Расмотрено                                                                                утверждаю — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Расмотрено                                                                                утверждаю

2021-06-30 23
Расмотрено                                                                                утверждаю 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО МОЛОДЁЖИ, СПОРТА И ТУРИЗМА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА «ЛОКОМОТИВ»

РАСМОТРЕНО                                                                                УТВЕРЖДАЮ

На заседании тренерского совета                                                    Директор ГУ СДЮШОР

Протокол № 20                                                                                    __________В.И. Кирбаба

от 07. 07. 2020г                                                                                   «____»___________2020г.           

 

 

ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

ПО ДЗЮДО

(Разработана в соответствии с Государственным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «современное пятиборье», утвержденного приказом Министерства молодежи, спорта и туризма Донецкой Народной Республики от 16.08.2019 № 01-09/97)

 

                  

 

                               Разработчик Программы:

                                  Государственное учреждение

                                                    специализированная детско-юношеская

    школа олимпийского резерва «Локомотив»

 

 

Донецкая Народная Республика, г. Донецк

Г.

 

Содержание

1.  1.Пояснительная записка………………………………………………..4

2.  2.НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ ……………………………………………7

3. 2.1. Продолжительность этапов спортивной подготовки, возраст для зачисления на этапы спортивной подготовки и количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки………………………………………………………………. 7

4. 2.2.Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки………………………………………………………………..10

5. 2.3  Планируемые показатели соревновательной деятельности

по виду спорта «дзюдо»……………………………………………………..10

6. 2.4. Режим тренировочной работы……………………………………...12

7. 2.5. Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим спортивную подготовку………………………………………13

8. 2.6. Предельные тренировочные нагрузки……………………………….16

9. 2.7. Объем соревновательной деятельности……………………………..16

10. 2.8. Требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию………………………………………………………………...18

11. 2.9.Требования к количественному и качественному составу в группах………………………………………………………………………..20

12. 2.10. Объём индивидуальной спортивной подготовки………………..20

13. 2.11. Структура годичного цикла……………………………………….21

14.3. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ …………………………………………25

15.3.1. Рекомендации по проведению тренировочных занятий, а так же требования к технике безопасности в условиях тренировочных занятий и спортивных соревнований…………………………………………………...25

16. 3.2. Рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных       

нагрузок…………………………………………………………………….....27

17. 3.3. Планирование спортивных результатов……………………………27

18. 3.4. Требования к организации и проведению врачебно-                                                            

педагогического, психологического и биохимического контроля………..29

19. 3.5. Программный материал для практических занятий по каждому

этапу спортивной подготовки с разбивкой на периоды подготовки……...31

20. 3.6. Рекомендации по организации психологической подготовки……43

21. 3.7. Планы применения восстановительных средств…………………..47

22. 3.8. Планы антидопинговых мероприятий……………………………...49

23. 3.9. Планы инструкторской и судейской практики…………………….50

 

24 4. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ……….53

25.4.1. Влияние физических качеств на результативность……………………53

26.4.2. Виды контроля общей физической и специально физической подготовки, комплекс контрольных испытаний и контрольно-переводные нормативы по годам и этапам спортивной подготовки……………………….53

27. Перечень информационного обеспечения…………………………………65

                     

 

 

                           1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Общие положения

Настоящая программа спортивной подготовки (далее ПСП) является основным документом, определяющим направленность и содержание тренировочного процесса по дзюдо в ГУ «СДЮШОР «ЛОКОМОТИВ».

В основу ПСП по виду спорта современное пятиборье заложены нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных организаций и основополагающие принципы спортивной подготовки спортсменов, результаты научных исследований и передовой спортивной практики.

При разработке ПСП использованы следующие нормативные документы:

•   Закон Донецкой Народной Республики «О физической культуре и спорте» № 33-IHC от 24.04.2015 года;

•   Приказ Министерства молодежи, спорта и туризма Донецкой Народной Республики №01-09/78 от 12.07.2019 года «Об утверждении Государственного стандарта спортивной подготовки по виду спорта «конный спорт»;

•   Типовое положение о детско-юношеской спортивной школе, специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва, утвержденное приказом Министерства молодежи, порта и туризма Донецкой Народной Республики от 30.10.2015 года № 141;

•   Приказ Министерства молодежи, спорта и туризма Донецкой Народной Республики №01-02/108 от 16.09.2016 года «Об организации учебно-тренировочной работы детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва»

    Основными задачами реализации Программы являются:

− формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей,

удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;

− формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья занимающихся;

− формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной

ориентации;

− выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте.

Программа направлена на:

− отбор одаренных детей;

− создание условий для физического образования, воспитания и развития детей;

− формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и

спорта, в том числе в дзюдо;

− подготовку к освоению этапов спортивной подготовки, в том числе в дальнейшем по программам спортивной подготовки;

− подготовку одаренных детей к поступлению в УОР и ШВСМ, реализующие

профессиональные программы в области физической культуры и спорта.

Решение перечисленных задач осуществляется на каждом возрастном этапе тренировки, исходя из конкретных требований, учитывающих специализацию и квалификацию дзюдоистов. В основу отбора и систематизации материала положены принципы комплексности, преемственности и вариативности.

Принцип комплексности выражен в теснейшей взаимосвязи всех сторон тренировочного процесса: теоретической, физической, технической, тактической и психологической подготовок, педагогического и медицинского контролей, восстановительных мероприятий.

Принцип преемственности прослеживается в последовательности изложения теоретического материала по этапам обучения, в углублении и расширении знаний по вопросам теории в соответствии с требованиями возрастающего мастерства спортсменов, в постепенном, от этапа к этапу усложнении содержания тренировок, в росте объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, в единстве задач, средств и методов подготовки в соответствии требованиям высшего мастерства.

Принцип вариативности дает определенную свободу выбора средств и методов, в определении времени для подготовки спортсменов. Исходя из конкретных обстоятельств, при решении той или иной педагогической задачи тренеры могут вносить свои коррективы в построение тренировочных циклов, занятий, не нарушая общих подходов. о образа жизни.

Структура многолетней подготовки:

Данная Программа предназначена для подготовки дзюдоистов:

- в группах начальной подготовки - 4 года обучения (НП);

- тренировочных группах -  5 лет обучения (ТЭ);

- группах совершенствования спортивного мастерства - без ограничений (ССМ);

- группы высшего спортивного мастерства - без ограничений (ВСМ).

1.2. Характеристика вида спорта – дзюдо

Дзюдо является одной из наиболее популярных современных систем восточных единоборств. Этот вид боевого искусства имеет глубокие исторические корни, он впитал в себя наиболее рациональные элементы национальных видов боевых искусств и культуры народов Востока.

Дзюдо (с японского языка «Гибкий путь») — японское боевое искусство, философия и спортивное единоборство без оружия, созданное в конце XIX века на основе дзюдзюцу японским мастером боевых искусств Дзигоро Кано, который также сформулировал основные правила и принципы тренировок и проведения состязаний. В отличие от бокса, карате и других ударных стилей единоборств, основой дзюдо являются броски, болевые приёмы, удержания и удушения, как в стойке, так и в партере. Удары и часть наиболее травмоопасных приёмов изучаются только в форме ката. Как вид спорта, дзюдо характеризуется сложносоставным характером подготовки, требующим условно равного внимания к развитию всех физических качеств спортсмена, необходимостью освоения сложно координационной техники выполнения приемов, болевых приёмов, удержаний и удушений, как в стойке, так и в партере, базирующейся на управлении разнонаправленным и нециклическим движением собственного тела и пары противоборствующих тел. Заранее непредсказуемые тактические ситуации диктуют необходимость постоянного принятия быстрых и эффективных тактических решений, смены направления и уровня прилагаемых усилий от максимальных по уровню и амплитуде, до основанных на полном расслаблении и высочайшей точности. Наличие весовых категорий накладывает необходимость стратегически продуманной физиологической подготовки к соревнованиям, решения частой задачи набора или сгонки собственного веса, а также использования индивидуальных антропометрических особенностей и антропометрических особенностей соперника для достижения победы и построения эффективного тактического рисунка схватки.

Отличительными признаками дзюдо от других видов спорта являются: сфера занятий, используемый инвентарь и правила соревнований. Как вид спорта дзюдо выделяет свои спортивные дисциплины - составные части, включающие в себя один или несколько видов соревнований.

Отличительные особенности и специфика организации тренировочного процесса по дзюдо представляет шесть обучающих ступеней, отмеченных поясами от белого к коричневому (направление ступеней от 6 к 1 «кю»). Изучая эти ступени, последовательно переходя с одной ступени на другую, дзюдоист получает базовые двигательные знания и умения, которые должны служить фундаментальной предпосылкой будущих спортивных достижений.

В настоящее время параллельно развиваются так называемое традиционное дзюдо (представленное Кодокан дзюдо и рядом других школ дзюдо) и спортивное дзюдо, соревнования по которому проводятся на международном уровне и входят в программу Олимпийских Игр. Дзюдо - первый из всех видов восточных воинских искусств, вошедший в Олимпийскую программу игр. В программу летних Олимпийских игр соревнования по дзюдо среди мужчин были впервые включены в Токио (1964 год). Соревнования по дзюдо среди женщин были включены в официальную программу летних Олимпийских игр 1992 года в Барселоне.

 

 

Планируемые показатели соревновательной деятельности

по виду спорта «дзюдо»

Под соревновательной деятельностью в настоящей программе признаётся нацеленное на результат (победу) участие в схватках по дзюдо. Единицей измерения объёма соревновательной деятельности является схватка (поединок), целью которой является одержание победы над соперником с использованием всего тактико-технического арсенала и физического потенциала спортсмена.

Соревновательные схватки, в зависимости от места и задачи проведения, могут быть тренировочными (проходящими согласно тренировочному плану), контрольными (имеющими задачей оценку текущего уровня подготовки борца и (или) его положения в рейтинге иных борцов группы), отборочными (формирование команды) и основными (проходящими в рамках официальных соревнований).

· Тренировочные - применяются во время проведения практических занятий и сборов.

· Контрольные - применяются для проверки подготовленности спортсменов, эффективности прошедшего этапа подготовки.

· Отборочные - по результатам этих соревнований комплектуют команды, отбирают участников главных соревнований. В зависимости от принципа, положенного в основу комплектования состава участников главных соревнований, в отборочных соревнованиях перед спортсменом ставится задача завоевать определенное место или выполнить контрольный норматив, позволяющий попасть в состав участников главных соревнований.                                                                                                                               

· Основные – в них спортсмен ориентируется на достижение максимально высоких результатов, полную мобилизацию и проявление физических, технических, тактических и психических возможностей. Целью участия в главных соревнованиях является достижение победы или завоевание возможно более высокого места.

Планируя соревнования, необходимо учитывать ряд положений:

- привлекать спортсмена к участию в соревнованиях следует лишь в том случае, он по своим физическим, технико-тактическим и психическим возможностям способен к решению поставленных задач;

 -  соревнования должны подбираться таким образом, чтобы по направленности и степени трудности они строго соответствовали задачам и особенностям построения многолетней подготовки;

-  необходимо так планировать соотношение соревновательной и тренировочной практики, чтобы наиболее эффективно осуществлялся процесс подготовки спортсмена, и чтобы наиболее полно раскрывались возможности спортсмена в отборочных и главных соревнованиях.

 

Планируемые показатели соревновательной деятельности                                   по виду спорта «дзюдо»

Виды соревнований

Этапы и годы спортивной подготовки

Этап начальной подготовки

Учебно-тренировочный этап

Этап спортивного совершенствования

Этап высшего спортивного мастерства

до года свыше года до двух лет свыше двух лет
Контрольные - 2 2 2 2 4
Отборочные - 2 2 2 2 3
Основные - 3 3 3 2 2

Режим тренировочной работы

Расписание тренировочных занятий (тренировок) утверждается приказом директора спортивной школы, после согласования с тренерским составом в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха лиц, проходящих спортивную подготовку.

Тренировочный процесс носит круглогодичный характер. Количество учебных часов в год (академических) планируется из расчета 46 недель тренировочной работы, 6 недель активного отдыха и включает теоретические и практические занятия, сдачу контрольных нормативов, участие в соревнованиях, инструкторскую и судейскую практику. Продолжительность одного часа занятия составляет – 45 минут. Учебный год начинается 1-го сентября.

Требования к количественному и качественному составу в группах

Требования к количественному и качественному составу в группах.

Для зачисления в группы спортивной подготовки необходимо:

- на этапе начальной подготовки нет требований к спортивным показателям, состав группы не менее 10 учащихся;

- на тренировочном этапе – «второй юношеский спортивный разряд» и возраст не моложе 11 лет, состав группы не менее 6 учащихся;

- на этапе совершенствования спортивного мастерства – «кандидат в мастера спорта» и возраст не моложе 14 лет;

- на этапе «высшего спортивного мастерства» - спортивное звание «мастер спорта России» и возраст не моложе 16 лет.

Допускается проведение тренировочных занятий одновременно с занимающимися из разных групп, если разница в уровне подготовки занимающихся не превышает двух спортивных разрядов или званий.

Лицам, проходящим спортивную подготовку, не выполнившим предъявляемые Программой требования, предоставляется возможность продолжить спортивную подготовку на том же этапе.

Комплектование групп спортивной подготовки, а также планирование тренировочных занятий (по объёму и интенсивности тренировочных нагрузок разной направленности) осуществляются в соответствии с гендерными и возрастными особенностями развития.

В зависимости от условий и организации занятий, а также условий проведения спортивных соревнований, спортивная подготовка осуществляется на основе обязательного соблюдения необходимых мер безопасности в целях сохранения здоровья лиц, проходящих спортивную подготовку.

2.10. Объём индивидуальной спортивной подготовки

Для спортсменов в группах НП и УТ составляется общий план тренировочный работы, спортсменам в группах СС и ВСМ для совершенствования в технике и повышения спортивных достижений необходимо иметь индивидуальный план - график.

   Составляется он по тому же принципу — на год, период, месяц и т. д. Только упражнения и нагрузки (объём и интенсивность) подбираются для каждого спортсмена отдельно, исходя из его индивидуальных особенностей.

      При составлении индивидуального плана учитывается степень владения техникой, спортивная классификация, функциональное состояние и возможности организма, степень утомления после предыдущих тренировок, занятость на производстве или учебе и другое. Объём и интенсивность тренировочной нагрузки в зависимости от самочувствия спортсмена (пульса, артериального давления и других показателей врачебного контроля) должны быть строго индивидуальны и постоянно записываться в личный дневник.

    Постоянный анализ тренировок, учёт нагрузок, врачебный контроль и самоконтроль, особенно в конце подготовительного и соревновательного периодов, когда интенсивность нагрузки подходит к своему максимуму, помогут предотвратить переутомление (перетренировку), достичь высшей спортивной формы к соревнованиям и укрепить здоровье.

   При составлении индивидуального плана как на отдельный период или цикл тренировочных занятий, так и на каждую тренировку тренер и спортсмен определяют:

1) объём к интенсивности нагрузки;

2) количество и характер упражнений;

3) очередность выполнения упражнений;

4) нагрузка в каждом упражнении,

5) длительность и темп выполнения упражнений;

6) количество максимальных и субмаксимальных нагрузок, составляющих 50% и более от предельного результата.

   При этом обязательно учитываются:

- нагрузка в предыдущих занятиях;

- степень восстановления после предыдущих занятий.

  После того как определено общее направление тренировочного процесса в годичном цикле, т. е. обозначены периоды цикла, количество месячных циклов и каждом периоде, и этапе подготовки и количество соревнований, в которых должен выступать спортсмен, составляется месячный план тренировочной работы

Структура годичного цикла

 

Структура тренировочного процесса включает 3 уровня:

 первый уровень - микроструктуры, это структуры отдельного тренировочного занятия и малых циклов (микроциклов), состоящих из нескольких занятий;

 второй уровень - мезоструктуры, структуры средних циклов тренировки (мезоциклов), включающих относительно законченный ряд микроциклов;

третий уровень - макроструктуры, структуры больших тренировочных циклов (макроциклов) типа полугодичных, годичных, многолетних.

Построение тренировки в больших циклах (макроциклах).

В каждом макроцикле тренировки дзюдоистов обычно выделяются три периода: подготовительный, соревновательный и переходный.

Продолжительность и содержание периодов и их составляющих этапов подготовки дзюдоистов в пределах отдельного макроцикла определяются факторами соревновательной деятельности, структурой подготовленности, системой соревнований; этапом многолетней подготовки; материально-технической обеспеченностью и другими.

В подготовительном периоде у дзюдоистов различного возраста и квалификации должны создаваться физические, психические, технические предпосылки для дальнейшей специализированной тренировки. При этом состав средств и методов тренировок изменяется: увеличивается количество соревновательных и специально-подготовительных упражнений, приближенных к соревновательным по форме, структуре и характеру воздействия на организм.

Основными задачами соревновательного периода являются повышение достигнутого уровня специальной подготовленности и достижение высоких спортивных результатов в соревнованиях. Эти задачи решаются с помощью соревновательных и близких к ним специально-подготовительных упражнений.

Задачи переходного периода - полноценный отдых после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего года или макроцикла, а также поддержание на определенном уровне тренированности для обеспечения оптимальной готовности спортсменов к началу очередного макроцикла. Особое внимание должно быть обращено тренерами на полноценное физическое и особенно психическое восстановление дзюдоистов. Продолжительность переходного периода зависит от этапа многолетней подготовки, системы построения тренировки в течение года, продолжительности соревновательного периода, сложности и ответственности основных соревнований сезона, индивидуальных особенностей спортсменов. В конце переходного периода нагрузка постепенно повышается, уменьшается объем средств активного отдыха, увеличивается число общеподготовительных упражнений.

 

Построение тренировки в средних циклах (мезоциклах)

Мезоструктура представляет собой относительно цельный законченный этап тренировочного процесса, задачей которого является упорядочение процесса подготовки в соответствии с главной задачей периода или этапа. Она часто решает промежуточные задачи подготовки.

Тренировочный мезоцикл представляет собой структурное образование, включающее от 2 до 6 микроциклов. Внешними признаками мезоцикла являются:

а) повторное воспроизведение ряда микроциклов (обычно однородных) в единой последовательности, или чередование различных микроциклов в определенной последовательности (в подготовительном периоде они чаще повторяются, а в соревновательном чаще чередуются);б) частая ситуация, при которой смена одной направленности микроциклов другими характеризует и смену мезоцикла;

в) окончание его восстановительным (разгрузочным) микроциклом, соревнованиями или контрольными испытаниями.

В подготовке дзюдоистов применяют различные типы мезоциклов.

Втягивающий мезоцикл -  характеризуется постепенным подведением спортсменов к эффективному выполнению специфической тренировочной работы, применяется в начале сезона, после болезни и травм или запланированных перерывов в тренировочном процессе.

Базовый мезоцикл - основная работа, предназначена для повышения функциональных возможностей основных систем организма, совершенствования физической, технической, тактической и психической подготовленности. Этот тип мезоцикла характеризуется большой по объему и интенсивности тренировочной работой, составляет основу подготовительного периода и включаются в соревновательный мезоцикл с целью восстановления утраченных в ходе стартов физических качеств.

Контрольно-подготовительный мезоцикл решает задачи комплексной подготовки дзюдоистов, включает широкое применение соревновательных и специально-подготовительных упражнений, максимально приближенных к соревновательным. Этот мезоцикл характеризуется высокой интенсивностью тренировочной нагрузки, соответствующей соревновательной или приближенной к ней.

Предсоревновательный (подводящий) мезоцикл содействует целенаправленной психической и тактической подготовке спортсменов, моделирует режим предстоящего соревнования и характерен для этапа непосредственной подготовки к главному старту.

Соревновательный мезоцикл включает увеличенный объем соревновательных упражнений.

Восстановительный мезоцикл составляет основу переходного периода подготовки дзюдоистов. При этом объем соревновательных и специально-подготовительных упражнений значительно снижается. В подготовке дзюдоистов наибольшая интенсивность нагрузки отмечается в контрольно-подготовительных, предсоревновательных и соревновательных мезоциклах.

 

Требования к технике безопасности в условиях тренировочных занятий и спортивных соревнований

 

1. К занятиям допускаются спортсмены, прошедшие медицинский контроль, инструктаж по технике безопасности;

2. Занятия проводятся в помещениях, оснащённых автоматической системой пожарной сигнализации, достаточным освещением;

3. Рабочее место для занятий должно быть без повреждений;

4. Запрещается допускать к занятиям больного спортсмена;

5. Спортсмены должны приходить на занятия с чисто вымытыми руками и ногами. Ногти на руках должны быть коротко пострижены. На спортивной одежде не должно быть пуговиц, пряжек, застёжек, карманов;

6. Часы, украшения (серьги, кольца, медальоны, крестики и т.п.) перед занятиями необходимо снимать;

7. Запрещается принимать пищу во время тренировок и непосредственно перед тренировкой;

8. Спортсмены должны строго соблюдать указания тренера по выполнению технического действия, начало и окончание упражнения выполнять только по команде тренера;

9. Общеразвивающие и специально - подготовительные упражнения должны проводиться с соблюдением необходимых интервалов и дистанций между занимающимися спортсменами. Броски необходимо выполнять с центра на край ковра;

10. При проведении приёмов (бросков) необходимо соблюдать правила страховки и самостраховки;

11. При подаче сигнала о сдаче необходимо немедленно прекратить выполнение приёма;

12. Не допускается проведение запрещённых правилами (опасных) технических действий;

13. Спортсменам, не занятым в схватках, необходимо находиться за ковром, лицом к центру ковра;

14. При возникновении опасной ситуации нужно немедленно прекратить выполнение приёма;

15. Упражнения на снарядах выполнять только с разрешения тренера, на исправном оборудовании и при наличии под снарядом мата;

16. Запрещается покидать место занятия без разрешения тренера;

17. При занятиях на улице в жаркую солнечную погоду необходимо иметь головной убор.

 

 

Планирование спортивных результатов

 

Календарный план физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий разрабатывается и корректируется Учреждением, ежегодно в соответствии с Единым календарным планом межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий, и спортивных мероприятий на

очередной календарный год. Календарный план спортивных мероприятий и

тренировочных мероприятий отделения по виду спорта дзюдо следует формировать с учетом планируемых показателей соревновательной деятельности для спортсменов соответствующих этапов в рамках индивидуальных планов. Соревнования должны планироваться таким образом, чтобы по своей направленности и степени трудности они соответствовали задачам, поставленным перед спортсменом на данном этапе многолетней спортивной подготовки. Допускать юных борцов к участию в соревнованиях целесообразно лишь в тех случаях, когда они по уровню своей подготовленности способны достичь определенных спортивных результатов. В зависимости от этапа многолетней тренировки роль соревновательной деятельности существенно меняется. Так, на начальных этапах многолетней подготовки планируются только подготовительные и контрольные соревнования. Они проводятся редко, специальной подготовки к ним не ведется. Основной целью соревнований является контроль за эффективностью данного тренировочного этапа, приобретение соревновательного опыта, повышение эмоциональности тренировочного процесса. Под гуманизацией соревновательной деятельности юных дзюдоистов понимается изменение форм проведения соревнований, направленное на обогащение их содержания с целью повышения удовлетворенности состязательным процессом как тренера, так и юного спортсмена. В основе соревновательной деятельности лежит принудительная подгонка личности соревнующегося под усредненные, но обязательные и единые для всех требования (правила). Такое взаимодействие возможностей юного спортсмена и ценностей, присущих его личности, находится в противоречии с удовлетворенностью. Проведение соревнований среди младших юношей по регламенту взрослых спортсменов неприемлемо. Большие соревновательные перегрузки предъявляют высокие требования прежде всего к здоровью юношей, как физическому, так и моральному. Формирование чемпионских притязаний отрицательно сказывается на моральной стороне воспитания детей.

Основное требование к соревновательной деятельности младших юношей - это свобода в выборе предоставленных ему более широких возможностей проявить себя. При этом важно получить преимущество над противником, которое будет признано как отдельная победа. В этом случае можно выявлять двух и более победителей. При этом личностные ценности должны быть выработаны самим борцом самостоятельно. Они формируются на основе личного переживания. Поэтому соревновательную деятельность юного борца следует оценивать по тому, как он готов самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, в которые он раньше не попадал. В ходе соревнований подчеркивается красота целей, красота ведения поединка, доброжелательность отношений. По мере роста квалификации борцов на последующих этапах многолетней подготовки количество соревнований возрастает. В соревновательную практику вводятся отборочные и основные соревнования, играющие значительную роль на этапе спортивного совершенствования.

Важное значение имеет определение оптимального количества соревнований, что дает возможность тренерам планомерно проводить подготовку занимающихся спортивной школы, не форсируя ее и обеспечивая возможность демонстрации наивысших результатов на ответственных соревнованиях.

На этапе непосредственной подготовки к основным соревнованиям

большое значение придается тактической подготовке. Достигнутый уже уровень технического мастерства, физической и психической подготовленности позволяет перейти к тактической подготовке в наибольшем приближении к условиям предстоящей соревновательной деятельности.

Важное значение имеет специальная психическая подготовка юного спортсмена к соревнованиям, которая предполагает получение информации об условиях предстоящих соревнований и основных противниках, об уровне

тренированности спортсмена и особенностях его состояния на данном этапе

подготовки, определение цели выступления, составление программы действий на предстоящих соревнованиях, стимуляцию правильных личных и командных мотивов участия в соревнованиях в соответствии с поставленной целью, воспитание уверенности в решении поставленных задач.

 

 

Требования к организации и проведению врачебно-педагогического, психологического и биохимического контроля

 

В ходе осуществления тренировочного процесса необходимо организовывать проведение врачебно-педагогического, психологического и биохимического контроля для определения уровня готовности и оценки эффективности тренировки.

Врачебный-педагогический, психологический и биохимический контроль осуществляется в процессе комплексного контроля, цель которого - получение полной объективной информации о здоровье и подготовленности каждого спортсмена.

Комплексный контроль включает в себя единую систему проведения всех процедур обследования, оценки структуры тренировочной и соревновательной деятельности (соответствие спортивных результатов прогнозу, выполнение индивидуальных планов по тренировочным нагрузкам, диагностика здоровья и функционального состояния, уровень специальной физической, технической и психологической подготовленности, выполнение назначенных лечебно-профилактических процедур и восстановительных мероприятий и т.д.).

Основные формы комплексного контроля: обследование соревновательной деятельности, углубленные комплексные медицинские обследования (УМО и УКО), этапные комплексные обследования, текущие обследования.

На основании данных такого контроля оценивается степень соответствия процесса тренировочных занятий уровню состояния здоровья спортсмена, его физическому развитию, тренированности и готовятся рекомендации по режиму и методике тренировки.

Тренер планирует тренировочный процесс с учетом результатов контроля, составляет перспективные и текущие планы тренировочных занятий, вносит в них соответствующие корректировки.

         Организация психологической подготовки

Основное содержание психологической подготовки дзюдоиста состоит в следующем:

- формировании мотивации к занятиям дзюдо;

- развитии личностных качеств, способствующих совершенствованию и самоконтролю;

- совершенствовании внимания (интенсивности, устойчивости, переключения), воображения, памяти, мышления;

- развитии специфических чувств - «чувство партнера», «чувство ритма движений», «чувство момента атаки»;

- формировании межличностных отношений в спортивном коллективе;

- формировании у дзюдоистов психических «внутренних опор», определяющих уверенность в собственных силах;

- преодолении психических барьеров, снижающих эффективность двигательной деятельности, особенно тех, которые возникают в противоборстве с конкретным соперником;

- психологическом моделировании условий предстоящего противоборства, включающее эмоциональную самонастройку;

- создании психологической программы действий непосредственно перед соревнованием.

Средства и методы психолого-педагогического воздействия: разъяснение, критика, одобрение, осуждение, внушение, примеры авторитетных людей и др.

3.5. Программный материал для практических занятий по каждому этапу спортивной подготовки с разбивкой на периоды подготовки

Учебный материал, рекомендованный к изучению, для занимающихся в группах начальной подготовки 1 года обучения (НП-1).

КЮ. Белый пояс.

Тачи-рэй -

Приветствие стоя
Дза–рэй

Приветствие на коленях

ОБИ – ПОЯС

(ЗАВЯЗЫВАНИЕ)

ШИСЭЙ

СТОЙКИ

Аюми-аши

Передвижение обычными шагами

Цуги-аши  

Передвижение приставными шагами вперед-назад влево-вправо по диагонали

 

Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.127 с.