Желоба, стены, пласты, террасы — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Желоба, стены, пласты, террасы

2022-10-05 21
Желоба, стены, пласты, террасы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Очень удобно подниматься по снеговым и ледяным желобам (кулуарам), которые ведут от верхней чаши ледника на стены и до гребня. Однако часто такой желоб служит сборником для всех падающих сверху камней, осколков льда и оседающих снежных пластов; в некоторых постоянные камнепады и ледопады пробивают очень глубокий вторичный желоб. Мне не нужно подробно объяснять тебе, что в таких местах надо соблюдать величайшую осторожность. Без нужды в них заходить не следует. Если же такая необходимость есть, иди в «мертвое время», когда ночной мороз крепко держит лед и камни. Как только первый солнечный луч коснется скал над желобом или по бокам от него, в желобе пробуждается жизнь, но эта жизнь очень легко может принести смерть. Подъем или спуск по вторичным желобам, горловина которых всегда очень гладкая и жесткая, - это безумие. Их можно пересечь в тихие ночные часы, но и в это время надо соблюдать всяческую осторожность. Пока первый пересекает желоб, второй наблюдает и слушает, что происходит наверху; при любом подозрительном шуме он подает предупреждающий сигнал; первый прыгает в зависимости от своего положения вперед или назад и полагается при этом только на страховку, которая должна быть безупречной.

Если дно широкого желоба заполнено хорошим фирновым снегом, проходить по нему обычно легко и просто. Очень часто, а в конце лета и осенью почти всегда, между фирном желоба и прилегающими скалами образуется пустое пространство – длинный рандклюфт. Ты можешь использовать его с большой выгодой для себя, в зависимости от обстоятельств ты можешь спускаться и подниматься по этому камину, как по камину в скалах, чередуя упор и опирание о стены, причем в краевом фирне, если он достаточно прочен, можно даже вырубить ступени для одной ноги. Если в желобе на ледяном дне лежит тонкий снежный покров, то можно «вползти» наверх, упираясь коленями и вбивая кошки (здесь надо использовать оба самых первых зубца), а шип ледоруба втыкая рукой в лед при каждом движении вверх. Этот способ мы применяли очень успешно даже на спуске, конечно, обернувшись лицом к скале.

Ледяные стены, фирновые стены образуются там, где лед или фирн покрывает очень большие площади. Тот, кто хочет пройти по ним, должен сначала осмотреть покрытие их боковых поверхностей. Там, где блестит лишь чистый, серый лед, нужно искать другой путь, если есть такая возможность. После снегопада подожди, пока пройдет опасность схода лавины, пусть даже это будет стоить тебе похода. Поищи другой маршрут; есть и другие хорошие пути. Не стремись радостно к участкам скал, которые окружены фирном и льдом; чаще всего они имеют отшлифованную, гладкую, скользкую поверхность. Я несколько раз попадался на такие скальные островки. Лучше всего подниматься по хорошему, пусть и крутому, фирну рядом с ними. Особенно неприятен переход от фирна к таким скальным островкам, потому что на таких местах перехода образуется тонкий, коварный лед. Если же ты заметишь на равномерной снежной поверхности гребнеобразные выступы, спокойно направляйся к ним, потому что на таких, пусть и малозаметных, гребнях снег лучше, чем на однородных частях стены.

Снежные и ледяные пояса и наносы на них – снежные террасы – это горные выступы в поперечном направлении. Тем, где необходимо или желательно их перейти, нужно оценить их протяженность (особенно в ширину), угол наклона в длину и ширину, качество снега и основу, на которой лежит снег. Конечно, все это ты увидишь только вблизи.

Узкие пояса с большим количеством снега часто преодолеть очень трудно, особенно когда снег лежит на осыпи или плитах, находящихся под уклоном. Если снег наметен в форме гребня, то проблемы он доставляет редко, поскольку под ветром он спрессовывается и становится хорошим. Однако там могут оказаться обледенения, особенно если днем на него капает талая вода. Там, где между снегом и скалой возникает пустое пространство, веди себя так же, как и в пустотах желобов, особенно, если скала шероховатая. Если внешний край пояса не покрыт снегом и скальное основание не очень обрывистое, то можешь идти вдоль него, опираясь на вбиваемую ледоруб. Но обычно такой край заливает талая вода, или он обледенел, и такие места очень коварны, как и всякий лед, где невозможно ни уверенно идти на кошках, ни вырубать ступени. Если же ты вынужден идти на узком поясе по снегу, применяй метод поперечного хода Редербахера: лицом к горе, кошки втыкай с легким наклоном вниз и осторожно продвигайся боком вперед.

Террасы, если они заслуживают такого названия, настолько велики, что на них можно применять обычные правила передвижения по снегу, фирну и льду.

 

На хребте

В высокогорье хребты образованы снегом, льдом и скалами. Если ты попадешь на скалу, это не создаст тебе проблем, поскольку большинство альпинистов перед тем, как идти на лед, знакомится со скалами.

Ты чаще встретишь здесь заснеженные и обледенелые скалы, чем в известняковых горах. Может случиться и так, что тебе придется шаг за шагом убирать ледорубом образовавшуюся гладкую корку, а может быть, и взбираться по скале в кошках. Однако там, где без последнего можно обойтись, избегай этого. Я никогда не чувствую себя уверенно на скале в кошках, и кошки повреждаются о скалу так, будто их специально затупили. Кое-что ты уже, наверное, заметил: ты передвигаешься по снегу очень осторожно, стараясь на проваливаться. Затем ты видишь впереди скальный участок, радуешься, хочешь одним большим шагом преодолеть расстояние до него – и проваливаешься ногой глубоко в снег. И если ты при этом не сломаешь ногу, то тебе очень повезет. Итак: соблюдай осторожность вблизи скальных участков. Здесь тебя подстерегают либо рыхлые наметенные снежные массивы, либо провалы, возникшие в результате подтаивания. Нечто подобное встречается и внизу, в зоне сосен, на краю снежных полей, переходящих в осыпи. Здесь нужно быть особенно внимательным на спуске: это настоящий капкан!

Там, где хребет покрыт сплошным слоем снега или льда, возникают фирновые хребты и острые фирновые гребни. Первые обычно довольно широки, и идти по ним следует как по обычному снежному склону, в зависимости от твердости снега в ботинках с кошками, на кошках или вырубая ступени. Однако там, где поверхности таких хребтов сжимаются, возникают острые фирновые или ледяные гребни. Ширина их вершины не более толщины доски. Там, где они не образуют длинные и хрупкие мостики от скалы к скале, ты можешь спокойно пройти по этим образованиям, если снег хорошего качества. При этом нужно ставить носки наружу и сбоку опираться на ледоруб, используя ее в данном случае как обычную палку. Медленно наступай на снег и осторожно утаптывай его, создавая опору. Если ты будешь делать это правильно, снег не провалится, поскольку поверхность снега под ногой благодаря утаптыванию мгновенно становится твердой, снежинки как бы смерзаются друг с другом. Длинные острые фирновые гребни никогда не бывают настолько «острыми», чтобы по ним нельзя было пройти хотя бы участками. Если гребень образован из очень жесткого фирна или льда, то по тонким гребням можно пройти, ставя ноги в кошках по обеим сторонам гребня; во всех других случаях следует применять кошки и ледоруб, как на обледенелом склоне. Часто, отколов вершину гребня, можно подготовить приемлемый путь, но это требует большой ловкости и не должно продолжаться долго.

Очень частое явление на хребте – это карнизы (надувы), нависающие снежные или фирновые массы, образованные благодаря усилиям ветра. Они изгибаются с наветренной стороны, образуя снежные навесы шириной 6-8 метров. Если ты поднимаешься по боковой поверхности горы и приближаешься к хребту с карнизом, обращенным к противоположной стороне, поднимайся к нему вертикально; при подъеме по диагонали в опасной зоне оказываются сразу оба альпиниста. Первый, страхуемый снизу, исследует начало снежного навеса и определяет безопасную полосу, которая избирается для продолжения пути под карнизом. Ты мог бы идти и по карнизу – пока он не обрушится и не увлечет тебя за собой в пропасть.

Поэтому никогда не поддавайся соблазну сойти с крутой, но надежной наветренной боковой стороны хребта и устремиться к карнизу. Если ты новичок, то ставлю десять против одного, что ты часто и не догадываешься о том, что перед тобой карниз. Ты думаешь, будто идешь по наклонному основанию, покрытому фирном; но если бы ты мог видеть сквозь снег, то взгляд твой встретил бы только пустоту, а землю ты увидел бы лишь многими сотнями метров ниже.

В общем, можешь рассчитывать на то, что карниз обрушивается тогда, когда он отходит от плотной линии хребта в сторону; однако известны случаи, когда обрушение проходило тогда, когда большая часть еще находилась над твердым основанием. Ты находишься в безопасности, если держишься в нескольких метрах от нормального скального хребта. Установить эту безопасную зону тебе поможет только опыт и чутье альпиниста, если ты не проследил заранее, с того места, где хребет изгибается, как идет хребет и как – карниз. Карнизы свисают с обеих сторон хребта. Они образуются из-за перемены ветра и особенно выражены, как и вообще все карнизы на хребтах, когда тянутся с запада на восток. Места, где карнизы с противоположных сторон встречаются, надо проходить с особой осторожностью. Там часто идущему впереди на надежной страховке альпинисту приходится обрушивать карнизы ледорубом. Один знаменитый английский альпинист сказал: «На хребтах, где карниз образуется с обеих сторон, просто нет безопасного пути. Тот же, кто ступает на такое место, надеется, что его везение сжалится над его разумом» (Янг, Школа гор, с. 239).

Разумеется, такой снежный навес может сильно затруднить восхождение на хребет или вершину, а иногда и обречь поход на неудачу. Есть два способа пройти сквозь него: пробить туннель или обрушить часть карниза. В первом случае в снегу пробуравливается дыра – туннель, в последнем в нависающей стене пробивается брешь, через которую можно попасть на хребет. Будучи новичком, ты, может быть, думаешь, что такой туннель приведет тебя к цели быстрее и безопаснее, чем брешь, обрушивающая большой кусок карниза. Поверь мне, в большинстве случаев пробить брешь предпочтительнее.

Идти на карниз одному – значит проявлять ненужное геройство. Если ты, набираясь опыта на льду, хочешь совершить подобный поступок, тебе никто этого не запретит, но прошу, запомни одно: рискуй только своей жизнью и не расписывай другим, как щекочет нервы шорох крыльев ангела смерти. Есть такие безумцы, которые, ложно понимая мужество, стремятся к ситуациям, когда один неверный шаг может привести к гибели.

При пробивании карниза я советую тебе следующий способ: снизу твой опытный спутник увидел место, где карниз нависает не слишком далеко, где он образует не слишком подтаявший снизу и увешанный сосульками балкон и где вы сможете взобраться максимально высоко, не уходя с безопасного участка. Ты занимаешь позицию на несколько метров ниже его и в стороне от точки пробивания; ледоруб следует глубоко вбить, положить за нее канат и создать хорошую опору для ног. Твой товарищ пробивает на выбранном месте предстоящего обрушения борозду у основания карниза на ширине около 1-2 метров и становится под основание. Однако это не повредит крепкому карнизу. С высоты борозды он начинает подкоп под точку опоры карниза в поперечном направлении, прорывая открытую штольню.

Чем дальше продвигается работа, тем внимательнее тебе нужно следить за наступлением момента обрушения подрытой снежной массы, которое происходит обычно очень быстро и с глухим шорохом. Веревку надо крепко держать в руке и при обрушении карниза быстро вытягивать из снега! Если ты был начеку, то твоего товарища, возможно, рывком утащит немного в сторону, но он, смеясь, отряхнет волосы и одежду от снега и крикнет тебе: «Путь свободен!» Поскольку карниз в большинстве случаев обрушивается вертикально и образует склон, вы можете начать вырубать ступени с самого низкого места; наверху идущий первым схватится за край, закрепит ледоруб, подтянется с ее помощью – и битва выиграна.

Седловины с карнизами, особенно узкие, переходят под самым краем, если можно обеспечить надежную страховку; такие узкие седловины можно, если позволяют обстоятельства, полностью освободить от карниза. Если такую седловину нужно перейти с одной стороны горы на другую, то следует применять именно этот способ, поскольку протяженность карниза здесь небольшая. Но и там, где величина карниза не позволяет обрушить его, на той стороне карниза седловины, которая нависает над спуском, пробивается максимально большая брешь и обрушивается все слабо держащееся, потому что с этой стороны придется провести под карнизом много часов. Если же это невозможно, лучше повернуть обратно.

 

На лыжах

С тех пор как Паульке и его товарищи пересекли Бернское нагорье во всевозможных направлениях и тем доказали, что лыжи позволяют ходить по высокогорью и зимой, мнение о невозможности таких походов полностью поменялось.Ты, возможно, по собственному опыту знаешь, что сегодня предпринимается огромное количество лыжных походов и что многие полюбили настоящие долгие горные походы на лыжах.

Основное правило лыжных походов по высокогорью: только опытный альпинист может отправиться на ледник. Если ты думаешь, что пологий ледник гораздо безопаснее, чем валуны в предгорьях, ледник докажет тебе обратное. Высокогорье – не место для лыжных прогулок со спутницами, оно требует опыта, невзыскательности и большого технического мастерства. Ты должен уметь долго и уверенно ходить на лыжах; какая у тебя техника, безразлично. Возможно, я обижу поклонников телемарка, если скажу: для меня лыжи – лишь средство достижения цели. Я хочу ходить в мои любимые горы и зимой. Но и здесь я предоставляю каждому свободу действий: я даже склоняюсь к мнению, что тот, кто ходит на лыжах красиво и технично, в высокогорье получит на тех местах, которые позволяют применять технику, двойное удовольствие по сравнению с простым лыжником; ему лишь не следует забывать, что в горах безопасность превыше стиля. И здесь я хочу сказать тебе, отправляющемуся на лыжах в горы, еще об одном очень важном принципе: на леднике лыжник даже на спуске всегда находится на страховке. Об этом принципе ведется много споров; много чернил было истрачено на них, но для разумного человека очевидно, что этот принцип верен. Об этом см.: «Использование веревки в лыжных походах» (О. Регнер), «Друг альпиниста» за 1922 г., с. 317, и его же «Использование веревки на леднике», там же, зима 1921/22, с. 111; затем: «Канат в походах по леднику» (Ф. Рейфель), «Ежегодник альпиниста», 1923 г., а также «Лыжи и канат», Альпина 1922 г., с. 104 и 146; Хофмайер, «Канат и походы по высокогорью», А.А.Е., 1923, с. 52; Барт, «О ходьбе по леднику на лыжах», Ежегодник Германо-Австрийского Союза альпинистов, 1922 г, с.9; Регнер, «Лыжная хроника», 1909/10, с. 192 и др.

Спуск по обледеневшему хребту (рис. проф. Целльнера)

Положение правой ноги – на наклонной боковой поверхности

 

Не возражай мне, что якобы длинные лыжи лучше распределяют вес, что они перекрывают мелкие трещины, что скорость на спуске защищает от проваливания и т.д. Эти прописные истины не помогут тебе, когда ты, блестяще совершив разворот, так же блестяще провалишься под снег, или когда тебя увлечет к продольной трещине. Я готов согласиться, что полет над белыми, бесконечно тянущимися снежными полями гораздо приятнее, чем медленный спуск на веревке. Но если для тебя важно еще долгое время наслаждаться красотой и целительной для человеческого духа силой гор, ты разделишь мое мнение. Если же ты хочешь испробовать «щекочущее нервы очарование затаившихся разверстых могил» или же «умереть красиво», то делай то, что приятнее. Я не вижу никакой трусости в том, чтобы спускаться на веревке. Я не хочу также разделять распространенного мнения, что якобы канат можно не применять на безопасных ледниках, если только что был проложен хороший спуск. Часто качество снега и перемычек изменяется очень быстро.

Как и вообще в горах, в лыжных походах действует правило: быстроту передвижения определяет слабейший. Лучший альпинист идет на лыжах позади всех со вторым канатом в рюкзаке; его мастерство позволяет ему приспособиться к скорости спутников, идущих перед ним, и снизить слишком быстрый темп. При рассеянном свете, когда разрешено ехать только медленно, наощупь проверяя дорогу перед собой, впереди идет опытный и надежный лыжник.

В случаях, когда крутизну склона мешают определить рассеянный свет и туман, все едут очень медленно; я еще раз рекомендую тебе хорошее средство: чтобы определить крутизну склона, брось перед собой снежок. То, как он покатится (или остановится), позволит тебе определить крутизну склона.

Расстояние между альпинистами должно составлять 10-15 метров, как и в обычном походе. Идущий сзади свободно держит в руке несколько петель веревки, которые он выпустит при падении. Предупреждающий сигнал, короткая остановка – все это знаки для остальных, означающие немедленную остановку. На одном веревке не должно идти более 3 человек; лучше всего идти вдвоем с привычным партнером.

Удерживать провалившегося спутника на лыжах не труднее, чем без лыж. Если же удастся его раскачать, что может занять час, тяговая сила провалившегося создаст значительное сопротивление.

Ты, должно быть, знаешь, что на лыжах можно идти по леднику и летом. Это выяснил замечательный лыжник и альпинист Билгери, который для этой цели ввел короткие и широкие летние лыжи. Но лично я не хотел бы при переходе через хребет тащить на себе лыжи, пусть даже короткие и легкие.

Без ледоруба в лыжных походах по высокогорью ты не обойдешься. Прочитай страницу 61, где я рассказывал тебе о двойном ледорубе. Действуй так, как написано там, или придумай что-нибудь более целесообразное. Но пока ты думаешь, всегда бери с собой в поход легкую ледоруб с короткой рукояткой (но не «дамскую» и не ледоруб-палку!); в большинстве случаев на 3-4 человека достаточно одной ледоруба. Положи ее, хорошо завернув и обезопасив, как можно глубже в рюкзак острием вверх, и она ни в малейшей степени не отяготит тебя и не поранит, даже в лесу, даже во время падения.

 

Подготовка к походу на ледник.

Наблюдения на месте

 

Походы на лед – это мероприятия, требующие определенной подготовки. Ее можно начать с усвоения теории, сидя дома, в теплой комнате, над картами и книгами. Если к этому добавить еще и практику в форме наблюдений на местности, можно с чистой совестью сказать, что ты подготовился к приключению. Блодиг с полным правом придает этому большое значение и высказывается так:

«Поскольку в горы люди взбираются не только с помощью рук и ног, но и с помощью головы, предварительно хорошо рассмотреть вершину так же важно, как взять с собой для покорения ледяного и снежного великана хорошее снаряжение и развить соответствующие физические качества. Для идущих без проводника совершенно необходимо прекрасное знание теории, а также наличие лучших карт. Но большим преимуществом станет возможность лично бросить критический взгляд на гору.

Поскольку моя задача – описать поход не для художника, но для альпиниста, то прежде всего мне важно дать альпинисту несколько советов о том, как найти лучший путь снизу или с противоположной горы на вершину ледяного или горного пика. На скалах можно дать детальное описание пути, вплоть до того, какая нога должна находиться впереди на определенных местах – левая или правая; это описание приводится в специальных справочниках; на горах, покрытых фирном и льдом, это невозможно. Условия на снегу, льду и леднике меняются из года в год. Ледники, на которые мы взбирались, скажем, в 1892 г. с ледорубом под мышкой, в 1900 г. напоминают замерзший водопад с отливающими синевой иглами и столбами, пройти по которому совершенно невозможно. И наоборот, хребты, которые в 1910 году все лето были увенчаны огромными карнизами, так что пройти по ним решился бы лишь профессиональный самоубийца, в 1911 г. кажутся такими безобидными, что глазам своим не веришь. Умеренно крутой снежный склон, по которому друзья съезжали сидя и затем скользили через небольшой бергшрунд, спустя два года превратился в серо-голубую вертикальную ледяную стену, по которой спуститься могла бы только муха. Таким образом, несмотря на точное знание обычного пути на определенную фирновую вершину, всегда нужно учитывать условия данного года и изменять свой разработанный в соответствии с теорией план сообразно этим условиям.

Если склон, по которому мы можем уверенно подняться на хороших кошках, покрыт 35-сантиметровым слоем свежевыпавшего снега, подъем затрудняется, а если толщина слоя составляет 50 см, можно с большой вероятностью ожидать схода лавины, и приходится либо ждать 3 дня, либо выбирать другой путь.

Если мы смотрим на фирновый склон, по которому идет обычный путь наверх, и при соответствующем положении солнца он кажется слегка голубоватым, мы понимаем, что либо поверхность представляет собой ледяную корку, либо зимнее снежное покрытие сошло и остался чистый лед. Следовательно, предстоит либо тяжелая работа по вырубанию ступеней, либо изменение маршрута.

Если мы смотрим на поверхность фирна и видим на ней множество горизонтальных пересекающихся линий, мы понимаем, что либо свежевыпавший снег вот-вот сползет, либо старый снег настолько поврежден феном, что готов отделиться от своего основания. Только если следующий день окажется очень холодным и ясным, мы можем рискнуть ступить на такой склон, и будем стараться не ступать за линию обрушения.

Если мы осматриваем склон, простирающийся под хребтом, увенчанным карнизами, и даже через хороший призменный бинокль не видим на поверхности снега следов обрушения карниза, то на следующий день при хорошей погоде мы можем в ранний час выйти на этот склон со спокойной душой. Если же мы видим большое количество мелких линий, которые идет сверху вниз от хребта, то лучше обойдем это место и не пойдем под карниз.

В общем, можно заметить, что снежные поверхности выглядят чисто белыми, и тем светлее, чем свежее выпавший снег. Мокрый снег намного темнее, чем сухой снег. Старый снег имеет серовато-желтоватый оттенок. Лед на больших площадях блестит так, что его не спутаешь со снегом. В желобах, между скалами можно встретить все оттенки: от ослепляющего стеклянного блеска до темного тона водного льда.

Очень сложно оценить, особенно на первый взгляд, угол наклона снежной или ледяной поверхности, находящейся напротив нас, если близлежащие скалы не дают точки отсчета. Здесь нам могут помочь только рассуждения. Если на склоне лежит довольно толстый слой свежевыпавшего снега, то угол наклона не составит более 25 градусов. Другое дело, если снег старый, крепко держащийся на основании: он держится на склоне, расположенном под углом до 50-55 градусов. Чем уже скальный желоб, тем более крутым может быть склон, на котором держится снег. Но и отсюда мы можем получить представление об угле наклона. В общем можно считать, что от предполагаемого угла наклона снежной или ледяной поверхности, рассматриваемой фронтально, можно вычитать четверть.

Что касается расчета длины лежащей перед нами нерасчлененной снежной поверхности, то здесь все наоборот. Здесь нужно не складывать, а умножать. Нет предметов, по известной нам величине которых можно было бы рассчитать протяженность белого поля. Тут лучше всего прикидывать на глаз и умножать полученный результат на 2. От неприятностей здесь нас может уберечь только опыт.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.