Сегодня мы расскажем вам об уникальном Музее Гравюры и Рисунка, который входит в комплекс Ирбитского государственного музея изобразительных искусств. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Сегодня мы расскажем вам об уникальном Музее Гравюры и Рисунка, который входит в комплекс Ирбитского государственного музея изобразительных искусств.

2022-10-05 44
Сегодня мы расскажем вам об уникальном Музее Гравюры и Рисунка, который входит в комплекс Ирбитского государственного музея изобразительных искусств. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Музей легендарен. О нем говорят не только туристы, но и известные искусствоведы, художественные критики, знатоки живописи и искусства.

Музей Гравюры и Рисунка в Ирбите часто называют вторым Эрмитажем. И неспроста. Данный музей вполне бы мог стать одним из отделов Эрмитажа, ведь здесь собрана огромная коллекция западно-европейской графики, начиная со второй половины ХV века и до наших дней.

«В составе коллекции европейской печатной и оригинальной графики представлены произведения итальянской, нидерландской, фламандской, голландской, немецкой, французской, английской, испанской, швейцарской, австрийской, польской, болгарской, шведской, бельгийской и американской национальных школ.

Работы А. Дюрера, Г. Бургкмайера, Маркантонио Раймонди, Дж.Бат. Франко, Э. Вико, Ф. Бароччи, братьев Карраччи, Б. Саломона, Л. Готье, Л. Суавиуса, Х. Гольциуса, Тициана, Тинторетто, К. Схюта, С. делла Беллы, А. ван Остаде, А. ван Дейка, Рембрандта, Ж. Калло, Ш. Лебрена, Ж. Эделинка, Дж.Бат.Тьеполо, Дж. Вази, Дж.Бат.Пиранези, Ф. Буше, Ж.Л.Давида, Ж.Ж.де Буасьё, Ф. Бартолоцци, Ф. Гойи, Арчибальда Робертсона, В. Барта, Й. Крихюбера, О. Домье, Э. Манэ, П.-Э.-Т.Руссо, Ш.-Ф. Добиньи, К. Писсарро, А. Тулуз-Лотрека, П.С.Эллё, Дж. Бэкона, Ф.Э. Валлотона, Г. Гросса, Э. Лихтвиц, Ф. Мазереля, Ф. Табуссо, Ф. Менцио, С. Сарони, Э. Паулуччи, Ф. Казоратти, Л. Джонсона, М. Шагала, Б. Бюффе, Хуана Миро…"

Два этажа, двадцать семь залов европейской печатной графики, несколько тысяч работ.

В 1972 году был основан музей, у истоков которого стоял молодой искусствовед Валерий Карпов. С тех пор ведется ежедневная, непрекращающаяся кропотливая работа по развитию музея и увеличению фондов.

В те далекие годы музей открывался, как городской выставочный зал и базировался в небольшом пристрое к обычной пятиэтажке. Сейчас же коллекция Гравюры и Рисунка находится в отреставрированном здании, памятнике архитектуры последней четверти XIX века. Здесь некогда находились Торговые ряды москательных товаров Ирбитской ярмарки, после 30-х годов помещения использовались в качестве инструментального цеха автоагрегатного завода. С 2000 года здание принадлежит музею. Целых 14 лет его приводили в порядок — работали реставраторы, архитекторы, художники.

И вот теперь — классические интерьеры, мрамор, бронза, скульптурная копия Ники Самофракийской, рельефы, изумительная библиотека, которой может позавидовать любой искусствовед, и шедевры мировой гравюры. Такое ощущение, что ты находишься в музее крупного европейского города, но никак не в провинциальном городке.

Изумительная библиотека, которой может позавидовать любой искусствовед

Только вслушайтесь в эти имена: Дюрер, Рубенс, ван Дейк, Рембранд, Калло, Гойа — и это не единичные рисунки, а целые залы шедевров.

Но особо хочется рассказать о мировой сенсации, которая случилась в Ирбитском музее. Полотно «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой», считавшееся копией Рубенса, оказалось подлинником!

Этому изумительному, для Уральской глубинки, событию предшествовала длительная история и многолетний труд директора музея Карпова В. А.

В 1975 году работа попадает из Эрмитажа в Ирбитский музей, как копия с венского оригинала. Уже при первой встрече с картиной у молодого искусствоведа Карпова возникают сомнения, а действительно ли это копия?
Он начинает изучать творчество Рубенса. Поездки в Москву и Санкт-Петербург всегда сопровождались многочасовым созерцанием работ великого живописца, изучением техники письма.

36 лет продолжалась работа. И после того, как стало возможным провести микрохимический анализ красочных пигментов, стало понятно, что этот шедевр принадлежит кисти Рубенса при участии Ван Дейка и Йорданса. Эрмитаж подтвердил авторство гениев фламандской живописи, а вместе с тем, картину признал весь мир.

Эрмитаж подтвердил авторство Рубенса, Ван Дейка и Йорданса, а вместе с тем, картину признал весь мир.

Редкий музей может позволить себе выставлять всю коллекцию гравюр и рисунков. Как правило, из-за того, что бумага портится от ультрафиолета и электрического света, музейные работники вынуждены хранить работы в запасниках.

В Ирбите же нашли выход из положения и применили уникальную светодиодную подсветку, которая не портит бумагу и позволяет содержать постоянную экспозицию гравюр и рисунков в залах.

200 километров, 3 часа пути от Екатеринбурга и вы окажетесь в совершенно ином мире. В мире западноевропейского искусства, среди уникальных работ великих мастеров, которые были собраны на протяжении целой жизни одного человека — Карпова Валерия Андреевича. Благодаря ему и был создан единственный в стране специализированный Музей Гравюры и Рисунка.

Валерий Карпов

В случае Ирбита это был ученик 9 класса Валера Карпов, который (как говорят) в школьном сочинении написал о главной своей мечте – открыть художественный музей в родном Ирбите. Школьник вырос и 3 января 1972 году в провинциальном, далеком от Свердловска Ирбите открылся выставочный зал, в типовом пристрое к панельной пятиэтажке, в таких пристроях советское время обычно располагались гастрономы или комиссионки.

Только энергией молодого человека, который умел мечтать, этот зал превратился в удивительный, с богатым музейным фондом, с европейским уровнем организации музейного дела, в расположенный в трех зданиях — Музей с большой буквы.

Но идем, не торопясь, по страницам истории. Уже в апреле 1972 года приказом Управления культуры Свердловского облисполкома на базе выставочного зала был открыт филиал Свердловской картинной галереи (ныне Екатеринбургский муниципальный музей изобразительных искусств). Валерий Карпов его возглавил.

В 1976 году Ирина Антонова, из Государственного Музея изобразительный искусств имени Пушкина, позволила молодому и амбициозному директору отобрать в запасниках 520 листов европейской и русской графики. И хотя отобранные работы зачастую были в плачевном состоянии и требовали значительной реставрации, они стали ядром музейной коллекции и вокруг европейской графики – гравюр и офортов —стал развиваться и расти Ирбитский музей. Также в музее хранилась часть собрания Эрмитажа, которая была направлена в эвакуацию на Урал во время Великой Отечественной войны.

У директора была в то время очень полезная привычка: он любил бродить по столичным комиссионкам, отыскивая там так милые его сердцу работы (например, офорт Калло был куплен в ленинградском комиссионном магазине за 5 рублей – сегодня работа стоит не меньше, чем несколько тысяч евро). Эти приобретения оплачивал городской бюджет.

Юридически являясь филиалом, выставочный зал фактически оставался полностью самостоятельным учреждением культуры, имеющим собственный штат, фонды и банковские реквизиты. Филиал финансировался из средств городского бюджета, что и определяло его самостоятельность, но при этом Управление культуры области жестко регламентировало объемы этого финансирования.

С 1991 года — Ирбитский музей искусств становится музеем муниципального подчинения. Эта свобода помогла Валерию Андреевичу Карпову создать музей, в котором хранятся подлинные работы Дюрера, Рембрандта, Гойи, Хогарта, Тинторетто, Пиранези, Ван Дейка, Калло, Рубенса и Леонардо да Винчи, а также современных европейских и российских художников, сегодня насчитывает около 15000 произведений. Работы экспонируются в 45 залах (!) общей площадью 2000 квадратных метров. И это в небольшом городке с населением чуть больше 35 тыс. человек.

В декабре 1995 года Министерство культуры Российской Федерации специальным письмом на имя Губернатора Свердловской области Э.Э. Росселя признало коллекции музея «национальным достоянием общероссийского значения» и рекомендовало перевести музей в государственную собственность.

В настоящее время музей фактически представляет собой единственный в стране специализированный музей гравюры и рисунка. Музейщики говорят, что чуть больше чем за четыре десятка лет музей прошёл путь, который другие музейные собрания не успевают пройти и за полтора века.

Сегодня у Музея три здания и каждое из них в отличном состоянии и выполняет свою функцию.

Музейно-выставочный информационно-образовательный центр

В типовой приставке к жилому дому, построена в 1974 году и реконструированной в 2001-2003 годах находится Генеральная дирекция музейного объединения и Музейно-выставочный информационно-образовательный центр (Ирбит, ул. Елизарьевых, 28).

В ходе реконструкции выделено и оборудовано всем необходимым основное хранилище музея с прилегающим к нему отделом главного хранителя, четыре выставочных зала общей площадью 120 кв. м. Во вновь пристроенном помещении в 2003 году открыт многоцелевой актовый зал музея, используемый как выставочный, концертный, кино-видео-лекционный, рассчитанный на 60 посадочных мест.
В 2006 году на базе этого зала открыт «Виртуальный филиал Русского музея».

Музей Гравюры и Рисунка

«Музей Гравюры и Рисунка» находится в здании «Торговые ряды Ирбитской ярмарки», который является памятником архитектуры последней четверти XIX века (Ирбит, ул. Карла Маркса, 47).

Торговые ряды Ирбитской ярмарки были построены в 1879 году, в пору расцвета Ирбитской ярмарки. Одноэтажное кирпичное здание торгового назначения с широкими арочными проемами входов. Архитектоника здания характерна для лучших кирпичных построек ирбитского мастера И. Торопова и его артели.

Композицию фасадов с ритмом коробовых арок, их рустованных наличников вертикально членят угловые рустованные лопатки. Над каждым арочным проемом по три небольших окна второго света. Здание по праву может быть отнесено к памятникам архитектуры местного значения.

С момента постройки и до 1930 года торговые ряды использовались по прямому назначению, как торговые ряды. С начала 1930-х и до 1999 года здание занимал производственный цех Ирбитского автоприцепного завода. В 1999 году постановлением Правительства Свердловской области передан музею для проведения капитального ремонта, реставрации-реконструкции и размещения музейных экспозиций.

Не скоро дело делается, так превращение то ли цеха, то ли торговых рядов заняло годы: в 2000 году — проектные работы. С 2001 по 2008 год — общестроительные и ремонтно-восстановительные работы, как внутри здания, так и по всему периметру стен.

В 2014 году завершены все отделочные и художественно-оформительские работы, установлено музейное хранительское и экспозиционное оборудование, система светодиодного освещения экспозиции, запущены системы вентиляции и кондиционирования, установлены системы связи, охранно-пожарной сигнализации, включая видеонаблюдение. И именно с этого времени на обозрение публике была выставлена графика на постоянной основе, после того, как была установлена современная система освещения, найден тот «свет», который не губит графику, без ультрафиолета. «Не в каждом зале Эрмитажа есть такое оборудование», — замечает Карпов.

19 сентября 2014 года в 17 часов в залах «Музея Гравюры и Рисунка» Ирбитского ГМИИ состоялось торжественное открытие для широкой публики постоянной экспозиции «Мастера европейского искусства XV – XX веков», международная презентация которой Всемирному Совету музеев (ИКОМу) успешно прошла 14 сентября 2014 года.

Музей уральского искусства

«Музей уральского искусства» — вот еще что есть в Ирбите. «Музей уральского искусства» был открыт 25 мая 2006 года на правах отдела Ирбитского ГМИИ. Музей расположен в здании, которое до 1918 года было жилым домом купцов Казанцевых.

С 1918 по 2001 год в здании располагался родильный дом горздравотдела. Правда, 1962-64 — к зданию был сделан пристрой с юго-восточной стороны, со значительными изменениями внутренней планировки исторического здания.

К счастью, в 2002 году Постановлением Правительства Свердловской области здание было передано музею для проведения ремонта, реставрации и размещения экспозиций. В 2005 — окончание реставрации, ремонта и приспособления исторической части здания для размещения коллекции уральского искусства XX века.

Теперь в этом особняке располагается собрание уральских художников: здесь выставлены работы Германа Метелёва, Макса Гуревича, Александра Лысякова, Спартака Киприна, Виктора Реутова, Михаила Сажаева и других, – от графики и живописи до скульптуры и ювелирного искусства, около четырёх тысяч произведений и собрание продолжает расти.

В Музее есть отдельные залы с работами наших мэтров — Виталия Воловича, Миши Брусиловского … Кто-то из художников просто дарит свои работы музею, часть произведений были переданы музею по дарственной, и ходят легенды, что Миша Брусиловский рисовал свои картины прямо в директорском кабинете.

Наверное, больше нигде в мире нет такого полного собрания работ уральских художников, как в Ирбите.

                        Город Ирбит

Удивительны и зачастую непредсказуемы повороты истории… Почему историческая судьба выбрала для реализации своих замыслов из десятка зауральских провинциальных поселений именно Ирбитскую / Ирбейскую слободу? Как небольшой городок в центре Евразии становится ярмарочным центром, где пересекаются торговые потоки с запада и востока, где есть место итальянской гравюре и китайской вазе?.. Где Гойя и Ван Дейк встречаются с династией Юань или Мин…Может, магия чисел определила судьбу этого города, но и здесь не всё ясно: даты слияния ирбитских слобод относят то к 1633-му году, то к 1632-му; официально же признана дата — 1631 г.

Согласно архивным документам Пермской губернии (Ирбит входил в ее состав, находясь на границе с Тобольской губернией) первый ирбитский слободчик — это «Ивашка» (Иван) Шипицын, который привел на берега Ницы, близ впадения в нее реки Ирбеи (ныне р. Ирбит), ватагу «охочих людей».

Сведения эти обнаружил в 1985 году в Московском архиве ирбитский краевед Н. Я. Ямов. Иван Шипицын отмечен в документах как человек смелый и волевой, бунтарского склада характера. Что проявилось, в частности, после того, как был увеличен государев налог, который брался зерном, т. к. основным занятием ирбитских слободчиков было земледелие — выращивание пшеницы, ржи, ячменя, полбы, конопли…

Шипицын, как основатель новой слободы, не стал мириться с дополнительным налогом, возложенным на крестьян, а пошел «поперек» местной власти, решив «искать правды» в Москве. В наказание он стал «невыездным» из слободы, и мог посещать лишь Тобольск, центр соседней губернии (по материалам «Начало Ирбеевской слободы…«).

Спустя почти четыре столетия (в октябре 2004 г.) мне довелось познакомиться и побывать в гостях у одного из потомков Ивана Шипицына — Андрея Шипицына, на тот период времени работавшего егерем Косарёвского охотхозяйства Ирбитского района. Славно мы с ним посидели 14 октября 2004 года в его охотничьем гостевом домике, закусывая коньяк жареной лосятиной…

Выражаясь языком современным, Ирбит XVII—XIX вв. — это крупный логистический центр Сибири (и России в целом), чья история неразрывно связана с географическими особенностями не только Ирбитского края, но и с освоением всего региона Урала.

Итак, будущая ярмарка возникла, согласно историческим данным, в конце 7140-х гг. от С.М. (1630-х гг. от Р.Х.) в слободе Ирбитской, на продолжении Бабиновской дороги, идущей из Европейской России в Сибирь, и получила официальное утверждение в году (7151 г. от С.М.* (в 1643 от Р.Х.) — в царствование Михаила Фёдоровича Романова.

*Напоминаю, что до 1700 года летоисчисление в Руси/России велось «от Сотворения Мiра», и написание дат было соответствующим. При изучении русской хронологии неизбежна необходимость разбираться в эрах (причем термин «эра» (aera) складывается из четырёх начальных букв отдельных слов следующей фразы: «ab exordio regni Augusti», т. е. «от начала царствования Августа»), пасхалиях (где сочетались т.н. Круг Солнца, Круг Луны и индикта) и т. п. Две эры (обе фиктивные): от «Сотворения Мира» и от «Рождества Христова». Первая система летосчисления была принята в Византии, оттуда перешла в Россию (после принятия последней христианства) и применялась в русских источниках до 1700 г. С этого времени Россия перешла на христианскую эру. Система летосчисления от «Рождества Христова» была создана римским монахом Дионисием Малым в VI в. н. э. В его время была в ходу так называемая «эра Диоклетиана», т. е. счёт лет вёлся от даты вступления на престол римского императора Диоклетиана. Путём разных фантастических вычислений года рождения Христа, Дионисий отнёс это событие ко времени за 284 года до начала эры Диоклетиана, или другими словами, приравнял начальный год царствования последнего к 284 г. христианской эры. Эра Дионисия принята в настоящее время большинством культурных народов. В России она вошла в употребление в царствование Петра I (Черепнин Л.В. «Русская хронология», 1944).

 

Однако с Бабиновской дорогой тоже нет окончательности ясности, несмотря на то, что современные ирбитские власти бодро присвоили фрагмент этой дороги, поставив соответствующий рекламно-информационный носитель у моста на выезде из города в сторону Туринска, слив в нереально алхимическом браке улицу далёкого от Ирбита автора «Капитала»* с инициативным крестьянином Ортюшкой (Артемием) Бабиновым, который, в общем-то, тоже был не близок к слободе Ирбейской, ибо строил сухопутный тракт «имени себя» от Соликамска до Верхотурья через Камень — Уральские горы. Причем, тракт сей, официально именуемый «Государев Соликамско-Верхотурский тракт» был запущен в 7106 году (1598), в январе месяце, задолго до появления ирбитчан. Позднее уже, после того как от тракта стали прокладывать дороги (зимники в основном), идущие в основном вдоль русла реки Туры (до Туринска) и далее до Тобольска и Тюмени, то ветку проложили и до Ирбита. Явление сие и дало основание «прислониться к раскрученному брэнду» ирбитским и прочим другим краеведам и чиновникам. К тому же от Верхотурья, где тракт Бабинова и заканчивался, дальше в Сибирь (до Тюмени) грузы везли по воде — по Туре. Замечу, она в отличие от обмелевшей реки Ницы, ведущей к Ирбиту, Тура до сих пор судоходна.

* Улица К.Маркса переходит вне всякой пространственной логики в короткую (на 2 квартала) улицу Кирова, заканчиваясь мостом через р. Ирбит и выездом в направлении Туринска, Тавды и Алапаевска.

Из Сибири везли пушнину, из Китая — чай, шелк, ткани, из Средней Азии -мерлушку (шкурки ягненка грубошерстной породы овец), из Москвы -мануфактуру, серебряные и золотые изделия… От региональных (уральских) производителей на ярмарке торговали металлом и метизами. Поскольку ярмарка — это не только контракты, но и их «обмывание», то для поднятия настроения населения и гостей в Ирбите действовал цирк и ярмарочный театр, процветала сфера интимных услуг, а также издавался вестник — «Ирбитский ярмарочный лист». Понятное дело, арендаторы поднимали цены на склады и жилье.

Екатерина Великая пожаловала слободе статус города за «непоколебимую верность жителей Ирбита» своей императрице в борьбе со «злодейскими шайками» Емельяна Пугачёва. В результате Ирбит приобрел привилегии в торговле, развитии промышленности, культуры и образовании. По решению Екатерины II казна брала на себя финансирование строительства канцелярии, магистрата, городской школы.

В 1776 город получил герб, эскиз которого нарисовал князь Михаил Щербатов (из Рюриковичей), известный русский историк, публицист, философ, Почётный член Санкт-Петербургской академии наук. Началось возведение необходимых для его жизнедеятельности учреждений. К сентябрю 1841 года закончено строительство присутственных мест, казначейства и тюремного замка. Он поставлен на месте первой деревянной церкви Ирбитской слободы.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.