Педагогические аспекты катехизации — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Педагогические аспекты катехизации

2021-06-30 19
Педагогические аспекты катехизации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. В процессе катехизации возникают педагогические проблемы. Как свидетельствуют евангельские тексты, с ними сталкивался и Сам Христос. Обращаясь к толпам людей, Иисус использует притчи, стараясь таким образом приспособить Свое учение к мышлению слушателей. Он излагает его постепенно, учитывая затруднения учеников в его восприятии, и только во второй половине своего проповеднического служения Он прямо говорит о тех страданиях, которые Его ожидают; после чего, в самом конце, раскрывает перед ними Свою тождественность не только с Мессией, но и с Сыном Божиим. Следует также подчеркнуть, что в особо важных диалогах Он передает суть Своего Откровения, отвечая на вопросы собеседников и используя понятные им выражения. Иногда Он Сам задает вопросы, ставит проблемы.

Христос показал нам тем самым, что катехизическое наставление должно принимать различные формы, в зависимости от того, к каким группам людей или к каким отдельным лицам мы обращаемся. Он указал нам также на характер и допустимые пределы такой адаптации; Христос полностью излагал своим слушателям учение, возвещать которое Он и был послан, и несмотря на сопротивление слушателей преподал Свое учение со всеми вытекающими из него требованиями веры. Вспомните Его евхаристическую проповедь, произнесенную в день чудесного умножения хлебов: несмотря на то, что многие роптали и отошли от Него, Христос не переменил Своего учения и призвал учеников воспринять Его слова (ср.: Ин 6, 60-69). Передавая Своим слушателям всю полноту послания, Иисус Христос полагался на освящающую благодать Духа Святого, под воздействием которой слушавшие Его позднее поймут то, чего не поняли сразу (ср.: Ин 14, 26; 16, 13). Поэтому и мы, адаптируя катехизацию, не должны обеднять или искажать суть Божественного Откровения, но обязаны стремиться к тому, чтобы учение Христа было принято в согласии с верой, под воздействием благодати Духа Святого.

2. Следуя примеру Иисуса Христа - единственного Учителя, - Церковь старалась приспособить свои катехизические наставления к возможностям тех, кому она несла свет Евангельского учения. Эти усилия дают о себе знать особенно в наше время, когда налицо определенные успехи в области катехизической специализации: увеличилось число институтов, занимающихся подготовкой катехизаторов; проведены систематические исследования по методике катехизации; определены наиболее эффективные способы обучения. Хочется пожелать, чтобы эти усилия были продолжены и получили дальнейшее развитие. Проблемы адаптации катехизации многообразны и сложны, они обусловлены географическим местом и историческим временем проведения катехизации, и не исключена возможность возникновения подобных проблем и в будущем.

Необходимо заметить, что в современных условиях проблемы эти связаны с развитием новых средств массовой информации. Наряду с применением простых и традиционных форм катехизации, появляется возможность использовать в процессе катехизического обучения самые современные средства распространения информации. Церковь всячески поощряет попытки создать новые формы передачи евангельских истин. Следует приветствовать каждую положительную инициативу, предпринимаемую в этой области, и поддерживать тех, кто выступает первооткрывателями в сфере катехизации.

3. Катехизация не должна останавливаться на достигнутом в прошлом. Как уже было сказано мною в апостольском послании Catechesi tradendae, «необходимо постоянно обновлять катехизаторскую деятельность путем значительного углубления ее содержания, ее педагогических основ; поисков соответствующих языковых средств; использования новых форм эффективного распространения катехизических наставлений» (п. 17). Можно сказать, что катехизация, точно так же как и сама Церковь, устремлена к лучшему будущему, которое потребует активного взаимодействия всех заинтересованных лиц, а также доброжелательного отношения к поступательному развитию человеческого общества.

Необходимость обновления требует постоянного и точного анализа достигнутых результатов. Нельзя руководствоваться принципом, что все новое - хорошо и полезно; необходимо на опыте убедиться в эффективности избранного пути. Хотя за последнее время прилагалось немало усилий, направленных на развитие методов катехизации, все же нельзя игнорировать тот факт, что во многих местах отмечены многочисленные жалобы на недостатки и невысокую результативность некоторых новых методов. На Синоде 1977 г. были отмечены «упущения и даже пробелы во всем том, что было сделано до сих пор, наряду с несомненным продвижением вперед благодаря энергичной деятельности катехизаторов и многим обнадеживающим инициативам» (п. 17). Отмеченные недостатки должны побудить нас к основательному пересмотру применяемых методов и традиционных принципов.

4. На Синоде было подчеркнуто, что катехизическое обучение должно быть прежде всего естественным, систематичным и не основанным на импровизации. Безусловно, «застарелые привычные методы и рутина порождают закостенелость, равнодушие и всякого рода препятствия», но необходимо также признать, что «непродуманная импровизация вносит сумятицу в умы обучаемых - детей и их родителей - и становится причиной всякого рода ошибок, дезорганизации и в конце концов приводит к полной утрате единства» (там же).

Помимо систематичности, предусматривающей четко разработанную программу и цели катехизического обучения, на заключительном заседании Синода были названы еще три отличительные черты катехизации. Она должна «касаться всего того, что является самым основным и важным, не затрагивая спорных проблем и не превращаясь в теологическое исследование или в научный доклад; должна быть достаточно полной, то есть не довольствоваться только изложением первооснов христианской керигмы; катехизация должна стать всесторонним введением в христианское учение, освещающим все аспекты христианской жизни» (п. 21).

Желание передать христианское учение как можно полнее естественным образом вытекает из веры и любви, которые предполагают преданность целостному Божественному Откровению и стремление во всей полноте донести его до других. Главная основа катехизации - дух веры. И напрасными будут поиски самых лучших методик и их совершенствование, если не оживлены они духом веры. Научные аспекты педагогики не в силах заменить отсутствие веры. Именно вера побуждает катехизатора искать более совершенные методы изложения и распространения христианского учения. Вера - душа катехизации, вдохновляющая педагогический труд катехизатора.

С другой стороны, катехизация как одна из форм передачи Божественного Откровения, осуществляемой Церковью, и по содержанию, и по методам изложения должна соответствовать общим принципам этой передачи, базирующимся на нерасторжимой связи Священного Писания, Церковного Предания и Учительства Церкви (ср.: БО 10). Мы еще вернемся к этим принципам в наших последующих беседах.

(16. 01. 1985)

 

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.