Медико-физиологические основы профессиональной ориентации и консультации — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Медико-физиологические основы профессиональной ориентации и консультации

2021-06-30 35
Медико-физиологические основы профессиональной ориентации и консультации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Решение вопросов профессиональной ориентации ставит перед гигиенистами, врачами, педагогами и психологами за­дачу поиска реальных путей для возможно более ранней и эффективной системы определения профессиональной направ­ленности молодежи.

Формирование профессиональной направленности челове­ка происходит в школьные юношеские годы. В подростковом возрасте расширяется круг интересов и склонностей, появля­ется стремление к участию в труде. Необходимость и возмож­ность ранней профориентации не вызывает сомнений в плане профессионального просвещения, развития профессионального самосознания, формирования личностных качеств, необходи­мых для сознательной трудовой деятельности, так как 14— 15 лет — возраст интенсивного формирования интегративных качеств личности, осознания собственного «я», зарождения осмысленных жизненных планов, резких смен интересов, при­вязанностей, ценностных представлений.

Наибольшая интенсивность формирования профессиональных склонностей у школьников отмечается в период от 12 до 13 лет. Профессиональные склонности приобретают стабильный харак­тер в возрасте 14—15 лет (табл.5.7). У девочек 1-е ранговое место занимает деятельность типа «человек — природа», 2-е — «че­ловек — художественный образ», третье — «человек — человек»; у мальчиков — соответственно «человек — техника», «человек — природа», «человек — человек».

Профессиональные склонности в большей степени определяются полом, а зрелость — возрастом.

В настоящее время отмечается возрастание роли профори­ентации, которая должна пронизывать всю систему непрерыв­ного образования.

Профориентация — это многоаспектная научно обоснованная система воздействия на школьника с целью оказания ему помощи в выборе профессии.

При проведении профориентации в школе должны учитываться желания учащихся, состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности личности, а также потребности общества. Одним из важнейших принципов профориентации является создание условий свободного выбора профессии.

Наиболее важные проблемы профориентации:

• определение потребностей общества в специалистах раз­личного профиля и квалификации;

• установление особенностей профессий с точки зрения требований, предъявляемых к определенным качествам

человека, которые обеспечивают успех в освоении про­фессий;

• изучение психофизиологических и других качеств лично­сти и определение соответствия их требованиям профес­сий, т.е. выявление наилучшего соответствия индивиду­ально-типологических особенностей людей тем или иным видам труда;

• оценка состояния здоровья школьников и молодежи для обеспечения соответствия его избираемой профессии с целью сохранения и укрепления в процессе трудовой деятельности.

Разрешение трех последних проблем составляет непосред­ственную задачу медико-физиологической профессиональной кон­сультации. Гигиенической наукой создан фундамент, обеспе­чивающий качественное проведение медико-физиологической профессиональной консультации, являющейся существенней­шим разделом профориентационной работы. Он включает оцен­ку современных условий труда в наиболее массовых профес­сиях; требования, предъявляемые ими к организму работаю­щих (санитарные характеристики и профессиограммы); прин­ципы группировки профессий для целей профориентации, ус­тановление закономерностей и тенденций развития у школь­ников психофизиологических функций и качеств, лежащих в основе овладения профессией; принципы проведения врачеб­ной профессиональной консультации и профессионального отбора школьников с отклонениями в состоянии здоровья; обо­снование возможности активного формирования профессио­нальной пригодности подростков и определение основных понятий и терминов по этой проблеме.

Профессиональная пригодность — наиболее полное соответ­ствие функциональных возможностей организма требовани­ям, предъявляемым профессией как в плане преимуществен­ного использования наиболее развитых функций, так и в плане охраны функционально неполноценного органа или системы.

Профессионально пригодный подросток способен успешно овладеть профессией за время обучения, совершенствоваться в ней при работе и работать длительное время без ущерба для здоровья.

Значение и необходимость врачебной профессиональной консультации обусловлены тем, что многие подростки в той или иной степени ограничены в выборе профессий из-за от­клонений в состоянии здоровья, в связи с наличием у них хронических заболеваний, дисфункций. Около 50 % учащихся 8—10-х классов ограничены в свободном выборе профессии. Наиболее частыми причинами такого ограничения являются от­клонения в состоянии зрительного анализатора (близорукость, дальнозоркость), требующие ношения очков, что допустимо не на всех работах. Серьезными причинами ограничения в выборе профессии являются заболевания и отклонения со сто­роны опорно-двигательного аппарата и нервной системы, занимающие среди причин ограничений соответственно второе и третье места.

Состояние здоровья — важный фактор, в большой степени определяющий выбор профессии. Формирование профессиональ­ных интересов без учета возможностей организма приводит в дальнейшем к обострению имеющихся заболеваний, созда­ет предпосылки для инвалидности.

Основная сущность рекомендации подросткам при том или ином виде деятельности заключается в том, чтобы труд не только не оказывал отрицательного влияния на их здоровье, но и стимулировал бы дальнейшее улучшение их физического развития и обеспечивал оптимальные условия для высокой производительности труда. Врач должен, основываясь на инте­ресе ученика к профессии, определить его пригодность к ней с учетом состояния здоровья.

В соответствии с законодательством Российской Федера­ции все подростки, поступающие на работу или профессио­нальное обучение, проходят полное медицинское обследование. Только после освидетельствования подросток получает зак­лючение о профессиональной пригодности к избранной про­фессии.

Профессиональный отбор ставит перед врачом конкретные задачи: он призван решить вопрос о годности человека к избранной им профессии по состоянию здоровья. В конкретных условиях деятельности врач призван ответить на вопрос «да» либо «нет», учитывая при этом многие факторы, основными из которых являются характер и условия труда в избранной профессии, известные научные данные о возможном влиянии их на состояние патологического процесса и, наконец, возмож­ность освоения профессии при наличии определенных дефектов в состоянии здоровья. Это и составляет главные принципы определения профессиональной пригодности, осуществляемого врачом.

Противопоказания к выбору профессий определяются прежде всего характером заболевания и тяжестью его течения.

Для каждого заболевания может быть несколько противо­показанных профессионально-производственных факторов. Например, при болезнях нервной системы противопоказаны нервно-эмоциональное напряжение, шум, вибрация, неблаго­приятный микроклимат, контакт с токсичными веществами. Для правильного и более объективного решения вопроса о про­фессиональной пригодности лиц с отклонениями в состоянии Здоровья подростковый врач пользуется утвержденным Мин­здравом РФ перечнем медицинских противопоказаний к при­ему подростков на работу и профессиональному обучению. Перечень медицинских противопоказаний является официаль­ным документом при врачебном заключении о профессиональ­ной пригодности подростка. В настоящее время разработаны санитарные характеристики профессий и перечни медицинс­ких противопоказаний и показаний к приему подростков на Профессиональное обучение, содержащие данные по 2000 про­фессий.

По результатам целевого медицинского осмотра и с учетом данных динамического наблюдения, содержащихся в медицинской документации, составляется заключение о профессиональ­ной пригодности к избранному профилю трудового обучения. Дан­ные врачебного заключения являются основой для профессионального отбора по медицинским показаниям при поступлении на работу или обучении подростков. Врачебная профессиональная консультация призвана выб­рать для подростка из многих профессий те, которые являют­ся более подходящими по состоянию здоровья, т.е. рекомен­довать профессии, максимально соответствующие функцио­нальным возможностям целостного организма, состоянию физического и психического развития. Подростки только вступают в трудовую жизнь, еще не остановили своего выбора на какой-либо профессии, не имеют определенных профессио­нальных намерений, поэтому основным направлением работы врача при профессиональной ориентации является врачебная профессиональная консультация, а не отбор. Различия между профессиональным отбором и профессиональной консультаци­ей очевидны: при первом — человек подбирается для профес­сии, при второй — профессия для человека.

Условия полноценного осуществления врачебной професси­ональной консультации:

• достаточная осведомленность врачей об особенностях подросткового возраста и их значении;

• проведение медицинского освидетельствования, исходя прежде всего из требований профессиональной консультации;

• знание врачом характера и условий труда в различных наиболее массовых профессиях и возможного влияния их на растущий организм и течение некоторых заболеваний;

• знание и правильное использование врачом действующих перечней медицинских противопоказаний для обучения в учебных заведениях различных систем;

• осведомленность по нормативно-правовым актам в области охраны труда подростков.

В связи с увеличением количества детей, относящихся к III группе здоровья, особую актуальность приобретают вопросы профессиональной пригодности подростков с хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями. При решении этих вопросов учитываются особенности течения заболеваний и состояний в условиях конкретной трудовой деятельности, т.е. при воздействии тех или иных неблагоприятных факторов труда.

Ведущим принципом профессиональной консультации лиц с различными заболеваниями является рекомендация профессии, которая не ухудшила бы имеющиеся отклонения в состоянии здоровья, а содействовала их компенсации и повышению неспецифической резистентности организма. Врачебный принцип «не вредить» следует понимать как необходимость тренировать организм при сниженных функциональных возможностях: щадить больной орган и максимально использовать развитые функции.

Наблюдаемые в подростковом возрасте временные, преходящие функциональные сдвиги под влиянием различных профессионально-трудовых воздействий могут фиксироваться, приобретать более стойкий характер или прогрессировать, переходить в патологические состояния. Особенно важно учитывать возможное влияние производственных факторов на течение хронических заболеваний.

Патологический процесс, снижая сопротивляемость организма, способствует более быстрому и неблагоприятному влиянию профессиональных факторов, которые вызывают ухудшение течения основного заболевания и развитие профессиональных отклонений. Создается порочный круг, обусловленный несоответствием факторов труда функциональному состоянию больного организма.

Одним из важных вопросов при выборе профессии подростков с хроническими заболеваниями является правильная оценка соотношений между выраженностью анатомо-морфологических изменений и функций пораженного органа. При безусловном единстве и параллелизме морфологических изменений и функциональных нарушений нередко, главным образом в зави­симости от стадии заболеваний, это единство может нарушать­ся. В ряде случаев, при довольно значительных морфологичес­ких изменениях, состояние функции может быть относительно удовлетворительным, вполне достаточным для определенных видов деятельности. Возможно и обратное: небольшие морфо­логические изменения сопровождаются выраженным нарушени­ем функции, препятствующим трудовой деятельности. Поэтому при определении профессиональной пригодности больных с хро­ническими заболеваниями и дефектами решающее значение име­ет не столько диагноз, сколько состояние функции поражен­ного органа, определяющееся степенью выраженности заболе­вания, стадией болезни, частотой обострений.

Особое значение этот критерий приобретает при решении вопросов профессиональной пригодности подростков с оста­точными явлениями перенесенных в прошлом и непрогресси­рующих заболеваний либо травм. В этих случаях основным и единственным критерием является степень нарушения функ­ции в настоящее время, а не серьезный диагноз в прошлом.

Важным вопросом является также определение характера обучения, т.е. возможности приобретения профессии в учебном заведении либо при индивидуальном обучении. Зависит это от характера заболевания и тяжести профессии. При тяжелом за­болевании чаще рекомендуется освоение легких профессий индивидуальным путем и запрещается обучение тем же про­фессиям в ПТУ. Это обусловлено включением в программу обучения в училищах освоения смежных операций (например, для чертежника — овладение станочными, слесарными навы­ками), подчас затруднительных для таких больных, в то вре­мя как индивидуальное обучение предусматривает только ос­воение основных навыков подходящей для больного профес­сии. Возможны и другие случаи. Они касаются подростков с тяжелыми заболеваниями, желающих осваивать доступную, не противопоказанную по состоянию здоровья, но все же не столь легкую профессию. Этим подросткам целесообразно поступить в училище, так как при индивидуальном освоении профессии на производстве требуются ежедневное выполнение всего объе­ма нагрузки на рабочем месте, более быстрое обучение (3— 6 мес) и, следовательно, быстрое начало самостоятельной ра­боты. Освоение такой работы в ПТУ происходит в более рас­тянутые сроки (2—3 года), контакт организма с профессиональ­ными факторами ограничен (3 ч в день или 2 раза в неделю). За время обучения вырабатываются процессы адаптации и тре­нировки.

Таким образом, вопросы о характере профессионального обучения следует решать с учетом тяжести заболевания и осо­бенностей профессии.

Правильное трудоустройство подростка положительно влия­ет на течение заболевания (табл. 5.8).

Длительные динамические наблюдения показали, что существует прямая зависимость течения гипертензии и язвенной болезни у юношей и девушек от характера их труда. В тех случаях, когда вид труда соответствует показаниям, у 7 % подро­стков улучшается течение заболевания, чем при труде проти­вопоказанном, а ухудшение течения гипертензии отмечается в 2,5 раза реже.

Нельзя проводить врачебную профессиональную консультацию подростков с хроническими заболеваниями в период обостре­ния болезни или в любой фазе активности процесса. Только после соответствующего лечения, ликвидации активности, с учетом результатов лечения может быть поставлен воп­рос о выборе профессии.

Правильный выбор профессии требует учета не только состояния здоровья, но и психофизиологических характеристик организма. Работа, не соответствующая индивидуальным типологическим особенностям человека, может быть причиной низкой производительности труда, развития психических рас­стройств, заболеваний соматического характера. Такое несоот­ветствие может приводить к увеличению частоты заболеваний в 2—3 раза. Это позволяет считать психофизиологическую проф­ориентацию подростков эффективным средством профилакти­ки, позволяющим значительно снизить отрицательные социально-биологические последствия ошибочного выбора профес­сии. В настоящее время установлена зависимость появления первых признаков профессиональной патологии от индивидуально-типологических особенностей организма (возбудимость нервной системы, подвижность нервных процессов и др.). Это открывает путь к профилактике профессиональной патологии с помощью своевременного выявления в процессе профориентации и профотбора подростков, наиболее устойчивых к неблагоприятным воздействиям (шум, вибрация, неблагопри­ятный микроклимат и др.).

Актуальность этого раздела профконсультации возрастает в связи с усложнением современных профессий, повышением требований, предъявляемых ими к организму работающих. Ча­сто профессиональные требования приобретают резко выражен­ный специфический характер и предполагают наличие у ра­ботника повышенного развития определенных функций. Это приводит к тому, что не все подростки, претендующие на ос­воение подобных профессий, имеют психофизиологические возможности для овладения ими или для адаптации к специ­фическим условиям, характеру работы (монотонность, нервно-эмоциональное напряжение и т.д.).

В ПТУ страны ежегодно поступают около 15—20 % профес­сионально непригодных подростков, и только 20—40 % уча­щихся ПТУ реально закрепляются в выбранной профессии после его окончания. Число лиц, не осваивающих профессию из-за несоответствия психофизиологических особенностей, ко­леблется в зависимости от ее сложности и составляет от 7 до 80 %. На операциях, требующих тонкой координации движе­ний рук, до 70 % новичков не справляются с работой.

Согласно современным представлениям, профессиональная пригодность не является врожденной, а формируется в про­цессе обучения, овладения профессией. Наибольшее число значимых для профессиональной деятельности функций пре­терпевает положительные возрастные изменения. Этот процесс постепенно снижается в последующие возрастные периоды. Наиболее типичным для этих функций является их линейное развитие с возрастом. Девочки при этом отличаются от своих сверстников мальчиков лучшей концентрацией внимания и смысловой памятью, а мальчики от девочек — большей физи­ческой работоспособностью.

Сущность формирования профессиональной пригодности заключается в объединении физиологических функций, при­нимающих участие в трудовой деятельности, в единую функ­циональную систему, обеспечивающую выполнение требова­ний профессии и адаптацию организма к условиям производ­ства. Успешность формирования такой функциональной сис­темы зависит от многих факторов, в том числе от исходного уровня отдельных функций, объединяющихся в эту систему, так называемых ключевых профессионально значимых функций

(КПЗФ).

Под КПЗФ подразумеваются функции, с уровнем развития и функционирования которых связана успешность освоения профессии. Они играют ведущую роль в формировании и ра­боте функциональной системы, обеспечивающей работающе­му человеку успешную трудовую деятельность.

Исходные, индивидуальные для каждого человека уровни развития профессионально значимых функций являются задат­ками, предпосылками формирования профессиональной при­годности.

Определение оптимального исходного уровня физиологичес­ких функций, при котором образующаяся функциональная система наилучшим образом и с наименьшими затратами обес­печивает качественное выполнение основных требований про­фессии, дает возможность предвидеть успешность овладения этой профессией. Наиболее важными определяющими успеш­ность освоения подростками широкого спектра массовых ра­бочих профессий являются прежде всего такие функции выс­шей нервной деятельности, как сила и лабильность нервной системы, подвижность нервных процессов, а также свойства двигательного, зрительного анализаторов и ряд психологичес­ких свойств — памяти и внимания.

Основой определения профессиональной пригодности по психофизиологическим показателям служит теория о типоло­гических индивидуальных особенностях высшей нервной деятель­ности человека. Согласно этой теории, приобретенные челове­ком качества зависят не только от процесса обучения и вос­питания, но и от врожденных психофизиологических свойств личности. Некоторые свойства психики передаются генетичес­ки и сохраняются у человека на протяжении всей его жизни.

Стабильными свойствами нервной системы являются сила и подвижность нервных процессов. Академик И.П.Павлов вы­делял два типа нервных процессов — сильный и слабый. Некото­рое время ошибочно считалось, что люди с сильным типом нервных процессов являются профессионально более полно­ценными, чем относящиеся ко второй группе (слабых). Одна­ко установлено, что малая выносливость нервной системы уравновешена такими положительными качествами, как высо­кая чувствительность анализаторов. Это создает большие пре­имущества данным лицам при овладении некоторыми профес­сиями, предъявляющими повышенные требования к анализа­торным системам организма. Например, профессия сборщика мелких деталей предъявляет повышенные требования к мышечно-суставному чувству, к точности глазомера. Наиболее успешно выполнять такую работу могут лица с высокой чувствительно­стью анализаторов. Однако существуют профессии, требующие иных природных данных.

Так, только люди с сильным типом нервной системы спо­собны долгие часы работать за пультом управления, длитель­но выполнять напряженную работу и при этом сохранять готовность к экстренным действиям.

Диспетчер аэропорта или оператор энергосистемы на элек­тростанции, имеющий слабый тип нервной системы, несмотря на высокую квалификацию и прочие достоинства, не в состоянии успешно действовать в аварийной обстановке.

Одним из свойств нервной системы, которое определяет пригодность человека к той или иной профессии, является подвижность нервных процессов. Здесь также выделяют два типа — подвижный и инертный. Люди, у которых отмечается инерт­ность нервных процессов, все делают медленно, ограничены в способности «схватывать на лету», однако они, как правило, более прочно, глубоко усваивают профессиональные знания. Наоборот, люди с высокой подвижностью нервных процессов быстро все «схватывают», но нередко это препятствует глубо­кому проникновению в суть дела. Однообразная работа их раз­дражает. На конвейере, например, они хуже работают, чем люди с инертным типом нервных процессов. В то же время они развивают свои природные данные и достигают очень высо­кой производительности труда в таких профессиях, как радист, телеграфист и т.п.

При определении профессиональной пригодности школьника следует учитывать силу и подвижность нервных процессов, а также особенности функционирования его органов чувств; требования, предъявляемые той или иной профессией к ос­новным функциональным системам организма подростка.

В современной производственной сфере встречаются профес­сии, предъявляющие высокие требования более чем к 10 фун­кциям (профессии угледобычи), и напротив, можно выделить профессии, для которых профессиональное значение имеют не более 2—3 функций (электромонтажник по освещению, меха­низатор-мелиоратор). Одни профессии наибольшие требования предъявляют к двигательной и сенсорной сферам (например, каменщик), другие — к свойствам высшей нервной деятель­ности (например, оператор энергоустановки) и т.д.

В соответствии с психофизиологической сущностью профес­сионально значимые функции и качества могут быть разделе­ны на 6 сфер (групп):

1)  двигательные (моторные) — мышечная сила, выносли­вость, показатели координационных свойств;

2) сенсорные — анализаторные функции (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, вестибулярная устойчивость);

3) индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности (сила, подвижность, уравновешенность основных нервных процессов);

4) аттенционно-мнемические (свойства внимания и памяти);

5) интеллектуальные (уровень развития интеллекта, мыш­ления);

6) характерологические особенности личности (выражен­ность экстраверсии, нейротизма, ригидности и др.).

Анализ особенности той или иной профессии и набор про­фессионально значимых для них функций позволяют подойти к группировке профессий по принципу требований, предъявляе­мых к психофизиологическим особенностям работника (табл.5.9).

Классификация отражает количественные характеристики комплекса функций и качеств, профессионально значимых для профессий, а также качественную характеристику указанного комплекса, т.е. представленность в последнем каждой из 6 сфер.

Выделяют 3 группы профессий:

• I — профессии с числом профессионально значимых психофизиологических функций 10 и более. В эту группу входят следующие профессии: машинист бульдозера стро­ительный, машинист углевыемочного комбайна, опера­тор подземного ремонта скважин. Профессии этой груп­пы предъявляют наиболее высокие требования к психо­физиологическим качествам работника в четырех и бо­лее сферах. В этих случаях необходим профессиональный отбор;

• II — профессии с числом профессионально значимых функций от 5 до 9 (например, монтажники-строители, автоводители, горномонтажники, вышкомонтажники). В основном эти профессии затрагивают не менее трех сфер КПЗФ, а часть из них предъявляет требования как к свойствам высшей нервной деятельности (ВНД), памя­ти и внимания, так и к сенсорике и моторике. Несмотря на то что суммарный уровень требований этих профес­сий к организму ниже, чем в I группе, он все же доста­точно высок. При их выборе также желательна психофи­зиологическая профессиональная консультация;

•   III — профессии с числом профессионально значимых функций 4 и менее. Это, как правило, современные мас­совые профессии. Нередко в этой группе профессий ком­плекс профессионально значимых функций представлен 1—2 функциями 1—2 сфер КПЗФ. Необходимость про­фессиональной консультации при выборе этих профес­сий не столь значительна.

Схема описания профессий позволяет группировать их по принципу требований, предъявляемых к различным свойствам

организма работников, что имеет существенное значение для практической работы медицинских работников различных служб.

Предпосылкой проведения психофизиологической профес­сиональной консультации является возможность оценки у каж­дого подростка уровня развития КПЗФ. Для этого разработа­ны соответствующие нормативы развития этих функций и ка­честв, оценочные шкалы.

Под влиянием совокупности условий обучения в ПТУ су­щественное развитие большинства КПЗФ происходит, как правило, даже для наиболее массовых профессий, например токаря-универсала, лишь в конце срока профессиональной подготовки. Гигиенистами и физиологами установлена возмож­ность активного формирования профессиональной пригодности к массовым рабочим профессиям. При этом выявляются учащиеся с недостаточно высоким уровнем развития ключевых профес­сионально значимых физиологических функций и с ними про­водятся тренировки этих функций с помощью специальных приборов, тренажеров, имитаторов. Тренировки способствуют более эффективному формированию функциональной системы трудовой деятельности подростка: тренируемые функции дос­тигают среднего или выше среднего уровня развития, повы­шается уровень работоспособности, облегчаются наиболее труд­ные периоды — вхождение в работу и конец рабочего дня. Тренировки профессионально значимых функций с помощью приборов через полгода от начала обучения повышают уровень ключевых функций у тренировавшихся до уровня их развития у учащихся 3-го года обучения по обычной методике.

Однако овладение профессиональными навыками — лишь первый этап приспособления к профессии. В этом случае, если он закончился успешно, наступает второй этап — адаптация ко всему комплексу производственных условий — закрепление в профессии. Существенное значение в приспособлении к про­фессиональной деятельности имеют такие особенности орга­низма и личности, как вегетативная устойчивость и способ­ность к социальной адаптированности.

Под социальной адаптированностью понимается приспособ­ляемость к широкому комплексу связей на производстве, в семье, детском коллективе, на улице и т.д., под вегетатив­ной устойчивостью — способность организма достаточно стабильно и адекватно реагировать на различные средовые воздействия.

На примере московских школьников установлено, что в среднем лишь около 12—14 % подростков способны полнос­тью адаптироваться и не имеют ограничения в выборе профес­сии. Около 10 % подростков имеют выраженную социальную дезадаптацию, 17 % — выраженную вегетативную лабильность, а 5 % подростков входят а группу с полной дезадаптацией.

Таким образом, каждый третий московский школьник тре­бует индивидуального подхода при обучении, воспитании и выборе будущей профессии.

Школьники с выраженной социальной дезадаптацией нуж­даются в постоянном внимании педагога-психолога, подрост­ки с выраженной вегетативной неустойчивостью — в консультации врача, а школьники с полной дезадаптацией — в кор­рекции со стороны обоих специалистов. Сопоставление профес­сиональных намерений школьников с особенностями их пси­хоэмоционального статуса, способностью адаптироваться позволяет давать дифференцированные рекомендации о предпочти­тельном характере будущей работы. Так, для подростков с социальной дезадаптацией не подходят профессии типа «человек — человек», а с вегетативной неустойчивостью нежелательны профессии, связанные с нервно-эмоциональным напряжением, выраженными статическими нагрузками, работой на высоте и т.д.

Школьники нуждаются в помощи медицинских работников при выборе профессии, так как они склонны переоценивать свои силы и возможности и не знакомы в требованиями, которые различные профессии предъявляют к организму. Эту помощь им призваны оказать педиатры школ, врачи различных специальностей детских поликлиник, а также врач по гигиене детей и подростков санитарно-эпидемиологической службы.

Особое внимание врачам лечебного профиля и специалис­там профилактической медицины следует уделять влиянию профессионально-производственных факторов, вызывающих неблагоприятные реакции ведущих физиологических систем организма подростков и приводящих к срыву адаптационных механизмов их организма. При этом важно формировать у учащихся школ адекватную профессиональную направленность с учетом состояния здоровья и индивидуальных психофизиологических особенностей организма.

Конкретные задачи санитарного врача:

1) составление санитарной характеристики профессий, по которым осуществляется подготовка школьников и учащихся ПТУ, с целью прогнозирования влияния производственных условий и трудового процесса на растущий организм;

2) контроль за соблюдением законодательства по охране труда при решении вопросов профессиональной ориентации подростков;

3) контроль за полнотой и своевременностью проведения врачебной профессиональной консультации в общеобразова­тельных школах и других учебных заведениях;

4) просветительная работа среди школьников, родителей и педагогов по медицинским аспектам профессиональной ориентации.

Одним из важных инструментов проведения медико-физи­ологической профессиональной ориентации являются деталь­ные профессиограммы, отражающие весь комплекс требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к организму человека. Профессиограмма для проведения медико-физиоло­гической профессиональной консультации включает следующие разделы: 1) санитарно-гигиенические условия — «вредность труда»; 2) тяжесть труда; 3) напряженность труда; 4) профес­сионально значимые функции и качества.

«Вредность» профессии характеризуется следующими факто­рами: температурой воздуха, влажностью, излучением, осве­щенностью, наличием шума, вибрации, токсичных веществ, пыли, а также биологическими факторами.

Блок профессиограммы «тяжесть» труда состоит из элементов: 1) переносимый груз в килограммах; 2) расстояние переноски груза в метрах; 3) перемещения (ходьба) за смену и километрах; 4) статическая нагрузка; 5) рабочая поза.

Блок «нервная напряженность» труда включает следующие элементы: 1) сменность; 2) продолжительность смены; 3) чис­ло объектов одновременного наблюдения; 4) длительность со­средоточенного наблюдения; 5) характер деятельности; 6) темп работы; 7) размер объекта труда; 8) монотонность.

Для быстрой ориентации при проведении профессиональ­ной консультации может использоваться примерная группиров­ка профессий, отражающая специфику и степень требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к состоянию здоровья и функциональным способностям работающего (табл.5.10).

Стандартами Международной организации труда (МОТ) ми­нимальный возраст для приема на работу определен 15 годами. Международные стандарты позволяют выполнять «легкую рабо­ту» детям в возрасте от 13 до 15 лет. При этом легкой счита­ется работа, не вредная для здоровья и развития ребенка, не препятствующая посещению им школы, участию в профессиональ­ной ориентации и программах подготовки, одобренных компетентными органами.

Среди профессий добывающих и перерабатывающих отраслей (угольная, горнорудная, нефтяная, химическая, металлургическая) около 90 % составляют профессии с тяжелыми и вредными условиями труда, запрещенные для использования труда подростков, среди оставшихся 5 % профессий по реальным условиям труда тоже могут быть отнесены к их числу.

Среди профессий, относящихся к транспорту и связи, 86 % запрещены для использования труда подростков из-за высо­кой степени ответственности, особенно для профессии води­теля.

В энергетике, электрическом и электронном производствах, строительстве, деревообработке, целлюлозно-бумажной промышленности, металлообработке 54—60 % основных профессий, по которым ведется профессиональная подготовка в ПТУ, относятся к профессиям с тяжелыми и вредными условиями труда. По санитарным характеристикам еще около 20 % профессий строительной индустрии и деревообрабатывающей промышленности могут быть отнесены по условиям труда к числу тех, где применение труда подростков нежелательно, а профессиональное обучение требует строгой регламентации. В области энергетики, электротехнического и электронного производства число таких профессий составляет около 10 %.

В легкой промышленности и полиграфии 25 % профессий входят в список профессий, запрещенных для применения труда несовершеннолетних; еще в 6 % профессий имеются ограничения для последних в отдельных видах работ.

В жилищно-коммунальном хозяйстве и учреждениях куль­турно-бытового обслуживания около 18 % профессий с тяже­лыми и вредными условиями труда, по остальным професси­ям возможно использование труда подростков, в том числе и с отклонениями в состоянии здоровья.

В настоящее время разрабатываются регламенты, запреща­ющие не только труд, но и профессиональное обучение под­ростков. К таким работам относятся те, при которых возмо­жен контакт с химическими веществами 1-го и 2-го классов опасности, лазерами, виброинструментом, ионизирующим излучением; работы на высоте, со взрывоопасными и легковоспламеняющимися веществами, в барокамерах; тяжелые рабо­ты с перемещением грузов выше норм, установленных для подростков, работы в условиях риска, дефицита времени; работы, способные оказывать отрицательное влияние на моральное состояние (работы на бойнях, в моргах, крематориях).

В настоящее время в нашей стране в отличие от других стран мира отсутствуют современные нормативно-правовые документы по труду несовершеннолетних. Как правило, подобные до­кументы предусматривают также механизм контроля за соблю­дением безопасных условий труда, ответственность работодателя за создание нормальных условий труда.

Проблемы трудоустройства и охраны здоровья подростков, как работающих, так и получающих профессиональное образование, осложняются. В производстве растет доля устаревшего техноло­гического оборудования, снижаются затраты на охрану труда, что закономерно ухудшает его условия. Повышаются аварийность и травматизм, особенно в коммерческом секторе. Все это в еще большей степени актуализирует проведение профессиональной консультационной работы среди детей и подро


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.