Влияние профессионально-производственных факторов на организм подростков — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Влияние профессионально-производственных факторов на организм подростков

2021-06-30 28
Влияние профессионально-производственных факторов на организм подростков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Профессионально-техническое образование является важным звеном хозяйственного комплекса. Переход подростка из об­щеобразовательной школы в ПТУ ведет к резкой смене его

социальной позиции: происходит ломка сложившегося «школьного» стереотипа. Одновременно вследствие сочетания учебной и трудовой деятельности увеличивается суммарная нагрузка, происходит первый контакт подростков с факторами производственной среды. Все это, особенно на начальном этапе обучения, создает определенные трудности для роста, развития и сохранения здоровья подростков. К этому добавляются кардинальные проблемы подросткового возраста. Сам по себе подростковый возраст в онтогенезе считается «фактором риска», что обусловливает необходимость пристального внимания к профессиональному обучению подростков.

В процессе обучения подростки могут контактировать с подавляющим большинством неблагоприятных физических факторов и со многими химическими агентами, поэтому необходимо знать специфику реакции организма подростка на профессионально-производственные факторы: неблагоприятные метеорологические условия, производственный шум, промышленную пыль, химические вещества, физические нагрузки.

Метеорологические условия производственной среды могут характеризоваться как повышенной, так и пониженной темпе­ратурой воздуха. С повышенной температурой воздуха подрос­тки могут контактировать в «горячих» цехах металлургическо­го производства, металлообрабатывающей промышленности, в текстильном, кондитерском, кулинарном производствах, фар­форо-фаянсовой промышленности.

Терморегуляция подростков имеет специфические особенности реакции их сердечно-сосудистой системы при работе в 1 горячих цехах:

• гипер- и неадекватная реакции, указывающие на нару­шение процессов терморегуляции и гемодинамики;

• затягивание процессов восстановления функционально­го состояния организма подростков.

ЧСС у обучающихся профессии сталевара у мартеновской печи достигает 120—140 ударов в минуту, а с увеличением тяжести производственной операции и интенсивности обучения может достигать в отдельных случаях 170—200 ударов в минуту. Систолическое артериальное давление тотчас после выполнения производственных операций у печи повышается, затем довольно быстро снижается ниже исходного уровня; падает и диастолическое давление (иногда до 20—30 мм рт.ст.). Восстановление частоты пульса, артериального давления у подростков после производственных операций затягивается до 1 ч и более. Температура тела во время и после работы у печи значительно повышается: до 37,6—38,3 °С, а иногда до 39,4 °С, что свидетельствует о выраженных нарушениях у юношей про­цессов терморегуляции во время работы в «горячих» цехах. Все эти нарушения держатся довольно длительное время и после

прекращения работы. К концу рабочего дня пульс, температу­ра тела и частота дыхания превышают исходные (дорабочие) величины, а уровень давления ниже. Эти показатели, как пра­вило, не восстанавливаются в течение 0,5—1-часового отдыха после работы.

У подростков, работающих в одних и тех же цехах со взрос­лыми рабочими и выполняющих даже меньший объем физи­ческих нагрузок, чем взрослые, температура кожи и тела по­вышается быстрее и в большей степени, сдвиги гемодинами­ки более выражены, восстановление более медленное. Регуляторные механизмы у подростков менее совершенны, у них меньшие функциональные возможности. Диапазон колебаний температуры окружающей среды, с которыми «справляется» терморегуляция подростка, меньший, вследствие чего напря­жение и нарушение процессов терморегуляции появляются в юношеском возрасте при менее высокой температуре воздуха.

Хроническое действие нагревающего микроклимата, несмот­ря на менее длительный по сравнению со взрослыми контакт, вызывает ряд изменений в состоянии здоровья подростков. У них чаще развиваются неврологические расстройства в виде вегетативной дисфункции, астеновегетативного синдрома, из­менения функционального состояния сердечно-сосудистой системы с тенденцией к артериальной гипотензии, нарушению ритма и процессов метаболизма в миокарде. Чаще развиваются нарушения желудочно-кишечного тракта, явления гиповитами­ноза.

Показатели заболеваемости с временной утратой трудоспо­собности у подростков «горячих» цехов выше, чем у их свер­стников других профессий: чаще возникают производственный травматизм, простудные заболевания, желудочно-кишечные и гнойничковые болезни кожи.

С пониженной температурой воздуха подростки могут кон­тактировать при обучении профессиям строительного профи­ля, судостроительным работам, на лесозаготовках, рыбных промыслах, в сырьевых цехах мясоперерабатывающей промыш­ленности. При действии холода хорошее самочувствие сохра­няется у подростков при температуре тела на 3—5 °С выше, чем у взрослых. Следовательно, при воздействии одних и тех же температур окружающей среды состояние дискомфорта наступает у подростков раньше. Все физиологические сдвиги при воздействии холода у них более выражены: значительно повы­шаются температура кожи, порог тактильной чувствительнос­ти, снижается мышечная выносливость. Увеличение теплопро­дукции при работе в условиях низких температур наступает у подростков по сравнению со взрослыми при менее низких показателях температуры и меньшей скорости движения воз­духа. Таким образом, охлаждение у подростков наступает быс­трее и при менее низких температурах окружающей среды.

Местное переохлаждение кистей рук вызывает у подростков, обучающихся в сырьевых цехах мясоперерабатывающей промыш­ленности, довольно быстрое (через 1—2 года) развитие заболе­ваний периферической нервной системы конечностей в виде начальных форм Холодовых вегетативных полиневритов верхних конечностей, вегетативных невралгий. Эти заболевания разви­ваются у подростков чаще и быстрее, чем у взрослых рабочих, занятых в аналогичных профессиях. Организм девушек значитель­но более чувствителен к переохлаждению, чем юношей.

Подростки подвергаются воздействию производственного шума при освоении профессий в судостроении, ткацком и кузнечно-прессовом производстве, многих станочных профессий.

Установлена повышенная чувствительность организма подро­стков к воздействию шума всех параметров. Слуховой анализа­тор в юношеском и подростковом возрасте более чувствите­лен к шуму, чем в зрелом. Величина смещения порогов и вре­мя их восстановления находятся в прямой зависимости от интенсивности шума. Восстановление слуховой чувствительно­сти после действия шума у подростков идет более длительное время, чем у взрослых.

Данные биоэлектрической активности мозга подростков и функциональное состояние их слухового анализатора указыва­ют на выраженные неблагоприятные изменения: замедляются темпы возрастного развития ЦНС и снижается уровень ее фун­кционального состояния (в корковом представительстве слу­хового анализатора), снижается слуховая чувствительность. Воздействие на организм подростков 15—17 лет шума с уров­нем 96—105 дБ повышает чувствительность особенно после 3 ч работы (наибольшее повышение порога слуховой чувствитель­ности на частотах 4000 и 7000 Гц). При действии шума ПС-75, 80, 85, 90 у 16-летних подростков по сравнению с 17-летними наблюдаются более выраженные изменения функционального состояния организма подростков — слухового анализатора, ЦНС и сердечно-сосудистой системы.

При ежедневном воздействии интенсивного шума в течение рабочего дня у подростков могут произойти необратимые про­цессы в кохлеарном органе уже через 1—2 года. Таким обра­зом, уровни шума, являющиеся нормативными для взрослых, вредны для подростков. Подростки менее устойчивы к действию шума, чем взрослые.

Многие производства характеризуются значительным содер­жанием пыли в воздушной среде. Работа подростков в «пыле­вых» цехах должна быть ограничена, а в силикозоопасных про­фессиях — лицам моложе 20-летнего возраста запрещена. Установлена прямая зависимость между частотой «пылевой» па­тологии и возрастом начала работы с пылью. При одинаковых концентрациях пыли в воздухе рабочих помещений пневмокониоз в молодом возрасте развивается быстрее и протекает более неблагоприятно, чем у лиц зрелого возраста. Наиболее ус­тойчивы к воздействию пыли лица 21—25 лет. Эксперименталь­ные данные также свидетельствуют, что склеротические реак­ции в легочной ткани у молодых животных появляются быст­рее, чем у взрослых.

Оценка внешнего дыхания у девушек-прядильщиц 15—17 лет показала, что уже через 3 ч после начала работы в цехе у них заметно снижаются жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мощ­ность воздушной струи на вдохе и особенно на выдохе, время произвольной задержки дыхания — проба Штанге. К концу рабочего дня снижение показателей становится еще более выраженным. Эти преходящие функциональные сдвиги, кумулируясь, способствуют развитию более стойких изменений органов дыхания. У девушек-прядильщиц за сравнительно ко­роткий срок работы (до 3 лет) развиваются изменения слизи­стой оболочки верхних дыхательных путей субатрофического, реже атрофического характера. Частота заболеваний верхних дыхательных путей у них выше, чем у сверстниц, обучающихся станочным, радиотехническим и даже строительным специальностям. Значительно чаще у подростков-прядильщиц отмечаются бронхиты, иногда сопровождающиеся астмоидным компонентом.

Подростки обладают повышенной чувствительностью, в частности меньшей устойчивостью слизистой оболочки верхних дыхательных путей к воздействию пыли.

Лицам, не достигшим 18-летнего возраста, работа в хими­ческой промышленности законодательством запрещена. Однако обучение в училищах некоторым профессиям химического производства разрешено при условии, чтобы к началу производственной практики в основных цехах учащимся было не менее 18 лет. К таким относятся ряд категорий работ в нефтехимической промышленности, производстве полимеров, минеральных удобрений, различных химических веществ.

Со многими химическими вредными веществами подрост­ки могут контактировать при обучении и работе в других от­раслях промышленности: строительстве (возможен контакт с органическими растворителями, нитросоединениями), судо­строении (окислы азота, соединения марганца, фтора, свинец), машиностроении (пары цветных металлов, смазочно-охлаждающая жидкость), радиотехнической промышленности (пайка свинецсодержащими сплавами), текстильной промышленности, резино-техническом производстве; полиграфии и др.

Многочисленными исследованиями установлено, что рабо­та подростков в условиях воздействия химических агентов, даже в допустимых концентрациях, небезразлична для их организ­ма и может приводить к возникновению отклонений в состо­янии здоровья, которые у взрослых, работающих в тех же ус­ловиях, отсутствуют.

Наблюдения показали, что у подростков, работающих в контакте с небольшими концентрациями свинца, отмечается повышенная чувствительность к этому яду. При сравнительно не длительном контакте (через 1—2 года) у многих развива­ются характерные изменения крови (анемия, ретикулоцитоз, базофильная зернистость), выделение гематопорфирина с мочой. Выявлено депонирование свинца в организме.

У подростков, обучающихся на производствах по выработке минеральных удобрений, контактирующих с аммиаком и окислами азота, довольно быстро развиваются субатрофические катары верхних дыхательных путей, и их частота нарастает по мере увеличения времени работы в цехах. Частота патологии ЛОР-органов среди подростков этого производства крайне велика (59 %), что связано со специфическим раздражаю­щим действием аммиака и окислов азота на органы дыхания.

Установлена повышенная чувствительность (более чем в 3 раза) молодого организма к сероуглероду. У подростков, ра­ботающих в цехах искусственного и синтетического волокна, в которых концентрации сероуглерода в 6 раз ниже ПДК, в период 2-летнего наблюдения отсутствовали неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья. Это свидетельствует о допустимости работы подростков только в таких условиях — при низ­ких концентрациях сероуглерода в цехах.

На нефтеперерабатывающих заводах доминирующим факто­ром является воздействие на подростков предельных, непредельных и ароматических углеводородов в сочетании с сернистыми соединениями в концентрациях, как правило, не превышающих ПДК. Однако при этом были выявлены изменение реактивности организма, замедление физического развития, повышение показателей патологической пораженности и заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

У девушек, контактирующих с бензином в цехах, где концентрации его не превышают предельно допустимых (клейщицы-сборщицы резиновой обуви), уже к концу годичной работы в цехе развиваются отчетливые неблагоприятные изменения в состоянии здоровья: дисменорея (у 10 % наблюдаемых) 1 и гипотензия, частота которой увеличивается за год в 10 раз. 1 Низкие показатели артериального давления выявляются к концу годичной работы в цехе у 20 % подростков. Почти у ⅓ девушек, работающих в таком цехе, появляются функциональные изменения нервной системы (вегетативная дисфункция), носовые кровотечения. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности у контактирующих с бензином выше, чем в других профессиональных группах девушек того же училища.

Экспериментальными исследованиями возрастной чувстви­тельности к химическим веществам установлена пониженная устойчивость молодого организма ко многим промышленным ядам: четыреххлористому углероду, бензину, дихлорэтану, сернистому газу, нитриту натрия. Причины и механизмы повышенной чувствительности подростков к химическим агентам до конца не изучены. Однако несомненно, что физиологичес­кие особенности подросткового возраста: снижение порога возбудимости ЦНС, неустойчивость эндокринных регуляций, повышенная вегетативная реактивность, большая скорость кровотока и легочной вентиляции — являются одними из важ­ных звеньев в цепи этих причин. Большое значение имеют также пониженная способность организма подростков к обезврежи­ванию этих веществ, большая чувствительность тканей организма к химическим агентам. Даже при непродолжительном контакте подростков с химическими агентами в концентраци­ях ниже предельно допустимых наблюдаются неблагоприятные реакции неспецифического характера:

• снижение иммунобиологической реактивности;

• анемия;

• функциональные нарушения нервной и сердечно-сосуди­стой систем;

• снижение темпов физического развития;

• аллергические реакции.

Таким образом, растущий организм не обладает достаточной способностью адаптироваться к химическим веществам, поэто­му целесообразно более «жесткое» гигиеническое нормирование содержания химических веществ в окружающей производственной среде. Однако в настоящее время регламентация влияния химических веществ на организм детей осуществляется не ПДК, а сокращением времени, более поздним контактом с химичес­кими соединениями при освоении профессии.

Механизация и автоматизация производственных процессов не исключают ручного физического труда, а в ряде отраслей промышленности он по-прежнему занимает довольно большое место. Положительное влияние физического труда на организм является бесспорным фактом. Не представляет исключения в этом отношении и организм подростка. Однако при одинако­вой со взрослыми по тяжести и длительности физической на­грузке у подростков наблюдаются более высокие показатели ЧСС, снижения уровня диастолического давления, более дли­тельный период восстановления гемодинамики. У подростков менее совершенны и реакции аппарата внешнего дыхания: уси­ление легочной вентиляции при физической нагрузке проис­ходит у них чаще за счет увеличения частоты, а не глубины дыхания. При одинаковой со взрослыми нагрузке величина кислородного долга у подростков большая — следовательно, одна и та же работа достигается у них ценой больших усилий и энергозатрат, чем у взрослых.

У подростков отмечаются более раннее развитие утомления, сниженная выносливость при статическом напряжении. Эти особенности влияют на характер кривой их работоспособности в течение рабочего дня: небольшой период высокой работоспособности, снижающейся после 2,5—3 ч работы, резкое падение производительности во второй половине дня и более про­должительный период ее восстановления (рис. 5.6).

Характер реакции организма подростков на физическую на­грузку при прочих равных условиях (состояния здоровья, внешней среды, в которой выполняется работа, и др.) зависит от возра­ста, пола и уровня физического развития подростка. У подрос­тков более младшего возраста физическая нагрузка вызывает большую напряженность функций сердечно-сосудистой и ды­хательных систем, большую возбудимость нервно-мышечного аппарата, у них более низкая эффективность энергозатрат.

В специфике реакции организма подростка на физическую нагрузку важную роль играют особенности нервной деятельности. Для ЦНС подростка характерны широкая генерализация возбудительного процесса и длительное его последствие.

Установлено, что напряжение одних и тех же групп мышц может приводить у подростков к довольно быстрому развитию хронических заболеваний в виде миалгии, миозита, тендомиозита, миофасцита. Динамические наблюдения за подростками-строителями, прядильщицами, ткачами, электросварщиками свидетельствуют, что уже в течение 1—2 лет обучения у многих из них появляются характерные симптомы начальных явлений заболевания мышц работающей руки. У подростков-штукатуров миозиты, тендомиозиты, периартриты плечевого сустава могут диагностироваться через 1—3 года после начала освоения профессии. Характерно и то, что частота заболеваний рук вследствие перенапряжения резко возрастает у под­ростков после окончания обучения и начала самостоятельной работы в цехах. Это совпадает и со значительным увеличением объема нагрузки в связи с требованиями, предъявляемыми к подросткам как к взрослым рабочим, и свидетельствует о по­вышенной чувствительности подросткового организма, в час­тности их мышечной системы, к локальному перенапряжению. Основные особенности реакций организма подростка на физическую нагрузку:

• большая (чем у взрослых) выраженность физиологичес­ких сдвигов, особенно сердечно-сосудистой и дыхатель­ной систем, большая мобилизация энергетических ресур­сов, даже при сравнительно меньших энерготратах;

• часто неадекватные объему и длительности физической нагрузки физиологические реакции систем, особенно ге­модинамики;

• меньшая физическая работоспособность, выражающаяся в более продолжительном периоде врабатываемости, ко­ротком периоде устойчивой работоспособности, более бы­стром наступлении утомления. Это отражает также неэко­номное функционирование систем в условиях физического напряжения, способствующее более быстрому истощению резервных возможностей организма подростка;

• длительный период восстановления физиологических реакций после нагрузки;

• отчетливые возрастно-половые различия — менее совер­шенные реакции у подростков младшего возраста (14— 15 лет), у девушек в сравнении с юношами и у подрос­тков с отставанием физического развития;

• малая устойчивость мышечной системы верхних конеч­ностей к систематическому мышечному напряжению. Это обусловливает быстрое перенапряжение ее и развитие про­фессиональных заболеваний работающей руки.

Адаптация подростков к профессионально-производственным факторам в процессе обучения также имеет особенности. Ди­намика физиологических показателей основных систем орга­низма подростков показывает, что в целом обучение в ПТУ соответствует их возрастным функциональным возможностям и не оказывает отрицательного влияния на их рост и развитие. Благоприятная динамика функционального состояния ЦНС,

мышечной и сердечно-сосудистой систем наблюдается практически во многих профессиональных группах в течение 1-го года обучения. У большого числа подростков регистрируются укорочение латентных периодов хронорефлексометрии, увеличение объема перерабатываемой зрительной информации, уве­личение показателей мышечной выносливости, снижение ЧСС, сохраняется возрастная тенденция к некоторому повышению артериального давления. Эти изменения в основном отражают характер организации учебно-производственного процесса: на 1-м курсе большая часть времени отводится теоретическим дисциплинам, к освоению которых учащиеся подготовлены предшествующей учебой в школе, и овладение ими не вызывает значительного напряжения физиологических систем.

Общая положительная направленность изменений функционального состояния подростков в процессе обучения не исключает неблагоприятной динамики физиологических показателей у учащихся профессиональных групп. Так, у будущих химиков и металлургов уже на 1-м курсе отмечается менее благоприятная динамика ряда показателей: снижаются объем перерабатываемой зрительной информации и мышечная выносливость.

На 2-м году обучения неблагоприятная динамика физиологических показателей отмечается значительно чаще, что отражает увеличение суммарной нагрузки и изменение ее характера в этот период. У всех учащихся в конце года (особенно в период летней практики) регистрируются сниженные показатели мышечной выносливости, объема перерабатываемой информации, отмечается тенденция к повышению ЧСС. Наиболее выраженные сдвиги функциональных систем на 2-м курсе обучения выявляются в группах учащихся-металлургов и химиков. На 3-м курсе динамика физиологических показателей более стабильная: изменения функционального состояния в дни практики менее выражены, что связано с повзрослением подростков и определенной адаптацией их к условиям производства.

Итак, выраженные изменения физиологических систем, свидетельствующие о значительном напряжении функционального состояния, отмечаются у учащихся ПТУ химического и металлургического профилей.

Адаптация к обучению сопровождается существенными сдвигами в физиологических системах. При этом они тем более су­щественны, чем активнее и сложнее комплекс профессионально-производственных факторов. В основе совершенствования функционирования физиологических систем учащихся к концу обучения лежат как возрастные изменения, так и процес­сы адаптации к комплексу учебно-производственных факторов.

Вопрос о том, какой из этих механизмов играет более важ­ную роль, имеет принципиальное значение как для теории гигиены профессионального обучения и труда подростков, так и для практики здравоохранения и профтехобразования, прежде всего при определении минимального возраста начала обуче­ния подростков в ПТУ различного профиля и сроков обуче­ния в них, а также при решении проблемы привлечения под­ростков разного возраста к производственному труду в народном хозяйстве.

Согласно концепции профессора И.А.Арнольди, в процессе развития приспособительных реакций на неблагоприятные фак­торы у подростков различают 3 фазы: первая характеризуется напряжением всех систем, в первую очередь тех, на которые направлено основное действие агента, и отражает повышен­ную чувствительность организма подростков; для второй ти­пично снижение чувствительности к воздействию фактора, вследствие чего реакции становятся более умеренными и от­ражают процесс становления приспособления организма; тре­тья — характеризуется стабилизацией процесса, отсутствием выраженной динамики сдвигов, что может рассматриваться как наступление адаптации.

Для объяснения физиологических и патологических изме­нений в организме при различных видах деятельности, осуще­ствляемых в иерархии функциональных систем организма че­ловека, широко используется гипотеза бинарной регуляции дея­тельности человека [Рудный Н.М. и др., 1979; Давиденко Д.Н., 1984]. Согласно этой гипотезе, помимо общесистемной регу­ляции, обеспечивающей формирование и работу единой фун­кциональной системы выполнения определенного вида деятель­ности, существуют относительно независимые механизмы ре­гуляции двух подсистем: процесса деятельности и базовых физиологических функций. Первый механизм осуществляет формирование способа выполнения действий, второй обеспе­чивает гомеостатические и адаптационные изменения физио­логических систем.

Выделяют 4 типа взаимодействия этих механизмов и соот­ветственно 4 фазы изменения работоспособности и функцио­нального состояния организма. Первая фаза — относительно независимого функционирования двух подсистем, вторая — первично-компенсирующего взаимодействия, когда снижают­ся менее значимые показатели деятельности или, наоборот, ухудшается состояние отдельных физиологических систем в интересах достижения приоритетных задач либо обеспечения адекватного состояния наиболее важных для жизнедеятельно­сти функций. Эта фаза характерна для функционального состо­яния организма многих подростков и позволяет объяснить тот индивидуальный разброс данных о функциональном состоянии физиологических систем организма подростков, который ис­следователи нередко регистрируют в процессе своих исследо­ваний: у одних детей снижается результативность учебной де­ятельности при нормальном уровне функционирования физи­ологических систем, у других на фоне положительных резуль-

татов освоения профессии рано регистрируются существенные сдвиги в основных органах и системах.

В третьей фазе вторично-компенсирующего взаимодействия происходят общее снижение работоспособности и перестрой­ка приспособительно-компенсаторных механизмов регулирова­ния на новый, резервный уровень. Именно переход в эту фазу чреват развитием переутомления, предпатологических состоя­ний у подростков и формированием повышенного уровня за­болеваемости. Четвертая фаза — декомпенсация, когда в «ин­тересах» одной из подсистем происходит «отключение» или нарушение регуляции второй подсистемы. Уход части подрос­тков из училищ обусловлен именно развитием этой фазы, так как им очень тяжело физически осваивать профессию, или формированием у них заболеваний, требующих длительного лечения и оформления академического отпуска. К сожалению, у подростков, осваивающих рабочие профессии, изменения, регистрируемые в основных физиологических системах, нередко укладываются во все указанные фазы. Это подтверждается и динамикой показателей состояния здоровья подростков. К концу 1-го года обучения среди тех, кто осваивал профессии хими­ческого и металлургического профилей, число здоровых лиц (I и II группы здоровья) уменьшается с 96 до 81 %, среди учащихся ПТУ машиностроительного профиля — с 79 до 72 %. К концу 2-го года обучения в динамике распределения учащихся по группам здоровья по сравнению с концом 1-го курса существенных изменений не происходит. Исключение составляют учащиеся ПТУ химического профиля, среди которых число практически здоровых продолжает уменьшаться. К концу 3-го курса наиболее благоприятные показатели в распределении учащихся по группам здоровья отмечаются в ПТУ сель­скохозяйственного профиля. Не происходит существенных изменений этого распределения среди учащихся-машинострои­телей. Неблагоприятная динамика выявляется в металлургичес­ких и горных ПТУ. Среди этих учащихся число лиц, страдаю­щих хроническими заболеваниями, увеличивается к концу 3-го курса более чем в 4 раза. В группе подростков, обучаю­щихся профессиям химического профиля, число хронических больных к концу обучения увеличивается более чем в 2 раза. Анализ данных о степени напряжения функционального состояния организма и работоспособности учащихся, состоянии их здоровья в училищах различного профиля и с различными сроками обучения позволяет выделить основные группы биологических и учебно-производственных факторов, влияющих на особенности приспособительных реакций подростков в ответ на комбинированное воздействие учебных и профессионально-производственных нагрузок. К ним относятся возрастно-половые особенности учащихся; индивидуальные особенности орга­низма подростков, определяющие их функциональную готовность к профессиональному обучению; условия учебно-производственной среды; организация режима учебно-производствен­ной деятельности.

Менее адекватные реакции на внешние раздражители под­ростков по сравнению со взрослыми обусловлены различной степенью морфофункциональной зрелости основных систем. У 15-летних подростков самый низкий уровень силы нервной системы, низкая подвижность нервных процессов и выражен­ное преобладание возбудительного процесса над тормозным. Девушки отличаются от юношей более низким уровнем силы нервной системы, преобладанием процессов торможения над возбуждением.

Возрастные и половые различия чувствительности неодина­ковы для разных анализаторов: быстрота зрительного различе­ния у подростков обоего пола с возрастом улучшается; при этом у юношей она выше, чем у девушек; тактильная чувствитель­ность одинакова у юношей и девушек разного возраста; проприоцептивная чувствительность у юношей характеризуется значительным ухудшением в 16-летнем возрасте, у девушек же она снижается в возрасте 17—18 лет и старше. Все это свиде­тельствует о незавершенности созревания мозговых структур подростков.

Чем младше подросток, тем менее совершенны механизмы центральной регуляции, направленные на поддержание гомеостатического равновесия. Поэтому ответные реакции младших под­ростков на воздействие среды носят более генерализованный ха­рактер, включают выраженный вегетативный компонент, и «физиологическая стоимость» этих реакций для организма зна­чительно больше.

При обучении в условиях учебно-производственной среды, соответствующей нормативным, динамика всего комплекса психофизиологических показателей подростков не имеет суще­ственных возрастных различий. В условиях превышения ПДК, ПДУ для одного или нескольких факторов выявляются четкие возрастные различия. Половые различия имеют обратную за­висимость. В благоприятных условиях обучения отмечаются раз­личия в реакциях юношей и девушек. У девушек выявляется достоверное и более выраженное ухудшение физиологических показателей. При обучении в неблагоприятных условиях среды выраженность половых различий становится меньшей. Однако это происходит не за счет улучшения функционального состо­яния девушек, а за счет большей выраженности сдвигов у юношей.

Важную роль играют индивидуальные особенности подрос­тков в системе их взаимоотношений с учебной и производ­ственной средой. Установлено различное влияние профессио­нально-производственных факторов на организм подростка в зависимости от исходного состояния здоровья. Одни и те же

производственные факторы у подростков I группы здоровья в сочетании с высоким уровнем развития их адаптационных ме­ханизмов приводят к еще большему укреплению их здоровья и оптимизации функционального состояния. Иначе эти же факторы действуют на учащихся III, а иногда и II групп здо­ровья. У них в динамике обучения нарастает частота неблаго­приятных изменений нервной и сердечно-сосудистой систем, снижается слуховая чувствительность (среди учащихся ПТУ ткацкого профиля), растет заболеваемость с временной утра­той трудоспособности. Установлено, что динамика работоспо­собности и функционального состояния молодых работниц в течение 1-го года самостоятельной работы также во многом определяется исходным (при поступлении в ПТУ) состояни­ем их здоровья.

Существенную роль играет биологическая зрелость подрост­ка в адаптации ко всему комплексу учебно-производственных факторов. Биологически «незрелые» подростки отличаются от своих сверстников более низкими показателями спирометрии, динамометрии, длины и массы тела, более высоким уровнем острой и хронической заболеваемости.

Отставание от сроков возрастного развития является важным фактором риска для учащихся ПТУ.

При оценке адаптации подростков к профессиональному обучению должны также учитываться индивидуальные особен­ности высшей нервной деятельности. Изменения нервной и сердечно-сосудистых систем при монотонно-конвейерном про­изводстве более выражены у низковозбудимых лиц. Изменения картины крови, функционального состояния слухового анали­затора, динамика заболеваемости в процессе обучения, напро­тив, чаще отмечались у девушек с высоким уровнем возбуди­мости. Все это свидетельствует о сложности влияния комплек­са факторов производственного обучения: учащиеся с повы­шенным исходным уровнем возбудимости более устойчивы к монотонии, с пониженным — к факторам производственной среды. Оптимальный характер реагирования наблюдается у уча­щихся, отнесенных по уровню возбудимости ЦНС к средней группе.

Уровень индивидуальных профессионально важных качеств коррелирует с успешностью овладения профессией, а также имеет большое значение в физиологической адаптации к фак­торам учебно-производственной среды. Степень профессиональ­ной пригодности влияет на динамику функционального состо­яния не только в процессе обучения в ПТУ, но и в течение первого года самостоятельной работы на производстве. У тка­чих с более высоким исходным уровнем развития профессио­нально важных качеств сменная нагрузка на первом году ра­боты вызывает менее выраженные сдвиги хронорефлексометрии, артериального давления, умственной и физической ра­ботоспособности.

Важной группой факторов, влияющих на особенности адап­тации подростков к профессиональному обучению, являются условия учебно-производственной среды. Место проведения про­изводственного обучения оказывает выраженное влияние на реакции организма подростков. При проведении производствен­ного обучения в цехах базовых предприятий неблагоприятные реакции основных физиологических систем выявляются в 1,5— 2 раза чаще, чем при обучении в учебных мастерских. Степень распространенности этих неблагоприятных реакций тем выше, чем в более раннем возрасте начинается производственное обучение на предприятиях. Производственное обучение, про­водимое на промышленных предприятиях химического, метал­лургического и ткацкого профилей с выраженными неблаго­приятными условиями труда, способствует появлению небла­гоприятных реакций организма учащихся в 3—5 раз чаще, чем на предприятиях машиностроительного профиля (в цехах хо­лодной обработки металла). Это проявляется в существенных и достоверных различиях распространенности снижения мы­шечной выносливости, увеличении показателей хронорефлексометрии, нарушении дифференцировочных реакций среди уча­щихся-химиков по сравнению с подростками, обучающимися в ПТУ машиностроительного профиля (рис. 5.7). Различия в реакциях учащихся ПТУ разного профиля выявляются уже на 1-м курсе, но наиболее четкая разница в распространенности неблагоприятных сдвигов наблюдается на 2-м и особенно на 3-м курсах.

Углубленный анализ реакций физиологических систем у учащихся позволяет выявить наиболее «загруженные» системы, что отражает воздействие профессионально-производственных нагрузок, свойственных профилю ПТУ. Так, у ткачих отмечается наибольшая распространенность тахикардии и гипертензивных реакций в динамике рабочего дня, что отражает ин­тенсивный характер трудовой нагрузки и высокую степень на­пряженности труда. У учащихся ПТУ радиоэлектронного профиля к концу обучения наблюдаются достоверное снижение ЧСС и тенденция к снижению артериального давления. Это отражает влияние монотонности и гипокинезии, характерных для труда радиомонтажников. В группе металлургов к концу обу­чения отмечаются изменения в сердечно-сосудистой системе, проявляющиеся достоверным увеличением ЧСС и склонностью к гипотензии. Рост числа подростков с гипотензией в ПТУ химического профиля является одним из ведущих симптомов воздействия ряда химических веществ на организм.

Ранжирование профессиональных групп учащихся по степени неблагоприятного влияния комплекса профес<


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.