Возрастные особенности восприятия дошкольниками литературных произведений и отношений к литературе. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Возрастные особенности восприятия дошкольниками литературных произведений и отношений к литературе.

2022-02-10 25
Возрастные особенности восприятия дошкольниками литературных произведений и отношений к литературе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В старшем дошкольном возрасте дети:

- могут осознавать события, которых не было в личном опыте;

- проявляют интерес не только к поступкам героев, но к их мотивам, переживаниям, чувствам;

- улавливают скрытый смысл (подтекст);

- Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя;

- воспринимают текст в единстве содержания и формы.

Возрастные особенности дошкольника как читателя.

1. Наивность восприятия прочитанного:

- дошкольники отождествляют литературу с действительностью.

2. Эмоциональность восприятия прочитанного:

- хорошо: ребенок является заинтересованным, сопереживающим читателем;

- плохо: сильные эмоции не позволяют трезво, критически оценить прочитанное.

3. Стремление подражать:

- ориентировка при выборе книг на мнение сверстников, старших, воспитателя.

Стереотипы дошкольника-читателя

1. Первая группа стереотипов – отношение к процессу чтения:

НЕГАТИВНЫЕ:

отношение к чтению исключительно как к развлечению, отдыху, получения удовольствия или, наоборот, обязанности;

ПОЗИТИВНЫЕ:

отношение к чтению, как к серьезному занятию, требующему работы мысли, как к полезному занятию, обогащающему духовный мир человека, позволяющему удовлетворить познавательные интересы.

2. Вторая группа стереотипов- стереотипы читательских интересов и предпочтений:

- стереотип ограниченного читателя: ребенок слушает только сказки и не любит стихи и т.д.;

- стереотип читателя всеядного, который слушает без разбору все книги, включая и взрослые;

- стереотип читателя конформиста, слушающего только те книги, которые предпочитает сверстник (старшие);

ПОЗИТИВНЫЕ:

- позитивный стереотип разборчивого читателя – он не слушает все книги подряд, а выбирает те из них которые полезны.

3. Третья группа стереотипов – стереотипы восприятия прочитанного:

НЕГАТИВНЫЙ

стереотип «наивного реалиста»:

- ребенок воспринимает прочитанное как реальность, идентифицирует себя с героем книги:

- стереотип не позволяет осуществить анализ прочитанного;

- стереотип наивного реалиста не позволяет критически оценить прочитанное.

формирование позитивных стереотипов:

- читателя - собеседника (ведущего диалог с писателем, автором телевизионной программы),

- читателя-критика, вдумчивого, заинтересованного, обогащающего замысел автора собственными находками.

Надо учить дошкольников не перевоплощаться, а примерять прочитанное на себя, сравнивать.

4. Четвертая группа стереотипов – стереотипы оценки прочитанного

НЕГАТИВНЫЕ:

- дошкольники вообще не оценивают прочитанное,

- оценивают не критически, полагаясь только на эмоции или мнение взрослых и сверстников.

ПОЗИТИВНЫЕ:

- воспитывать дошкольников критически мыслящими, творческих читателей

  

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения 6 – 7 лет

Учебный план составлен в соответствии с расписанием НОД на 2017-2018 учебный год, утвержденным приказом заведующего от 01.09.2017.

Дата

Кол-во заня тий

№ заня тия по прог рамме Вид и тема Кол-во часов

СЕНТЯБРЬ

04.09.2017

1

1 Подготовишки. 30 мин

07.09.2017

1

2 Летние истории. 30 мин

11.09.2017

1

3 Звуковая культура речи (проверочное). 30 мин

14.09.2017

1

4 Лексико-грамматические упражнения. 30 мин

18.09.2017

1

5 Для чего нужны стихи? 30 мин

21.09.2017

1

6 Пересказ итальянской сказки «Как осел петь перестал (в обр. Дж.Родари). 30 мин

25.09.2017

1

7 Работа с сюжетной картиной. 30 мин

28.09.2017

1

8 Рассказ о А.Пушкине. 30 мин

ОКТЯБРЬ

02.10.2017

1

1 Лексико-грамматические упражнения. 30 мин

05.10.2017

1

2 Заучивание стихотворения А.Фета «Ласточки пропали…» 30 мин

09.10.2017

1

3 Звуковая культура речи. Подготовка детей к обучению грамоте. 30 мин

12.10.2017

1

4 Русские народные сказки. 30 мин

16.10.2017

1

5 «Что Пэтэрэз сделал для нартов» (сказание) 30 мин

19.10.2017

1

6 Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голосок». Дидактическая игра «Я – вам, вы – мне». 30 мин

23.10.2017

1

7 Тексты для чтения Машбаш И.Адыги 30 мин

26.10.2017

1

8 Небылицы – перевертыши. 30 мин

НОЯБРЬ

02.11.2017

1

1 Сегодня так светло кругом! 30 мин

09.11.2017

1

2 Осенние мотивы. 30 мин

10.11.2017

1

3 Звуковая культура речи. Работа над предложением. 30 мин

13.11.2017

1

4 Тексты для чтения Панеш Х. Всадник Орзамес 30 мин

16.11.2017

1

5 Лексические игры и упражнения. 30 мин

20.11.2017

1

6 Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб». 30 мин

23.11.2017

1

7 Подводный мир. 30 мин

ДЕКАБРЬ

04.12.2017

1

1

Первый снег. Заучивание наизусть стихотворения А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» 30 мин

07.12.2017

1

2 Лексические игры 30 мин

11.12.2017

1

3 Работа с иллюстрированными изданиями сказок. 30 мин

14.12.2017

1

4 Звуковая культура речи. 30 мин

18.12.2017

1

5 Тексты для чтения Панеш Х. Скупец и хитрец 30 мин

21.12.2017

1

6 Тяпа и топ сварили компот. 30 мин

25.12.2017

1

7 Чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь». 30 мин

28.12.2017

1

8 Лексические игры. 30 мин

29.12.2017

 

9 Повторение стихотворения С.Маршака «Тает месяц молодой». 30 мин

ЯНВАРЬ

09.01.2018

1

1 Новогодние встречи. 30 мин

11.01.2018

1

2 Произведения Н.Носова. 30 мин

15.01.2018

1

3 Творческие рассказы детей. 30 мин

18.01.2018

1

4 Здравствуй, гостья – зима! 30 мин

22.01.2018

1

5 Лексические игры и упражнения. 30 мин

25.01.2018

1

6 Чтение сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев». 30 мин

ФЕВРАЛЬ

01.02.2018

1

1 Чтение русской народной сказки «Никита Коже-мяка». 30 мин

05.02.2018

1

2 Звуковая культура речи. Подготовка к бучению грамоте. 30 мин

08.02.2018

1

3 Работа по сюжетной картине. 30 мин

12.02.2018

1

4 Чтение былины «Илья Муромец и Соловей –разбойник». 30 мин

15.02.2018

1

5 Лексические игры и упражнения. 30 мин

19.02.2018

1

6 Пересказ рассказа В.Бианки «Музыкант». 30 мин

26.02.2018

1

7  «Шэбатныкъо – сын Орзэмэджа» 30 мин

01.03.2018

1

8 Повторение пройденного материала. 30 мин

МАРТ

05.03.2018

1

1 Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змей». 30 мин

07.03.2018

1

2 Звуковая культура речи. Подготовка детей к обучению грамоте. 30 мин

12.03.2018

1

3 Чтение сказки В.Даля «Старик - годовик». 30 мин

15.03.2018

1

4 Заучивание стихотворения П.Соловьевой «Ночь и день». 30 мин

19.03.2018

1

5 Лексические игры и упражнения. 30 мин

22.03.2018

1

6 Весна идет, весне дорогу! 30 мин

26.03.2018

1

7 Лохматые и крылатые. 30 мин

29.03.2018

1

8 Чтение былины «Садко».   30 мин

АПРЕЛЬ

02.04.2018

1

1 Чтение сказки «Снегурочка». 30 мин

05.04.2018

1

2 Лексико-грамматические упражнения. 30 мин

09.04.2018

1

3 Сочиняем сказку про Золушку. 30 мин

12.04.2018

1

4 Рассказы по картинкам 30 мин

16.04.2018

1

5 Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. 30 мин

19.04.2018

1

6 Пересказ сказки «Лиса и козел». 30 мин

23.04.2018

1

7 Чуяко Дж. Моя Адыгея 30 мин

26.04.2018

1

8 Повторение. 30 мин

МАЙ

03.05.2018

1

1 Заучивание стихотворения З.Александровой «Родина» 30 мин

07.05.2018

1

2 Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. 30 мин

10.05.2018

1

3 Весенние стихи. 30 мин

14.05.2018

1

4 Беседа с детьми о рисунках. Чтение рассказа В.Бианки «Май». 30 мин

17.05.2018

1

5 Лексико-грамматические упражнения. 30 мин

21.05.2018

1

6 Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива». 30 мин

24.05.2018

2

7-8 Повторение. 30 мин

Итого

70

70   35 ч
             

ИНТЕГРАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В НЕПОСРЕДСТВЕННУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Образовательная деятельность по реализации национально-регионального компонента

Национально-региональный компонент – педагогически отобранный материал из различных образовательных областей, раскрывающий культурное, национальное, природно-экологическое своеобразие республики; менталитет и духовную культуру Республики Адыгея.

Цель включения национально-регионального компонента в содержание психолого-педагогической работы по реализации основных направлений развития (образовательных областей) – приобщение детей к национальным традициям, особенностям национальной культуры своего народа, многообразному миру музыкального, изобразительного и литературного искусства Адыгеи.

Реализация НРК в МБДОУ № 13 «Вишенка» предусматривает следующие направления деятельности:

- приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Адыгея;

- формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях;

- создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;

- ознакомление с природой Адыгеи, формирование экологической культуры;

- ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих Республику Адыгея, праздниками, событиями общественной жизни республики, её символикой, памятниками архитектуры, декоративно-прикладным искусством.

Виды деятельности, в которых осуществляется ознакомление детей с национальной культурой:

- игровая деятельность (игры с куклами в национальных костюмах, народные подвижные игры);

- экскурсии;

- организация выставок изделий национального декоративно-прикладного творчества;

- театрализованная деятельность, народные праздники.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Основными задачами в речевом развитии детей с учетом национально-регионального компонента являются:

- ознакомление детей с художественной литературой разных жанров;

    - формирование интереса к произведениям народов, проживающих в Республике Адыгея, устного народного творчества: сказкам, преданиям, легендам, пословицам, поговоркам, загадкам.

Задачи психолого-педагогической работы по реализации национально-регионального компонента по блоку приобщение к художественной литературе в подготовительная к школе группе (от 6 до 7 лет)

     - в поведении стремиться подражать положительным героям прочитанных книг;

- создает ролевые игры по сюжетам известных произведений, вносит в них собственные дополнения;

- проектирует другие виды детской деятельности в соответствии с содержанием прочитанного;

- сравнивает одинаковые темы, сюжеты с произведениями других народов;

- соотносит содержание прочитанного с личным;

- называет несколько (4-5) произведений и их героев двух-трех адыгских авторов.

Художественные произведения для чтения в подготовительной для колы группе (от 6 до 7 лет).

Тексты для рассказывания

«Что Пэтэрэз сделал для нартов» (сказание)

«Шэбатныкъо – сын Орзэмэджа»

«Человек и лев»

Тексты для чтения

Машбаш И.Адыги

Панеш Х. Всадник Орзамес

Панеш Х. Скупец и хитрец

Тексты для заучивания наизусть

«Как Саусэрыкъо добыл огонь» (сказание)

Жанэ К. Почему дед не получил подарка

Чуяко Дж. Моя Адыгея

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.