Только государства обладают суверенитетом, на базе которого функционирует настоящее международное право. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Только государства обладают суверенитетом, на базе которого функционирует настоящее международное право.

2022-10-05 23
Только государства обладают суверенитетом, на базе которого функционирует настоящее международное право. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Суверенитет – признак государства, политико-правовое свойство в виде независимости во внешних сношениях и верховенства власти данного государства на этой территории. Внутри страны власть государства должна распространяться на всех лиц, а действия государства быть независимы от иных властей. Суверенитет появляется с момента возникновения государства. Суверенитет одного государства всегда ограничен суверенитетом другого, но свобода действия ограничивается только международным правом, а не суверенитетом. Принятие на себя обязательств – проявление суверенитета. А внутренняя компетенция – часть верховенства власти данного государства на территории[37].

Правосубъектность простых и сложных государств. Унитарные –простые, его подразделения не обладают международной правосубъектностью. Польские воеводства так не могут, хотя, скажем, Гренландия и Фареры находятся в составе унитарной Дании и таким образом Дания не может рассматриваться как простое государство. Федерации же могут создаваться из суверенных государств (США) и в силу этого уже есть проблема.  Сложными государствами исторически были и реальные унии, хотя, если честно, не очень понимаю, что там сложного.

Правосубъектность частей федерации. Вообще международное право не признаёт за ними правосубъектности. Однако с 1946 по 1991 г. имел место казус: в ООН участвовали и СССРв целом, и Украинская ССР, и Белорусская ССР. Связано это (см. тему ООН) с изменениями в Конституцию СССР 1936 г. После распада СССР на мировом уровне вопрос участия субъектов федерации в международно-правовых отношениях не поднимался. По-хорошему участие частей федерации в международных отношениях производно от участия федерации, обусловлено её согласием, ответственность за договоры субъектов федерации несёт федерация. Ссылки на договорную природу федерации же неуместны потому что это отношения конституционно-правовые. Член субъекта федерации не обладает международно-правовым суверенитетом, в противном случае федерации нет.

Нации, борющиеся за независимость. Это народ или нация, борющиеся за независимость от государства-метрополии, реализующие право наций на самоопределение[38]. Они должны создать органы освобождения, эффективно управляющие и контролирующие значительную часть территории и населения, представляют нацию в международных отношениях и соблюдают международное право[39]. Такой статус, в частности, получили Намибия (в лице СВАПО, резолюция ГА ООН, была оккупирована ЮАР до 1991 г.) и Палестина (в лице Организации освобождения Палестины), СССР признал Алжир задолго до того, как он добился независимости. ЛАГ и ОАЕ пролоббировали решение ООН: она признаёт лишь те движения в соответствующих регионах, которые признают ЛАГ и ОАЕ на основании своих критериев. Четвёртый комитет ГА в 1977 проголосовал за допуск представителей португальской Африки к участию в своей работе.

Способы осуществления самоопределения. Выделяется внешнее (определение политического статуса в международном плане, в том числе, но не только как отделение) и внутреннее (определение устройства – политического, экономического, социального, самостоятельно решать вопросы, связанные с культурой, религией, образованием).

Правосубъектность народа: в осуществление своих международных прав некоторые народы посредством своих органов участвуют в международных переговорах, заключают международные договоры (ООП подписала Конвенцию по морскому праву 1982 г.), получают статус наблюдателей при международныхорганизациях либо полноправных членов при региональных организациях, участвуют в международных конференциях, являются стороной некоторых договоров.

Международные организации. Только межгосударственные правительственные организации (МККК – неправительственная). Это вторичные субъекты, создаваемые государствами. У них целевая правосубъектность. Основы правосубъектностиопределяются учредительными документами, в частности тем, какими именно правами и обязанностями, полномочиями её наделили государства-учредители – и надо помнить, что вообще правосубъектность организации существует постольку, поскольку государства на это согласились при учреждении. Объём полномочий определяется таким документом (устав, договор и проч.), но не всегда есть учредительный акт (Совет Европы), нужно анализировать решения и практику таких организаций[40]. Классическое международное право не признавало международные организации в качестве субъектов международного права, поэтому ст. 38 Статута МС ООН до сих пор не упоминает их решения в качестве признаваемых МС ООН источников права. К ним примыкают иные международные органы – в частности, Международный уголовный суд обладает правосубъектностью в соответствии с Римским статутом.

Квазигосударственные образования. «Не надо искать, почему. Это казус». Ватикан: имеются признаки государства, но не все: территория, власть и постоянное население есть условно. Но это особый субъект: его правосубъектность определена Латеранскими соглашениями между Италией и Святым престолом и правосубъектен именно Святой Престол, а не Ватикан. Именно Святой престол имеет статус наблюдателя при международных организациях.  Функционально Ватикан существует для того, чтобы обеспечивать независимое правление главы католической церкви. Сама церковь – это неправительственная организация, но очень удобно иметь свою территорию и дипломатическую переписку.

Мальтийский орден. Это единственный орден, имеющий статус субъекта международного права. Не имеет территории. С ним поддерживают дипломатические отношения, его глава пользуется иммунитетами и привилегиями, присущими главе государства. Сам Орден с юридической точки зрения – международная неправительственная организация.

Вольные города. Данциг до 1939 по Версальскому договору, Триест по Мирному договору с Италией 1947, Западный Берлин (в силу Четырёхстороннего соглашения 1971 г.). У Берлина был свой дип- и консульский корпус, право участия в переговорах, заключения определённых договоров (о связи, телеграфе).

Непризнанные и частично признанные государства. Турецкая республика Северного Кипра, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровская Молдавская Республика, Республика Крым (1.03-18.03.2014), Косово. Это субъекты международного права.

Постоянно нейтральные государства. Есть нейтралитет обычный (не участвует в конкретной войне), а есть специальный правовой статус постоянного нейтралитета. Первым таким государством стала Швейцария в 1815 г., к ней сейчас добавились Австрия, Лаос, Камбоджа, Мальта и Туркменистан. Важно не только заявление нейтралитета, но и его признание (со стороны государств или ООН). Эти государства не участвуют в международных вооружённых конфликтах, не прибегают к силе для разрешения споров, не участвуют в военных блоках и союзах, не заключают международных договоров по военным вопросам, не размещают у себя иностранные базы и не дают транзит вооружённым силам иностранных государств. Воевать у них на территории тоже нельзя. Теоретически их можно привлечь к операциям по поддержанию мира ООН, но СБ может принять во внимание их постоянный нейтралитет и установить, что они будут участвовать лишь в постконфликтном миростроительстве. Это пример односторонних заявлений, я полагаю.

Транснациональные корпорации. Несмотря на очевидную и весьма важную роль в международном экономическом обмене, эта роль не переходит в правосубъектность. Кроме того, единым субъектом ТНК является лишь с экономической точки зрения. Им легче уклониться от регулирования, чем национальным предприятиям и у них есть рычаги воздействия на государства (некоторые). Их деятельность регулируется нормами национального права государства, в котором они осуществляют деятельность.

Индивид в международном праве. Не участвует в нормотворчестве. У индивидов есть возможность предъявить претензию в случае, если не соблюдается международный договор, затрагивающий права и свободы в том случае, если международные договоры входят в правовую систему государства. Делать вывод о наличии у индивида международной правосубъектности, пусть даже и ограниченной... Права и обязанности индивидов закреплены во многих договорах. Правосубъектность индивида важна в трёх случаях: ответственность, право обращения в суды (принуждать к обеспечению норм), отдельная категория индивидов (в плане защиты). Отдельные черты правосубъектности есть.


 

V. Правопреемство и признание в международном праве.

Признание – односторонний добровольныйполитико-правовой акт государства, в котором оно прямо или косвенно заявлит о том, что рассматривает другое государство как субъект международного права и намерено поддерживать с ним официальные отношения или что

Обязанности признания не существует. Признание не принято забирать, хотя такое бывает (Франция забрала признание Финляндии в 1918), также можно забрать признание defacto, признав dejureправительство-соперник (в случае признания правительств).Единой формулы выражения признания тоже нет.

Юридические последствия признания – признание юридической силы за законами и подзаконными актами признаваемой стороны и создание оснований для установления двусторонних отношений (в первую очередь дипломатических); кроме этого, сложно назвать другие последствия. Признание – декларация, подтверждающая существование положения дел с точки зрения признавшего. Объём последствий зависит от формы признания.

Теории признания.

1. Конститутивная теория исходит из того, что лишь с обретением признания государство становится субъектом международного права. Но она исходит из того, что международное право децентрализованно и государства исходят из разных точек зрения по отношению к одному и тому же факту. А сколько нужно признаний, например?

2. Декларативная теория исходит из того, что признание – лишь констатация факта. Из неё исходит, в частности, Заключение № 1 Арбитражной комиссии, созданной международной конференцией по Югославии в 1991 г., в котором было отмечено, что существование или прекращение существования государства является фактическим вопросом и признание со стороны других государств носит чисто декларативный характер (п. 1 «a»).

Декларативная теория подкреплена практикой государств. Само по себе непризнание может быть показателем того, что государство ещё не достигло состояния, в котором оно может рассматриваться, как субъект международного права.Конститутивная теория игнорирует тот факт, что государство пользуется всеми правами и несёт все обязанности, вытекающие из суверенитета. Если вы не признаете государство, это не значит, что вы можете не соблюдать его права. Но если государства признают субъектом образование, которое ну никак не может быть субъектом международного права (Мальтийский орден)? Тогда выходит, что государства выдают желаемое за действительное и делают признание квазиконститутивным.

Формы признания различаются объёмом правовых последствий.

1. Dejure – полное признание, окончательное и официальное. Оно может выражаться в резолюциях организаций, конференций, заявлениях правительства, передаётся по дипломатическим каналам. Как правило, влечёт установление дипотношений.

2. Defacto –если признающий не уверен в судьбе и стабильности признаваемого. Не влечёт установления дипотношений, но может включать консульские отношения.

3. Adhoc – если государства не стремятся признавать друг друга, но вынуждены вступить в официальный контакт. Признание по конкретному делу. Например, четыре участника переговоров об окончании войны во Вьетнаме в целях подписания мирного договора. Израиль и СССР не признавали друг друга, но при этом сотрудничали во время теракта с угоном советского самолёта.

Непризнание можно рассматривать как компонент института признания – иногда не признают, скажем, отделение провинций от государства (Катанга и Конго), если новое государство возникает в нарушение общепризнанных принципов и норм международного права.

Виды признания.

Признание государств. При появлении нового государства и смене формы правления, реже при революции (тут прибегают к признанию правительства). Оферта на установление правоотношений (Фельдман).  Признание государства означает и признание правительства по общему правилу.

Признание правительств. Если пришло конституционным путём, то нет самого вопроса, признавать или нет – нет необходимости признавать, если уже есть отношения. Если пришло неконституционным путём, признают обычно, если эффективно осуществляет власть на большей части территории страны и контролирует ситуацию, поддерживают демократический режим и соблюдают права человека. Если в стране двоевластие – могут признать революционное правительство (Переходный Совет Ливии признали, хотя Кадаффи был жив). Витцтум, 300 – признание правительств характерно для англоамериканской доктрины.

Доктрина Эстрады (1933): государство может воздерживаться от признания правительств вообще, чтобы не дать повод толковать признание как согласие с неконституционным правительством (не цитата, но см. Бекяшев, 210 - «обидная практика…посягающая на суверенитет другой нации…внутренние дела последней становятся предметом оценки»). Тут, правда, речь о подразумеваемом признании, потому что дипломатические контакты не рвутся. Доктрина Тобара (1907): правительства, пришедшие неконституционным путём, не признаются. Нужно организовать выборы и только такое правительство признаётся.

Признание восставшей или воюющей стороны, борющейся нации и организации сопротивления.

1) Признание нации или народа возникло в ходе Первой мировой войны – Антанта стремилась легализовать участие словацких, польских, чешских легионов как «совместно воюющих».

2) Признание в качестве воюющей стороны характерно для классического международного права. Направлено на защиту интересов признающего на территории, контролируемой повстанцами. Вылегжанин 148 – признание такой стороны квалифицирует с т.з. признавшего конфликт как регулируемый МПВК.

3) Признание национально-освободительного движения – в него трансформировалось признание воюющей стороны. Осуществляется со стороны ООН в первую очередь, в отношении не народа, а именно организации, органов, возглавляющих борьбу за самоопределение (СВАПО, Намибия).

4) Организациисопротивления признаются, если они достаточно консолидированы и ведут активную, масштабную борьбу против оккупантов. (Французский комитет национального освобождения)

Признание эмигрантских правительств, правительств в изгнании. Критериев признания нет – вопрос политический, богатую практику дала Вторая мировая война. Если эмигрантское правительство теряет связь с движением сопротивления, если внутри такого движения раскол и большинство уходит от правительства в эмиграции, то его признание может быть аннулировано.

Признание и участие в международных договорах, членство в международных организациях. Право на участие в договорах не зависит от признания государства или его правительства. Но иногда могут не привлечь к участию на основании непризнания (СССР и Договор о Шпицбергене). Если же режим признают незаконным (ООН), то такое государство можно лишать права на участие (Родезия). С участием в международных организациях то же самое: могут участвовать не признающие друг друга, а могут и блокировать. Само по себе признание не влияет на право участвовать в международных организациях. Вопрос принятия решает международная организация.

По поводу членства государств в ООН наблюдались и трудно объяснимые, парадоксальные ситуации. Так, при создании ООН было принято политическое решение о том, что первоначальными членами ООН наряду с СССР станут две его союзные республики — Белоруссия и Украина, государствами, естественно, не являвшиеся. А после развала СССР пришлось принимать политическое решение о членстве в ООН Российской Федерации со статусом постоянного члена Совета Безопасности. Белоруссия и Украина сохранили свое членство в ООН уже в качестве независимых государств, а другие бывшие союзные республики были приняты в ООН в качестве новых ее членов.

Правопреемство - переход международных обязанностей и прав от одного государства к другому в установленных правом случаях.Правопреемства правительств не существует, потому что правительства как совокупность центральных органов государства обязывают не себя, а государство и смена правительств не освобождает государство от международных обязательств.

Международно-правовые договоры, регулирующие правопреемство:

1. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. (вступила в силу в 1996);

2. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов, государственных долгов 1983 г.

Правопреемство в них определено как смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории – нейтральная формулировка, описывающая любой случай изменения территории. В целом остаются актуальными массив обычных норм и соглашения заинтересованных сторон.

Объекты правопреемства: международные договоры, государственная собственность, государственные долги, архивы, границы, членство в международных организациях. Иногда дополнительно выделяют гражданство и ответственность.

Когда встает вопрос о правопреемстве:

1) При возникновении нового государства в результате социальной революции. Вопрос - только когда появляется новый субъект международного права. Некоторые ученые считают, что нового субъекта не появляется, потому что революция - это внутреннее дело государства и как бы не оказалась неконституционной сменой правительства. Конвенции этот случай не регулируют, оставляя всё на волю практики. Вообще же это проблема континуитета и тождества – континуитет как непрерывность;

2) В ходе национально-освободительной борьбы (деколонизации). В случае появления государства в результате национального самоопределения действует принцип "чистой доски" (tabularasa), т.е. несвязанности новых государств обязательствами, заключенными от их имени государством-метрополией. К тому же новое государство может стать участником общего многостороннего договора и без предварительного согласия остальных их участников (для двустороннего и ограниченно многостороннего такое согласие требуется);

3) При разделении или отделении частей государств. Когда государство разделяется, то независимо его дальнейшей судьбы (останется оно существовать или нет) его договоры сохраняют силу и для образовавшихся. Исключение - если стороны заранее договорились об ином или когда применение такого договора несовместимо с целями данного договора или коренным образом изменяет условия его действия. В отношении собственности - по конвенции 1983 года есть разница между движимой и недвижимой собственностью. Недвижимая переходит к государству-преемнику, движимая - в справедливой доле с учетом вклада этой территории в создание собственности. Государственный долг - тоже в справедливой доле, с учетом имущества, прав и интересов, переходящих к государству-преемнику в связи с данным долгом;

4) При объединении государств. Международные договоры между объединившимися прекращаются, поскольку международно-правовые отношения сменяются внутригосударственными. С третьими странами - остаются в силе, кроме случаев, когда из договора ясно (или установлено другими средствами), что применение данного договора несовместимо с его объектом и целями или коренным образом изменяет условия его действия. Объединяющиеся государства обычно заранее решают судьбу своих договоров;

5) При частичных территориальных изменениях в государстве.

       Собственность и архивы переходят к объединенному государству, то же самое и с государственным долгом.

       На практике возможно и правопреемство в членстве (ОАР - Египет и Сирия)

Предметы: конвенционные, а также – членство в международных организациях (не кодифицировано). Территория и гражданство – это объекты правопреемства. Любая территория определена границами, пока нет границ, нет правопреемства.

Правопреемство международных организаций наступаетввесьмаограниченных случаях, предусмотренных договорами и решениями организации. Предпосылкой для разрешения вопроса о преемстве должна быть связь между организациями (Лига Наций и ООН – универсальные организации по поддержанию международного мира и безопасности).

Кем является Россия – продолжателем или правопреемницей СССР? В разных документах по-разному. Проблема в том, что одновременно быть и продолжателем, и правопреемником нельзя: нельзя быть правопреемником самому себе. Государство-продолжатель – новая категория, потому что континуитет предполагает продолжение существование государства-предшественника. Однако статус великой державы и её общей ответственности за мир во всём мире неделим, а ряд договоров простым правопреемством не удалось бы сохранить. По справедливости, это новая категория международного права, результат признания со стороны международных организаций и почти всех государств мира статуса России именно в таком качестве.

 


 

VI. Взаимодействие международного и национального права.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.