Программа коррекции тревожности и агрессивности — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Программа коррекции тревожности и агрессивности

2022-10-05 38
Программа коррекции тревожности и агрессивности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«спокойствие, только спокойствие»

Актуальность

       Современное Российское общество пребывает в состоянии глубокого социально – экономического, духовно – нравственного кризиса. Современная медицина утверждает, что 30-40% хронических заболеваний имеет психогенную основу. Поэтому с особой остротой встает вопрос о том, что позволяет человеку в современных условиях сохранить здоровье и душевный комфорт.

       Модель психологически здоровой личности должна включать следующие компоненты:

· наличие позитивного образа «Я», т.е. абсолютного принятия человеком себя и других;

· владение рефлексией, как средством познания себя;

· наличие у человека потребности в саморазвитии, самоизменении, личностном росте.

Результаты современных исследований показывают, что успешная деятельность детей находится в сильной зависимости от психологического здоровья. Нарушениям психологического здоровья соответствует выраженное повышение тревожности, сопровождающееся постоянным напряжением, что обусловливает повышенную утомляемость, снижение внимания и работоспособности. Так же тревожность создает охранительное агрессивное поведение, снижает порог восприятия конфликтной ситуации как угрожающей и расширяет круг ситуаций, которые тревожный человек считает опасными.

Каждый родитель и педагог хочет, чтобы ребенок в будущем был счастливым. Формирование способности быть счастливым, как черты характера должно начинаться еще в детстве. Для этого родителям необходимо воспитывать у детей, прежде всего, установку для радостного восприятия жизни, учить находить разновозрастные источники нахождения положительных эмоций.

Таким образом, психологическое здоровье необходимо ребенку и в настоящем и в будущем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся. Актуальной становится проблема по коррекции тревожности и агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста.

Пояснительная записка

Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога. Составлена на основе реализующих задач в дошкольном образовательном учреждении, одной из которых является создание условий для своевременного и полноценного психического развития каждого ребенка.

Поводом для составления программы занятий послужило увеличение обращений педагогов и родителей детей с различными нарушениями: повышенная тревожность, психоэмоциональная напряженность, агрессивность, неуверенность, нарушения в общении и т.д. Своевременная коррекция, позволит более эффективно компенсировать нарушения и тем самым поможет дальнейшему благоприятному психическому развитию и социализации ребенка.

Не последнюю роль в воспитании детей играют и специалисты образовательного учреждения. В силах педагога и психолога – создание благоприятного психологического климата в группе, формирование у ребенка чувства защищенности, уверенности в себе, адекватной самооценки.

Отличительной чертой данной Программы является характер проведения занятий. Они проходят в игровой, увлекательной форме.

Программа ориентирована на коррекционную работу с детьми, имеющими повышенный уровень тревожности и склонность к агрессивному поведению.

Программа занятий составлена с учетом данных диагностического обследования.

Цикл практических занятий рассчитан на 15 часов (4 месяца). Занятия проводятся с группой 2 раза в неделю. В каждой группе 3-6 человек.

Данная программа направлена на оказание психологической помощи детям среднего и старшего дошкольного возраста.

Продолжительность занятий: 25-30 минут.

Цели программы:

· снижение уровня тревожности дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения;

· психологическая поддержка детей, имеющих повышенный уровень тревожности;

· создание условий для снижения агрессивных проявлений в поведении.

Задачи программы:

· совершенствование умения детей передачи своего эмоционального состояния;

· помощь ребенку в преодолении негативных переживаний, усилении «Я» ребенка;

· нейтрализация эмоционально-отрицательных переживаний;

· снятие эмоциональных и мышечных зажимов;

· развитие умений решать проблемные ситуации;

· создание условий для принятия самостоятельных решений и формирования внутренней позиции;

· формирование навыков общения, контроля своего поведения;

· содействовать развитию творческих задатков ребенка.

Методы и приемы, используемые в программе:

· словесные и подвижные игры;

· беседы, направленные на развитие самосознания ребенка;

· проигрывание проблемных ситуаций;

· релаксация;

· функциональная музыка;

· телесно-ориентированная терапия;

· арт-терапия;

· сказкотерапия;

· игротерапия;

· психогимнастика.

Критерии эффективности программы:

· повышение уверенности в себе;

· снижение уровня тревожности;

· снижение агрессивности в поведении;

· умение решать проблемные ситуации;

· повышение коммуникативных навыков;

· умение контролировать поведение.

       Структура занятий:

1. Ритуал приветствия: 2-3 минуты.

2. Разминка – 5 минут.

3. Коррекционно-развивающий этап: 15-20 минут.

4. Ритуал прощания: 1-2 минуты.

Условия проведения занятий:

1. Принятие ребенка таким, какой он есть.

2. Учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации.

3. Начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребенка ощущение целостности и завершенности занятия.

4. Игра не комментируется взрослым.

5. В любой игре ребенку предлагается возможность импровизировать.

Проведение занятий требует отдельного помещения, желательно расположенного вдали от музыкального и спортивного зала и от других источников повышенного шума.

Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Во время занятия дети сидят в кругу. Круг – это, прежде всего, возможность открытого общения. Он создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание. Занятия, положенные в основу программы, построены по принципу концентричности.

Литература:

 

1. Алябьева Е.А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста.

2. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. – М., 1999 г.

3. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – Спб.: Речь, 2000 г.

4. Костина Л. Игровая терапия с тревожными детьми.

5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1997 г.

6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – Спб., 2000 г.

7. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. – Спб.: Речь, 2007 г.

8. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005 г.

9.  Тренинг по сказкотерапии /под ред. Т.Д, Зинкевич-Евстигнеевой.- Спб.: Речь, 2000 г.

10. Фролова О.В. Формирование адекватного уровня тревожности. – Бирский государственный институт, 2001 г.

11. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. – М.: Генезис, 1998 г.

12. Чистова М.И. Психогимнастика. – М., 1990 г.

13. Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005 г.

14. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. – Спб.: Речь, 2002 г.

15. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – Спб., 2000 г.

16. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – Спб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002 г. 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Тема занятия Цели и задачи Содержание

I -й блок – «Это я, здравствуйте» (2,5 часа)

1 Знакомство - повышение активности детей; - снижение уровня тревожности; - повышение самооценки ребенка - упр. «Доброе Животное» - упр. «Как меня зовут» - этюд «Солнышко» - упр. «Что я люблю» - упр. «Круг друзей»
2 Знакомство, принятие себя - помощь ребенку в познании и принятии собственного имени; - развитие выразительности движений; - активизация творческой мотивации; - воспитание дружелюбия по отношению к окружающим. - упр. «Доброе Животное» - упр. «Красивое имя» - этюд «Березка» - упр. «Дотронься до...» - упр. «Круг друзей»
3 Принятие себя, сплочение группы - формирование чувства близости с другими людьми; - повышение самооценки ребенка; - достижение взаимопонимания и сплоченности - упр. «Доброе Животное» - игра «Ветер дует на...» - игра «Сочиним историю» - упр. «Мяч в руки» - упр. «Круг друзей»
4 Принятие себя, усиление эго - помочь ребенку с помощью переноса раскрыть свои слабые и сильные стороны; - повышение активности и самооценки ребенка - снятие психоэмоционального напряжения; - совершенствование коммуникативных навыков - упр. «Доброе Животное» - этюд «Росточек под солнцем» - упр.  «Автопортрет» - упр. «Круг друзей»
5 Усиление эго, творческая активность - повышение активности ребенка; - снижение тревожности; - развитие произвольности и самоконтроля; - снятие психоэмоционального напряжения - упр. «Доброе Животное» - этюд «Росточек под солнцем» - упр. из йоговской гимнастики - игра «Жил-был один мальчик» - упр. «Круг друзей»
    II -й блок – «Я и моё настроение» (2,5 часа)  
6 Настроение - осознание своего эмоционального состояния; - снижение психоэмоционального напряжения; - развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим. - упр. «Рукопожатие по кругу» - этюд «Росточек под солнцем» - упр. «Превращения» - упр. «Классификация эмоций» - упр. «Моё настроение» - упр. «Круг друзей»
7 Настроение, эмпатия - осознание своего эмоционального состояния; - снижение психоэмоционального напряжения; - развитие умение чувствовать настроение и сопереживать окружающим.   - упр. «Рукопожатие по кругу» - этюд «Росточек под солнцем» - упр. «Закончи предложение» - упр. «Глаза в глаза» - упр. «Колечко» - упр. «Круг друзей»
8 Настроение, усиление эго - осознание своего самочувствия; - снижение эмоционального напряжения; - снижение уровня тревожности; - снятие мышечных зажимов; - развитие фантазии, творческого начала. - упр. «Рукопожатие по кругу» - этюд «Росточек под солнцем» - упр. «Злые и добрые кошки» - игра. «На что похоже мое настроение» - упр. «Автопортрет» - упр. «Круг друзей»
9 Эмоции, невербальная коммуникация - развитие произвольности и самоконтроля; - развитие внимания, наблюдательности и воображения; - развитие эмоционально-выразительных движений; - совершенствование коммуникативных навыков; - снижение уровня тревожности - упр. «Рукопожатие по кругу» - этюд «Росточек под солнцем» - игра «Изобрази движение» - упр. «Надоедливая муха» - этюд «Кораблик» - упр. «Круг друзей»
10 Эмоции, эмпатия - закрепление умения детей определять эмоциональные состояния людей; - снижение уровня тревожности; - упражнять в регуляции своего эмоционального состояния - упр. «Рукопожатие по кругу» - этюд «Росточек под солнцем» - игра «Я очень хороший» - игра «Азбука настроения» - игра «Покажи чувство» - упр. «Мое настроение» - упр. «Круг друзей»

III -й блок – «Я и мои чувства» (5 часов)

11 Чувства и эмоции - повышение самооценки ребенка; - снижение уровня тревожности; - научить ребенка более точно понимать свои чувства для моделирования социально приемлемого поведения; - снятие эмоционального и телесного напряжения. - упр. «Рукопожатие по кругу» - этюд «Волшебный клубочек» - беседа «Наши эмоции» - упр. «Два брата» - игра «Звериные чувства» - упр. «Круг друзей»
12 Чувства и эмоции - помочь ребенку осознать собственные чувства; - освоить новые эффективные стратегии поведения; - совершенствовать умения ребенка передавать свое эмоциональное состояние; - снижение уровня тревожности; - повышение самооценки ребенка. - упр. «Рукопожатие по кругу» - этюд «Волшебный клубочек» - упр. «Чувства» - упр. «Злая Фея» - игра «Рычи лев, рычи» - упр. «Круг друзей»
13 Чувства (печаль) - снижение уровня тревожности; - помочь ребенку осознать собственные чувства и переживания; - развитие и совершенствование коммуникативных навыков. - научить ребенку вербально и невебально выражать свои эмоции - упр. «Рукопожатие по кругу» - этюд «Волшебный клубочек» - этюд на выражение страдания и печали - этюд «Я так устал» - упр. «Круг друзей»
14 Эмпатия, невербальная коммуникация - продолжать учить детей различать и понимать характер эмоционального состояния людей; - снижение уровня тревожности; - учить передавать его с помощью мимики, и жестов; - повышение самооценки ребенка. - упр. «Рукопожатие по кругу» - этюд «Волшебный клубочек» - игра «Попугай» - игра «Закончи предложение» - игра «Баба-Яга» - упр. «Добрая Баба-Яга» - упр. «Круг друзей»
15 Чувства - повышение активности детей; - развитие внимания, памяти, умения работать в коллективе; - снижение уровня тревожности; - повышение самооценки ребенка. - упр. «Рукопожатие по кругу» - этюд «Волшебный клубочек» - «Сказка о Короле и его слугах – чувствах» - упр. «Круг друзей»
16 Эмоции, чувства, настроение - повышение активности детей; - снижение уровня тревожности; - развитие эмоционально-выразительных движений; - повышение самооценки ребенка.   - упр. «Рукопожатие по кругу» - этюд «Волшебный клубочек» - упр. «Йоговская гимнастика» - упр. «Добрый – злой, веселый – грустный» - упр. «Мой любимый сказочный герой» - упр. «Круг друзей»
17 Эмоциональные состояния - повышение активности детей; - снижение уровня тревожности; - дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей; - развитие у ребенка чувства уверенности; - повышение самооценки ребенка. - упр. «Рукопожатие по кругу» - этюд «Волшебный клубочек» - упр. «Эмоциональные состояния» - упр. «Рисунок-ситуация» - упр. «Шарик» - упр. «Круг друзей»
18 Эмоции, чувства, настроение - повышение активности детей; - снижение уровня тревожности; - развитие внимания, памяти, умения работать в коллективе; - повышение самооценки ребенка.   - упр. «Рукопожатие по кругу» - этюд «Волшебный клубочек» - сказка «Маленький котенок» - упр. «Круг друзей»
19 Чувства (страх, смелость) - повышение активности детей; - снижение уровня тревожности; - развитие внимания, мышления; - снятие психоэмоционального напряжения и мышечных зажимов; - повышение самооценки ребенка. - упр. «Рукопожатие по кругу» - этюд «Волшебный клубочек» - «Сказка о подсолнечном семечке» - релаксация «Полет высоко в небо» - упр. «Солнечные лучики»
20 Чувства (страх, смелость) - снижение уровня тревожности; - отреагирование страха; - развитие внимания, памяти, умения работать в коллективе; - повышение самооценки ребенка. - упр. «Рукопожатие по кругу» - этюд «Добро животное» - сказка «Медвежонок и Баба-Яга» - упр. «Солнечные лучики»
    IV -й блок – «Я и мои друзья» (3,5 часа)  
21 Коммуникация, сплочение группы - повышение активности детей; - снижение уровня тревожности; - повышение самооценки ребенка; - формировать чувство принадлежности к группе; - преодоление трудности в общении.   - упр. «Рукопожатие по кругу» - этюд «Добро животное» - беседа «Детский сад» - упр. «Дракон кусает свой хвост» - игра «Рукавички» - упр. «Солнечные лучики»
22 Эмпатия, агрессия (невербальная) - снятие психоэмоционального напряжения; - повышение активности детей; - выражение невербальной агрессии, конструктивным способом; - совершенствование коммуникативных навыков. - упр. «Рукопожатие по кругу» - этюд «Добро животное» - упр. «Зеркало» - упр. «Два барана» - релаксация «Шарик» - упр. «Солнечные лучики»
23 Агрессия (невербальная) - снятие психоэмоционального и мышечного напряжения; - развитие умения определять эмоциональное состояние; - осознание и отреагирование агрессивных тенденций; - выражение невербальной агрессии, конструктивным способом. - упр. «Рукопожатие по кругу» - этюд «Добро животное» - упр. «Я сердит» - упр. «Пластилин - силач»  - релаксация «Избавление от тревог» - упр. «Солнечные лучики»
24 Агрессия, саморегуляция - снятие психоэмоционального напряжения; - отреагирование негативного эмоционального состояния; - выражение невербальной агрессии, конструктивным способом; - повышение самооценки ребенка.   - упр. «Рукопожатие по кругу» - этюд «Добро животное» - сказка «Сердитый дог буль» - упр. «Шкала злости» - упр. «Подарок для друга» - упр. «Солнечные лучики»
25 Агрессия, саморегуляция - повышение активности детей; - снятие психоэмоционального напряжения; - отреагирование агрессивных тенденций;- гармонизация эмоционального состояния. - упр. «Рукопожатие по кругу» - этюд «Добро животное» - сказка «Чудо-кактус» - упр. «Лепим кактус» - релаксация «Избавление от тревог» - упр. «Солнечные лучики»
26 Агрессия, саморегуляция - повышение активности детей; - снятие психоэмоционального напряжения; - осознание гнева через сенсорные каналы; - гармонизация эмоционального состояния.    - упр. «Рукопожатие по кругу» - этюд «Добро животное» - упр. «Танец злости» - упр. «Мой гнев» - упр. «Волшебные линии» - релаксация «Избавление от тревог» - упр. «Солнечные лучики»
27 Усиление эго, саморегуляция - повышение активности детей; - снятие психоэмоционального напряжения; - гармонизация эмоционального состояния; - развитие образного мышления. - упр. «Рукопожатие по кругу» - этюд «Добро животное» - упр. «Слушаем себя» - упр. «Волшебный круг» - упр. «Стойкий солдатик» - упр. «Солнечные лучики»
28 Агрессия, саморегуляция, усиление эго - снятие психоэмоционального напряжения; - гармонизация эмоционального состояния; - отреагирование агрессивных тенденций; - развитие креативности. - упр. «Рукопожатие по кругу» - этюд «Добро животное» - упр. «Кубик эмоций» - упр. «Танцующие мелки» - упр. «Стрелялки» - релаксация «Порхание бабочки» - упр. «Солнечные лучики»
29 Агрессия, сотрудничество - повышение активности детей; - гармонизация эмоционального состояния; - расширение спектра поведенческих реакций; - снятие деструктивных элементов в поведении. - упр. «Рукопожатие по кругу» - этюд «Добро животное» - «Сказка о мальчике, который не умел играть». - упр. «Солнечные лучики»
30 Коммуникация, сотрудничество - повышение активности детей; - снятие психоэмоционального напряжения; - профилактика агрессии; - развитие и совершенствование коммуникативных навыков; - снятие мышечного и эмоционального напряжения; - повышение самооценки ребенка. - упр. «Рукопожатие по кругу» - упр. «Волшебный клубочек» - игра «Комплименты» - упр. «Прошепчи ответ» - упр. «Эмоции» - релаксация «Путешествие на облаке» - упр. «Солнечные лучики»

ИТОГО – 15 часов

Занятие 1

Цели: - повышение активности детей;

- снижение уровня тревожности;

- повышение самооценки ребенка.

Материалы для занятий: магнитофон, запись со спокойной музыкой, маленький мячик.

Ход занятия

1. Ритуал начала занятия: Упражнение «Доброе Животное».

Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»

Вдох — все делают шаг вперед, выдох — шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д.

2. Упражнение «Как меня зовут».

Дети называют свое имя: краткое, полное, ласковое, самое любимое. Дети называют свое полное имя, затем - как их называют родители, друзья в саду, чем нравится им это имя, если нет, то каким именем они хотели бы называться.

3. Пластический этюд «Солнышко».

— От ласковых имен стало тепло, как от солнышка. Все мы сейчас станем солнышками и согреем друг друга.

4. Упражнение «Что я люблю»

Дети в кругу, каждый передает друг другу мячик и говорит по очереди, что он любит из еды, одежды, во что любит играть и т.д.

5. Ритуал окончания занятия: Упражнение «Круг друзей».

Стоя или сидя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.

Занятие 2

Цели: - помочь ребенку в познании и принятии собственного имени;

- развитие выразительности движений;

- активизация творческой мотивации;

- воспитание дружелюбия по отношению к окружающим.

Материалы для занятий: магнитофон, запись со спокойной музыкой, цветные карандаши.

Ход занятия

1. Ритуал начала занятия: Упражнение «Доброе Животное».

Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»

Вдох — все делают шаг вперед, выдох — шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д.

2. «Красивое имя (контур)»

Ведущий рисует контур фигуры мальчика или девочки, соответствующий полу ребенка. Под контуром он пишет имя ребенка и предлагает ему красиво разрисовать контур. Затем ребенку предлагается разрисовать, украсить, раскрасить свое имя так, чтобы получилось очень ярко и красиво.

3. Пластический этюд «Березка»

Наконец, после долгой холодной зимы наступила теплая весна.

Белоствольные березки расправили свои нежные листочки, протянули свои тонкие веточки к солнышку и ощутили на них долгожданное тепло.

Улыбнулись березки солнышку.

Вдруг прилетел шаловливый ветерок и предложил березкам поиграть. Удивились березки, но согласились.

Закачали березки своими тонкими веточками, сначала совсем тихо, потом все сильнее и сильнее. Каждый листочек-пальчик поздоровался со своим соседом.

Но шалун-ветер принес с собой тучку, которая закрыла солнышко. Огорчились березки. Обняли себя веточками, чтобы согреться.

А тут еще дождь закапал, вымокли березки до последней нитки. Повисли ветви, как плети.

Испугался ветер, что березки могут заболеть. Разогнал тучи.

Выглянуло солнышко, и березки радостно вздохнули.

4. Игра «Дотронься до...».

— Сегодня мы ближе знакомились друг с другом, узнали любимые имена каждого, согрели друг друга солнечным теплом, а теперь хорошо рассмотрите друг друга, кто во что одет и какого цвета одежда.

Психолог предлагает: «Дотронься до... синего!»

Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета.

Цвета периодически меняются, кто не успел — ведущий. Психолог следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

5. Ритуал окончания занятия: Упражнение «Круг друзей».

Стоя или сидя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.

 

 

Занятие 3

Цели: - формирование чувства близости с другими людьми;

- повышение самооценки ребенка;

- достижение взаимопонимания и сплоченности группы.

Материалы для занятий: магнитофон, запись со спокойной музыкой, мяч.

Ход занятия

1. Ритуал начала занятия: Упражнение «Доброе Животное».

Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»

Вдох — все делают шаг вперед, выдох — шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д.

    2. Игра «Ветер дует на...».

Со словами «Ветер дует на...» воспитатель начинает игру. Чтобы все участники игры больше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» — все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого есть сестра... брат... кто больше всего любит сладкое... и т. д.».

Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

    3. Этюд «Сочиним историю».

Воспитатель начинает историю: «Жили-были дети старшей группы одного детского сада...», следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он корректирует сюжет истории, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.

Игра «Мяч в руки».

Ведущий по очереди бросает мяч каждому ребенку в кругу, а поймавший должен ответить на вопрос: «Что ты любишь больше всего?» или «Что тебе не нравится больше всего?», или «Чем ты любишь заниматься?», или «Чего ты больше всего боишься?»

5. Ритуал окончания занятия: Упражнение «Круг друзей».

Стоя или сидя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.

Занятие 4

Цели: - помочь ребенку с помощью переноса раскрыть свои слабые и сильные стороны;

- повышение активности и самооценки ребенка;

- снятие психоэмоционального напряжения;

- совершенствование коммуникативных навыков.

Материалы для занятий: магнитофон, запись со спокойной музыкой, фломастеры, цветные карандаши, листы бумаги на каждого ребенка

Ход занятия

1. Ритуал начала занятия: Упражнение «Доброе Животное».

Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»

Вдох — все делают шаг вперед, выдох — шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д.

      2. Этюд «Росточек под солнцем»

Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками). Все чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнцу.

Все движения выполняются под музыку.

3. Упражнение «Автопортрет»

Психолог предлагает детям нарисовать себя в трех зеркалах:

- в зеленом – такими какими они представляются себе;

- в голубом – какими они хотят быть;

- в красном – какими их видят друзья.

4. Ритуал окончания занятия: Упражнение «Круг друзей».

Стоя или сидя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.

 

Занятие 5

Цели: - повышение активности ребенка;

- снижение уровня тревожности;

- снятие психоэмоционального напряжения;

- развитие произвольности и самоконтроля.

Материалы для занятий: магнитофон, запись со спокойной музыкой

Ход занятия.

1. Ритуал начала занятия: Упражнение «Доброе Животное».

Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»

Вдох — все делают шаг вперед, выдох — шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д.

2. Этюд «Росточек под солнцем»

Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками). Все чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнцу.

Все движения выполняются под музыку.

3. Упражнения из йоговской гимнастики

- дети ходят по кругу друг за другом и гудят, как паровозики: «Ту-ту-у- у»

- останавливаются и встают в круг;

- «Заводят будильник» - сжимают ладонь в кулачок, выполняют круговые движения у солнечного сплетения: «Джик-джик-джик»;

- «Будильник зазвонил»: «З-з-з-з». Мы его остановим – дети слегка ударяют ладошкой по голове.

- «Лепим личико» - проводят руками по краю лица;

- «Лепим волосики» - нажимают подушечками пальцев на корни волос

- «Лепим бровки» - проводят кончиками пальцев по бровям;

- «Лепим глазки» - трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз. Моргают глазами.

- «Лепим носики» - проводят указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз;

- «Лепим ушки» - пощипывают мочки ушей, поглаживают ушки.

- «Лепим подбородок».

- «Рисуем носиком солнышко» - крутят головой, рисуют носиком лучики – выполняют соответствующие движения головой снизу вверх «Жжик-жжик-жжик».

- Произносят хором: «Я хороший, добрый, красивый», гладят себя по голове, лицу и обнимают себя обеими руками.

Игра «Жил-был один мальчик»

Психолог начинает рассказывать сказку о мальчике (девочке), которого зовут так же, как и ребенка, и который одет так же, как и ребенок. Затем взрослый предлагает ребенку помочь ему и продолжить сказку. Иногда он может направлять рассказ ребенка, вставляя различные проблемные ситуации. Например, если ребенок рассказывает: «…и мальчик пошел гулять. Он гулял, гулял…», - психолог может тут же добавить: «Как вдруг наступила ночь….» Дальше должен продолжить ребенок.

Игру можно использовать в течение нескольких минут на каждом последующем занятии. Тогда ребенку предлагается вспомнить и кратко пересказать, что происходило с мальчиком раньше, а затем продолжить придумывание сказки.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.116 с.