Катехизация - путь к познанию Божественного Откровения — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Катехизация - путь к познанию Божественного Откровения

2021-06-30 23
Катехизация - путь к познанию Божественного Откровения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Как уже было упомянуто, катехизация - дело Церкви, распространяющей по всему миру Благую Весть и стремящейся сделать более глубоким приобщение христианина к таинствам, способствуя наиболее полному постижению тайн Христа.

Церковь в полной мере осознает, что с помощью катехизации, так же как и посредством евангелизации, она отвечает на самые насущные вопросы, которые рано или поздно возникают перед каждым человеком в течение его жизни. От кого произошел человек? Для чего он существует? Каковы его взаимоотношения с Богом и невидимым миром? Как ему следует поступать, чтобы достичь жизненной цели? Почему он подвержен страданиям и смерти, и в чем его надежда?

Катехизация дает ответ на эти вопросы словами Господа Бога. Цель катехизического наставления - разъяснить учение, которое возникло не в результате чьих-то личных изысканий, а является истиной, переданной человечеству посредством Божественного Откровения. Вот почему, неся людям истину о спасении, катехизическое наставление должно содержать в себе четко сформулированные основные вопросы, рождающиеся в душе человека, и сведения о том, как сам Господь ответил на них в Своем Откровении, наделив человека даром истины и жизни, превосходящим самые сокровенные чаяния (ср.: 1 Кор 2, 6-9). Цель катехизации - преподать непреложные истины, опирающиеся на непререкаемость Откровения.

2. Касаясь определенного круга проблем, катехизические наставления не должны сеять сомнений и вносить путаницу, - они призваны просвещать разум и укреплять его твердыми убеждениями. Безусловно, те ответы, которые дает катехизация, позволяют человеку только заглянуть в глубины тайны Откровения; но и в этом случае прикосновение к тайне несет свет человеческому разуму, хотя не все темные места проясняются, как бы долго ни длилась земная жизнь. Не все доступно нашему разуму, но и того, что мы способны понять, достаточно, чтобы пролить свет на основные истины и на смысл жизни.

Очень часто формулировки, принятые в катехизисах, построенных на целом ряде вопросов и ответов, самым конкретным и наглядным способом выявляют основную структуру катехизического поучения, которую можно определить как собеседование человека с Господом Богом. Это правда, что сам вопрос человека является богодухновенным и осенен светом Божественной благодати, а ответ Господа выражен ограниченными и несовершенными словами человеческого языка. И все же, речь идет действительно о чисто человеческих вопросах; о вопросах, в которые катехизическое наставление привносит свет Божественной премудрости.

Это означает, что катехизическое наставление, хотя и учитывает человеческую подоплеку рассматриваемых проблем, однако не ограничивается размышлениями чисто человеческого характера, не сводится только к рассуждениям, философским по своей природе, или к передаче только того, что вводит в проблематику Откровения. Катехизическое наставление имеет определенную цель: преподать верующим истины, явленные нам в Откровении, и помочь в восприятии этих истин; причем их нельзя преподносить в обедненном или ограниченном виде. Катехизическое наставление должно учитывать возможности тех, для кого оно предназначено, но не должно скрывать или исключать какую-либо часть Откровения, которое сам Господь Бог пожелал передать людям.

3. Было бы уместно напомнить здесь сказанное мною в апостольском наставлении Catechesi tradendae на тему о неразрывной целостности катехизации: «Чтобы дань его веры (ср.: Флп 2, 7) была совершенной, каждый ученик Иисуса Христа имеет право получить 'слово веры' (Рим 10, 8) - полное и цельное, во всей своей остроте и силе, оно не должно быть ни изуродовано, ни подделано, ни обеднено. И если кто-либо нарушает целостность Откровения в каком-то его пункте, то тем самым он выхолащивает саму катехизацию, ставя под угрозу те плодотворные результаты, которых вправе ожидать от катехизического наставления Сам Христос и община Церкви» (п. 30).

Иногда может случиться, что евангельское учение покажется трудным для объяснения и восприятия. В мире существует множество идей, противоречащих евангельскому учению; встречаются и такие люди, которые открыто противятся всему тому, чему учит Церковь. Тот, кто возьмет на себя труд катехизации, может - столкнувшись с упорным сопротивлением - поддаться искушению отступить, отказаться от мысли передавать христианское учение во всей его истинности и со всеми его жизненными требованиями, ограничившись только отдельными положениями этого учения, которые легче воспринимаются. Именно тогда он должен напомнить самому себе, что на него возложена обязанность передавать учение, которое превышает его разумение во всех отношениях: он должен постараться передать его в таком виде, в каком он сам его получил; и прежде всего ему необходимо помнить, что, совершая работу катехизатора, он может рассчитывать на Божию силу, с помощью которой ему удастся зажечь других своей верой, а под воздействием благодати Духа Святого его слово проникнет в сердца слушателей настолько, насколько оно отвечает той истине, выразить которую оно призвано.

4. Проблемы катехизации - это проблемы веры. Когда Церковь зарождалась, кто мог предположить, что небольшая группа учеников Иисуса Христа возьмет на себя труд евангелизации и катехизации всего человечества? Но именно так и произошло: христианское учение с самого начала овладело умами многих людей. Воздействие излитой тогда Божественной благодати продолжалось в течение целых веков и ощущается доныне.

И поэтому катехизация, неся детям и взрослым незыблемый дар веры, целиком полагается на силу Божественной благодати. Каждый катехизатор обязан передавать христианское учение во всей его целостности, и Сам Христос наделяет катехизатора способностью исполнять эту миссию самым совершенным образом.

(9. 01. 1985)


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.