Нет ли у вас идеи организовать отдел новейших течений? — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Нет ли у вас идеи организовать отдел новейших течений?

2022-10-05 42
Нет ли у вас идеи организовать отдел новейших течений? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В Нижнем Новгороде за новейшие течения отвечает ГЦСИ «Арсенал». Мы же, если говорить о каком-то более или менее недавнем художественном опыте, сосредоточимся на искусстве XX века, причем планируем показывать не только авангард, но и соцреализм. У нас крепкие связи с Нижегородским отделением Союза художников России, и выставки его членов мы тоже будем проводить, причем по высоким музейным стандартам: с современным выставочным дизайном, с приглашением интересных кураторов со всей страны.

Выставка «Русская классика. Нерассказанные истории» в рамках проекта «Великие коллекции – нижегородцам». 2021.

Фото: Нижегородский государственный художественный музей

А как обстоят дела с компьютерными технологиями?

Музей стремится идти в ногу с прогрессом. Недавно с помощью VR (погружение в виртуальное пространство с использованием специальных очков. — TANR) мы «оживили» самый большой и важный наш экспонат — картину «Воззвание Минина» Константина Маковского. Все, конечно, помнят, что в 1611 году Минин и Пожарский собирали ополчение именно в Нижнем Новгороде. Для города это очень личная история. Размеры картины — почти 7 на 6 м, художник написал ее в 1896 году для нижегородской выставки. И вот с помощью VR-оборудования зритель может очутиться внутри произведения, побеседовать с его автором и героями.

Выставка «Кандинский, Малевич и русский авангард. К 100-летию нижегородской коллекции».

Коллекции НГХМ

В собрании Нижегородского художественного музея находится много ценных произведений. Среди них картины Репина, Кустодиева, Серова, Саврасова, Брюллова, Васнецова, Айвазовского, Тинторетто, Кранаха, Креспи, Малевича, Кандинского, Рериха и других великих художников. Замечу, что многие из перечисленных картин часто путешествуют, принимая участие в выставочных проектах мирового масштаба. Например, большая удача — увидеть на своем месте «Косаря» Казимира Малевича: эта одна из знаковых работ русского авангарда наряду с «Импровизацией № 4» Василия Кандинского очень популярна. Увидеть ее хотят во многих странах, то и дело просят НГХМ принять участие с ней в выставках.

Очень трудно составить однозначный рейтинг самых дорогих произведений из собрания НГХМ: их ценность выражается не только в материальном эквиваленте. Прежде всего это культурное наследие. Согласитесь, нижегородцам очень повезло, что эти шедевры мирового искусства хранятся именно у нас.

Я очень сочувствую коллегам из Третьяковки — они переживают сейчас не самые лучшие эмоции. Думаю, трудно найти однозначный ответ на вопрос, как могли похитить картину из одного из самых успешных музеев. Вам интересно, делает ли команда НГХМ все возможное, чтобы оградить собрание от подобных случаев?

Безусловно, музей с большой ответственностью подходит к хранению произведений искусства и их безопасности. Но есть еще одна важная составляющая — участие самих посетителей в обеспечении безопасности собрания НГХМ. Бывает так, что в музей приходят люди, которые очень возмущаются, когда охрана просит их оставить бутылки с водой или большие рюкзаки в гардеробе. Многим не нравятся такие правила, но они необходимы, так как напрямую связаны с безопасностью картин: например, рюкзаком или большой сумкой можно задеть картины или пронести в них опасные предметы.

Иногда встречаются отзывы, что посетителям музея не нравится присутствие смотрителей в залах — они кажутся недружелюбными и слишком внимательными. Но нужно понимать, что это необходимость. Есть один интересный момент: обсуждение ситуации, связанной с картиной Куинджи, выявило, что большинство посетителей никогда не сделает замечание человеку, снимающему со стены картину, — они будут уверены, что так надо. Если задуматься на эту тему, то получается, многие из посетителей выставки Куинджи могли остановить вора, но… И остаются два вечных русских вопроса: «Кто виноват? Что делать?

«Гадающая Светлана», Карл Брюллов

«Кама близ Елабуги», Иван Шишкин

«Косарь», Казимир Малевич

«Женщина под зонтиком», Иван Крамской

«Импровизация №4», Василий Кандинский

«Ковер-Самолет», Виктор Васнецов

«Два лада», Михаил Нестеров

«Купчиха, пьющая чай», Борис Кустодиев

«Лукреция», Лукас Кранах старший

«Туманное утро», Иван Шишкин

«Мужской портрет», Якопо Тинторетто

«Мощь пещер», Николай Рерих

«Озеро», Исаак Левитан

«Мужичок из робких», Илья Репин

«Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода», Алексей Саврасов

«Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой», Валентин Серов

«Русская Венера», Борис Кустодиев

«Талисман», Генрих Семирадский

Фрагмент деисусного чина: Богоматерь, Спас на престоле, Иоанн Предтеча. 16 в. Особенность стиля нижегородской иконописи 16 века (Строгановской школы – по имени купцов-солепромышленников Строгановых) – отсутствие праздничности и цветности, сумрачность цветовой гаммы.

 

Деисус Спас, Богоматерь, Иоанн Предтеча 17 в. несколько отличаются от икон более старого письма.

Спас Нерукотворный с Богоматерью и Иоанном Предтечей. 18 в. Почувствуйте разницу!

Преображение. 16 век. Впервые в истории древнерусской иконописи мастера строгановской школы стали использовать пейзажные панорамы с деревьями и цветами, реками и оврагами.

Архангел Михаил и Архангел Гавриил. Конец 16 – начало 17 века.

Кирилл Уланов. Богоматерь Одигитрия. 1721

Архангел Михаил. 18 век

Андрей Федотов. Единородный сын. Нач. 18 века. И в иконописи ощущается барокко.

Иоанн Предтеча Ангел пустыни. С житием в 18 клеймах. Основой для центрального образа стала одноимённая икона мастера строгановской школы Прокопия Чирина. Чтобы лучше понять особенности строгановского письма, можно сравнить эту фотографию с репродукцией оригинала (интернет-ресурс).

Прокопий Чирин. Иоанн Предтеча Ангел пустыни. 1620-е гг.

Похвала Богородицы. 18 в.

Переходя из зала в зал, можно проследить историю русской живописи от парадных портретов до модерна. Парадный портрет императрицы Елизаветы Петровны, работа неизвестного художника 18 века, копия портрета работы Л. Каравакка.

Чем дальше – тем больше знакомых имён. Левицкий, Брюллов, Венецианов, Перов, Крамской... Всего не покажешь, поэтому выбрала то, что, на мой взгляд, нечасто встречается. М.К. Клодт. "Осенняя пахота в Малороссии".

А здесь – самая известная работа Клодта. Такая фигура, только большего масштаба, украшает Аничков мост в Санкт-Петербурге.

С.Ю. Жуковский. Весна

Уголок русской живописи 19 в. Взгляд сразу останавливается на "Грачах" Саврасова и эскизах Сурикова.

 

А здесь Левитан напоминает Шишкина. "Папоротники в бору".

Этот прекрасный нежный портрет З.Н. Юсуповой работы В. Серова известен гораздо меньше, чем тот, что хранится в Русском музее.

В.М. Васнецов. Ковёр-самолёт

И особая любовь – его натюрморты. "Натюрморт с рыбами".

Есть несколько полотен Гончаровой. Это "Орхидеи". В музее гордятся тем, что у них 5 работ Серебряковой, но нам не удалось их увидеть, их увезли на выставку.

Расположен он в нижегородском кремле, ближе к Чкаловской лестнице.

 Один из залов музея. Это первый этаж, иконопись и восемнадцатый век.

 Покров. XVI век. Новгород
Я так понимаю, что именно среди иконописи надо искать главные шедевры русских музеев. Хотя это сделать сложнее – во всяком случае, для меня. Авторство икон (в основном) неизвестно. Они безымянны. И мои глупые кроссвордные знания перед этим фактом пасуют.


«Покров. XVI век. Новгород»

 Г.Х. Гроот (?). Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны в охотничьем костюме
Впрочем, очень часто картины XVIII века тоже, как и иконы, или безымянны, или – как в этом случае – рядом с фамилией автора стоит вопросик.

 Луи Каравакк (?) Портрет императрицы Елизаветы Петровны
Еще один вопросик рядом с автором. Забавно, что я так был уверен, что это Екатерина, что приглядевшись к сфотографированной табличке и увидев, что это Елизавета – очень удивился. Наверное, это оттого, что я твердо уверен, что каждый российский музей должен иметь портрет Екатерины. Про предыдущую иллюстрацию я помню, но там Екатерина еще молодая! Не императрица еще!

 Сервиз тет-а-тет. 1830-е годы. Неизвестный завод. Россия
Есть в музее и декоративно-прикладное искусство. Его немного и оно как раз в очень темных коридорах. Сервиз интересный, получился с трудом – и все равно кроп большой:(


«В.М. Васнецов. Ковер-самолет» на Яндекс.Фотках

 Никанор Чернецов. Нижний Новгород. 1838
Конечно же есть картины, посвященные Нижнему Новгороду. За прошедшие 175 лет город сильно изменился!

9. Зинаида Серебрякова. Портрет С.Р. Эрнста. 1920 г.
Перейдем к XX веку.

10. Борис Кустодиев. Портрет Р.И. Слонимской. 1922 г." alt="Борис Кустодиев. Портрет Р.И. Слонимской. 1922 г.
Кустодиева в музее много. Самую известную, с баней, я не выложу. Но и без нее есть на что посмотреть!


11. Борис Кустодиев. Купчиха, пьющая чай. 1923
Почему-то у меня Кустодиев ассоциируется именно с купчихами, пьющими чай. Я не знаток живописи, все мои ассоциации – просто нахватанность. Хотя интересно – а какая купчиха в 1923 году? И еще – обратите внимание, как она пьет чай! Из блюдечка! Вот я всегда пью чай из блюдца. Но сейчас эта московская традиция уходит в прошлое под тлетворным западным влиянием. Даже блюдечек правильных не найдешь.
Вот интересно – в других городах пили чай из блюдца? Скорее всего, нет.

12. Борис Кустодиев. Волга. Радуга. 1925 г" alt="Борис Кустодиев. Волга. Радуга. 1925 г
Кустодиев и пейзажи писал. Опять-таки – Волга!

13. Казимир Малевич. Косарь. 1912 г.
Интересно, откуда взялся в Нижнем Малевич… А еще интересно, что у фигуры на картине есть глаза. Впрочем, это, вроде, еще до квадрата и супрематизма созданная работа. А фигуры без лиц у Малевича появились позднее.

14. Михаил Ларионов. Море. 1907 г.

15. Николай Рерих. Тропа прямоезжая. 1912
И завершу экскурсию Рерихом. Его тоже в музее много, странно было бы не выложить.


 

· Матвеев Федор Михайлович
[1758—1826]

Пейзаж в Швейцарии. 1818

Холст, масло, 21.8 x 26.8

· Брюллов Карл Павлович
[1799—1852]

Гадающая Светлана. 1836

Холст, масло, 94 х 81

· Айвазовский Иван Константинович
[1817—1900]

Берега Далмации. 1848

Холст, масло., 123 x 192

· Зарянко Сергей Константинович
[1818—1871]

Портрет камергера, действительного статского советника Христофора Екимовича (Иоакимовича) Лазарева. 1851

· Зарянко Сергей Константинович
[1818—1871]

Портрет князя Семена Давыдовича Абамелека. 1853

· Боголюбов Алексей Петрович
[1824—1896]

Замок Св. Ангела в Риме. 1859

Холст, масло., 38 x 52

· Маковский Константин Егорович
[1839—1915]

Портрет императора Александра II. 1860-е

Холст, масло., 130 x 96

· Зарянко Сергей Константинович
[1818—1871]

Христос Спаситель. 1864

· Верещагин Петр Петрович
[1836—1886]

Рынок в Нижнем Новгороде. 1867

Холст, масло, 66,5 x 106

· Кошелев Николай Андреевич
[1840—1918]

Господь Вседержитель. 1871

· Саврасов Алексей Кондратьевич
[1830—1897]

Печерский монастырь под Нижним Новгородом. 1871

Холст, масло, 101,5 x 131

· Неврев Николай Васильевич
[1830—1904]

Портрет неизвестной. 1871

Холст, масло

· Айвазовский Иван Константинович
[1817—1900]

Лунная ночь на Черном море. 1873

· Брюллов (Брюлло) Александр Павлович
[1798—1877]

Портрет А.Д.Баратынской. 1830-е

Бумага, акварель, 19,2 x 16

· Лагорио Лев Феликсович
[1826—1905]

Вид реки. 1843

Холст, масло., 44 x 62

· Скотти Михаил Иванович
[1814—1861]

Минин и Пожарский. 1850

Холст, масло, 67,5 x 107

· Зарянко Сергей Константинович
[1818—1871]

Портрет Вани (Ивана Христофоровича) Лазарева. 1852

· Зарянко Сергей Константинович
[1818—1871]

Портрет Елизаветы Христофоровны Абамелек, урожденной Лазаревой. 1854

· Каменев Лев Львович
[1833—1886]

Пейзаж с избушкой. 1859

Холст, масло, 62,5 x 80

· Боголюбов Алексей Петрович
[1824—1896]

Нижегородская ярмарка (Колокольный ряд). 1862

Холст, масло., 123 x 217

· Виллевальде Богдан (Готфрид) Павлович
[1818—1903]

Открытие памятника "Тысячелетие России" в Новгороде в 1862 году. 1864

Холст, масло, 248 x 387

· Васильев Федор Александрович
[1850—1873]

Землянка. 1870

· Лагорио Лев Феликсович
[1826—1905]

Пейзаж. 1871

Холст, масло, 48,5 x 76

· Алексеев (Сыромянский) Николай Михайлович
[1813—1880]

Автопортрет. 1871

Холст, масло

· Айвазовский Иван Константинович
[1817—1900]

Золотой Рог. 1872

Холст, масло., 109 x 131

· Кошелев Николай Андреевич
[1840—1918]

Господь Вседержитель. 1874

· Айвазовский Иван Константинович
[1817—1900]

Лунная ночь на море. 1875

· Алексеев (Сыромянский) Николай Михайлович
[1813—1880]

Автопортрет. 1830-е

Холст, масло, 64 x 84

· Лагорио Лев Феликсович
[1826—1905]

Пейзаж. 1843

Холст, масло., 44 x 53

· Айвазовский Иван Константинович
[1817—1900]

Вид Крыма. 1851

· Зарянко Сергей Константинович
[1818—1871]

Портрет великого князя Николая Николаевича Старшего (1831-1893). 1853

· Зарянко Сергей Константинович
[1818—1871]

Портрет Екатерины Эммануиловны Лазаревой. 1855

· Боголюбов Алексей Петрович
[1824—1896]

Море перед штормом. 1860

Холст, масло, 64,3 x 91

· Сверчков Николай Егорович
[1817—1898]

Лошадь в поле. 1862

· Соломаткин Леонид Иванович
[1837—1883]

У трактира. 1865

· Соколов Петр Петрович
[1821—1899]

Сборы на охоту. У крыльца. 1870

Бумага, акварель

· Пукирев Василий Владимирович
[1832—1890]

Строительство железной дороги. 1871

· Верещагин Василий Васильевич
[1842—1904]

Храм в Токио. 1871—1873

Холст, масло

· Айвазовский Иван Константинович
[1817—1900]

Золотой Рог. Босфор. 1872

Холст, масло., 83 x 104

· Маковский Константин Егорович
[1839—1915]

Женская головка. 1874

Дерево, масло, 35,3 x 27

· Следующаястраница

Наверх

o Стра


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.145 с.