аудиторию, и действительно желающий ей что-то дать, выступает по предварительно тщательно проработанному конспекту.

Руководитель не должен и не может сопротивляться пользованию конспектом. Это должно его только радовать, ибо что значит, учащийся выступает с конспектом в руках, — это значит, во-первых, что учащийся подготовился к конференции, это значит, во-вторых, что учащийся разбирается в проработанном материале, ибо только заглядывая в конспект, но уже в состоянии изложить мысль и подтвердить ее необходимыми фактами, это значит, в-третьих, что у учащегося имеется материал, по которому он может проверять выступления товарищей и руководителя, а также делать соответствующие изменения и дополнения. Тут мы переходим к восьмому правилу.

VII. Сле ди по своему к онспекту за выступ лениями товарищей и руководителя (на конференции или семинаре) и провер яй, дополняй и исправляй свой конспект. Этот процесс является лучшим средством укрепления, внимания и сосредоточения в процессе работы.

Мы знаем, что многие наши учащиеся приходят положительно в отчаяние оттого, что при всем своем желании внимательно слушать товарища по семинару или руководителя семинара — они этого не могут достичь, «в голову лезут посторонние ничего общего не имеющие с данным занятием мысли, воспоминания и ты не знаешь, как от них отделаться».

Между тем, выключить эти посторонние назойливые мысли и сосредоточить свое внимание только на работе возможно. Для этого надо только вспомнить, что наше сознание в состоянии, если можно так выразиться, проделывать одновременно только два процесса — слушать товарища и думать о другом или слушать и следить за мыслями и фактами товарища по своему конспекту. Выберем же этот второй исход и поможем себе сконцентрировать внимание, сосредоточиться на работе.

VIII. Получи у руководителя ответы на те вопросы, которые ты наметил в процессе самостоятельной проработки задания и на которые ты не получил ответа ни в книгах, ни в выступлениях товарищей, ни в репликах (замечаниях) руководителя.

В примечании к этому правилу нам хотелось бы подчеркнуть, что наши учащиеся не всегда правильно смотрят на конференции и семинары, они рассматривают их, как старые экзамены, на которых надо было непременно отвечать и нельзя было спрашивать. Это неправильно. Конференции и семинары даны у нас для того, чтобы использовать важнейший фактор всякой коллективной работы — сомыслие (обмен мнений и столкновение взглядов).

При таком подходе к конференциям и семинарам совершенно ясно вырисовывается роль наших руководителей, — главная их задача — не спрашивать, а направлять обсуждение вопросов и, главное, отвечать на вопросы. В этом направлении их следует и использовать, а то сколько раз случается, что студент просидел два—три часа на конференции, выслушал ряд выступлений товарищей, сам выступал, заслушал заключительное слово руководителя семинара (конференции), но ответа на тревожащие его вопросы не получил.

Надо поставить работу так, чтобы староста перед заключительным словом руководителя обратился к участникам семинара с предложением, — у кого вопросу к руководителю, задавайте. Такое предложение выведет некоторых товарищей из стеснительного положения и «развяжет языки».

IX. Не прист упай к проработке следующего задани я, пока не повторил конспекта предыд ущег о.

Если мы в начале сегодняшней беседы настаивали на необходимости предварительно зачесть один раз весь материал к данному заданию, то исходили из простого положения: только логически связанное, законченное целое может быть легко и надолго понято. Если нам нужна логическая связь между отдельными заданиями целого курса.

Каждое последующее задание всегда, так или иначе, связано с предыдущим; оно или повторяет (если курс построен концентрически), или развивает, или, наконец, просто продолжает предыдущее задание, а раз так, то нельзя как следует выполнить сегодняшнее задание, не повторив хоть вкратце предыдущего.

Мы понимаем, еще раз прочесть весь материал прошлого задания трудно, — просто не хватит времени, но внимательно прочесть конспект — это не трудно и это надо проделать, во что бы то ни стало.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наши десять правил могут несколько напугать наших читателей. «Сколько добавочной работы, хватит ли у нас времени, не отразится ли это на непосредственном восприятии материала».

Но, во-первых, непосредственно проработки задания касается только шесть правил, остальные говорят уже о том, как себя вести на конференции, чтобы наиболее рационально использовать выполненное задание; во-вторых, мы глубоко уверены в том, что наши читатели и до сих пор выполняли указанные нами первые шесть правил, но просто не отдавали себе отчета, а теперь будут пользоваться этими правилами более сознательно; в-третьих, напомним нашим читателям, да и всей учащейся молодежи два важных положения.

1. Никогда не работай по чужой системе, по чужому стандарту, вникни в чужую систему и примени ее к себе, принорови к своим особенностям.

2. Буржуазная наука говорила: «вот тебе истина — на колени перед ней», а пролетарская наука, не переставая напоминает: «вот тебе ряд положений, разберись, проверь, покритикуй, возьми нужное, отбрось лишнее, а главное — примени на практике нашего нового строительства».

Так вот, товарищи, разберитесь, проверьте, попробуйте применить на практике и сообщите свои мнения, соображения и предложения.

ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ И ЛИТЕРАТУРА

Вопросы.

1. Какое значение имеет предварительное ознакомление со всеми вопросами задания для последующего выполнения данного задания?

2. Почему мы советуем предварительно прочесть литературу ко всему заданию и только затем приступить к ответу на отдельные вопросы задания?

3. Зачем в процессе первого чтения отмечать на полях книги, где имеется ответ на тот или иной вопрос задания?

4. Какое значение имеют устные ответы на вопросы задания и почему устные ответы должны предшествовать письменным?

5. Почему мы настаиваем на необходимости письменного конспектирования задания?

6. Какую цель мы преследуем, советуя выступать на конференциях

«с конспектом в руках»?

7. Как мы советуем вести себя на конференции или семинаре для того, чтобы максимально сосредоточиться и получить максимум результатов?

8. Какое значение имеет просмотр конспекта предыдущего задания для рациональной проработки последующего задания?

I. Практические советы

1. Изложите в письменном виде весь процесс проработки вами задания (как вы это делали до сих пор).

2. Изобразите графически (пользуясь самым простым чертежом) процесс проработки задания, как мы его предлагаем.

3. Прочтите один раз всю литературу к определенному заданию и попробуйте немедленно приступить к ответу на вопросы задания (проверьте при этом, как много вы усвоили благодаря только первичному чтению материала).

4. Попробуйте на двух, более или менее похожих друг на друга, конференциях по одному и тому же предмету использовать два приема — на одной конференции слушать прения и не заглядывать в свой конспект, на второй следите, все время за прениями по своему конспекту и при этом проверяйте, исправляйте и дополняйте свой конспект. После этого дайте себе сами ответ, при каком методе работы на конференции вы получили больше результатов.

Литература. Предварительное замечание.

Настоящая лекция — единственная из всех 12 лекций нашей книжки, к которой мы не можем назвать литературу, прямо отвечающую на тему лекции — такой литературы, насколько нам известно, к сожалению, на рынке нет. Каждый руководитель на занятиях для своих слушателей дает кое-какие указания о проработке заданий, но эти указания пока никто не обобщил. Исходя из этих соображений, мы вынуждены были указать здесь литературу, которая только косвенно касается вопроса о пользовании заданиями — речь идет о книгах, в которых авторы учат пропагандистов строить задания и вести по ним конференции, думаю, однако, что и учащиеся многое из этих книг почерпнут и для себя.

Левгур А. — Методика работы Комсомольской школы. Изд. «Молодая Гвардия». М. 1928 г. (глава, говорящая о заданиях).

Рындич А. Ф. — Как вести занятия в школах политграмоты и вечерних СПШ. ГИЗ. 1927 г.

Никитин и Златоцветов. — Методическое пособие по обществоведению. Изд. «Военный вестник». М. 1927 г. Глава «Теория и практика лабораторного плана».

Ребельский И. В. — «Пособия по самообразованию, как их составлять, и как ими пользоваться». См. журнал «Коммунистическое просвещение». № 6 за 1924 г. и №№ 1, 2 за 1925 г.

 




Лекция десятая


 

КАК СЛУШАТЬ


Мы переходим с вами, товарищи, к вопросу огромной важности и чрезвычайной сложности, к вопросу о том, как слушать.

Ответ на этот вопрос надо искать в области физиологии, психологии и рефлексологии.

Недостаточное ваше знакомство с этими науками, с одной стороны, и минимум места, с другой стороны (я могу посвятить этому вопросу не больше одной лекции), заставляет меня изложить этот вопрос почти рецептурно.

Вы знаете, товарищи, что один и тот же рецепт переваривается разными людьми различно; поэтому условимся, что и мои сегодняшние «рецепты» вы только примете к сведению, но на практической работе используете каждый по-своему. Это не только разрешается, но даже решительно требуется.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.