Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2022-02-10 | 1683 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Рабочая тетрадь
По МДК 02.06. Психолого-педагогические основы организации общения детей раннего и дошкольного возраста
ПМ 02. Организация различных видов деятельности и общения детей
основной профессиональной образовательной программы
по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
(углубленной подготовки)
Студентки \
группа До зо
курс 2
Сводная таблица оценок за выполнение заданий по МДК 02.06
| Тема №1 | Тема №2 | Тема №3 | Тема №4 | Итоговая контр. работа | Средний балл | |
Оценка |
2019г.
Рабочая тетрадь по МДК 02.06 Психолого-педагогические основы организации общения детей раннего и дошкольного возраста ПМ 02. Организация различных видов деятельности и общения детей основной профессиональной образовательной программы поспециальности 44.02.01 Дошкольное образование/ разработчик А.В. Якимова. Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2019. – 18 с.
Рабочая тетрадь по междисциплинарному курсу МДК 02.06 «Психолого-педагогические основы организации общения детей раннего и дошкольного возраста» профессионального модуля (далее – ПМ) «Организация различных видов деятельности и общения детей» является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 44.02.01 Дошкольное образование (углубленной подготовки) укрупненной группы специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки и разработано в соответствии с требованиями ФГОС СПО, примерной и рабочей программой по МДК.
|
Рабочая тетрадь адресована студентам специальности 44.02.01. Дошкольное образование, очной формы обучения. Включает материал для практических занятий, задания по самостоятельному изучению тем МДК и для самоконтроля, материал для подготовки к текущему и рубежному контролю, а также к промежуточной аттестации по МДК
© ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2019
Общение – одна из самых из важных
Человеческих потребностей,
Основной способ жизни человека
И условие его развития
УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!
Работа в тетради предполагает нахождение ответа на поставленные вопросы, изученные на теоретических занятиях и самостоятельно. При самостоятельной работе обычно возникают трудности, обусловленные непониманием основных психологических закономерностей, обилием фактического материала, сложностью терминологии и неоднозначностью ее трактовки в разных источниках. Выполнение заданий поможет выделить основополагающие аспекты изученных вопросов и является эффективным средством усвоения учебной информации, так как позволяет самому убедиться, насколько полно усвоен материал, какие вопросы требуют более глубокой проработки.
Приступая к изучению МДК 02.06, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и дополнительной литературы, которую можно использовать для углубленного изучения тем, выполнения практических заданий, самостоятельной работы и подготовки к текущему и рубежному контролю.
В рабочей тетради даны педагогические задачи, которые помогут развить профессиональное мышление, воображение и любознательность.
Решение педагогических задач проводится по следующему алгоритму:
- анализ структуры задачи (содержание, вопрос);
- определение основных категорий, понятий, проблемы;
- выдвижение гипотезы в виде предполагаемого ответа;
|
- ссылка на теоретические положения, лежащие в основе содержания задачи или вопроса.
Основными критериями оценки работы являются:
- умение определять педагогические условия организации общения детей;
- общаться с детьми, использовать вербальные и невербальные средства стимулирования и поддержки детей, помогать детям, испытывающим затруднения в общении;
- умение анализировать педагогические условия, способствующие возникновению и развитию общения, принимать решения по их коррекции;
Для рубежного контроля по МДК проводится тестирование, включающее 15 вопросов, в том числе на нахождение одного правильного ответа или установление соответствия. Оценка результатов проводится следующим образом:
90-100% от максимального балла – соответствует оценке «5» (отлично)
75-89% от максимального балла – соответствует оценке «4» (хорошо)
60-74% от максимального балла – соответствует оценке «3» (удовлетворительно)
Менее 60 % от максимального балла – соответствует оценке «2» (неудовлетворительно)
Тема 1.2. Психологические особенности общения детей дошкольного возраста Основные вопросы для изучения 1. Особенности общения дошкольника со взрослыми и сверстниками 2. Формы общения ребенка со взрослым и сверстниками 3. Сущность партнерской позиции в общении с детьми 4. Решение педагогических ситуаций: основные затруднения, возникающие в общении дошкольников; пути выявления затруднений, возникающие в общении дошкольников. |
1.1. М.И.Лисиной было выделено три категории мотивов общения. Назовите их по описанию:
Мотивы, которые выражаются в способности к сотрудничеству, к игре, к общей активности деловые |
Мотивы, которые возникают в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познание нового познавательные |
Мотивы, которые важны для общения как самостоятельного вида деятельности, оно общение побуждается самим человеком, его личностными особенностями личностные |
1.2. Назовите мотивы общения, роль взрослого и значение общения для ребенка:
1.2. Назовите мотивы общения, роль взрослого и значение общения для ребенка: Мотивы | Роль взрослого | Для ребенка важно |
ДЕЛОВОЙ (сотрудничество в игре, общей деятельности) | Партнер(участник) совместной деятельности | Как взрослый умеет играть, что-то делать, показывать интересные предметы и т.д. |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ (получение впечатлений, познание нового) | Источник новой информации | Как взрослый слушает ребенка и отвечает на его вопросы |
ЛИЧНОСТНЫЙ (общение как самостоятельный вид деятельности) | Тот, кто способен побудить в ребенке желание осознать свои качества | Каким качеством личности обладает взрослый |
1.3 Укажите основные признаки форм общения ребенка со взрослыми:
|
С итуативно-личностное общение происходит с помощь экспрессивно-мимичесих средств. Д анная форма общения стимулирует, главным образом, становление перцептивных действий разных систем и анализаторов и реакции хватания. Функцию общения выполняет комплекс оживления.
Ситуативно-деловая форма главной особенностью этого вида общения следует считать практическое взаимодействие ребёнка и взрослого, оно включено в предметную деятельность. В этот период очень важна положительная оценка, т.к. она оказывает влияние на усвоение действий с предметами, способствует развитию речи.
Внеситуативное общение включено в совместную со взрослым деятельность, но уже не в практическую, а познавательную. Сотрудничество приобретает внеситуативный - теоретический «характер», поскольку обсуждаются проблемы, не обязательно связанные с данной ситуацией. Возникает потребность не просто в доброжелательном внимании, а во взаимопонимании и сопереживании. Важнейшее значение данной формы состоит в том, что ребенок узнает благодаря ей о взрослом как об учителе и усваивает представление о себе как об ученике. Поэтому наиболее успешно приобретает новые знания.
1.4 Дополните перечень существенных особенностей общения дошкольников со сверстниками:
1) большое разнообразие коммуникативных действий и их чрезвычайно широкий диапазон.
2) чрезвычайная эмоциональная насыщенность;
3) нестандартность, непредсказуемость, нерегламентированность средства общения;
4) преобладание инициативных действий над ответными.
1.5 Охарактеризуйте формы общения дошкольников со сверстниками
Форма общения | Характеристика |
Эмоционально-практическое общение со сверстниками ради себя | В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. Общение крайне ситуативно. Она зависит от конкретной обстановки взаимодействия, и от практических действий партнера. Введение привлекательного предмета может разрушить взаимодействие детей. В сверстнике дети воспринимают лишь отношение к себе, а его самого (его действия, желания, настроения), как правило, не замечают. Другой ребенок является для них как бы зеркалом, в котором они видят только себя. Дети безразличны к успехам сверстника и к его оценке со стороны взрослого, хотя его присутствие повышает общую эмоциональность и активность ребенка. |
Ситуативно-деловая | Складывается примерно к четырем годам и до шестилетнего возраста. Сверстник по своей привлекательности обгоняет взрослого и занимает большее место в жизни ребенка. Сюжетно-ролевая игра становится коллективной - дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главное содержание общения - деловое сотрудничество. Дети заняты общим делом, они согласовывают свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата. Мотив – потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других. Другой ребенок-предмет постоянного сравнения с собой, направленное не на обнаружение общности, а на противопоставление себя и другого, что отражает изменения в самосознании ребенка. В ситуативно-деловом общении появляется конкурентное, соревновательное начало. Среди средств общения на этом этапе начинают преобладать речевые, но их речь продолжает оставаться ситуативной: дети взаимодействуют в основном по поводу предметов, действий или впечатлений, представленных в наличной ситуации. |
Внеситуативно-деловая (не у всех детей) | К 6-7 годам дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. Игра к концу дошкольного возраста меняется. На первый план выступают правила поведения игровых персонажей и соответствие игровых событий реальным. |
Эмоционально-практическое общение ради сверстника | К шести годам значительно возрастает способность дошкольников к сопереживанию сверстнику, стремление помочь другому ребенку или поделиться с ним - формируется особое отношение к другому ребенку, которое можно назвать личностным. Суть этого отношения заключается в том, что сверстник становится не только предпочитаемым партнером по совместной деятельности, не только предметом сравнения с собой и средством, самоутверждения, но и самоценной целостной личностью. Сравнение себя со сверстником и противопоставление ему превращаются во внутреннюю общность, которая делает возможными более глубокие межличностные отношения. |
1.6 Решите педагогические ситуации, определив преобладающую форму общения дошкольника со взрослыми
|
|
Ситуация | Решение |
Ситуация 1. Из дневника В.С. Мухиной. Андрюша делится впечатлениями: «Вова плохо обращается со своими туфлями. Валентина Ивановна сказала, что заберёт и не отдаст туфли, и забрала. А Вова сказал: «Вы мне тогда новые купите или деньги отдадите!», правда, он грубо сказал»? Вопросы: 1. В рамках какой формы происходит общение? 2.Каково содержание потребности в общении, мотив и средства? | Общение носит внеситуативно-личностый характер, так как Андрей делится своими впечатлениями со взрослым. Содержание – когнитивное, общение строится на фоне познания социального мира и личностных отношений людей. Мотив- социальный (личностный), получить правильную оценку взрослого на реакцию Вовы, так как взрослый обладает знаниями социально-нравственных норм. Средства общения - прямое вербальное общение ребенка со взрослым. |
Ситуация 2. Саша (3года, 8месяцев) обращается к воспитателю: «Для чего Кошке усы?». Вопросы: 1. В рамках какой формы общения данное обращение? 2. Каково содержание потребности в общении, мотив и средства? | Обращение носит внеситуативно-познавательный характер, так как Саша задает вопрос на познавательную тему. Содержание - когнитивное, общение строится на фоне обмена знаниями взрослого с ребенком. Мотив – социальный (познавательный), задавая вопрос, Саша расширяет и укрепляет межличностые контакты с воспитателем и познает новое. Средства – прямое вербальное общение ребенка со взрослым. |
Ситуация 3 Слава (5лет, 6месяцев), обращается к маме, возвратившись из детского сада: «А Вова всегда кричит, правда он грубый?». Вопросы: 1.В рамках какой формы общения данное обращение? 2.Каково содержание потребности в общении, мотив и средства? | Общение носит внеситуативно-личностый характер, так как общение разворачивается на фоне социально- личностного мира и ребенок желает почувствовать от взрослого понимание. Содержание – когнитивное, Слава своим вопросом хочет получить знания о социально- нравственных нормах. Мотив – социальный (личностный), получить правильную оценку взрослого на поставленный вопрос. Средства – прямое вербальное общение ребенка со взрослым |
Ситуация 4. Воспитатель предложил ребенку три ситуации общения: выкладывать узор из мозаики, почитать книжку про машины, поговорить о друзьях. Дима (6 лет и 3 месяца) с интересом принял предложение взрослого позаниматься, самой предпочтительной ситуацией оказалась рассматривание иллюстраций про машины, задавал вопросы для чего нужны большие колеса, делился своим опытом, рассказывал, какие видел машины в отпуске с папой. К предложению выложить узор проявил активность, быстро сложил картинки и попросил еще посмотреть книгу. В беседе о друзьях чувствовал некоторое напряжение, перебирал картинки предложенные воспитателем, высказывался только то, что видит, в обсуждение о дружеских отношениях с детьми не вступал. Вопросы: 1.Определите основной мотив общения дошкольника со взрослым 2.Укажите основную форму общения детей 6-7 лет (по М.И. Лисиной) | Внеситуативно-познавательное общение, так как контакт со взрослым на познавательные темы и разворачиваются на фоне деятельности. Мотив – социальный (познавательный), ребенка привлекает в беседе тема транспорта, деятельностый вид (сложить картинку, посмотреть книгу). В беседу о личностых взаимоотношениях с другими детьми Дима не вступал. |
1.7. Осуществите просмотр фильма «Партнерство детей и взрослых на примере продуктивной деятельности» пройдя по ссылке:
Выпишите признаки партнерского взаимодействия воспитателя с детьми
- взаимодействовать с детьми на равных, делать то же, то и дети, выполнять всю работу или какую-то ее часть;
- в процессе занятий располагается на месте, которое находится не во главе, а среди детей, или занимать место рядом с детьми;
- не навязывать, а предлагать, заинтересовывать, подбирать интересные дела и содержательные культурные смыслы деятельности;
- создать обстановку непринужденности, разрешать детям разговаривать, передвигаться, помогать друг другу.
1.8 Для чего знать основные формы общения в разных возрастах?
Воспитателю необходимо знать основные формы общения в разных возрастах чтобы формировать благоприятный микроклимат в группе детского сада, для того чтобы общение с воспитанниками было эффективным и психическое развитие воспитанников проходило благополучно. Зная основные формы общения каждого возрастного этапа, педагог будет знать, что ждут от общения с ним его воспитанники, учитывать изменяющуюся на протяжении детского возраста потребность их в общении со взрослыми, развивать ее. Вступая в общение с детьми в «зоне ближайшего развития», воспитатель сможет способствовать реализации их потенциальных возможностей.
Тема 1.3. Вербальные и невербальные средства стимулирования и поддержки детей дошкольного возраста. Основные вопросы для изучения 1. Вербальные и невербальные средства общения с детьми 2. Приемы общения с детьми с использованием вербальных и невербальных средств стимулирования и поддержки детей. |
1.1. Заполните таблицу:
Язык принятия | Язык непринятия |
- похвала - ласковые слова - оценка поступка, а не личности - комплимент - поддержка - выражение заинтересованности - сравнение с самим собой, положительная оценка - одобрение - согласие - позитивный телесный контакты (поглаживание, прикосновение) - улыбка и контакт глаз - доброжелательные интонации - эмоциональное присоединение -выражение своих чувств - отражение чувств ребенка - поощрение -позиция «рядом», «вместе» с ребенком - просьба - опоры на сильные стороны ребенка - обращение по имени, использование ласковых форм имени | - сравнение не в лучшую сторону - отказ от объяснений -негативная оценка личности - наказание - «жесткая» мимика - строгий взгляд - негативные телесные контакты (отталкивание) - одергивание, угрожающие или игнорирующие позы - негативные, грубые, нравоучительные интонации, окрик - отказ от общения и совместной деятельности, игнорирование, равнодушие - позиция «над» ребенком - критика, высмеивание - негативная оценка «Ты очень жадный мальчик» - «Постоянный язык» («У тебя никогда ничего не получается как следует») - сравнение ребенка с другими детьми - обсуждение поведения ребенка в присутствии других, негативные оценки. - оскорбления, насмешки, упреки, негативные высказывания. - команды, приказы - обращение по фамилии, придумывание «прозвищ» - подчеркивание «промахов» ребенка |
1.2. Взрослые в процессе общения с ребенком учат его правильно общаться. Решите педагогические ситуации
Ситуация | Какие приемы общения с детьми с использованием вербальных и/или невербальных средств стимулирования и поддержки детей Вы можете предложить? Опишите их. |
Ситуация 1. Перед вами огорченный или расстроенный ребенок. Как выяснить причину его обиды? | Следует показать ребенку, что я принимаю его огорчения, настроиться на «эмоциональную волну» ребенка. Фраза же, оформленная как вопрос, не отразит сочувствия. Тем более что после каждой своей реплики хорошо немного выждать, сделать паузу. Это поможет ребенку разобраться в переживаниях и почувствовать, что рядом взрослый. Помолчать хорошо и после ответа ребенка: может быть, он что-то добавит. Дать ребенку больше говорить. В ответе взрослого иногда полезно повторить то, что случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство. |
Ситуация 2. Мама спросила сына: «Что ты здесь делаешь?» Не дождавшись ответа, она задала ему новый вопрос: «О чем ты думаешь, когда я с тобой разговариваю?» Любой ли вопрос предполагает ответ? | Нет, не любой вопрос требует ответа. Предполагается, что собеседник сам должен решать, как формулировать вопросы. Они могут быть просто неприятными. |
Ситуация 3. Мама хвалит Витю: «Молодец, ты просто гений!», «Ты у меня самый умный!» и т. п. Мама же Олега, одобряя поступки своего сына, использует местоимения я и мне вместо ты: «Я очень рада твоим успехам в садике», «Мне понравилось чтение стихотворения». Оцените различные подходы к похвале детей. | В первом случае мама формирует завышенную самооценку, ребенок для мамы «Бог» Во втором случае, мамы выражает свое отношение к ребенку, похвала, одобрение поступков сына. |
1.3. Две воспитательницы занимались развитием речи и навыков общения дошкольников, но делали это по-разному.
Одна просила детей то рассказать известную им сказку, то описать предмет, который они видят, то составить рассказ на тему коллективного опыта. И постоянно при этом она требовала от детей полного ответа.
Другая предлагала детям поиграть в сказку, устроить театрализованное представление, или просила отгадать, о каком предмете идет речь, предварительно описав его, или же предлагала им поделиться своими впечатлениями о случаях, которые с ними происходили. Воспитательница приглашала всех детей принимать посильное участие в диалоге
Вариант № 1
Блок А
№ п/п |
Задание (вопрос) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Инструкция по выполнению заданий № 1-4: соотнесите содержание столбца 1 с содержанием столбца 2. Запишите в соответствующие строки бланка ответов букву из столбца 2, обозначающую правильный ответ на вопросы столбца 1. В результате выполнения Вы получите последовательность букв. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| № задания | Вариант ответа |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | 1-В, 2-Г, 3-Б 1-Б, 2-В, 3-А 1-Б, 2-В, 3-Г 1-Г, 2-А, 3-Б 3 3 1 1 3 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Установите соответствие между характеристикой мотива общения и его названием по теории И.И. Лисиной: |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеристика мотива общения: 1) Мотивы возникают в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познание нового. 2) Мотивы выражаются в способности к сотрудничеству, к игре, к общей активности. 3) Мотивы характерны только для общения как самостоятельного вида деятельности, в этом случае общение побуждается самой личностью. | Виды мотивов общения: а) социальные б) личностные в) познавательные г) деловые | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Установите соответствие, какой модели взаимодействия взрослого с ребенком относится описание: |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Описание модели взаимодействия взрослого с ребенком: 1) Мирное сосуществование рядом, но не вместе, самостоятельность ребенка: с проблемами он должен справляться сам. 2) Руководство и контроль обучением ребенка на основе требований, наставлений, поощрений, наказаний. 3) Позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. | Названия: а) личностно – ориентированная б) «невмешательства» в жизнь ребенка в) учебно-дисциплинарная г) инновационная | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Установите соответствие между описанием форм общения ребенка со сверстниками и их названием: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Описание форм общения дошкольника со сверстниками: 1) Общение со сверстниками, которое характеризуется интересом к другому ребенку, стремлением привлечь внимание к себе, желание продемонстрировать ровеснику свои достижения и вызвать его ответную реакцию. 2) Общение, где дети заняты общим делом, должны согласовывать свои действия и учитывать активность партнера для достижения общего результата. 3) Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. | Название: а)внеситуативно-деловое б)эмоционально- практическое в) ситуативно-деловое г) межличностное | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Установите соответствие между типом проявления детской агрессии у дошкольников и их мотивационной их направленностью |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Блок Б.
|
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!