Роман Жукарин: «Нижегородцы подчас забывают, какими сокровищами обладает их музей» — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Роман Жукарин: «Нижегородцы подчас забывают, какими сокровищами обладает их музей»

2022-10-05 73
Роман Жукарин: «Нижегородцы подчас забывают, какими сокровищами обладает их музей» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Роман Жукарин: «Нижегородцы подчас забывают, какими сокровищами обладает их музей»

Отмечающий в этом году 125-летие Нижегородский художественный музей недавно пережил грандиозную реконструкцию и стал одним из самых модернизированных в стране. О его деятельности нашему изданию рассказал директор музея

В этом году исполняется десять лет, как вы стали директором музея. В чем видите свои главные достижения?

Удалось наладить прочные партнерские отношения с директорами столичных и региональных российских музеев. Это в нашем мире многое значит. Мы дружим с художественными музеями Екатеринбурга, Казани, Самары, и все они (а еще Русский музей и Третьяковская галерея) дали нам работы на программную выставку «Кандинский, Малевич и русский авангард. К 100-летию нижегородской коллекции». У нас прекрасные отношения с ГМИИ имени А.С.Пушкина. Наш недавний совместный проект в Нижнем Новгороде — выставка «Тьеполо, Каналетто, Гварди и современники», она открыта до 7 ноября. А еще в этом году мы впервые провели Дни Эрмитажа — показали эрмитажную «Мадонну делла Грацие» кисти венецианца Лоренцо Лотто, дополнив ее 19 гравюрами о Деве Марии из собственного собрания.

              

Директор Нижегородского государственного художественного музея Роман Жукарин.

В 1982 году родился в городе Горький (ныне — Нижний Новгород).
Окончил исторический факультет Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского. Там же учился в аспирантуре факультета международных отношений. Кандидат исторических наук.
Работал в родном университете, потом в Министерстве культуры Нижегородской области.
С 2011 года генеральный директор ГБУК «Нижегородский государственный художественный музей».

И наконец, наш главный стратегический партнер — Третьяковская галерея. В 2016-м, когда наш музей отмечал 120-летие, Третьяковка привезла в Нижний потрясающую выставку «На рубеже веков. Шедевры Государственной Третьяковской галереи». Привезли даже большое полотно Константина Коровина «Базар у пристани в Архангельске» (1896), которое когда-то украшало павильон «Крайний Север» на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде. И мы, в свою очередь, поддерживаем почти все выставочные проекты ГТГ в Москве и за рубежом — отправляем важные работы из своей коллекции, иногда из постоянной экспозиции. Сейчас участвуем в выставке Алексея Венецианова, до этого были Роберт Фальк, Илья Репин… Всего не перечесть. Репинский этюд «Христос» (1884) из нашего собрания в 2018-м экспонировался в Ватикане в рамках выставки «Русский путь. От Дионисия до Малевича». А Татьяна Юденкова, ведущий научный сотрудник ГТГ, посвятила нашему «Христу» отдельную статью, чем привлекла к этой работе огромное внимание.

Нижегородский государственный художественный музей.

Коллекции НГХМ

В собрании Нижегородского художественного музея находится много ценных произведений. Среди них картины Репина, Кустодиева, Серова, Саврасова, Брюллова, Васнецова, Айвазовского, Тинторетто, Кранаха, Креспи, Малевича, Кандинского, Рериха и других великих художников. Замечу, что многие из перечисленных картин часто путешествуют, принимая участие в выставочных проектах мирового масштаба. Например, большая удача — увидеть на своем месте «Косаря» Казимира Малевича: эта одна из знаковых работ русского авангарда наряду с «Импровизацией № 4» Василия Кандинского очень популярна. Увидеть ее хотят во многих странах, то и дело просят НГХМ принять участие с ней в выставках.

Очень трудно составить однозначный рейтинг самых дорогих произведений из собрания НГХМ: их ценность выражается не только в материальном эквиваленте. Прежде всего это культурное наследие. Согласитесь, нижегородцам очень повезло, что эти шедевры мирового искусства хранятся именно у нас.

Я очень сочувствую коллегам из Третьяковки — они переживают сейчас не самые лучшие эмоции. Думаю, трудно найти однозначный ответ на вопрос, как могли похитить картину из одного из самых успешных музеев. Вам интересно, делает ли команда НГХМ все возможное, чтобы оградить собрание от подобных случаев?

Безусловно, музей с большой ответственностью подходит к хранению произведений искусства и их безопасности. Но есть еще одна важная составляющая — участие самих посетителей в обеспечении безопасности собрания НГХМ. Бывает так, что в музей приходят люди, которые очень возмущаются, когда охрана просит их оставить бутылки с водой или большие рюкзаки в гардеробе. Многим не нравятся такие правила, но они необходимы, так как напрямую связаны с безопасностью картин: например, рюкзаком или большой сумкой можно задеть картины или пронести в них опасные предметы.

Иногда встречаются отзывы, что посетителям музея не нравится присутствие смотрителей в залах — они кажутся недружелюбными и слишком внимательными. Но нужно понимать, что это необходимость. Есть один интересный момент: обсуждение ситуации, связанной с картиной Куинджи, выявило, что большинство посетителей никогда не сделает замечание человеку, снимающему со стены картину, — они будут уверены, что так надо. Если задуматься на эту тему, то получается, многие из посетителей выставки Куинджи могли остановить вора, но… И остаются два вечных русских вопроса: «Кто виноват? Что делать?

«Гадающая Светлана», Карл Брюллов

«Кама близ Елабуги», Иван Шишкин

«Косарь», Казимир Малевич

«Женщина под зонтиком», Иван Крамской

«Импровизация №4», Василий Кандинский

«Ковер-Самолет», Виктор Васнецов

«Два лада», Михаил Нестеров

«Купчиха, пьющая чай», Борис Кустодиев

«Лукреция», Лукас Кранах старший

«Туманное утро», Иван Шишкин

«Мужской портрет», Якопо Тинторетто

«Мощь пещер», Николай Рерих

«Озеро», Исаак Левитан

«Мужичок из робких», Илья Репин

«Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода», Алексей Саврасов

«Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой», Валентин Серов

«Русская Венера», Борис Кустодиев

«Талисман», Генрих Семирадский

Фрагмент деисусного чина: Богоматерь, Спас на престоле, Иоанн Предтеча. 16 в. Особенность стиля нижегородской иконописи 16 века (Строгановской школы – по имени купцов-солепромышленников Строгановых) – отсутствие праздничности и цветности, сумрачность цветовой гаммы.

 

Деисус Спас, Богоматерь, Иоанн Предтеча 17 в. несколько отличаются от икон более старого письма.

Спас Нерукотворный с Богоматерью и Иоанном Предтечей. 18 в. Почувствуйте разницу!

Преображение. 16 век. Впервые в истории древнерусской иконописи мастера строгановской школы стали использовать пейзажные панорамы с деревьями и цветами, реками и оврагами.

Архангел Михаил и Архангел Гавриил. Конец 16 – начало 17 века.

Кирилл Уланов. Богоматерь Одигитрия. 1721

Архангел Михаил. 18 век

Андрей Федотов. Единородный сын. Нач. 18 века. И в иконописи ощущается барокко.

Иоанн Предтеча Ангел пустыни. С житием в 18 клеймах. Основой для центрального образа стала одноимённая икона мастера строгановской школы Прокопия Чирина. Чтобы лучше понять особенности строгановского письма, можно сравнить эту фотографию с репродукцией оригинала (интернет-ресурс).

Прокопий Чирин. Иоанн Предтеча Ангел пустыни. 1620-е гг.

Похвала Богородицы. 18 в.

Переходя из зала в зал, можно проследить историю русской живописи от парадных портретов до модерна. Парадный портрет императрицы Елизаветы Петровны, работа неизвестного художника 18 века, копия портрета работы Л. Каравакка.

Чем дальше – тем больше знакомых имён. Левицкий, Брюллов, Венецианов, Перов, Крамской... Всего не покажешь, поэтому выбрала то, что, на мой взгляд, нечасто встречается. М.К. Клодт. "Осенняя пахота в Малороссии".

А здесь – самая известная работа Клодта. Такая фигура, только большего масштаба, украшает Аничков мост в Санкт-Петербурге.

С.Ю. Жуковский. Весна

Уголок русской живописи 19 в. Взгляд сразу останавливается на "Грачах" Саврасова и эскизах Сурикова.

 

А здесь Левитан напоминает Шишкина. "Папоротники в бору".

Этот прекрасный нежный портрет З.Н. Юсуповой работы В. Серова известен гораздо меньше, чем тот, что хранится в Русском музее.

В.М. Васнецов. Ковёр-самолёт

И особая любовь – его натюрморты. "Натюрморт с рыбами".

Есть несколько полотен Гончаровой. Это "Орхидеи". В музее гордятся тем, что у них 5 работ Серебряковой, но нам не удалось их увидеть, их увезли на выставку.

Расположен он в нижегородском кремле, ближе к Чкаловской лестнице.

 Один из залов музея. Это первый этаж, иконопись и восемнадцатый век.

 Покров. XVI век. Новгород
Я так понимаю, что именно среди иконописи надо искать главные шедевры русских музеев. Хотя это сделать сложнее – во всяком случае, для меня. Авторство икон (в основном) неизвестно. Они безымянны. И мои глупые кроссвордные знания перед этим фактом пасуют.


«Покров. XVI век. Новгород»

 Г.Х. Гроот (?). Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны в охотничьем костюме
Впрочем, очень часто картины XVIII века тоже, как и иконы, или безымянны, или – как в этом случае – рядом с фамилией автора стоит вопросик.

 Луи Каравакк (?) Портрет императрицы Елизаветы Петровны
Еще один вопросик рядом с автором. Забавно, что я так был уверен, что это Екатерина, что приглядевшись к сфотографированной табличке и увидев, что это Елизавета – очень удивился. Наверное, это оттого, что я твердо уверен, что каждый российский музей должен иметь портрет Екатерины. Про предыдущую иллюстрацию я помню, но там Екатерина еще молодая! Не императрица еще!

 Сервиз тет-а-тет. 1830-е годы. Неизвестный завод. Россия
Есть в музее и декоративно-прикладное искусство. Его немного и оно как раз в очень темных коридорах. Сервиз интересный, получился с трудом – и все равно кроп большой:(


«В.М. Васнецов. Ковер-самолет» на Яндекс.Фотках

 Никанор Чернецов. Нижний Новгород. 1838
Конечно же есть картины, посвященные Нижнему Новгороду. За прошедшие 175 лет город сильно изменился!

9. Зинаида Серебрякова. Портрет С.Р. Эрнста. 1920 г.
Перейдем к XX веку.

10. Борис Кустодиев. Портрет Р.И. Слонимской. 1922 г." alt="Борис Кустодиев. Портрет Р.И. Слонимской. 1922 г.
Кустодиева в музее много. Самую известную, с баней, я не выложу. Но и без нее есть на что посмотреть!


11. Борис Кустодиев. Купчиха, пьющая чай. 1923
Почему-то у меня Кустодиев ассоциируется именно с купчихами, пьющими чай. Я не знаток живописи, все мои ассоциации – просто нахватанность. Хотя интересно – а какая купчиха в 1923 году? И еще – обратите внимание, как она пьет чай! Из блюдечка! Вот я всегда пью чай из блюдца. Но сейчас эта московская традиция уходит в прошлое под тлетворным западным влиянием. Даже блюдечек правильных не найдешь.
Вот интересно – в других городах пили чай из блюдца? Скорее всего, нет.

12. Борис Кустодиев. Волга. Радуга. 1925 г" alt="Борис Кустодиев. Волга. Радуга. 1925 г
Кустодиев и пейзажи писал. Опять-таки – Волга!

13. Казимир Малевич. Косарь. 1912 г.
Интересно, откуда взялся в Нижнем Малевич… А еще интересно, что у фигуры на картине есть глаза. Впрочем, это, вроде, еще до квадрата и супрематизма созданная работа. А фигуры без лиц у Малевича появились позднее.

14. Михаил Ларионов. Море. 1907 г.

15. Николай Рерих. Тропа прямоезжая. 1912
И завершу экскурсию Рерихом. Его тоже в музее много, странно было бы не выложить.


 

· Матвеев Федор Михайлович
[1758—1826]

Пейзаж в Швейцарии. 1818

Холст, масло, 21.8 x 26.8

· Брюллов Карл Павлович
[1799—1852]

Гадающая Светлана. 1836

Холст, масло, 94 х 81

· Айвазовский Иван Константинович
[1817—1900]

Берега Далмации. 1848

Холст, масло., 123 x 192

· Зарянко Сергей Константинович
[1818—1871]

Портрет камергера, действительного статского советника Христофора Екимовича (Иоакимовича) Лазарева. 1851

· Зарянко Сергей Константинович
[1818—1871]

Портрет князя Семена Давыдовича Абамелека. 1853

· Боголюбов Алексей Петрович
[1824—1896]

Замок Св. Ангела в Риме. 1859

Холст, масло., 38 x 52

· Маковский Константин Егорович
[1839—1915]

Портрет императора Александра II. 1860-е

Холст, масло., 130 x 96

· Зарянко Сергей Константинович
[1818—1871]

Христос Спаситель. 1864

· Верещагин Петр Петрович
[1836—1886]

Рынок в Нижнем Новгороде. 1867

Холст, масло, 66,5 x 106

· Кошелев Николай Андреевич
[1840—1918]

Господь Вседержитель. 1871

· Саврасов Алексей Кондратьевич
[1830—1897]

Печерский монастырь под Нижним Новгородом. 1871

Холст, масло, 101,5 x 131

· Неврев Николай Васильевич
[1830—1904]

Портрет неизвестной. 1871

Холст, масло

· Айвазовский Иван Константинович
[1817—1900]

Лунная ночь на Черном море. 1873

· Брюллов (Брюлло) Александр Павлович
[1798—1877]

Портрет А.Д.Баратынской. 1830-е

Бумага, акварель, 19,2 x 16

· Лагорио Лев Феликсович
[1826—1905]

Вид реки. 1843

Холст, масло., 44 x 62

· Скотти Михаил Иванович
[1814—1861]

Минин и Пожарский. 1850

Холст, масло, 67,5 x 107

· Зарянко Сергей Константинович
[1818—1871]

Портрет Вани (Ивана Христофоровича) Лазарева. 1852

· Зарянко Сергей Константинович
[1818—1871]

Портрет Елизаветы Христофоровны Абамелек, урожденной Лазаревой. 1854

· Каменев Лев Львович
[1833—1886]

Пейзаж с избушкой. 1859

Холст, масло, 62,5 x 80

· Боголюбов Алексей Петрович
[1824—1896]

Нижегородская ярмарка (Колокольный ряд). 1862

Холст, масло., 123 x 217

· Виллевальде Богдан (Готфрид) Павлович
[1818—1903]

Открытие памятника "Тысячелетие России" в Новгороде в 1862 году. 1864

Холст, масло, 248 x 387

· Васильев Федор Александрович
[1850—1873]

Землянка. 1870

· Лагорио Лев Феликсович
[1826—1905]

Пейзаж. 1871

Холст, масло, 48,5 x 76

· Алексеев (Сыромянский) Николай Михайлович
[1813—1880]

Автопортрет. 1871

Холст, масло

· Айвазовский Иван Константинович
[1817—1900]

Золотой Рог. 1872

Холст, масло., 109 x 131

· Кошелев Николай Андреевич
[1840—1918]

Господь Вседержитель. 1874

· Айвазовский Иван Константинович
[1817—1900]

Лунная ночь на море. 1875

· Алексеев (Сыромянский) Николай Михайлович
[1813—1880]

Автопортрет. 1830-е

Холст, масло, 64 x 84

· Лагорио Лев Феликсович
[1826—1905]

Пейзаж. 1843

Холст, масло., 44 x 53

· Айвазовский Иван Константинович
[1817—1900]

Вид Крыма. 1851

· Зарянко Сергей Константинович
[1818—1871]

Портрет великого князя Николая Николаевича Старшего (1831-1893). 1853

· Зарянко Сергей Константинович
[1818—1871]

Портрет Екатерины Эммануиловны Лазаревой. 1855

· Боголюбов Алексей Петрович
[1824—1896]

Море перед штормом. 1860

Холст, масло, 64,3 x 91

· Сверчков Николай Егорович
[1817—1898]

Лошадь в поле. 1862

· Соломаткин Леонид Иванович
[1837—1883]

У трактира. 1865

· Соколов Петр Петрович
[1821—1899]

Сборы на охоту. У крыльца. 1870

Бумага, акварель

· Пукирев Василий Владимирович
[1832—1890]

Строительство железной дороги. 1871

· Верещагин Василий Васильевич
[1842—1904]

Храм в Токио. 1871—1873

Холст, масло

· Айвазовский Иван Константинович
[1817—1900]

Золотой Рог. Босфор. 1872

Холст, масло., 83 x 104

· Маковский Константин Егорович
[1839—1915]

Женская головка. 1874

Дерево, масло, 35,3 x 27

· Следующаястраница

Наверх

o Стра

Нижегородский Кремль

Нижний Новгород, как и любой из оплотов русских князей, должен был соответствовать этому статусу. Одним из главных атрибутов для таких городов являлись оборонительные укрепления, кои на Руси назывались кремлями. Первое подобие крепости появилось ещё в 1221 году, когда город был основан великим князем Юрием Всеволодовичем. Утверждается, что эти укрепления сгорели в начале XV века во время набегов со стороны Казанского ханства, и примерно тогда же началось строительство каменного кремля, который мы видим сейчас.

Конечно, за 500 лет Нижегородский Кремль неоднократно перестраивали, расширяли и реставрировали. В XVII веке он потерял оборонное значение, а какой-никакой ремонт решили сделать лишь в конце XIX. Тогда Кремль выкрасили в белый цвет и открыли в качестве музея. Уже к середине следующего века крепость находилась в весьма плачевном состоянии, в связи с чем началась масштабная реставрация, в ходе которой восстановили башни и прежний красный цвет.

Михайло-Архангельский собор

История Михайло-Архангельского собора началась одновременно с историей Нижнего Новгорода в 1221 году. Изначально это был деревянный храм, а в 1227 его перестроили полностью из камня. Сейчас же мы можем наблюдать здание 1359 года, возникшее в ходе коренной перестройки. Конечно, и оно неоднократно видоизменялось и, как полагается храму с богатым прошлым, неоднократно горело. В 1704 году случился последний пожар: огонь от Кремля перекинулся на собор, в результате чего тот серьезно пострадал. Понадобилось почти 30 лет, чтобы восстановить его и возобновить службы. При Советском Союзе с храмом обошлись бережно, а после реставрации в 1962 году внутри разместили прах Кузьмы Минина. Сегодня в соборе проводятся богослужения, а сам он является одним из главных зданий в ансамбле Нижегородского Кремля.

Набережная Федоровского

Император Николай I был известен своей любовью к благоустройству и порядку в городах, поэтому виды Нижнего Новгорода его разочаровали. Особое внимание он обратил на набережную, где красивейшие пейзажи соседствовали с абсолютной неблагоустроенностью. Государь приказал составить план по обустройству города и взял его реализацию под собственный контроль.

Одной из первых благоустроенных территорий стала набережная, где работал фуникулер и были разбиты аллеи для прогулок. Современный вид, как и название в честь ученого Николая Федоровского, набережная получила при СССР. Место быстро полюбилось всем любителям красивых пейзажей, ведь отсюда открывались великолепные виды на город. Не испортились они и сегодня, а набережная после реконструкции стала только лучше.

Чкаловская лестница

Чкаловская лестница — это самая длинная лестница в России. Построенная в советское время, массивная конструкция вызывала споры из-за монументальной стоимости, а также использования немецких военнопленных в качестве рабочей силы. Сегодня лестница стала одной из самых популярных достопримечательностей Нижнего Новгорода. Чтобы попасть на вершину, нужно подняться по 560 ступенькам.

Лестница названа в честь Валерия Чкалова, чей памятник находится на вершине. Он был высококвалифицированным советским летчиком-испытателем, родившимся недалеко от Нижнего Новгорода. К сожалению, 15 декабря 1938 года он погиб во время первого полета И-180 «Поликарпова».

Усадьба Рукавишниковых

История усадьбы рода Рукавишниковых началась в первой половине XIX века. Тогда набережная активно застраивалась, а одной из построек стал дом небогатого купца Серапиона Везломцева. В 1868 году его приобретает мануфактурщик Михаил Рукавишников, но вскоре умирает, после чего дом достается сыну. Существующее здание увеличили и решили перестроить в стиле популярной тогда эклектики, которая служила не столько созданию красивого архитектурного ансамбля, сколько демонстрации богатства и могущества купеческого рода Рукавишниковых. Архитекторы и строители справились с этой задачей на отлично, ведь от богатства и красоты усадьбы легко получить восторг даже сегодня. Роскошные интерьеры, щедро декорированные лепниной, просторные залы с изысканной мебелью, разнообразие скульптур в фасаде — всё это заставит восхищаться снова и снова.

Площадь Минина и Пожарского

Площадь, названная в честь известных лидеров народно восстания Минина и Пожарского, является центральной площадью Нижнего Новгорода. Здесь проходят крупнейшие городские празднества, а от количества архитектурных и исторических памятников разбегаются глаза. Увы, не все постройки сохранились до наших дней, но и те что есть представляют большую ценность. Чего стоит одно здание городской думы начала XX века, выполненное в сочетании эклектики и романтического модерна. Однако не так богато убранство дома, как его история: в своё время здесь жили известные горожане, а в 1904 году разместилась городская дума. При СССР здание превратили в Дворец труда, и это название закрепилось в народе по сей день, хотя сейчас внутри располагаются кабинеты областного суда.

Благовещенский монастырь

В 2021 году Благовещенскому монастырю, как и Нижнему Новгороду, исполнилось 800 лет. Впрочем, есть все основания полагать, что обитель появилась на несколько лет позже, но установить правдивость этой информации уже вряд ли удастся. Долго просуществовать Благовещенскому монастырю было не суждено, ведь в 1229 году его разрушило войско мордовского князя Пургаса. В запустении обитель находилась больше 100 лет, пока за её восстановление в 1357 году не взялся митрополит Алексий. С тех пор территория монастыря только расширялась, а количество храмов и иных построек увеличивалось. Просуществовав в советскую эпоху как планетарий, в 1993 Благовещенская обитель встретила свой второй расцвет. Сюда вернулись монахи, а спустя несколько лет открылась духовная семинария.

Нижне-Волжская набережная

Десять лет, с 2008 по 2018, Нижне-Волжская набережная находилась на реконструкции, что породило немало недовольства среди нижегородцев. Однако это в прошлом, ведь сейчас излюбленное место горожан для прогулок вновь стало доступно. До XVIII века это место было не самым благоустроенным, а из-за неконтролируемой застройки здесь буквально было не протолкнуться. После масштабного пожара набережную расчистили и разрешили строить лишь каменные здания в связи с учрежденным планом развития города. Такое решение повлияло на то, что сейчас Нижне-Волжская набережная оказалась весьма богата на архитектурные памятники. В теплое время года здесь всегда полно народу, а вокруг витает атмосфера праздника и умиротворения. Заняться есть чем: прогуляйтесь и насладитесь видами города и Волги, прокатитесь на катере, полюбуйтесь архитектурой и, под конец, загляните на ужин в один из ресторанчиков.

Верхне-Волжская набережная

Верхне-Волжская набережная также является эхом того, что Николай I остался крайне недоволен состоянием города после своего визита в 1834 году. Через пару лет отсюда убрали весь мусор, устлали тропинки булыжником, а все портящие вид постройки снесли подчистую. Как и на Нижне-Волжской набережной, здесь началась массовая застройка каменными зданиями. До сегодняшнего дня сохранились дома архитекторов, купцов, здания институтов, больниц и жилых комплексов. Каждое из них — это своя история, полная интересных событий и тайн. Сегодня, как и 150 лет назад, на Верхне-Волжской набережной встречаются влюбленные, решаются деловые вопросы, гуляют прохожие и всецело кипит жизнь. В некоторых зданиях открыты музеи, поэтому рекомендуем посетить хотя бы один из них, чтобы узнать, как жили люди в XIX–XX вв.

Большая Покровская улица

Большая Покровская улица стала главной в Нижнем Новгороде ещё в XVIII веке, а сегодня этот статус прочно закрепился. Как и всякая главная улица, эта несколько веков назад являла собой начало дороги до Москвы. В 1767 году Екатерина II посетила Нижний Новгород, после чего поручила разработать план города, призванный упорядочить застройки и разбить город на кварталы. Именно с того момента на Большой Покровской стал возникать архитектурный ансамбль, который мы имеем удовольствие созерцать сегодня. Известна улица и своими талантами, ведь здесь ежедневно выступают уличные музыканты, а у стен Нижегородского государственного университета часто собираются художники, у которых вы можете заказать свой портрет или купить уже готовую картину. Если бы улицам Нижнего Города присуждались титулы, то Большая Покровская явно была бы признана самой туристической.

Рождественская улица

По Волге из Руси в Золотую Орду пролегал главный водный путь, а Нижний Новгород со временем стал главным торговым и перевалочным пунктом на маршруте. Отдельная роль в этом досталась Рождественской улице, находящейся неподалеку от берега: с XIII века здесь обосновались купцы, а торговля шла бешеными темпами. Примечательно, что роль главной торговой улицы Рождественская играла даже спустя 600 лет, а в конце XIX — начале XX века финансовая составляющая вышла на новый уровень. Постепенно здесь появлялись здания банков и прочих коммерческих организаций, поэтому средства на благоустройство находились без проблем. При СССР же особо примечательной Рождественская не была: торговля и банки отсюда ушли, а вот швейные мастерские и ателье появились чуть ли не на каждом шагу. Что сегодня представляет собой Рождественская улица? — Без преувеличения, это одно из богатейших на историко-культурное наследие мест в Нижнем Новгороде.

Музей истории ОАО «ГАЗ»

С 1932 по 1990 Нижний Новгород назывался Горьким, поэтому ГАЗ расшифровывается никак иначе, как «Горьковский автомобильный завод». Именно здесь выпускались одни из лучших моделей отечественного автопрома: «Газель», «Волга», «Победа» и знаменитая «Чайка». ОАО «ГАЗ» занимается производством автомобилей и по сей день, но классические модели уже давно сняты с конвейера и являются лишь частью истории. Познакомиться с этой историей поближе вы можете в музее, посвященному развитию завода. Среди сотен экспонатов вы подробно узнаете о том, как зарождалось предприятие, кто принимал участие в создании первых автомобилей, увидите жизнь простых рабочих и, конечно же, весь модельный ряд ГАЗ. Каждый автомобиль имеет свою историю, а некоторые из них пришлось добывать немалыми усилиями и ценой длительных поисков по всей стране.

Музей «Паровозы России»

При СССР всё больше стали осваиваться дальние рубежи страны, а лучшим способом соединить отдаленные уголки с центром всегда оставалась железная дорога. Железнодорожному делу в принципе уделялось много внимания, а в каждом более-менее крупном городе, имеющем вокзал, обязательно находился музей. Такой, ещё с 1967 года, существовал и в Нижнем Новгороде, но тогда представлял собой небольшую комнатку, где была собрана не самая большая коллекция экспонатов. По большей части новый виток в развитии музея пришелся на девяностые-двухтысячные, когда впервые появилась экспозиция под открытым небом. Гордость музея — это паровозы, коих здесь немало, а некоторые из них дошли к нам из дореволюционной России. Кроме паровозов, здесь представлены тепловозы, пассажирские и грузовые вагоны самых разных вариаций, вагоны с узкой направленностью и многое другое, что наверняка станет для вас интересным опытом, особенно если это ваш первый железнодорожный музей.

Русский музей фотографии

Русские мастера сделали немалый вклад в развитие фотографии, а их имена заслужено отмечены в истории. Познакомиться с развитием этого искусства вы можете в Нижегородском музее, расположенном в усадьбе XIX века, принадлежавшей купеческой жене Авдотье Пальцевой. Место выбрано неслучайно, ведь именно здесь работал Максим Дмитриев, сделавший немалый вклад в развитие публицистической фотографии, и Андрей Карелин, которого считают одним из родоначальников художественной фотографии. Внутри вы увидите один из первых фотопавильонов — прародитель фотостудии и, конечно же, ознакомитесь с одними из самых выдающихся фотографий за всю историю развития искусства. Музей фотографии не был бы полноценным, если бы не имел богатую коллекцию соответствующей техники. Здесь представлены камеры, объективы, негативы, фотоувеличители, вспышки и ещё много того, что приведет в восторг всех фотографов.

Экскурсия: По пушкинским местам: поездка в Большое Болдино

Нижегородская ярмарка

Нижний Новгород на протяжении нескольких веков был известен, как главный центр торговли на Руси. Именно здесь проходили крупнейшие ярмарки, богатейшие купцы строили дома, а какими суммами оперировали предприниматели даже трудно представить. Один из основных районов, где исторически кипела торговля — это Нижегородская ярмарка, расположенная на левом берегу Оки. Всё начиналось с деревянных лавок, которые быстро ветшали и портили облик города, а в период расцвета, приходящегося на середину XIX века, здесь возник роскошный архитектурный ансамбль. Увы, далеко не все постройки сохранились, но самая главная — ярмарочный дом — находится в отличном состоянии. Сейчас на Нижегородской ярмарке торговля не ведется, зато комплекс зданий переоборудовали в выставочный центр, который с легкостью может посоревноваться с ВДНХ в Москве и «Ленэкспо» в Санкт-Петербурге. Различные мероприятия, выставки и конференции проходят здесь регулярно: возможно и вам что-нибудь приглянется во время посещения.

Никольский собор

Никольский собор является своего рода рекордсменом, ведь это самый большой в Европе храм, освященный в честь Николая Чудотворца. Его строительство началось в 1999 году и идет до сих пор, хотя большая часть собора уже построена и освящена. Когда строительство будет завершено, то в храме появятся молельный зал, воскресная школа, крестильная, трапезная на сотню человек и ряд других помещений. О создании Никольского собора задумывались ещё в начале девяностых, но на время поиска средств рядом возвели небольшой деревянный храм, освященный в честь святой мученицы Татианы. Если сравнивать размеры, то в храме Татианы могут разместиться до четырехсот человек, а вот в Никольском соборе больше трех тысяч. Строительные работы планируют завершить в ближайшие годы, поэтому совсем скоро собор предстанет перед нижегородцами и гостями города в полной красе.

29. Нижегородский планетарий им. Г.М. Гречко

Планетарий в Нижнем Новгороде, открывшийся в 1948 году, стал вторым по счету во всем СССР. Тогда он находился в здании Алексеевского храма, расположенного на территории Благовещенской обители, но в 2005 храм вернули церкви, а для планетария решили построить новое здание. Открытие состоялось уже в 2007 году, а назван планетарий в честь советского летчика-космонавта Георгия Михайловича Гречко. Сегодня планетарий обладает гораздо большим набором технологий, чем 70 лет назад, поэтому может представить посетителям шоу наилучшего качества. Помимо показа фильмов <


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.232 с.